Регистрация иностранной компании в налоговой. Постановка на учет иностранных организаций. Особенности учета иностранных организаций

МНС России принял Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124. Существуют различные виды иностранных организаций -дипломатические, созданные на основе международных договоров, осуществляющие деятельность в территориальном море, действующие через российских представителей но в данной главе мною затронуты требования которые распространяются только на иностранных юридических лиц, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств

Постановка иностранных субъектов на налоговый учет происходит по-разному. Степень присутствия иностранного субъекта в РФ обусловливает его статус как налогоплательщика и, соответственно, порядок постановки на учет. Согласно п.2.1.1 Положения иностранные компании становятся на учет в связи с созданием отделения в случае, если осуществляют или намереваются осуществлять деятельность в Российской Федерации более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). Месячный срок нужен, чтобы рабочее место было признано стационарным согласно ч.2 ст.11 НК РФ, а его местонахождение - обособленным подразделением. Постановка на налоговый учет производится по месту деятельности не позднее 30 дней с момента ее начала.

Иностранная компания, намеревающаяся начать работу в РФ, должна иметь четкий бизнес-план с указанием срока деятельности. Согласно п. 2.1.1.1

Положения иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. В соответствии с Положением иностранные организации должны вставать на учет независимо от того, какой деятельностью они будут заниматься. Определяющим критерием служит не предмет деятельности, а ее срок, создание обособленного представительства.

Для постановки на учет в налоговом органе необходимы следующие документы:

  • - заявление о постановке на учет по форме 2001И;
  • - легализованные выписка из торгового реестра, сертификат об инкорпорации или другой аналогичный документ, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке (т.е. выдавшим органом или нотариусом).
  • - справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода (или аналога) налогоплательщика;
  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения - копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • - доверенность, выданная иностранной организацией на управляющего отделением.

Под договором, на основании которого осуществляется деятельность на территории РФ, понимается сделка, совершаемая в рамках обычной хозяйственной деятельности. Если иностранная компания открывает новое представительство, уже имея в России свое подразделение, то ей следует представить в налоговый орган:

  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения - копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • - доверенность, выданную иностранной организацией на управляющего отделением;
  • - заверенную в установленном порядке копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет.

Таким образом, если иностранная компания хочет открыть несколько отделений на территории РФ, то целесообразно сначала открыть один офис, что упростит постановку на учет остальных отделений.

Для того чтобы открыть счет в российском банке иностранная организация должна выяснить, в каком налоговом органе находится на учете этот банк, зарегистрироваться там и только после этого заключать договор с банком. Контроль за ведением расчетно-кассовых операций по расчетному счету ведется банком. Банк имеет право арестовать расчетный счет или безакцепно списывать денежные средства на основании решения Налоговой инспекции о приостановлении операций по рублевым и валютным счетам если иностранная организация не оплатила в срок или в полном объеме сумм по налогам и сборам.

И так встав на учет в налоговых органах и открыв расчетный счет организация по мере ведения своей экономической деятельности должна уплачивать налоги.

Особенности учета иностранных организаций

в российских налоговых органах

Регистрация иностранных организаций

Постановка на учет в связи с открытием представительства

Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества

и транспортных средств

Открытие счета в российском банке

Постановка на учет иностранных организаций, действующих через

российских представителей

Внесение изменений после постановки на учет

МНС России принял Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124. Ниже изложены рекомендации данного Положения.

Регистрация иностранных организаций

Требования Положения распространяются на:

Иностранных юридических лиц, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств (далее именуемые "иностранные организации");

Международные организации, созданные на основе международных договоров, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами (далее именуемые "международные организации");

Дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Российской Федерации (далее именуемые "дипломатические представительства").

Для представительств, приравненных к дипломатическим, нет точного определения. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) никого не приравнивает к дипломатическим представительствам. Сотрудники налоговых органов в некоторых частных ответах, посвященных льготе по НДС для дипломатического корпуса, допускают применение льготы и для консульских учреждений. Та же позиция усматривается из п.2.2 Положения, однако с точки зрения международного права она весьма спорна, а российское налоговое право по данному поводу не дает никаких комментариев. Единственное указание имеется в письме МИД России от 22 марта 1994 г. N 279/Дгп-нс "Об освобождении от уплаты налогов, сборов и пошлин сотрудников посольств иностранных государств и членов их семей, живущих вместе с ними". Этим письмом сообщен список представительств, аккредитованных при МИД России, которые по объему привилегий и иммунитетов приравниваются к дипломатическим: Европейская Комиссия; Европейский банк реконструкции и развития; Лига Арабских Государств; Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк); Международный банк экономического сотрудничества; Международный валютный фонд; Международный инвестиционный банк; Международный Комитет Красного Креста; Международная организация космической связи "Интерспутник"; Международная организация по миграции; Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца; Международная финансовая корпорация; Международный центр научной и технической информации; Организация Объединенных Наций; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО); Мальтийский Орден; Святой Престол.

Согласно п.1.5 Положения на учет в России ставятся иностранные организации, осуществляющие деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно ст.2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" территориальным морем считается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной в 12 морских миль. Континентальный шельф, как предусмотрено ст.1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", включает морское дно и недра подводных районов, в том числе находящихся за пределами территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. Исключительная экономическая зона согласно ст.57 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) представляет собой морское пространство за пределами территориального моря шириной в 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Разработчики российского шельфа и морского пространства регистрируются в налоговых органах субъекта Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации. Однако "примыкание" - понятие весьма неопределенное. Район, в котором происходит разработка шельфа, может находиться на расстоянии свыше 400 км от территории субъекта Федерации. Сложно, например, определить место регистрации плавучей буровой установки. Авторы Положения предвидели подобные коллизии и в п.1.6 предусмотрели, что в случае возникновения у плательщиков затруднений с определением места постановки на учет (учета) решение на основе представленных ими данных принимается соответствующим налоговым органом, определенным МНС России или Управлением МНС России по субъекту Федерации. Таким образом, в примере с буровой установкой ее владельцам следует сначала обратиться в центральный аппарат МНС России для определения субъекта Федерации, где им предстоит встать на учет, а уже затем обратиться в соответствующий территориальный орган.

