Перспективно-тематическое планирование специально-организованной деятельности детей дошкольного возраста. Аппликация. Конструирование и детский дизайн. Лепка. Рисование. · сборники заданий, электронные обучающие программы. · рабочие тетради, контурные кар

Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного (образовательного) плана, отводящего на изучение истории с 5 по 9 классы 11 часов в неделю (в 5-8 классах по 2 часа в неделю и в 9 классе по 3 часа в неделю). В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению. В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к деятельности школьников изложены в примерном тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом. Элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., не отражены в специальной графе планирования, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории.

Представленный вариант примерного тематического планирования носит рамочный, рекомендательный характер. Выбор форм занятий и распределение учебных часов в рамках темы, блока уроков осуществляет учитель. Он также формулирует и распределяет конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников исторической информации.

Примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории

Исторические и культурные центры городов и поселений (архитектурные комплексы кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. д.).

Места исторических событий, памятники истории и культуры.

Воинские мемориалы, памятники боевой славы.

Краеведческие, этнографические, историко-литературные, художественные и другие музеи (в том числе музеи под открытым небом).

Места археологических раскопок.

В комплект учебных материалов по истории входят:

· учебники (в книжной и электронной форме);

· хрестоматии, сборники документов;

· исторические атласы;

· настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;

· рабочие тетради, контурные карты;

· сборники заданий, электронные обучающие программы;

· справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);

· книги для чтения.

Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.

Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:

· программно-нормативные документы;

· тематическое планирование;

· предметные и курсовые методические пособия;

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Специально организованной

и нерегламентированной деятельности детей:

Вторая младшая группа

Практический материал

Часть 1

Витебск

2015

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

Рецензенты:

Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,

В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.1 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 67 с.

В данном пособии представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе.

Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.


Введение

Планирование - научно обоснованная организация педагогического процесса учреждения дошкольного образования, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Грамотно составленные модели образовательного процесса в учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи повышения качества образования. Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план педагога по организации образовательного процесса.Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Форма плана образовательной работы педагога обсуждается коллегиально на педагогическом совете и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

Выделение целей и программных задач планирования на определенный период работы, с учетом требований учебной программы дошкольного образования;

Четкое определение результатов работы;

Выбор оптимальных путей, средств, методов для достижения планируемого результата.

План образовательной работы с воспитанниками – документ, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

Основываться на принципах: целостности и системности, развивающего образования, тематического построения образовательного процесса, интеграции образовательных областей;

Обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных задач образования воспитанников;

Обеспечивать соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Алгоритм составления плана может быть следующим:

Выделение из учебной программы дошкольного образования и формулирование педагогической цели недели, задач развития детей;

Отбор методов и приемов работы с детьми, в т.ч. индивидуальной;

Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

Анализ реализации плана работы воспитателя за неделю.

Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Ему необходимо уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Однако не всегда педагогу удается грамотно спланировать свою деятельность в силу отсутствия педагогического опыта, дошкольного образования и др. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей второй младшей группы разработано с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам планирования. За основу взята структура планирования Жихар О.П., методиста высшей квалификационной категории отдела инновационных технологий в дошкольном образовании ГУО «Академии последипломного образования», описанная в статье «Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования» (Пралеска. – 2013. – №7). Данный вариант написания плана образовательной работы с детьми 2-й младшей группы наполнен содержанием, которое разработано творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности учреждений дошкольного образования Витебской области под руководством Остапюк О.В., методиста отдела дошкольного и начального образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования» в соответствии с тематикой, предложенной ИРО, и учебной программой дошкольного образования.

Деление предложенных нами тем по месяцам условно. В зависимости от интересов детей, условий дошкольного учреждения, сезонных изменений в природе педагоги могут переносить темы или разрабатывать другие темы, соответствующие учебной программе дошкольного образования. В начале каждой темы определена цель недели. В специально организованной деятельности с воспитанниками представлен ряд занятий по отдельным образовательным областям, в том числе интегрированные; определены типы и темы занятий, программные задачи в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Вид занятия (занятие-игра, занятие-сказка, занятие-загадка, занятие-вопрос, занятие-наблюдение, занятие-опыт и др.) педагог определяет самостоятельно, по своему усмотрению. В графе «Методы, приемы, игры, упражнения» представлен примерный алгоритм проведения занятия. В графе «Дополнения» подобран дидактический, демонстрационный и раздаточный материалы, а также тексты загадок, стихотворений, физкультминуток, пальчиковых игр и т.д.

Примерное планирование нерегламентированной деятельности включает виды детской деятельности: общение, игровая деятельность, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, трудовая деятельность. Во всех разделах представлены разнообразные формы работы с детьми по теме недели, определены цели. Из предложенных форм работы можно использовать не все, а выбирать наиболее подходящие для своей группы. Также в нерегламентированной деятельности целесообразно использовать другие темы, необходимые для предварительной работы или требующие повторения. Раздел «Игровая деятельность» представлен играми, решающими задачи темы недели. Данный раздел можно дополнять другими видами игр по другой тематике в зависимости от интересов детей, условий группы.

Использование практического материала позволит воспитателям дошкольного образования освоить систему планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников, будет способствовать разностороннему развитию детей дошкольного возраста, повысит качество образовательного процесса.

№ 11, 26, 27, 32, 92 Железнодорожного района г.Витебска;

№ 2, 52, 88, 93, 95, 96, 106, 110, 111 Первомайского района г.Витебска;

№ 2, 20, 23, 33, 35 г.Новополоцка;

№ 33, 34, 38, 39, 41, 42, 43 г.Орши;

№ 3, 7, 8, 12, 28, 31 г.Полоцка, принявших активное участие в разработке примерного тематического планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности детей 2 младшей группы.


