Эссе участника мое призвание социальная работа. Моё призвание – социальная работа: настоящее и будущее. Прочитав литературу, о профессии социальный работник. Я пришла к выводу, что эта профессия является востребованной, как и у работодателей так и у абиту

День социального работника – праздник, ежегодно отмечаемый в нашей стране 8 июня . Этот день был установлен президентским указом 27 октября 2000 г. Основная задача работников – оказание социальной помощи нуждающимся категориям граждан, к которым относятся пенсионеры, малообеспеченные семьи, инвалиды и другие граждане, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Работники этой службы оказывают поддержку малообеспеченным людям, сиротам, инвалидам, пенсионером, а потому праздников в их честь – это благодарность общества за их труд, доброе сердце и отзывчивость.

В Ивнянском районе на сегодня 416 пожилых граждан получают социальные услуги на дому, а оказывает им эту помощь 51 соцработник . За отзывчивость, чуткость и милосердие их уважают, любят и ценят подопечные. Рабочие отношения у многих переросли в доверительные, чуть ли не родственные. В преддверии профессионального праздника социальных работников представители этой благородной и самоотверженной профессии рассказывают читателям о своем призвании.

Альбина Богданова по образованию медик. Профессию «социальный работник» начала осваивать в 1992 году.

«Работа у меня самая обыкновенная, среди множества современных «глянцевых» профессий такая неброская, с неярким, не кричащим названием «социальный работник», - отметила Альбина Богданова . - Особых секретов в моей работе нет. Всегда улыбаться! Улыбаться глазами, душой и сердцем! Помочь пожилым людям по хозяйству, похвалить за красивые грядочки, распутать петельки и связать пяточку носочка для правнука, выкатать тесто, но главное - искренне сопереживать и заботиться. Их дети давно выросли и разъехались. Приезжают нечасто. У них свои дела, своя жизнь, в которой, к великому сожалению, так мало места для родителей».

Нина Локтева трудится на этом поприще 27 лет.

«Душевными собеседниками и чудесными целителями мы приходим в дома одиноких пожилых людей. Дарим им радость общения и надежду на исцеление, возвращаем веру в будущее. Сегодня всем ясно, такая служба милосердия просто необходима потому, что пожилые люди всегда будут нуждаться в нашей помощи, поддержке и заботе. Конечно, мы не заменим подопечным их детей, но сделаем их старость хоть чуточку легче, светлее и счастливее», - призналась Нина Локтева , трудясь на этом поприще с 1991 года.


Наталья Медведева. За весь период работы подопечных у нее было более 50 человек.

«С детства мне очень нравилось оказывать помощь слабым, больным и беспомощным, - рассказала Наталья Медведева . – Выбрав профессию социального работника в 1991 году, я стараюсь сделать всё от меня зависящее по улучшению условий жизни и быта своих подопечных. Мои бабушки, я их ласково так называю, мне очень дороги. Я люблю их и уважаю, знаю все их проблемы, стараюсь помочь им преодолеть житейские трудности, поддержать морально. Всё это хотя бы на время помогает моим бабулям забыть о своих бедах и расслабиться».


Тамара Исакова считает, что работа должна приносить удовлетворение.

«Сегодня невозможно представить нашу жизнь без социальной службы на дому, - поделилась своим мнением Тамара Исакова . – Наша работа заключается в том, чтобы выдержать чужую боль и трагедию, в любую минуту помочь тем, кому в этой жизни сложнее всего. За день приходится прошагать не один километр по улицам села, чтобы побывать у своих подопечных, выполнить их поручения. Оказывать услуги пожилым людям – дело нелегкое. Приходится переживать различные ситуации. Для меня моя работа – радость жизни».


Ольга Галац трудится социальным работником уже 18 лет.

«В деревне нас называют по‑разному, даже «службой спасения». Но, прежде всего, мы, действительно, помощники, к тому же, универсальные. Отправляясь утром к пожилым людям, ждущим внимания и заботы, не всегда знаешь, какую роль сегодня возьмёшь на себя: няни, прачки или повара, плотника, медика или юриста, психолога, парикмахера или дипломата. Сама я всё чаще и чаще думаю: если бы случай не привёл меня к тому, чем занимаюсь сейчас, то не сделала бы я в этой жизни чего‑то самого нужного и важного. Нужного - для тех, кому помогаю каждодневно. Большого и важного - лично для себя», - отметила Ольга Галац.


Ольга Якшина влюблена в свою работу.

