Целевая прогулка "Наблюдение за рябиной" материал (окружающий мир, старшая группа) на тему. Занятие — наблюдение за рябиной в сентябре для детей подготовительной к школе группы Наблюдение за рябиной осенью в средней группе

Наблюдение на прогулке за рябиной для детей подготовительной группы.

Глезденёва Елена Вафиловна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 34 "ЛУКОМОРЬЕ", г.Чайковский
Описание материала: Предлагаю вам конспект наблюдения на прогулке для детей подготовительной группы (6-7лет) по теме «Наблюдение за рябиной». Данный материал будет полезен воспитателям. Этот конспект познавательного характера, направлен на закрепление знаний по данной теме и воспитание любви к природе.
Также я предлагаю небольшую подсказку по планированию прогулки.

Цель: продолжать наблюдение за рябиной осенью;

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)

Вопросы детям:
- Как выглядит рябина?
- Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина - тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
- Какие звери любят ягоды рябины?
- Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
- Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.

Схема планирование прогулки.

Прогулки: - Типовые (максимально свободная деятельность)
- Комбинированные (целевая+свободная деятельность)
- Прогулка – экскурсия
- Тематическая
Структура прогулки:
Наблюдение, рассматривание;
Опыты и эксперименты;
Трудовая деятельность;
Подвижные игры;
Индивидуальная работа с детьми;
Организация свободной деятельности;
Дидактические и сюжетно ролевые игры.
Наблюдение.
- Индивидуальное, За живыми объектами.
- Групповое, За неживыми объектами.
- Фронтальное, За явлениями окружающей среды.
- Эпизодическое,
- Длительное.
Индивидуальная работа.
- разучивание, закрепление физических упражнений.
- заучивание стихотворений.
-закрепление изученного ранее материала.
Хозяйственно бытовой труд.
- индивидуальный - на участке
- групповой - на веранде
-коллективный. - на клумбе

Цель: учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев.

Методические приемы

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение, а они должны отгадать, от кого:
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется?
(Рябина.)

Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.
Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.
- Как вы его узнали?
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
- Чем это дерево отличается от других?
- Расскажите, какие у нее ягоды?
- Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
- Почему такие холодные?

Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем в группу, разморозим и попробуем.

2. Наблюдение за рябиной во время снегопада

Цель: продолжать учить видеть красоту заснеженного дерева.

Методические приемы

Загадать загадку:

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
По зимние метели
В меха его одели.
(Дерево.)

Что за меха, в которые одела деревья зима?
Предложить посмотреть, как чувствует себя на участке наша рябина: может, ей нужна наша помощь.
- Как сейчас рябина выглядит?
- Что лежит на ее ветках?
- Как бы вы ее сегодня назвали? (Заснеженная, белая, пушистая.)
- Как ты, рябинка, сегодня себя чувствуешь?
- Дети, а вы знаете, почему ей тяжело?
- Что может случиться с ветками?
- Как ей можно помочь?

Предложить палкой осторожно стряхнуть снег с верхних веток, а с нижних - стряхнуть рукой. Обратить внимание на то, что ветки поднялись, благодарят детей за помощь.
- Хорошо, чго сегодня мы подошли к нашей рябине, нашей подружке.

3. Рябина после снегопада

Цель : закрепить внешний вил рябины после снегопада, дать поня¬тие о том, кто любит лакомиться ягодами рябины.

Методические приемы

Утром воспитатель говорит детям, что когда она шла в детский сад, то заметила, что около нашей рябины на снегу все покраснело.
- Что случилось с ней?
Предлагает на прогулке спросить у нее и самим догадаться:
- Что произошло?
Около рябины обратить внимание детей на красную мякоть ягод на снегу.
- Кто оборвал и раскинул ягоды около нашей рябины?
- Сколько их осталось на ветках?
Рассмотреть ягоды на снегу, предложить сравнить их с ягодами, сорванными с дерева. Обратить внимание на то, что в сорванных ягодах есть семена, а в ягодах на снегу - только мякоть.
- Кто же угощался ягодами?
Сказать, что ягоды любят снегири. Пояснить, что они раскусывали ягоду, язычком выбирали семена и сладкий сок, а мякоть - выплевывали на снег.
Догадались, почему снег красный?
- Молодцы.

