Таможенно тарифная политика российской федерации. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе. г) совершенствование таможенного администрирования

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, "перетекание" внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками). Корчажкина Н.П. Тенденции развития таможенно-тарифного регулирования в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Российское предпринимательство. - № 11. - 2010.

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в 5 целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Всероссийская Государственная Налоговая Академия

Министерства Финансов Российской Федерации

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Таможенное право»

тема

«Таможенно-тарифная политика»

Выполнила:

студентка заочного отделения

группы НЗ-301

Скородумова Ольга Юрьевна

Преподаватель:

Москва, 2008

Введение

1 Основные направления таможенно-тарифной политики

2 Результаты таможенно-тарифной политики

3 Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период

4 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики

Литература

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как: создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой; обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации; пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов; участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары; формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России; создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о «Таможенном тарифе».

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 21 февраля 2008 г.

Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.

Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.

Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

Усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

Единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

В последнее время развитие сферы внешней торговли характеризовалось высокой динамикой, усилением ее влияния на внутренние экономические процессы в стране.

Сразу после кризиса 1998 года положительное сальдо торгового баланса РФ за 9 месяцев 2000 года составило 49,9 млрд. долларов, в 1999 году за тот же период - 27,5 млрд. долларов. Внешнеторговый оборот в январе-сентябре 2000 года составил 97,7 млрд. долларов - на 37,1% больше, чем в январе-сентябре 1999 года.

Сегодня же эти цифры уже совсем иные. Объем импорта товаров в 2008г. составил 199,7 млрд. долларов США против 137, 8 млрд. долларов США в 2006 году (рост - 144,9%), в том числе, из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ -29,8 млрд. долларов США. Объем поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины составил 488,0 млрд. руб. по сравнению с 341,6 млрд. руб. в 2006 году (рост - 142,9%).

В 2007 году были изменены ставки ввозных таможенных пошлин по 1570 тарифным позициям, из них 307 - товары сельскохозяйственной группы. Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2007 году составила 11,25%, в 2008 году 11,17%. Одновременно, по условиям обязательств по связыванию ставок ввозных таможенных пошлин с учётом присоединения к ВТО Россия вправе будет сохранять достаточно высокий уровень тарифной защиты (средневзвешенная ставка по окончании переходного периода на сельскохозяйственные товары - до 18%, промышленные - 7,6%). Объем экспорта товаров в 2007 году составил 352,5 млрд. долларов США против 301,2 млрд. долл. США в 2006 году (рост 117%). Объем поступлений от взимания вывозной таможенной пошлины составил 1 834,9 млрд. руб.

Изменения ставок вывозных пошлин были осуществлены по 63 позициям, без учета нефти и нефтепродуктов. По нефти и нефтепродуктам (73 позиции) ставки пошлин изменялись в соответствии с законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» каждые 2 месяца. С целью защиты внутреннего рынка и предотвращения роста цен были введены вывозные таможенные пошлины на пшеницу и ячмень в размерах 40 и 30 процентов соответственно.

Объем тарифных льгот в 2007 году составил при импорте - 30,4 млрд. руб. (6,2% объема поступлений от ввозных таможенных пошлин), при экспорте - 94,7 млрд. руб. (5,2% объема поступлений от вывозных таможенных пошлин).

Проводимая в 2007 году тарифно-таможенная политика базировалась на Основных направлениях таможенной политики на 2008-2010 годы, одобренных Правительством Российской Федерации 2 марта 2007 года. Из предусмотренных мероприятий выполнены следующие.

На постоянной основе введены в действие нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на широкую номенклатуру технологического оборудования. Дальнейшее расширение перечня видов технологического оборудования с нулевыми ставками ввозных пошлин предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года № 357 (всего 98 позиций)

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» снижены ставки ввозных таможенных пошлин на медицинские модули с 20 до 5 процентов.