«Я очень люблю свою работу, - призналась Ольга Якшина , - поэтому всегда, по любой просьбе стараюсь прибежать к своим подопечным, ведь они нуждаются в моей помощи, заботе и внимании. А ведь каждый со своим характером и пониманием жизни, непростой человеческой судьбой. За годы работы они стали мне близкими и родными. Эти люди, в свою очередь, учат меня многому: благородству, честности, выносливости, умению решать трудные жизненные ситуации, поддерживают морально, когда на глаза наворачиваются слезы. Я с уверенностью могу сказать, что моя работа приносит мне положительные эмоции, радость и удовлетворение. А это значит, что я делаю нужное дело».


Екатерина Лещёва с 2003 года помогает пожилым и инвалидам, она – социальный работник.

«Вот, говорят, судьба… Абсолютно неизвестно, куда она тебя занесет. В 1994 году я приехала в Ивнянский район из Киргизии - рассказала Екатерина Лещёва . – Здесь, в России, всё было по‑другому, по новому. Но рядом жили добрые люди, которые многому научили, помогли устроиться на новом месте».

Екатерина Александровна честно признаётся, что работа эта не из легких, но и без неё себя она уже не мыслит.

«Для исполнения своих обязанностей соцработнику нужно иметь большое сердце, терпение, отзывчивость и сострадание. В этой профессии необходимо совмещать очень многое: знания медсестры и юриста, навыки психологической, педагогической помощи. Кроме этого, нужно обладать чувством юмора, умением общаться с людьми, слушать их, находить нужные слова для поддержки», - отметила Екатерина Лещёва .


Милосердное отношение человека к человеку, благотворительность, гуманизм являются отличительной чертой социальной работы. Наша работа тесно связана с людьми, нуждающимися в помощи.

Мы считаем, что основной целью нашей работы является увеличение степени самостоятельности клиента, создание условия, чтобы клиенты могли сами получать все, что положено по закону.
Социальная работа многогранна. Мы как бы являемся своего рода учителями, консультантами, советчиками, помощниками своим клиентам.
Со стороны кажется, что наша работа простая, ничего сложного в ней нет, но не всякий сможет работать с пожилыми людьми, многие из которых серьезно больны. К каждому клиенту нужно найти свой психологический подход, чтобы человек не чувствовал своей уязвимости.
Мы должны обладать чуткостью, участием и искренним желанием помочь людям. К каждому клиенту у нас имеется свой подход, кому-то достаточно только внимания, кто-то нуждается в совете, утешение, поддержке…
В этом и является наше призвание – помощь людям: бытовая, материальная, медицинская, психологическая и иная…
Черствость, равнодушие, меркантильность несовместимы с нашей работой. Мы искренне жалеем наших клиентов, всей душой стараемся им помочь. Только в этом случае наша работа приносит реальные плоды. Мы так же уважительно и гуманно относимся к каждому клиенту. И у нас на первом месте стоит дело, ради которого мы пришли работать социальным работником. Мы считаем, что человек, который не любит свою профессию, не может быть хорошим работником. У нас в отделении все наши сотрудники работают на совесть, значит и наша работа является для них призванием. У нас нет равнодушных и черствых людей, каждый из нас готов прийти на помощь и на взаимовыручку, поддержку. Мы одна команда, и кого-то выделять особо не хочется, каждый из нас с большой ответственностью и трудолюбием относится к своей работе. А как мы работаем, видно из отношений клиентов. Многие из них поздравляют наших сотрудников с праздниками через газету, пишут и звонят с благодарностями и т.п.
В нашей работе бывают и кризисные ситуации: например – клиент упал и не смог встать, приходится вызывать МЧС, скорую помощь, полицию, т.е. во всем мы находим выход. Бывают и ошибки в нашей работе, мы ведь тоже люди, но стараемся учиться на своих ошибках и больше их не повторять.
Главное в нашей работе не наши знания, а мы сами. Наши коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, способность поступать по своему, умения решать конфликты, творчески мыслить – вот наш главный багаж. И мы, как любой человек, радуемся успеху, когда чувствуем, что помогли кому-то, поддержали, утешили, в общем справились с работой – это самый лучший эмоциональный «допинг».
Мы считаем, что теперь мало найдется людей, которые скажут, что социальная работа – это легкая работа, что с ней справится любой, ведь наши подопечные – это пожилые люди, инвалиды, одинокие, которым требуется внимание, помощь, уход. И мы должны быть терпеливыми, выносливыми, сдержанными, уметь расположить подопечного к себе. А добросовестного и внимательного социального работника пожилой человек будет всегда ждать с нетерпением. Так оно и есть на самом деле. Бабушки встречают нас словами: «А вот и моя девочка пришла!»
Отсюда делаем вывод: социальная работа – наше призвание!

