Перспективы ракетно космической отрасли. Разработки перспективных космических кораблей остановленные на полдороге. Новые мобильные контейнерные ракетные комплексы

Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь Баранов Вячеслав Викторович

2.2. Состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли России

В условиях глобализации экономики особую значимость приобретает реализация приоритетов государственной инновационной политики Российской Федерации, в том числе в области ракетно-космической промышленности. Для России, так же как и для других промышленно развитых стран, освоение и использование космического пространства стало важным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей.

Применение космических систем для решения задач в таких сферах, как связь, теле– и радиовещание, дистанционное зондирование Земли из космоса, навигация и картография, вносит существенный вклад в формирование новой экономики, основанной на широком использовании информационных технологий. Расширение рынка космических технологий, использование результатов космической деятельности в экологическом мониторинге, борьбе со стихийными бедствиями и других областях человеческой деятельности призваны способствовать повышению качества жизни населения России.

Использование результатов космической деятельности позволяет повысить эффективность реализации приоритетных национальных проектов. Так, например, в рамках национального проекта «Образование» на базе космических средств могут быть созданы федеральные, региональные и межрегиональные системы дистанционного образования и интерактивного обучения, а также системы обеспечения безопасности школьного транспорта, зданий и сооружений образовательных учреждений. Результаты космической деятельности могут быть интегрированы в учебные курсы, дающие представление о возможностях современной науки и техники в решении актуальных задач социально-экономического развития общества.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» могут быть использованы построенные на базе космической информации мониторинговые системы оценки состояния зданий и сооружений, обеспечения безопасности жизнедеятельности, системы энергоресурсосбережения, землепользования, градостроительства и учета недвижимости. Для национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на базе информации дистанционного зондирования Земли из космоса, навигационных и других космических систем может быть создана целевая система мониторинга и управления сельским хозяйством.

С 2006 г. в России реализуется Федеральная космическая программа на 2006–2015 гг. В этой программе запланировано выполнение более двух десятков проектов научного назначения. Среди них проекты по созданию специализированных космических аппаратов, снабженных целевыми комплексами научной аппаратуры. Кроме того, программа предполагает дополнительную установку комплексов отечественной научной аппаратуры, во-первых, на российские космические аппараты, запуск которых обеспечивает решение важных народно-хозяйственных задач, а во-вторых, на зарубежные космические аппараты научного назначения.

Особенностью Федеральной космической программы России является то, что она предусматривает реализацию научных космических проектов с максимальным использованием унифицированных космических платформ. Эти платформы, являясь основными составляющими космических аппаратов, должны создавать все необходимые условия для функционирования полезной нагрузки, включая аппаратуру для научных исследований, дистанционного зондирования Земли, обеспечения радиосвязи и т. д.

Модульная технология создания космической платформы позволит минимизировать затраты и сроки адаптации возможностей платформы для применения в составе космических аппаратов разного типа. При этом важная роль отводится использованию унифицированной платформы для малоразмерных космических аппаратов. В настоящее время такая платформа уже разработана, причем за счет внебюджетных средств. В рамках проекта «Малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований» планируется реализовать программу исследований солнечно-земных связей, наблюдений малых тел Солнечной системы, экспериментов в области астрофизики.

Федеральная космическая программа России на 2006–2015 гг. предусматривает обеспечение надежного функционирования и дальнейшего развития орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического назначения, включая аппараты связи и телевещания. Продолжается успешная эксплуатация космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК1». Ввод в эксплуатацию этого аппарата положил начало созданию качественно новой орбитальной группировки космической системы мониторинга Земли.

В целях наращивания группировки дистанционного зондирования Земли специалисты ракетно-космической отрасли России выполнили НИОКР по созданию космических аппаратов «Канопус-В», «Метеор-М», «Электро-Л». Они дают возможность получать необходимые метеоданные, оперативно выявлять природные и техногенные катастрофы, своевременно предупреждать о лесных пожарах и т. д. В ходе успешного полета автоматической лаборатории «Фотон-М» совместно с европейскими партнерами проведены эксперименты в области космического материаловедения и биологии.

Частью программы пилотируемых полетов являются регулярные полеты кораблей «Союз ТМА» и транспортных кораблей «Прогресс» к Международной космической станции (МКС). Кроме того, специалисты отечественного ракетно-космического комплекса проводят работы по созданию новых модулей для российского сегмента МКС.

Залог устойчивого развития российского ракетно-космического комплекса – в современной наземной испытательной базе. В рамках Федеральной космической программы на 2006–2015 гг. ее ждет кардинальное обновление. Испытания элементов ракетоносителя «Ангара», включая огневые испытания двигателей для этого носителя, летные испытания носителя «Союз-2», а также создание и отработка новых разгонных блоков и транспортных модулей свидетельствуют о по-прежнему высоком инновационном потенциале российского ракетно-космического комплекса. Об этом говорят и результаты модернизации на космодроме Байконур стартовых и технических комплексов ракетоносителей «Протон», «Союз», «Зенит-М», «Циклон-2», технических комплексов космических аппаратов научного и социально-экономического назначения.

Развивается международное сотрудничество предприятий и организаций российского ракетно-космического комплекса. В рамках отечественной программы фундаментальных космических исследований российские ученые работают с аппаратурой «Конус-А», представляющей собой спектрометр гамма-всплесков, которая установлена на борту американского космического аппарата «Винд». Используются также магнитный спектрометр электронов, протонов и античастиц «Рим-Памела», находящийся в составе космического аппарата «Ресурс-ДК», а также приборы ОМЕГА и СПИКА-М, предназначенные для исследования атмосферы планет на борту европейских аппаратов «Марс-Экспресс», «Мимас» и «Мимас-2» и космических аппаратов США Mars Exploration Rovers. На борту европейской станции «Венера-Экспресс» успешно применяется планетарный Фурье-спектрометр.

Завершены работы по изготовлению отечественной астрофизической обсерватории «Спектр-Радиоастрон». Заканчивается разработка научно-исследовательского аппарата «Коронас-Фотон». Активно ведутся работы по созданию межпланетной станции «Фобос-Грунт».

Крупнейшим по-прежнему остается проект МКС. Россия активно участвует в строительстве и эксплуатации станции. Стратегически важным для российского ракетно-космического комплекса является проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ). Этот проект предусматривает создание наземной инфраструктуры на космодроме во Французской Гвиане и запуски с него адаптированной к условиям ГКЦ российской ракеты-носителя «Союз-СТ». Первый запуск «Союза-СТ» запланирован в будущем году. В среднесрочной перспективе портфель заказов составит 20 запусков. В реализации проекта активно участвуют предприятия российской ракетно-космической отрасли, в частности «ЦСКБ-Прогресс», и ряд других предприятий.

Успешно реализуется российско-французская программа «Урал» по разработке технологий, которые будут использованы в создании российско-европейских средств выведения. Также осуществляется совместный с Европейским космическим агентством (ЕКА) проект по созданию российской пилотируемой транспортной системы. Исследовательская программа, реализуемая в рамках этого проекта, рассчитана на 18 месяцев.

