Финансовые ресурсы и их состав. Финансовые ресурсы В состав финансовых ресурсов не входит

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Липецк – 2008.

1.Финансовые ресурсы и их состав......................................................................3

2. Бюджет государства, экономическое содержание и значение........................6

Список использованной литературы...................................................................11

1. Финансовые ресурсы и их состав

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые операции. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

1) домохозяйства;

2) предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющими децентрализованными финансовыми ресурсами;

3) государство в форме различныхбюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в социально-экономических прогнозах страны.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

1) децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне . На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);

2) централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне , которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

В состав финансовых ресурсов входят :

1) собственные средства :

    на уровне предприятий и домохозяйств – прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;

    на уровне государства – доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке :

    на уровне предприятий и домохозяйств – продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;

    на уровне государства – эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения:

    на уровне предприятий и домохозяйств – проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами;

    на уровне государства – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутренне содержание и общественное назначение.

Финансовые ресурсы, их формирование и использование находит отражение в сводном финансовом балансе РФ.

Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресурсы трех источников:

1) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2) средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.

Однако в сводный финансовый баланс из-за отсутствия точных статистических данных не включены данные доходов и расходов важного субъекта финансовых ресурсов – домашнего хозяйства

За последние годы возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства на предприятиях, особенно амортизационных отчислений, поскольку ежегодно на первое января происходит переоценка основных фондов.

Одновременно происходит процесс централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе и во внебюджетных социальных фондах. Ныне на их долю в консолидированном бюджете приходится примерно 50%.

2. Бюджет государства, экономическое содержание и значение

Бюджет государства – это баланс денежных доходов и расходов государства на определенный период времени (как правило, на конец календарного года).

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

    образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

    организация налогов;

    финансирование отраслей народного хозяйства;

    формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет выполняет следующие задачи :

1) перераспределение национального дохода;

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30% до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

    образование доходов бюджета;

    использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2) государственные регулирование и стимулирование экономики ;

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределение прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу , для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета происходит межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Тем самым обеспечивается развитие производительных сил страны. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование . При помощи него осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета внепроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования . Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86% общей суммы общественных фондов потребления). Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Однако наряду с ним существуют общественные фонды потребления, которые предназначены для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, т.е. потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Все статьи бюджета составляется на основе народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

И, наконец, бюджеты выполняют контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Таким образом, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социального процессов в стране.

Список использованной литературы

1. Финансы: Учебник/ Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 1997.

2. Финансы предприятия: Учебное пособие/ Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.

4. Финансы. Учебник/ Под ред. проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы

и статистика, 2002.

5. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие/ Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, которые всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансов организаций любых общественных формаций.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ - денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, его предприятий, учреждений, организаций и населения, используемые на цели расширенного воспроизводства. Социальные нужды. Материальное стимулирование, удовлетворение других общественных потребностей.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ - фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Финансовые ресурсы определяются как целевые фонды денежных средств. М/д финансами и финансовыми ресурсами существуют значительные различия:

1) Финансы – денежные отношения, являющиеся абстрактной категорией, их физически нельзя ощутить

2) Финансовые ресурсы – денежные средства. Которые можно физически ощутить, можно перевезти на другое место, на любое расстояние

3) Денежная наличность может храниться или прятаться в различных местах.

Фин. Ресурсы делятся на централизованные (бюджет, средства бюджетных и внебюджетных фондов) и децентрализованные (фин. ресурсы предприятий). Источник формирования – национальный доход, который распределяется и перераспределяется. На основании этого формируются соответствующие источники финансовых ресурсов.

ВВП=С (затраты) + V (з/п) + m (прибавочный продукт)

С - источники: амортизационные отчисления, др. отчисления (чрезвычайный налог, налог на землю, отчисления налога на использование природных ресурсов)

V – источники: налоги, отчисления в ФСЗН

m – источники: прибыль, чистый доход. Доходы от ВЭД.

Кроме названных источников фин. ресурсы образуются за счет выручки от реализации имущества, роста источников пассивов.

