Высший орган управления библиотекой как некоммерческой организации. Система управления некоммерческой организацией. Надзирающие и контролирующие органы

Учредительным документом НКО (практически во всех НКО таким документом является Устав) регламентируется порядок формирования всех органов управления в НКО, а также их компетенция и порядок принятия ими решений. Все НКО в своей структуре в обязательном порядке имеют высший орган управления и исполнительный. В некоторых НКО законодательство предусматривает также наличие и коллегиального исполнительного органа, хотя каждая НКО может создать такой орган по своему желанию.

В некоммерческих организациях предусмотрены такие Высшие органы управления как:

Общее собрание членов в потребительских кооперативах, ассоциациях, союзах, товариществах собственников недвижимости, общинах коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществах;
- Съезд (конференция) либо общее собрание в общественных организациях и общественных движениях;
- коллегиальный высший орган управления в фондах и автономных некоммерческих организациях;
- Учредитель в частных учреждениях.

При управлении некоммерческой организацией ее высший орган является гарантом соблюдения целей, ради которых была создана данная организация. Кроме того, высший орган принимает самые значимые решения при управлении НКО, передача которых кому-либо другому невозможна (кроме вопросов 4-6 указанных ниже):

Изменение положений устава НКО, а также дополнение новыми положениями;
- выбор первенствующих (приоритетных) направлений деятельности НКО и особенностей формирования и использования ее имущества;
- избрание (назначение) исполнительных, надзорных и других органов НКО, в том числе и досрочное прекращение их функций;
- утверждение годовых бухгалтерских балансов, отчетов, финансовых планов;
- открытие представительств и филиалов ;
- принятие участия в других организациях;
- вопросы реорганизации и ликвидации НКО.

Высшие органы НКО могут принимать решения, если в их заседании принимает участие не меньше 50% членов соответствующего высшего органа управления. Решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство членов соответствующего высшего органа управления. Однако решение исключительной компетенции высшего органа будет принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство (то есть 2/3, 3/4) членов, участвующих в заседании соответствующего высшего органа.
В структуре управления АНО есть один небольшой нюанс, но очень важный. Работники организации не могут входить в коллегиальный высший орган управления более чем на треть от общего количества членов данного органа.

Члены высшего органа управления НКО работают на бесплатной основе, так сказать на энтузиазме, вознаграждение им не выплачивается за их работу, но компенсируются расходы, понесенные ими, связанные с участием в высшем органе управления.

Исполнительные органы НКО (единоличные или коллегиальные) руководят деятельностью НКО и отчитываются за свою работу перед высшим органом управления НКО. Исполнительные органы наделяются теми полномочиями, которые отсутствуют у других органов управления НКО. Исполнительные органы НКО осуществляют свою деятельность на платной основе.

В соответствии со ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями являются:

Для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления;

Для некоммерческого партнерства - общее собрание членов;

Для ассоциации и союза - общее собрание членов.

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

Изменение устава некоммерческой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, который может быть ликвидирован только на основании судебного решения).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, как утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и представительств, участие в других организациях, а также утверждение годовой отчетности.

Прочие вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией считается правомочным, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам, входящим исключительно в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией, принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Нетрудно убедиться, что высший орган управления некоммерческой организации и ее исполнительные органы решают меньше вопросов, нежели те же органы коммерческой организации. Это связано, прежде всего, с двумя причинами.

Во-первых, состав и сложность задач, решаемых некоммерческими организациями, существенно уступает составу и сложности задач, стоящих перед организацией, созданной для систематического получения и распределения прибыли.

Во-вторых, решения, принимаемые органами управления некоммерческой организацией, практически не могут повлиять на уровень личного благосостояния ее участников или членов. Все принимаемые ими решения должны быть направлены на достижение целей, поставленных перед некоммерческой организацией в момент ее создания.

Пунктом 5 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» запрещено осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Специфика формирования и представления некоммерческими организациями отчетности заинтересованным пользователям состоит в том, что законодательством существенно ограничены права таких организаций по закрытию определенных видов информации (которая в организациях иных организационно-правовых форм относится к категории коммерческой тайны).

