Предприятие как объект организации. Производственная структура полиграфического предприятия и пути ее совершенствования Организационная структура типографии схема

Картинка 5 из презентации «Отдел маркетинга» к урокам экономики на тему «Маркетинг»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока экономики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Отдел маркетинга.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 343 КБ.

Скачать презентацию

Маркетинг

«Затраты на персонал» - Как составить бюджет затрат на персонал. Бюджет: Прочие затраты на персонал. Что входит в бюджет затрат на персонал. Понятие бюджета. РЫНОК: Рынок труда, заработных плат, трудовой потенциал. План мероприятий. Управление составом персонала. Фонд оплаты труда (включая социальные взносы). Принцип построения организационной структуры.

«Роль налогов в государстве» - Непростой ответ на простой вопрос. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Необходимо более тщательно заботиться об улицах и дорогах. Что такое налоги? Понятие «налог». Одна из причин роста за­трат состоит в увеличении расходов на нацио­нальную безопасность.

«Социальные нормы» - Философское учение о ценностях - аксиология. Право с социологических позиций. Право – посредник в социальном взаимодействии субъектов. Правовое регулирование социальных отношений имеет свои особенности. Нормы права только регулируют, но не создают общественных отношений. Понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

«Компания Связьинвест» - Выручка от продаж. Связьинвест уделяет большое внимание корпоративному управлению в зависимых компаниях. Структура акционерного капитала (голосующие акции). Юридическая реорганизация. Минсвязи. Управление изменениями. Реструктуризация закупок. Продажа пакета акций компании Мастком – июль 1997г. Внедрение соответствующей инфраструктуры ИТ для поддержки бизнеса.

«Рекламные объявления» - Египет => хургада, шарм эль шейх, эль гуна, … …И разочароваться в рекламе. Определяем стратегию. Данные верны на май. И ещё шире… Статистика дана за месяц. … Распылять ресурсы… Ключевые слова. Медийно-контекстный баннер. Ремонт автомобилей: автосервис, шиномонтаж, автозапчасти, автотехцентр… Стратегия «Нишевый брендинг».

«Налогообложение» - Экологический налог. Заработная плата и другие доходы физических лиц. Налоги как цена услуг государства. Факторы, определяющие цену услуг государства. Схема принципов налогообложения. Прямые налоги. Косвенные налоги. Транспортный налог. Налогообложение- это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка.

Всего в теме 18 презентаций

Организационная структура Астраханской цифровой типографии представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Организационная структура Астраханской цифровой типографии

Организационная структура Астраханской цифровой типографии представляет собой структуру функционального типа, которая основана на разделении всех организационных звеньев по функциональному признаку. Данный тип организационной структуры является наиболее оптимальной для компании, так как включает в себя горизонтальное разделение по функциям и целям деятельности, а также вертикальное разделение труда для координации действий по управлению.

1.1.3 Описание предметной области

Заказ от клиента поступает менеджеру и включает вид продукции (визитная карточка, листовки, брошюры, журналы), требования к макету продукции: формат (размер), качество бумаги, цветовая гамма (выбор из имеющейся палитры цветов, наличие особых оттенков, цветная печать, черно-белая печать), стороны печати (односторонняя, двусторонняя), переплет (сторона, вид (пружина, склеенный борт)); содержимое продукции (информация), времени изготовления (12 часов, 24 часа, 36 часов, 48 часов), количество.

Менеджер формирует план работ по заказу. План содержит этапы работ и список специалистов, выполняющих заказ, а также трудоемкость выполнения этапа.

Далее менеджер формирует бланк производства заказа, в котором отмечаются сроки и этапы выполнения заказа. Бланк передается дизайнеру, формирующему макет. Готовность макета отмечается дизайнером в бланке производства заказа и передается верстальщику.

Сверстанный макет верстальщик передает корректору на проверку орфографии и пунктуации. Отметка о выполнении ставится в бланке производства заказа и передается печатникам.

Готовую продукцию печатники вместе с бланком производства заказа передают менеджеру.

Менеджер формирует отчеты по работе типографии.