Характеристика источников:

1. Прибыль – систематически растет. Показатель величины прибыли – налог на прибыль, который поступает в бюджет. Последние годы источник около 15-20 % доходов бюджета составляет.

2. НДС и акцизы, таможенные пошлины. Их удельный вес около 30-50% дохода бюджета

3. Амортизационные отчисления (рост стоимости основных фондов, переоценка основных фондов). Удельный вес около 18% в общей сумме фин. ресурсов.

4. Кредиты банка (сложно измерить, так как не поступают в бюджет). Около 35% от доходов бюджета.

5. Денежные сбережения населения, хранящиеся в учреждениях банков


6. Неналоговые доходы (поступления по санкциям, прибыль НБРБ). Взимаются гос. организациями.

Все источники формирования фин. ресурсов можно разделить:

1) На микроуровне (предприятия): собственные и приравненные к ним средства (прибыль от основной деятельности, прибыль от др. видов деятельности, прибыль от фин. организаций, выручка от реализации выбывшего имущества, амортизационные отчисления, мобилизация внутренних источников); мобилизация на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и др., ЦБ); поступления в порядке перераспределения (страх. возмещения по наступившим рискам, бюджетные субсидии, финансы от вышестоящих организаций, дивиденды и % по ЦБ).

2) На макроуровне: налоговые платежи ЮЛ, ФЛ, неналоговые платежи (Прибыль банков, прибыль от продажи ЦБ, внутренние и внешние займы).


Фин. рес-сы, создаваемые в любой стране, распр-ся м/ду гос-вом и субъектами хоз-ния. Это распр-е осущ-ся исходя из конкр-х условий развития страны, общ-ва.

В годы сущ-ния СССР, когда действовала админ.-командная сис-ма управл-я нар. хоз-вом, функционировала очень жесткая сист. распр-я фин. рес-в в рез-те кот-ой решающая часть фин. рес-в концентрировалясь в бюджете и вышестоящих орг-ях. Доля фин. рес-в, оставляемая в хоз. предпр-ях составляла незначит. часть (30-35%). У пр-ий изымались:

Значит-я часть прибыли

Излишние аморт-е отчисл-я

Часть излишних оборотных ср-в.

Все эти рес-сы направлялись низкорентабельным хоз-вам, убыточным пр-ям.

В усл-ях сущ-я республики как самост. гос-ва наметилась некот-я тенденция увел-я доли фин. рес-в, оставл. у пр-ия. Этому способствовало:

1)Программа выхода РБ из кризиса(1994). Ею было намечено: снизить централизацию фин. рес-в с 30% до 22% в первом полугодии 1995. Однако эта задача полностью не была выполнена.

2)Программа соц-эк. разв-я РБ на 1996-2000. Было намечено снижение налоговой нагрузки. Также не было выполнено.

3)Программа соц-эк. разв-я РБ на 2001-2005. Было предусмотрено снизить уровень централизации рес-в с 47,8% до 45%. (также не выполнено).

Следует различать напр-е исп-я фин. рес-в на:

МИКРОУРОВНЕ:

Внесение платежей в бюджет

Уплата страх. взносов страх. организациям

Внесение платежей в ФСЗН

Погашение задолж-ти банкам по ранее взятым краткосрочн. и долгосрочн. кредитам и % по ним

Кап. вложения, т.е. на формир-е осн. произв-х фондов в том числе на: реконструкцию, модернизацию, расширение пр-ва.

Строит-во объектов непроизв-го назначения (стр-во жилья, пионерлагерей, санаториев, бани….)

Проведение природо-охранных меропр-ий

Инвестирование фин. рес-в в цен.бумаги, приобретаемые на РЦБ (акции, облигации др. пр-ий)

Образование фондов эк. стимулир-я

Спонсорские цели

Проведение мероприятий, имеющих межгос. хар-р. (междунар. выставки др.)