В соответствии со ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны следующие данные:

Размеры и структура доходов некоммерческой организации;

Сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации;

Сведения о расходах организации;

Сведения о численности и составе работников;

Сведения об оплате труда работников;

Сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Для сравнения: организации, не относящиеся к некоммерческим, не могут относить к категории коммерческой тайны только сведения о численности, составе работающих, их заработной плате.

Лилия Фиргатьевна

Заместитель директора по развитию НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Москва
В некоммерческом секторе с 2005 года. Практикующий фандрайзер, консультант, тренер, автор книг и статей по фандрайзингу. Автор проекта «Фандрайзинг в стиле FUN» (fundraising-fun.ru).

Балакирев

Владимир Павлович


Управляющий партнер ООО «Процесс Консалтинг»
Член правления Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, руководитель московского отделения АСОПП. Один из основателей Международной Сети «Оценка Программ», действовавшей на территории СНГ с 2000 по 2015 год. С 1991 года работает как консультант по организационному развитию, тренер и специалист по оценке проектов и программ.

Бахмин

Вячеслав Иванович


Независимый эксперт
Председатель Экспертного совета Политехнического музея, председатель Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова. Эксперт в сфере благотворительности и развития гражданского общества. Автор нескольких статей и книги «О фондах в России».

Баханькова

Екатерина Рудольфовна


Старший преподаватель РАНХиГС
Член экспертного совета Клуба бухгалтеров некоммерческих организаций. Член экспертного совета по некоммерческим организациям при Министерстве Финансов Российской Федерации. Член экспертного совета по методологии учета некоммерческих организаций при Институте профессиональных бухгалтеров России.

Бевза

Мария Олеговна


Исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров
В некоммерческой сфере с 2012 года. Принимала участие в реализации социального проекта «Музейный инспектор». Участвует в программе наставничества «Большие Братья Большие Сестры».

Боровых

Александр Эдуардович


Директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
С 1993 года работал в различных проектах, направленных на развитие некоммерческих организаций в России и странах СНГ. В течение 10 лет был одним из руководителей Центра Поддержки НКО (Москва), а позднее - Института Общественного Развития. Является разработчиком ряда курсов по темам организационного развития СО НКО.

Гамольский

Павел Юрьевич


Президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»
В некоммерческом секторе с 1988 года. С 2002 по 2003 год являлся членом рабочей группы Минфина России по налоговой реформе. С 2011 года под редакцией Гамольского издается серия книг «Некоммерческие организации», в которой планируется выпускать книги по всем направлениям деятельности некоммерческих организаций.

Гарифулина

Эльвира Шамильевна


Руководитель проектов Фонда Елены и Геннадия Тимченко
С 1999 года работает в некоммерческом секторе. Занималась развитием корпоративной социальной ответственности и GR-направления в международных финансовых и промышленных корпорациях. В Фонде Тимченко курирует направление «Семья и дети».

Голубев

Сергей Викторович


Генеральный директор Фонда социальных инвестиций
Соавтор модели Школы социального предпринимательства – первой российской акселерационной программы для социальных предпринимателей, активно тиражируемой в регионах России в рамках создания Центров инноваций социальной сферы. Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию экосистемы социального предпринимательства.

Даушев

Дмитрий Адгамович


Директор по фандрайзингу и коммуникациям МБОО Российский комитет «Детские деревни SOS»
Фандрайзер-практик, 10 лет занимался привлечением частных пожертвований во Всемирном фонде дикой природы (WWF) в рамках работы программы «Сторонники». С 2012 года является директором по фандрайзингу в благотворительной организации «Детские деревни - SOS. Россия». Автор и соавтор ряда пособий по фандрайзингу.

Демёнова

Снежана Анатольевна


Руководитель программы «Фандрайзинг и продвижение социальных инициатив», эксперт в области маркетинга и PR «Лаборатория социального предпринимательства»
В 2013 году была организатором Федерального конкурса инициатив по повышению финансовой грамотности Минфина Российской Федерации. Эксперт по разработке и реализации фандрайзинговых и краудфандинговых проектов.