Утверждены на постоянной основе дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные компоненты и комплектующие элементы, ввозимые в режиме «промышленной сборки». В рамках этого направления в 2007 году был расширен перечень ввозимых беспошлинно или по пониженной ставке пошлины отдельных компонентов и деталей, применяемых при производстве узлов и/или агрегатов автотранспортных средств.

Продлено на постоянной основе применение пониженных ставок ввозных пошлин на материалы и комплектующие, используемые в рамках проекта создания среднемагистрального пассажирского самолета 881-100.

Приняты решения по корректировке сезонных пошлин на товары 68 наименований сельхозпродукции.

Приняты поправки в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», предоставляющие полномочия Правительству Российской Федерации изменять порядок распределения тарифных квот.

Принят ряд решений по совершенствованию правил определения страны происхождения. Расширен перечень технологических операций, осуществление которых позволяет признавать товар происходящим из той страны, где такие операции были осуществлены. Подготовлен проект новой редакции Правил определения страны происхождения товаров, применяемых в рамках СНГ.

Активно и последовательно проводилась политика защиты отечественной промышленности от недобросовестного или резко возросшего импорта. Приняты решения о применении антидемпинговых мер в отношении импорта никельсодержащего плоского проката из ЕС, машиностроительного крепежа из Украины, подшипников качения из Китая и специальной защитной меры (сетки из стекловолокна).

В рамках соответствующих расследований были заключены соглашения с Украиной о регулировании поставок на таможенную территорию Российской Федерации прутков для армирования железобетонных конструкций и плоского холоднокатаного проката.

Проводились расследования в отношении полиамидных технических нитей и нержавеющих труб. По результатам ранее проведенных расследований применялись защитные меры в отношении трехфазных асинхронных электродвигателей, швеллеров, некоторых видов стальных труб, дрожжей пекарных сухих, ламп накаливания.

Отменены вывозные пошлины на ряд товаров с высокой долей добавленной стоимости. Среди них: отдельные виды химической продукции, продукции деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (отдельные виды пиломатериалов и обработанной древесины, целлюлозы, бумаги и картона).

3 ПРИОРИТЕТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе - содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Задачи таможенно-тарифной политики:

Содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;

Стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»);

Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;

Унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики.

Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.

Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.

Вместе с тем, такие факторы, как:

Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств;

Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах;

Выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция);

Необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;

Временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен, - препятствуют соблюдению принципа эскалации Таможенного тарифа в некоторых секторах экономики.

В среднесрочной перспективе для стимулирования переноса производств в Россию:

Будет продолжена работа по изменению Таможенного тарифа с целью дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.

Для создания условий, способствующих организации производства тех товаров, на которые ставки пошлин ниже, чем на компоненты для их производства, будут применяться: классификация товаров, ввозимых в разобранном виде, по тарифной позиции, к которой относится товар в готовом виде. В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение будет проведена работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие; таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Будут реализованы преимущества таможенного режима переработки для внутреннего потребления для тех товаров, где снижение ставок пошлин на материалы, сырье и комплектующие не оправданно.

Будет продолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.

Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров (для режима «промышленная сборки», или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений) будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть, без требований по «локализации» производства.

Ограничением для дифференциации ставок пошлин в зависимости от предназначения товаров является правовая неопределенность в статусе товаров для таможенных целей (если он декларируется таможенным органам по пониженной ставке таможенной пошлины как предназначенный для промышленной сборки). Для расширения практики дифференциации пошлин на условиях, соответствующих правилам ВТО, необходима четкая регламентация правовых последствий для декларанта, если при импорте товаров им выбирается более низкая ставка пошлины.

Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.

Второе усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.

Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.

Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.

Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованно завышенных пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России. Сохранение ставок таможенных пошлин с фискальной целью приводит к повышению цен по всей цепочке использования товаров и, соответственно, нагрузки на потребителя. Другим негативным эффектом наличия высоких ставок является провоцирование нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей.

Третье - отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.

Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров; использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

Четвертое - адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.

Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.

В соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (утвержден 6 октября 2007 года Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне Глав государств) к 2011 году Россия передаст полномочия в проведении таможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза.

В среднесрочной перспективе будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ:

Подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ;

Двухсторонние соглашения о свободной торговле будут дополнены договоренностями о механизмах защиты внутренних рынков стран-участниц.

Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике России.

Пятое - оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

В Российской Федерации установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.

К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего - 53), таможенная пошлина не взимается.

В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов:

Содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям;

Учет политики стран-бенефициаров в отношении России.

Шестое - последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

Будет продолжен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничение его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории Российской Федерации.

Седьмое - обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. В период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.

Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.

4 МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования будет улучшено качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.

Будет разработана методика сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил.

Будут упрощены технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.

Будет упрощена система учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий.

Будет упрощена система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

Будет принят нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий порядок подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти использования товаров в определенных целях, если это влияет на размер ставки ввозной таможенной пошлины или тарифную классификацию товара.

Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многовековой исторический опыт убедительно свидетельствует, что продуманная целенаправленная таможенная политика способствовала динамичному развитию тех или иных государств, равно как и просчеты в этой сфере отрицательно сказывались не только на экономике, но и способствовали нарастанию социальных противоречий, обострению международных отношений. Ярко выраженный протекционизм российской таможенной политики на рубеже XIX-XX столетий способствовал повышению внутренних цен и как следствие росту социальной напряженности и революционных настроений в обществе. Со второй половины XIX в. между передовыми западными странами разворачиваются т.н. «таможенные войны» за передел мировых рынков сбыта. Первая мировая война во многом становится итогом этих «войн». С другой стороны, именно образование общего таможенного пространства в рамках Европейского Экономического Сообщества стало одной из главных основ современной европейской интеграции.

Сегодня перед нашей страной стоит важнейшая задача обновления производственных фондов и подъема национальной промышленности, производственные мощности которой стремительно устаревают. Для решения этой острейшей проблемы необходимо сочетание политики интеграции России в мировую экономику с защитой интересов отечественного производителя.

Важнейшим инструментом государственного регулирования внешнеэкономических связей является таможенная система, включающая в себя таможенное законодательство, регламентирующее внешнеторговый оборот товаров и собственно деятельность таможенных служб.

Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты. Россию ВТО не ограничивает в применении мер по поддержке экономики. Но похоже, что и для членов ВТО нет препятствий при введении протекционистских мер. При этом на словах все подтверждают приверженность открытому рынку.

Нужно политическое решение - вступаем в ВТО или реализуем альтернативные решения, будь то защита рынков или таможенный союз с соседями. Понятно, что решение будет учитывать позицию наших зарубежных партнеров, но, очевидно, им не стоит с этим вопросом тянуть

ЛИТЕРАТУРА

1. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

2. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.12.2007) «О таможенном тарифе».

3. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

4. Приказ ФТС РФ 964 от 05.10.06. Об утверждении аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.».

5. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 N 2225-р «О концепции развития таможенных органов РФ».

6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г, Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов; - М.: Изд. «Дело и Сервис», 2002.

7. А.Ф. Ноздрачев, Таможенное право: - М., Юрист, 1998 г.

8. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник;- М: Экономист, 2005.

9. Консультант Плюс.

10. http://www.minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов РФ.

11. http://www.tamognia.ru Клуб таможня.ру.

12. http://www.kadis.ru/ Правовой портал.

13. http://www.customs.ru Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ.

Подобные документы

    Сущность таможенной политики в РФ. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период. Информационная поддержка повышения эффективности таможенного оформления и контроля. Проблемы информационного взаимодействия и информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Таможенно-тарифное регулирование в России 2014-2016 годов. Факторы формирования таможенно-тарифной политики. Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации. Принципы таможенно-транспортного регулирования экспорта.

