Проекты по управленческой деятельности в доу. Управленческий проект "развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива доу в свете современных подходов и технологий. Из опыта работы

Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация проекта проходила в 3 этапа по направлениям: Инновации в управленческой деятельности, в работе с педагогическими кадрами, в содержании образования, укрепление материально –технической базы. В ходе реализации проекта разработана и действует «Программа управления инновационной деятельностью в ДОУ», внедрены инновационные формы работы с педагогическими кадрами, разработаны модели интеллектуального развития детей «Каждый ребенок талантлив!», «Сплоченный коллектив – дети, педагоги, родители», укреплена материально-техническая база.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Худайбердина С. Р.

МДОБУ ЦРР-детский сад «Аленушка»

РОССИЯ

Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация проекта проходила в 3 этапа по направлениям: Инновации в управленческой деятельности, в работе с педагогическими кадрами, в содержании образования, укрепление материально –технической базы. В ходе реализации проекта разработана и действует «Программа управления инновационной деятельностью в ДОУ», внедрены инновационные формы работы с педагогическими кадрами, разработаны модели интеллектуального развития детей «Каждый ребенок талантлив!», «Сплоченный коллектив – дети, педагоги, родители», укреплена материально-техническая база.

1. Введение. В современном мире ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Новизна проекта заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ.

Гипотеза проекта: Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешным при реализации следующих условий: Организована работа по повышению профессиональной квалификации педагогов; создан мониторинг образовательного процесса; ведется планомерная работа по укреплению материально – технической базы.

Цель проекта. Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий

Основные задачи проекта: Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ; осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.

Принципы реализации проекта: гуманизм, демократизация, научность, системный подход, перспективность, ритмичность, реальность поставленных целей.

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители)

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в городском, республиканском и российском масштабе.
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.

2. Этапы реализации проекта

I ЭТАП предполагал выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

II ЭТАП: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

III ЭТАП: рразработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на городском, республиканском и российском уровнях.

На данный момент реализуется 4 этап проекта.

3. Деятельность в рамках проекта. Направления реализации проекта

1. Инновации в управленческой деятельности

2. Инновации в работе с педагогическими кадрами

3. Инновации в содержании образования

4. Укрепление материально –технической базы

4. Инновации в управленческой деятельности предполагает программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг. Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Инновационный менеджмент в ходе реализации проекта предполагает разработку программы и планов инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки инновационного проекта и его внедрением; финансовое, материально- техническое и информационно- методическое обеспечение инновационных процессов; управление персоналом, осуществляющим инновации; создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем; формирование структуры управления ДОУ (Модель системы управления детского сада); создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ, разработка «Программы управления инновационной деятельностью в ДОУ»

5. Инновации в работе с педагогическими кадрами

«К достижению качества через достижения личности» - вот, пожалуй, лозунг современного дошкольного образования. Движущей силой развития ДОУ является творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

В ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Инновационные формы работы с педагогическими кадрами

Внедрение проектных моделей. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей: «Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов; «Педагогическое портфолио ДОУ», направленное на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.

Система повышения квалификации педагогов. Современное дошкольное образование не может обойтись без профессионального менеджмента и новых технологий развития персонала. Одно из таких направлений - коучинг. В деятельности ДОУ данная идея используется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя, приглашения научных консультантов из научно –методического центра отдела образования, института. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То есть, сессия не предполагает только решение проблемы, выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даёт очень привлекательные результаты: в реальном времени разрабатываются действенные педагогические стратегии, придумываются новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания. Преимуществом коучинг-сессий является гибкость этой организационной формы.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.

Проектная деятельность. Обновлено содержание образования дошкольника использованием современных технологий - педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 40 проектов

В ДОУ активно используются следующие самореализационные формы повышения профессиональной квалификации:

Творческие конкурсы. Педагоги являются постоянными участниками и победителями конкурсов педагогического мастерства различного уровня. Это победители республиканского конкурса на лучшую методическую разработку музыкального занятия, лучший проект игровой деятельности, российских конкурсов на лучшие методические разработки. Всего за 4 года педагоги явились победителями более 20 конкурсов.

Издательская деятельность. В 2013 году было издано методическое пособие «Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы». В 2014 – «Инновации в сфере управленческой деятельности как фактор повышения качества образования»

Участие в научно –практических конференциях. Мы являемся участниками республиканских, всероссийских и международных научно –практических конференций. За последние 2 года наши педагоги участвовали в 10 НПК.

