Подготовка научных кадров в сфере юриспруденции: состояние и проблемы развития. Дипломная работа: Проблемы правового регулирования подготовки и переподготовки кадров Юриспруденция актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров

Российское профессиональное образование и подготовку квалифицированных кадров в их современном состоянии специалисты оценивают как проблемные, кризисные, что в значительной мере обусловлено связью этих процессов, как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с российскими особенностями его развития.

Из статьи вы узнаете:

  • Каковы современные проблемы профессиональной подготовки кадров;
  • Какие существуют пути решения проблем подготовки кадров;
  • Какие статьи расходов включают затраты на подготовку кадров.

Сложившуюся ситуацию в системе профессионального образования, по мнению специалистов, объясняют основные проблемы профессиональной подготовки кадров. Рассмотрим их ниже.

Проблемы подготовки кадров и дефицит квалификации

Проблема первая, которая связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификации.

Вместе с тем, особую остроту приобретают вопросы обеспеченности рабочими кадрами. Учреждениями профобразования выпускаются в 1,5 раза больше специалистов-техников и в 5 раз меньше квалифицированных рабочих, чем это требуется для народного хозяйства. С учетом того, что рабочих имеющих высшую квалификацию в нашей стране осталось всего 5 процентов от их общей численности (для сравнения: в США – 43 процента, Германии – 56 процентов, а в Японии – свыше 75 процентов).

При этом средний возраст квалифицированных рабочих близок к предпенсионному – 54 годам, и в ближайшие годы (приблизительно 5–7 лет) кадровая сфера отечественного производства может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями. В этой связи, к сожалению, можно лишь констатировать, что дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке труда становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Проблемы подготовки кадров и пути их решения

Проблемы эффективности подготовки квалифицированных кадров, повышения производительности труда , решение задач и вопросов менеджмента в отраслях промышленности и сотрудничества предприятий с вузами становятся особенно актуальными. Проблемы подготовки кадров по утверждениям специалистов в области экономики, даже обострились в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Или Россия к 2020 году станет еще одним сырьевым придатком развитых государств, или наша страна сумеет вернуть себе достойные позиции в мировом научно-техническом развитии. Это станет возможным при условии, если озвученные здесь проблемы начнут последовательно и правильно решать на государственном уровне.

Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров является обособленное состояние высокотехнологичного производства и высшей школы, тогда как только целостность данной системы сможет обеспечить потребности российской промышленности. Однако никто даже не пытается заполнить вакуум между знаниями и современными технологиями промышленного производства. В тоже время вузы, занимающиеся подготовкой технических кадров, имеют свои проблемы набора сотрудников из числа молодежи на ранее престижные специальности, а значительная часть студентов, и вовсе не связывает свою работу с профессией, получаемой в учебных заведениях. Назрела необходимость срочных мер к изменению сложившейся ситуации.

Критические несоответствия на рынке труда наблюдаются между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовкой кадров. Работодатели требуют от работников наличие квалификации высокого уровня, предлагая при этом тяжелые условия труда и низкую заработную плату, а работники, имея слабую специальную подготовку, весьма переоценивают свою значимость.

О том, какие документы необходимо подготовить, если вы планируете повышение квалификации персонала, мы недавно рассказывали в одном из материалов .

Как решить проблему нехватки кадров

Первыми шагами на пути решения проблем в подготовке кадров должно стать создание высокопроизводительных рабочих мест. В числе приоритетов – подготовка конкурентоспособных кадров которые могут составить конкуренцию на мировом уровне и развитие высокотехнологичных машиностроительных производств. Бизнес и учреждения образования должны сплотиться и приступить к системному решению кадровых проблем совместными усилиями.

Самым простым подходом к объяснению дефицита квалифицированных кадров – заявить, что все причины в недостаточном количестве подготовленных специалистов. Но создавшееся положение на самом деле гораздо серьезнее. На современных предприятиях, процессы обучения и подготовки кадров должны быть непрерывными, основанными на системе общепринятых профессиональных стандартов.

Вузовские программы и программы учреждений среднего профессионального образования на сегодняшний день построены без учета реальных требований производства, что приводит к противоречиям между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов. Сказывается отсутствие инфраструктур по подбору персонала и поиску работы, которые учитывали бы практическую производственную специфику. Большая часть интернет сайтов и кадровых агентств на практике не в состоянии создать условия для эффективного трудоустройства профессиональных рабочих, начальников участков, цехов и смен, руководителей производства.