Постановка на учет в связи с открытием представительства

Постановка иностранных субъектов на налоговый учет происходит по-разному. Степень присутствия иностранного субъекта в РФ обусловливает его статус как налогоплательщика и, соответственно, порядок постановки на учет. Согласно п.2.1.1 Положения иностранные компании становятся на учет в связи с созданием отделения в случае, если осуществляют или намереваются осуществлять деятельность в Российской Федерации более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности). Месячный срок нужен, чтобы рабочее место было признано стационарным согласно ч.2 ст.11 НК РФ, а его местонахождение - обособленным подразделением. Постановка на налоговый учет производится по месту деятельности не позднее 30 дней с момента ее начала.

Иностранная компания, намеревающаяся начать работу в РФ, должна иметь четкий бизнес-план с указанием срока деятельности. Согласно п. 2.1.1.1 Положения иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. Здесь имеется в виду оговорка, широко распространенная в российских соглашениях об избежании двойного налогообложения, согласно которой отдельные виды деятельности, хотя и осуществляются на территории РФ, не приводят к образованию постоянного представительства и налоговому резидентству (см., например, ст.5 Конвенций об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с Великобританией, США, Францией).

В соответствии с Положением иностранные организации должны вставать на учет независимо от того, какой деятельностью они будут заниматься. Определяющим критерием служит не предмет деятельности, а ее срок, создание обособленного представительства.

Для постановки на учет в налоговом органе необходимы следующие документы:

Легализованные выписка из торгового реестра, сертификат об инкорпорации или другой аналогичный документ, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке (т.е. выдавшим органом или нотариусом). Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесения в торговый реестр и т.п.) - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

Справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода (или аналога) налогоплательщика;

Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения - копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

Доверенность, выданная иностранной организацией на управляющего отделением.

Под договором, на основании которого осуществляется деятельность на территории РФ, понимается сделка, совершаемая в рамках обычной хозяйственной деятельности. Все, что связано с договором, учитывающим заинтересованность российской стороны, предусмотрено в разд.4 Положения.

Если иностранная компания открывает новое представительство, уже имея в России свое подразделение, то ей в соответствии с п.2.1.1.2 следует представить в налоговый орган:

Заявление о постановке на учет по форме 2001И;

Новый порядок учета в налоговых органах

иностранных организаций

Постановка на учет иностранной и международной организации в связи

с наличием обособленного подразделения в Российской Федерации

имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории

Российской Федерации

Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием

ими счетов в банках на территории Российской Федерации

Порядок учета в налоговых органах иностранных и международных

организаций на основе уведомлений

Механизм взаимодействия с налоговым органом иностранных и

международных организаций, состоящих на учете в налоговом органе

Процедура снятия с учета иностранных и международных организаций

В апреле 2000 года Управлением международных налоговых отношений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам завершена длительная работа по разработке нового порядка учета в налоговых органах иностранных организаций, результатом которой стало утверждение приказом МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2000 г. N 2258).

Документ устанавливает порядок постановки на учет (порядок учета) в налоговых органах иностранных организаций (компаний, фирм, любых других организаций, включая полные товарищества и личные компании, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств), международных организаций, созданных на основе международного договора, обладающих международной правосубъектностью и имеющих статус юридического лица, располагающих в Российской Федерации своими постоянными органами или представительствами, а также дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств в Российской Федерации, изъявивших желание осуществить постановку на учет в налоговом органе в целях реализации налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.

Как известно, до выхода Положения нормы, устанавливающие требования по постановке на учет иностранных организаций, содержались в нескольких документах.

С момента вступления в силу приказа N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" утрачивают силу раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (зарегистрирована Минюстом России 5 июля 1995 г. N 897) и раздел 2 инструкции Госналогслужбы России от 15.09.95 г. N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" (зарегистрирована Минюстом России 24 октября 1995 г. N 965), т.е. утрачивают силу положения указанных инструкций, устанавливающие требования к учету в налоговых органах иностранных организаций. Прекращает применяться и действующее до настоящего времени Положение об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций (утв. Госналогслужбой России 20.09.96 г. N ВА-4-06/57н). Таким образом, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное приказом N АП-3-06/124 (далее - Положение), становится в настоящее время единственным подзаконным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к учету в налоговых органах иностранных организаций.

Положение разработано на основе и в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), устанавливающей обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе и основные принципы учета налогоплательщиков в налоговых органах. В соответствии с п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким образом, НК РФ предписывает организации осуществить постановку на учет вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем такая организация являться налогоплательщиком или нет.

НК РФ установлено также, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. При этом организация, имеющая в своем составе несколько обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом, одним из основных принципов постановки на учет, определенных Кодексом, который лег в основу Положения, является учет организации по каждому месту ее деятельности и по месту нахождения каждого из объектов принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Кроме того, при разработке Положения учтены особенности учета иностранных организаций, определение которых отнесено НК РФ к компетенции МНС России, и применен дифференцированный подход к постановке на учет иностранных организаций в зависимости от степени вовлеченности иностранных организаций в предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, способов и характера осуществляемой ими в России деятельности. Этот принцип был заложен еще в ранее действовавшем Положении и перенесен в новое, равно как и многие другие нормы старого Положения, соответствующие духу и букве НК РФ, хотя и установленные задолго до его принятия.

Документ устанавливает технический механизм взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающий как непосредственно из положений НК РФ, обязывающих организации встать на учет в налоговом органе (ст. 23, 83, 84 Кодекса), так и из положений НК РФ, обязывающих организации письменно предоставлять в налоговые органы определенную информацию (ст. 23 Кодекса).

В частности, в Положении учтены нормы НК РФ об обязанности налогоплательщика письменно информировать налоговый орган об открытии или закрытии счетов, обо всех обособленных подразделениях в Российской Федерации, об изменении своего места нахождения. В этом смысле Положение является универсальным документом, в котором собраны воедино все основания взаимодействия иностранных организаций с налоговыми органами, вытекающие из обязанностей организаций по постановке на учет и письменному представлению в налоговый орган определенных сведений, установленных Кодексом, и в отношении каждого основания прописан четкий механизм такого взаимодействия.