    реферат , добавлен 22.11.2013

    Понятие таможенной политики государства: цели, задачи, субъекты, структура. Стратегия развития таможенной политики РФ в свете вступления в ВТО, ее реализация: приоритеты таможенно-тарифного регулирования; совершенствование таможенного администрирования.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2012

    Характеристика особенностей таможенной политики. Анализ таможенных пошлин и целей таможенной политики. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2009 г., ее цель в среднесрочной перспективе. Правовой статус современных таможенных органов.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала. Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите рынка. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. Направления таможенно-тарифной политики.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Развитие международной торговли в странах Евросоюза. Обоснование механизма применения общего таможенного тарифа; исчисление среднего уровня пошлин. Выявление особенностей таможенно-тарифной политики и практики Европейского союза на современном этапе.

    реферат , добавлен 13.05.2014

    Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифная политика развивающихся стран. Таможенный надзор и контроль над национальной валютой и культурными реликвиями КНР. Нетарифные методы регулирования международной торговли.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

    Таможенные налоги в Новой Зеландии. Компьютеризация таможни на базе CASPER. Таможенная территория и таможенная граница. Отдел политики, кадров и ресурсов. Инструменты торговой политики. Таможенно-тарифная политика. Беспошлинный импорт и ограниченный ввоз.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Цели и функции таможенного регулирования. Особенности таможенного регулирования в мировой практике. Таможенная политика и основные направления ее реализации в странах Евросоюза на примере Германии. Динамика экспорта и импорта, их перспективы и проблемы.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2012

    Стратегия развития таможенной политики РФ. Свобода торговли - основной принцип внешнеэкономической деятельности. Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2012-2013. Вступление России в ВТО: таможенный аспект экономической безопасности.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

А. А. Васютин Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений таможенно-тарифной политики в современных условиях. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как внешнеэкономическая деятельность играет важнейшую роль в экономике страны, а ее невозможно представить без регулирования таможенными органами.

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет важную роль в торгово-политическом механизме, так как оно применяется для защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому для проведения Россией эффективной политики необходим эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования.

Таможенно-тарифная политика России должна подстраиваться под изменяющиеся внешние и внутренние условия, приобретая при этом более гибкий характер и приспосабливаясь к современной экономической ситуации.

Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентости. В связи с этим можно выделить ряд ее особенностей в предстоящий период:

1) она должна способствовать технологической модернизации российской экономики путем доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию;

2) усиливается ее роль в формировании транснациональных компаний, развитии специализации и кооперации в высокотехнологичных отраслях;

3) таможенно-тарифная политика больше участвует в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности;

4) проведение единой таможенно-тарифной политики в рамках таможенных союзов и содействие интеграции на евразийском пространстве.

Для достижения этих задач необходимо работать по следующим направлениям:

1. Стимулирование переноса производств на территорию России.

Прежде всего, путем тарифной эскалации. Этому препятствуют такие факторы как:

Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование;

Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России;

Выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров;

Необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;

Временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен.

Должна быть проведена работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие (для таких отраслей как автомобилестроение, сельхозмашиностроение).

Необходимо внести изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины.

2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.

Необходимо создавать защитные барьеры для доступа импорта в тех секторах экономики, где существует угроза вытеснения с внутреннего рынка отечественного товара импортным.

Обеспечивать сбалансированность импорта с учетом потребностей производителей и потребителей путем применения специфических тарифных инструментов (сезонные пошлины, тарифные квоты) и оперативно реагировать на рыночную ситуацию применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (в аграрном секторе).

Отказ от необоснованно завышенных ставок пошлин (прежде всего на товары промышленно-производственного и социального назначения не производимые в России).

1. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.

Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»

2. Это связано с применением таможенных пошлин в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

3. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

4. Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике РФ.

5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

6. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.

7. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

8. Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

9. Обеспечение стабильности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предприни-

мателей. Будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.

Для того чтобы должным образом реализовать инструменты таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования.

Будет разработана методика сравнения статистических данных о внешней торговле России и торгующих с ней стран, для выявления незаконного ввоза.