Примерное распределение тем по неделям

Вторая младшая группа

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
Наш детский сад Домашние животные и их детеныши Рукотворный мир: игрушки
Растения: строение, жизненные формы Рукотворный мир: одежда и обувь Человек: строение, рост и развитие, потребности
Осень. Сезонные изменения в природе Обитатели живого уголка (растения, рыбы, птицы, животные) Рукотворный мир: посуда
Труд взрослых (помощник воспитателя, дворник и др.) Наше здоровье (личная гигиена, самообслуживание, предметы гигиены) Продукты питания. Труд повара
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
Зима. Сезонные изменения в природе Каникулы Безопасность жизнедеятельности
Птицы: отличительные признаки, строение, потребности Мой город (поселок, село) Рукотворный мир: мебель
Я и мир вокруг меня (социальное поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) Культура питания Транспорт. Труд водителя
Зимние забавы. Новый год Дикие животные и их детеныши Животные и растения ближайшего окружения
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Моя семья Улица. Дорога. Светофор Рукотворный мир: предметы быта, бытовая техника
Неживая природа (вода, воздух) Свойства и качества материалов (дерево, стекло, ткань, бумага) Неживая природа (песок, глина, камни)
Весна. Сезонные изменения в природе Насекомые: отличительные признаки, строение, потребности Растения: отличительные признаки, потребности
Каникулы Здоровье. Труд врача Мое настроение (радость, печаль, спокойное состояние и т.д.)

Примерное тематическое планирование


Похожая информация.



В пособии предлагается комплексно-тематическое планирование, составленное по “Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, для второй младшей группы, основанное на объединении 2-3 разделов, характеризующих синтезированный подход к ведущим направлениям деятельности детей: ребенок и окружающий мир и лепка с элементами музыкального воспитания; формирование элементарных математических представлений и элементы физического воспитания; развитие речи и конструирование (аппликация), художественная литература и элементы музыкального воспитания; рисование и элементы физического воспитания. Табличная форма позволит педагогам без труда организовать комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; может быть полезно специалистам дошкольной педагогики.


Методическое пособие подготовлено коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена. впервые представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей программы «Детство». Материалы подготовлены в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Результаты мониторинга помогут воспитателям. Реализующим программу «Детство», определить актуальные задачи воспитания и обучения каждого ребенка, организовать педагогическое сопровождение.
Книга также будет полезна педагогам при организации опытно-экспериментальной работы в детском саду, преподавателям и студентам дошкольных отделений вузов, родителям детей дошкольного возраста.


По программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Конспекты занятий охватывают основные направления деятельности детей: ребенок и окружающий мир (предметное и природное окружение, явления общественной жизни, экологическое воспитание), развитие речи и знакомство с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, конструирование и ручной труд. Материалы позволят педагогам без труда организовать комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.


Примерная программа «От рождения до школы» (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).
Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям...


Применение развернутой табличной формы каждого занятия позволяет педагогам последовательно и гармонично осуществлять воспитательно-образовательный процесс и формировать интегративные качества воспитанников. В пособии предлагается комплексно-тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011) для второй младшей группы, основанное на интеграции образовательных областей и предполагающее реализацию требований ФГТ к содержанию психолого-педагогической работы и организации образовательной деятельности ДОУ. Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; может быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.


под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В пособии предлагается комплексно-тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011) для средней группы, основанное на интеграции образовательных областей и предполагающее реализа¬цию Федеральных государственных требований к содержанию психолого-педагогической работы и организации образовательной деятельности ДОУ. Применение развернутой табличной формы для каждого занятия позволяет педагогам последовательно и гармонично осуществлять воспитательно-образовательный процесс и формировать интегративные качества воспитанников.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; будет полезно специалистам дошкольной педагогики.


В пособии предлагается комплексно-тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для старшей группы, основанное на интеграции образовательных областей и предполагающее реализацию требований ФГТ к содержанию психолого-педагогической работы и организации образовательной деятельности ДОУ. Применение развернутой табличной формы каждого занятия позволяет педагогам последовательно и гармонично осуществлять воспитательно-образовательный процесс и формировать интегративные качества воспитанников.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; может быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.


Название: Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст
Автор: Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.
Издательство: Москва: Педагогическое общество России
Год: 2003
Страниц: 80
Язык: русский
Формат: PDF
Размер: 48 Мб
Предлагаемое пособие посвящено экспериментально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте личностно-ориентированного образования. В пособии представлено содержание программы "Детское экспериментирование", технологии деятельности педагогов по руководству экспериментальной деятельностью дошкольников, планирование экспериментальной деятельности и примерные конспекты занятий. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальной школы, студентам, слушателям институтов повышения квалификации работников образования.

Пояснительная записка.

В таблице перечислены темы каждой недели и описано примерное содержание программы по данной теме. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: чтение, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, просмотр познавательных мультфильмов, презентаций, рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно в образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, сенсорный уголок, физкультурный уголок в группе, уголок книги, игровые зоны, центры экспериментирования, настольно-дидактические игры и др.)

Принцип возрастной адресности:

Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Группы раннего возраста

Период

Тема

Сентябрь

неделя

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.).

Познакомить с детьми, воспитателем. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

3-4неделя

Мониторинг

Октябрь

неделя

«Здравствуй, осень!»