Одним из перспективных направлений сотрудничества с Европейским центром космических исследований и технологий (ESTEC) является разработка международных стандартов обработки и передачи по технологии Space Wire данных бортовых систем космических аппаратов.

Возлагаются надежды на международные программы «Морской старт», в которой кроме России участвуют Норвегия, США и Украина; «Наземный старт» с участием России и Украины, а также программу распространения с помощью глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) гражданского сигнала для пользователей зарубежных стран.

Важной международной программой является развитие космодрома Байконур в Казахстане, фактически ставшего международным. Россия планирует использовать его совместно с Казахстаном, что обеспечит его высокую эффективность. Важны для российского ракетно-космического комплекса партнерские отношения и с Китайской национальной космической администрацией, а также со странами Карибского бассейна и Латинской Америки – Бразилией, Кубой, Венесуэлой, Аргентиной и другими государствами. Одной из новых граней международного сотрудничества в космосе стала попытка национальных космических агентств совместно решить глобальную проблему астероидно-кометной опасности.

Наращивание состава и возможностей орбитальной группировки предполагает полномасштабное развертывание системы ГЛОНАСС с широким внедрением наземной навигационной аппаратуры. Российская система ГЛОНАСС имеет ряд преимуществ перед аналогичными зарубежными системами. Так, российские навигационные космические аппараты лучше видны из приполярных зон, что весьма важно для успешного освоения месторождений и начала добычи углеводородов на шельфе северных морей.

Однако эффективность спутниковой навигации во многом зависит от готовности «земного» сегмента ракетно-космического комплекса к ее активному использованию. Поэтому необходима координация работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС. В настоящее время эти работы координирует Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Предприятия ракетно-космической отрасли разработали образцы навигационной аппаратуры потребителей системы, выпущены первые партии прибора, совмещающего прием сигналов одновременно навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, созданы приборы наземной аппаратуры ГЛОНАСС, а также цифровые навигационные карты. Таким образом, сформированы все предпосылки для использования спутниковой навигации в решении важных народно-хозяйственных задач.

Предполагается, что к 2011 г. группировка навигационных спутников будет доведена до штатной численности 30 космических аппаратов. С 2010 г. планируется начать на орбите летные испытания космического аппарата ГЛОНАСС-К с увеличенным сроком работы в космосе до десяти лет. Если ввести в эксплуатацию все наземные средства, то точностные параметры ГЛОНАСС приблизятся к точности системы GPS.

В развитие Федеральной космической программы приняты Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Этот документ знаменует качественно новый этап развития отечественной ракетно-космической отрасли. В числе современных проектов – создание новой перспективной пилотируемой транспортной космической системы, средств для исследования и освоения Луны, Марса и других планет и объектов Вселенной.

Укрепление российской экономики в докризисный период и открывшиеся в связи с этим новые финансовые возможности позволяли отрасли стабильно развиваться. Прогноз динамики этого развития давал возможность России на равных с ведущими промышленно развитыми странами мира участвовать в международной космической кооперации. Сейчас же, в ситуации мирового финансового кризиса, отрасль остро нуждается в государственной поддержке и финансировании. Так, скорректированный по итогам первых послекризисных месяцев бюджет страны на 2009 г. не предполагает сокращения расходов на развитие ракетно-космической отрасли России. В 2009 г. на поддержку отечественной ракетно-космической отрасли будет выделено 82 млрд руб. Финансовую поддержку получат 16 ведущих предприятий отрасли.

Для устойчивого развития отечественной ракетно-космической отрасли необходим гарантированный доступ России в космическое пространство. В отрасли решается масштабная задача по развертыванию нового космодрома на востоке страны. Федеральное космическое агентство уже рассмотрело подготовленный для этого инвестиционный проект, в частности результаты системного проектирования космодрома признаны положительными. На основе утвержденного проекта разрабатывается рабочая документация строительства космодрома. Реализация этого проекта требует не только строительства нового космодрома, который определит перспективный облик российской космонавтики, но и решения комплекса взаимосвязанных научно-технических и экономических задач. Приоритетной среди них является выбор оптимального парка средств выведения, а также определение технических характеристик нового пилотируемого корабля.

Важным направлением деятельности предприятий и организаций ракетно-космической отрасли является опережающее наращивание состава, качества и возможностей российской орбитальной группировки. Для этого разрабатывается прогноз состава и возможностей перспективной орбитальной группировки до 2020 г. В основу прогноза закладывается использование совершенно новых или глубоко модернизированных космических аппаратов с характеристиками на уровне лучших зарубежных аналогов.

Реализация этого прогноза позволит еще больше расширить присутствие России на мировом рынке космических аппаратов и услуг. Это касается не только стартовых услуг по выведению зарубежных космических аппаратов и грузов, но и значительного увеличения доли России на мировом рынке высокотехнологичных разработок и услуг, включая связь, навигацию, гидрометеомониторинг, дистанционное зондирование Земли и т. д.

Для решения этих задач необходима разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по наращиванию кадрового потенциала и глубокой технологической модернизации ракетно-космической промышленности. Обострение конкуренции на мировом рынке космических услуг диктует необходимость кардинального обновления станочного парка предприятий отрасли и разработки новых технологий производства ракетно-космической техники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

20. Перспективы развития безналичных расчетов Совершенствование платежной системы в Российской Федерации решается путем создания и развития электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР), позволяющей учитывать и активно использовать возможности современной

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

31. Особенности денежной системы России: прошлое, настоящее, перспективы развития Денежная система России в процессе перехода к рыночной экономике притерпела серьезные изменения и в настоящее время функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

20.1. Состояние и перспективы развития транспортного рынка в Российской Федерации В условиях современного транспортного рынка в целях рациональной организации перевозок грузовладельцы встречаются с широким выбором перевозчиков с помощью различных видов транспорта.

Из книги Фотография как бизнес: с чего начать, как преуспеть автора Песочинский Дмитрий Михайлович

Глава 23 Перспективы дальнейшего развития Не тужи, дорогой, и не ахай. Жизнь держи, как коня за узду. Приписывается Есенину Нет человека, который не хотел бы заглянуть в будущее, и размышления о перспективах вполне свойственны любому. С уверенностью можно сказать лишь одно

Из книги Применение технологий электронного банкинга: риск-ориентированный подход автора Лямин Л. В.