Вам может быть полезен материал из электронного журнала «Директор по персоналу» на эту тему: « »

Чем помогут профессиональные стандарты в решении проблемы профессиональной подготовки кадров

Отсутствие единых требований к профессиональным знаниям и навыкам квалифицированных специалистов является основой проблем подготовки кадров. А без общепринятых требований невозможно проводить аттестацию персонала, определять приоритеты программ обучения, планировать карьеру сотрудника. Необходимо создание системы профессиональных стандартов, которые закрепят перечень необходимых знаний, навыков и умений современного специалиста. С помощью профессиональных стандартов определятся образовательные стандарты, программы обучения, процедуры оценки кадрового персонала.

Особого внимания достоин проект создания выездных кафедр на предприятиях, где подготовка специалистов могла бы осуществляться непосредственно на рабочих местах без отрыва от производства. Также вызывает большой интерес эксперимент с введением контрактной системы подготовки инженерных работников с применением схемы «вуз – студент – предприятие». Не менее важным моментом является развитие факторов социальной поддержки будущих инженеров и рабочих. Так, высококвалифицированным работникам высокотехнологичных отраслей промышленности на период прохождения ими военной службы должны быть сохранены рабочие места .

Необходимо определить основные технологии прорыва при переходе в технологический вектор и разработать по этим направлениям программу профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В дополнение к программе необходимо разработать план общественных мероприятий по пропаганде рабочего и инженерного труда и системных мотиваций.

Подготовка и развитие кадрового потенциала именно в высокотехнологичных секторах промышленности (авиационной, радиоэлектронной, судостроении и другое) и их обеспечивающих производствах должны стать приоритетами государственной кадровой политики.

Затраты работодателей на подготовку кадров

Это затраты предприятий и компаний на обучение и подготовку кадров с целью достижения высоких результатов в труде обученных и образованных работников. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе профессионально подготовленных квалифицированных сотрудников интересует руководителей предприятий и фирм в первую очередь. При этом каждый владелец бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты на подготовку кадров и вероятность выгоды, которую приносит качественно подготовленный кадровый персонал.

Обучение и подготовка кадров: баланс интересов

Выгоды компании:

Затраты и риски компании

  • Развитие у персонала творческих подходов в работе
  • Стимул для генерации новых идей
  • Тренировка ума и памяти работников
  • Универсализация сотрудников, возможность в дальнейшем совмещать рабочие места
  • Переработка компанией стороннего опыта
  • Позитивное изменение поведения персонала
  • Повышение лояльности работников
  • Расходы на обучение
  • Риск провести некачественную или нецелевую подготовку
  • Отсутствие отдачи от обучения сотрудников
  • Незаинтересованность работников в подготовке
  • Неумение применить полученные в ходе обучения знания и навыки в работе
  • Риск потерять сотрудников, прошедших подготовку

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «HR-бюджет ».

Многие работодатели несмотря на существующие риски, все же сознательно идут на затраты по подготовке кадров своего предприятия. Этот выбор связан с пониманием того, что расходы на подготовку кадров закономерны и у работодателей и собственников компаний, по сути дела, нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников предприятия и адаптации бизнеса к постоянно меняющимся условиям рынка. В конечном итоге экономия на обучении, подготовке и переподготовке кадрового персонала неизбежно приводит к излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. А это прямой путь к застою в работе, утрате конкурентоспособности и банкротству.

1

В статье рассматриваются актуальные аспекты переподготовки кадров в области юриспруденции, анализируются правовые основы осуществления профессиональной переподготовки. На основе сопоставления профессиональных стандартов, квалификационных требований, предъявляемых к должностям, профессиям и специальностям, обозначены возможные сферы юридической деятельности для лиц, не имеющих высшего юридического образования, но прошедших курсы профессиональной переподготовки. Аргументированы предложения по объему и содержанию программ переподготовки, исходя из ориентации на уровень подготовленности обучающихся и потребностей целевой аудитории. Подчеркивается необходимость формирования узконаправленных специальных компетенций с учетом будущей профессиональной деятельности и квалификационных требований, установленных в профессиональных стандартах. Указывается на необходимость в качестве постоянных элементов любой программы включать учебные курсы «Теория государства и права» и «Конституционное право», а также практику или стажировку.

