Лекции ОПП. Литература Полянский Николай Николаевич Основы полиграфического производства Технологии обработки текстовой информации. Основные понятия полиграфии Основные виды и способы печати

полиграфия верстка гравирование шрифт

Полиграфия - это совокупность технологических средств для печатного размножения текстов и графики.

Полиграфия - отрасль промышленности, в которую входит предприятие, изготавливающее печатную продукцию.

Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции. Термином полиграфия обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатаньем, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическая промышленность.

Печатание - это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал.

Печатная форма - это носитель графической информации (тексты, изображение), предназначенной для полиграфического размножения, т.е. любая типография, производство полиграфической продукции любым способом печати оперирует понятием «печатная форма». Т.е. прежде, чем нанести краску куда-то, в первую очередь краска наносится на печатную форму, а с нее переносится на запечатываемый материал.

Печатающие элементы - это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска с последующей ее передачей на запечатываемый материал.

Пробельные элементы - это участки, не принимающие на себя краску, в результате чего поверхность запечатываемого материала, соответствующая этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

Способы печати полиграфической продукции:

Офсетная печать - классический способ изготовления полиграфической продукции, особо популярный в производстве полноцветных малоформатных листовых материалов и многостраничных иллюстрированных изданий. Офсетный способ печати отличается высокой степенью цветопередачи и точностью воспроизведения мелких элементов изображения. Способ офсетной печати позволяет работать с бумагой различной плотности и фактуры, использовать металлизированные краски и порошки (для эффекта металлического блеска или «бриллиантового» мерцания), гибридное лакирование и т.п. Офсетный способ печати «выдаёт» отменную продукцию, но экономически не выгоден для небольших тиражей. Оптимальный объём тиража для офсетной печати - не менее 500 экземпляров, с увеличением тиража себестоимость печатного листа уменьшается.

Цифровая печать - самый оперативный способ изготовления полноцветной высококачественной полиграфии. Отсутствие предпечатного периода (процесс печати полностью управляется компьютером) позволяет в течение часа произвести необходимую партию буклетов, листовок, наклеек или брошюр. В отличие от офсетной печати, цифровая печать позволяет персонифицировать данные и ввести нумерацию, распечатать пробный вариант и внести необходимые корректировки, в любое время вмешаться в процесс печати и изменить первоначальные «установки». Цифровую печать нередко называют печатью ограниченных форматов и малых тиражей. Действительно, этот способ рентабелен при небольших тиражах (до 300 копий с одного оригинала). Но эти тиражи могут выгодно отличаться высоким художественным исполнением: именно цифровым способом печатаются визитные карточки и фирменные бланки, наградные грамоты и дипломы, пригласительные билеты и афиши, особо привлекательные за счёт присутствия в их дизайне разнообразных декоративно-оформительских элементов.

Трафаретная печать (шелкография) - самый древний способ печати, известный человечеству, в котором изображение создаётся путём продавливания краски через трафарет. С помощью трафаретной печати можно нанести любое изображение на любую поверхность - бумагу, ткань, стекло, пластик, металл или дерево. Ассортимент изделий с рисунками, выполненными методом шелкографии, более чем велик - футболки, бейсболки и др. одежда, зажигалки, авторучки, кружки и прочая «сувенирка», упаковка, наклейки, этикетки и другая рекламная продукция. Цветовая палитра в трафаретной печати не менее широка, чем в офсете, но цвета получаются более яркими, насыщенными и объёмными. Есть у трафаретной печати существенный минус - трудоёмкий технологический процесс, который не оправдывается при печати небольших тиражей.