Социальный работник отделения
социального обслуживания на дому №5
Карпова Марина Геннадьевна

Традиционный конкурс на звание лучшего социального работника года, состоявшийся в зале ДЮСЭЦ 9 декабря, все присутствующие единодушно оценили как самый удачный и яркий среди мероприятий такого рода. Конкурс выявил тенденцию к омоложению состава социальных работников в районе, развенчал некоторые укоренившиеся стереотипы, дал богатую пищу для выводов. Так, абсолютное большинство конкурсанток, а это Екатерина Гладковская (г. Белоозерск), Галина Денисюк (аг. Междулесье), Светлана Ментуз (г. Белоозерск), Надежда Сухоцкая (д. Светоч), Ирина Шиманская (д. Пешки), Екатерина Шмат (г. Береза) (на фото справа налево), вопреки укоренившемуся мнению, что в социальные работники идут люди среднего и старшего возраста, – молодые женщины. Опять же, вопреки стереотипу, эти женщины пришли в профессию не потому, что не были трудоустроены, не от безысходности. Многие счастливы в своих семьях, состоялись как матери, живут полной разносторонней жизнью, так что на стезю социальной работы их привело не одиночество или жажда деятельности – общения, как и работы у них хватает.То есть многие идут на эту нелегкую, хлопотную и, в общем, нервную работу по призванию, иначе говоря, в обществе растет градус милосердия и сострадания. Открывая конкурс, начальник управления по труду, занятости и социальной защите населения М.Н. Толкун поблагодарила всех соцработников района, а это сегодня 186 человек, за труд по уходу за пожилыми людьми. Это сложная категория, и к каждому нужен индивидуальный подход, а еще – терпение, умение понять другого, раскрыть его лучшие качества и просто обласкать, помочь.Доброта, чуткость, нежность – самые важные качества социального работника, помимо желания помогать и, конечно, выносливости. Маргарита Николаевна возглавила жюри, которое должно было по пятибалльной системе (за каждый конкурс) оценить выступления претенденток. Судейские роли на себя примерили директор ГУ «Березовский ТЦСОН» И.Н. Фомко и председатель райкома профсоюза работников госучреждений Е.А. Карпук, а также представители СМИ района, в том числе автор этой заметки. «Мое призвание – социальная работа» – так назывался первый конкурс-презентация с комментариями участника. Екатерина Гладковская в этом туре прочитала стихи собственного сочинения, посвященные своим обслуживаемым, и продемонстрировала слайд-шоу, посвященное красивой старости, полной оптимизма и радости. Галина Денисюк, тринадцать лет проработавшая соцработником (кстати, прошлогодний победитель конкурса), проникновенно рассказала об особенностях ухода за пожилыми людьми и общения с ними, охарактеризовав своих подопечных и сопроводив рассказ подробнейшей видеопрезентацией своей работы, наложенной на музыку, соответствующую видеоряду. – Старость надвигается быстро, и люди, которые недавно могли общаться в кругу ровесников, остаются одинокими в стенах своих домов и ждут нашего внимания, милосердия, помощи, которые мы обязаны им дать, – сказала Галина Ивановна, подчеркнув, что каждый человек достоин помощи и уважения и к каждому, не секрет, нужен свой особый подход. Светлана Ментуз также порадовала членов жюри и участников стихотворными строками собственного сочинения. Образно и интересно рассказала о своем призвании Екатерина Шмат. А самая юная и хрупкая участница конкурса Ирина Шиманская в своем рассказе и видеопоказе собственных будней соцработника взяла такую высокую ноту искренности, что у многих сидящих в зале глаза наполнились слезами… И все же самое сильное впечатление (и горячее единодушие жюри) оставила презентация Надежды Сухоцкой, с такой сердечностью рассказавшей о своих девятерых обслуживаемых, так прочитавшей замечательные стихи и исполнившей песню «Желаю вам», что никто не остался равнодушным. А когда эта стройная и молодая мама троих детей озвучила, что пришла на этот путь не только по зову сердца, но и по примеру своей матери, двадцать лет отработавшей соцработником, симпатии к ней еще больше возросли. Во втором, теоретическом, конкурсе «Профессионал своего дела» все участницы показали безупречные знания, получив каждая максимальный балл; а третий конкурс «Вдохновение» открыл перед ними практически неограниченные горизонты свободы творчества: демонстрировать свои таланты, увлеченность и плоды рукоделия можно было в любом жанре, то есть была прекрасная возможность показать себя во всей красе и заработать высокие баллы. И участницы проявили здесь не только творческие таланты и трудолюбие, но и оригинальность: все были индивидуальны и не повторяли друг друга. Плюс была проявлена огромная воля к победе. Изумительной красоты шапка, связанная Екатериной Гладковской, деревья из бисера Галины Денисюк, ваза из газетных трубочек с выпечкой Светланы Ментуз, еврейская коврижка Екатерины Шмат, кофейный цветок Ирины Шиманской и, конечно, сказочный торт-избушка Надежды Сухоцкой – от всего этого и многого другого, представленного участницами, просто разбегались глаза!После горячего обсуждения (судить было нелегко) первое место жюри присудило Надежде Сухоцкой (90 баллов), на втором оказалась Галина Денисюк (89) и на третьем месте Ирина Шиманская (88). К ним обратил главные слова поздравления Игорь Николаевич Фомко, вручая победительницам ценные подарки. Остальные участницы также удостоились поздравления и подарков. Нельзя не сказать и о другом украшении конкурса, сделавшем его настоящим праздником. Это концертные номера в исполнении артистов Светочского СДК (написать «самодеятельных» не поворачивается рука!). Директор и художественный руководитель Дома культуры Лариса Ющик, Александр Гладько и Ирина Юркевич не просто хорошо спели много отличных песен – уровень вокала и артистизма, умение контактировать с аудиторией и создавать атмосферу радости, задушевности и счастья ставят их в ряд настоящих артистов. Благодарные зрители и слушатели устроили им громкую овацию с криками «Браво!».К достоинствам действия, несомненно, относится и профессионализм ведущих – психолога ГУ «Березовский ТЦСОН» А.И. Ополько и инспектора С.Н. Здасюк. Конкурс удался, оставив не только победителей, но и прекрасное предновогоднее настроение. Так держать, территориальный центр! Фото Степана ТЮШКЕВИЧА.