На первый взгляд может показаться, что документ по сравнению с ранее действовавшим Положением резко увеличивает нагрузку иностранной организации по заполнению и предоставлению в налоговый орган различного вида форм, однако не следует забывать, что Положение лишь унифицирует и подробно регламентирует способы информирования налоговых органов иностранными организациями в строгом соответствии с положениями Кодекса. Кроме того, аналогичные по сути и комплекту документы представлялись иностранными организациями и в соответствии с действующим ранее старым Положением.

В зависимости от факторов, о которых говорилось выше, объем требований к иностранной и международной организации при постановке на учет колеблется от максимальных при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации до минимальных при учете иностранных и международных организаций, открывающих счета в уполномоченных банках Российской Федерации. В отдельных случаях учет в налоговых органах может осуществляться на основе всего лишь уведомлений.

Положение определяет исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств в установленных случаях, а также содержит специальную оговорку, направленную на защиту прав налогоплательщиков, запрещающую требование налоговыми органами для постановки на учет (и снятия с учета) предоставление дополнительных документов, не предусмотренных Положением, что обеспечивает единообразный порядок учета иностранных и международных организаций и дипломатических представительств во всех налоговых органах на основе единых требований и форм учета. Единообразными являются также и документы, направляемые налоговыми органами, - они оформляются по установленной форме на бланках установленного образца.

Документы, предусмотренные Положением, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Официальные документы, требующиеся в соответствии с Положением для представления в налоговые органы, в том числе нотариальные акты, могут быть приняты без дипломатической или консульской легализации при условии, что на них проставлен апостиль. Официальными документами являются документы, исходящие из учреждений и организаций какого-либо государства, должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции государства, административные документы и официальные пометки.

Другим важным моментом, также связанным со степенью и характером участия иностранных и международных организаций в деятельности в России, является разделение в Положении способов учета иностранных и международных организаций и ведение его в налоговых органах как с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), так и без такового в установленных случаях. При учете без присвоения ИНН иностранная и международная организация также сможет получить соответствующее свидетельство об учете в налоговых органах в тех случаях, когда это требуется законодательством Российской Федерации. При осуществлении учета ИНН присваивается иностранной и международной организации при наличии у нее одного или нескольких отделений, под которыми понимаются филиалы, представительства, другие обособленные подразделения иностранной организации, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение более одного месяца. ИНН присваивается международной организации и дипломатическому представительству. В случаях наличия у иностранной и международной организации недвижимого имущества и транспортных средств, не связанных с деятельностью этих организаций через отделение (представительство), также присваивается ИНН.

Одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика иностранной и международной организации и дипломатическому представительству присваивается код причины постановки на учет (КПП), отражающий, собственно, основание для их учета в налоговом органе (например, в связи с наличием обособленного подразделения или в связи с наличием транспортного средства и т.д.).

В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется на основе направляемых ими сообщений по установленной форме с применением КПП и без присвоения ИНН. Например, в тех случаях, когда на территории, подконтрольной одному налоговому органу, в котором ведется учет иностранных и международных организаций, иностранная организация осуществляет деятельность через несколько обособленных подразделений, такая организация будет иметь единый ИНН по всем этим подразделениям, но для каждого такого подразделения будет применен персональный КПП.

Что же, собственно, представляет собой этот новый код - КПП, ранее неизвестный иностранной организации?

Код причины постановки на учет (КПП) применяется в дополнение к ИНН в связи с основаниями и особенностями учета организаций, определенных ст. 83 НК РФ. Он формируется по аналогии с ИНН как девятизначный цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо: код налогового органа, который осуществил постановку на учет (учел) организации; код вида причины постановки на учет, порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. В отношении российских организаций КПП применяется уже с 1999 г. в соответствии с действующим порядком присвоения ИНН и КПП, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309.

Согласно письму МНС России от 11.04.2000 г. N ФС-6-09/272 "О порядке оформления налогоплательщиками платежных документов" в соответствующем поле платежного документа после ИНН необходимо проставлять КПП налогоплательщика. Таким образом, КПП становится неотъемлемой частью ИНН.

На практике в зависимости от конкретных условий в каждом регионе иностранные и международные организации и дипломатические представительства учитываются в налоговых органах разного уровня. Это может быть Управление МНС России по субъекту Российской Федерации, городская или районная инспекция. В соответствии с Положением Управление МНС России по субъекту Российской Федерации должно проинформировать, в налоговом органе какого уровня будет осуществляться учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств и соответственно работа, связанная с их налогообложением в установленных случаях. В случае возникновения у иностранной и международной организации и дипломатического представительства затруднений с определением места постановки на учет (учета), решение на основе представленных ею данных принимается соответствующим налоговым органом.

В случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для определения места постановки на учет такой организации необходимо обратиться в налоговый орган субъекта Российской Федерации, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны Российской Федерации.

Положение включает несколько разделов, в которых установлена процедура постановки на учет (или учета) иностранных и международных организаций, соответственно в случаях открытия отделений в Российской Федерации, в случаях наличия недвижимого имущества или транспортных средств в Российской Федерации, в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, в случаях получения иностранными организациями инвестиционных (или пассивных) доходов и наличия движимого имущества в Российской Федерации. Кроме того, документ устанавливает порядок учета изменений сведений об иностранных и международных организациях, устанавливает процедуру снятия с учета и содержит заключительные положения о случаях признания присвоенных организациям ИНН недействительными.

Устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить иностранной и международной организации для постановки на учет, указывается срок, в течение которого необходимо представить эти документы, а также указываются обязанности налоговых органов. Разработаны специальные формы (для каждого основания постановки на учет отдельно), учитывающие индивидуальные особенности и различия в составе сведений, которые могут указать организации в зависимости от их статуса (иностранная или международная организация, дипломатическое представительство и т.д.). Например, заявление о постановке на учет в связи с наличием отделения в Российской Федерации имеет 3 вариации: специальная форма для иностранной организации - форма N 2001И, специальная форма для международной организации - форма N 2002М и специальная форма для дипломатического представительства - форма N 2003Д.