  • 3.2. Особенности конструкции брошюр и журналов
  • 3.3. Особенности конструкции газет и листовых изданий
  • Тема 5. Основы полиграфического воспроизведения оригиналов
  • 1. Классификация оригиналов для полиграфического воспроизведения
  • 2.1. Проекционное растрирование
  • 2.2. Контактное растрирование
  • 2.3. Электронное растрирование
  • 3. Общие сведения о цвете и синтезе цветов
  • 3.2. Субтрактивный синтез
  • 3.3. Синтез цвета в растровом изображении (автотипный синтез)
  • 4. Основные процессы воспроизведения многоцветных оригиналов
  • 4.1. Схема идеального трехкрасочного репродукционного процесса
  • 4.2. Особенности реального репродуцирования
  • РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ДОПЕЧАТНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • Тема 6. Технология изготовления фотоформ
  • 1. Классификация фотоформ
  • 2.1. Фоторепродукционный способ изготовления фотоформ
  • 2.2. Электронно-аналоговый способ изготовления фотоформ
  • 2.3. Электронно-цифровой способ изготовления фотоформ с использованием фотовыводного устройства (ФВУ)
  • 3. Изготовление монтажной фотоформы
  • 3.2. Спуск полос
  • 3.3. Способы изготовления монтажной фотоформы
  • Тема 7. Изготовление печатных форм
  • Рассматриваемые вопросы
  • Литература
  • 1.1. Общие понятия
  • 1.2. Группы копировальных слоев
  • 1.3. Стадии копировального процесса
  • 2. Способы изготовления печатных форм
  • 3. Изготовление печатных форм офсетной печати
  • 3.1. Классификация печатных форм офсетной печати
  • 3.2. Изготовление монометаллических печатных форм плоской печати позитивным копированием
  • 3.3. Электрофотографический способ изготовления печатных форм офсетной печати
  • 4.1. Общие сведения
  • 4.2. Конструктивные варианты формных рекордеров
  • 4.3. Формные пластины для CtPlate
  • Тема 8. Основы печатного процесса
  • Литература
  • 1. Общие сведения о печатных материалах
  • 1.1. Печатная бумага
  • 1.2. Печатные краски
  • 2. Обобщенная технологическая схема печатного процесса
  • 3. Получение оттиска в основных видах печати
  • 3.1. Получение оттиска в высокой печати
  • 3.2. Получение оттиска в глубокой печати
  • 3.3. Получение оттиска в офсетной печати
  • 4. Давление печати
  • 5. Закрепление печатной краски на оттиске
  • 5.1. Способы закрепления красок
  • 5.2. Группы красок в зависимости от способа закрепления
  • 5.3. Дополнительные методы и средства ускорения закрепления красок
  • 7. Тиражестойкость печатных форм
  • Тема 9. Общие сведения о печатных машинах
  • 1. Общие сведения о построении печатных машин
  • 2. Основные устройства печатных машин
  • 2.1. Бумагопроводящая система
  • 2.2. Печатное устройство машин
  • 3. Построение многокрасочных печатных машин
  • 4. Классификация печатных машин
  • 5. Конструктивные особенности печатных машин разных способов печати
  • 5.1. Особенности машин офсетной печати
  • 5.2. Особенности машин глубокой печати
  • Тема 10. Общие сведения о брошюровочно-переплетном производстве
  • Рассматриваемые вопросы
  • Литература
  • 1. Основные понятия и определения
  • 2. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления изданий в обложке и переплетной крышке
  • 2.1. Основные элементы книжного издания
  • 2.2. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления книжных изданий
  • Тема 11. Изготовление тетрадей
  • Назначение операций сталкивания, подрезки и разрезки листов
  • 1.1. Сталкивание листов
  • 1.2. Разрезка и подрезка отпечатанных листов
  • 2. Варианты фальцовки и их применение
  • 2.1. Выбор объема тетрадей
  • 2.2. Варианты фальцовки
  • 3. Механизированная фальцовка листов
  • 4. Прессование тетрадей
  • 5. Присоединение дополнительных элементов к тетрадям
  • Тема 12. Изготовление книжного блока
  • 1. Комплектовка блоков
  • 2. Способы скрепления изданий и блоков
  • 3. Обработка книжных блоков для изданий в переплетной крышке
  • 3.1. Варианты обработки книжного блока
  • 3.2. Назначение и выполнение операций обработки книжного блока
  • Литература
  • 1. Типы, конструкция, оформление и области применения
  • 1.1. Типы обложек
  • 1.2. Способы крытья обложкой
  • 1.3. Типы переплетных крышек
  • 2.1. Размер деталей обложек
  • 2.2. Размер деталей переплетных крышек
  • 3. Раскрой обложечных и переплетных материалов
  • 4. Сборка переплетных крышек
  • 4.2. Сборка составных переплетных крышек типа 5
  • 1. Вставка блоков в крышки
  • 1.1. Способы вставки блоков в крышки
  • 1.2. Принцип работы книговставочной машины
  • 2. Прессование
  • 3. Штриховка книг
  • 4. Надевание суперобложки
  • 5. Окончательный контроль полиграфического исполнения книг
  • 6. Упаковка книг
  • 7. Поточные линии, используемые при изготовлении книг
  • Тема 15. Отделка полиграфической продукции
  • 1. Укрупненная классификация способов отделки полиграфической продукции
  • 2. Нанесение покрытий на оттиски
  • 3. Имитация металлических покрытий на оттисках
  • 4. Механические способы отделки оттисков
  • Раздел 5. Общая характеристика способов печати
  • Тема 16. Специальные способы печати с использованием печатных форм
  • 1. Разновидности специальных способов печати
  • 2. Общие сведения о тампонной печати
  • 3. Общие сведения о трафаретной печати
  • 4. Общие сведения о флексографской печати
  • 4.1. Принцип печати
  • 4.2. Сильные стороны флексографии
  • 4.3. Недостатки флексопечати
  • 4.4. Характерные особенности оттисков флексографской печати
  • 1. Обзор бесконтактных технологий
  • 2. Электрофотография
  • 3. Струйная печать
  • 4. Представление о цифровой печати
  • Тема 1. О БЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

    Рассматриваемые вопросы

    1. ....................................................14

    2. Основные этапы комплексного полиграфического процесса (КПП) ............................15

    3. Классификация производственных процессов ................................................................17

    Литература

    1. Полянский Н. Н. Основы полиграфического производства - М.: Книга, 1991 - 352 с. (С. 4–6).

    2. Левин Ю. С., Матвеев П. А., Маудрих К. Д. Производственные процессы в полиграфии: проектирование и расчет - М.: Книга, 1985 - 320 с. (С. 5–14.).

    3. Миронова Г. В., Ершов А. К., Осипова Г. И., Сперанская Н. М., Кондрусь Е. А. Организация полиграфического производства. - М.: МГУП, 2002 - 352 с.

    1. Основные понятия о полиграфическом производстве

    Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции, а также для получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала (например, тиснение на картоне, бумаге и т. п.). Полиграфическое производство основано на широком использовании химических, физических, физикохимических, фотографических и других процессов с применением электроники, компьютерной и лазерной техники. Основным продуктом полиграфического производства является печатное издание.

    В издательско-полиграфической практике информацию (от лат. information - разъяснение, изложение), представленную в виде текста, цифровых данных, таблиц, математических и других формул, называют текстовой информацией . Информацию, представленную в виде иллюстраций, графиков, диаграмм, орнаментов, чертежей, линеек, карт и других изображений - изобразительной информацией . Преобразование изображений для целей его полиграфического воспроизведения и изготовление фотоформ называется ре -

    продуцированием.

    Термином полиграфия (греч. poligraphia от polys много и graphio - пишу) обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатанием, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическую промышленность .

    Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного количества, качества и ассортимента в установленные сроки.

    В технологическом процессе рассматриваются операции механического, физического и химического воздействия на предмет обработки и его видоизменение под воздействием проводимых операций. Основой технологии является способ печатания, в соответствии с которым существует спектр материалов, режимов их обработки, различные устройства, работающие с этими материалами, методы и критерии оценки качества конечного продукта.

    Все вопросы, проработанные в ходе технологической подготовки производства, документально оформляются. Технологическая документация необходима управленческому персоналу предприятия и исполнителям как руководство по выполнению запроектированного технологического процесса.

    На полиграфических предприятиях принята пооперационная организация производственного процесса. Операция - это часть производственного процесса, выполняемая определенным предметом труда одним рабочим или бригадой на одном рабочем месте без переналадки оборудования. Местом выполнения операции является рабочее место.

    В состав производственного процесса, кроме технологического процесса, входят операции, связанные с организацией и управлением производством, а именно: транспортные, складские операции, обслуживание оборудования, планировка производственных площадей, установление технологической последовательности операций, сроки изготовления изданий и длительность отдельных процессов и т. д.

    Принципиальная схема производственного процесса может быть представлена в последовательности этапов. Общую картину технологического процесса позволяет дать пооперационная карта, на которой показывается последовательность выполнения технологических и контрольных операций путем соответствующего размещения условных знаков (табл. 1.1).

    Вертикальными линиями отображается ход технологического процесса, горизонтальными - поступления, питающие вертикальные линии. От правого конца горизонтальной линии, обозначающей поступление материала, проводится вниз вертикальная линия, на которой условными обозначениями указываются технологические и контрольные операции. Справа от условного обозначения указывается наименование операции и применяемое оборудование, слева - норма времени, установленная для данной операции. Операции нумеруются: первая - О-1, вторая - О-2 и т. д. В таком же порядке нумеруютсяоперации контроля К-1, К-2 и т. д.