Ефремова-Гарт

Ирина Юрьевна


Независимый эксперт
Эксперт в области оценки социальных программ. С 1999 года работает в международных и российских некоммерческих организациях, программах развития и фондах, включая: Национальный Демократический Институт, Фонд «Евразия», Фонд «Право и справедливость».

Задирако

Татьяна Гавриловна


Сопредседатель Комитета по взаимодействию бизнеса и НКО Американской Торговой Палаты
С 1996 по 2002 год - административный директор Российского Представительства организации «Врачи мира». С 2002 года - исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе». В 2013-2014 г.г. - председатель Совета Форума Доноров. С 2014 по 2015 гг. - председатель Совета ассоциации фандрайзеров России.

Зайцев

Илья Владимирович


Руководитель Управления по работе с персоналом ООО «Открытие Факторинг» (Финансовая группа «Открытие»), кандидат психологических наук
В 2008-2013 гг. руководил службой управления персоналом благотворительного детского фонда «Виктория»

Куратова

Алёна Александровна


Председатель правления Фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки»
С 2011 г. является учредителем и председателем правления фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки». С 2014 г. - член ревизионной комиссии Совета Ассоциации фандрайзеров России.

Мартыщенко

Сергей Викторович


Независимый эксперт в сфере управления и оценки социальных проектов
С 2002 года работает в сфере корпоративной социальной ответственности. Эксперт – аналитик, активно участвует в разработке программ по эффективному развитию некоммерческого сектора России через распространение международного опыта и обмен знаниями.

Медюх

Татьяна Олеговна


Руководитель дирекции фандрайзинга, маркетинга и коммуникаций, член правления Благотворительного детского фонда «Виктория»
С 2011 года занимается освещением деятельности благотворительного детского фонда «Виктория» в СМИ, а также взаимодействием с корпоративными и крупными частными донорами.

Меньшенина

Ирина Леонидовна


Директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», основатель проекта «Спорт во благо»
В сфере благотворительности с 1995 года. С 2001 года профессионально занимается привлечением средств, консультированием и обучением фандрайзеров в России. С 2014 по 2015 год занимала пост исполнительного директора Ассоциации фандрайзеров России.

Михайлова

Марина Евгеньевна


Директор РБОО Архангельский центр социальных технологий «Гарант»
Член общественного Экспертного совета по здравоохранению при Архангельском областном Собрании депутатов. Один из организаторов Попечительского Совета в Архангельске, который является одной из первых успешно работающих моделей системной благотворительности в России.

Орачева

Оксана Ивановна


Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина
С 2012 по 2014 гг. – исполнительный директор благотворительного фонда Владимира Потанина. С 2014 году – член Совета Форума Доноров, а с января 2015 года является его председателем. Автор более 50 научных публикаций по проблемам федерализма, взаимоотношения центра и регионов.

Склоцкий

Роман Сергеевич


Директор по развитию ООО «Инфраструктура благотворительности»
С 2008 по 2014 год - исполнительный директор Международной программы наставничества для детей в трудной жизненной ситуации Big Brothers Big Sisters of Russia. Председатель совета директоров Big Brothers Big Sisters of Russia. В 2012 году принял участие в международной лидерской программе обмена «Волонтерство в США».

Слабжанин

Николай Юрьевич


Исполнительный и национальный директор Межрегиональной общественной благотворительной организации Российский комитет - «Детские деревни SOS»
Соучредитель и глава ревизионной комиссии российской Ассоциации фандрайзеров. Эксперт Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год.

Телицына

Александра Юрьевна


Исполнительный директор программы «Старшие Братья Старшие Сестры»
Руководитель программы наставничества для детей, оставшихся без попечения родителей, МОО «Старшие Братья Старшие Сестры». Ведет активную волонтерскую деятельность: участвует в социально значимых проектах.

Темичева

Елена Викторовна


Директор по коммуникациям и стратегическому планированию Центра «БлагоСфера»
Эксперт в области эффективных коммуникаций, межсекторного взаимодействия и партнерства, социальной ответственности бизнеса. В некоммерческом секторе более 20 лет.