Модель обработки информации представлена на диаграмме AS-IS (см. прил. 1 и прил. 2).

Входными данными являются:

Данные о заказчиках;

Параметры заказа;

Данные о сотрудниках;

Параметры для отчетов.

Выходная информация:

Бланк производства;

План производства;

Механизмами являются:

Менеджер;

Дизайнер;

Верстальщик;

Редактор;

Печатник.

Управляющая информация:

Законодательство РФ;

Законодательство Астраханской области;

Устав Астраханской цифровой типографии.

Прием и хранение информации о заказах клиентов и заключение договоров оформляется в информационной системе на базе конфигурации 1С: Предприятие. В системе формируются договора на изготовление полиграфической продукции.

Процесс планирования и учета изготовления печатной продукции – не автоматизирован и ведется средствами линейки программных продуктов MicrosoftOffice. Вся информация о выполнении заказов клиентов записывается в бланках производства, которые хранятся, как история взаимоотношений с клиентом. Ведение и хранение истории выполнения заказов является трудоемкой операцией.

1.2 Определение цели и задач проектирования ис

Целью данного проекта является повышение эффективности работы Астраханской цифровой типографии за счет разработки ИС планирования и учета деятельности по изготовлению полиграфической продукции. Разработка осуществляется на платформе 1С:Предприятие 8.2.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) провести анализ деятельности Астраханской цифровой типографии;

2) построить диаграммы для описания модели бизнес-процессов компании;

3) разработать базу данных информационной системы;

4) разработать интерфейсы;

5) разработать формы отчетов.

Разрабатываемая система должны выполнять следующие функции:

1) ввод начальных данных:

Вид печатной продукции;

Вид бумаги;

Стороны печати;

Формат продукции;

Цветовая гамма;

Сотрудники;

Клиенты.

2) обработка полученных данных:

Формирование заказа;

Планирование работ по заказу;

Закрепление производственных задач за сотрудниками;

Ведение реестра производственных задач;

Изменение состояния заказа.

3) хранение данных:

Реестры документов.

Полиграфическим предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для осуществления полиграфической деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Задачей полиграфического предприятия является предоставление полиграфических услуг высокого качества всем заказчикам, которые пользуются его услугами. Деятельность полиграфического предприятия, как и предприятий других отраслей, подлежит государственному регулированию, которое опирается на Конституцию РФ, гражданский, судебный, налоговый кодексы, на документы исполнительной власти. На уровне отрасли предприятия должны вести свою производственную деятельность в соответствии с такими законами, как «О средствах массовой информации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Совета МинистровРФ от 22 сентября 1993 г., № 960«О регулировании полиграфической деятельности».

С конца 90-х годов российские полиграфические предприятия испытывают большие трудности, связанные с падением спроса на полиграфическую продукцию, снижением объемов производства, дефицитом оборотных средств и т.д. Рынок определяет ассортиментную структуру печатной продукции. В годы плановой экономики на долю книг, журналов, газет, бланков падало почти 95 % от общего выпуска печатной продукции (до 1992 г.), сейчас все большее значение приобретает производство высококачественных этикеток, упаковки, рекламных изданий, представительской продукции.

Примерное соотношение видов печатной продукции на начало III-го тысячелетия представлено на рисунке 2.2.

В настоящее время большое внимание уделяется высокому уровню качества оформления полиграфической продукции. Хорошо оформленные книги, журналы и т.п. издания содержат вкладки, вклейки образцов, отрывные купоны, разнообразные приложения. В годы плановой экономики масштабы производства, как правило, предназначались для выпуска многотиражной продукции идеологического содержания. Сейчас потребности общества в печатной продукции разделены на большое число групп, и преобладающее значение на сегодняшний день имеет этикеточно-упаковочная продукция, содержащая необходимую информацию о товарах и услугах.

В целом, в промышленно развитых странах параллельно с прогрессом информационных технологий растут объемы печатной продукции, причем чем выше объем промышленного производства, тем выше уровень информационного обеспечения (США, Япония, Германия, Великобритания), тем значительнее рост издания печатной продукции.