(Необходимо отметить, хотя читатель, безусловно, и сам это хорошо понимает, что порядок постановки на учет организации по месту ее нахождения (одно из главных оснований, определяемых НК РФ, для постановки на учет) применительно к иностранной организации не устанавливается и не рассматривается, поскольку иностранная организация находится на территории иностранного государства по определению.)

Рассмотрим более подробно порядок постановки на учет в зависимости от основания.

Постановка на учет иностранной и международной организации

в связи с наличием обособленного подразделения

в Российской Федерации

В данном разделе определен порядок постановки на учет иностранной организации при открытии ею первого отделения в Российской Федерации, при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной одному и тому же налоговому органу, либо на территории, подконтрольной другому налоговому органу. Определен порядок постановки на учет дипломатических представительств и международных организаций.

В случае, если иностранная организация еще не состоит на учете ни в одном из налоговых органов Российской Федерации и осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, именуемые в Положении отделения, в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), для осуществления постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации, такая организация представляет заявление о постановке на учет по установленной форме. Кроме того, представляется документ, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации - это может быть легализованная выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке.

Необходимо представить также справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога), решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации и доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Полный пакет документов иностранной организации необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. При постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по установленной форме. В данном случае КПП будет отражать, что постановка на учет произведена в связи с открытием первого в Российской Федерации отделения иностранной организации.

Если на территории этой же налоговой инспекции иностранная организация будет осуществлять деятельность еще в нескольких местах, то иностранная организация информирует налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по установленной форме. При этом ИНН, присвоенный данной иностранной организации при постановке на учет в данном налоговом органе, остается единым для всех ее отделений, находящихся на территории, подконтрольной данному налоговому органу. Меняться будет лишь КПП (отражающий последовательно учет всех обособленных подразделений иностранной организации на указанной территории), о чем налоговый орган проинформирует иностранную организацию. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо с указанием соответствующего КПП.

Как уже отмечалось выше, иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах в Российской Федерации, на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций. В каждом таком налоговом органе иностранная организация обязана встать на учет. В том случае если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, достаточно представить заявление о постановке на учет по установленной форме, решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или в случае отсутствия такого решения копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации, доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения, и копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

В этом случае при постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по установленной форме.

Как видно из изложенного, для последних двух случаев предусмотрена упрощенная процедура постановки на учет, что позволяет избежать повторного представления иностранной организацией учредительных и прочих документов из-за границы и облегчает постановку на налоговый учет.

Отделение иностранной организации в Российской Федерации может быть создано не непосредственно этой иностранной организацией, а филиалом этой организации, находящимся на территории другого иностранного государства, например, когда японский филиал банка - резидента Королевства Нидерландов открывает отделение в Российской Федерации. В Положении впервые рассмотрен вопрос, касающийся учета отделений иностранных организаций, созданных в Российской Федерации филиалами этих организаций в других иностранных государствах.

В этом случае в налоговый орган требуется представить документы, необходимые для постановки на учет иностранной организации, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации по установленной форме.

Постановка на учет в этом случае завершается присвоением ИНН и КПП и выдачей свидетельства по установленной форме.

В Положении рассмотрен также вопрос учета дипломатических представительств и международных организаций, постоянно действующие органы которых находятся в Российской Федерации.

Дипломатические и приравненные к ним представительства в целях реализации налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, могут становиться на учет в налоговых органах с представлением заявления о постановке на учет по установленной форме. Для представительств иных, чем посольства и консульства, необходимо представить также документы, подтверждающие соответствующий статус представительства.

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что дипломатические и приравненные к ним представительства не обязаны осуществлять постановку на учет и порядок постановки на учет этих представительств установлен исключительно в целях облегчения реализации налоговых льгот.

Международные организации при постановке на учет помимо заявления по установленной форме представляют также надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).

Постановка на учет иностранных и международных организаций,

имеющих недвижимое имущество и транспортные средства

на территории Российской Федерации

Иностранные и международные организации могут иметь в Российской Федерации отделения и использовать указанное имущество в целях деятельности через отделение, при этом имущество может находиться или не находиться в месте нахождения отделения. Иностранные организации могут иметь недвижимость или транспортные средства в Российской Федерации, не осуществляя здесь никакой деятельности. И наконец, иностранные организации могут осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение и иметь имущество на территории Российской Федерации, никоим образом не связанное с этим отделением.

Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и/или пользования и/или распоряжения. Категория имущества (является оно недвижимым или движимым) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возможна ситуация, когда одна иностранная организация сдала в аренду принадлежащее ей транспортное средство другой иностранной организации, которая ввезла это транспортное средство в Россию. Возникает вопрос, должны ли в такой ситуации вставать на учет в налоговых органах и собственник транспортного средства (арендодатель), и временный пользователь (арендатор), или только один из них, и если на налоговый учет должна встать только одна из иностранных организаций, то какая - арендодатель или арендатор. К сожалению, четкого ответа на этот вопрос из текста Положения не вытекает, что порождает возможность и неизбежность двоякого толкования данной нормы. Хотя если следовать букве Положения, то, по мнению автора, можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае встать на учет должна иностранная организация, которая ввезла транспортное средство на территорию Российской Федерации: "Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации...транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации)...".

В случае, если иностранная и международная организация имеют в Российской Федерации недвижимое имущество или транспортные средства сами по себе, т.е. не связанные с деятельностью организации в России через отделение (пусть даже такое отделение в России существует), при постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

заявление о постановке на учет по установленной форме;

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;

легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.

Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Иностранные и международные организации, имеющие транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.

Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет необходимо подать в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации, а в случае отсутствия установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации свидетельство по установленной форме с указанием ИНН и КПП.