4. Сравнительное рассматривание рябины и березы

Цель: отличать рябину от хорошо знакомого дерева - березы, ви¬деть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев.

Методические приемы

Обратить внимание на рябину.

Спросить:
- Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?
- А какое еще дерево отличается от остальных, и мы его можем узнать в любое время года?
- Чем береза отличается от других деревьев?
Сравнить рябину и березу. Найти отличительные признаки и сходство. Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

5. Наблюдение за рябиной с составлением сказки «Если бы я был рябинкой «

Цель: учить выражать свое отношение к дереву, как живому существу, через слово.

Методические приемы

На прогулке предложить составить сказку о рябинке на тему: «Если бы я был деревом» или «О чем думает (мечтает) рябина».

Сказать: «Мы давно знакомы с нашей подружкой - рябинкой. Она украшает наш участок, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем мечтает рябинка», «Если бы я был деревом*’.

При затруднении задавать вопросы:
- Хорошо ли рябинке жить у нас на участке?
- Почему?
- Какое время года ей нравится больше всего?
- О чем шепчут ее веточки (листочки), когда мы выходим на участок?
- Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему? Обобщить. Поощрить детей

Марина Кузьмина
Занятие - наблюдение за рябиной в сентябре для детей подготовительной к школе группы

На экологической тропе нашего детского сада стоит красавица рябина .

Воспитатель : ребята, отгадайте русскую загадку о каком дереве говорится.

«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом»

Правильно, это рябина .

Мы рассматривали рябинку летом , давайте посмотрим, как она изменилась в сентябре .

Воспитатель : что изменилось?

Дети : - Покраснели ягоды

Появились жёлтые листочки

Листья стали опадать

Воспитатель : Рябина - любимый персонаж русского фольклора.

В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник » , приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод . В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве , способном защитить человека от всяких бед.

Давайте впомним пословицы о рябине :

Дети :

Рябина цветет рясно - много овса будет.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени .

В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой

Воспитатель : Молодцы, хорошие пословицы вспомнили а я хочу вам прочитать стихотворение о рябинке

Стройную рябину вижу во дворе ,

Изумруд на ветках утром на заре.

Много ягод красных,

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод-для души,

Из рябины бусы очень хороши !

Рассмотреть рябиновые кисти (как бусинки на палочках) .

Предложить детям игру «От какого дерева листок» .

Перед уходом в группу срезать одну веточку рябины для помещения в уголок природы.

Публикации по теме:

«Фестиваль народных игр» для детей подготовительной к школе группы Бюджетное дошкольное образовательное учереждение муниципального образования Динской район «Детский сад общеразвивающего вида №66» СЦЕНАРИЙ.

Дидактическая игра «Радуга» для подготовительной группы. Цели игры: 1. Закрепление цветов и оттенков: фиолетового, синего, голубого,.

Интеллектуальная игра для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет): «ЧТО? ГДЕ? Когда??». Цель: Формирование коммуникативных навыков сотрудничества и взаимной эмпатии. Программные задачи: создать положительный эмоциональный.

Конспект НОД по ПДД «Мы - пассажиры!» для детей подготовительной к школе группы Цель: формирование знаний о правилах для пассажиров общественного транспорта. Задачи: - закреплять знания детей о видах пассажирского транспорта,.

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова» Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение.

Кружок «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы. Пояснительная записка. Программа «Подготовка к школе» (грамота, чтение) является дополнительной услугой к программе «Развитие речи» Она составлена.

КВН для детей подготовительной к школе группы «Зовут космические дали» КВН для детей подготовительной к школе группы «Зовут космические дали». Задачи: Познавательное развитие: - пополнить и активизировать.

Анна Бутенко

Зимняя прогулка в старшей группе «Наблюдение за рябиной »

Цель :

1. Продолжать знакомство с рябиной , выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.