Социальная работа – это профессия не для каждого. Мне приходится часто сталкиваться с людьми, которые в своей жизни испытали немало трудностей, эмоциональных переживаний, горечь потерь и проблем со здоровьем.

Социальный работник должен иметь большое сердце, уметь сопереживать людям, проявлять такие качества, как сочувствие и любовь. Иногда приходится жертвовать чем-то своим личным для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов работники социальной службы становятся самыми близкими, самыми родными и дорогими людьми. Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки менее защищённых людей, находятся во взаимодействии с ветеранами, инвалидами.

Социальные работники, как мне кажется, это люди особого душевного склада, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь. Вряд ли существует другая сфера деятельности, где милосердие, сочувствие и житейская мудрость играли бы такую важную роль.

Я уже 12 лет работаю в социальной сфере. Раньше трудилась в АСУСО «Екатерининский психоневрологический интернат имени В.П. Ярушкина», в должности санитарки палатной в отделение «Милосердие», где обслуживались тяжелобольные лежачие люди. Работа была очень тяжелой как физически, так и эмоционально. Каждый день приходилось видеть, как люди стареют, страдают.

Сейчас я – социальный работник в БУ «КЦСОН Омского района». Работа у меня самая разнообразная. Зимой приходится убирать снег, доставлять твердое топлива в дом, выполнять многие другие услуги, в летнее время – это сезонные работы. Много дел необходимо выполнять по дому. Очень важно – помогать пожилым людям следить за их здоровьем. Одной из обязанностей социального работника является оказание психологической помощи пожилым людям. Оно заключается в поддержке жизненного тонуса, в поднятии настроения.

Я рада, что могу поддержать, успокоить своих подопечных, зарядить хорошим настроением, чтобы они чувствовали себя нужными. Пожилые люди любят делиться своим жизненным опытом. Если я внимательно слушаю, то мои подопечные чувствуют, что они интересны, нужны. А для них это очень важно.

Социальная работа – уникальная профессия, которая несёт в себе не только помощь конкретным людям, но также подаёт пример гуманного отношения к людям. Все это не может не вызывать большого уважения к деятельности социального работника.

Власенко Анна Викторовна, воспитатель МКУ Приют «Надежда »

На мой взгляд, профессия воспитателя - одна из благородных и нужных людям, а уж роль воспитателя социального приюта переоценить просто невозможно. На сегодняшний день из-за нестабильного развития государства, неравности материального уровня граждан, уровня их знаний, экономической нестабильности, данная профессия становится все более актуальной. При этом не уменьшается количество детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Все дети, попадающие в приют, имеют психолого - педагогические проблемы различного характера, и каждый из них повидал на своем веку такое, что порою трудно сопоставить с понятием «счастливое детство». У многих родителей – асоциальный образ жизни (употребляют алкоголь, наркотики, совершают преступления), при этом очень часто, такой пример подает именно мама поскольку родного отца многие дети ни разу в жизни не видели. Некоторые дети подвергались жестокому обращению в семье (физическое и психологическое насилие). И даже, не смотря на это, почти все дети хотят обратно домой, скучают по маме, какой бы она ни была. Очень многие сталкиваются с трудностью адаптации в приюте. Хочу привести в пример, трехлетнюю Настю. При поступлении в приют малышка, была в состоянии «эмоционального кокона». Она была настолько закрыта для мира, что за три недели не проронила ни слова, и только к концу месяца своего пребывания начала понемногу «оживать». Прежде всего, это стало возможным благодаря работе воспитателей, педагогов и психолога, в которой есть и «моя капелька». Думаю, что главная задача нашей работы – научить детей снова доверять людям, понять, что они не одиноки и тоже являются маленькой частичкой большого общества людей!