МАКРОУРОВНЕ:

Развитие нар. хоз-ва и отд. его отраслей

Развитие внешнеэк. связей

Развитие науки и техники

Экологические мероприятия

Ср-ва целевых бюдж-х фондов напр. на те цели, кот. предусмотрены соотв-ми положениями. (напр.: ср-ва ФСЗН- на выплату пенсий, пособий)

Особенность в напр. использ-я фин. рес-в на макроур-не: значит. часть этих рес-в (>10% от бюджетов) напр-ся на ликвидацию последствий на ЧАЭС.


Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить чёткий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их специфику в отличие от категории «денежные средства».

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платёжеспособный спрос предприятий, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объёма материальных благ, так и в виде балансового равенства их поступления и расходования.

Различают субъекты и объекты финансовых ресурсов. Субъектами финансовых ресурсов являются домохозяйства, предприятия, государства. Объектами финансовых ресурсов являются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы. Централизованные финансовые ресурсы формируются на микроуровне, децентрализованные - на макроуровне.

В состав финансовых ресурсов входят:

1) Собственные средства:

а) на уровне предприятий и домохозяйств- прибыль. Зарплата, доходы домохозяйств,

б) на уровне государства- доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: покупка-продажа ценных бумаг, банковский кредит - для предприятий и домохозяйств; на уровне государства- эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит.

3) Средства, поступившие в порядке перераспределения» на уровне предприятий проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемыми другими владельцами; на уровне государства- налоги, сборы, пошлины.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводств ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу. На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объёма и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жёстко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами. Выраженными в товарной форме у продавца и денежной у покупателя. При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки., т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Специфической особенностью финансовых потоков, в отличие от денежных, является их безэквивалентность. В результате этого именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чём и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства. Таким образом, финансовые ресурсы- это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определённый период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов так и расходов.

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают:

a. как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

b. как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

c. как те доходы, которые имеют материальное покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

d. как источники их формирования (составляющие элементы): амортизация, прибыль, налоговые доходы. Неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

e. как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платёжеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объёма платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведённого ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потреблённых в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы , которые являются материальными носителями финансовых отношений .

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был примененпри составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме .

Однако финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов - они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей .

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей 1 .

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов - это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения . Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п .

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации - это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих .

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:
выручка от реализации продукции, работ и услуг;
выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);
внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);
бюджетные средства;
средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально-интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и вне бюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации - это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации . Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будут оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:
взносы учредителей и членские взносы;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
бюджетные средства;
безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

С 2007 г. в Российской Федерации часть денежных средств, которые некоммерческие организации получают в виде безвозмездных перечислений физических и юридических лиц (пожертвований), принимает форму целевого капитала 2 .

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются :
налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);
неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) и т.п.);
безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);
другие доходы.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления , непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме . Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты :
это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;
в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;
всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;
имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой.

Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды . Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

1 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - С. 10, 35.
2 См. статью 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Понятие финансовых ресурсов в нашей стране впервые было введено в 1928 году при постановке задач первого пятилетнего плана развития народного хозяйство СССР (пятилетка с 1928 по 1932 гг.).

Единого определения этого понятия не существует и обусловлено это практической объемностью этого словосочетания. Выделяется большое разнообразие финансовых ресурсов и их составов из-за этого, различные направления экономики дают разные определения этому понятию.

Если попытаться объединить все эти направления, то можно прийти к выводу, что финансовые ресурсы – это все денежные средства, которыми обладает предприятие (организация, государство) для осуществления своей деятельности и поддержания финансовой стабильности.

Свойства финансовых ресурсов

Для того чтобы разобраться в том, что такое финансовые ресурсы необходимо установить разницу между близкими понятиями «финансовых ресурсов» и «капитала предприятия».

Однако капитал – это часть финансовых ресурсов предприятия, помимо собственного капитала (денежные средства, уставный капитал и т.д.) и заемного капитала (кредиты, займы и т.д.) в финансовые резервы входят привлеченные средства и имеющаяся задолженность контрагентов, которая не успела стать частью капитала предприятия, но уже составляет финансовый оборот.