Перспективы развития электронного банкинга Каким бы подробным ни было описание, не может быть никакой уверенности, что в уме слушателя сложится представление, соответствующее истине. Ч.У. Ледбитер. «Астральный план» Перспективы дальнейшего развития электронного

Из книги Мировая экономика. Шпаргалка автора Энговатова Ольга Анатольевна

1. Предмет и задачи курса Предметом курса «Мировая экономика» является метаэкономика, иными словами, поведение мировой экономики в целом. Используются следующие методические подходы: 1) субъективистский, (потребность и полезность). При таком подходе экономическая теория

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

4.5. Африка как арена столкновения экономических интересов: опыт, современное состояние и перспективы в посткризисном мире Африканский континент, начиная со средних веков, становится местом столкновения экономических интересов мировых держав.Африка издавна притягивала

автора Черников Геннадий Петрович

Проблемы машиностроения. Достижения в авиационной и ракетно-космической промышленности Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Перспективы развития сотрудничества России и Евросоюза Экономическое сотрудничество между Россией и странами Евросоюза развивается весьма интенсивно. ЕС превратился сегодня в главного экономического партнера нашей страны. На его долю приходится примерно половина

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

3. 7. Перспективы развития производственно-логистической системы В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной

автора

2.4. Состояние и перспективы развития вертолетостроения в России В вертолетостроительной отрасли России существует три уровня управления. Первый уровень – это компания «Оборонпром», которая, в свою очередь, подчиняется компании «Российские технологии». В рамках

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

2.5. Состояние и перспективы развития авиационного двигателестроения России В России насчитывается около 40 предприятий двигателестроения. Однако отечественные авиационные двигатели уступают лучшим мировым образцам по ресурсу, расходу топлива, уровню шумности и

автора Абрамс Ронда

Состояние «здоровья» и тенденции развития отрасли Ваш бизнес существует отнюдь не в вакууме; как правило, компания работает в тех же самых условиях, которые оказывают влияние на отрасль в целом. Если по всей стране отмечается снижение потребительских расходов, весьма

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Проект МРКС-1 – это частично многоразовая ракета-носитель вертикального взлета, которая базируется на основе крылатой многоразовой первой ступени, разгонных блоков и одноразовых вторых ступеней. Первая ступень выполняется по самолетной схеме и является возвращаемой. В район старта она возвращается в самолетном режиме и производит горизонтальную посадку на аэродромы 1-го класса. Крылатый многоразовый блок 1-й ступени ракетной системы будет оснащаться маршевыми жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) многоразового использования.


В настоящее время в ГКНПЦ им. Хруничева полным ходом идут проектно-конструкторские и научно-исследовательские работы по разработке и обоснованию технического облика, а также технических характеристик многоразовой ракетно-космической системы. Данная система создается в рамках федеральной космической программы совместно со многими смежными предприятиями.

Однако поговорим немного об истории. К первому поколению многоразовых космических аппаратов относятся 5 космических кораблей типа Space Shuttle, а также несколько отечественных разработок серии БОР и «Буран». В этих проектах и американцы, и советские специалисты старались построить многоразовым сам космический корабль (последнюю ступень, которая непосредственно выводится в космос). Цели данных программ были следующими: возвращение из космоса значительного объема полезных грузов, уменьшение стоимости выведения в космос полезной нагрузки, сохранение дорогостоящих и сложных космических аппаратов для многократного применения, возможность проведения частых запусков многоразовой ступени.

Однако 1-е поколение многоразовых космических систем оказалось не в состоянии решить свои задачи с достаточным уровнем эффективности. Удельная цена доступа в космос оказалась приблизительно в 3 раза выше по сравнению с обыкновенными одноразовыми ракетами. В то же время возврат из космоса полезных грузов существенно не вырос. Одновременно с этим ресурс использования многоразовых ступеней оказался значительно ниже расчетного, что не позволяло применять данные корабли в плотном графике космических запусков. В результате этого в наши дни и спутники, и космонавты доставляются на околоземную орбиту с помощью одноразовых ракетных систем. А возвращать с околоземной орбиты дорогостоящее оборудование и аппараты вообще нечем. Лишь американцы сделали себе небольшой автоматический корабль Х-37В, который спроектирован для военных нужд и имеет полезную нагрузку меньше 1 тонны. Всем очевидно, что современные многоразовые системы должны качественно отличаться от представителей 1-го поколения.


В России работы ведутся сразу по нескольким многоразовым космическим системам. Однако совершенно очевидно, что самой перспективной будет так называемая аэрокосмическая система. В идеальном варианте космический корабль должен будет совершать взлет с аэродрома, как обыкновенный самолет, выходить на околоземную орбиту и возвращаться назад, расходуя лишь топливо. Однако – это самый сложный вариант, который требует большого количества технических решений и предварительных исследований. Быстро данный вариант не может быть реализован ни одним современным государством. Хотя у России и существует достаточно большой научно-технический задел по проектам подобного рода. К примеру, «аэрокосмический самолет» Ту-2000, который обладал достаточно детальной проработкой. Реализации данного проекта в свое время помешал недостаток финансирования после развала СССР в 1990-е годы, а также отсутствие ряда критически важных и сложных компонентов.

Существует также промежуточный вариант, в котором космическая система состоит из многоразового космического аппарата и многоразовой же разгонной ступени. Работы над подобными системами велись еще в СССР, к примеру, система «Спираль». Существуют и гораздо более новые наработки. Но и данная схема многоразовой космической системы предполагает наличие достаточно долгого цикла конструкторских и исследовательских работ по многочисленным направлениям.

Поэтому основное внимание в России сосредоточено на программе МРКС-1. Данная программа расшифровывается как «многоразовая ракетно-космическая система 1 этапа». Несмотря на этот «первый этап», создаваемая система будет очень даже функциональной. Просто в рамках достаточно большой общей программы по созданию новейших космических систем данная программа обладает наиболее близкими сроками конечной реализации.


Предлагаемая проектом МРКС-1 система будет двухступенчатой. Основное ее предназначение – это выведение на околоземную орбиту абсолютно любых космических аппаратов (транспортных, пилотируемых, автоматических) массой до 25–35 тонн, причем как уже реально существующих, так и находящихся лишь в процессе создания. Выводимый на орбиту вес полезной нагрузки больше, чем у «Протонов». Однако принципиальным отличием от существующих ракет-носителей будет другое. Система МРКС-1 не будет одноразовой. Ее 1-я ступень не будет сгорать в атмосфере или падать на землю в виде набора обломков. Разогнав 2-ю ступень (является одноразовой) и полезную нагрузку, 1-я ступень осуществит посадку, наподобие космических челноков ХХ века. На сегодняшний день это наиболее перспективный путь развития космических транспортных систем.

На практике этот проект является поэтапной модернизацией создаваемой сейчас одноразовой ракеты-носителя «Ангара». Собственно, и сам проект МРКС-1 появился на свет, как дальнейшее развитие проекта ГКНПЦ им. Хруничева, где совместно с НПО «Молния» создавался многоразовый ускоритель 1-й ступени ракеты-носителя «Ангара», получивший обозначение «Байкал» (впервые макет «Байкала» был показан еще на МАКС-2001). «Байкал» применял ту же автоматическую систему управления, которая позволила советскому космическому челноку «Буран» совершить полет без экипажа на борту. Эта система обеспечивает сопровождение полета на всех его этапах – от момента старта до посадки аппарата на аэродром, данная система будет адаптирована и для МРКС-1.

В отличие от проекта «Байкала» МРКС-1 будет обладать не складными плоскостями (крыльями), а установленными жестко. Такое техническое решение уменьшит вероятность возникновения нештатных ситуаций при выходе аппарата на траекторию посадки. Но испытанная недавно конструкция многоразового ускорителя еще будет претерпевать изменения. Как отметил Сергей Дроздов, являющийся начальником отдела аэротермодинамики высокоскоростных летательных аппаратов ЦАГИ, для специалистов стали «неожиданностью высокие тепловые потоки на центроплане крыла, что, несомненно, повлечет за собой изменение конструкции аппарата». В сентябре-октябре текущего года модели МРКС-1 пройдут серию испытаний в трансзвуковой и гиперзвуковой аэродинамических трубах.