В. Г. Белинский писал: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека». К сожалению, воспитатель детского приюта, по нынешним временам, профессия не из престижных. Заработная плата педагогов очень мала. В итоге - работать в приют идут только те, кто действительно предан своему делу, кто любит детей. "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас" - К. Д. Ушинский

Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы. Я считаю, что доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Авторитет воспитателя зависит от его отношения к делу и к детям. Воспитателю необходимы: жизнерадостный и весёлый характер, позитивный настрой, умение сердиться недолго и только по делу, избегать монотонности, скуки. Педагогу следует разумно чередовать труд и учебу, отдых, игры, чтобы дети не скучали.

Хороший педагог заботится не только об условиях жизни ребёнка, но и о душевном комфорте детей.

Работа воспитателя социального приюта изначально признается необходимой не столько для учебного процесса, сколько для воспитательного, способствующего успешной социализации детей в обществе в целом.

Социальный приют для детей и подростков «Надежда» был создан при содействии администрации Железнодорожного района в 1996 году. Впервые с деятельностью социального учреждения такого типа я познакомилась во время прохождения учебной практики в 1997 году. Тогда я училась в профессиональном училище № 41 города Красноярска по специальности социальная работа. Именно во время прохождения практики я сделала для себя твердый выбор: «Хочу работать именно с такими детьми»! После окончания училища я пришла на работу в приют «Надежда», в должности воспитателя. Первое время работы моей напарницей и старшим другом - наставником стала воспитатель Голицына Татьяна Георгиевна. Это педагог с более чем тридцатилетним стажем работы с детьми. Именно у нее я училась жизни и работе среди детей, научилась понимать их потребности, налаживать контакты с ними, вдумчиво относиться ко всему, что окружает детей. В приют всегда поступали и поступают дети с очень сложной судьбой, зачастую педагогически и психологически запущенные. Для них нужно было не просто создать комфортные условия для проживания и учебы, но и постараться в меру своих сил создать уют настоящего дома и тепло родной семьи. Это лучше всего достигается без разрыва связи ребенка с родными родителями, задача которых далее, после возвращения ребенка в родную семью, поддерживать положительный образ семьи, стараясь создать такие же условия у себя дома. Воспитатель должен любить детей, жить для детей - без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность - вырастить ребенка достойным членом гражданского общества.

Успешным примером, считаю работу с Геннадием Р. Он поступил к нам в приют, когда ему было 16 лет. Родной отец ушел из семьи, когда Гена был еще маленький. В последнее время его мать злоупотребляла спиртными напитками, приводила в комнату в общежитии своих друзей - алкоголиков, подростку даже негде было лечь спать, не говоря уже об обучении и личном пространстве. Проживание в приюте, помогло Гене снять нервно - психическое напряжение, выработать определенные умения и навыки социальной адаптации к создавшимся условиям проживания. Организовали досуг подростка, проводили беседы по профессиональной ориентации и профессиональному обучению, помогли поступить в училище и успешно его окончить. Правда, поступить сразу в высшее учебное заведение у него не получилось. Он ушел в армию и отслужил в военно - морском флоте. Во время службы он поддерживал связь с приютом. Присылал письма и фотографии, а позже заходил к нам, общался со своими воспитателями и воспитанниками приюта. В дальнейшем Геннадий создал крепкую семью и даже открыл свое дело, думаю что именно в этом - успешный результат той работы, которую мы проводим в приюте «Надежда».

В 2003 году я поступила в Красноярский Государственный Педагогический Университет имени В.П. Астафьева, и успешно его окончила в 2008 году по специальности социальный педагог. Учеба в университете дала мне знания передовых технологий, методик работы с детьми, нуждающихся в социальной помощи. Работая с детьми приюта, часто сталкиваясь со случаями жесткого обращения в семье, я заинтересовалась данной темой и решила провести анализ этой проблемы. Так родилась программа «Социально-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье», по которой я работаю с 2009 года. Данная программа направлена на коррекцию отрицательных эмоциональных состояний, преодолению внутриличностного кризиса и поведенческих отклонений у детей.