компетенции.

сфера юридической деятельности

профессиональная переподготовка

1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. – СПб.: КАРО, 2007. – С.11.

2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 4-е изд., доп. (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (ред. от 12.02.2014) // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 7.

3. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е. Между личностью и профессией: идеи и проблемы компетентностного подхода в высшем образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 11 (126). – С. 9-14.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. – № 303, 31.12.2012.

5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета. – № 190, 28.08.2013.

6. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2003), утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 276-ст. (ред. от 31.03.2010) // ИУС «Национальные стандарты», 2010. – № 6.

7. Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы и территориальных органов ФНС России: Приказ ФНС России от 05.12.2011 N ММВ-7-4/908@ (ред. от 20.03.2013) // БНА ФОИВ. – № 17, 23.04.2012.

8. О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы: Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 N 25-З (ред. от 17.06.2015) // Собрание законодательства Республики Марий Эл, 26.06.2007, № 6, ст. 291.

9. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. – № 229, 25.11.1995.

10. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь / авт.-сост. М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк, А.П. Орешкина. – 2 изд., исправл. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С.251.

В системе непрерывного образования важная роль отводится переподготовке кадров. Потребность в переподготовке кадров для всех сфер профессиональной деятельности обусловлена динамикой развития современного общества, ростом конкуренции на рынке труда, необходимостью в условиях кризиса экономики и повсеместного сокращения рабочих мест, приобретения населением дополнительных навыков, умений, специальных познаний. Значимость совершенствования переподготовки кадров подчеркивается и в программных документах, определяющих приоритетные направления государственной политики в области образования.

Целью настоящего исследования ставится анализ законодательных положений, регламентирующих вопросы профессиональной переподготовки применительно к сфере юриспруденции. Исследование проводилось с использованием контент-анализа, формально-логического, функционального методов.

Законодатель, определяя место профессиональной переподготовки в системе образования как разновидности дополнительного образования, не устанавливает перечня специальностей и направлений подготовки, по которым она может осуществляться, не очерчивает возможные сферы деятельности лиц, получивших диплом о профессиональной подготовке, оставляя этот вопрос на усмотрение потребителей, исходя из потребностей обучающихся и производства. Учебные заведения все шире используют свое право предоставления образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки, привлекая студентов объявлениями о возможности получить «удобным, недорогим, а главное, быстрым способом дополнительное образование и освоить новую сферу деятельности, в том числе и в области юриспруденции».

Наметившаяся в государственной образовательной политике тенденция ужесточения требований к качеству подготовки юридических кадров, условиям образовательной деятельности в сфере юриспруденции, значительное сокращение количества учебных заведений, осуществляющих их подготовку в связи с не аккредитацией образовательных программ, вызывает обоснованные дискуссии относительно возможности осуществления трудовой деятельности в области юриспруденции на основании полученного по результатам переподготовки документа, круга лиц, нуждающихся в такой переподготовке, содержания и объема предоставляемых знаний. Широкий интерес, проявляемый к переподготовке в области юриспруденции, обуславливает актуальность научного осмысления отдельных теоретических и практических аспектов проблемы.

Прежде всего, кому и зачем нужна такая переподготовка?

Определимся с законодательной трактовкой дефиниции «профессиональная переподготовка». Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ под переподготовкой понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности . При этом под профессией понимается род деятельности человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических уме-ний, приобретенных в результате специальной подготов-ки. В рамках одной профессии выделяют специальность, определяемую как род деятельности человека, относящейся к определенной области . В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию - специальность это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач . Под видом профессиональной деятельности понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Виды профессиональной деятельности в области юриспруденции (нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская) определены федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция ((квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»). Здесь же обозначена и область профессиональной деятельности, включающая: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; проведение научных исследований, правовое обучение и воспитание. Служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности определяется как должность. Квалификационные требования к должностям в зависимости от сферы юридической деятельности установлены нормативными актами, специальными законами и, как правило, предполагают наличие высшего или среднего профессионального (юридического) образования .

Тем не менее юридические знания востребованы в профессиональной деятельности, охватывающей огромный спектр должностей, где наличие фундаментального юридического образования не является обязательным требованием. Например, в Типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы (утв. ст. 8 Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» от 31 мая 2007 г. N 25-З) указывается, что для кандидатов на должность главы администрации муниципального района, городского округа, могут быть дополнительно установлены такие квалификационные требования, как наличие высшего образования по одной из специальностей или направлению подготовки, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», либо получение дополнительного профессионального образования, соответствующего указанным выше направлениям подготовки .