Педагогами дошкольного учреждения активно создаются персональные веб-сайты, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.

6. Инновации в содержании образования

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

В ДОУ разработана модель интеллектуального развития детей «Каждый ребенок талантлив!», обеспечивающая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и словотворчество; художественно-эстетическое развитие. «Каждый ребенок талантлив!» – эта формула является ключевой в предлагаемой модели. В ней мы пересмотрели технологию развития интеллектуальных возможностей, включив в нее различные направления деятельности развивающего и творческого характера.

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является словотворчество . Работа эта многогранна и интересна. Наши дети и педагоги находят вдохновение для сочинения своих стихов всюду: дома, в детском саду, на улице, на природе, и делают это с превеликим удовольствием. И у нас уже есть большие успехи. 12 детей стали победителями городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсов литературного творчества. Более 10 произведений было напечатано на страницах городской прессы. Большое достижение для нас – это выход в свет наших книг «Радуга детского творчества», «Мир в моих ладонях», «Слово – как музыка детских сердец» с авторскими стихотворениями и рассказами воспитанников, воспитателей и родителей. Стихи и рассказы наши дети пишут не только на русском языке, но и на своем родном, башкирском. Тем самым мы осуществляем задачу воспитания достойного представителя своего народа.

В нашем детском саду уделяется огромное внимание познавательному развитию и развитию математических способностей у дошкольников, в том числе и занятиям шашками. Ежегодно наши воспитанники занимают призовые места в городском турнире по шашкам среди воспитанников детских садов города. Наши дети – победители международного образовательного конкурса «Радуга -малышка», всероссийских викторин и олимпиад по математике, окружающему миру и познанию.

Мы нашли ту сферу художественной деятельности, которые привлекают ребенка больше всего, а именно в разнообразии творческой деятельности: дети поют, читают стихи, танцуют, рисуют и конструируют. Они не только «исполнители», но и «творцы» - они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в песнях и танцах, рисунках. Это и есть первые творческие, а значит и интеллектуальные появления. Результаты: победы в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах изобразительного искусства и художественного и декоративно –прикладного творчества, а их на данный момент - 72

Вся работа проводится при оптимальном сочетании основного и дополнительного образования. В детском саду работает 15 кружков интеллектуального и творческого развития.

В ДОУ разработана модель «Сплоченный коллектив – дети, педагоги, родители», которая кроме основных и традиционных форм работы с родителями включает и инновационные: в ДОУ работает «Школа молодой семьи», задачами которой являются: сотрудничество взрослого с ребенком; улучшение детско-родительских отношений; совместная деятельность родителя и ребенка. Заседания проводятся 1 раз в месяц, тематика различная.

Совместное участие в конкурсах, совместное творчество. Дети участвуют в конкурсах и вместе с родителями, пишут стихи и рассказы. В последнем сборнике стихов и рассказов, который вышел на днях, вы можете увидеть их совместное творчество. Этому посвящена одна из глав, которая так и называется «Сочиняет мама, сочиняет папа, сочиняет бабушка, сочиняю я». Отрадно, что в процесс включаются уже не только родители, но и бабушки и дедушки.

Вот уже 3 года традицией детского сада стало проведение совместных мероприятий с родителями. Это вечер добра, который был посвящен доброте и радости семейных отношений и совместного творчества, вечер «Таланты нашей дружной семьи», где наши семьи выступали с интересными номерами. Это их еще больше сплотило и объединило. В 2013 году мы совместно с родителями провели «Новую волну Аленушки». На этом мероприятии более 50 воспитанников детского сада получили награды городского, республиканского и международного уровня.

Эта форма работы дала огромные результаты. Родители стали не просто наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

7. Укрепление материально-технической базы

ФГОС определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. В детском саду создана прекрасная предметно-развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. За 3 года обновилась и материально –техническая база учреждения.. Сделан капитальный ремонт водоснабжения и канализации, пищеблока, косметический ремонт в группах, ремонт холлов и коридоров. Детский сад стал светлым и уютным, появилась новая удобная и красивая мебель, оргтехника.