Тополева-Солдунова

Елена Андреевна


Директор АНО «Агентство социальной информации»
С 1994 года является директором Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ). Имеет многолетний опыт управления социальными и коммуникационными проектами. Автор многих публикаций по социальной тематике, деятельности НКО, социальной ответственности и устойчивому развитию.

Тюшкевич

Наталия Борисовна


Директор стипендиальных и грантовых программ «РЫБАКОВ ФОНД»
Член правления российской Ассоциации специалистов по оценке программ и политик. Член рабочей группы Российской Школы Грантменеджеров. Член конкурсной комиссии по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета.

Фреик

Наталия Викторовна


независимый эксперт, аналитик в сфере социальных инноваций, благотворительности, КСО
Специалист по оценке социальных программ и проектов с успешным опытом экспертной поддержки крупных российских благотворительных фондов (включая организацию, сопровождение и оценку грантовых конкурсов), а также небольших региональных НКО.

Хромов

Владимир Викторович


Директор Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений»
Член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член Общественного совета при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Заместитель председателя Общественного совета ЮАО г. Москвы.

Шумбурова

Ольга Владимировна


Исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
В некоммерческом секторе более 10 лет. С ноября 2012 г. занимает пост советника по правовым вопросам в филиале Международного центра некоммерческого права в России. Имеет большой опыт консультирования некоммерческих организаций по правовым вопросам, выступления на мероприятиях различного уровня.

Якимец

Владимир Николаевич


Главный научный сотрудник ИППИ РАН
В 2013 -2015 гг. - председатель Экспертного совета при правительстве Москвы по Конкурсу субсидий для социально ориентированных НКО. В 2011-2014 - членм экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий федерального бюджета для субъектов РФ и членом экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий инфраструктурным НКО.

Маргарита, добрый день! Согласно ч. 8 ст. 123.24 Гражданского кодекса

В части, не урегулированной настоящим Кодексом , правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Соответственно это приведенной коллегой закон о НКО 7-ФЗ при этом никаких противоречий между ГК и данным законом я не вижу - закон дополняет то, что не прописано в ГК и об этом прямо сказано в самом ГК (ч.8 ст. 123.24) поэтому ответы на ваши вопросы

высший орган управления только коллегиальный
Маргарита

да, иного не прописано и в ГК т.к. исполнительный орган и высший орган управления это не одно и тоже

Если мы вдвоем станем высшим органом управления, могу ли я при этом быть исполнительным органом-директором?
Маргарита

запретов для этого ни в ГК ни в 7-ФЗ нет, в том числе и в ч. 5 ст. 29 что подтверждается судебной практикой

Определение Московского городского суда от 19.01.2015 N 4г/1-302

Проверяя законность решения суда в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда правомерно оставила его без изменения.
Ссылка * на то, что Б. в соответствии с п. 4.5 Устава АНО «Центр содействия защиты прав человека» и положениями ст. 16 ТК РФ
являясь единоличным исполнительным органом (директором организации) одновременно является работником данной организации является несостоятельной.
Пункт 5 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает дополнительное условие для формирования коллегиального высшего органа управления автономной НКО: лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления этой некоммерческой организации.
Также в п. 5 данной статьи закреплено, что некоммерческие организации не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
С данной нормой согласуется положение ст. 11 ТК РФ о том, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие
нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).
В таком положении,
выводы суда об отсутствии нарушений п. 5 ст. 29 ФЗ N 7-ФЗ являются верными, поскольку Б. осуществляя в порядке, предусмотренном п. п. 4.4, 4.6 Устава организации функции по текущему руководству деятельностью организации не являлся работником АНО «Центр содействия защиты прав человека». Доказательств того, что он состоял в трудовых отношениях с ответчиком не представлено.
И есть пункт в законе, что в органе управления должно быть не более 1/3 работников этой организации, тогда мы нарушаем закон.
Маргарита

да, как указала коллега в ч. 5 ст. 29 7-ФЗ прямо это запрещает если тренер состоит в трудовых отношениях с АНО

могу ли я быть единственным учредителем и одновременно органом управления и исполнения в АНО???
Маргарита

если при осуществлении функции исполнительного органа не состоите в трудовых отношениях с АНО (выше пример из судебной практики) - в части совмещения и исполнительного органа и члена коллегиального органа. Совмещение функции учредителя и исполнительного органа как указано в приведенной коллегой ст. 123.25 ГК возможно

Добрый день друзья. Руководитель НКО - лицо действующее без доверенности, полномочия которого подтверждает запить в выписке из ЕГРЮЛ Некоммерческой организации. Рассмотрим основные вопросы которые могут возникнуть.