Несмотря на сложности, существующие сегодня в полиграфии, следует отметить положительные изменения, которые происходят на полиграфических предприятиях по повышению технического уровня производства. Прежде всего необходимо отметить преобразования, происходящие на ведущих предприятиях к началу XXI в. Например, полностью переоснащен Смоленский полиграфический комбинат, построен офсетный цех на Саратовском полиграфическом комбинате, новое оборудование установлено на Тверском комбинате детской литературы, переведено на офсетную печать газетное производство в Саратове, Краснодаре, Волгограде. С привлечением частных средств по последнему слову техники модернизируются и региональные предприятия. Среди растущих в техническом и технологическом отношении, следует отметить и омские типографии ЗАО «Полиграф», «Бланкиздат», «Ютон», полиграфические предприятия Новосибирска, Красноярска и др.

Полиграфические предприятия можно классифицировать по следующим признакам:

По характеру выпускаемой продукции;

По формам собственности;

По подчиненности;

В зависимости от применяемой техники и технологии;

По специализации;

По масштабам производства;

По методам организации производства.

В зависимости от характера выпускаемой продукции полиграфические предприятия традиционно классифицируются на книжные, книжно-журналь­ные, газетно-журнальные, газетные, журнальные, картографические, нотные, бланочные, беловых товаров и др.

Более поздняя методика предлагает учитывать финансово-экономические показатели. В соответствии с которыми полиграфические предприятия подразделяются на следующие виды:

Издательско-полиграфические комплексы, выпускающие газетную продукцию;

Полиграфические предприятия, выпускающие изобразительную, в том числе этикеточную продукцию;

Полиграфические предприятия, выпускающие бланочную, в том числе билетную продукцию;

Полиграфические предприятия, выпускающие продукцию для слепых и слабовидящих;

Полиграфические предприятия, выпускающие разнообразную печатную продукцию, т.е. универсальные предприятия.

Классификация по формам собственности . Действующий в отрасли Закон о лицензировании отдельных видов деятельности позволяет оценить тенденцию появления и развития государственных и негосударственных полиграфических предприятий.

Предприятия государственного сектора занимают ведущее место в газетном производстве, в выпуске книг, традиционной бланочной продукции.

Классификация по подчиненности. Государственные предприятия могут находиться в ведении федеральных, региональных, муниципальных органов власти. По этому признаку полиграфические предприятия делятся на федеральные, республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные.

Небольшие полиграфические предприятия могут входить в состав министерств, промышленных предприятий, НИИ, вузов. Они получили название «ведомственных», т.е. подчиняются тем организациям (ведомствам), которые их создали для изготовления различных видов полиграфической продукции, необходимой для внутренних нужд данной организации.

Классификация по технике и технологии. В зависимости от применяемой техники и технологии полиграфические предприятия могут подразделяться по способам печати. В настоящее время в России применяется офсетный способ печати. Вместе с тем, необходимо отметить возрождение высокого способа печати в виде флексографии для печати этикетов и на упаковках. Следует отметить, что технология высокой печати в классическом варианте является устаревшей и частично сохраняется только в городских и районных типографиях, отдаленных от центра районов для печати газет и бланочной продукции.

Трафаретная печать используется для печати на переплетных крышках и изготовления стендовой рекламы.

Тампонная печать все шире стала применяться для печати на готовых изделиях.

Классификация по специализации. В зависимости от вида специализации полиграфические предприятия могут быть технологически или предметно специализированными. При технологической специализации на предприятиях выполняются отдельные стадии производственного процесса: предприятия по изготовлению оригинал-макетов, студии цветоделения, фабрики офсетной печати, картографические фабрики и т.п. Предметная специализация предполагает изготовление на предприятиях отдельных видов печатной продукции. Примером могут служить книжно-журнальные и газетные полиграфические предприятия, предприятия по выпуску многокрасочной листовой продукции и бланочные типографии. Кроме того, в отрасли действуют и универсальные предприятия, выпускающие разнообразные виды продукции.