8. Деятельность руководителя в рамках проекта. Постоянное участие в научно –практических конференциях, педагогических форумах различного уровня. Последние из них: вторая международная НПК «Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы», г. Прага, 2013 г., всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании», г. Челябинск, 2014 г., всероссийский форум «Взгляд в будущее», г. Санкт –Петербург. Руководитель является автором учебно- методического пособия «Инновации в сфере управленческой деятельности как фактор повышения качества образования». В 2013 году прошла профессиональную переподготовку в СИБГУ по специальности «Менеджмент в сфере образования», постоянное обучение на КПК.

9. Эффективность проекта заключается в следующих направлениях

Успехи воспитанников

2011 – 2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Успехи педагогов

Международные, всероссийские, республиканские и городские конкурсы

2011 – 2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Успехи учреждения

2012 год -1 место в городском конкурсе «Лучшее учреждение дошкольного образования -2012»

2013 год - Лучший детский сад года – за эффективное управление и постоянное совершенствование и поиск новых форм в учебной и воспитательной работе с подрастающим поколением

2014 год - Лауреат всероссийского конкурса «100 лучших дошкольных образовательных организаций России» в номинации «Лидер в разработке и внедрении методов развития интеллектуальных способностей детей»

10. Перспективы дальнейшего развития проекта. Участие ДОУ и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта; мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов; расширение форм работы с детьми и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы; обобщение опыта работы на городском, республиканском и российском уровнях.

11. Заключение

Предлагаемый проект является результатом деятельности педагогов ДОУ, которые заинтересованы в его развитии и желают реализовывать его перспективы и возможности. Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования позволили выдвинуть идеи и планы, которые были заложены в проект, благодаря которым определись ее такие возможности как реалистичность, целостной и обоснованность. Многого удалось достичь. И мы продолжим дальнейшую работу по реализации данного проекта. Наш детский сад называют кузницей талантов. И мы верим в будущее.

Список литературы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013.

Управление качеством в образовательном учреждении. Выпуск 3// сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2012.

Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2009.

Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции/ Чита, октябрь 2013 г.

Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009.

Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Линка-Пресс, 2009.

Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.


"Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому,

как хорошо он может организовать большое число

людей и насколько эффективно он может добиваться

наилучших результатов от каждого из них,

сплавляя их в единое целое".

Акио Морита.

1. Введение. Современное требование к образованию меняют позицию современного руководителя дошкольной организации как управленца. Ведь в современном мире основным вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Для повышения качества образования, поднятия имиджа упреждения, его конкурентоспособности является внедрение в педагогическую практику инновационных технологий управления, направленных на обновление дошкольной организации, а так же инновационной методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. Возникает вопрос, какую технологию управленческой деятельности эффективно и грамотно современный руководитель может использовать для повышения качества образования? Ведь общая стратегия задается государством, социумом, учредителем и является стартовой точкой для определения стратегии - программы действий, приоритетной для достижения основной цели развития учреждения. Одним из эффективных средств решения данной задачи, является метод проектирования, как форма планирования и организации работы, влияющая на повышения качества образования.

Актуальность На сегодняшний день в образовательных организациях устаревшие методы управления на основе традиционных методов, не адаптированных под современные требования государственных стандартов и социального заказа родителей воспитанников дошкольной организации. Большинство руководителей дошкольных организаций еще "советской закалки", когда система работала" сказал-сделал", а современный мир диктует другие условия, отталкиваясь от заказчика. Так же не малую роль играют педагоги, которые не объединены единой целью организации.

Новизна проектного управление в дошкольных организациях не имеет широкого распространения, что является принципиально новой организационной технологией управления. Она заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ и повышения качества образования.

Гипотеза проекта : Внедрение проектной деятельности в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешным при реализации следующих условий:

  • заинтересованность руководителя в конечном результате;
  • мотивированные педагоги в достижении цели;
  • организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов и компетентности родителей (законных представителей);
  • вовлечение в проект социальных партнеров, специалистов и родителей (законных представителей);
  • планомерная работа по укреплению материально-технической базы;
  • диссеминация педагогического опыта;
  • получение обратной связи от всех участников проекта.

Срок реализации проекта: 5 лет

База: ГБДОУ детский сад №2 общеобразовательного вида Кронштадтского района Санкт-Петербург.

Участники проекта : руководитель, педагоги, специалисты, родители и социальные партнеры.

Цель проекта .Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения проектной деятельности для повышения качества образования дошкольной организации.