При этом практически к любой должности служащего предъявляется квалификационное требование - обладание профессиональными знаниями, знанием Конституции, нормативных правовых и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей. Например, такие требования, наряду с наличием высшего профессионального образования (без конкретизации направления подготовки), установлены для замещения должности помощника руководителя Федеральной налоговой службы , в квалификационных требованиях агента по недвижимости наряду с наличием высшего профессионального (юридическое, инженерно-экономическое, экономическое) образования и т.д.

Юридические знания востребованы лицами, занимающимися бизнесом, страховой, охранной деятельностью, защитой интеллектуальной собственности, секретов производства. Законодатель оставил возможность лицам, не имеющим юридического образования выступать в качестве представителей, защитников в отдельных видах судопроизводства.

Таким образом, лица, прошедшие профессиональную переподготовку, могут осуществлять любую профессиональную деятельность, предполагающую владение правовыми знаниями, исключая сферы профессиональной юридической деятельности, где наличие высшего юридического образования и специального статуса выступает в качестве обязательного квалификационного требования.

Документом, открывающим право заниматься такой деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, выступает диплом о профессиональной переподготовке, с указанием соответствующей квалификации. Для определения квалификации, Минобрнауки России в письме от 22.04.2015 N ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций», рекомендует использовать профессиональные стандарты.

Круг лиц, для которых доступен такой вид образования, как переподготовка, обозначен законодателем. Это лица, уже имеющие профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч.3 ст.73, ч.3 ст.76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Как видим, законодатель основной упор делает здесь не на наличие образования, а на наличие у лица профессии или должности, при этом не ограничивает возможность получения дополнительного образования рамками имеющейся уже профессии или занимаемой должности.

Определяя цели переподготовки в сфере юриспруденции, следует указать в качестве основной - формирование, расширение конкретных компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в определенной области, требующей дополнительных познаний, связанных с правопониманием и реализацией правовых норм. Такой вывод отчасти напрашивается из обозначенной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направленности профессиональной переподготовки - получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» (ч. 5 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Переподготовка должна носить предельно практическую, целевую направленность. Программы должны быть ориентированы не на общетеоретическую подготовку, а носить конкретизированный характер, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, содержать специально отобранный объем знаний, умений и навыков, актуальных для определенного рода занятий, должности, достаточно узкой сферы деятельности.

На наш взгляд, совершенно неприемлемым является включение в программы профессиональной подготовки дисциплин, не ориентированных на строго определенную сферу деятельности или постановка широких целей обучения в такой, например, формулировке, как «формирование у слушателей комплексного представления о развитии и современном состоянии отечественного и зарубежного права, приобретение знаний и умений, необходимых для реализации правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества...» или «изучение основ юриспруденции и российского законодательства, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для практической деятельности слушателей в сфере юриспруденции». Как отмечает А.Е. Бахмутский, «цели образования определяются как внешними по отношению к образовательной системе факторами, так и свойствами ее элементов. Они должны быть достаточно конкретны и допускать проверку степени их достижения» . Образовательные программы профессиональной переподготовки, содержащие цели, не позволяющие обозначить конкретные трудовые функции, к выполнению которых будет способен обучающийся, не отвечают задачам дополнительного профессионального образования и затрудняют выбор присваиваемой квалификации.

Что касается объема и содержания образовательной программы, то здесь следует учитывать законодательно закрепленное правило: «программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» (ч.10 ст.76 ФЗ N 273-ФЗ). Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено и Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22 01. 2013 г. N 23).

В требованиях к результатам освоения образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") перечислено 14 общекультурных и 19 профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Означает ли это, что у лица, прошедшего переподготовку в области юриспруденции, должны быть сформированы все перечисленные в стандарте компетенции? Думается, что нет.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Продолжительность освоения программ профессиональной переподготовки не ограничена верхним пределом. Нижний предел (не менее 250 часов) определен приказом Министерства образова-ния от 01.07.2013 г. № 499 . На практике реализуемые курсы переподготовки не превышают 600 академических часов. Сформировать за такой период все перечисленные в стандарте компетенции, на наш взгляд, не представляется возможным.