Создание и сопровождение НКО наша профессия, даже если интересующий вопрос не был рассмотрен, звоните и мы ответим.Начнем.

Некоммерческие организации регистрируются в соответствии с действующем законодательством РФ, и в списке требований, которые предъявляются к регистрации относится избрание единоличного исполнительного органа, т.е. избрание директора НКО или как принято говорить Руководителя НКО.

Некоммерческие организации (НКО) регистрируются в Министерстве Юстиции. Организация считается созданной с момента внесения записи о создании в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Некоммерческая организация может быть создана как одним учредителем - физическим или юридическим лицом (АНО, Фонд), так и несколькими учредителями (Общественная организация, ассоциация). Обращаем Ваше внимание, что Учредителями общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Однако, как говорилось выше, независимо от организационно-правовой формы при создании Организации должен быть избран руководитель НКО (директор НКО). Конечно, должность может называться и по-другому, на Ваше усмотрение. Приведем основные варианты Руководителя НКО:

  • Генеральный директор
  • Президент
  • Председатель
  • Директор
  • Исполнительный директор
  • Вице-президент

Некоммерческая организация не может существовать без руководителя, формирование единоличного исполнительного органа в некоммерческой организации (руководителя НКО) предусмотрено Федеральным законом №7 о НКО. Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) выбирается из состава учредителей Некоммерческой организации, если она корпоративная. Не забываем, что все органы управления корпоративной Организации при создании избираются из ее учредителей, а в дальнейшем из членов Организации. К корпоративным организациям относятся такие некоммерческие организации, как общественные организации, ассоциации, союзы, коллегии адвокатов.

Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) может быть избран, как из состава учредителей, так и не быть ее учредителем, если создаваемая организация унитарная. К унитарным НКО можем отнести АНО, Фонды. Особых требований к Директору Некоммерческой организации не предъявляется. Некоммерческая организация. При создании НКО на учредительном собрании избирается руководитель НКО. В протоколе учредительного собрания указывается Фамилия имя отчество выбранного руководителя. Подписи в протоколе ставят все учредители организации.

В некоммерческой организации может быть как один руководитель, так и несколько. Например, Президент и Вице-президент, Председатель и заместитель председателя. Все они являются единоличными исполнительными органами, однако функции их должны быть разграничены. К примеру, Президент осуществляет представительские функции в некоммерческой организации, а Вице-президент выполняет текущее руководство деятельностью НКО. Без доверенности от имени организации могут действовать как оба руководителя, так и только один. Например, президент действует без доверенности, Вице-президент действует по доверенности.

В Выписку из единого государственного реестра вносятся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Поэтому, если действует без доверенности только один из двух руководителей, то в заявлении на государственную регистрацию по форме Р11001 будут указаны только его паспортные данные и наименование должности, и в выписке из ЕГРЮЛ будут указаны сведения только об этом руководителе. Если говорить о смене руководителя, то подлежат государственной регистрации изменения только о лице, имеющем право действовать без доверенности. Если руководитель действует по доверенности, то сведения не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поэтому смена руководителя, который действует по доверенности, не требует регистрационных данных в МИНЮСТе. Отстранить от должности и назначить на должность руководителя действующего по доверенности можно внутренним протоколом Высшего органа управления Организации. Хотелось бы еще затронуть такой момент как «Приказ» о назначении на должность руководителя. Как уже говорилось ранее, НКО считается созданным с момента внесения в ЕГОРЮЛ записи о создании Организации. Следующим этапом является получение документов, однако, это не исчерпывающий перечень документов, например, для открытия расчетного счета. Поэтому, кроме печати, первым делом нужно изготовить приказ о назначении на должность руководителя организации и назначить на ответственного за бухгалтерское сопровождение НКО. Приказ подписывает руководитель организации. Таким образом, он назначает «сам себя» на должность. При смене руководителя, кроме протокола готовится Приказ об освобождении от должности старого руководителя. Приказ готовится от даты протокола, и подписывает приказ действующий руководитель. Далее готовится второй приказ, где уже назначается нового руководителя. Данный приказ готовится также от даты протокола, однако подписывается новым руководителем.