На 2-м этапе реализации данной программы многоразовой планируют сделать и 2-ю ступень, а масса выводимой в космос полезной нагрузки должна будет вырасти до 60 тонн. Но даже разработка многоразового ускорителя только 1-й ступени – это уже настоящий прорыв в развитии современных космических транспортных систем. А самое главное заключается в том, что Россия идет к этому прорыву, удерживая свой статус одной из ведущих мировых космических держав.

На сегодняшний день МРКС-1 рассматривается как универсальное многоцелевое средство, предназначенное для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов и полезных грузов разнообразного назначения, пилотируемых и грузовых кораблей по программам освоения человечеством околоземного космического пространства, исследованиям Луны и Марса, а также иных планет нашей Солнечной системы.

В состав МРКС-1 включается возвращаемый ракетный блок (ВРБ), являющийся многоразовым ускорителем I ступени, одноразовый ускоритель II ступени, а также космическая головная часть (КГЧ). ВРБ и ускоритель II ступени состыковываются друг с другом по пакетной схеме. Модификации МРКС обладающие различной грузоподъемностью (масса доставляемого груза на низкую опорную орбиту от 20 до 60 тонн) предлагается строить с учетом унифицированных ускорителей I и II ступеней с применением единого наземного комплекса. Что в перспективе позволит обеспечить на практике уменьшение трудоемкости работ на технической позиции, максимальную серийность производства и возможность разработки на основе базовых модулей экономически эффективного семейства космических носителей.


Разработка и постройка семейства МРКС-1 разной грузоподъемности на основе унифицированных одноразовых и многоразовых ступеней, которые будут удовлетворять требованиям, предъявляемым к перспективным транспортным космическим системам, и способным с очень высокой эффективностью и надежностью решать задачи по запускам как уникальных дорогостоящих космических объектов, так и серийных космических аппаратов может стать очень серьезной альтернативой в ряду средств выведения нового поколения, которые будут эксплуатироваться на протяжении длительного времени в ХХI веке.

В настоящее время специалисты ЦАГИ уже успели оценить рациональную кратность применения I ступени МРКС-1, а также варианты демонстраторов возвращаемых ракетных блоков и необходимость их реализации. Возвращаемая I ступень МРКС-1 позволит обеспечить высокий уровень безопасности и надежности и полностью отказаться от выделения районов падения отделяемых частей, что существенно повысит эффективность исполнения перспективных коммерческих программ. Указанные выше преимущества для России представляются крайне важными, как для единственного государства в мире, имеющего континентальное расположение существующих и перспективных космодромов.

В ЦАГИ полагают, что создание проекта МРКС-1 является качественно новым шагом в области проектирования перспективных многоразовых космических транспортных средств выведения на орбиту. Подобные системы полностью отвечают уровню развития ракетно-космической техники XXI века и обладают существенно более высокими показателями экономической эффективности.

Что страна собирается потратить 1,6 триллиона рублей на различные космические программы к 2020 году. Прежде всего, речь шла о продолжении строительства космодрома Восточный — первый пуск ракеты-носителя с этой стартовой площадки запланирован на конец 2015 года. Тогда же было заявлено о планах создания к 2030 году неких систем противодействия применению оружия из космоса и в космосе, о планах по отправке в будущем космонавтов за пределы земной орбиты, включая и создание постоянной лунной базы, которая может затем быть использована в качестве промежуточного пункта при полётах на Марс (начать реализацию этой программы, впрочем, планируется ближе к 2030 году).

Как смотрит Россия на перспективы развития космической отрасли сегодня, спустя год? Об этом для «Российской газеты» написал в статье «Русский космос» вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин, курирующий оборонную и ракетно-космическую промышленность. Под лозунгом «Мы переходим от космического романтизма к земному прагматизму» он отметил, что перед Россией сейчас стоят три стратегические задачи в изучении и освоении космического пространства: расширение присутствия на низких околоземных орбитах и переход от их освоения к использованию; освоение с последующей колонизацией Луны и окололунного пространства; подготовка и начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы.

Вначале он коснулся проблем, с которыми космическая отрасль России столкнулась в последние десятилетия: распад СССР и последовавшие жёсткие испытания ракетно-космической отрасли бывшего Союза, бездумное «проедание» научно-технического задела. По многим показателям отрасль была отброшена на десятилетия назад. Хотя сегодня Россия по-прежнему лидирует в программах пилотируемой космонавтики и обеспечена стабильная работа второй в мире спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, общее состояние отрасли благополучным назвать нельзя.

Гарантированный доступ в космос со своей территории

С целью улучшения положения дел до 2030 года Российская Федерация собирается обеспечить гарантированный доступ в космос со своей территории: запуски космических аппаратов оборонного и двойного назначения будут постепенно переводиться с космодрома Байконур на космодромы Плесецк и Восточный. Впрочем, из Казахстана Россия не уйдёт: стартовые комплексы будут использоваться в рамках международных программ и при более активном участии казахстанской стороны. Например, в рамках проекта «Байтерек» по созданию и эксплуатации космического комплекса среднего класса.

В настоящее время работы по строительству космодрома Восточный находятся в самом разгаре: строятся стартовый и технический комплексы для семейства ракет-носителей «Союз-2», проводятся проектно-изыскательские работы по объектам тяжёлого ракетного комплекса «Ангара». Возводится обеспечивающая инфраструктура космодрома. Одновременно завершается создание перспективных ракет-носителей лёгкого, среднего и тяжёлого классов.

Космическая связь и дистанционное зондирование Земли

Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы предусматривает разработку и создание целой серии спутников связи на современной технологической основе. К концу 2015 года отечественная группировка спутников связи и вещания практически полностью обновится. Проблема состоит в том, что электронно-компонентная база (ЭКБ), из которой на 90% состоит каждый космический аппарат, сильно зависит от зарубежных поставщиков. Бортовые ретрансляционные комплексы создаваемых в последние годы спутников связи или целиком изготавливаются зарубежными фирмами или создаются на предприятиях отрасли на основе зарубежных комплектующих. Поэтому Федеральное космическое агентство взяло на себя роль системного интегратора и фактического заказчика отечественной промышленности радиационно-стойкой ЭКБ.

Востребованное сегодня направление дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса включает гидрометеорологию, картографию, поиск полезных ископаемых, информационное обеспечение хозяйственной деятельности, обнаружение и мониторинг чрезвычайных ситуаций, экологической обстановки, прогнозирование землетрясений и других разрушительных природных явлений. С целью удовлетворения этих потребностей России будет создаваться обновлённая отечественная система ДЗЗ. А минимально необходимая численность группировки её спутников должна составить 28 космических аппаратов, что планируется достичь в течение ближайших 7—10 лет.