Будут введены упрощенные технологии таможенного оформления для производителей, использующие импортное материалы и сырье, для уменьшения затрат на хранение и логистику.

Будет упрощена система учета, основанная на использовании сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий товаров, предназначенных для промышленной переработки и сборки, и операций с ними для таможенных целей.

Также претерпит упрощение система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, таможенное оформление которых приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

В среднесрочной перспективе намеченные приоритеты будут реализованы для содействия решения стратегических задач социально-экономической политики государства направленных на переход к инновационному пути развития экономики и для укрепления конкурентоспособных позиций российского рынка в мировой экономике.

© Васютин А. А., Полежаева Н. В., 2010

А. Е. Гришпитенко Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЯВЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Данная статья посвящена актуальным вопросам правонарушений в сфере заявления страны происхождения товаров в грузовой таможенной декларации. Смоделированы и описаны ситуации, наиболее ярко описывающие проблемы данных правонарушений с использованием реальных данных о товарах и странах за последние годы; обозначена сущность данных правонарушений, показаны причинно-следственные связи. Более того, обозначены основные методы борьбы с данными правонарушениями таможенными органами, основанные на системе управления рисками; а также, использован нестандартный анализ данных правонарушений с включением промежуточных и общим выводами.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории. Это в свою очередь влияет на поступление в Федеральный Бюджет денежных средств, на поведение участников внешнеэкономических отношений, так как Россия применяет дифференцирован-

ный подход в отношениях с другими странами. Таким образом, актуальность подчеркивается широким кругом лиц, заинтересованных в той или иной записи о стране происхождении товара в ГТД.

Важно отметить, что числовые данные о количестве упомянутых правонарушениях носят лишь опосредованный характер и ограничивают анализ данной проблемы. Для более широкого ее понимания и

Внешнеэкономическая политика это проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов1. Па формирование внешнеэкономической политики определяющее влияние оказывают: государство, монополистические группировки, различные ассоциации, объединения, союзы и т.д.

Во внешнеэкономических связях и отношениях России с другими странами за последние десятилетия произошли глобальные изменения. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая разработана Минэкономразвития России, целью внешнеэкономической политики РФ в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Важным этапом развития внешнеэкономической политики России явилось формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России (далее - ТС). К 1 января 2010 г. была сформирована правовая база ТС и принято более 40 международных договоров, введены единые правила таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли товарами с третьими странами. С 6 июля 2010 г. на территории трех стран действует ТК ТС. Формирование единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах ТС, так и товаров, происходящих из третьих стран, было завершено к 1 июля 2011 г.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением применения таких мер в отдельных предусмотренных законодательством случаях. Такие случаи касаются установлений количественных ограничений, ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса, а также связанные с мерами валютного регулирования. Кроме того, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

  • 1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • 2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • 3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
  • 4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

При этом каждый участник Таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

  • 1) Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС);
  • 2) международных договоров государств - членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
  • 3) решений Комиссии ТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов ТС.

В соответствии со ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС - в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности1 в Российской Федерации осуществляется на основе Конституции РФ и в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности и осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) законодательством РФ.

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (рис. 8.1.1).

По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:

  • 1) ввозные (импортные), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию государства (союза государств) и широко применяемые во многих странах;
  • 2) вывозные (экспортные), взимаемые при вывозе товаров с таможенной территории государства (союза государств) и применяемые чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией;
  • 3) транзитные, взимаемые за провоз товара по территории страны (союза стран). В фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.

По цели взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов, а их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские - служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, для них характерны высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Заметим, что на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.

Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет. 15 2010-2013 гг. таможенные пошлины сформировали около 40% доходной части федерального бюджета и 18% доходов консолидированного бюджета РФ. Доля таможенных пошлин в ВВП в 2010 г. составила 6,74%, в 2011 - 8,16%, в 2012 г. - 8,02%, в 2013 г. - 7,29%.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ТС, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов ТС.

