Нко отчет о прибылях и убытках. Отчет о финансовых результатах нко. Какую отчетность должны сдавать НКО

Вопрос о некоммерческой организации - Общественная организация охотников и рыболововИсточники формирования доходов некоммерческой организации: вступительные и членские взносы, реализация путевок на добычу объектов животного мира членам общества.Просим пояснить: в каких строках отчета о финансовых результатах следует отразить вступительные и членские взносы и доходы от реализации путевок на добычу объектов животного мира членам общества, и какие доходы (из вышеназванных) следует учесть в доходах, признаваемых при налогообложении УСН.

1. В отчете о финансовых результатах нужно отразить только доходы от деятельности, приносящей доход, т.е. от продажи путевок на добычу объектов животного мира. Данный доход отразите по строке 2110 «Выручка». Заполняйте отчет о финансовых результатах в соответствии с порядком, установленным для коммерческих организаций.

Вступительные и членские взносы отражаются в отчете о целевом использовании средств по строке 6220 «Взносы и иные целевые поступления».

2. При расчете единого налога в доходах учтите только доходы от реализации путевок.

Доходы в виде вступительных и членских взносов при расчете налога не учитывайте (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15, пункт 2 Налогового кодекса РФ).

Павла Гамольского, президента Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»

Особенности применения упрощенки некоммерческими организациями

Как учитывать доходы и расходы в НКО

2. Из статьи журнала «Упрощенка» № 1, Январь 2015 Примеры баланса и отчета о целевом финансировании в НКО

Правило № 2 Отчет о финансовых результатах НКО рекомендовано составлять, если доходы от бизнеса существенны

Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее уставом. Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом не должно быть законодательного запрета на такую деятельность.

Данные о прибыли от предпринимательской и иной подобной деятельности раскрываются в отчете о целевом использовании средств. Для этого в данной форме предусмотрена соответствующая строка. Но если вы считаете, что сведения в отчете о целевом использовании средств раскрываются недостаточно подробно, можно составить еще и отчет о финансовых результатах. Например, это потребуется, если в отчетном году ваша организация получила существенный доход от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 (далее - информация № ПЗ-10/2012)). Уровень существенности целесообразно прописать в учетной политике для целей бухучета.

Пример. Заполнение НКО форм бухгалтерской отчетности

Некоммерческое образовательное учреждение зарегистрировано в 2014 году. В рамках целевого финансирования ему выделены средства на выполнение программы по образованию, которая рассчитана на два года. Сумма финансирования - 500 000 руб. Предпринимательскую деятельность учреждение в отчетном году не осуществляло.

За 2014 год использовано целевых средств на сумму 235 000 руб., в том числе:

- на проведение конференции - 50 000 руб.;

- оплату труда (включая начисления) - 75 000 руб.;

- аренду помещения - 25 000 руб.;

- оплату услуг связи - 5000 руб.;

- приобретение оборудования - 80 000 руб.

Бухгалтер учреждения заполнил формы бухгалтерской отчетности за 2014 год так, как показано ниже.

Нюансы, требующие особого внимания

Потребкооперативы - субъекты малого предпринимательства, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухучета, могут сдавать бухгалтерский баланс по форме из приложения № 5 к приказу № 66н. Социально ориентированные организации и все те НКО, кто имеет право применять упрощенные способы ведения бухучета, - по форме, приведенной в приложении № 6 к приказу № 66н. Иначе нужно использовать бланк из приложения № 1 к приказу № 66н.

Обязательный для НКО отчет о целевом использовании средств содержится в приложении № 2 к приказу № 66н. При этом социально ориентированные организации и НКО, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухучета, могут применять форму, приведенную в приложении № 6 к приказу № 66н.

Отчет о финансовых результатах для некоммерческой организации необходим, если она получила за отчетный год существенную прибыль от предпринимательской деятельности и показатель, по мнению бухгалтера, требует детального раскрытия.