Классификация по масштабам производства. По масштабам производства полиграфические предприятия могут подразделяться на крупные, средние и мелкие. В основу этой классификации может быть положен такой показатель, как численность работающих. К крупным следует относить полиграфические предприятия с численностью свыше 200 человек работающих, к средним – от 50 до 200, к мелким – до 50 человек.

Рис. 3.5. Распределение типографий по численности персонала (в %)

Анализ принципов формирования предприятий по численности среди зарубежных предприятий показал, что в основном присутствует тенденция создания предприятий с небольшим количеством работников (рис. 3.5) Подобные тенденции в настоящее время относятся и к отечественным полиграфическим предприятиям. Исследование показало, что типографии с числом занятых 20 че­ло­век и менее составляют более 70 %. Это соответствует мировой структуре полиграфической промышленности, где удельный вес мелких предприятий достигает 90 % .

Организация производственного процесса в пространстве отражает закрепление частичных процессов за отдельными производственными звеньями на основе внутрипроизводственной специализации и кооперации.

Под производственной структурой понимается совокупность производственных единиц предприятия, входящих в его состав, а также формы взаимодействия между ними. Производственная структура полиграфического предприятия может быть трехступенчатой, двухступенчатой и одноступенчатой.

При трехступенчатой структуре (корпусной) в составе предприятия выделяются крупные производственные подразделения: отдельные предприятия (в объединениях), или корпуса предприятии, в составе которых создаются цехи, отделения, участки.

Двухступенчатая (цеховая) структура предусматривает создание в составе предприятия цехов и внутрицеховых подразделений.

При одноступенчатой структуре (бесцеховой) предприятие состоит только из участков.

Основным структурным подразделением предприятия является цех, а при бесцеховой структуре - производственный участок.

Цех - организационно обособленное подразделение предприятия, в котором изготавливается готовое изделие, часть его или выполняется частичный производственный процесс. Цех выполняет определенные ограниченные производственные функции, обусловленные характером кооперации труда внутри предприятия. На полиграфических предприятиях цеха создаются в результате выделения в самостоятельное производство определенной стадии производственного процесса. На большинстве полиграфических предприятий к цехам основного производства относятся: цех допечатных процессов (формный), печатный, брошюровочно-переплетный.

На производственную структуру полиграфического предприятия оказывают влияние следующие факторы:

Характер выпускаемой продукции, т.е. особенности ее конструкции и технологии изготовления;

Масштаб производства;

Специализация предприятия и кооперирование его с другими предприятиями.

Характер продукции определяет степень сложности ее изготовления и оформления. Так, чтобы изготовить книжную продукцию, нужно выполнить формные, печатные, брошюровочно-переплетные процессы; в составе предприятия должен быть цех допечатных процессов (формный), печатный и брошюровочно-переплетный, включающий крышечное отделение. Для изготовления журналов и брошюр применяются отличные от книг отделочные процессы: вместо процессов обработки корешка книжного блока появляются брошюровочные процессы, вместо изготовления переплетных крышек - печать обложки. Поэтому на предприятиях, изготавливающих брошюры и журналы, появляются журнальные или брошюрные цехи.

При выпуске сложных многокрасочных иллюстрированных изданий (открытки, репродукции) на предприятии должны быть осуществлены частичные процессы по изготовлению иллюстрационных форм, многокрасочной печати и отделке продукции. Соответственно на предприятии должен быть цех допечатных процессов, многокрасочной печати и в отделочном цехе - участок лакирования.



Сложность и многообразие печатной продукции определяют наличие на полиграфических предприятиях разнообразных цехов и выдвигает задачу обеспечения координации их работы. Состав цехов предприятия формируется при его проектировании, а также в результате непрерывного совершенствования производственного процесса Масштаб производства также находит отражение в производственной структуре предприятия. Масштаб производства характеризуют такие показатели, как объем выпускаемой продукции, численность рабочих, стоимость основных фондов. По масштабу производства различают крупные, средние и малые полиграфические предприятия. На крупных предприятиях может быть большее количество цехов, чем на средних. Это объясняется тем, что на крупных предприятиях для производства некоторых полуфабрикатов, или выполнения отдельных технологических процессов, могут создаваться цехи. Так, вместо участка изготовления офсетных форм в цехе офсетной печати на среднем предприятии, на крупном предприятии выделяется цех допечатных процессов.