В результате большого перечня составляющих финансовых резервов, они отличаются широким спектром свойств, в сравнении с другими финансовыми показателями деятельности. Среди них можно выделить основные:

  1. Тесная взаимосвязь между всеми компонентами финансовых резервов. Ни один компонент не способен выполнить все возможности резервов, таким образом, предприятия (учреждение) не может выполнить все возможные варианты развития только собственным капиталом, без привлечения дополнительных (заёмных) средств.
  2. Взаимозаменяемость всех компонентов ресурсов. Дает возможность предприятию (учреждению) осуществлять задуманные планы, не смотря на отсутствие одного или нескольких видов финансовых возможностей. Временное отсутствие чистой прибыли может заменить банковский кредит, а отсутствие задолженности контрагентов – бюджетные ассигнования и т.д..
  3. Изменение формы компонентов финансовых резервов. Все компоненты данного вида ресурсов предприятия находятся в постоянном обороте и имеют свойство менять свою форму и переходить из привлеченных в собственные и обратно. При этом в рамках бухгалтерского учета такой переход не возложен, а в рамках экономического планирования, средства финансового резерва постоянно меняют форму.
  4. Подверженность экономическому влиянию. Финансовые резервы очень сильно подвержены экономическим колебаниям волюты, таких как инфляция и девальвация. Это говорит о том, что данный вид средств представлен, в большинстве случаев, в натуральной денежной форме или её эквиваленте, даже если у предприятия нет наличных денежных средств, но существуют займы и текущие дебиторские задолженности, что и является эквивалентом натуральной (наличной) денежной формы.

Источники финансовых ресурсов

Основной причиной формирования разных видов финансовых ресурсов, является большое разнообразие источников их формирования. Для того чтобы дать полную оценку разновидности данного экономического понятия, необходимо разобраться в способах получения этих ресурсов.

  • Собственные. В данном случае речь идет о всех видах капитала предприятия (уставной, резервный и т.д.), нераспределённая прибыль. Помимо этого к данному источнику финансовых ресурсов можно отнести всегда присутствующую кредиторскую задолженность.
  • Привлеченные. К привлеченным источником можно отнести дивиденды и проценты по ценным бумагам и акциям, дополнительные взносы учредителей в уставный капитал, например паевые взносы.
  • Заёмные. Этот источник является самым разнообразным, так как с каждым годом создаются новые источники для получения денежных средств, с последующим возвращением суммы частями.

К заёмным финансовым ресурсов можно отнести:

  • кредит;
  • займ;
  • бюджетные ассигнования;
  • и т.д.

Однако не всегда перечисленные источники смогут сформировать необходимые финансы. И причиной этому служит разновидность предприятий. Если не углубляться в разветвленную структуру собственности в России, можно выделить три основных вида хозяйствующих субъектов:

  • коммерческое предприятие;
  • некоммерческое учреждение;
  • государство.

Таким образом, для коммерческого предприятия, целью которого является получение прибыли, основным источником финансовых ресурсов будет служить выручка от продаж.

Для некоммерческого учреждения, которое не преследуют цели – увеличение рентабельности и прибыли, основным источником станут бюджетные ассигнования.

Государство, в свою очередь, большую часть финансовых ресурсов черпает из налоговых поступлений, которые для других видов субъектов экономического процесса, являются не источником резервов, а объектом расходования накопленных резервов.

Виды финансовых ресурсов

Помимо разнообразия источников формирования финансовых ресурсов, существует ещё несколько критериев, которые подразделяют их на несколько видов.

В зависимости от сроков привлечения, финансовые ресурсы могут быть:

  • краткосрочные (не более 1-го года);
  • долгосрочные (более 1-го года);
  • бессрочные.

Первые два вида присущи заёмным финансовым ресурсам, таких как кредит, а третий вид характерен для собственных, таких как уставный капитал.

Так же существует разновидность финансовых ресурсов, по степени доступности:

  • нерыночные;
  • ресурсы с ограниченным доступом;
  • ресурсы без ограничений.

К нерыночным ресурсам относят средства некоммерческих учреждений и государства. Ресурсы с ограниченным доступом, обладают дополнительными требованиями к их получению и использованию. Ресурсами без ограничений принято называть все возможные кредиты и банковские займы, а так же проценты по ценным бумагам.