Задачи программы:

Способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;

Оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;

Развивать творческое воображение, фантазию;

Развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

Помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;

Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;

Способствовать становлению произвольной регуляции поведения;

Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Исследование проводилось на базе муниципального учреждения «Социального приюта для детей «Надежда» города Красноярска. Для отбора детей проводила анализ личной документации детей: характеристики педагога - психолога, акты жилищно - бытовых условий, постановление суда о лишении родительских прав, приговоры суда о совершении родителем (родителями) преступлений, предусмотренных ст.117,156 УК РФ, свидетельствующие о нанесении телесных повреждений различной тяжести и жестокого обращения с детьми.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (методика разработана А.В. Макарчук в соавторстве с А.В.Щепиной);

2. Опросник Басса – Дарки;

3. «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально- ситуационной тревоги» Кондаша;

4. Тест самооценки Дембо - Рубинштейн.

Проведя диагностические исследования было выявлено:

Дети пережившие жестокое обращение в семье имеют высокие показатели агрессии по следующим шкалам: «физическая агрессия», «раздражительность», «обида», «подозрительность».

1.Высокая раздражительность, то есть готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости – характерно для детей с опытом жестокого обращения в семье. Это связано вероятно с общей повышенной психофизиологической возбудимости, которая является следствием пережитой психологической травмы. Травмированные дети в целом демонстрируют высокие показатели по шкале подозрительность, так как живут в постоянном ожидании угрозы и возможности повторения случаев применения к ним насилия. Также дети, пережившие физическое насилие демонстрируют высокие значения по шкале физическая агрессия. Находясь в состоянии социальной и эмоциональной депривации, дети – жертвы насилия, не имеют перед собой примеров для усвоения неагрессивных моделей поведения. Высокие показатели по шкале обида: их злость по отношению к окружающим обусловлена чувством горечи и несправедливости произошедшего, связано вероятнее всего, с антропогенным характером травм. Ситуация многократно усугубляется тем, что в подавляющем большинстве случаев виновником произошедшего был близкий ребенку человек, которому он доверял и возможно до сих пор продолжает его любить.

2. Данные, полученные с помощью шкал личной тревожности. Дети, ставшие жертвами насилия, демонстрируют высокую тревожность. По шкале самооценочная тревожность эти высокие показатели можно объяснить влиянием пережитого насилия, его травмирующее воздействие на образ я ребенка. Угрызения совести, которые ребенок испытывает из-за случившегося с ним, не могут не отразиться на восприятии ребенком себя, своих поступков и результатов деятельности. Межличностная тревожность, проявляющаяся преимущественно в ситуациях связанных с общением, у детей, переживших насилие, также имеет высокие показатели. Вышесказанное позволяет сделать мне вывод о том, что переживание жестокого обращения в семье, приводит к повышению самооценочной и социальной тревожности. Обобщая данные, полученные в ходе диагностического исследования, были сформулированы некоторые выводы. У детей, переживших травмирующее событие, межличностная самооценочная тревожность имеет высокие показатели. Для травмированных детей характерна низкая самооценка, специфическим последствием насилия является низкий уровень притязаний. Переживания травматического опыта приводит к значительному повышению агрессии у детей. Насилие оказывает более сильное влияние на такие проявления агрессии как склонности к физической агрессии, обиде и подозрительности. Учитывая все вышесказанное, был сделан вывод о том, что насилие, совершенное над ребенком, является одной из самых тяжелых психологических травм, его последствия затрагивают все сферы личности ребенка. Такие дети остро нуждаются в своевременной и адекватной психолого - педагогической помощи.

Цель данной программы: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.

В своей работе с детьми я использую элементы арт - терапевтической технологии. К группе арт - терапевтических методов основанных на использовании различных изобразительных средств относятся рисование, лепка, создание коллажей. Эти методы позволяют мне развивать в детях:

1. спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

2. научить правильно и беспроблемно общаться, используя изобразительные средства;

3. самовыражаться доставляя при этом радость как себе, так и другим;

4. развивать важные социальные навыки;

5. повышать самооценку;

6. развивать навыки принятия новых и полезных решений;

7. расслабиться и выплеснуть негативные мысли и чувства;

8. развивать творческие способности.

Из теста может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Тесто – это чудесный медиум. Его мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы тесто имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать тесто и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Во-вторых, работа с тестом не требует каких-то специальных условий, а высохшее тесто легко устранить – после работы его можно смести со столов, как пыль. В-третьих, тесто, как материал содержит массу возможностей для работы. Оно мягкое и податливое, хорошо размягчается водой. Его можно формировать руками, его можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова оно будет подчиняться. Оно чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, оно остается тестом, из которого можно снова сформировать ком.