    Проектирование производственного процесса изготовления печатных изданий происходит в два приема. Первый прием - от конца к началу; второй прием - от начала к концу. В первом приеме на основе анализа задания на продукцию определяются способ печати и печатные машины; печатные формы; печатный полуфабрикат, из которого изготавливается продукция. Во втором приеме детально разрабатывают принципиальные решения в технологической последовательности производственного процесса.

    Таблица 1.1

    Условные обозначения элементов производственного процесса

    Обозначение

    Элементы производственного процесса

    Операция производственная. Состоит в том, что производится целена-

    правленное изменение физических или химических свойств данного

    предмета, он соединяется с каким-либо другим предметом или отделяется

    от него, производится подготовка к выполнению другой операции -

    транспортировки, контроля или хранения.

    Транспортировка. Понимается перемещение предмета с одного места на

    другое, за исключением тех случаев, когда такого рода перемещения со-

    ставляют часть самой операции или производятся на рабочем месте во

    время самой операции или контроля.

    Контроль. Состоит в том, что устанавливается соответствие любых коли-

    чественных или качественных характеристик предмета заданным.

    Перерыв. Перерыв в производстве происходит в тех случаях, когда усло-

    вия производства не требуют или не допускают немедленного перехода к

    выполнению следующего запланированного действия. Это не относится к

    тем случаям, когда перерыв намеренно устанавливается в целях измене-

    ния физических или химических свойств предмета.

    Хранение. Имеет место в том случае, когда предмет не может быть пущен

    в последующее производство по причинам некомплектности или занято-

    сти последующих операций обработкой других изделий.

    Совмещенные действия. Те случаи, когда желательно показать на карте

    действия, выполняемые одновременно одним и тем же оператором или

    другим на том же рабочем месте. Условные обозначения этих действий

    соединяются вместе, например, операция и контроль.

    2. Основные этапы комплексного полиграфического процесса (КПП)

    Комплексный полиграфический процесс - наиболее полный и общий про-

    цесс, обеспечивающий выпуск печатной продукции. Укрупнено КПП делится на три стадии:

    1) допечатную (prepress);

    2) печатную (press);

    3) послепечатную (postpress).

    Допечатная подготовка охватывает этапы работ, начиная от идеи оформления, подготовки текстовой информации, изобразительных оригиналов и графики и заканчивая изготовлением готовых печатных форм, которые используются для печати тиража. Информационное содержание и профессиональное графическое оформление печатной продукции одновременно являются основой и для публикаций в области электронных средств информации, например, домашних страниц в Интернете или в форме CD ROM. Поэтому кроме понятия «допечатные процессы» появилось понятие о домедийной подготовке - premedio . Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображений, пригодных для вывода на любой конечный носитель информации.

    Наэтапедопечатнойподготовкивыполняютсяследующиеосновныеработы:

    1) макетирование - предварительная разработка издания, которая включает выбор формата издания, разработку структуры издания, эскизов страниц, разворотов страниц, оформительских элементов, художественного оформления. Таким образом, создается макет издания, т. е. проект будущего издания;

    2) подготовка текста , его набор, редактирование;

    3) подготовка иллюстраций - создание, подбор иллюстративного материала, его обработка, разработка художественного оформления книги;

    4) верстка и монтаж полос издания. Верстка - компоновка страниц с текстом, иллюстрациями и элементами дизайна издания, т. е. собственно создание оригинал-макета, который выводится на печать. Оригинал - макет - постраничный монтаж текста и иллюстраций, полностью соответствующий страницам будущего издания, конечный продукт компьютерной верстки, сохраняемый в виде PostScript-файла или PDF-файла. Монтаж - размещение сверстанных полос в соответствии с макетом издания на прозрачной основе, равной по формату будущей форме, с учетом правил спуска полос. Спуском полос называется расстановка полос издания, которая обеспечивает правильную последовательность страниц издания после его печатания, фальцовки и комплектовки;

    5) корректура оригинал-макета - исправление ошибок верстки, устранение орфографических и пунктуационных ошибок, опечаток;

    6) изготовление окончательного варианта оригинал-макета, который подписывается

    в печать и передается в типографию для тиражирования;

    7) изготовление печатных форм.

    Печатный процесс служит для размножения/репродуцирования информации, полученной и обработанной в соответствии с определенным регламентом. Структура печатного производства определяется объемом работы, характером специализации и кооперирования, типом производства, особенностями проектируемой технологии и печатного оборудования.

    На стадии послепечатной обработки продукция приобретает удобный для использования информации вид (изготовление брошюр, журналов, книг из отдельных элементов, лакирование отпечатанных листов и т. д.).

    Послепечатная обработка книг состоит из следующих операций:

    1) фальцовки (складывания) отдельных листов в тетради, если печать осуществлялась на листовых печатных машинах. При печати на рулонных машинах фальцовка осуществляется в процессе печатания тиража;

    2) прессования тетрадей, при этом удаляется воздух, тетради становятся более плоским;

    3) комплектовки тетрадей;

    4) скрепления тетрадей;

    5) покрытия книжного блока обложкой или вставка книжного блока в переплетную

    6) повторного прессования готовой книги;

    7) упаковки;

    8) отправки на склад.

    Производственные этапы связаны друг с другом посредством потока обрабатываемых материалов, таких как формные пластины между допечатными процессами и собственно печатью, запечатанными листами между печатью и послепечатной обработкой. На рис. 1-1 представлен производственный поток, а также потоки материалов и данных для производства печатной продукции.

    База данных

    Источники информации

    Заказчик, Оригиналы

    Агентство, издательство Данные

    Печатная

    Печатные формы

    продукция

    Отпечатанные

    Допечатные

    Печатный

    Послепечатная

    Распространитель

    процессы

    обработка

    Фотоформы,

    печатныеформы и пр.

    Краска, бумага и пр.

    Материалы и пр.