Будет продолжено развитие и навигационной системы ГЛОНАСС: на смену космическим аппаратам «Глонасс-М» приходит новое поколение навигационных аппаратов «Глонасс-К» с улучшенными техническими характеристиками, что позволит расширить сферу применения и улучшить качество навигационного обеспечения. Продолжаются работы по продвижению навигационных услуг ГЛОНАСС на мировом рынке.

Научные направления

Россия также собирается расширить свои усилия в создании научных космических аппаратов для исследования космоса. В 2011 году был успешно выведен на орбиту российский космический радиотелескоп «Спектр-Р» с антенной диаметром 10 метров, он стал основой реализуемого международного проекта радиоинтерферометрических исследований «РадиоАстрон». В том же 2011 году неудачей завершился запуск межпланетной станции «Фобос-Грунт».

Весной 2013 года состоялся полёт аппарата «Бион-М1» с животными и микроорганизмами на борту. В ходе полёта было успешно выполнено более 70 экспериментов в области космической биологии, физиологии и радиационной биологии. В ближайшее время должен состояться запуск нового российского научного спутника «Фотон-М», с помощью которого продолжится российская программа микрогравитационных исследований физики жидкости, космической технологии и биотехнологии.

Наконец, в этом году будет запущен малый космический аппарат «МКА-ФКИ»-«РЭЛЕК», который должен провести эксперименты по исследованию космических лучей, а также несколько технических экспериментов. Интенсивно развиваются работы по проекту «ЭкзоМарс». Готовятся проекты больших астрофизических обсерваторий серии «Спектр»-«Спектр-РГ» и «Спектр-УФ». Продолжаются работы по созданию перспективных обсерваторий «Спектр-М» («Миллиметрон») и «ГАММА-400».

Прагматизм в освоении и использовании околоземных орбит

Конкуренция в сфере освоения и использования околоземных орбит сегодня усиливается. Дмитрий Олегович отмечает: «12 января к МКС пристыковался беспилотный корабль Cygnus, доставивший на околоземную орбиту 1,5 тонны оборудования, продовольствие и спутники стандарта CubeSat. Полная грузоподъёмность этого корабля составляет 2,7 тонны. Наш „Прогресс-М“ способен поднять на орбиту чуть больше 2 тонн. Важно, что Cygnus, как и его ракета-носитель Antares, созданы не госкорпорацией, а небольшой частной американской компанией Orbital Sciences, в которой работают всего 4 тысячи человек. Кроме того, к МКС в прошлом году уже в третий раз слетал корабль Dragon, созданный компанией SpaceX и способный доставлять на орбиту 6 тонн груза. Помимо кораблей этих двух компаний и нашего „Прогресса“ в роли беспилотных извозчиков на МКС выступают ракеты-носители ATV Европейского космического агентства (полезная нагрузка 7,7 тонны) и HTV Японского агентства аэрокосмических исследований (6 тонн).

Но не только и не столько в полезной грузоподъёмности дело. Пилотируемый корабль „Союз“ и транспортник „Прогресс“ — ветераны космонавтики. Компания SpaceX основана в 2002 году. В ней работают 3800 сотрудников. Это в 12 раз меньше, чем, например, в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, где собирают ещё одного ветерана отечественного космоса — тяжёлую ракету-носитель „Протон“. В том числе и по этой причине полёты отечественных ракет-носителей и кораблей обходятся дороже, чем у наших западных конкурентов. Сравнение по стоимости космической техники России и Китая, в котором космическая программа возведена в ранг государственного приоритета, также оказывается не в нашу пользу».

По словам вице-премьера, космос практически перестал быть лишь предметом гордости и престижа государства, став отраслью производства со своими нормами рентабельности, амортизации и прибыли. Поэтому все действующие и перспективные космические программы должны рассматриваться через призму их рентабельности, в том числе и программа научных работ на российском сегменте Международной космической станции. Россия стремится увеличить экономическую эффективность пилотируемых полётов, ускорить (до 1—2 лет) адаптацию кораблей под новые задачи, сократить сроки разработки новых модулей, завершить «космические долгострои» и подстраиваться под нужды заказчика.

Луна и освоение дальнего космоса

Также Россия собирается всерьёз и надолго заняться вопросом освоения Луны. Первые высадки человека на Луну планируется совершить в 2030 году, после чего — начать развёртывание посещаемой лунной базы с лабораторией. Там, по словам господина Рогозина, планируется разместить инструментарий изучения глубин Вселенной, лабораторию изучения лунных минералов, метеоритов, опытное производство полезных веществ, газов, воды из реголита. Затем будут размещены испытательные полигоны для накопления и передачи энергии на расстояние, для испытаний новых двигателей. Задача, по словам господина Рогозина, грандиозная, архисложная и амбициозная, но при этом реализуемая. Она будет свидетельствовать о технологической зрелости России, о создании стратегического интеллектуального и промышленного задела для будущих поколений.

Для освоения Луны необходимо создание перспективной пилотируемой транспортной системы на основе ракеты сверхтяжёлого класса и перспективной системы средств обитания. Кроме того, ведутся проектные работы по созданию мощных межорбитальных (межпланетных) буксиров, без которых освоение Луны и исследование планет Солнечной системы невозможно. Появление таких средств позволит достичь не только Луны, но и реализовать в дальнейшем полёты к астероидам и к Марсу. Луна может стать промежуточной базой при освоении дальнего космоса, решении научных задач и проблем вроде борьбы с астероидно-кометной опасностью для Земли. Ключевыми областями разработок в рамках национального проекта «Изучение дальнего космоса» будут создание ядерных энергетических установок и плазменных технологий преобразования энергии, развитие биотехнологий, робототехники и новых материалов.

Как отмечает Дмитрий Рогозин, большинство российских учёных считают, что Луна — важнейший объект для фундаментальных научных исследований. Её происхождение во многом проливает свет на наиболее сложные вопросы космогонии: рождение Солнечной системы, её развитие и будущее. Кроме того, Луна — ближайший источник внеземного вещества, полезных ископаемых, минералов, летучих соединений, воды. Луна — естественная платформа для технологических исследований и испытаний новой космической техники. Мнение о необходимости освоения Луны разделяют также объединённая Европа, Китай, Япония, Индия.

«Мы не позиционируем задачу полётов на Луну как ограниченную во времени и ресурсах программу. Луна — не промежуточная точка на дистанции, это самостоятельная и даже самодостаточная цель. Вряд ли целесообразно сделать 10—20 полётов на Луну, и дальше, все бросив, лететь на Марс или астероиды. У этого процесса есть начало, но нет окончания: мы собираемся прийти на Луну навсегда. К тому же полёты на Марс, на астероиды, в нашем представлении, не только не противоречат освоению Луны, но во многом подразумевают этот процесс», — подчеркнул господин Рогозин.

Вопрос сотрудничества с NASA

Из-за событий на Украине сотрудничество Российской Федерации и NASA оказалось под вопросом: американцы объявили о санкциях, которые, впрочем, не должны были касаться совместных работ на МКС (у России накоплен уникальный опыт в этой области). Но уже сейчас Роскосмос сообщил , что позиция Госдепа по сотрудничеству России и NASA весьма смягчилась. Замглавы Федерального космического агентства Сергей Савельев отметил: «Никакого ущерба международным проектам не нанесено. Практически по всем областям взаимодействия между нашими агентствами можно работать» .