На должность руководителя НКО (некоммерческой организации) может быть назначено физическое лицо. Как правило, руководитель имеет лидерские качества и знает специфику деятельности руководителя. Его часто называют начальником, директором, председателем, президентом НКО. Решение о наименовании должности принимают учредители Некоммерческой организации, которое отражается в учредительных документах НКО. Несомненно, руководитель должен разбираться в деятельности создаваемой организации. Многие учредители некоммерческой организации изначально создают ее на добровольных началах, и не претендуют на оплату. Если директор некоммерческой организации, являясь примером для подражания других сотрудников, осуществляет свою деятельность на безвозмездных началах, то и численность сотрудников, осуществляющих работу на безвозмездной основе, будет только увеличиваться. Если организация корпоративная, то руководитель НКО доложен быть избран из ее членов. Если же организация унитарная, то можно привлечь руководителя и со стороны. Также возможно даже приглашение лица, имеющего специальные навыки. Наиболее успешным вариантом будет руководитель, который напрямую заинтересован в разрешении проблем, которые пытается решить некоммерческая Организация.

Например, в России и заграницей зачастую создают Фонды помощи больным детям. Когда затронут вопрос, касаемо здоровья детей, несомненно, родители направляют все силы реализации возможностей их лечения и дальнейшей реабилитации. Поэтому, лучшим руководителем НКО, занимающейся помощью больным детям, будет один из родителей, в чей семье есть такой ребенок. Также не стоит забывать, что руководитель НКО (Директор НКО, Председатель НКО, Президент НКО) осуществляет представительские функции Организации. Поэтому, человек, занимающий данную должность, должен быть стресс устойчив, с лидерскими качествами, и навыками ведения диалога с представителями власти и государственными органами.

Полномочия, ответственность и обязанности руководителя НКО.

Деятельность некоммерческих организаций отличается от коммерческих, в главную очередь тем, что денежные средства, полученные НКО не распределяются между ее учредителями. Все поступления направляются на определенные цели: конкретные люди, которые нуждаются в помощи, решение определенных проблем (защита прав и законных интересов граждан, развитие спорта, культуры и искусства, реализация социально-значимых программ и проектов).

Единоличный исполнительный орган управления Организации - Руководитель НКО (директор НКО, председатель НКО, президент НКО) может осуществлять представительские функции, осуществлять руководство отдельными направлениями деятельности Организации, осуществлять административные функции. Вся компетенция руководителя прописывается в уставе, однако Фамилия Имя Отчество в уставе не указываем. Сведения о руководителе указываются в заявлении и протоколе учредительного собрания.

Руководитель НКО (может):