    Производственный поток

    Расходный материал Поставщик

    Пользователь, конечный заказчик

    Рис. 1-1. Производственный поток, а также потоки материалов и данных для производства печатной продукции

    В последнее время возрастает значение потока цифровой информации как «рабоче - го потока » (workflow ), используемого в процессе изготовления печатных изданий, а также как потока, способствующего организации производства и управления им. Для оптимизации исполнения отдельных производственных процессов и работы оборудования (с целью получения продукции высокого качества и экономичности) обязательно требуется оперативная и достоверная цифровая информация в виде базы данных. Концепция рабочего потока подразумевает организацию прохождения материалов, цифровых данных и другой информации о работе, начиная от этапа приема заказа через допечатные, печатные, послепечатные процессы до распространения готовой продукции. Рабочий поток объединяет в единое целое материальный поток, связанный с непосредственным материальным воплощением издательской и печатной продукции, и информационный поток, обеспечивающий это воплощение. Помимо этого рабочий поток позволяет оптимально организовать рабочий процесс с точки зрения имеющихся ресурсов, правильно спроектировать и скомплектовать типографию под имеющиеся задачи, оптимизировать информационные потоки на предприятии.

    3. Классификация производственных процессов

    Производственные процессы можно классифицировать в зависимости от их роли в изготовлении продукции, от степени сложности организации производства и степени технического оснащения (рис. 1-2).

    По роли в изготовлении продукции производственные процессы делятся на основные, вспомогательные, обслуживающие. Основной процесс предназначен для непосредственного изготовления продукции. Вспомогательные процессы должны обеспечивать бесперебойное протекание основного процесса: изготовление деталей для ремонта, ремонт оборудования. В результате выполнения обслуживающих процессов не создается

    экономический продукт. К ним относятся процессы контроля, материально-техническое обеспечение, процессы транспортировки.

    По сложности организации производства производственные процессы делятся на простые и сложные. Простые процессы состоят из последовательно осуществляемых действий. Характерно отсутствие брошюровочно-переплетных процессов (бланки, газеты, открытки). Сложные процессы - совокупность простых процессов по изготовлению полуфабрикатов, входящих в одно сложное изделие (книги, журналы, брошюры, альбомы, календари).

    Рис. 1-2. Классификация производственных процессов и операций

    По степени технического оснащения различают ручные, машинно-ручные, машинные, автоматические и аппаратурные процессы. Ручные процессы характеризуются отсутствием каких-либо механизмов при их выполнении (монтаж фотоформ, ручная фальцовка, подборка). Машинно - ручные операции - предмет обрабатывается при прямом участии рабочего при помощи машин (шитье на ниткошвейном полуавтомате, набор и верстка на ПК). Машин - ные операции выполняются на машинах при ограниченном участии рабочих. В значительной мере выпуск продукции на такой операции определяется скоростями работы машины, однако квалификация рабочего тоже немаловажна. К машинной операции относится, например, процесс печати на листовой офсетной машине. В этом случае операция печати включает в себя процесс установки печатных форм на машину и их приладки, процесс собственно печати продукции. Если в печатной машине не автоматизирован процесс приладки печатных форм или не предусмотрена конструктивно штифтовая приводка, то время на приладку форм в значительной мере будет зависеть от квалификации печатника, в то время как производительность процесса собственно печати восновном будет определятьсявозможностями машины.

    Производственный процесс на автоматических операциях полностью автоматизирован, его производительность определяется производительностью оборудования, а на рабочего возлагается функция наблюдения и контроля за работой оборудования. Примером автоматического процесса может служить операция сканирования, вывода на пленку готовых фотоформ, печати на печатных машинах с автоматической сменой форм и автоматическим контролем качества процесса печати и т. п.

    Аппаратурные операции выполняются с использованием оборудования, производительность которого определяется скоростью протекания химических, физикохимических, электрохимических и тому подобных процессов. Рабочий на таких операциях выполняет те же функции, что и на автоматических операциях. Аппаратурным является операция копирования на копировальной раме.

    Контрольные вопросы

    11. Что такое полиграфическое производство?

    12. Какую информацию называют текстовой?

    13. Какую информацию называют изобразительной?

    14. Дайте определение полиграфии.

    15. Дайте определение технологического и производственногопроцессов.

    16. Приведите основные этапы производства печатной продукции.

    17. Приведите технологическую цепочку выпуска печатной продукции с использованием фотоформ.

    18. Что обозначают термином premedio ?

    19. По каким признакам классифицируются производственные процессы?

    20. Дайте определение основному, вспомогательному и обслуживающему процессу.

    21. Приведите примеры всех видов процессов на полиграфическом предприятии.

    2-е изд., перераб. - М. : Книга, 1991. - 350 с.
    Данная версия книги имеется только на этом сайте. Разрезан постранично, выровнен, очищен.

    Второе издание учебника составлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы полиграфического производства». Оно отличается от первого издания (Н.Н. Полянский «Технология полиграфического производства» - Основы полиграфии, ч. 1, М.: Книга, 1980, ч. 2, М.: Книга, 1982) более широким отражением современной и перспективной полиграфической техники и технологии с использованием электронно-вычислительной техники, лазеров, электроники и других технических достижений: резким сокращением, а в некоторых случаях и исключением устаревшей; более современной методикой построения и изложения учебника; уменьшением его объема, а также уточнением некоторых терминов, стандартов и т. п.

    Раздел первый. Общие сведения о полиграфии и продукции поли-графического производства
    Общие сведения о полиграфии
    Основные понятия
    Общие сведения из истории развития полиграфии
    Характеристика издательской продукции
    Единицы измерения, используемые при выпуске изданий.
    Основные виды издательской продукции
    Особенности полиграфического воспроизведения текстовой н изобра-зительной информации
    Воспроизведение текстовой информации
    Особенности полиграфического воспроизаедения изобразительной ин-формации
    Основные этапы выпуска издательской продукции
    Раздел второй. Изготовление фотоформ для плоской офсетной,
    высокой и глубокой печати
    Изобразительные фотоформы для однокрасочной печати
    Общие сведения
    Изготовление штриховых и тоновых фотоформ
    Изготовление растровых фотоформ
    Текстовые -фотоформы
    Фотонаборные автоматы
    Технология фотонабора по упрощенным схемам
    Электронный автоматизированный фотонабор
    Тексто-изобразительные фотоформы
    6Л. Верстка полос и монтаж фотоформ
    Изготовление текстовых и изобразительных фотоформ в автоматизи-рованных системах
    Факсимильная передача и прием изображений полос по каналам связи
    Раздел третий. Производство печатных форм. -
    Печатные формы плоской офсетной печати
    Общие сведения