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Обращать внимание детей на красивые осенние листья и деревья, признаки осени: идет дождь, дует ветер. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не рвать листья, цветы; не сорить на участке.

неделя

«Во саду ли, в огороде»

Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах. Учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространенные в нашей местности овощи и фрукты.

Ноябрь

неделя

Я и моя семья

Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать образ «Я».

Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни.

неделя

Мой дом, мой город

Знакомить детей с родным городом: его названием, объектами (улица, дом, магазин); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец).

Декабрь

неделя

Животные

С помощью игрушек, картинок, чтения, фольклора, непосредственного наблюдения за живыми объектами знакомить детей с домашними животными (кошкой, собакой, коровой), учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенятами, корова с телятами).

Познакомить детей с дикими животными: заяц, лиса, медведь. Чтение и рассказывание детям сказок о животных. Дидактические игры. Знакомить с характерными особенностями животных, учить называть части тела животных.

неделя

Новый год

Январь

неделя

неделя

Зимушка - зима

Формировать элементарные представления о признаках зимы: холодно, все люди тепло одеваются. Снег укрыл землю, дома, деревья. Наблюдение за снегопадом. Познакомить со свойствами снега: тает в тепле, из снега лепят снежки и снежную бабу. Пение песен о зиме, чтение стихов о зиме, рассматривание картинок, иллюстраций. На прогулке учить навыкам обращения с лопаткой, помогать убирать снег. Замораживание льдинок и украшение участка. Зимние игры и забавы.

Февраль

неделя

Транспорт

Закрепить в играх знакомые виды транспорта: автобус, поезд, самолет, велосипед, корабль и др.

неделя

Профессии

Познакомить детей с некоторыми профессиями сотрудников детского сада, содержанием их труда.

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к сотрудникам детского сада.

3 неделя

День защитников Отечества

Рассматривание иллюстраций, беседа о солдатах, рассматривание формы, разучивание песен и стихов.

Продолжать учить называть имя папы, дедушки и т.д. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, желание им помочь: «Чем порадовать папу?»

4 неделя

Мебель. Посуда

Познакомить детей с некоторыми предметами посуды и мебели, учить различать и называть их.

Март

1 неделя

Мамин день

Знакомить детей с членами семьи, продолжать учить называть имя мамы, бабушки, сестер, и имя самого себя. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, желание им помочь: «Как помочь маме?», «Как помочь бабушке?»

2 неделя

Народные промыслы

Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки, заклички и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

3 неделя

Одежда. Обувь.

Дать представление о разнообразных предметах одежды и обуви. Учить детей называть предметы одежды. Обуви. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны; сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования.

4 неделя

Весна-красна

Формировать элементарные представления о весне: весной природа оживает. Рассмотреть зеленую травку и распустившиеся цветы, обратить внимание на то, как с появлением травы и первых весенних цветов становится красиво на участке детского сада, научить детей радоваться их появлению. Рассмотреть деревья, на которых появились первые зеленые листочки, учить отличать и называть деревья и травянистые растения.

Элементарные опыты: с песком, водой, бумагой.

Апрель

1 неделя

Птицы

С помощью игрушек, картинок, чтения, фольклора, непосредственного наблюдения за живыми объектами знакомить детей с птицами нашего края (воробей, ворона, голубь и т.д.), учить узнавать и называть этих птиц. Дидактические игры. Знакомить с характерными особенностями птиц (есть крылья, тело покрыто перьями).

2 неделя

Книги, сказки.

Познакомить детей с книгой, её строением и предназначением.

Продолжать знакомство с устным народным творчеством.

Воспитывать бережное отношение к объектам рукотворного мира.

3 неделя

Человек

Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении.

Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни.

4 неделя

Насекомые

Формировать представления о весенних изменениях в природе: появились насекомые. Познакомить с насекомыми нашей местности.

Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать насекомых, не нанося им вред).

Воспитывать бережное отношение к природе.

Май

1 неделя

Родина

Знакомить детей с родным городом, как с малой родиной: его названием, объектами: улица, дом, магазин.

Познакомить детей с названием страны - Россия.

2 неделя

День Победы

Дать детям элементарные знания о празднике.

3 неделя

Правила дорожного движения

Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения.

Познакомить с простейшими правилами поведения на улице и на дороге.

4-5 неделя

Мониторинг

II младшая группа

Период

Тема

Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь

неделя

Мониторинг

3 неделя

Наша группа. Игрушки.

Создавать у детей радостное настроение, желание быть в детском саду и играть с детьми. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, повар, дворник). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Вызывать желание поддерживать порядок в группе. Формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.

Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальне и в группе.

неделя

«Здравствуй, осень!»

Учить детей замечать состояние погоды осенью и характерными особенностями времени года: тепло, холодно, дует ветер, идет дождь, светит солнце, тучи, опадают листья. Воспитывать бережное отношение к природе: не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Расширять и уточнять представления о растениях (деревья, кустарники, комнатные растения).

Октябрь

неделя

Огород. Овощи.

Продолжать учить детей различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты.

Познакомить с условиями для жизни растений: свет, вода, земля, тепло.

2 неделя

Сад. Фрукты.

неделя

Деревья. Лес.

4 неделя

Грибы и ягоды.

Ноябрь

неделя

Я и моя семья.

Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления, Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

2 неделя

Наш город. Улицы города.

Знакомить с родным городом, его названием. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Продолжать знакомить с трудом взрослых (медицинская сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на их трудовые действия и результат. Учить беречь то, что сделано людьми.

неделя

Животные и их детеныши.