Основные задачи проекта :

  1. Изучить и проанализировать информационные источники по проектной деятельности в управлении организации.
  2. Создать условия для организации команды единомышленников.
  3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей.
  4. Организовать единое образовательное пространство для решения поставленных задач.
  5. Повысить мотивацию качества образования.
  6. Разработать материально-техническую базу.
  7. Формировать образовательное пространство в соответствии с государственными стандартами.
  8. Вовлечь социальных партнеров и родителей для реализации проекта.
  9. Распространять педагогический опыт.

2. Этапы реализации проекта

I этап предполагал выявление инновационных потребностей ДОУ, подбор и анализ методической, справочной информационной базы по методу проектной деятельности в управлении ДОУ, формулирование идей и возможностей реализации проектной деятельности в ДОУ, планирование этапов работы;

II этап: Создание коллектива единомышленников, вовлечение социальных партнеров и родителей в проект, создание материально-технической базы и образовательного пространства.

III этап: мотивация и стимулирование педагогических работников к проектной деятельности.

IV этап: разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на районном региональном и российском уровнях.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Повышение качества образовательного процесса и научно-методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов и родителей.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в районе, регионе и России.
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды.
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие расширение партнерских связей.

4. Перспективы дальнейшего развития проекта. Участие ДОУ и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения опыта проектной деятельности; расширение форм работы с социальными партнерами и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы; обобщение опыта работы на районом, региональном и российском уровнях.

5. Предполагаемый продукт : Создание "портфеля" проектов для повышения качества образования.

6. Заключение.

Предлагаемый проект является результатом деятельности коллектива ДОУ под моим руководством, которые заинтересованы в развитии организации и желают реализовывать его перспективы и возможности. Наш коллектив продолжим дальнейшую работу по реализации данного проекта. Нас цели вдохновляют и "крылья" нам дают, мы сад наш развиваем и идем правильной дорогой в современном обществе.

Список литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013.
  4. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции/ Чита, октябрь 2013 г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Тип проекта: управленческий.

Актуальность.

Современный этап развития системы образования Российской Федерации характеризуется наличием конкуренции между образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные услуги. Сегодня меняется роль детского сада в жизни ребёнка. Детский сад - это второй социальный институт после семьи, где осуществляется социализация ребёнка, где продолжается процесс становления личности. Меняется стиль отношений между детским садом и семьёй. Сегодня семья выступает заказчиком услуг по образованию и воспитанию детей. И к педагогам предъявляются высокие требования. Педагоги должны учитывать заказ семьи и быть её союзником. Они должны работать так, чтобы, с одной стороны, не пренебрегать педагогическим опытом и традицией, а с другой стороны, быть всегда на волне инноваций.

Особая миссия появляется у детского сада, когда детский сад находится в сельской местности. Современное село сегодня не может создать семье условия аналогичные городским и поэтому детский сад должен быть не только местом пребывания детей и их дошкольного образования, а быть центром, в котором занимаются не только ребёнком, но и семьёй, а педагоги занимаются детьми не в одиночку, а вместе с родителями.

Когда ДОУ предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень его качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа. По словам Т.Н. Пискуновой имидж общеобразовательного учреждения “эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения”. Структура имиджа, по её мнению, складывается из семи представлений:

  1. Об образе руководителя
  2. (персональные физические особенности, социальные характеристики, профессиональные характеристики, представление о неосновной деятельности).
  3. О качестве образования
  4. (соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, содержание обучения, форма обучения);
  5. О стиле ОУ
  6. (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы, корпоративная культура).
  7. О внешней атрибутике.
  8. образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик).
  9. О цене на образовательные услуги
  10. (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные условия, конкурентный приём, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения).
  11. Об уровне психологического комфорта
  12. (представление об уровне комфортности среды – компоненты: уважение бесконфликтное, духовное обогащение).

Имидж ДОУ складывается из совокупности запросов и ожиданий различных социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг (родители, дети, работники школ и учреждений дополнительного образования, принимающих выпускников ДОУ; работники органов управления образованием и муниципальные власти, население села), а также способности и готовности администрации, педагогического состава, сотрудников учреждения к той деятельности, которая может обеспечить эти запросы и тем самым достичь успеха самого учреждения. По нашему мнению устойчивый позитивный имидж ДОУ на современном этапе рассматривается как важнейший современный компонент методического продукта детского сада и дополнительный ресурс управления, ресурс образовательного учреждения.