3. Из материалов книги «Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение»

2.3.1.2. Особенности заполнения отчета о финансовых результатах

В отчете о финансовых результатах НКО, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, заполняют строки, касающиеся отражения прочих доходов и расходов.

Организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности, отражают выручку от продажи, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и финансовый результат от продаж в соответствии с порядком, установленным для коммерческих организаций.*

ТОЧКА ОТЧЕТА

Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании «БухгалтерияПлюс», член Палаты налоговых консультантов России

В последнее время произошли существенные изменения российских стандартов бухгалтерского учета, значительно меняющие правила формирования бухгалтерской отчетности. В частности, изменения коснулись состава бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, применяющих УСН, и формирования ими бухгалтерского баланса.

Для НКО никаких ограничений в применении УСН налоговым законодательством не установлено. При соблюдении общих требований, установленных гл. 26.2 НК РФ , некоммерческие организации вправе применять «упрощенку». Кроме того, на них не распространяется ограничение на применение УСН в случае, когда доля участия других организаций в них составляет более 25%, поскольку такого понятия, как уставный капитал, для НКО не существует.

Состав бухотчетности НКО и субъектов малого предпринимательства

На практике большинство социально ориентированных НКО относятся к субъектам малого предпринимательства и, как правило, применяют УСН.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Новое в формах отчетности

Новыми для некоммерческих организаций являются не только названия части отчетных форм, но и их содержание. Эти формы значительно упрощают раскрытие информации НКО в бухгалтерской отчетности.

Активы и пассивы нового баланса содержат укрупненные статьи. Так, активы баланса социально ориентированных НКО подразделяются всего на четыре крупные статьи:

1) материальные внеоборотные активы (которые включают в соответствии с приказом № 66н основные средства и незавершенные капитальные вложения в основные средства);

2) нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы (к которым согласно приказу № 66н относятся: результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы);

3) денежные средства и денежные эквиваленты;

4) другие оборотные активы (включающие в соответствии с приказом № 66н запасы и дебиторскую задолженность).

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Некоммерческие организации для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением № 6 к приказу № 66н.

Письмо от 27.12.2013 № 07-01-06/57795

Пассивы данного баланса включают всего пять строк:

1) целевые средства;

2) фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды;

3) долгосрочные обязательства;

4) кредиторская задолженность;

5) другие краткосрочные обязательства.

При этом статьи активов и пассивов бухгалтерского баланса НКО не объединяются в разделы.

Сравнение форм баланса для СМП и социально ориентированных НКО позволяет отметить, прежде всего, существенное упрощение раскрытия информации, при этом форма баланса СМП, в отличие от формы баланса для социально ориентированных НКО, характеризуется лишь несколько большей детализацией статей.

Соотношение статей бухгалтерских балансов организаций – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО

Статья бухгалтерского баланса организаций – субъектов малого предпринимательства

Статья бухгалтерского баланса социально ориентированных НКО

Статьи актива

Материальные внеоборотные активы

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

(Отражаются в составе других оборотных активов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Финансовые и другие оборотные активы

Другие оборотные активы

Статьи пассива

Капитал и резервы

Целевые средства

Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды

Долгосрочные заемные средства

Долгосрочные обязательства

Другие долгосрочные обязательства

Краткосрочные заемные средства

Отражаются в составе других
краткосрочных обязательств

Кредиторская задолженность

Другие краткосрочные обязательства

В то же время при расшифровке показателей, отражаемых по статьям утвержденных форм, в приказе № 66н указаны не все объекты, которые следует по ним отражать. Так, в строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» не включены долгосрочные финансовые вложения; не указано, по какой статье должны отражаться доходные вложения в материальные ценности и краткосрочные финансовые вложения. Также не говорится о том, какие именно объекты учета должны отражаться по строкам «Кредиторская задолженность», «Другие краткосрочные обязательства» и «Долгосрочные обязательства».