Продолжать знакомить детей с некоторыми домашними животными, учить узнавать и называть их: корова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком, лошадь с жеребенком, кролик с крольчатами. Знакомить с особенностями их передвижения, дать понятие о жилище животного, знакомить с некоторыми особенностями жизненных проявлений (чем питаются, какие звуки издают - лошадь ржет, свинья хрюкает, собака лает), называть отличительные особенности внешнего вида животных.

4 неделя

Мой дом, квартира.

Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами,

Декабрь

неделя

Кухня. Посуда.

Познакомить с обобщающим понятием посуда. Учить выделять разные признаки, сравнивать, находить сходство и различия в предметах, группировать по сходным существенным признакам.

2 неделя

Мебель, части мебели

Познакомить с обобщающим понятием мебель. Учить выделять разные признаки, сравнивать, находить сходство и различия в предметах, группировать по сходным существенным признакам.

неделя

Одежда. Обувь.

Учить различать и называть предметы одежды и обуви, находить сходства и различия. Формировать обобщающие понятия одежда, обувь. Уточнить знания детей о последовательности одевания на прогулку. Воспитывать бережное отношение к предметам одежды и обуви.

4 неделя

Новый год

Организовывать все виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно исследовательскую, продуктивную, музыкально художественную, чтение) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника

Январь

неделя

2 неделя

Зимушка - зима

Продолжать знакомить детей с характерными признаками зимы (холодно, идет снег, все деревья в снегу, дует холодный ветер и др.) предложить полюбоваться снежинками, рассмотреть их под лупой, учить называть время года (зима) и некоторые зимние явления (снегопад). Рассмотреть льдинки, сравнить со снегом - что между ними общего и чем они отличаются. Закрепить знания о свойствах снега с помощью опытов (белый, легкий, тает в тепле).

неделя

Зимние забавы

4 неделя

Профессии, инструменты.

Формировать первичные представления о профессии воспитателя, других профессиях дошкольных работников, детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним.

Февраль

неделя

Транспорт

Закрепить в играх знакомые виды транспорта: автобус, поезд, самолет, велосипед, автомобиль, пароход и др. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами: шофер-пассажир. Игры с транспортными игрушками, учить называть их и знать их назначение.

неделя

В мире материалов.

3 неделя

День защитников Отечества

Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).

Праздник «День защитников Отечества». Подготовка: рассматривание иллюстраций, беседа об армии, солдатах, рассматривание формы, беседа о важности защиты страны, разучивание песен и стихов

4 неделя

Народные промыслы

Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Март

1 неделя

Мамин день

Знакомить с трудом близких в семье. Обыгрывание ситуаций: мама моет посуду, делает влажную уборку и т.д. Воспитывать чувство любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

2 неделя

«Наши добрые дела»

Развивать у детей доброжелательное отношение к окружающему миру. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату. Учить детей определять свое личное состояние и состояние окружающих людей, проявлять свои эмоции через мимику и жесты. Учить оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать эмоциональную отзывчивость

3 неделя

Морские и речные обитатели.

4 неделя

Весна-красна

Продолжать знакомство детей с характерными признаками весны: солнце ярко светит и греет, снег растаял, распустились трава и цветы, прилетели птицы. Учить детей любоваться цветами, бабочками, божьими коровками, слушать пение птиц. Привлекать к помощи в посадке семян цветов вместе с воспитателем.

Организовать элементарные опыты: с песком, водой, бумагой, тканью, красками, растениями.

Весенние праздники и развлечения.

Апрель

1 неделя

Птицы

Расширять знания детей о птицах нашей местности. Наблюдение за воробьями, голубями во время прогулки. Продолжать знакомить детей с отличительными особенностями птиц. Воспитывать бережное отношение к объектам природы

2 неделя

Книги, сказки.

Познакомить детей с основной функцией книги - сохранение информации. Закрепить знания детей о строении книг.

Учить детей делать простейший анализ сказок, оценивать поступки главных героев.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

3 неделя

Человек

Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и

телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Формировать начальные представления о

здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я

Развивать представления о своей семье.

4 неделя

Насекомые

Формировать обобщающее понятие насекомые. Учить детей сравнивать разных представителей данного класса, находить сходство и различия.

Дать понятие о том, что некоторые насекомые могут быть опасны для человека.

Май

1 неделя

Родина

Познакомить детей с названием страны, столицы.

Дать представление о символике государства: флаге и гербе.

Расширять знания о городе Чапаевск, как о малой родине.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

2 неделя

День Победы

Продолжать знакомить детей со знаменательными датами нашей страны. Воспитывать любовь к Родине.

Осуществлять патриотическое воспитание.

3 неделя

Правила дорожного движения

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.

Познакомить со значением сигналов светофора.

4-5 неделя

Мониторинг

Средняя группа

Период

Тема

Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь

неделя

«До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!»

Познакомить детей с праздником «День знаний». Школьники 1 сентября идут в школу учиться. Учиться нужно, чтобы стать умными, все уметь.

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Продолжать учить детей свободно ориентироваться в помещениях группы. Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в методический кабинет. Ролевые игры и игровые ситуации: «Воспитатель играет с детьми», «Медсестра осматривает детей», «Повар готовит обед для ребят». Чтение художественной литературы про детский сад. Беседы о бережном отношении к игрушкам и книгам в детском саду. Беседы о дружбе и помощи друг другу.

неделя

Мониторинг

Октябрь

неделя

«Здравствуй, осень!»

Расширять представления детей об осени. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления: как готовятся к зиме деревья, животные, люди.