Рис. 8.1.1.

С целью защиты экономических интересов стран - участниц ТС могут устанавливаться особые пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные, которые устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ст. 70 ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда - как ответная мера на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к импортным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные - в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

В некоторых случаях для оперативного регулирования вывоза отдельных видов товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Целью таможенно-тарифной политики РФ в среднесрочной перспективе является содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К задачам таможенно-тарифной политики РФ отнесены:

  • содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;
  • стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию ("импорт производств вместо импорта товаров");
  • повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;
  • унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Мировой экономический кризис, повлиявший на совокупный мировой спрос, перенос кризисных явлений в российскую экономику и связанная с этим необходимость разработки эффективных антикризисных мер обусловили потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики. В условиях кризиса в Российской Федерации было осуществлено смещение акцентов таможенно-тарифной политики от выполнения традиционных регулирующей и фискальной функций в сторону проведения антикризисных мероприятий для защиты экономики России, поддержки конкурентоспособности отечественных производителей. По данным Минэкономразвития России в январе - сентябре 2009 г. было принято около 30 постановлений Правительства РФ, направленных на повышение ставок ввозных таможенных пошлин по 350 товарным позициям. Среди важнейших отраслей, в отношении которых осуществлены меры таможенно-тарифной защиты, - автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. Так, в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей Правительством РФ были приняты постановления о повышении ввозных таможенных пошлин на ряд импортируемых сельскохозяйственных товаров, таких как рис, сыры, молочная продукция, растительные масла и др.

Меры по повышению конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов включали в себя не только повышение, но и снижение ввозных таможенных пошлин. В частности, ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды гражданских пассажирских и грузовых самолетов, не производимых в Российской Федерации, были обнулены. Данная мера является частью системных решений по поддержке российских авиаперевозчиков. В целях обеспечения благоприятных условий для развития российского производства отменены ввозные пошлины на сырье, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое в России. Данная мера направлена на расширение сырьевой базы, повышение степени загрузки производственных мощностей в условиях финансового кризиса.

В 2009 г. методами таможенно-тарифной политики активно регулировались процессы повышения конкурентоспособности российского экспорта. С учетом высокой фискальной составляющей экспортных пошлин тактика их установления основывалась на недопущении снижения ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.

Важным этапом развития внешнеэкономической политики России явилось присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО), оформленное 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. После ратификации данного протокола Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ он стал международным договором для Российской Федерации.

По информации Минэкономразвития России, стратегические задачи участия России в ВТО включают в себя, в частности:

  • содействие формированию многосторонней системы правил международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений; проведение активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО;
  • обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложении на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов;
  • контроль за выполнением обязательств членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее бизнеса.

В среднесрочной перспективе таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях вступления в ВТО и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии. Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России перед ВТО. До 2016 г. средний уровень пошлин предполагается снизить с 8,5 до 6% по промышленным товарам, и с 11,2 до 8,7% - по продовольственным. Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение ее уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям. При этом в связи со снижением ставок ввозных пошлин возрастет потребность в использовании специальных мер по защите внутреннего рынка. Для повышения конкурентоспособности отечественных производителей будут использоваться тарифные квоты.

Следующим обязательством перед ВТО предусмотрена отмена экспортных пошлин в течение пяти лет на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за отдельными исключениями, такими например, как минеральное топливо (нефть, нефтепродукты, газ). При этом в качестве инструментов торговой политики предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках ТС.

В 2013 г. в основном завершилось формирование полномасштабной системы наднационального регулирования в ТС и Едином экономическом пространстве. В рамках этой системы могут быть реализованы новые подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности с учетом общих интересов стран ТС и долгосрочных перспектив интеграции.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов были разработаны в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, а также с учетом отраслевых государственных программ и стратегий.

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО;

следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций;

разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики, а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны.

Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014 года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и странах - членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия - 6,7%.

По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году.

Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается.

Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.