В этой статье будет затронута такая тема, как космические корабли будущего: фото, описание и технические характеристики. Прежде чем перейти непосредственно к теме, предлагаем читателю короткий экскурс в историю, который поможет оценить современное состояние космической отрасли.

Космос в период холодной войны был одной из арен, на которых велось противостояние между США и СССР. Главным стимулом развития космической отрасли в те годы было именно геополитическое противостояние сверхдержав. Огромные ресурсы были брошены на программы освоения космоса. Например, на реализацию проекта под названием "Аполлон", основная цель которого - высадка на поверхность Луны человека, правительство Соединенных Штатов потратило примерно 25 млрд долларов. Эта сумма для 1970-х годов была просто гигантской. Бюджету Советского Союза лунная программа, которой осуществиться так и не было суждено, обошлась в 2,5 млрд рублей. 16 млн рублей стоила разработка космического корабля "Буран". При этом ему было суждено совершить только один космический полет.

Программа "Спейс шаттл"

Его американскому аналогу повезло намного больше. "Спейс шаттл" совершил 135 запусков. Однако "шаттл" этот оказался не вечен. Последний его запуск состоялся 8 июля 2011 года. Американцы за время осуществления программы выпустили 6 "шаттлов". Один из них являлся прототипом, не осуществлявшим никогда космических полетов. 2 других и вовсе потерпели катастрофу.

Программу "Спейс шаттл" с экономической точки зрения вряд ли можно считать успешной. Гораздо более экономичными оказались корабли одноразового использования. К тому же вызвала сомнения безопасность полетов на "шаттлах". В результате двух катастроф, произошедших в период их эксплуатации, жертвами стали 14 астронавтов. Однако причина таких неоднозначных итогов путешествий заключается не в техническом несовершенстве кораблей, а в сложности самой концепции предназначенных для многоразового использования космических аппаратов.

Значение космических аппаратов "Союз" сегодня

В итоге "Союз", космические корабли одноразового использования из России, которые были разработаны еще в 1960-е годы, стали единственными аппаратами, осуществляющими сегодня пилотируемые полеты на МКС. Следует отметить, что это не означает их превосходства над "Спейс шаттлом". Они обладают рядом существенных недостатков. Например, грузоподъемность их ограничена. Также использование такого рода аппаратов приводит к тому, что накапливается орбитальный мусор, который остается после их эксплуатации. Очень скоро космические полеты на "Союзе" станут историей. На сегодняшний день нет реальных альтернатив. Все еще находятся в стадии разработки космические корабли будущего, фото которых представлены в этой статье. Заложенный в концепции многоразового использования кораблей огромный потенциал зачастую даже в наше время остается технически нереализуемым.

Заявление Барака Обамы

Барак Обама в июле 2011 года заявил о том, что главной целью астронавтов из США на ближайшие десятилетия является полет на Марс. Космическая программа "Созвездие" стала одной из программ, которые NASA осуществляет в рамках полета на Марс и освоения Луны. Для этих целей, конечно, нужны новые космические корабли будущего. Как же обстоит дело с их разработкой?

Космический корабль "Орион"

Основные надежды возлагаются на создание "Ориона" - нового космического корабля, а также ракет-носителей "Арес-5" и "Арес-1" и лунного модуля "Альтаир". В 2010 году правительство Соединенных Штатов решило свернуть программу "Созвездие", но, несмотря на это, NASA все-таки получило возможность дальнейшей разработки "Ориона". В ближайшем будущем планируется осуществить первый испытательный беспилотный полет. Предполагается, что аппарат во время этого полета удалится от Земли на 6 тыс. км. Это примерно в 15 раз больше, чем расстояние, на котором находится от нашей планеты МКС. Корабль после тестового полета возьмет курс на Землю. Новый аппарат в атмосферу может входить, развивая скорость 32 тыс. км/ч. "Орион" по данному показателю превосходит на 1,5 тыс. км/ч легендарный "Аполло". На 2021 год намечено осуществление первого пилотируемого запуска.

В роли ракет-носителей этого корабля, согласно планам NASA, будут выступать "Атлас-5" и "Дельта-4". Было решено отказаться от разработки "Ареса". Для освоения дальнего космоса, кроме того, американцы проектируют SLS - новую ракету-носитель.

Концепция "Ориона"

"Орион" является кораблем частично многоразового использования. Он находится концептуально ближе к "Союзу", чем к "Шаттлу". Большинство космических кораблей будущего являются частично многоразовыми. Данная концепция предполагает то, что жидкую капсулу корабля после посадки на Землю можно будет использовать повторно. Это позволит совместить экономичность эксплуатации "Аполло" и "Союза" с функциональной практичностью многоразовых кораблей. Это решение является переходным этапом. По всей видимости, в далекой перспективе станут многоразовыми все космические корабли будущего. Такова тенденция развития космической отрасли. Поэтому можно сказать, что советский "Буран" - прототип космического корабля будущего, как и американский "Спейс шаттл". Они сильно опередили свое время.

CST-100

Слова "предусмотрительность" и "практичность", похоже, характеризуют американцев как нельзя лучше. Правительство этой страны приняло решение не взваливать на плечи "Ориона" все космические амбиции. Сегодня по заказу NASA сразу несколько частных фирм разрабатывают свои космические корабли будущего, которые призваны заменить аппараты, используемые сегодня. Компания Boeing, например, разрабатывает CST-100 - частично многоразовый и пилотируемый корабль. Он предназначен для коротких путешествий на орбиту Земли. Основной задачей его будет доставка грузов и экипажа на МКС.

Планируемые запуски CST-100

До семи человек может составлять экипаж корабля. Во время разработки CST-100 было уделено особое внимание комфорту астронавтов. Было существенно увеличено жилое пространство его по сравнению с кораблями прошлого поколения. Вероятно, запуск CST-100 будет производиться с использованием ракет-носителей "Фалькон", "Дельта" или "Атлас". "Атлас-5" при этом является самым подходящим вариантом. С помощью воздушных подушек и парашюта будет осуществляться посадка корабля. Согласно планам фирмы Boeing, CST-100 в 2015 году ждет целая серия испытательных запусков. Беспилотными будут первые 2 полета. Основная задача их - вывести на орбиту аппарат и протестировать системы безопасности. Пилотируемая стыковка с МКС планируется во время третьего полета. CST-100 в случае успешных испытаний очень скоро придет на замену "Прогрессу" и "Союзу" - российским кораблям, монопольно осуществляющим сегодня пилотируемые полеты на МКС.

Разработка "Дракона"

Другим частным кораблем, призванным выполнять доставку экипажа и грузов на МКС, будет разработанный фирмой SpaceX аппарат. Это "Дракон" - моноблочный корабль, частично многоразовый. Планируется построить 3 модификации данного аппарата: автономную, грузовую и пилотируемую. Как и у CST-100, экипаж может составлять до семи человек. Корабль в грузовой модификации может брать на борт 4 человека и 2,5 тонны груза.