неделя

«Во саду ли, в огороде»

Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания детей об овощах и фруктах (местных, экзотических). Дидактические игры на различение овощей и фруктов.

Ноябрь

неделя

Я и моя семья

Расширять представления детей о своей семье (семья – это все, кто живет вместе с ребенком). Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления.

неделя

Мой дом, мой город

Знакомить с родным городом. Познакомить с главными улицами Чапаевска. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Расширять представления о правилах поведения в городе.

Продолжать знакомить с городскими профессиями (полицейский, продавец, парикмахер, шофер и др.)

Познакомить детей с названиями и назначением предметов ближайшего окружения, их свойствами (цвет, форма, величина, вес), правилами безопасности при обращении с ними.

Познакомить с некоторыми классификационными группами: посуда, мебель, одежда, игрушки, обувь, бытовые приборы.

Декабрь

неделя

Животные

Формировать элементарные первичные ценностные представления о животных как меньших братьях человека, о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питания, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей, посильной помощи детей в деле защиты животных. Дать сведения о том, как зимуют домашние и дикие животные.

Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

неделя

Новый год

Продолжать знакомство детей с календарными праздниками и их традициями: люди весело празднуют начало нового года: украшают елку игрушками и огоньками, водят хороводы. К ним приходят сказочные герои – Дед Мороз и Снегурочка, которые раздают детям подарки.

Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Январь

неделя

неделя

Зимушка - зима

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи между явлениями живой и неживой природы. Через различные виды детской деятельности учить замечать изменения в зимней погоде. На прогулке рассматривать следы птиц, животных, человека.

Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда.

Помогать птицам выжить в холодное время года. Обращать внимание на красоту зимней природы.

Февраль

неделя

Транспорт

Знакомить с разными видами транспорта, с

элементарными правилами дорожного движения.

Разъяснить, что дорога представляет собой опасность. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар. Называть и различать части машин, грузовой и пассажирский транспорт. Ходить по улицам только со старшими по тротуару. Познакомить с сигналами светофора, их значением.

неделя

Профессии

Расширение представлений детей о профессиях, сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и т.д.)

3 неделя

День защитников Отечества

Формировать первичные элементарные представления о «военных» профессиях (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); о военной технике (танк, самолет, военный крейсер); о родах войск (флот, авиация и др.). Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).

Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях

4 неделя

Мебель. Посуда

Продолжать учить детей различать и называть предметы посуды и мебели, группировать и объединять предметы по сходным признакам.

Расширять знания детей о функции посуды и мебели.

Воспитывать бережное отношение к рукотворным объектам.

Март

1 неделя

Мамин день

Расширять гендерные представления. В этот день поздравляют всех женщин, бабушек, девочек с праздником. Мама заботится обо всех членах семьи. Беседы с детьми о том, какие дела есть у мамы в доме? Чем мы можем помочь маме? Воспитывать чувства любви и уважения к женщинам, желание помогать им, заботиться о них.

Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке.

2 неделя

Народные промыслы

Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др).3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

3 неделя

Одежда. Обувь.

Расширять знания детей об одежде и обуви.

Учить детей различать и называть части одежды и обуви.

Познакомить детей с функцией одежды и обуви.

4 неделя

Весна-красна

Познакомить детей с понятиями «живая и неживая природа». Обсудить, что относится к живой и неживой природе, как реагируют объекты живой и неживой природы на приход весны.

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

Апрель

1 неделя

Птицы

Формировать представления о видовом разнообразии птиц, местах их обитания и питания, их значении в жизни человека и всего живого, защите птиц со стороны людей, посильной помощи детей в деле защиты птиц.

2 неделя

Космос.

Познакомить детей с понятием «космос», с некоторыми космонавтами.

3 неделя

Человек

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят ). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к другим людям.

4 неделя

Насекомые

Учить детей отличать насекомых от других представителей животного мира по внешним признакам.

Воспитывать бережное отношение к представителям фауны.

Май

1 неделя

Родина

Познакомить детей с флагом России.

Воспитывать любовь к Родине.

2 неделя

День Победы

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к

Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

3 неделя

Правила дорожного движения

Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

4-5 неделя

Мониторинг

Старшая группа

Период

Тема

Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь

неделя

«До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!»

День знаний - праздник начала учебного года. День радостных встреч с персонажами литературных произведений. Игры, задачи на смекалку, задачи – шутки.

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, дворник).

неделя

Мониторинг

Октябрь

неделя

«Здравствуй, осень!»

Расширять знания детей об осени. Наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Расширять и уточнять представления о растениях (деревья, кустарники, грибы, комнатные растения). Опасность ядовитых грибов для здоровья человека.

Условия для жизни растений: свет, вода, воздух, земля, минеральные соли. Таких условий зимой нет. Деревья засыпают. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.

неделя

«Во саду ли, в огороде»

Расширять представления детей об осени как о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, о сельскохозяйственных профессиях.

Исследовательская работа по изучению объектов природы.

Ноябрь

неделя

Я и моя семья

Развивать интерес к родословной. Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Обсудить обязанности детей по дому.

неделя

Мой дом, мой город

Познакомить детей с главными, значимыми объектами города - Дворец культуры им. В.И. Чапаева, Комсомольская площадь, памятники и т.д.

Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Самарской области.

Декабрь

неделя

Животные

Расширять первичные ценностные представления о животных как меньших братьях человека, о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питания, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей, посильной помощи детей в деле защиты животных.

неделя

Новый год

Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Закладывать основы праздничной культуры.

Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.

Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

Январь

1-2 неделя

неделя

Зимушка - зима

Продолжать знакомить детей с зимой как: временем года.

Формировать исследовательский и

познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры}, особенностях деятельности людей в городе; о безопасном поведении зимой.

Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей.

Через различные виды детской деятельности дать сведения о календаре, зимних месяцах, зимних развлечениях детворы, с зимними видами спорта.

Февраль

неделя

Транспорт

Знание всех видов пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Продолжать учить детей соблюдать и знать правила уличного движения, действия на сигналы светофора. Познакомить со знаком «Пешеходный переход», правилами перехода дороги.

Обсудить с детьми правила безопасного поведения в транспорте.

неделя

Профессии

Расширять знания детей о многообразии профессий.

Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.

3 неделя

День защитников Отечества

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать за щитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

4 неделя

Мебель. Посуда

Закреплять обобщающие понятия мебель, посуда.

Закреплять знания о функции объектов рукотворного мира, познакомить с ресурсами предметов мебели и посуды.

Март

1 неделя

Мамин день

Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

2 неделя

Народные промыслы

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов - Майдан, Гжель), Расширять представления о народных игрушках (матрешки - городецкая, богородская). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

3 неделя

Одежда. Обувь.

Расширять знания детей о функции одежды и обуви.

4 неделя

Весна-красна

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени).

Апрель

1 неделя

Птицы

Углублять представления об условиях жизни птиц, их видовом разнообразии. Расширять знания о прилете птиц как о характерном признаке весны. Воспитывать бережное отношения к природе

2 неделя

Космос.

Дать представление о планетах солнечной системы, о космических полетах. Познакомить с первым космонавтом- Ю.А. Гагариным.

Воспитывать гордость за страну - первооткрывателя космического пространства.

3 неделя

Человек

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание

домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

4 неделя

Насекомые

Дать представление о том, что насекомые могут приносить человеку и пользу, и вред.

Систематизировать знания детей о жизни насекомых в разных погодных условиях

Закреплять умение отличать насекомых по внешнему виду.

Воспитывать желание заботиться о природе и охранять её.

Май

1 неделя

Родина

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней.

Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; Москва - главный город, столица нашей Родины.

2 неделя

День Победы

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной Войны.

3 неделя

Правила дорожного движения

Закрепить знания детей о частях дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).

Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками.

Расширять знания о правилах поведения на улице, на дороге, о принципе действия светофора.

Расширять знания детей о труде инспектора ГИБДД.

4-5 неделя

Мониторинг

Подготовительная к школе группа

Период

Тема

Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь

неделя

«До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!»

Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика. Экскурсия на праздник «День знаний »в школу.

Организовать настольные познавательные игры, где нужно использовать свои знания. Учить детей самостоятельно организовывать игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Учить выполнять правила и нормы поведения в совместных играх. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Развивать творческую активность

неделя

Мониторинг

Октябрь

неделя

«Здравствуй, осень!»

Расширять знания детей об осени, признаках её прихода. Формировать представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных её проявлениях (предметный мир, мир природы).

Беседы - рассуждения с детьми: почему бывают разные времена года, солнце – источник тепла, причины сезонных изменений в природе (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального).

неделя

«Во саду ли, в огороде»

Расширять представления детей об овощах, фруктах, ягодах. Продолжать знакомить детей с сельскохозяйственными профессиями, с правилами безопасного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ноябрь

неделя

Я и моя семья

Формировать ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях. Обогащать представления детей о профессиях родителей.

Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит ).

Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к ним.

неделя

Мой дом, мой город

Беседы с детьми о предметах, облегчающих труд людей. Классификация предметов по их назначению и качеству изготовления из различных материалов. Обследование предметов, опыты, эксперименты с предметами окружающего мира.

Формировать первичные ценностные представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей, интерес и уважения к родному языку, языковой толерантности.

Продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Декабрь

неделя

Животные

Познакомить детей с классификационными группами животного мира: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные и др.

Обсудить с детьми условия жизни на земле, о жизни в земле, в воде, в воздухе.

Продолжать знакомство с фауной Самарской области.

Познакомить детей с « Красной книгой».

Рассмотреть и обсудить экологические зависимости и цепочки.

Опытническая и исследовательская деятельность с объектами природы и окружающего мира.

неделя

Новый год

Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

Январь

неделя

неделя

Зимушка - зима

Закрепить знания о календаре, последовательности времен года, зимние месяцы, названия дней недели. Через различные виды детской деятельности изучить свойства снега (холодный, липкий, сухой, хрустящий), различные формы осадков в зимнее время (изморозь, хлопья, иглы, иней), погодные условия.

Продолжить учить детей замечать и описывать красоту зимних пейзажей.

Обсудить с детьми причины сохранении растений под снегом.

Дать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.

Опыты, исследования, экспериментирование с водой, снегом и льдом.

Февраль

неделя

Транспорт

Закреплять знания детей о видах пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный; продолжать знакомство со строительным и техническим транспортом.

Продолжать учить детей соблюдать и знать правила уличного движения, действия на сигналы светофора. Закреплять правила перехода дороги, напомнить, что дорожная разметка «Зебра» – это тоже пешеходный переход.

неделя

Профессии

Закреплять и систематизировать знания детей о труде людей в промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле.

Учить детей называть профессии родителей.

Способствовать формированию чувства гордости за труд своих родителей.

3 неделя

День защитников Отечества

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

Продолжать знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

4 неделя

Мебель. Посуда

Познакомить детей с историей возникновения некоторых предметов мебели и посуды.