ПЕРВОИСТОЧНИК

НКО вправе исправлять ошибки предшествующего отчетного года (как существенные, так и несущественные), выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, записями текущего периода по соответствующим счетам в корреспонденции со счетом 91, без пересчета (исправления) показателей бухгалтерской отчетности предыдущих отчетных периодов.

Вероятно, что в данном случае доходные вложения в материальные ценности следует показывать по той же строке, по которой отражаются основные средства, поскольку они, согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», также являются основными средствами.

Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), по мнению автора, социально ориентированные НКО должны показывать по статье «Другие оборотные активы», так как указанные вложения не относятся к объектам, отражаемым по иным строкам актива баланса НКО. Долгосрочные финансовые вложения следует отразить по статье «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы».

Сегодня на территории Российской Федерации может вестись не только коммерческая деятельность, но и некоммерческого характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходима регистрация подобных учреждений в различных государственных контролирующих органам.

При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей, связанных с деятельность подобного рода предприятий, также называемых НКО.

В первую очередь ответственным лицам необходимо будет помнить о важности предоставления отчетности по деятельности некоммерческих организаций.

Что нужно знать

Деятельность некоммерческих организаций вызывает у различного рода контролирующих органов не менее пристальный интерес, чем коммерческих.

Основной причиной тому является наличие большого количества различных , послаблений со стороны государства для всевозможных НКО.

Именно поэтому необходимо будет заблаговременно ознакомиться со всеми основными моментами, связанными с деятельностью и отчетностью подобного рода предприятий. Существует большое количество всевозможных особенностей.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет в обязательном порядке, сегодня можно будет отнести:

  • основные понятия;
  • срок сдачи документов;
  • правовая база.

Рассмотрение обозначенных выше вопросов даст возможность формировать соответствующим образом отчетность и избежать допущения наиболее типичных ошибок.

Основные понятия

В первую очередь руководителю некоммерческой организации, а также её бухгалтеру, иным ответственным лицам стоит ознакомиться с действующими законодательными нормами.

Только отсутствие различных нарушений нормативно-правовых документов позволит избежать большого количества самых разных ошибок, иных затруднений.

Но для верной трактовки основных положений необходимо будет ознакомиться с различными терминами, используемыми в НПД.

К наиболее важным понятиям, связанным с нормативными документами, регулирующими работу НКО, можно отнести следующее:

  • «некоммерческая организация»;
  • «годовая отчетность»;
  • «статистическая отчетность»;
  • «уведомления о расходовании средств»;
  • «структурные подразделения»;
  • «учредители»;
  • «общественные объединения».

На данный момент в первую очередь необходимо будет ознакомиться с понятием «некоммерческая организация». Также применительно к подобного рода структурам возможно будет использовать аббревиатуру НКО.

Под данного типа учреждениями понимаются различного рода предприятия, основной целью которых является не коммерческая, а иная деятельность.

При этом получение какой-либо прибыли не планируется, подобное отсутствует. Важно помнить, что формат деятельности предприятия такого типа должен полностью соответствовать фактам.

В противном случае могут возникнуть достаточно серьезные проблемы – вплоть до в принудительном порядке.

«Годовая отчетность» — совокупность различного рода документов, которые отражают сведения о всех полученных доходах в результате ведения определенной деятельности.

Чаще всего подобными документами являются различного рода декларации. «Статистическая отчетность» — совокупность различного рода отчетов, которые составляются предприятиями по установленным ранее формам документов.

Данного типа отчетность будет предоставляться в Росстат . «Уведомление о расходовании средств» — специальный документ, формат которого установлен на законодательном уровне.

В обязательном порядке формируется некоммерческими предприятиями. Является одним из самых важных документов составления отчетности.

«Структурные подразделения» — филиалы некоммерческих предприятий, которые располагаются отдельно от основного предприятия.

Подобный статус присваивается в случае, если оборудовано рабочее место на срок более, чем 2 месяца.