"Дракон" хотят в будущем использовать также для полета на Марс. Для этого создается специальная версия этого корабля под названием "Рэд драгон". Беспилотный полет этого аппарата на Красную планету состоится, согласно планам космического руководства США, в 2018 году.

Конструктивная особенность "Дракона" и первые полеты

Многоразовость является одной из особенностей "Дракона". Топливные баки и часть энергетических систем после полета будет спускаться вместе с жилой капсулой на Землю. Затем их можно использовать вновь для космических полетов. Данная конструктивная особенность выгодно отличает "Дракон" от большинства других перспективных разработок. "Дракон" и CST-100 в ближайшем будущем будут дополнять друг друга и служить в качестве "подстраховки". Если один из этих типов корабля не сможет по какой-то причине выполнить задачи, поставленные перед ним, то часть его работы возьмет на себя другой.

Впервые "Дракон" был выведен на орбиту в 2010 году. Успешно завершился испытательный беспилотный полет. А в 2012 году, 25 мая, этот аппарат пристыковался к МКС. К тому моменту на корабле системы автоматической стыковки не было предусмотрено, и пришлось для ее осуществления воспользоваться манипулятором космической станции.

"Дрим Чейзер"

"Дрим Чейзер" - еще одно название космических кораблей будущего. Нельзя не упомянуть этот проект компании SpaceDev. Также в его разработке приняли участие 12 партнеров компании, 3 университета США и 7 центров NASA. Данный корабль существенно отличается от других космических разработок. Он напоминает внешне "Спейс шаттл" в миниатюре и может осуществлять посадку так же, как и обычный самолет. Основные его задачи схожи с задачами, стоящими перед CST-100 и "Драконом". Аппарат предназначен для доставки экипажа и грузов на околоземную орбиту, а выводиться туда он будет с помощью "Атласа-5".

А что у нас?

А чем же может ответить Россия? Каковы российские космические корабли будущего? РКК "Энергия" в 2000 году начала проектирование космического комплекса "Клипер", являющегося многоцелевым. Этот космический аппарат многоразовый, напоминающий чем-то внешне "шаттл", уменьшенный в размерах. Он предназначен для решения различных задач, таких как доставка груза, космический туризм, эвакуация экипажа станции, полеты на другие планеты. Определенные надежды возлагались на этот проект.

Предполагалось, что космические корабли будущего России будут вскоре сконструированы. Однако из-за отсутствия финансирования пришлось с этими надеждами распрощаться. Проект закрыли в 2006 году. Технологии, которые были разработаны за эти годы, планируется использовать для проектирования ППТС, известной также как проект "Русь".

Особенности ППТС

Лучшие космические корабли будущего, как полагают специалисты из России, - это ППТС. Именно этой космической системе суждено будет стать новым поколением космических аппаратов. Она будет способна заменить "Прогрессы" и "Союзы", стремительно устаревающие. Разработкой этого корабля, как в прошлом "Клипера", занимается сегодня РКК "Энергия". ПТК НК станет базовой модификацией этого комплекса. Основная задача его, опять же, будет заключаться в доставке экипажа и грузов на МКС. Однако в отдаленной перспективе находится разработка модификаций, которые будут способны летать на Луну, а также выполнять различные исследовательские миссии, продолжительные по времени.

Сам корабль должен стать частично многоразовым. Будет повторно использована жидкая капсула после совершения посадки, а вот двигательно-агрегатный отсек - не будет. Любопытной особенностью данного корабля является возможность его посадки без парашюта. Реактивная система будет применяться для торможения и приземления на земную поверхность.

Новый космодром

В отличие от "Союзов", которые взлетают с расположенного в Казахстане космодрома "Байконур", новые корабли планируется запускать со строящегося в Амурской области космодрома "Восточный". 6 человек составит экипаж. Аппарат может также брать груз весом до 500 кг. Корабль в беспилотной версии может доставлять грузы до 2-х тонн весом.

Проблемы, стоящие перед разработчиками ППТС

Одной из основных проблем, стоящих перед проектом ППТС, является отсутствие ракет-носителей с необходимыми характеристиками. Основные технические моменты космического аппарата сегодня проработаны, однако в весьма затруднительное положение ставит его разработчиков отсутствие ракеты-носителя. Предполагается, что она будет близка по характеристикам к "Ангаре", которая была разработана еще в 90-е годы.

Другой серьезной проблемой, как ни странно, является цель проектирования ППТС. Едва ли Россия сегодня может позволить себе осуществление амбициозных программ по освоению Марса и Луны, аналогичных тем, которые претворяют в жизнь Соединенные Штаты. Даже если космический комплекс будет успешно разработан, скорее всего, единственной его задачей останется доставка экипажа и грузов на МКС. До 2018 года отложено начало испытаний ППТС. Перспективные аппараты из США к этому времени, скорее всего, уже возьмут на себя функции, выполняемые сегодня российскими кораблями "Прогресс" и "Союз".

Туманные перспективы космических полетов

Фактом является то, что мир сегодня остается лишенным романтики космических полетов. Речь, конечно, идет не о космическом туризме и запуске спутников. Можно не беспокоиться за эти сферы космонавтики. Полеты на МКС очень важны для космической отрасли, однако срок пребывания на орбите самой МКС ограничен. В 2020 году планируется ликвидировать эту станцию. А пилотируемые космические корабли будущего являются составной частью конкретной программы. Нельзя разрабатывать новый аппарат в случае отсутствия представлений о стоящих перед ним задачах. Не только для доставки экипажей и грузов МКС проектируются новые космические корабли будущего в США, но также для полетов на Луну и Марс. Однако данные задачи от повседневных земных забот настолько далеки, что нам вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы значительных прорывов в сфере космонавтики. Космические угрозы остаются фантастикой, поэтому нет смысла конструировать боевые космические корабли будущего. И, конечно, у держав Земли множество других забот, кроме борьбы друг с другом за место на орбите и других планетах. Строительство таких аппаратов, как военные космические корабли будущего, поэтому также нецелесообразно.

Оружие будущего России 2020

Перспективные разработки России

Новое:

Перевооружение армии и флота — это не только поставки уже существующей современной техники в войска. В России постоянно ведутся работы по созданию принципиально новых видов вооружений и принимаются соответствующие решения по их перспективному развитию. Ниже представлен небольшой обзор самых современных образцов оружия, которые создаются в России. Для обзора образца щелкните по любой синей панели.

Новые межконтинентальные стратегические ракеты

Новые стратегические ракеты России

Новое:

Основу ракетного щита России составляют тяжелые жидкостные МБР «Воевода» и «Сотка». Срок службы этим МБР продлили втрое. Сейчас им на замену идет перспективный тяжелый комплекс «Сармат». — это ракета 100-тонного класса, несущая в головной части не менее 10 разделяющихся боевых блоков. О степени ее продвижения можно судить хотя бы по годовому отчету Сафоновского ОАО «Авангард», которое приступило к разработке транспортно-пускового контейнера ракеты.

То есть основные массо-габаритные характеристики «Сармата» уже определены. Серийное производство планируется на знаменитом «Красмаше», под реконструкцию которого из федерального бюджета выделено 7,5 млрд руб. Также ведутся работы по созданию перспективного боевого оснащения, в том числе блоков индивидуального разведения с перспективными средствами преодоления ПРО (ОКР «Прорыв» — «Неизбежность»).