  1. без доверенности или по доверенности осуществляет деятельности от лица НКО, а также представляет интересы Организации и совершает от ее лица сделки;
  2. предоставляет доверенность с правом представительства от лица НКО, в том числе могут выдаваться доверенности с правом дальнейшего передоверия;
  3. руководитель вправе открывать и закрывать в банке расчетные счета созданной Организации;
  4. руководитель вправе осуществлять основное руководство текущей деятельностью НКО;
  5. руководитель вправе осуществлять текущее руководство деятельностью созданных НКО, комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп;
  6. руководитель вправе утверждать основные правила, процедуры, а также иную внутреннюю документацию Организации, за исключением только тех документов, утверждение которых относится к компетенции других органов управления организации;
  7. руководитель вправе принимать новых членов в корпоративную организацию, однако порядок прима новых членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  8. руководитель вправе исключать членов из корпоративной организации, однако порядок исключения членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  9. руководитель вправе вести реестр членов корпоративной организации;
  10. руководитель вправе, в рамках собственной компетенции принимать решения и издавать распоряжения, а также различного рода приказы и другие документы, по основным вопросам деятельности НКО, которые обязаны исполнять все члены и штатные сотрудники (для корпоративных организаций);
  11. именно руководитель занимается организацией бухгалтерского учета и отчетности в НКО;
  12. руководитель НКО вправе распоряжается имуществом НКО в рамках, которые устанавливает Общее собранием корпоративной НКО, Уставом НКО и действующим законодательством Российской Федерации; (для корпоративных организаций);
  13. руководитель НКО (директор НКО) от имени Организации осуществляет взаимодействие с государственными структурами, государственными, коммерческими и некоммерческими Организациями, а также взаимодействует с российскими, зарубежными и международными организациями;
  14. руководитель Некоммерческой организации осуществляет руководство, от лица Организации, международной деятельностью;
  15. руководитель НКО, как лицо действующее о имени Организации без доверенности, вправе предъявлять от лица НКО претензии и различные исковые заявления к юридическим лицам и гражданам России и зарубежных стран;
  16. руководитель должен ежегодно предоставлять отчет о продленной работе Общему собранию членов (для корпоративных организаций);
  17. руководитель должен поддерживать прямые контакты, а также связи с коммерческими, некоммерческими и другими организациями, которые поддерживают цели деятельности НКО, руководитель вправе заключать определенные соглашения, участвовать в работе съездов, дискуссий, конгрессов, семинаров, круглых столов, конференций, форумов, выставок и мероприятий;
  18. руководитель НКО рассматривает наиболее актуальные проблемы, которые связанны с деятельностью, осуществляемой Организацией;
  19. руководитель занимается подготовкой материалов, проектов и предложений по вопросам реализации и развития уставных целей Некоммерческой Организации;
  20. руководитель Организации вправе проводить конференции, конгрессы, семинары, круглые столы, дискуссии, съезда, форумы, которые бы соответствовали целям, ради которых создана Организация;
  21. руководитель предоставляет Общему собранию членов отчеты о результатах своей деятельности (в корпоративных организациях);
  22. устанавливает численность сотрудников штатного аппарата Организации, определяет нормативы затрат на оплату их труда;
  23. Руководитель вправе содействовать привлечению инвестиций, и направлять их для расширения сферы деятельности Организации, а также финансирования проектов и программ некоммерческой организации;
  24. Руководитель (президент, директор, председатель) НКО разрабатывает различные проекты сметы доходов и расходов (финансового плана) Организации для последующего утверждения сметы (финансового плана) на Общем собрании членов (для корпоративных организаций);
  25. Руководитель вправе распоряжаться средствами Организации, но только в пределах, утвержденной Общим собранием членов организации, сметы.
  26. Деятельность руководителя НКО направлена на организацию выполнения и реализацию уставных целей Организации, предмета деятельности и программ Организации;
  27. Руководитель занимается осуществлением мониторинга работа и сбора отчетов в рамках профинансированных Организацией программ;
  28. К компетенции руководителя относится представление в уполномоченный орган ежегодный отчета о деятельности Организации, который содержит сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, и о нарушениях требований действующего законодательства, которые были выявлены в результате проверки, проведенной налоговыми органами, и о конкретных мерах по устранению этих нарушений;
  29. Руководитель осуществляет привлечение для выполнения работ, услуг, проектов, экспертиз, научных исследований и разработок необходимых специалистов, экспертов, творческих и иных коллективов по трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера.

Как назначается руководитель в НКО. Увольнение и смена руководителя НКО.

Стоит уделить внимание вопросу «увольнения» директора. Если Вы решили покинуть пост руководителя НКО, то недостаточно написать заявления. Необходимо добиться смены руководителя, таковым является только внесение изменений в ЕГРЮЛ. Поэтому если Вы написали заявление на увольнение - вы еще числитесь руководителем НКО и несете ответственность за ее деятельность, и будите являться руководителем до тех пор, пока данные не будут исключены из ЕГРЮЛ. В интересах действующего руководителя найти нового руководителя и поменять, через подачу документов в МИНЮСТ. Срок смены директора 1,5 месяца.