Прежде всего, надо исходить из уровня профессиональной подготовленности (образование и вид выполняемой деятельности), продолжительности курсов переподготовки, компетенций, на формирование которых направлено обучение, целей, адекватно отвечающих спросу потребителя услуги. Переподготовка предполагает наличие определенных теоретических знаний и умений, приобретенных обучающимися в процессе осуществления деятельности по ранее приобретенной специальности, занимаемой должности, выполняемой работе, образования. Соответственно, переподготовка должна быть нацелена на обогащение этих знаний и получение новых, применительно к приобретаемым видам деятельности. В этом плане значение приобретает формирование целевой аудитории, однородной по своему качественному составу. Такой аудиторией, например, может выступать группа, сформированная из менеджеров высшего и среднего звена, сотрудников налоговых органов, имеющих экономическое образование, профессиональная деятельность которых требует наличия конкретных юридических компетенций, соответствующего объема правовых знаний. Обучение группы слушателей, сформированной из лиц, имеющих разноплановую подготовку (имеющих среднее специальное образование по любой специальности, либо различные уровни образования по родственным направлениям подготовки), потребует расширения содержательного объема программы профессиональной подготовки и увеличения срока курсов переподготовки. Обучение неоднородной по своему составу группы требует наличия гибкой программы, применения технологий, личностно-ориентированного подхода, дающих возможность освоить учебный материал в рамках отведенного времени каждым слушателем.

Набор дисциплин должен быть сформирован таким образом, чтобы слушатель по окончании соответствующих курсов переподготовки получил не систему знаний общеразвивающего характера, а объем знаний, умений и способностей их применения, в объеме, необходимом и достаточном для осуществления профессиональной деятельности по конкретной новой должности, конкретному виду профессиональной деятельности.

Таким образом, перечень изучаемых дисциплин должен быть обусловлен сферой будущей профессиональной деятельности, что предполагает освоение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Специфика переподготовки кадров, не имеющих юридического образования для осуществления юридической деятельности, не позволяет унифицировать содержание и структуру курсов в силу многопрофильности указанной деятельности. Тем не менее, на наш взгляд, необходимо учитывать то, что правовые знания должны базироваться на общих понятиях и категориях теории государства и права, знаниях Конституции РФ, а соответственно указанные дисциплины должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной переподготовки, связанные правовым обучением.

Обязательным элементом программы профессиональной переподготовки должна стать и производственная практика, позволяющая обучающемуся связать теоретические знания с практикой их применения, научиться реализовывать приобретенную компетенцию (компетенции) применительно к новой профессиональной деятельности, либо стажировка. Практику или стажировку предпочтительнее организовывать по месту будущей деятельности обучающегося. Такая постановка вопроса будет способствовать не только приобретению обучающимися необходимых практических навыков, но и позволит работодателю оценить уровень сформированности необходимых знаний и умений, профессиональную пригодность лица к выполнению конкретных трудовых функций.

Как совершенно справедливо отмечают В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина: «Главный - суммарный и, по сути, изначально мотивирующий вектор всего рассматриваемого нами тренда подвижек в современном образовании, осуществляемых под флагом компетентностного подхода, - профессионализация. При этом предикат компетенции мыслим только в приложении к характеристике поля профессиональной деятельности.... Именно этот вектор профессионализации в самой значительной степени и востребован обществом на современном этапе его развития» .

Вывод: Таким образом, в рамках программы профессиональной переподготовки в области юриспруденции у обучающегося должна быть сформирована одна или несколько компетенций, соответствующих конкретному виду занятий, трудовой функции (совокупности однородных функций). При выборе компетенций следует исходить из тех, которые указаны в государственном образовательном стандарте, при этом сужать их круг исходя из квалификационных требований, предъявляемых к должности, по которой планирует осуществлять свою деятельность обучающийся, и отраслевых профессиональных стандартов. Сфера практического применения полученных знаний в процессе переподготовки не ограничивается сугубо юридической деятельностью. Ее границы расширяют должности, предполагающие готовность и способность лица понимать, анализировать, толковать и реализовать правовые нормы.

Рецензенты:

Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и специального образования Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя;

Шептуховский М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры экологии и географии Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя.