В случае если иностранная (международная) организация состоит на учете в налоговом органе в связи с наличием отделения и имеет (приобретает) недвижимое имущество или транспортные средства, относящиеся к этому отделению и находящиеся на той же территории, иностранная (международная) организация обязана информировать налоговый орган о таком имуществе, направив сообщение по установленной форме. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной (международной) организации налоговый орган выдает ей информационное письмо по установленной форме с указанием соответствующего КПП.

В аналогичном случае, если относящееся к отделению имущество находится на территории, подконтрольной другому налоговому органу, чем данное отделение, иностранная (международная) организация информирует оба налоговых органа (по месту нахождения имущества и по месту нахождения отделения, к которому это имущество относится) путем направления сообщения по установленной форме. В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной (международной) организации налоговый орган по месту нахождения имущества этой организации выдает ей информационное письмо по установленной форме с указанием соответствующего КПП.

Учет иностранных и международных организаций

в связи с открытием ими счетов в банках на территории

Российской Федерации

Несмотря на то обстоятельство, что НК РФ не определяет факт открытия организациями счетов в банках в качестве основания для постановки на учет, необходимость установить порядок учета в связи с открытием иностранными организациями счетов в банках на территории Российской Федерации тем не менее существует и определена наличием ст. 86 НК РФ. Так, в соответствии с этой статьей банки открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Эта норма предопределяет необходимость получения иностранными организациями, не имеющими в Российской Федерации своих обособленных подразделений, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации (например, в целях инвестирования в Российскую Федерацию), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, и соответственно ведение такого учета по самостоятельному основанию. В противном случае, т.е. без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, никакой банк на территории Российской Федерации в нарушение действующего законодательства иностранной организации счет не откроет.

В то же время при разработке Положения учитывалась необходимость создания максимально благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, а также недопустимость появления факторов, тормозящих или препятствующих этому процессу. В этой связи для иностранных и международных организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), открывающих счета в рублях или в иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации, не осуществляющих в России никакой деятельности, установлен простейший порядок учета в налоговом органе и получения ими свидетельства о постановке на учет. Необходимо отметить, что учету в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации подлежат только те иностранные и международные организации, которые не имеют оснований для постановки на учет, рассмотренных выше (т.е. иностранные и международные организации, вставшие на учет в налоговом органе в связи с наличием в Российской Федерации обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств, при открытии в дальнейшем счетов в банках на территории Российской Федерации учету не подлежат).

Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием ими счетов осуществляется в налоговом органе, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной организации. Для этого необходимо представить заявление о выдаче свидетельства об учете в налоговом органе по установленной форме, а также справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

На основании представленных документов налоговый орган выдает иностранной и международной организации свидетельство по установленной форме с указанием кода иностранной организации (КИО) и КПП. В том же порядке осуществляется учет иностранных и международных организаций и при последующем открытии ими счетов в банках, поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал первоначальное свидетельство. В тех случаях, когда в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации иностранными и международными организациями, у них возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, таким организациям необходимо встать на учет в порядке, предусмотренном для постановки на учет в связи с наличием обособленного подразделения.

Порядок учета в налоговых органах

иностранных и международных организаций

на основе уведомлений

В установленных случаях учет иностранных и международных организаций осуществляется в уведомительном порядке, т.е. на основании направляемых иностранными и международными организациями уведомлений по установленной форме, без присвоения ИНН, КПП и без выдачи свидетельства о постановке на учет.

К таким случаям относятся:

наличие источников инвестиционных доходов, не относящихся к отделениям иностранной и международной организации, или доходов от деятельности иностранной и международной организации, осуществляемой в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году непрерывно или по совокупности;

наличие движимого имущества на территории Российской Федерации, являющегося объектом обложения налогом на имущество, не относящегося соответственно к обособленным подразделениям иностранной и международной организации. Хотелось бы подчеркнуть, что уведомление о наличии движимого имущества направляется только в тех случаях, когда такое имущество подлежит обложению налогом на имущество, и составляется не в связи с каждым объектом движимого имущества, а по его укрупненным группам.

Учет иностранных организаций на основе уведомлений осуществляется также в случае, когда постоянными представительствами иностранных организаций являются иные лица (физические лица или организации). Помимо уведомления по установленной форме в налоговый орган необходимо представить также копию договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон, и легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если иная организация или физическое лицо являются одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала. Определение налогового статуса, т.е. наличие или отсутствие постоянного представительства - дело не всегда простое, особенно когда к образованию такового может приводить не самостоятельная деятельность иностранной организации, а деятельность иных лиц в интересах этой иностранной организации. В этой связи в случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации Положение устанавливает возможность их обращения в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.

Механизм взаимодействия с налоговым органом

иностранных и международных организаций,

состоящих на учете в налоговом органе

Речь идет о тех случаях, когда у иностранной и международной организации изменяются какие-либо сведения, содержащиеся в заявлении организации о постановке на учет. Обо всех таких изменениях иностранные и международные организации обязаны письменно в произвольной форме проинформировать соответствующие налоговые органы по месту постановки на учет.

В случае, если у иностранной и международной организации меняются сведения, требующие подтверждения документами, представляемыми при постановке на учет, такая организация направляет в налоговые органы по месту постановки на учет соответствующие документы, удостоверяющие произведенные изменения. При этом снятия с учета и новой постановки на учет иностранной организации не производится. Если произведенные изменения не связаны с реорганизацией иностранной и международной организации, при получении налоговым органом информации о произведенных изменениях иностранной и международной организации будет выдано (взамен на ранее выданное) новое свидетельство о постановке на учет, при этом первоначально присвоенный данной организации ИНН сохранится.

Примером такого случая может служить переход фирмы из юрисдикции одного государства в юрисдикцию другого государства, когда фирма, первоначально учрежденная в соответствии с законом одного государства с целью продолжения ее законного учреждения в другом государстве в соответствии с законом этого другого государства, меняет место регистрации, о чем свидетельствует сертификат о домициле (трансферте). При переносе адреса регистрации не происходит никаких других изменений: не меняются ни название фирмы, ни ее учредители, т.е. не возникает новое юридическое лицо. В этом случае, как уже говорилось выше, нет необходимости фирме закрывать и снимать с учета свое отделение в России и затем открывать и ставить на учет новое отделение, достаточно только проинформировать налоговый орган о произошедших изменениях и получить новое свидетельство о постановке на учет.