    Изготоаление печатных форм электрофотографическим и лазерным спо-собами
    Печатные формы высокой печати
    Изготовление печатных форм с использованием копирования и элект-ронно-механического гравированияI
    Изготовление наборно-отливных текстовых печатных форм.
    Изготовление стереотипов
    Печатные формы глубокой печати
    Изготовление печатных форм с использованием копирования.
    Изготовление печатных форм гравированием
    Основы полиграфического воспроизведения многоцветных изобрази-тельных оригиналов
    ЮЛ. Общие понятия о цвете и синтезе цветов
    Основные процессы полиграфического воспроизведения многоцветныхизобразительных оригиналов
    Особенности изготовления фотоформ и печатных форм для много-красочной печати
    Раздел четвёртый. Печатное производство
    Общие сведения о печатных материалах, печатном процессе и
    оборудовании
    Печатная бумага
    Печатные краскиL
    Основы печатного процесса
    Печатные машины и агрегаты
    Печатание с форм плоской офсетной печати
    Печатные машины плоской офсетной печати
    Подготовительные операции к печатанию тиража
    Печатание тиража
    Печатание с форм высокой печати
    Печатные машины высокой печати

    Печатание с форм глубокой печати
    Печатные машины глубокой печати
    Подготовительные операции и печатание тиража
    Специальные способы печати
    Основные сведения
    Флексографский и трафаретный способы печати
    Раздел пятый. Брошюровочно-переплетное производство.
    Отделка полиграфической продукции и общие сведения о брошю-
    ровочно-переплетном производстве
    Отделка полиграфической продукции
    Общие сведения о брошюровочно-переплетном производстве.
    Производство брошюр и книжно-журнальных изданий в обложках
    Производство изданий на операционном оборудовании
    Автоматизированное поточное производство изданий в обложках. . .
    Производство книг в переплетных крышках на операционном обору-довании
    Изготовление й обработка книжных блоков
    Изготовление и оформление переплетных крышек
    Вставка блоков в переплетные крышки и завершающие операции из-готовления книги
    Автоматизированное поточное производство книг в переплетных
    крышках
    Книги с блоками, сшитыми потетрадно нитками. .
    Книги с блоками, скрепленными клеевым способом
    Основные направления развития полиграфического производства
    Печатная продукция и способы печати
    Улучшение экологических условий полиграфического производства
    Тенденции научно-технического развития полиграфии в СССР

    Скачать файл

    • 25.85 МБ
    • добавлен 15.04.2010

    Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2005. - 194 с.

    В учебном пособии изложены основы проектирования современных полиграфических предприятий с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной техники и технологии полиграфического производства.
    Пособие предназначено для студентов, обучающихся по с...

    • 161 КБ
    • добавлен 30.09.2011

    БГТУ, Издательское дело и полиграфия, Минск 2011. - 10 с.
    Указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Проектирование технологических процессов полиграфического производства»

    Структура курсового проекта. Содержание основных разделов проекта. Технологические расчеты полиграфического производства.

    • 2.44 МБ
    • добавлен 08.05.2010

    М.: "Книга", 1981.- 320 с.

    В учебнике излагаются основные вопросы, предусмотренные программой курса "Организация полиграфического производства", утвержденной Учебно-методическим управлением по высшему образованию Мнивуза СССР.
    Учебник содержит основные теоретические положения курса. В нем освещены вопросы организаци...

    • 7.83 МБ
    • добавлен 13.10.2011

    М.: Книга, 1982. – 336 с.

    Издание представляет собой энциклопедический справочник, в котором изложены научные основы, технологические принципы и технические средства, на которых базируются современные процессы полиграфического производства, а также представлены
    сведения о способах переработки применяемых в п...

      рефераты

    • 219.5 КБ
    • добавлен 22.11.2011

    Самара СГАУ преподаватель Яковлева Т.А.; Институт печати; специальность: технология и дизайн полиграфического производства; предмет: Основы производственных процессов. год.2009 стр.16

    Введение
    Достоинства технологии CtP
    Факторы, тормозящие внедрение CtP
    Оборудование CtP
    Пластины для CtP
    Характери...

    • 1.9 МБ
    • добавлен 22.11.2010

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
    Северо-Западный институт печати
    2009 г. , 80 с в файле
    Кафедра технологии полиграфического производства

    для специальностей:
    261202 – Технология полиграфического производства
    ...

    Шишкин Олег Витальевич

    Традиции: за каждую буковку "н" на зачете/экзамене к билету по дополнительному вопросу; исключений не будет.

    Я вам сразу буду давать материал по вопросам зачета.

    Литература:

    1. Полянский Николай Николаевич «Основы полиграфического производства»

    2. «Технологии обработки текстовой информации», Волкова Людмила Александровна

    3. Кипхан «Энциклопедия по полиграфии» (огромный фолиант, ≈1200 стр. или электронный вариант в виде pdf-файлов)

    (дам представление о том, какие стадии проходит информация или задумка автора книги, или мысль дизайнера до воплощения в готовом виде; ложное впечатление, что операций не так уж и много – некоторые виды изданий проходят до 100 различных операций)

    13.02.06 (лекция №1)

    Вопрос № 1. ПОЛИГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

    Полиграфия – это размножение информации каким-либо полиграфическим способом.

    Соответственно, полиграфическое производство – это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции.

    Термином полиграфия обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатаньем, но и отрасль народного хозяйства – полиграфическая промышленность.

    Печатание – это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал (в полиграфии запечатываемым материалом мы называем: бумага, картон, полимерная пленка, жесть и т.д. – т.е. то, на что переходит краска в процессе печатания; любой материал, на котором печатают).

    К полиграфическим процессам также относят способ получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала, например, тиснение на картоне.

    Остаточная деформация у обрабатываемого материала – имеется в виду, что из металла, например, делается какая-то рельефная форма, которая под большим давлением вдавливается, в итоге получается рельефное изображение, но без использования краски (тиснение).

    Печатная форма – это носитель графической информации (тексты, изображение), предназначенной для полиграфического размножения, т.е. любая типография, производство полиграфической продукции любым способом печати оперирует понятием «печатная форма». Т.е. прежде, чем нанести краску куда-то, в первую очередь краска наносится на печатную форму, а с нее переносится на запечатываемый материал.

    Обычно печатная форма представляет собой пластину (реже цилиндр), на поверхности которой находятся печатающие и непечатающие элементы (пробельные).

    Печатающие элементы – это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска с последующей ее передачей на запечатываемый материал.

    Пробельные элементы – это участки, не принимающие на себя краску, в результате чего поверхность запечатываемого материала, соответствующая этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

    С печатной формой все понятно. На ней всегда есть 2 элемента: печатающий и непечатающий. Практически у любой печатной формы (для разных способов печати) существует основание.

    Основа и 2 типа элементов (буква "о" и то же в разрезе).

    Краска в основном на печатных машинах накатывается валиком, то слой краски ляжет именно на выпирающие участки (см. рис.). Пробельные – на которые краска не попала. 

    Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из трех или четырех раздельных, но взаимосогласованных процессов.

    1 – допечатные процессы (процессы допечатной подготовки)

    2 – печатные процессы

    3 – послепечатные процессы (брошюровочно-переплетные процессы)

    Вопрос №3. (№2 очень скучный) ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТИ. ИХ ОСОБЕННОСТИ

    (3 основных: высокая, плоская, глубокая)

    Шпаргалка!!! Способы печати подразделяются (называются) по пространственному положению печатающих элементов. (высокую печать уже рисовал; там печатающие элементы находятся выше пробельных)

    (в глубокой печати печатающие элементы углублены)

    В плоской печати печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости.

    В первом и третьем способах разделение печатающих на пробельные элементы чисто пространственное , т.е. краска куда-то попадает и потом переходит на бумагу, а куда-то нет, т.е. попадает на печатающие.

    В плоской печати (см. рис. ниже) все сложней, если взять в разрезе печатную форму плоской печати, ее основание (когда она вытаскивается из пачки; я на семинарах покажу) то можно увидеть, что она полностью покрыта специальным тончайшим слоем, который изначально очень хорошо воспринимает на себя краску (копировальный слой). Если мы валиком закатываем, то краска идеально тонким слоем ложится на этот слой (он называется "копировальный слой").

    Но в процессе подготовки такой печатной формы к печати (там много этапов), но в итоге там, где должны быть пробельные элементы, этот копировальный слой разрушается разными способами, и он снимается в нужных местах (где должны быть пробельные элементы), а поскольку основание алюминиевое, то краска к нему не пристает. Тем более, что перед тем, как накатать краску сначала тонким слоем, грубо говоря, водой закатывается печатная форма; получается, что вода очень хорошо закрывает пробельные элементы, т.е. алюминиевую поверхность. Затем, когда валик с краской идет …, то краска пристает (краска на масляной основе, а масло с водой не контактирует), остается только на печатающих элементах. Это называется – плоская офсетная печать с увлажнением. С увлажнением – чтобы жирная краска не запечатывала металлическую основу. (когда вам скажут "плоская печать" вы сразу понимаете, что там речь идет о таких вещах как "форма, печатающие элементы, и т.д.") К каждому из этих способов применим такой термин как "офсетная печать".

    Офсетная печать – подразумевает опосредствованный перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал с помощью промежуточной поверхности, т.е. практически каждый, особенно №1 и №2 (глубокая – реже). А если вы слышите "плоская офсетная печать с увлажнением", то сразу понимаете, что печатная машина имеет такие вещи как: формный, офсетный и печатающий цилиндры.

    (перед тем как нанести краску на печатающий элемент, увлажняют пробельные)

    Печатный аппарат машины плоской офсетной печати в разрезе (см. рис)

    Формный цилиндр – (называется так, потому что на него крепится наша форма);

    Офсетный цилиндр – (потому что его резиновая оболочка, которая берет на себя краску и переносит на бумагу?)

    Печатный цилиндр (служит для того, чтобы создать давление, потому что краска переходит на запечатываемый материал только под определенным давлением)

    Глубокая печать

    Металлический цилиндр, на котором резцом выгравирован рисунок (утрированно). Цилиндр в разрезе:

    Он погружен в емкость с жидкой краской, и вращаясь забирает краску в эти ячейки, т.е. печатающие элементы. Потом, здесь есть такой очень гибкий, и очень тонкий нож, который остатки краски с поверхности снимает и они опять стекают в емкость. А на выходе краска остается только лишь в этих ячейках, т.е. в печатающих элементах. Подается запечатываемый материал и печатный цилиндр металлический, который …… прижимает очень сильно бумагу к поверхности этого печатного цилиндра и под давлением за счет того, что у бумаги …-водородные связи, краска переходит ……на бумагу.

    Высокая печать

    Печатные формы высокой печати имеют пространственное разделение печатающих и пробельных элементов: рельефные печатающие элементы находятся в одной плоскости, а пробельные углублены на различную величину в зависимости от их площади (чем больше площадь пробела , тем глубже пробельный элемент).

    Т.к. поверхности всех печатающих элементов расположены в одной плоскости, то в процессе печатания они покрываются равномерным по толщине красочным слоем. В результате чего на всех участках оттиска толщина красочного слоя получается практически одинаковой.

    высокая печать (лак, реактивы, кислоты)

    Плоская печать:

    На печатных формах плоской печати печатающие и пробельные элементы практически расположены в одной плоскости и имеют различные физико-химические свойства. Печатающие называются – олеофильные, а пробельные – олеофобные или гидрофильные. (у краски масляная основа, поэтому от лат. олео)

    Печатающий элемент притягивает краску, а алюминиевая основа она очень хорошо притягивает воду, которая не дает краске закатывать пробельные элементы краски. (см. рис. ниже)

    Перед получением каждого оттиска в процессе печатания сначала происходит увлажнение печатной формы определенным водным раствором (увлажняющий раствор), который смачивает только гидрофильные пробельные элементы. Затем наносится печатная краска, которая прилипает только к олеофильным печатающим элементам.

    Толщина красочного слоя также одинакова, и на печатной форме и на оттиске.

    Глубокая печать:

    Формы глубокой печати имеют также пространственное разделение пробельных и печатающих элементов. Печатающие элементы углублены на различную или одинаковую величину. Это зависит от способа изготовления этих самых «ячеек». Существует много способов и некоторые позволяют глубину ячеек варьировать, соответственно толщина красочного слоя именно в конкретной ячейке может регулироваться.

    Печатные элементы представляют собой (независимо от характера изображения) отдельные ячейки очень малой площади, разделенные между собой тонкими перегородками – пробелами. Эти пробельные элементы возвышены и находятся на одном уровне. Печатная форма в основном изготавливается на цилиндре.

    Маловязкая краска наносится на всю поверхность вращающейся формы, специальный нож (ракель; ракельный нож или ракельное лезвие) удаляет (избыток краски) краску с пробельных и ее избыток с печатающих элементов. Таким образом краска остается только в ячейках.

    Толщина красочного слоя может меняться (это зависит от глубины ячеек).

    Глубокая печать используется в основном для выпуска иллюстрированных многотиражных журналов, т.к. печатные формы глубокой печати выдерживают многомиллионные тиражи, но в то же время очень дорогие в использовании (очень дорого производство самих этих печатных форм, очень дорогие сами печатные машины, потому что печатная форма может весить сотни килограммов – такой цельнометаллический огромного размера цилиндр, выгравированный, специальное устройство по гравировки ячеечек – всё это очень дорого, поэтому только за счет огромных тиражей они получают прибыль, иначе нерентабельно)

    Плоская офсетная печать – применяется для выпуска самой разнообразной одно- и многокрасочной печатной продукции, содержащей не только иллюстрации, но и текст.