Библиографическая ссылка

Пустовалова И.Н., Цветков М.Ю. К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22810 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

экономические науки

  • Лескина Ольга Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Финансовый Университет при Правительстве РФ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

В статье описываются основные трудности и проблемы системы профессиональной подготовки кадров региона, предлагаются принципы и направления совершенствования развития профессионального образования.

  • Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России
  • Мотивация в системе управления человеческими ресурсами
  • Проблемы профессиональной подготовки человеческих ресурсов в России в современных условиях
  • Разработка и реализация кадровой стратегии на промышленном предприятии региона

В современном мире образование играет ключевую роль в развитии экономики на национальном и региональном уровнях и является одним из главных компонентов благополучия. Форсированное техническое перевооружение, которое сейчас необходимо в России, потребует квалифицированных, энергичных кадров, которые будут тиражировать инновации, создавать инновационно-восприимчивую среду. Социально-экономическое развитие региона в современных условиях модернизации экономики во многом определяется уровнем обеспечения промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

Состояние трудового потенциала, являющегося частью человеческого капитала, в нашей стране не адекватно вызовам современного этапа ее экономического развития. Ухудшается качество профессионального образования, профессионально-квалификационная структура во многих случаях не соответствует потребностям производства. А из-за невысокого качества рабочей силы страдает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. В связи с этим остро встает проблема подготовки необходимых специалистов в системе профессионального образования.

Система профессионального образования традиционно включает в себя три основных звена: систему начального профессионального образования; систему среднего профессионального образования; систему высшего профессионального образования. Наряду с традиционными формами в последнее время становятся все более актуальными новые формы получения профессионального образования - послевузовское образование, повышение квалификации, переподготовка специалистов, корпоративное обучение и др.

В основу региональной системы обеспечения качества профессионального образования на всех уровнях должны быть положены следующие принципы:

  • ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон (обучающихся, образовательных учреждений, общества, государства, потенциальных работодателей);
  • развитие социального партнерства (взаимовыгодное сотрудничество, построенное на доверии, обмене знаниями и интеграции с партнерами);
  • непрерывное обучение, инновации и совершенствование образовательного процесса;
  • управление качеством образования, основанное на информации, фактах и процессах;
  • системный подход к управлению образованием;
  • ответственность перед обществом.

Развитие системы профессионального образования в регионе предполагает:

  • создание оптимальной системы профессионального образования на основе постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда и ее последующая коррекция с учётом требований государственных и международных образовательных стандартов;
  • повышение конкурентоспособности, профессиональной и социальной мобильности выпускников на рынке труда;
  • повышение качества профессионального образования за счёт создания эффективной системы управления, развития и внедрения новых технологий обучения, усиления практической направленности и совершенствования содержания образования, повышения профессионализма научно-педагогических, инженерно-педагогических кадров;
  • развитие системы социального партнерства в области образования, воспитания и молодёжной политики;
  • формирование информационно-технологической инфрастуктуры региональной системы профессионального образования и интеграция ее в единое образовательно-информационное пространство России;
  • сохранение и развитие системы социальной защиты работников и обучающихся начального, среднего и высшего профессионального образования с учётом современных тенденций развития профессионального образования и региональных особенностей.

Достижение вышеобозначенных условий возможно только на основе комплексной системы мер межведомственного характера. Основными направлениями развития региональной системы профессионального образования являются:

  1. Повышение качества профессионального образования.
  2. Развитие единого информационно-образовательного пространства на основе современных информационных технологий.
  3. Социальная защита работников и обучающихся начального, среднего и высшего профессионального образования.

Качество образования - интегральное свойство, обуславливающее способность педагогической системы удовлетворять существующие и потенциальные потребности личности, общества и государства. Анализируя качество профессионального образования, следует учитывать, что это системное понятие, включающее следующие компоненты: качество субъекта оказания образовательных услуг - педагогического персонала; качество объекта оказания образовательных услуг - абитуриентов и студентов; качество процесса оказания образовательных услуг – образовательные программы, технологии и научно-методическое и техническое обеспечение, нравственная и психологическая атмосфера; качество внутренних и внешних условий, отношений с внешней социальной средой; качество управления образовательным учреждением. Оценка качества образования предполагает оценку шести основных составляющих: качества образовательной среды, качества результата, качества преподавания, качества содержания, удовлетворённости субъектов образовательного процесса, качества образовательных технологий.