Необходимость создания положительного имиджа нашего ДОУ возникла в связи с тем, что во-первых усиливается конкуренция среди ДОУ, во-вторых, сформированный позитивный имидж ДОУ в большей степени обеспечивает стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие, в-третьих облегчит доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным и др, в-четвёртых повысится позитивная оценка образовательного учреждения социальными партнёрами, родительской общественностью.

Я, как руководитель, хочу, чтобы наше учреждение имело своё лицо, своё имя, было привлекательным и нужным. Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения относится к области управления. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последует доверие. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга.

Цель проекта: cоздание условий для формирования позитивного имиджа ДОУ.

Задачи проекта.

  1. Провести мониторинг и анализ субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители) к деятельности ДОУ.
  2. Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в целях формирования позитивного имиджа ОУ.
  3. Повысить роль родителей (родительской общественности) в общественном управлении ДОУ.
  4. Разработать элементы фирменного стандарта (логотип, герб, флаг и др.)
  5. Обеспечить информационную открытость ОУ.

Этапы формирования имиджа. (Приложение № 1)

Миссия нашего учреждения заключается в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном мире. Взаимодействие с родителями как равноправными партнёрами.

При определении целевой аудитории мы выделяем четыре основные группы:

Наши воспитанники, которые являются, чуть ли не главными “пиарщиками” образовательного учреждения, то, что они рассказывают о своём пребывании в детском саду, каких успехов добиваются на мероприятиях различного уровня, напрямую демонстрируют определенные условия, ресурсы ДОУ.

Родители воспитанников – самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку нашей работе, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Они являются главной целевой группой, на которую мы ориентируемся в своей работе. Сегодня всё большее значение для успешного продвижения ДОУ играет социально-общественная активность.

Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между учреждением и обществом: благодаря своевременному информированию о наших достижениях, мы формируем позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Коллектив ДОУ (руководитель и сотрудники ДОУ).

Понять какой именно образ наиболее предпочтителен для нашего ДОУ, определить объём и специфику своих ресурсов мы провели SWOD анализ деятельности ДОУ. (Приложение № 2).

Проанализировав внешние и внутренние ресурсы, мы выделили факторы, которые положительно будут влиять на формирование имиджа нашего дошкольного образовательного учреждения:

  1. Территориальное местонахождение. Наш детский сад находится в районном центре, где расположены ещё три ДОУ.
  2. Наш детский сад известен в профессиональных кругах и среди общественности.
  3. Детский сад имеет опыт работы по оказанию образовательных услуг и пользуется спросом у жителей села. По проведённому анкетированию родителей “Удовлетворённость доступностью и качеством образовательных услуг” процент удовлетворённости составил 95,15%.
  4. ДОУ имеет статус опорного учреждения в районе по познавательно-речевому направлению. Приоритетными направлениями являются: познавательно-речевое и физическое развитие детей дошкольного возраста.
  5. Детский сад имеет свои традиции, ценности. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сближают всех субъектов образовательного процесса (педагоги – дети - родители). Ежегодный конкурс “Семья года”, газета детского сада “Мы вместе” и др.
  6. В ДОУ имеется логопедическая группа, единственная в районе.
  7. Выпускники детского сада востребованы школами села. Их достижения, отзывы родителей об организации образовательного процесса, уровне подготовки также способствуют формированию имиджа нашего ДОУ.
  8. Открытость и сотрудничество дошкольного образовательного учреждения позволяет расширять социальное партнёрство.

Этапы реализации проекта: (2014-2016).

1 этап - подготовительный, планово-прогностический (сентябрь, 2014 г. – декабрь 2014 г.)

2 этап - практический, основной (январь, 2015 г. – февраль, 2016 г.)

Смета расходов, предусмотренных на реализацию проекта

Ожидаемые результаты.

  • Создание фирменного стиля ДОУ.
  • Оптимизация информационной среды.
  • Разработанная модель имиджа ДОУ.
  • Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.
  • Участия родителей в общественном управлении.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

А.С. Макаренко

Актуальность. Педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в ДОУ. Таким образом, его надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В то же время, как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов дошкольного учреждения обозначились некоторые проблемы. К ним можно отнести:

Неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;

Недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.

Цель проекта: Создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов-единомышленников.

Задачи:

1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов (горизонтальное и вертикальное).

2. Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении.

3. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.

Механизм реализации.

1. Анализ уровня профессиональной деятельности педагогов. Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Разработка индивидуальных программ личностного развития педагогов.