    Высокая печать с металлических форм как бы вытесняется офсетной печатью, но встречается в районных типографиях

    Высокая печать с полимерных форм (флексографская) – очень популярна при выпуске этикетки и упаковки. Особенность флексографской печати в том, что из-за того, что эта форма упругая, мягкая, и когда под давлением соприкасается с запечатываемым материалом, таким как пленка тонкая, в которую мороженое оборачивают, или при печати на жести, то ни сама форма не портится , ни запечатываемый материал, который очень хрупкий, он тоже не рвется и не портится.

    20.02.06 (Практические занятия №№1,2)

    Вопрос №4. ВИДЫ ИЗДАНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

    Литературный источник: Л.А. Волкова «Технология обработки текстовой информации», с. 78

    Любая печатная продукция полиграфическая, которую вы видите повседневно вокруг себя, однозначно относится к одной из восьми категорий, ее можно как-то классифицировать. Любая полиграфическая продукция содержит два вида информации, это: текстовая и графическая. Т.е. всю информацию можно поделить на эти два признака. Соответственно иллюстрированная книга содержит и текстовую и графическую информацию.

    Текст бывает 4 видов по сложности набора: сначала, прежде чем отдать в типографию в печать надо подготовить электронный оригинал-макет издания. И, соответственно, существует профессия наборщика, который сидит, начинает набирать весь этот текст.

    Текст делится на 4 группы по сложности набора:

    (1) Просто текст

    (2) текст, с добавлением иностранных слов

    (3) текст с формулами

    (4) текст смешанный, где и формулы и таблицы, и т.д. (например, словари: слово, транскрипция, перевод на русский).

    Соответственно, набор этих текстов по-разному оплачивается.

    Виды печатных изданий

    1. Книжные издания

    a. Брошюры (до 48 полос)

    b. Книги (издания, содержащие от 48 страниц и более)

    (различия между "полосой" и "страницей" нет; специалисты называют "полоса", обыватели "страница")

    В свою очередь книжные издания классифицируются по:

    – сложности набора,

    – жанру,

    – цвет и количество иллюстраций,

    – тиражу,

    – объему,

    – назначению (тем, для кого предназначено, т.е. по читательской категории).

    К книжным изданиям также относятся и журналы, которые также делятся на несколько категорий в зависимости от тематики. Важное отличие журналов в том, что они переплетаются в обложку. Обложкой считается мягкий материал чуть толще, чем бумага блока, а книги в свою очередь переплетаются в переплетные крышки, которые имеют сложное строение и сложны в изготовлении (требуется большое количество операций и специальное сложное оборудование).

    2. Газеты – официальные издания, содержащие актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и другим подобным вопросам, а также рекламу. Особенность газетного производства – мобильность производства, предельно короткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающее издательство или редакция. Газеты как и журналы , также характеризуются периодичностью выхода в свет.

    3. Календарь – справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев года, с обозначением воскресных и праздничных дней и памятных дат. Бывают настенные, настольные, перекидные, отрывные, календарь-численник, лунный календарь и т.д.

    4. Альбомы – подразделяются на три подгруппы, в зависимости от характера иллюстраций:

    a. Альбомы по искусству – содержат репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных сооружений и т.д

    b. Фотоальбомы – бывают видовые, репортажно-публицистические, исторические и т.д.

    c. Научно-технические альбомы – производственные, научные, учебные альбомы, в которых содержатся чертежи, схемы, фотографии, графики и т.д.

    Красочность иллюстраций может быть от 1 до 6. Их особенность – часто альбомы оформляются в переплет, иногда в суперобложку (дополнительный красивый блестящий листик красочный, которым оборачивается переплетная крышка) с использованием дополнительной отделки, или в футляр.

    5. Репродукции – оттиски произведений живописи, графики, эстампа (авторского оттиска), художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом (пример: репродукции картин, фотографий и т.д.)

    Особенность – выпускают репродукции отдельными листами или комплектами. Репродукции относятся к листовой продукции, т.е. не требуют брошюровочно-переплетных работ, но часто использующие приемы дополнительной отделки. Брошюровочно-переплетных работ репродукции почти не требуют, за исключением обрезки со всех сторон (чтоб ровненькие края были). Но репродукции часто используют прием дополнительной отделки, которые тоже относятся к брошюровочно- переплетным процессам (их еще называют послепечатными процессами). Дополнительная отделка – это своего рода облагораживание печатной продукции, чтобы сделать ее привлекательной для потребителя. Т.е. это выборочное лакирование, высечка, вырубка, (посыпают блестящими штучками на открытках), тиснение, сапфирит?; очень выгодно смотрится, когда репродукцию картины делают таким образом, тиснение напоминает фактуру холста и мазки красок – получается очень достоверное изображение.

    Процесс производства полиграфической продукции (их на 3 больших этапа можно разделить – допечатный, печатный и брошюровочно-переплетный процессы).

    Идея автора ==> Учебник: как же он изготавливается (схема в обратном порядке) ==> переплетная крышка была отдельна приклеена к книжному блоку = приклейка; книжный блок хорошо обрезан = обрез; блок сшит потетрадно = шитье; тетрадки были произведены = изготовление тетрадей – эти все операции относятся к брошюровочно-переплетному процессу ==> были изготовлены тетради, содержащие текст, иллюстрации, т.е. они были отпечатаны на печатной машине, поэтому у нас еще один процесс большой: печатные процессы ==> прежде чем напечатать, печатная машина не может печатать без печатных форм – печатная форма, чтобы переносить краску на бумагу ; чтобы изготовить печатную форму огромное количество отдельных операций требуется – формные процессы, они тоже относятся к допечатным ==> чтобы мы получили каким-то образом печатные формы, мы должны сначала сделать набор текста, нарисовать иллюстрации, сверстать их на компьютерной станции верстки, поэтому у нас еще есть = допечатные процессы, куда входит верстка текста и изображений, обработка текста, включая набор, правку, и т.д.

    Верстка – окончательное расположение на экране компьютера на полосе и текста и иллюстраций

    6. Открытки – относятся к листовой, часто высокохудожественной, цветной продукции. Открытки в основном бывают: двухполосные и четырехполосные. Здесь также используются различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки (ламинирование), тиснение, высечка, припрессовка линзового растра (при изменении угла зрения появляются разные картинки – создается эффект объема) и т.п.