Одним из магистральных направлений повышения качества профессионального образования является широкое использование в учебном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Интенсивное развитие данных технологий и информатизация становятся важными факторами повышения качества профессионального образования в регионе. Компьютеризация профессионального образования расширяет возможности использования современных информационных технологий и ресурсов в учебных целях, повышает эффективность самостоятельной работы, стимулирует интеллектуальное творчество и профессиональное мастерство, способствует формированию и закреплению общенаучных и специальных знаний, профессиональных умений и навыков обучающихся. Вместе с тем, очевидна недостаточная развитость региональных информационных и телекоммуникационных сетей. Большинство малых городов и поселков России имеют слабо развитую информационную инфраструктуру и, как следствие, более низкий уровень образования и информационной культуры населения. Недостаток компьютерной техники, программно-технических средств, отсутствие развитой региональной сети электронных библиотечно-информационных ресурсов, электронных архивов данных, нехватка и недостаточный в целом уровень подготовки специалистов, обеспечивающих внедрение и сопровождение современных информационных и телекоммуникационных технологий в учреждениях профессионального образования ограничивают доступ преподавателей и учащихся к информационным ресурсам.

Для развития единого информационно-образовательного пространства региона необходимо: оснащение учреждений профессионального образования и органов управления образованием современными средствами вычислительной техники и телекоммуникации; разработка и внедрение электронных учебников, учебно-методических комплексов и других учебных материалов, а также электронных средств информационно-технологической поддержки учебного процесса; создание единой региональной системы непрерывной многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, научно-педагогических работников, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, административно-управленческого персоналов учреждений профессионального образования и библиотечных работников в целях оперативного и эффективного внедрения в учебный процесс новейших информационных и телекоммуникационных технологий; формирование на базе Интернет-технологий новых видов региональных информационных ресурсов (областного депозитария электронных учебников и учебно-методических материалов, областного образовательного портала); создание региональной системы централизованного мониторинга качества и сертификации информационных ресурсов; разработка интегрированной в национальное и международное образовательное пространство региональной системы технологических стандартов форм представления данных и обмена данными.

Социальная защита работников и обучающихся начального, среднего, высшего профессионального образования должна включать комплекс мер по предоставлению социальных гарантий и льгот, направленных на поддержание уровня жизни и стандартов потребления, соответствующих современных требованиям. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации ключевыми проблемами социального характера работников сферы образования и науки являются неудовлетворительная, низкая оплата труда, невозможность разрешения жилищных проблем, слабая обеспеченность медицинскими услугами, низкая доступность санаторно-курортного лечения, разрушение социально-бытовой инфраструктуры учреждений профессионального образования. Между тем, учеными установлено, что соотношение заработной платы занятых в сфере образования, науки и научного обслуживания к средней заработной плате по экономике в целом должно быть не ниже уровня 1,25:1.

На наш взгляд, значительное место в политике стимулирования развития профессиональной подготовки должно отводится вопросам формирования системы помощи детям и молодежи, живущим в малообеспеченных семьях, особенно на селе, и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов молодого поколения. Как известно, молодежь является важнейшим ресурсом для формирования экономики нового типа, основанной на знаниях. Именно она, как было выяснено в ходе исследований, обладает более высоким уровнем адаптивности к рыночной экономике, проявляет более высокую социальную мобильность и гибкость, готовность к развитию своего «человеческого» капитала, склонность полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха. Поэтому необходимо создать условия для обеспечения возможности овладения новыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы, помочь в трудоустройстве, улучшении жилищных условий и т.д. Социальная помощь должна носить целевой адресный характер. В качестве поощрительных мер для студентов, отличившихся в учёбе, науке, творчестве, спорте можно использовать выплаты дополнительных стипендий, например губернаторских стипендий победителям Всероссийских и международных олимпиад, путевки в оздоровительные учреждения и т.д. Малообеспеченные студенты должны получать, например, бесплатные продуктовые наборы, денежную компенсацию за оплату проезда в общественном городском транспорте и т.д. Молодые специалисты, которые устраиваются на работу в сельские образовательные учреждения, должны получать «подъёмные», а решившие трудиться преподавателями – надбавки к зарплате в течение первых лет. Большое внимание должно уделяться организации лечения и отдыха обучающихся.