Слова, символы оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Эмоциональный компонент непременно вызывает ответ моторного компонента, а также изменение хода и характера мыслей ребенка. Поэтому, создавая образ из теста, можно испытать удовольствие, что отразится на результате, и наступят изменения в мимике, жестах, отношении к себе и другим. Особенно полезно в русле терапии брать позитивные темы. Работа с выразительным материалом и с безоценочной реакцией позволяет выразить широкий спектр эмоций, что само по себе уже целительно. Для детей любые упражнения с тестом будут полезны и терапевтичны. Тесто способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, развитию моторики рук, а также позволяет развить навыки самоконтроля, актуализировать творческую активность. Дети, которые рассержены, при работе с тестом могут различными способами дать выход своему раздражению. Те дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с тестом. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования теста.

Тесто - наиболее подходящий и безопасный пластический материал для детей, которые все проверяют на вкус, а также для детей с особенностями в развитии. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. В результате лепки из теста появляется продукт (фигура, картина), который дает многочисленные возможности в выборе дальнейших техник работы. Это и постановка тестовых спектаклей, и реконструкция образа, и моделирование. Лепка может быть и индивидуальной и коллективной, может использоваться в диаде «взрослый - ребенок», может применяться и с рисованием, и с различными дополнительными материалами. Тесто способствует стремлению к более свободному самовыражению. Особым в лепке является то, что можно комбинировать признаки, переносить характеристики одного предмета на другие, тем самым работать с бессознательным содержательным материалом. Тесто можно окрашивать, делать объемные или плоские фигуры (мандала), плоские с дополнением бросового материала (тестовая композиция).

Для решения задач по успешной социальной реабилитации и адаптации ребенка, на каждого воспитанника заполняю «Индивидуальную программу реабилитации», которая позволяет мне выделить первоочередные задачи по воспитанию и обучению: с помощью тестовых исследований даю оценку личностным особенностям ребенка (эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, особенности отношения со взрослыми, особенности отношения с детьми, бытовые навыки). На подростков заполняю педагогическую характеристику, где отображаю взаимоотношения в коллективе, уровень социального опыта, концепцию личности, самооценку, контроль за своим поведением. Провожу профессиональную ориентацию подростков. На этих занятиях я информирую и консультирую в выборе профессии. Также даю оценку эффективности реабилитации подростка по шкалам:

Отношения к своему здоровью;

Социализация;

Мотивационно - потребностная сфера;

Эмоционально – волевая сфера;

Детско – родительские взаимоотношения.

При выводе ребенка обратно в семью или при переводе в другое учреждение, даю заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации, а также рекомендации о дальнейшей работе с ребенком.

На протяжении своей педагогической деятельности организую досуговую занятость детей, провожу праздники: «Путешествие в новогоднюю сказку», «День рождения приюта «Надежда», «Восьмое марта», «Масленица». Конкурсы: «На лучшую снежинку», конкурс визажистов «Ай да красавица», конкурс «Сочиним загадку сами». Викторины: «Родные улочки», «Лучший стих о зиме». Информационно – исторические часы: «Я потребитель и мои права», «День Конституции РФ». Спортивно – развлекательные мероприятия, спартакиады, спортивные состязания: «Спортивная дорожка», «Спорт, спорт, спорт», «Самый меткий», «Товарищеская встреча сборной воспитанников приюта и мужчин волонтеров по мини - футболу». Дни именинника: «С днем рождения малыш!». КВНы: «КВН для всех, день смеха, юмора и шуток». Театрализованные представления и детские спектакли: «В гостях у сказки». Мастер – классы по кружковой деятельности. Развлекательные программы: «День сюрпризов», «Сказки о красках», «Поле Чудес», «Звездная минута». Вечера настольно – дидактических игр: «Лото время года», «Дикие и домашние животные», разнообразные мозаики, шашки. Организую сезонные выставки детских работ по кружковой деятельности. Провожу праздничные концерты: «Школа юных пиратов», «Проделки грязи»; санитарно – гигиенические часы: «Секреты сибирского здоровья», «Работа клуба «Неболейка», «Гигиена полости рта».

Традицией стали выходы и экскурсии с воспитанниками в кинокомплекс «Луч», в парк им. Гагарина, в Центральный парк им. Горького, Культурно – исторический центр, Краеведческий музей, в Парк флоры и фауны «Роев ручей», на берег реки Кача, по городским фонтанам и на часовню. Все это помогает развивать у детей познавательный интерес, нравственно – эстетические качества, социализировать в обществе и прививать любовь к родному краю и городу.