Также может возникнуть ситуация, когда в действующей организации необходим еще один руководитель. Тогда необходимо будет вносить изменения в Устав Организации и Протоколом назначать лицо на эту должность. В уставе прописывается компетенция двух руководителей.

Стоимость наших услуг по смене руководителя составляет 10 000 рублей.

Для составления документов на смену руководителя от Вас потребуются следующие данные:

  • ОГРН организации;
  • копия действующей редакции устава;
  • копия паспорта нового руководителя НКО;
  • список членов органа управления Организации, в компетенцию которого входит смена руководителя;
  • телефон и почта, которые будем указывать в заявлении

Мы готовим все необходимые документы.

К ним относятся:

  • Приказ об освобождении от должности руководителя;
  • Приказ о назначении нового руководителя;
  • Протокол о смене руководителя;
  • Заявление по форме Р14001.

После того, как все документы подготовлены, новый руководитель заверяет заявление и доверенность у нотариуса на представление интересов организации в МИНЮСТе. Стоимость услуг нотариуса составит примерно 5000 рублей. Также обязательно с собой к нотариусу необходимо взять все оригиналы уставных документов: устав, ОГРН, ИНН, Лист записи, выписка, протокол о назначении на должность нового руководителя, протокол о создании организации, а также печать организации, паспорт руководителя). Без указанных документов выше, заявление не заверят.

Оплата государственной пошлины при смене руководителя не предусмотрена. Мы самостоятельно по доверенности подаем и получаем документы в МИНЮСТе.

Заработная плата руководителя в НКО. Может ли она отсутствовать?

На момент назначения руководителя НКО (директора НКО) на должность правомерно встает вопрос о документальном оформлении. На данный момент существует два варианта развития событий:

  1. Заключение трудового договора. Заключение трудового договора влечет за собой включение сотрудника (руководителя НКО) в штат Организации, назначение заработной платы, а также отчисление взносов во все государственные инстанции. Несомненное преимущество такого оформления отражается в наработке трудового стажа, записи в трудовой книжке сотрудника, а также сдача отчётности в фонды. Но учитывайте, если руководитель получает на руки например 20т.р, отчисления в бюджет составят около 10т.р. Которые состоят из НДФЛ и Страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС
  2. Еще есть такой вариант, как частный случай гражданско-правового договора. Вследствие заключения такого договора, каждый участник может осуществлять деятельность только на безвозмездной основе, не требуя взамен никакой материальной оплаты. Как правило, такие лица самостоятельно вносят взносы и пожертвования в пользу некоммерческой организации. В данном случае не требуется сдавать развернутой отчетности в государственные органы. Многие считаю такой договор спорным, попробую внести ясность. Данное право возникает вследствии нескольких оснований. 1. Заключить такой договор с руководителем может только Некоммерческая организация. 2. НКО имеет право принимать добровольные взносы и пожертвования, которые не являются налогооблагаемой базой. 3. Добровольные взносы и пожертвования могут быть произведены в денежной форме, товарной, нематериальной и трудом. Данный договор близок к волантерству, который многим понятет. Но руководитель не волантер, он заключает гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг.

Важно! Также стоит обратить внимание, что руководитель действует не на основании договора и нельзя его рассматривать как обычного работника. Руководитель прежде всего должностное лицо, действующее на основании уставных документов. Его полномочия подтверждает выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). На их основании он обладает полномочиями, материальной и прочей ответственностью. Трудовой или гражданско-правовой договор, являются следствием для руководителя, но не причиной его работы.

Часто встает вопрос, что Руководитель НКО сам себя принимает на работу и назначает себе зарплату. Это не совсем так! Он исполняет уже принятое решение, например общим собранием членов НКО ли его учредителями, которое избирает руководителя нко. Это можно напрямую прописать в предмете договора, что он заключен на основании общего собрания членов нко №___ от____20__г. Несмотря на то, что в договре с обеих сторон стоит подпись назначенного руководителя. Эти подписи поставлены не на основании его единоличного решения.