Иностранные и международные организации, учет которых ведется на основе уведомлений, информируют налоговый орган об изменении учетных сведений, направляя сопроводительное письмо с приложением нового уведомления.

Иностранные и международные организации, учитываемые в налоговых органах в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, информируют налоговый орган об изменении учетных сведений, направляя письменные сообщения в произвольной форме.

Процедура снятия с учета

иностранных и международных организаций

Рассматриваются организации, состоящие на учете с присвоением ИНН на основании наличия обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортных средств в Российской Федерации, а также дипломатические представительства.

Иностранные и международные организации, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в связи с деятельностью через отделения, принявшие решение о прекращении деятельности (закрытии, ликвидации отделения) в Российской Федерации, в течение трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности обязаны сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет и подлежат снятию с учета. Для этого такие организации представляют в налоговый орган заявление по установленной форме, копию решения уполномоченного органа о закрытии отделения или, в соответствующих случаях, копию акта сдачи работ, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов организации, свидетельство о постановке на учет. Для осуществления контроля налоговым органом за правильностью исчисления и уплаты налогоплательщиками сумм налогов необходимо представить также декларацию о доходах и расчеты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности организации в Российской Федерации через данное отделение.

Снятию с учета в налоговом органе подлежат также иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства, не относящиеся соответственно к отделению или представительству этих организаций в Российской Федерации, в связи с прекращением у этих организаций права собственности в отношении вышеназванного имущества, прав владения, и/или пользования, и/или распоряжения недвижимым имуществом и транспортными средствами, или в связи с вывозом данного имущества с территории Российской Федерации.

В целях снятия с учета в этом случае иностранной и международной организации необходимо представить в налоговый орган заявление о снятии с учета по установленной форме, заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих прекращение у иностранной (международной) организации указанных выше гражданских прав, или копии грузовых таможенных деклараций, подтверждающих вывоз принадлежащих иностранной (международной) организации транспортных средств с территории Российской Федерации, и свидетельство о постановке на учет.

Дипломатические представительства для снятия с учета в налоговом органе представляют заявление по установленной форме, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов и свидетельство о постановке на учет.

Снятие с учета иностранной и международной организации и дипломатического представительства производится в течение 14 дней после подачи заявления и необходимого комплекта документов и завершается выдачей иностранной и международной организации и дипломатическому представительству информационного письма о снятии с учета.

В заключительных положениях документа определены случаи, когда присвоенный организации ИНН может быть изменен или признан недействительным, а также случаи, когда признанным недействительным может быть выданное организации свидетельство о постановке на учет.

Положение вступает в силу с момента его официального опубликования.

Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через отделения, предусмотрена в подразделе 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

В данном разделе определены особенности постановки на учет иностранной организации:

  • при открытии ею первого отделения в Российской Федерации;
  • при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной одному и тому же налоговому органу;
  • при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной другому налоговому органу.

Иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году

В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Если период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций путем направления иностранной организацией уведомлений соответственно по формам 2503И и 2503М.

Постановка на учет должна быть произведена не позднее 30 дней с момента начала осуществления деятельности (пункт 2.1.1. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Следует обратить внимание, что постановка иностранной организации на учет, в соответствии с этим пунктом, должна быть произведена вне зависимости от того, приведет ли деятельность иностранной организации через это отделение к образованию постоянного представительства или нет.

Этот вывод следует непосредственно из пункта 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, согласно которому иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

В связи с этим любые отделения иностранной организации (филиалы, представительства, другие обособленные подразделения), созданные на территории Российской Федерации, осуществляющее деятельность продолжительностью более 30 календарных дней в году, не приводящую к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, например, операции подготовительного и вспомогательного характера, обязано встать на учет в соответствии с пунктом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Если период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, то учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

Документы, необходимые для постановки на учет

Для осуществления постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации иностранной организации, осуществляющей или намеревающейся осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, в налоговый орган представляются следующие документы:

  • документы, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, - легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и тому подобное), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке;
  • справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Документы, предусмотренные Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке (пункт 1.8 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Полный пакет указанных документов иностранной организации необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

При постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по форме 2401ИМД. В данном случае, КПП будет отражать, что постановка на учет произведена в связи с открытием первого в Российской Федерации отделения иностранной организации.

Четко сформулированный порядок постановки на учет обеспечивает единообразие в процедуре учета иностранных организаций во всех налоговых органах на основе единых требований и форм учета. Единообразными являются также и документы, направляемые налоговыми органами, - они оформляются по установленной форме на бланках установленного образца.

Перечень документов, указанный в пункте 2.1.1.1. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, необходимых для постановки на учет иностранных организаций, является исчерпывающим. Более того, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций содержит специальный пункт 1.7, направленный на защиту прав налогоплательщиков, который запрещает требование налоговыми органами для постановки на учет (и снятия с учета) предоставления дополнительных документов, не предусмотренных Положением.

Зачастую, осуществляя постановку на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиал, налоговые органы требуют в составе документов представить в том числе положение о филиале иностранного юридического лица, предусмотренное Законом №160-ФЗ.

Филиал иностранной организации, согласно пунктам 1 и 2 статьи 22 Закона №160-ФЗ осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, в котором должны быть указаны сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.

Однако, запросы налогового органа о представлении положения о филиале иностранной организации являются неправомерными на основании пункта 1.7 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, которым предусмотрено, что требование налоговыми органами дополнительных документов, не предусмотренных Положением, для постановки на учет иностранных организаций не допускается.

Положение о филиале может быть предоставлено в налоговый орган самостоятельно иностранной организацией в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации, обязательное предоставление которого предусмотрено Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

По тем же основаниям, не являются обоснованными требования налоговых органов для постановки на учет филиала иностранной организации представить свидетельство об аккредитации филиала и выписки о внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, подтверждающих его право на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Постановку на налоговый учет иностранной организации налоговые органы обязаны осуществить независимо от того, был ли аккредитован филиал в регистрирующих органах Российской Федерации или нет.