Развитие системы профессионального образования в условиях формирования инновационной экономики России требует принципиального изменения образовательной политики перехода к опережающему образованию. По мнению ряда ученых, необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра, несмотря на то, что сегодня для них в стране или в регионе может не оказаться работы. В условиях развала большинства высокотехнологичных предприятий в стране есть два пути. Первый – опустить уровень образования до потребностей нынешней деградирующей экономики сырьевой направленности. Второй – готовить специалистов для высокотехнологичной отечественной экономики, рассчитывая на то, что часть этих людей ее и создаст. Инновационное развитие связано с выбором второго пути. Поэтому развитие системы профессиональной подготовки кадров должно быть подчинёно единой концепции социально и профессионально ориентированной молодёжной политики, государственной поддержки талантливой молодёжи и всех форм научно-технического творчества студентов, аспирантов и докторантов высшей школы.

Решение экономических проблем в инновационном секторе экономики зависит, прежде всего, от людей-профессионалов, использующих бизнес-стратегии, от наличия инновационно-образовательной среды, устойчивой, самоподдерживающейся и восприимчивой к нововведениям и их коммерциализации. Это требует подготовки молодых специалистов нового типа, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности. Необходимы также инфраструктура, механизмы и методики генерации такого рода специалистов, изменение шкалы ценностей, установок, а также существенной организационной поддержки этой работы со стороны государства, региональных властей и со стороны бизнеса.

Как и в другие исторические эпохи, когда многое необходимо строить заново, востребованными оказываются «новые люди», подготовку которых берут на себя передовые высшие учебные заведения определенного типа, как, например, Эколь-нормаль в годы Великой Французской революции, Московский университет во времена екатерининских реформ, Московских физтех в период создания ракетно-ядерного щита и др. Люди нового типа должны уметь творчески мыслить и иметь другие ценностные ориентации.

Опыт промышленно-развитых стран показывает, что задачу подготовки современных кадров позволяет решить кооперация учебных заведений и промышленных компаний. Это включает в себя открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Крайне важным представляется инициатива ряда ВУЗов выявить инновационные потребности на региональном уровне и готовить специалистов, ориентированных на их выполнение.

Для организации более тесного сотрудничества учреждений образования и предприятий реального сектора в целях подготовки специалистов нужной квалификации необходимо:

  1. Создание системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, объединений работодателей, бизнес-структур с государственными и частными образовательными учреждениями.
  2. Систематическое проведение мониторинга кадровых потребностей, рейтингование образовательных учреждений, учебных центров, бизнес-школ и учебно-тренинговых программ.
  3. Определение потребностей компаний в развитии компетенций ключевых специалистов и управленческих кадров.
  4. Формирование системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.
  5. Предъявление ведущим образовательным учреждениям, учебным центрам и бизнес-школам потребностей и требований к профессиональному образованию и бизнес-обучению.
  6. Апробирование и разработка современных российских методик, тренингов, программ с участием специалистов высокого уровня.
  7. Организация и проведение специализированных учебно-тренинговых бизнес-программ.
  8. Вовлечение в совершенствование профессиональной подготовки кадров регионального бизнеса.
  9. Изучение российского и зарубежного опыта и экспертиза практических ситуаций по реформированию бизнес-процессов, определению компаниями стратегических позиций, конкурентному прорыву в глобальной экономике.

Координация усилий, активное сотрудничество вузов с промышленностью, совместная работа с органами исполнительной и законодательной власти позволят преодолеть те трудности, с которыми сталкивается сейчас система профессиональной подготовки кадров региона.

Список литературы

  1. Кабаева А.А., Лескина О.Н. Вопросы кадрового обеспечения экономики региона (на примере Пензенской области) // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. - ч.14
  2. Лебедева Н., Татарко А. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. С.25
  3. Лескина О.Н. Проблемы и перспективы развития человеческого интеллектуального капитала российского общества// Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России. Посвящается 95-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации/ под общ. ред. В.В. Бондаренко, В.А. Дресвянникова, О.В. Лосевой. – Пенза: Издательство ПГУ, 2013
  4. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы и проблемы их воспроизводства в современной России// Предпринимательство и инновации: региональные приоритеты и перспективы развития: сб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Алтайского края. – Барнаул: Изд-во «АЗБУКА», 2013
  5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика – XXI, 2005.
  6. Харин А. А., Майборода В.П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. htttp:// www.itbu.ru
  7. Ясин Е. Модернизация и общество.// Вопросы экономики. 2007. № 5. С.4-29