Важной особенностью подобных подразделений является то, что они должны иметь отдельный баланс, а также предоставлять отчетность отдельно от основной организации.

Имеются также иные моменты, связанные с формирование отчетности структурных подразделений.

«Учредители» — какое-либо физическое или же юридическое лицо, являющееся создателем, владельцем и руководителем организации. При этом следует помнить, что таких учредителей одновременно может быть сразу несколько.

Именно учредители имеют право принимать различного рода важные решения относительно ведения деятельности некоммерческого предприятия.

Также совет учредителей назначает исполнительный орган, который имеет право представлять интересы НКО.

«Общественные объединения» — одна из разновидностей некоммерческого предприятия, которое создается на основании общих интересов простых граждан.

При этом отчетность подобного НКО должна формироваться в соответствии со всеми законодательными нормами, действующими относительно подобных предприятий.

Имеется большое количество самых разных нюансов, связанных с подобного рода деятельностью. Также существуют различного рода иные виды некоммерческих предприятий.

Срок сдачи документов

Очень важно не пропустить срок сдачи соответствующей отчетной документации. В первую очередь это касается различного рода государственных внебюджетных фондов.

На данный момент установлены следующие сроки:

Важной особенностью рассматриваемого типа организаций является то, что имеется необходимость отчитываться в региональные налоговые органы.

Отчетность не ограничивается сдачей документов в государственные фонды, а также различного рода статистические учреждения. Этот момент установлен на законодательном уровне.

Правовая база

На данный момент основополагающим документом, регулирующим деятельность подобного рода организаций, а также на основании которого формируется отчетность, является

Он включает в себя следующие основные разделы:

Также существуют некоторые специализированные нормативно-правовые документы, которые регламентируют отчетность НКО.

К таким нормативно-правовым документам сегодня относится следующее:

Особое внимание необходим будет уделить именно срокам и формату предоставления различного рода отчетности.

Так как наличие ошибок, различного рода недочетов и неверное представление информации может послужить причиной возникновения большого количества всевозможных затруднений.

Формы налоговой отчетности НКО

На данный момент формат налоговой отчетности некоммерческой организации установлен законодательно. Все необходимые документы должны передаваться непосредственно по месту постоянной регистрации.

Сама процедура создания НКО мало отличается от формирования иных организаций. Имеются отличия только лишь в перечне предоставляемых документов.

Аналогичным образом обстоит дело с отчетностью. Необходимо будет составлять достаточно обширный перечень документов.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет заблаговременно, необходимо будет отнести следующее:

  • список для сдачи;
  • если нулевая отчетность;
  • ответственность при нарушениях.

Список для сдачи

На данный момент перечень документов для сдачи отчетности достаточно обширен. Он включает в себя большое количество самых разных документов.

В первую очередь необходимо заняться формированием бухгалтерской отчетности. Данный момент устанавливается

В соответствии с данным нормативно-правовым документом необходимо будет сдавать отчетность такого вида, которая включает в себя:

  • стандартный ;
  • приложения к обозначенным выше документам – если по какой-то причине это необходимо в конкретном случае.

Состав бухгалтерской отчетности устанавливается только федеральным законодательством.

Все необходимые в данном случае документы должны быть представлены в соответствующие органы не позднее, чем по истечении 3 месяцев с момента окончания отчетного периода.

Перечень налоговых документов для отчетности зависит от применяемого налогового режима.

Предприятиям, которые работают на общем, необходимо будет сдавать:

  • налоговую отчетность в форме по различного рода ;

Актуальность предложенного пособия заключается в том, что оно представляет собой подробный справочник по бухгалтерскому учету некоммерческой организации. Настоящее издание раскрывает наиболее значимые аспекты учета доходов и расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также формы и методы бухгалтерского учета некоммерческих организаций и другие не менее важные вопросы. Предложенное пособие предназначено для бухгалтеров и руководителей некоммерческих организаций, а также может быть полезно преподавателям и студентам экономических вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях (В. И. Радачинский, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 4. Бухгалтерская финансовая отчетность некоммерческих организаций

4.1. Понятие и формы бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Бухгалтерская отчетность , как завершающий этап учетного процесса, представляет собой совокупность показателей и аналитических данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период.