Следует обратить внимание, что в составе документов для постановки на учет в налоговый орган предусмотрено предоставление справки из налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Такая справка представляется из уполномоченного органа иностранного государства, на который в соответствии с национальным законодательством возложены функции по учету организаций как налогоплательщиков.

Однако иностранные организации, зарегистрированные в оффшорных зонах, в большинстве случаев такой справки представить не могут. Это связано с тем, что в оффшорных зонах зачастую применяется упрощенный порядок государственной регистрации юридических лиц, упрощена или совсем отсутствует процедура учета налогоплательщиков, а следовательно, может отсутствовать и номер налогоплательщика (или его аналог).

Некоторые страны представляют письма об освобождении от уплаты налогов. Например, Министерство финансов Бермудов, ссылаясь на Закон о компаниях от 1981 года, выдает разрешение зарегистрированным компаниям на освобождение от уплаты налогов. Представление такого рода письма вместо указанной справки не является достаточным.

В этом случае иностранная организация в целях учета в налоговых органах должна представить справку из налогового органа иностранного государства об отсутствии как таковой регистрации организаций в налоговых целях либо о том, что данная организация не состоит на налоговом учете и у нее отсутствует номер налогоплательщика. Указанные документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Требования к документам: легализация.

Представляемые в налоговый орган документы, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, должны быть официальными, то есть исходящими из учреждений и организаций иностранного государства, должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции этого иностранного государства, административные документы и официальные пометки.

К представляемым официальным документам предъявляется требование об их легализации (дипломатическая или консульская). Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения, если иного не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются государства.

В настоящее время наиболее широкое распространение получили 2 способа такого удостоверения – консульская легализация и проставление апостиля.

Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.

Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, или же непосредственно в Российской Федерации. В первом случае документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализуется в консульском учреждении Российской Федерации в данном государстве. Во втором случае иностранный документ сначала заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан документ, а затем легализуется в Департаменте консульской службы МИД России. И в этом и в другом случае при необходимости может быть потребован нотариально заверенный перевод документа на русский язык.

Указанные документы могут быть приняты без дипломатической или консульской легализации при условии, что на них проставлен апостиль. В соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 года, отменяющей для стран – участниц Конвенции требование дипломатической или консульской легализации, допускается проставление апостиля. В соответствии с Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль «удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ» (статья 5). Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран – участниц Гаагской конвенции.

Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод.

Например. При постановке на налоговый учет белорусская организация вправе представить документы в налоговый орган Российской Федерации, предусмотренные пунктами 2.1.1.1, 2.4.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, без их легализации и проставления апостиля, поскольку Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации) (статья 13). Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками указанной Конвенции.

Открытие последующих отделений на территории, подконтрольной другому налоговому органу

Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах в Российской Федерации, на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций. В каждом таком налоговом органе иностранная организация обязана встать на учет (пункт 2.1.1.2. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

В том случае, если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, она представляет следующие документы:

  • Заявление о постановке на учет по форме 2001И;
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;
  • копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с пунктом 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, заверенную в установленном порядке.

В этом случае, при постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по форме 2401ИМД.

Следует подчеркнуть, что иностранная организация подлежит постановке на учет в каждом налоговом органе, если она ведет деятельность через отделение на территории подконтрольной данному налоговому органу. Данная обязанность не ставится в зависимость от вида деятельности, осуществляемой отделениями иностранной организации характера их взаимосвязи.

Например, указанное требование Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций распространяется без исключений на иностранные организации, которые осуществляют деятельности через несколько отделений в рамках единого технологического процесса. Ошибочно полагать, что постановка на учет каждого их таких отделений не требуется на том основании, что для таких отделений иностранных организаций, участвующих в едином технологическом процессе, в пункте 4 статьи 307 НК РФ предусмотрена возможность расчета налогооблагаемой прибыли в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям).

Открытие последующих отделений на территории, подконтрольной одному налоговому органу

В случае, если на территории этой же налоговой инспекции иностранная организация будет осуществлять деятельность еще в нескольких местах, пунктом 2.1.1.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций предусмотрена упрощенная процедура постановки на учет, что позволяет избежать повторного представления иностранной организацией учредительных и прочих документов из-за границы и облегчает постановку на налоговый учет.

В этом случае, иностранная организация информирует налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме 2301И.

При этом ИНН, присвоенный данной иностранной организации при постановке на учет в данном налоговом органе, остается единым для всех ее отделений, находящихся на территории, подконтрольной данному налоговому органу. Меняться будет лишь КПП (отражающий последовательно учет всех обособленных подразделений иностранной организации на указанной территории), о чем налоговый орган проинформирует иностранную организацию.

В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Несмотря на то обстоятельство, что НК РФ не определяет факт открытия организациями счетов в банках в качестве основания для постановки на учет, необходимость установить порядок учета, в связи с открытием иностранными организациями счетов в банках на территории Российской Федерации, тем не менее, существует и определена наличием статья 86 НК РФ. Так, в соответствии с этой статьей, банки открывают счета организациям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Эта норма предопределяет необходимость получения иностранными организациями, не имеющими в Российской Федерации своих обособленных подразделений, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации (например, в целях инвестирования в Российскую Федерацию), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, и соответственно ведение такого учета по самостоятельному основанию. В противном случае, то есть без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, никакой банк на территории Российской Федерации в нарушение действующего законодательства иностранной организации счет не откроет.

Необходимо отметить, что учету, в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации, подлежат только те иностранные организации, которые не имеют оснований для постановки на учет, рассмотренных разделом 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. То есть иностранные и международные организации, вставшие на учет в налоговом органе в связи с наличием в Российской Федерации обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств, при открытии в дальнейшем счетов в банках на территории Российской Федерации учету не подлежат.