2. Воспитывать бережное отношение к дереву, как объекту природы.

Ход прогулки:

В. На нашем участке растут много кустарников и деревьев , есть дерево, которое является «столовой» для птиц зимой. Как оно называется?

Д. Рябина

В. «Наливная, спелая рябина ,

Не грусти, краснея под окном,

Ты зимой холодною и длинной

Станешь птицам праздничным столом»

Что произошло с рябиной ? Почему на ней нет листьев, а ягоды остались?

Д. Облетели осенью, а ягодами питаются птицы.

В. Какие птицы прилетают полакомиться ягодами перелетные или зимующие?

Д. Зимующие.

В. Вокруг нас много снега, особенно возле деревьев. Ребята, а как вы думаете, для чего нужен он и что было бы с рябиной , если бы не снег?

Д. Снег согревает дерево.

В. Правильно, снег-сдерживает тепло. Зимой все деревья спят, ветки хрупкие, корни слабеют и промерзают, поэтому после холодной зимы, а если она была еще и малоснежной, то растения погибают.

А действительно ли снег держит тепло и не дает промерзнуть корням?Для этого мы проделаем небольшой опыт : возьмем 2 одинаковые бутылочки, наполним их теплой водой, одну поставим на снег, а другу закопаем в снег, а в конце прогулки выясним , какая из них будет теплее. (в морозный день разница температуры воды в бутылочке под снегом будет хорошо заметна, она будет теплее, т. к снег удерживает тепло).

В. Ребята, а почему мы должны заботиться о рябине ?

Д. Она красивая, приносит пользу и украшает наш участок.

В. Ребята, посмотрите, что это за «пестрый ковер» под нашими ногами?

Д. Ягоды рябины , расклеванные птицами.

В. Но этот «ковер» не на всем участке, давайте расстелем его по всей территории. Я приготовила вам бутылочки с цветной водой. Приступайте к творчеству!


Трудовая деятельность :

1. Сбор снега на участке и присыпание корней

2. Чистка кормушек

Подвижные игры :

«Хитрая лиса» , «Пройди по кругу» , «Деревья, трава, кустарники »

Индивидуальная работа с детьми :

«Скольжение по ледяным дорожка» , «Попади в обруч»

Публикации по теме:

Цель: развивать у детей интерес, любознательность, целенаправленность восприятия и эмоциональную отзывчивость на явления природы, показать.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за рябиной» Тема: «Наблюдение за рябиной» Цель: продолжать знакомить детей с рябиной; развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную.

Занятие - наблюдение за рябиной в сентябре для детей подготовительной к школе группы На экологической тропе нашего детского сада стоит красавица рябина. Воспитатель: ребята, отгадайте русскую загадку о каком дереве говорится.

Конспект прогулки в первой младшей группе: «Наблюдение за солнцем» Цели: Формировать у детей понятие о том, что для жизни на Земле нужно.

Цель: развивать познавательную активность детей; Задачи: 1. формировать представления о произрастании лекарственных растений данной местности,.

Цель: знакомство с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Задачи: продолжать вызывать интерес к пернатым.

Образовательная область: Познавательное развитие. Материал подготовила воспитатель ГДБОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»

Цель:

Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (рябина)

Ребята, посмотрите на это дерево.

Где его можно встретить?

Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)

Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?

Ответы детей.

Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».

Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

Ответы детей.

Потрогайте ягоды рябины. Какие они?

Ответы детей.

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.

Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?

Ответы детей.

Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая прогулка "Рябина-рябинка"

В ходе прогулки у детей расширяется представление о растениях ближайшего окружения.Мы учимся сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщениесамостоятельно.Воспитывает у детей любовь к ро...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...

Целевые ориентиры и этапы их формирования. Листы наблюдений продвижения воспитанников по целевым ориентирам.

В МБДОУ д/с № 16 идет работа по апробации листов наблюдений продвижения воспитанников по целевым ориентирам, как инструмента педагогической диагностики....