    7. Акциденция – (от англ. accident – случайный) это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно. Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. (например, у издательства есть план в этом месяце выпустить 15 учебников, но печатная машина напечатает с определенным размером бумаги, а формат издания умещается таким образом, что остается с краю место; тут приходит заказ на визитки – отлично, по размеру можем положить визитки; и параллельно с плановым тиражом могут чуть-чуть внеплановое напечатать; или вообще обставить так, что не успевают напечатать учебник вовремя, и заниматься только визитками). Акциденция бывает нескольких видов:

    a. Издательская – все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки, концовки, проспекты, буклеты и т.д. Специфика издательской акциденции в том, что оформление оригинала, их набор и печать производятся отдельно от основной части издания , часто с других печатных форм и другим способом

    (подготовили к выпуску книгу, но специфика производства книги заключается в том, что на 1 лист помещается в зависимости от формата машины и ширины бумаги количество полос кратное 16; допустим, автор принес текста не на 32, а на 30 – 2 лишние (незанятые), они будут пустыми; издательство подготовило, там, фото автора на титул, сам титул художники оформили, редакция/издательство написали вступление, художники нарисовали иллюстрации, и т.д. = получилось не 32, а, допустим 44 полосы; 32 + 16 = 48, а у нас 44 – итого 4 полосы лишние = их нужно заполнить: рекламные объявления о грядущих выпусках издательства, новых томах какого-то произведения, новых работах автора и т.п.; всё это, пока идет печать основного книжного блока, параллельно – иллюстрации красочные отдельно печатаются, потом при конечном сборе книги они вклеиваются, и т.д. = это издательская акциденция)

    b. Акциденция малых форм – бланки, программы, пригласительные билеты, визитные карточки, и т.д. и т.п.

    c. Афишно-плакатная акциденция (листовая) – афиши, плакаты, объявления, которые предназначены для расклейки на афишных витринах или стендах.

    8. Специальные виды печатных изданий – они называются так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технологии, например, денежные купюры,

    (огромное количество специальных технологий используется при производства: специальное приготовление бумаги – специальная бумага с несколькими уровнями защиты: вкрапление волокон, видимых в ультрафиолетовом свете, металлическая полоска, которая тоже специальным образом внедряется в бумагу, специальная краска, меняющая цвет под различными углами зрения, микрошрифт, где высота букв может десятые доли миллиметра занимать, и т.п.)

    дипломы, водительские документы, документы.

    Специальные виды печатных изданий названы так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технологии. К ним относятся: ценные бумаги, нотные издания, обои, этикетки и упаковки, стерео и варио издания (это как раз вариант, когда при различных углах зрения картинка меняется), издания для слепых, тетради, блокноты и т.д., (скорее всего и почтовые марки (покрыты клеящим веществом с обратной стороны, перфорирование, мелкое и качественное изображение).

    Листовая продукция подразумевает отсутствие каких-либо послепечатных операций , кроме обрезки (кол-во зависит от формата бумаги печатной машины)

    (издательство отличается от типографии четким планом выпуска изданий, + есть редактор)

    Три этапа:

    I. Допечатный

    a. Набор текста

    b. Сбор иллюстраций

    c. Верстка

    d. Формные процессы (напр. Вывод пленок)

    II. Печать

    III. Переплетно-брошюровочный

    a. Приклейка блока к переплетной крышке

    b. Обрез блока

    d. Изготовление тетрадей

    e. Дополнительная отделка

    Дополнительная отделка – своего рода облагораживание печатной продукции (лакирование, тиснение и т.п.). Выгодно смотрится тиснение под фактуру (холста или мазков краски).

    Линзовый растр – изменение картинки или создание эффекта объема при разных углах взгляда на картинку.

    Издательство (определение 1991 года, сейчас оно по-другому будет звучать) – это хозрасчетные самостоятельные организации, выполняющие литературно-художественные, идеологические, а также организационно-производственные и хозяйственные функции. (в чем отличие:) Издательства разрабатывают тематические планы выпуска издательской продукции, заказывают авторам создание авторских текстовых оригиналов (рукописей изданий), рецензируют, оценивают и редактируют их, изготавливают издательские оригиналы, осуществляют художественно-техническое оформление изданий и подготавливают их к полиграфическому размножению, устанавливают объем и тираж изданий (у них нет своих производственных баз; отдельно типографии они только печатают, у них нет издательства; а когда у издательства есть свой печатный цех, то это называется полиграфическо-издательский комплекс или издательско-полиграфический комплекс)

    Журналист создал произведение, качественный уровень которого оценивает редактор, редколлегия, средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю, радиослу­шателю рукопись (итог творческой, порой напряженной рабо­ты) начинает с помощью техники, по технологическим цепоч­кам. Из отраслевого отдела редакции она поступает в секрета­риат, в котором ответственный секретарь читает и редактиру­ет материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания, заместитель секретаря составляет макет, конт­ролирует верстку полос, их корректуру, выпускающий обеспе­чивает прохождение газеты через типографию... А телерадио­передачи готовятся совместными усилиями сценариста, режис­сера, оператора, звукорежиссера и звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя и т. д.

    О научно-техническом потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает оборудова­ние, призванное обслуживать журналистику, как развиты ти­пографии и полиграфические комплексы, технические телецен­тры и радиостанции. Каждое крупное открытие или изобрете­ние, будь то линотип или фотонабор, лазер или компьютер, качественно меняло технику и технологию средств массовой информации. А на пороге XXI века открываются новые без дальнейшего их совершенствования.

    С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения И. Гутенберга, создавшего печатную форму из под­вижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печатались с це­лых деревянных или металлических досок, на которых и выреза­лись буквы. В последующие годы {после Гутенберга) оборудова­ние для набора и тиражирования изданий постоянно модернизи­ровалось. Научно-технический прогресс всегда коренным обра­зом влиял на развитие производства газет. Так, применение парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпускаемых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изоб­рел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изме­нение пробелов) строк, их отливка и разбор-матриц. В 1897 г. Т. -Лэнстон сконструировал монотип - наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ - число­вым программным управлением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию факсов - фак­симильных аппаратов, позволяющих передавать газетные стра­ницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая лино­типная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы из­бавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фо­тонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы появилась механическая технология, в начале 60-х - оптико-ме­ханическая, а в конце того же десятилетия -- электронная техно­логия. В начале семидесятых две трети полиграфических предпри­ятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.