Уточнить правила безопасного обращения с посудой.

Продолжать учить детей классифицировать мебель и посуду по функциональной принадлежности.

Март

1 неделя

Мамин день

Организовывать все виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно исследовательскую, продуктивную, музыкально художественную, чтение) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, пот ребность радовать близких добрыми делами.

2 неделя

Народные промыслы

Продолжать знакомство детей с народными традициями и обычаями.

Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

3 неделя

Одежда. Обувь.

Закреплять знания детей о функции и ресурсах одежды и обуви.

Закрепить знания о порядке одевания и раздевания.

Воспитывать бережное отношение к личным вещам и вещам товарищей.

4 неделя

Весна-красна

Расширять представления о весне, о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело - появилась трава и т. д.). Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы. Развивать экологическое мышление в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Апрель

1 неделя

Птицы

Систематизировать знания детей о жизнедеятельности птиц весной. Знакомить с некоторыми особенностями поведения птиц.

Опытническая и исследовательская деятельность с объектами природы и окружающего мира (перья, пух и т.д.)

2 неделя

Космос.

Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах и планетах.

Формировать понятия: космос, космическое пространство, звезды, планеты.

Обобщить представления о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Способствовать формированию чувства гордости за первенство России в освоении космоса.

3 неделя

Человек

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем. Закрепить знание о необходимости питаться полезными продуктами. Закрепить представления о путях сохранения здоровья. Учить оказывать элементарную помощь. Прививать любовь к физическим упражнениям.

4 неделя

Насекомые

Продолжать знакомство детей с разными видами насекомых, их характерными особенностями.

Продолжать знакомство детей с насекомыми Самарской области.

Воспитывать осторожное и бережное отношение к представителям насекомых.

Май

1 неделя

Родина

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России.

Углублять и уточнять представления о Родине - России, Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране,

воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

Расширять представления о Москве - главном городе, столице России.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

2 неделя

День Победы

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны.

3 неделя

Правила дорожного движения

Уточнить знания детей о том, что в городе все движение подчиняется особым правилам.

Уточнить знание значения некоторых дорожных знаков.

Обобщить представления о труде сотрудников ГИБДД.

4-5 неделя

Мониторинг


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Специально организованной

И нерегламентированной деятельности

Детей: средняя группа

Практический материал

Часть 1

Витебск

2016

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Ви­тебский областной институт развития образования»

О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

Рецензенты:

Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,

В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.1 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2016. – 67с.

В данной брошюре представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности в средней группе.

Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.

Введение

На современном этапе развития дошкольного образования одним из приоритетных направлений является обеспечение качества образовательного процесса, которое находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Следует констатировать тот факт, что только 38% воспитателей имеет образование по специальности «Дошкольное образование», из них 28% - высшее. В области ведется активная работа по повышению образовательного уровня воспитателей через переподготовку по специальности «Дошкольное образование», получение специального дошкольного образования посредством заочной формы обучения, оказание методической помощи в курсовой и межкурсовой период. За последние три года 233 педагога прошли переподготовку по специальности «Дошкольное образование».


В ситуации, сложившейся в кадровом обеспечении, создание и развитие целостной системы по формированию профессиональных компетенций воспитателей дошкольного образования является приоритетным направлением работы методической службы региона. С целью выявления проблем в организации образовательного процесса отделом дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования была проведена диагностика во время повышения квалификации воспитателей дошкольного образования. В ней приняли участие 293 человека. Среди ряда других проблем 83% опрошенных отметили, что испытывают затруднения в вопросах планирования образовательного процесса. На основании этого было принято решение о создании творческих групп с целью разработки примерного тематического планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности в помощь воспитателям дошкольного образования. Работу творческих групп курируют методисты ИРО и УМК. В состав творческих групп по разработке примерного тематического планирования вошли по 5-6 заместителей заведующих Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г. Витебска, гг. Новополоцка, Орши, Полоцка.

Сегодня мы можем говорить, что итогом работы творческих групп стало издание «Примерного тематического планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности детей (2 младшая группа) в Витебском областном институте развития образования и в издательстве «ЗорныВерасок».

Планирование - научно обоснованная организация педагогического процесса учреждения дошкольного образования, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Грамотно составленные модели образовательного процесса в учреждении служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи повышения качества образования. Обязательным локальным документом воспитателя дошкольного образования является план педагога по организации образовательного процесса. Единых правил ведения этого документа нет, он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Форма плана образовательной работы педагога в каждом дошкольном учреждении обсуждается на педагогическом совете и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Существуют разные виды планов, однако, анализируя их, приходишь к выводу: все они достаточно трудоемки, требуют много времени для составления. С одной стороны мы хотим иметь полный, насыщенный план, а с другой - желание «разгрузить» воспитателя, сделать написание плана легким, быстрым процессом. Налицо противоречие. Именно это противоречие и заставило взяться за разработку данного варианта плана педагога по организации образовательного процесса. Основная цель работы: создать определенную систему, которая бы не сужала сознание воспитателя, не держала его в узких рамках, а напротив давала возможность работать творчески, большую часть рабочего времени отдавать детям, экспериментировать, применять новые технологии.Планирование образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Ему необходимо уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь интегрировать образовательные области.