Вместо брошюровочно-переплетного цеха на крупном предприятии могут быть созданы цехи брошюрный, брошюровочный, крышечный, переплетный.

Малые полиграфические предприятия широко используют бесцеховую производственную структуру, когда вместо цехов организационно выделяются производственные участки.

На производственную структуру предприятия оказывает влияние и его специализация. В полиграфической промышленности получили развитие две основные формы специализации предприятий: предметная и технологическая.

Предметная специализация предполагает выпуск на предприятии определенных видов издательской продукции, например книг, брошюр, газет, либо выпуск технологически однородной продукции. Разновидность предметной специализации, основанной на выпуске отдельных элементов и деталей продукции, называют подетальной. Следует указать, что предметная специализация по выпуску технологически однородной продукции позволяет упростить производственную структуру и организацию производства в целом.

Для формирования предприятия по принципу предметной специализации необходимо выполнить следующие условия:

Унифицировать издания по оформлению, форматам, объемам и тиражам;

Проводить углубление специализации производства путем создания специализированных цехов, участков, поточных линий.

В полиграфии имеются предприятия, отвечающие принципам предметной специализации. Это предприятия, выпускающие энциклопедические издания; изобразительную продукцию; бумажно-беловые товары и т.д.

При технологической или стадийной специализации предприятие выполняет определенную часть производственного процесса, т.е. создаются предприятия с неполной производственной структурой в различных вариантах: это могут быть предприятия, имеющие в своей структуре только формное производство; формное и печатное; брошюровочное, переплетное или брошюровочно-переплетное производство; печатное с брошюровочным, переплетным или брошюровочно-переплетным производством; печатное производство (см. табл.1). На предприятиях с неполной структурой создаются только те цехи, которые соответствуют выполняемым частичным стадиям производственного процесса.

На производственную структуру оказывает влияние внутриотраслевое кооперирование. Если полиграфическое предприятие получает готовые печатные формы, то, следовательно, в производственной структуре такого предприятия отсутствует цех допечатных процессов. Наличие внутриотраслевого кооперирования упрощает производственную структуру.

В современных условиях большое влияние на структуру предприятия оказывает форма собственности. Переход от государственной формы собственности к частной, акционерной, арендной может оказывать существенное влияние на характер выпускаемой продукции, масштабы производства, применяемую технику и технологию. В большинстве случаев переход от государственной формы собственности вызывает упрощение производственной структуры: могут быть образованы малые предприятия с бесцеховой производственной структурой. В то же время изменение ассортимента способствует образованию новых цехов, таких как печать этикеток, изготовления представительской продукции и т.д.

При проектировании полиграфического предприятия предъявляются особые требования к планировке цехов, производственных участков, складов и т.д. Одним из требований является расположение структурных подразделений по ходу технологического процесса.

Все вспомогательные и обслуживающие подразделения должны быть максимально приближены к обслуживаемым участкам основного производства. Расположение цехов и участков, планировка оборудования цехов должны быть выполнены оптимально с целью уменьшения пробега материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, не допуская встречного движения грузопотоков. Правильное расположение цехов должно сокращать время транспортных операций и расходы на внутрипроизводственную транспортировку

Планировка цехов и участков должна обеспечивать удобство и безопасность при работе на машинах и их обслуживании, возможность монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, удобство подачи к оборудованию материалов и полуфабрикатов, учитывать требования научной организации труда на рабочем месте.

В целом производственная структура полиграфического предприятия должна быть гибкой, т.е. изменяться в зависимости от ассортимента продукции, масштабов производства, применяемой техники и технологии, форм организации производственного процесса в пространстве.