В связи с этим, если организация стоит на учете в налоговых органах, в связи с наличием у нее недвижимого имущества на территории Российской Федерации, непостановка на учет в налоговых органах при открытии счета не может служить причиной отказа в открытии банковского счета. В этом случае свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД, выданное в связи с наличием у иностранной организации недвижимого имущества на территории Российской Федерации, применяется во всех случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе и для открытия счетов в банках. Для иностранных и международных организаций (включая банки и иные финансово - кредитные учреждения), открывающих счета в рублях или в иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации, не осуществляющих в России деятельности, установлен простейший порядок учета в налоговом органе и получения ими свидетельства о постановке на учет.

Учет иностранных и международных организаций, не имеющих отделений в Российской Федерации, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с разделом 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

При отсутствии оснований для постановки на учет, в связи с открытием отделения, владением транспортным средством и недвижимым имуществом, иностранные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором им открывается счет.

Иностранные организации подлежат учету в налоговых органах при открытии ими счетов в рублях или в иностранной валюте.

ОТКРЫТИЕ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПЕРВОГО СЧЕТА В БАНКЕ

Иностранные организации представляют следующие документы в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет

  • справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
При этом, налоговый орган в целях открытия счетов в банках на территории Российской Федерации выдает иностранной (международной) организации Свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ с указанием в нем кода иностранной организации (КИО) и кода причины постановки на учет (КПП).
Пример.

Компания, зарегистрированная по законодательству Британских Виргинских островов, открывает в Российской Федерации текущий валютный счет. В связи с этим, иностранная организация подлежит учету в налоговых органах при открытии счетов в рублях или в иностранной валюте.

ОТКРЫТИЕ ДРУГИХ СЧЕТОВ В БАНКАХ

В случае открытия в последующем иностранными (международными) организациями, упомянутыми в пункте 3.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, счетов в банках (филиалах), поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал первоначальное Свидетельство указанным организациям, в связи с открытием ими счетов, такие организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала), открывающего счет.

В этих целях в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, представляются следующие документы:

  • Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;
  • справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием КИО и КПП.

В некоторых случаях иностранные организации открывают несколько счетов в том же банке или в других банках.

В этом случае, если иностранная (международная организация) уже получила свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ в целях открытия первого счета (рублевого или валютного) в банке, то в последующем, при открытии такой организацией второго и любого последующего счета в том же банке или ином банке, состоящем на учете в том же налоговом органе, выдача еще одного свидетельства не производится.

При открытии такой организацией второго и любого последующего счета в том же банке или ином банке, состоящем на учете в том же налоговом органе, допускается представлять уже имеющееся Свидетельство об учете в налоговом органе. Соответственно, не требуется предоставления в налоговый орган нового комплекта документов, определенных в пункте 3.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Достаточно в банк, в котором открывается банковский счет, представить ранее выданное Свидетельство по форме 2402ИМ.

Если же организация планирует открыть счет в банке, который находится на территории другого налогового органа, в котором организация не стоит на учете, то для открытия счета в таком случае организации следует встать на учет в налоговом органе по месту постановки на учет данного банка. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранных организаций в течение 5-ти дней со дня подачи ими заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов. Это общее положение, применяемое ко всем случаям постановки на учет иностранных организаций, предусмотренным Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, касается в том числе и подачи Заявления о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ, представляемого иностранной организацией для открытия счетов в российских банках.

Именно в течение этого срока иностранные организации подлежат учету в налоговом органе в связи с открытием ими счетов в банках на территории России.

Следует иметь в виду, что банк, в котором иностранная организация открыла счет, может быть признан крупнейшим налогоплательщиком в соответствии с Критериями отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного и регионального уровней" (утв. Приказом МНС Российской Федерации от 16 апреля 2004 года №САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональных уровнях").

В связи с этим признанием, осуществляется перевод банка на учет в другой налоговый орган по работе с крупнейшими налогоплательщиками.

В соответствии с существующим порядком иностранные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором они открывают счета в рублях или иностранной валюте. Поэтому, в целях проведения налогового контроля, иностранные организации подлежат учету в том налоговом органе, в котором поставлен на учет банк.

Управление МНС России по субъекту Российской Федерации должно определить место учета иностранной организации - налоговый орган по работе с крупнейшими налогоплательщиками на основании пунктов 1.4 и 1.6 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций и проинформировать иностранную организацию о принятом решении относительно указанного налогового органа.

Отметим, что в случае открытия депозитного счета в банке, иностранная организация не обязана осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка, то есть на этот случай требования раздела 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций не распространяются.

Это непосредственно следует из следующих положений. На основании пункта 1 статьи 86 НК РФ иностранная организация должна представить в банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в целях открытия счетов. При этом пункт 2 статьи 11 НК РФ дает понятие счетов (счета) как расчетных (текущих) и иных счетов в банках, открытых на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ГК РФ депозитные счета открываются на основании договора банковского вклада. В связи с этим депозитный счет не входит в понятие банковского счета в смысле налогового законодательства.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАННОСТЬ УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ У ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Если иностранная организация не осуществляет деятельность в Российской Федерации и не имеет на ее территории недвижимого имущества и транспортных средств, которые подлежат учету в налоговых органах, то она может учитываться в налоговом органе только в связи с открытием счетов в банках на территории Российской Федерации и иметь Свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ. При этом, осуществляя операции, иностранная организация может создать отделение на территории Российской Федерации и начать осуществлять деятельность через данное отделение.

Если в результате проведения иностранными организациями операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие организации подлежат постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктами 2.1 и 2.3 настоящего Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций в течение 30 дней с момента возникновения такой обязанности (пункт 3.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

В связи с началом осуществления деятельности в Российской Федерации через отделение, иностранная организация производит постановку на учет по данному основанию.

При данных обстоятельствах, ранее выданные иностранным организациям Свидетельства об учете по форме 2402ИМ в налоговом органе признаются недействительными и подлежат возврату в соответствующий налоговый орган на основании пункта 7.6 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Указанное Свидетельство об учете в налоговом органе по форме 2402ИМ(2000) (Приложение №9 к Положению об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций) подлежит замене на Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД(2000).

ЗАКРЫТИЕ СЧЕТОВ

В случае закрытия счетов вышеназванными иностранными (международными) организациями, они обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счета информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме 2303ИМ.