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 03.11.2006 г.) обязывает составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Некоммерческие организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливают упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. В таком случае бухгалтерская отчетность представляется только один раз в год по итогам учетного года в составе:

1) бухгалтерский баланс (форма № 1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3) отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Отчет о целевом использовании полученных средств является специальной формой, применяемой только некоммерческими организациями, существующими за счет целевых денежных средств. Средства целевого использования отражаются в форме № 6. По следующим группам расходов:

1) расходы на целевые мероприятия;

2) расходы на содержание аппарата управления;

3) расходы на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества.

В случае превышения суммы расходов над суммой поступлений, разница показывается как остаток средств на конец отчетного периода в круглых скобках, разъяснение по этому вопросу даются в пояснительной записке.

Согласно порядку составления и формирования бухгалтерской отчетности в упрощенной форме, пояснительная записка в данном случае не предусматривается.

Некоммерческие организации обязаны представлять отчеты во внебюджетные фонды РФ по единому социальному налогу в разрезе социальных фондов. Сроки представления отчетов устанавливаются внебюджетными фондами самостоятельно. Формы и сроки представления отчетов одинаковы для всех видов организаций. Отчеты в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования по уплате единого социального налога, отчет по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств.

Некоммерческие организации составляют статистическую отчетность, и в установленные сроки сдают в органы статистики.

Для отдельных некоммерческих организаций установлен особый порядок составления и представления отчетности. В настоящее время идет увеличение не только количественного состава некоммерческого сектора экономики, но и расширения сферы деятельности учреждений данной формы хозяйствования. К сожалению, российское законодательство, не успевает фиксировать и отражать этот стремительный процесс. Требуется строгая регламентация, и даже кодификация (создание сводного нормативного акта) всей сферы деятельности организаций непроизводственного сектора экономики.

В случае несоблюдения сроков представления отчетности или ее не представления к нарушителям применяются меры взыскания. Уклонение от проведения обязательной аудиторской или препятствие ее проведения урегулируется в судебном порядке с наложением штрафных санкции, на основании решение арбитражного суда по искам, предъявляемым органам прокуратуры и органами, осуществляющими финансовый контроль (Федеральное казначейство, государственная налоговая служба и др.).

4.2. Требования по составлению и раскрытию бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В случае выявления недостаточности данных для формирования полного представления о финансово-хозяйственной деятельности организации и изменениях в ее финансовом положении, исходя из Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43 н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99», в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащаяся в ней, т. е. исключительно одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не считается нейтральной, если по средствам отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

В исключительных случаях (например, при изменении вида или характера деятельности) допускаются изменения принятых содержания и форм бухгалтерской отчетности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто с указанием причин, вызвавших это изменение.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год – отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом, для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации организации по 31 декабря соответствующего года, а для организации, созданных после первого октября, – по 31 декабря следующего года.

При формировании отчетности по упрощенной системе в состав годовой бухгалтерской отчетности не входят: форма № 3 «Отчет об изменении капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

1) наименование составляющей части;

2) указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

3) организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)).

4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5) вид деятельности;

6) организационно-правовая форма/форма собственности (указывается согласно классификатору организационно правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по классификатору форм собственности (КОФ));

7) единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. – код по ОКЕИ 384; млн руб. – код по ОКЕИ 385);

8) адрес (указывается полный почтовый адрес организации);

9) дата утверждения.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган посчитает ее полезной для заинтересованных пользователей. В ней раскрывается динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет. В части некоммерческих организаций раскрывается деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия и мероприятия в области улучшения (совершенствования) системы здравоохранения; в области социально-культурного и морально-нравственного развития общества и другая информация.