Однако в силу отсутствия специального дошкольного образования, педагогического опыта и по ряду других причин педагогу не всегда удается грамотно спланировать свою деятельность. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей средней группы разработано с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам планирования. За основу разработанного планирования мы взяли структуру планирования Жихар О.П., описанную в статье «Основные подходы к примерному планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования» (Пралеска. – 2013. – №7). Работа была начата с пересмотра и корректировки тем недели в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Тематика предложенных нами тем недели по месяцам условно. В зависимости от интересов детей, условий дошкольного учреждения, сезонных изменений в природе педагоги могут переносить темы или разрабатывать другие темы, соответствующие учебной программе дошкольного образования. В начале каждой темы определена цель недели.

В тематическом планировании специально организованной деятельности приведены примеры планирования занятий с детьми средней группы в соответствии с учебным планом дошкольного образования. Однако их количество варьируется. Педагог может выбирать те занятия, которые соответствуют расписанию занятий в его группе. В планировании не представлены занятия по образовательным областям Физическая культура и Искусство: музыкальная деятельность. По другим образовательным областям представлены не все занятия, проводимые воспитателем с воспитанниками в течение недели, чтобы педагоги могли проявить гибкость и творчество при планировании своей деятельности.

В планировании предложены занятия по отдельным образовательным областям, в том числе интегрированные; определены темы занятий, программные задачи в соответствии с учебной программой дошкольного образования, приведен примерный алгоритм проведения занятия, подобран дидактический, демонстрационный и раздаточный материалы, а также тексты загадок, стихотворений, физкультминуток, пальчиковых игр и др.

Планирование нерегламентированной деятельности включает виды детской деятельности: общение, игровая деятельность, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, элементарная трудовая деятельность. Во всех разделах представлены формы работы с детьми по теме недели, определены цели. Из предложенных форм работы с детьми воспитатель выбирает те формы, которые наиболее подходят для конкретной группы детей и имеющихся условий. При необходимости воспитатель имеет право заменить тему или форму работы с детьми, необходимые для предварительной работы или требующие повторения.

Использование примерного тематического планирования позволит воспитателям освоить систему планирования специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников средней группы, реализация которого будет способствовать разностороннему развитию детей дошкольного возраста, повысит качество образовательного процесса.

Всем хорошо известны слова Бернарда Шоу «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то и у Вас и у меня остается по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Уверенно можно сказать, что повышение профессиональной компетентности педагога происходит в деятельности, в процессе общения, накопления опыта, а также питается идеями других людей и тогда расцветет его творчество.

Составитель выражает благодарность педагогам учреждений дошкольного образования ГУО «Ясли-сад №11 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад №26 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад №32 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад №29 г.Витебска» Железнодорожного района г. Витебска; ГУО «Ясли-сад №17 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад №98 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад №99 г.Витебска» Октябрьского района г. Витебска; ГУО «Ясли-сад №16 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад №100 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад № 101 г.Витебска», ГУО «Ясли-сад № 102 г.Витебска», ГУО «ДЦРР №1 г.Витебска», ГУО «ДЦРР №3 г.Витебска» Первомайского района г. Витебска; ГУО «Ясли-сад №5 г.Новополоцка», ГУО «Ясли-сад №8 г.Новополоцка», ГУО «Ясли-сад №10 г.Новополоцка», ГУО «Ясли-сад №11 г.Новополоцка», ГУО «Ясли-сад №18 г.Новополоцка», ГУО «Ясли-сад №25 г.Новополоцка», ГУО «Ясли-сад №28 г.Новополоцка»; ГУО «Ясли-сад №6 г.Орши», ГУО «Ясли-сад №28 г.Орши», ГУО «Ясли-сад №29 г.Орши», ГУО «Ясли-сад №30 г.Орши», ГУО «Ясли-сад №31 г.Орши»; ГУО «Ясли-сад №3 г.Полоцка», ГУО «Ясли-сад №7 г.Полоцка», ГУО «Ясли-сад №312 г.Полоцка», ГУО «Ясли-сад №16 г.Полоцка», ГУО «Ясли-сад №28 г.Полоцка», ГУО «Ясли-сад №29 г.Полоцка».

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ ПО НЕДЕЛЯМ

Средняя группа

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
Встреча с книгой Рукотворный мир: одежда и обувь. Труд швеи Продукты питания. Труд продавца
Фрукты и овощи. Здоровое питание Моя семья Белорусское народное творчество
Осень. Сезонные изменения в природе Мое здоровье и личная гигиена Рукотворный мир: посуда: чайная, кухонная, столовая. Труд повара
Мир животных: дикие и домашние Игрушки. Белорусские игрушки Мой организм (органы чувств)
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
Зима. Сезонные изменения в природе Каникулы Рукотворный мир: мебель. Труд столяра
Птицы: перелетные, зимующие, оседлые, летающие, плавающие Мой город (поселок, село) Животные и растения ближайшего окружения
Мир животных: хищные, растительноядные, всеядные; летающие, плавающие, ползающие Здоровая и полезная пища. Культура питания. Транспорт: наземный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой
Зимние развлечения. Новый год Живая природа: общие признаки (чувствительность, движение, питание, рост, размножение) Моя безопасность
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Ребенок как член семьи. Семейные традиции Улица. Дорога. Светофор Рукотворный мир: профессии (материалы, орудия труда, инструменты)
Весна. Сезонные изменения в природе Свойства и качества материалов (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса, металл, резина, кожа) Растения природных сообществ (огород, сад, цветник, парк)
Поведение человека в природе. Охрана природы Здоровье. Труд врача, медсестры Неживая природа (вода, почва, воздух)
Каникулы Животные природных сообществ (огород, сад, цветник, парк) Культура поведения

Примерное тематическое планирование