Производственная структура предприятия и его цехов определяется при его проектировании или реконструкции. Рыночные отношения диктуют изменение требований к услугам, которые оказывают полиграфические предприятия. В связи с этим меняется ассортимент выпускаемой продукции, масштабы ее производства, применяемые техника и технология и, как следствие, организационно-технические условия производства.

Существенное влияние на производственную структуру оказывает внедрение новой техники и технологии, углубление специализации, кооперирования, изменение форм собственности.

Изменение организационно-технических условий деятельности полиграфических предприятий в первую очередь связаны с инновационными процессами, происходящими в отрасли: разработ­кой новых прогрессивных и экологически чистых технологий, внедрением более высокопроизводительного оборудования как на стадии допечатных, так и печатных и отделочных процессов. Значи­тельное влияние на изменение производственной структуры уже действующих полиграфических предприятий оказали внешние фак­торы, такие, как изменение системы формирования производственных заказов. В условиях рынка именно спрос на поли­графическую продукцию определяет величину тиража издания. Теперь даже крупные полиграфические предприятия фактически лишены госзаказа, а значит, и миллионных тиражей изданий. Рыноч­ный механизм привел в соответствие расходимость изданий с объемами их выпуска. В связи с падением тиражности изданий на­блюдаются диспропорции в пропускной способности различных структурных подразделений полиграфических предприятий, спроек­тированных на большие тиражи.

Все это вызывает необходимость совершенствования произ­водственной структуры предприятий и приведение ее в соответствие современным требованиям производства.

К основным направлениям совершенствования производст­венной структуры полиграфических предприятий можно отнести:

обеспечение пропорциональности между всеми подразделениями предприятия;

поиск и реализация более совершенных принципов построения полиграфических предприятий и их структурных подразделений;

соблюдение рационального соотношения между цехами (участ­ками) основного, вспомогательного и обслуживающего производства;

постоянная работа по улучшению планировки предприятия;

Создание в структуре предприятий предметно-замкнутых цехов (например, газетных, включающих стадии изготовления печатных форм и печатание), сквозных печатно-отделочных производств;

достижение конструктивно-технологической однородности вы­пускаемой продукции по объемам и оформлению изданий.

В структурном отношении организация предприятия должна формироваться как организация комплексных звеньев производства. Пропорциональность входящих в состав предприятия структурных подразделений характеризуется рациональным соотношением их производственных мощностей. Правильно построенная, постоянно совершенствующаяся производственная структура предопределяет ее соответствие организации производства, что в свою очередь по­ложительно влияет на улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятия, обеспечивает непрерывность производственного процесса, ритмичность работы предприятия, рост производительности труда, улучшение качества продукции, наибо­лее целесообразное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов полиграфического предприятия.

Общая схема подготовки и выпуска издательской продукции, будь то книги, газеты или журналы, состоит из редакционно-издательской подготовки авторских оригиналов и передачи для воспроизведения этих оригиналов на полиграфические предприятия.

Автор произведения должен обратиться в издательство с просьбой издать его работу. Издательство при наличии свободных производственных мощностей принимает у автора оригинал, составляет соответствующий договор и осуществляет работу, связанную с подготовкой авторского оригинала и передачей его для полиграфического воспроизведения в типографию.

Прежде всего издательство производит редакционно-техническую подготовку авторского оригинала к воспроизводству на полиграфическом предприятии, заключающуюся в выборе формата издания, шрифтов, расположения элементов издания, работе с автором и т.п. После подготовки издательского оригинала издательство передает его в типографию. Требования, предъявляемые к авторским и издательским оригиналам, регламентированы государственными и отраслевыми стандартами, например, ГОСТ 7.89-2005 «Оригиналы авторские и издательские», ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования» и др.

Общий перечень редакционно-издательской обработки авторского оригинала включает:

Работу над композицией произведения;

Работу над содержанием;

Выбор и согласование формата издания;

Выбор шрифтов;

Редакционно-техническое оформление формул, таблиц;

Оценку и редактирование иллюстраций и т.д.

Для выполнения всех работ, обеспечивающих высокое качество издательского оригинала и сопровождение типографских работ, требуется достаточно развитая производственная структура.