Очень люблю кружковую работу «Волшебный квиллинг». Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Моя кружковая работа имеет художественно -эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании воспитанников. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Кружковая работа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Кружковая работа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). “Волшебный квиллинг” - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно -эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Ведущая идея данного кружка - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Цель кружковой работы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники «квиллинга», как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи кружковой работы по «квиллингу»:

Обучающие:

· знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга»;

· обучать различным приемам работы с бумагой;

· формировать умения следовать устным инструкциям;

· знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга».

Развивающие:

· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

· развивать мелкую моторику рук и глазомер;

· развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

· развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

Воспитательные:

· воспитывать интерес к искусству «квиллинга»;

· формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

· способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

· учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

Принципы, лежащие в основе моей работы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

В результате занятий по данной программе воспитанники:

– учатся различным приемам работы с бумагой;

– закрепляют знания об основных геометрических понятиях, знакомятся с базовыми формами «квиллинга»;

– создают композиции с изделиями, выполненными в технике «квиллинга»;

– развивают внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– знакомятся с искусством бумагокручения;

– овладевают навыками культуры труда;

– улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

Регулярно провожу открытые занятия по кружковой деятельности, оформляю выставки детских работ, участвую вместе с детьми в городских и районных конкурсах. В городском конкурсе кормушек для птиц «Пернатый ресторан», наша, совместная с детьми работа, заняла первое место. Также в конкурсе «Моя любимая игрушка», который проводила радиостанция «Дорожное радио», заняли второе место. В конкурсе поделок «Дед Мороз в шинели», проводимом УВД по городу Красноярску, были награждены призами и грамотами.

Являюсь членом рабочей группы в коллективе педагогов и детей, где совместно разрабатываем различные акции, например: «Сделаем наш город чище», «Зеленый двор, зеленый город», конкурсы «На лучшую цветочную клумбу» и т.д. Тем самым стараюсь воспитывать в детях трудолюбие, бережное отношение к природе и родному городу, краю. Формирую коллективизм в совместной трудовой деятельности.

В сентябре 2011 года являлась членом рабочей группы по разработке новой формы воспитательного календарно-тематического планирования. В основу разработки нового планирования было положено решение задач по воспитанию, охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннему обогащению развития несовершеннолетних на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. В планировании комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от 3 до 18 лет. В план нового образца входит: календарно - тематическое планирование с подробным описанием занятий (включая цель), свободная деятельность воспитанников, штабы Детской Организации «Наш Дом Надежда», досуговая деятельность, библиотечные дни, театрализованная и спортивная деятельность, СБО, а также подробный план на каждый день с мероприятиями на дошкольный и школьный возраст, кружковая деятельность, занятия коррекционно - развивающих программ.

С 2007 года в приюте работает Детская Организация «Наш Дом Надежда».

Устав ДО : * Это законы жизни в приюте, они одинаковы для всех, для больших и маленьких; * Это задачи, которые ставит себе каждый воспитанник и выполняет их. Цель организации : формирование и проявление инициативы членов детского коллектива. Детская цель организации : научится общаться друг с другом. Педагогическая цель организации : всестороннее развитие личности ребенка, получение востребованных знаний и отработка навыков, необходимых для социализации в обществе, социальная реабилитация и адаптация детей и подростков. Деятельность всей организации строится на функционировании штабов: «Учеба», «Чистота и здоровье», «Досуг». Работа педагога в организации базируется на том, что любой ребенок стремится к деятельности, в которой он успешен; ребята стремятся общаться в неформальной атмосфере; деятельность направлена на формирование навыков, знаний, умений, необходимых для успешной социализации в обществе, а также развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Я являюсь куратором штаба «Чистоты и здоровья» (чистка овощей (кухня); дежурства по приюту; штопка, шитье, глажка; генеральные уборки; уборка территории; пропаганда здорового образа жизни; проведение спортивных мероприятий). На собраниях Детской Организации вместе с воспитанниками планируем работу и проводим рейды чистоты, разрабатываем и заполняем «Экран здоровья и чистоты», где отображаем успехи и неудачи, а также выпускаем «молнии» и смешные карикатуры. За успешную работу, на собраниях Детской Организации, поощряю детей дипломами за активное участие в штабе. Совместно с воспитанниками организовываю фотовыставки и коллажи детских достижений.

Профессия воспитателя в социальном приюте так же многогранна и сложна, как и любая профессия, связанная с человеческими душами. В зависимости от обстоятельств мне приходится выступать в разных ролях: быть для детей и учителем, который все знает, всему учит, и товарищем по игре, и близким человеком, который все поймет и поможет в трудную минуту. Поэтому я постоянно подпитываю свои знания в области педагогики и психологии. Но, не смотря на все трудности, я люблю свою работу, своих воспитанников. Хочу закончить девизом нашей Детской Организации: «Мы активные, мы успешные, мы самые лучшие»!