4.3. Отчетность некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Учреждения некоммерческого сектора экономики, ведущие производственную и иную хозяйственную деятельность, с целью получения выручки от реализации и извлечения прибыли, должны использовать более расширенный вариант отчетности.

При заполнении отчета о прибылях и убытках (форма № 2) следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (с изменениями от 18.09.2006 г и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (с изменениями от 18.09.2006 г.)

Все данные формы № 2 показываются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показывают с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет должен содержать следующие числовые показатели:

1) выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей;

2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

3) валовая прибыль;

4) коммерческие расходы;

5) управленческие расходы;

6) прибыль/убыток от продаж;

7) процент к получению;

8) процент к уплате;

9) доходы от участия в других организациях;

10) прочие операционные доходы;

11) прочие операционные расходы;

12) внереализационные расходы;

13) прибыль/убыток до налогообложения;

14) налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

15) прибыль/убыток от обычной деятельности;

16) чрезвычайные доходы;

17) чрезвычайные расходы;

18) чистая прибыль (непокрытый убыток).

Для реальной оценки финансово-хозяйственного положения организации, ее деятельности, платежеспособности к бухгалтерскому балансу прикладываются пояснения.

Введена новая структура субсчетов к счету 90 «Продажи» и их составных частей как при представлении промежуточной, так и годовой бухгалтерской отчетности.

К счету 90 предусмотрено открытие следующих субсчетов:

1) «Выручка»;

2) «Себестоимость продаж»;

3) «Налог на добавленную стоимость»;

4) «Акцизы»;

5) «Прибыль (убыток) от продаж».

Если организация является плательщиком экспортных пошлин, то дополнительно открывается субсчет «Экспортные пошлины». Таким же образом разрешено открывать субсчета для учета налогов и средств целевого назначения второго порядка.

В отчете необходимо показывать расходы по тем видам доходов, которые превышают 5 % общей суммы доходов за отчетный период.

По статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей)» показывают выручку от продажи продукции и товаров, поступления от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете.

По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданной в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

По статье «Коммерческие расходы» отражаются затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения. Данные по этой статье показывают уровень затрат, связанных с продажей продукции (работ, услуг) как у производителей, так и у организаций занятой торговой деятельностью.

Статья «Валовая прибыль» используется в расчетах ряда показателей для нужд управления затратами, ценообразования.

Следует учесть тот факт, что при формировании некоммерческой организацией отчета о прибылях и убытках статьи, которые не несут существенных данных для оценки финансовых результатов деятельности (либо нет информации, в виду отсутствия фактов хозяйственной деятельности по данным статьям), организации, могут не заполняться.

Правила составления сводной (консолидированной) отчетности в России

Некоммерческие учреждения, как уже отмечалось, могут иметь свои представительства, филиалы и другие структурные подразделения. В таком случае возникает необходимость составления общей (сводной) отчетности по всему учреждению.

Сводная бухгалтерская отчетность – это совокупность показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, которые имеют вклады в дочерние и зависимые предприятия. Она формируется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (с изменениями от 12.05.1999 г)

Организации, имеющие филиалы, представительства и иные структурные подразделения, в том числе выделенные на отдельный баланс, должны включать показатели их деятельности в бухгалтерскую отчетность. Путем сложения данных показателей материнской организации и деятельности филиалов и представительств формируется единый бухгалтерский отчет.