Для изучения уровня профессиональной деятельности педагогов будет использоваться комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов, предусматривающая ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.

Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).

2. Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, творческие отчеты, фото и видео презентации, технология «портфолио, ТРИЗ и др.»).

Проектная деятельность, как одна из форм повышения квалификации, профессионального развития, является довольно эффективной и инновационной. Технология проектирования предполагает разработку групповых проектов, в которых участвуют педагоги, дети, родители. При обсуждении каждого группового проекта используются активные методы. В результате проектной деятельности у педагогов вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников. Деятельность по реализации групповых проектов выведет работу коллектива на качественно новый уровень, предъявляя более высокие требования к каждому педагогу — участнику реализации проекта. Участие в групповых проектах повысит методическую активность педагогов, активизирует их в обобщении и распространении собственного опыта.

Реализация этого направления будет осуществляться в рамках постоянно действующего Образовательного салона и Педагогической гостиной.

Рис. 4. Алгоритм деятельности по созданию портфолио

3. Организация работы по профессиональному становлению молодых специалистов.

Как показывает анализ качественного состава педагогов детского сада, более 50% из них достигли пенсионного возраста, что неизменно влечет за собой обновление кадров в течение последующих 3-5 лет. Поэтому актуальной становится организация работы с начинающими, молодыми специалистами, которые придут на замену ушедшим на пенсию. Необходимо учитывать также тот факт, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. И здесь немаловажное значение имеет формирование наставничества, которое позволяет:

  • освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому;
  • отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике.

Знакомство с опытными педагогами, практикой инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Адаптация молодого педагога также во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.

В нашем детском саду уже имеются традиции по работе с молодыми педагогическими кадрами. Например, имеется опыт «выращивания» своих кадров, когда младшие воспитатели, проявляющие себя активно в организации жизнедеятельности детей в детском саду, по рекомендации поступают в высшие учебные заведения по профилю и переводятся воспитателями. В дальнейшем из сложившейся системы будут выбираться те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности:

«Старший воспитатель – молодой специалист» – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;

«Молодой специалист – ребенок и его родитель» – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

«Молодой специалист – коллега» – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.

Инновационность. Проект «Поддержка и развитие педагогического потенциала» направлен на профессиональное становление и развитие педагогов и педагогического коллектива в целом. Инновационность состоит в использовании педагогами в процессе профессионального развития современных технологий: технологии проектирования, информационные технологии, творческие отчеты, фото и видео презентации, технология «портфолио и т.д..

Основными формами работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности являются «Педагогическая гостиная» и «Образовательный салон», в рамках которых будут проводиться семинары, семинары-практикумы, консультации, деловые игры, мозговые штурмы, тренинги и т.д.

Рис. 5 Схема содержания образовательного проекта «Поддержка и развитие кадрового потенциала»

Мониторинг реализации проекта «Поддержка и развитие кадрового потенциала»

При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов нами выделено 3 критерия:

1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования.

2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.

3. Результативность образовательного процесса.

Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-балльной шкале. На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий. Таким образом, мониторинг по сути явялятся средством управления развитием педагогов.


Таблица 3

Критерии мониторинга управленческого проекта «Поддержка и развитие кадрового потенциала»

Индикатор Наименование методики Объект Периодич-

ность

Ответственность
1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования
Использование современных образовательных программ и методик Наблюдения за педагогической деятельностью, экспертиза, контроль, мониторинг Педагоги 1 раз в год (май) Зам. зав. по УВР
Использование информационных технологий Беседа, анализ, наблюдение Педагоги 1 раз в год (май) Зам. зав. по УВР
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности
Участие в творческой группе по проблемам дошкольного образования Педагоги В течение учебного года Администрация
Осуществление самообразования Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа Педагоги В течение учебного года Администрация
3. Результативность образовательного процесса
Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме Мониторинг реализации образовательной программы Дети 2 раза в год Заместитель по НМР
Обобщение и презентация педагогического опыта Форма фиксации (Карта наблюдений) Педагоги 1 раз в год (май) Администрация
Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей), общества Анкетирование, беседа, самооценка, мониторинг Педагоги 1 раз в год (май) Администрация

Руководитель творческой группы : Чумакова Т.Н.

Состав творческой группы : Филипченко Н.В.

Хазиева Г.Г.

Вдовиченко Л.А.