Этапы формирования финансовых ресурсов

Для того чтобы сформировать необходимое количество финансовых ресурсов, экономистами разрабатывается целая программа по укреплению экономического положения предприятия (учреждения) на рынке и выделения финансовых резервов.

Такие программы имеют похожую структуру, которую можно описать в виде основных пунктов содержания.

Формирование необходимого объема финансовых ресурсов

Для того чтобы провести этот этап программы, необходимо провести детальный анализ деятельности предприятия, при этом рассчитать необходимый объем финансовых ресурсов, который смог бы обеспечить все цели предприятия. Такими целями может быть укрепление на рынке, конкурентная борьба за потребителей или расширение сектора продаж.

Помимо этого необходимо провести анализ источников формирования финансовых ресурсов с оценкой их привлекательности для организации. Другими словами, необходимо составить перечень всех возможных источников получения денежных средств и выделить из них источник, с наиболее привлекательными условиями для предприятия.

В результате, на этом этапе экономистами определяется условная сумма финансового резерва и источник его формирования, собственные средства или заёмные.

Разработка эффективного использования полученного объема финансовых ресурсов

Определив объем финансового резерва, необходимо разработать цели эффективного использования накопленных средств. Эти цели должны полностью или частично, в зависимости от расчетов, покрывать не только экономическую потребность предприятия, но и обеспечивать его «социальное» развитие на рынке. Так же на этом этапе рассчитывается уровень отдачи каждой цели, после вливания в нее ресурсов. Тем самым предприятия может определить объем средств, которые станут восполнимыми, через, например, выручку от продаж, а какой станет безвозвратным.

Увеличение прибыли предприятия

После анализа и распределения финансовых потоков, выявленных резервов, необходимо проводить мероприятия направленные на увеличение чистой прибыли предприятия, именно чистая прибыль, а не балансовая, является «индикаторным» показателем использования финансовых ресурсов.

Однако стоит помнить, что меры по увеличению чистой прибыли несут увеличение экономических рисков, связанных с деятельности предприятия (учреждения). Это неотъемлемая прямая зависимость в экономике, поэтому следующим этапом будет регулирование финансовыми рисками.

Разработка мероприятий, по уменьшению финансовых рисков

Финансовые риски очень сложно регулировать при соблюдении условия – увеличение чистой прибыли. Однако, если перед использованием выявленных финансовых ресурсов, экономистами предприятия будет проведена работа, по прогнозному расчету результатов экономической деятельности, финансовые риски могут быть снижены до минимальной отметки.

Таким образом, основное правило выполнения данного этапа программы – это качественный анализ и заблаговременное программирование этапов деятельности организации.

Разработка систем контроля за денежными потоками предприятия

Этот этап является не только самостоятельным пунктом программы, но и одним из рычагов уменьшения финансовых рисков. Так как именно качественная синхронизация полученных и выбывших денежных потоков, позволяет управлять финансовой зависимостью от своих контрагентов.

Многие экономисты (В.Ф. Гарбузов, Л.А. Дробозина) утверждаю, что уменьшение остатка незадействованных денежных средств предприятия способствует увеличению чистой прибыли, без увеличения финансовых рисков.

Такой подход порождает двойственность денежных средств в общем потоке финансовых резервов. С одной стороны они (денежные средства) продолжают обеспечивать потребности предприятия, с другой стороны, предприятия не может выделить их остатки в какую-то конкретную сумму.

Закрепление полученных результатов и упрочнение позиций предприятия на рынке

Этот этап является самым благоприятным развитием в формировании и использовании финансовых ресурсов. Если были учтены все условия и проведены безошибочные расчеты, то можно сделать вывод, что предприятие добьется положительных результатов от внедрения программы по укреплению экономического положения предприятия (учреждения) на рынке.

Стоит отметить, что последний этап, в части укрепления позиций предприятия на рынке, является первым этапов очередной программы, который подразумевает очередной анализ и расчет финансовых ресурсов предприятия.