Бухгалтерским законодательством закреплены следующие положения:

1) предприятие считается дочерним, если другое общество, именуемое головным, имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом;

2) дочернее общество имеет свой устав и является юридическим лицом, не отвечая по долгам головной организации;

3) хозяйственное общество считается зависимым, если другое общество (головное) имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Принципы составления сводной отчетности:

1) при наличии у материнской организации дочерних и зависимых обществ одновременно свободная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах;

2) бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность при наличии следующих фактов:

а) материнская организация обладает более 50 % голосующих акции акционерного общества или более 50 %, уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

б) материнская организация имеет возможность определять решение, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором;

3) материнская организация вправе дополнять типовые формы данными, необходимые пользователям сводной бухгалтерской отчетности (числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны производится в сводной бухгалтерской отчетности обособленно; если такие показатели не имеют существенного значения, то их отражают общей суммой);

4) достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель материнской организации;

5) объем, порядок, и сроки представления бухгалтерской отчетности дочерним организациям устанавливает материнская организация;

6) урегулирование финансовых взаимоотношений материнской организации и дочерних обществ производится до составления сводной бухгалтерской отчетности;

7) составление сводной отчетности выполняется в соответствии с правилами объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность;

8) при составлении сводной бухгалтерской отчетности необходимо использовать единую учетную политику в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ;

9) необходимость пересчета валютных статей для включения в сводную бухгалтерскую отчетность дочернего общества, составленную в иностранной валюте;

10) в свободную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность материнской организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период на одну и ту же дату.

4.4. Отчетность некоммерческих организаций перед налоговым органом

Состав и порядок представления налоговой отчетности некоммерческих организаций зависит от характера осуществляемой ею деятельности. Любая деятельность учреждения некоммерческого сектора экономики, не противоречащая законодательству РФ и уставу данной организации не может облагаться налогом, за исключением тех случаев, когда некоммерческая организация помимо основной деятельности, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с извлечение прибыли. В последнем случае у организации возникают объекты налогообложения. По таким объектам организация должна уплачивать налоги согласно налогового законодательства, отражать соответствующие сведения в отчетных документах и представлять их налоговым и другим финансово-контрольным органам.

В случае возникновения объекта налогообложения расчеты по налогам и другим платежам обязательного исполнения представляются в государственный налоговый орган. Представляется налоговая декларация по налогам, которые некоммерческая организация обязана уплачивать, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В Государственную налоговую инспекцию сдаются сведения о расчетных и валютных счетах, открытых в кредитных учреждениях, на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

4.5. Отчетность некоммерческих организаций перед государственными и муниципальными органами управления (по использованию целевых средств)

На выполнение определенных социально-экономических, научно-исследовательских, культурно-просветительских, санитарно-эпидемиологических и других мероприятий и программ выделяются финансовые средства из местных бюджетов или бюджета РФ.

Контроль за использованием данных денежных средств целевого характера осуществляют органы государства и местного самоуправления специально на то уполномоченные. Согласно Указу Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.1996 г. № 1095 (с изменениями 25 июля 2000 г., 18 июля 2001 г.) предусмотрена необходимость проведения не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных проверок по поступлению и расходованию бюджетных средств на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства Федерального бюджета.

Средства, израсходованные не по целевому назначению и доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Некоммерческие организации могут получать в свое распоряжение средства и материальную помощь от заинтересованных лиц (юридических и физических): гранты, имущество и прочее. Такая помощь имеет целевую направленность. В таком случае, на некоммерческую организацию ложится задача отчитаться, за предоставленные средства.

Некоммерческая организация составляет смету доходов и расходов по предусмотренным видам деятельности. В обязательном порядке составляется отчет об исполнении сметы и представляется той организации, которая выделила денежные средства на целевые мероприятия.

Внутренняя отчетность

Разрабатывается самостоятельно и используется для анализа эффективности использования ресурсов организации. Внутренняя отчетность является очень важным элементом контроля, особенно при наличии у некоммерческой организации структурных подразделений. В таком случае контроль играет широкую роль в деятельности учреждения, помогает выявить и самостоятельно пресечь факты ошибок, злоупотреблений и других нежелательных явлений, негативно влияющих на всю хозяйственную деятельность данной организации.

Учитывая факт отсутствия во многих организациях некоммерческого сектора экономики систем внутреннего контроля, можно предположить, что появление таковых, способно существенно усовершенствовать организационную систему управления учреждения и способствовать формированию более достоверной отчетности.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Члена Экспертно-консультативного Совета
Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество» Петровой Н.В.

О составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации

Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» признан утратившим силу Приказ Минфина России от 13.01.2000 года №4н.

Согласно п. 4. Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

В соответствии с пунктом 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (с изменениями и дополнениями) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Для справки:

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Пункт 2. «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним».

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к Письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) сказано следующее:

«В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Учитывая это, в случае, когда некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность и информация о доходах и расходах по этой деятельности является существенной, указанная информация раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах».

Таким образом, согласно действующему законодательству и рекомендациям Минфина РФ бухгалтерская отчетность НКО включает:

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о целевом использовании средств
  • Приложения к ним (четкий перечень в нормативных документах не установлен)

В случае существенности доходов от предпринимательской деятельности, НКО раскрывает информацию в Приложениях в форме Отчета о финансовых результатах. Уровень существенности должен быть определен в Учетной политике организации.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) сказано следующее:

«… в случае, когда некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность и информация о доходах и расходах по этой деятельности является существенной, указанная информация раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к структуре и составу показателей отчета о финансовых результатах».

Обращаем внимание:

В действующих в настоящее время нормативных документах (стандартах) конкретный перечень приложений для бухгалтерской отчетности НКО четко не определен.

Состав приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (состав приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств), соответствии с действующим законодательством, устанавливается федеральными стандартами (пункт 6 часть 3 ст. 21 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ).

В отношении состава приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (составу приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств) действует Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н.

(Основание часть 1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ)

Однако в Приказе Минфина от 02.07.2010 №66н состав приложений Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств (формы отчетности НКО) прямо не определен .

Для справки:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

« 3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств…»

Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона

«1. До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти….»

3. Некоммерческая организация имеет право вести предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено ее Уставом. Информация о доходах от предпринимательской деятельности отражается в Отчете о целевом использовании средств в строке «Прибыль от приносящей доход деятельности».

При наличии ряда условий информация о доходах от предпринимательской деятельности должна раскрываться в отчетности обособленно, т.е. дополнительно должен составляться Отчет о финансовых результатах.

Для справки:

В Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано следующее :

«Некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

- в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

- раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности».

Таким образом, при наличии предпринимательской деятельности, доходы от которой являются существенными, НКО должно дополнительно составлять Отчет о финансовых результатах.

При составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются следующими нормативными документами:

  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению
  • Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

(Информация Минфина РФ от 17 января 2012 г. "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)")

Исходя из положений ПБУ 4/94, НКО не обязаны в составе бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о наличии и изменении уставного, резервного капитала и других составляющих капитала организации (Отчет об изменениях капитала).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности № 34н НКО могут не представлять Отчет о движении денежных средств.

Вместе с тем, исходя из положений пунктов 6, 11 ПБУ 4/99, при необходимости обеспечения пользователей отчетности дополнительными данными, которые необходимы пользователям отчетности для оценки финансового положения и результатов деятельности НКО, такие данные раскрываются в Пояснениях к отчетности.

ВЫВОДЫ:

1. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. (с изменениями, дополнениями) НКО в обязательном порядке составляют:

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о целевом использовании полученных средств.
  • Приложения к ним

2. В действующих стандартах состав Приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании средств не определен , отсюда следует, что состав и содержание приложений к указанным обязательным формам отчетности должно определяться организацией самостоятельно в Учетной политике.

3. При определенных условиях хозяйственной деятельности, НКО должны дополнительно к Бухгалтерскому балансу и Отчету о целевом использовании полученных средств представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет о финансовых результатах.

4. Отчет о движении денежных средств не является обязательным для годовой бухгалтерской отчетности НКО, однако ОДДС может быть включен в состав отчетности .

5. В случае существенности иных показателей деятельности НКО необходимые пояснения могут быть приведены в произвольном виде в текстовой и/или табличной форме.