На рисунке 3.2. представлена обобщенная типовая схема крупного издательства, осуществляющего редакционную обработку книжно-журнальной, картографической и другой издательской продукции.

С целью повышения качества книжно-журнальной продукции издательство производит редактирование авторского оригинала.


После обработки авторского оригинала издательство заключает с типографией договор на полиграфическое воспроизведение издания и передает в типографию издательский оригинал . Издательство осуществляет сопровождение и контроль по изготовлению тиража заказа. Изготовленный тираж заказа после контроля качества и бухгалтерских расчетов передается издательству, выступающему в роли заказчика

В прежней практике авторский оригинал, как правило, предоставлялся в виде машинописных листов на формате А4. Редактор работал с таким оригиналом и после обработки и оформления соответствующей документации передавал издательский оригинал на полиграфическое предприятие для изготовления тиража.

В настоящее время в связи с введением в технологические процессы полиграфического производства цифровых технологий автор чаще всего предоставляется оригинал в редакцию на СD-диске с приложением распечатки на принтере.

Развитие практики цифровых технологий позволяет передавать в типографию издательский оригинал на компакт-диске (с приложением распечатки). Изготовление издательского оригинала в цифровом виде требует оснащения издательских структур соответствующими цифровыми издательскими системами (ЦИС) и осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.3.

Рис. 3.3. Общая схема изготовления издательского оригинала
на электронном носителе

Преобразования, произошедшие в полиграфической промышленности после 90-х годов прошлого века, привели к резкому изменению структуры заказов полиграфической продукции. Прежде всего, следует отметить, что основная масса книжных издательств оказалась в Москве. На остальной территории России книжные издательства либо прекратили свое существование, либо сократились настолько, что перестали работать с крупными заказами. Тем не менее осталось большое количество мелких заказчиков, интересы которых, как правило, ограничивались региональными проблемами. Тиражи таких заказов редко превышали 1–2 тысячи экземпляров. Кроме того, на территориях регионов произошло увеличение предприятий малого бизнеса. Продукция этих предприятий стала нуждаться в упаковке, расширились потребности в рекламе. На фоне снижения тиражей центральных газет, печатаемых в региональных типографиях, увеличилось общее количество периодических изданий. Таким образом, общее количество заказчиков, нуждающихся в редакционно-технической подготовке печатной продукции существенно возросло.

Для удовлетворения потребностей в редакционно-технической подготовке печатной продукции (не только книжно-журнальной и периодической, но и этикеточно-упаковочной) типографии стали формировать свои редакционно-издательские подразделения. При наличии редакционно-издательских отделов типографии стали выполнять для заказчиков полный комплекс услуг по подготовке и печатанию заказов, не заставляя их бегать по городу в поисках организаций, выполняющих редакционную подготовку заказов. Такое построение структуры производства позволило типографиям не только не потерять заказчиков, но и расширить клиентуру, тем самым улучшив экономические показатели предприятия. Подобные полиграфические предприятия стали называться «издательско-полиграфическими комплексами», или ИПК.

С другой стороны, в это же время, учитывая дефицит в оказании редакционно-издательских услуг, стали создаваться малые редакционные центры, которые производили редакционно-техническую подготовку заказов, оказывая услуги мелким заказчикам. После получения подготовленного издательского оригинала заказчик обращался в типографию, где ему печатали тираж заказа. Со временем издательские структуры такого рода стали понимать, что, выполняя роль промежуточного звена, они теряют деньги. Наиболее предприимчивые руководители этих малых редакционных предприятий постепенно стали приобретать полиграфическую технику, тем самым не упуская заказчика и получая дополнительную прибыль. Предприятия этого направления со временем стали называться «редакционно-издательскими центрами» – РИЦ.

В настоящее время обе формы таких предприятий объединены общими целями – обеспечить заказчика, имеющего намерение получить полиграфическую продукцию полным комплексом услуг. На рисунке 3.4 представлена общая схема построения структуры ИПК и РИЦ.

Рис. 3.4. Новые формы структурного построения взаимоотношений
«заказчик – редакция – типография»