Командование РВСН планирует в 2013 году провести экспериментальный пуск межконтинентальной баллистической ракеты среднего класса «Авангард». Это четвертый с 2011 года пуск. Три предыдущих были успешными. В предстоящем испытании ракета полетит с макетом штатной боевой части, а не с балластом, как раньше». «Авангард» — это принципиально новая ракета и не является продолжением семейства «Тополей». По расчетам командования РВСН, «Тополь-М» может быть поражен 1-2 противоракетами типа перспективной американской SM-3, а на каждый «Авангард» требуется не менее полусотни противоракет. То есть эффективность прорыва ПРО возрастает на порядок.

В «Авангарде» на смену привычной, с разделяющейся головной частью индивидуального наведения ракете (РГЧ ИН) приходит новая система с управляемым боевым блоком (УББ). Боевые блоки в РГЧ ИН сидят в один или два яруса (как у «Воеводы») вокруг двигателя ступени разведения. По команде ее компьютера ступень разворачивается в сторону той или иной цели и коротким импульсом двигателя отправляет уже освобожденный от креплений боевой блок по адресу. В этом последнем полете он летит по баллистической кривой, как брошенный камень: маневрировать по курсу и высоте он не может.

В отличие от него управляемый блок представляет собой вполне самостоятельную ракету с собственной системой управления и наведения, двигателем и рулями в виде конической «юбочки» по нижнему обрезу конуса. Двигатель позволяет ему маневрировать в космосе, а «юбочка» - в атмосфере. Благодаря подобному управлению боеголовка может пролететь 16 тыс. км с высоты 250 км. То есть дальность «Авангарда» в целом может превысить 25 тыс. км!

Донные ракетные комплексы

Донные ракетные комплексы России

Летом 2013 года в Белом море планируется начать испытания новой баллистической ракеты «Скиф», способной находиться в режиме ожидания на морском и океанском дне и в нужный момент выстреливать и поражать наземные и морские объекты. «Скиф» использует толщу океана как своеобразную шахтную установку. А развертывание таких систем на морском дне обеспечит необходимую неуязвимость оружия возмездия.

Новые мобильные контейнерные ракетные комплексы

Club-K — Новые мобильные контейнерные ракетные комплексы России

Россия создает и производит боевые (морские и железнодорожные) контейнерные ракетные комплексы. В настоящее время в этом направлении активно ведутся различные работы.

Успешно прошли испытания ракеты , выпущенной из пусковых установок, размещенных в стандартном грузовом контейнере комплекса Club-K. Один из первых пусков был осуществлен еще 22 августа 2012 года на специализированном полигоне.

Противокорабельная ракета Х-35 отличается малозаметностью и полетом к цели на высоте не более 15 метров, а на конечном участке траектории — 4 метра. Комбинированная система самонаведения и мощная боевая часть позволяют одной ракетой уничтожить боевой корабль водоизмещением 5000 тонн. Теперь эта ПКР стала частью российского контейнерного комплекса — Club-K.

Российский контейнерный комплекс Club-K - предназначен для поражения надводных и наземных целей. Комплексом могут оснащаться береговые линии, суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы. Комплекс является модификацией хорошо известной ракетной системы Калибр.

Впервые макет контейнерного ракетного комплекса показали на военно-техническом салоне в Малайзии в 2009 году. Он сразу произвел фурор. Дело в том, что Club-K представляет из себя стандартные грузовые 20- и 40-футовые контейнеры, которые могут перевозится на морских судах, железнодорожным транспортом или автомобилями-трейлерами.

Шайтан-контейнер

Идея размещения различных боевых систем в специальных мобильных модулях не нова. Однако лишь у нас догадались в качестве таких модулей использовать стандартные грузовые 20/40-футовые контейнеры.

Внутри контейнеров спрятаны командные пункты (системы разведки и боевого управления) и пусковые установки ракет 3М-14 (для поражения наземных целей) или пусковые установки многоцелевых противокорабельных ракет типа Х-35, 3М-54, способных поражать как сухопутные, так и крупные надводные цели. Например ракета 3М-54 способна уничтожить даже авианосец.

Для справки — дальность полета крылатой ракеты 3М14 комплекса Калибр с ЯБЧ/ФБЧ составляет 2650 и 1600 км соответственно.

Комплекс Club-K может быть применён , как с наземных стартовых позиций, так и с железнодорожных, морских или автомобильных платформ. И получается, что любой контейнеровоз, перевозящий Club-K, по сути становится ракетоносцем с сокрушительным залпом. А любой железнодорожный состав с такими контейнерами или конвой тяжелых автомобилей-контейнеровозов – мощным ракетным подразделением, способным появиться там, где враг не ждет. Ничего подобного ни в США, ни в Западной Европе не разрабатывали.

Основной элемент комплекса — универсальный стартовый модуль (УСМ), исполненный в виде контейнера. В базовый состав комплекса Club-K входит до четырёх УСМ, боекомплект одного УСМ составляет 4 ракеты, каждый УСМ полностью автономен. Таким образом размещение всего 4-8 комплексов Club-K например на борту десантного Иван Грен, превратит этот БДК в корабль-арсенал крылатых ракет, который будет способен нанести сокрушительный стратегический дальний удар по любым целям 16-32 КРБД сразу.

Пуски Калибров из акватории Каспия и успешно проведенные бросковые и войсковые испытания Club-K показали всему миру реальные возможности этого мобильного ракетного комплекса России. Комплекс уже начал поставляться на экспорт. Первым его покупателем стала Индия.

Стратегический бомбардировщик 5-го поколения

Российский стратегический бомбардировщик нового поколения — ПАК ДА

Компанией «Туполев» разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) - российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения. Самолёт не будет являться глубокой модернизацией Ту-160, а будет принципиально новым летательным аппаратом, основанным на принципиально новых решениях.

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. В августе 2012 г. было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему.

В марте 2013 года проект самолёта был утверждён командованием ВВС России. ПАК ДА заменит собой современные ядерные ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Военные из нескольких вариантов выбрали дозвуковой самолет-невидимку - со схемой «летающее крыло», который из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров.

В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВВС самолёты дальней (стратегической) авиации Ту-95 и Ту-160.

Российский истребитель 5-го поколения

ПАК ФА Т-50 vs F-22 и J-20

С тех пор, как Российский ПАК ФА (Т-50) и Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 встали на крыло, споры об их достоинствах и недостатках не утихают.

Однако разбор полетов уже перешел на совершенно другой качественный уровень, так как с этого момента появилась реальная возможность прямого сравнения этих истребителей с их американским серийным аналогом- самым дорогим истребителем ВВС США F-22 Raptor.

Но для того, чтобы сравнивать что-либо с чем-то, нужно сначала привести критерии сравнения, а в нашем случае ответить на вопрос:

Что такое истребитель 5-го поколения?

Характерные признаки 5-го поколения:
— малозаметность — применением мер снижения ЭПР (эффективной поверхности рассеяния);
— использование мощных двигателей 5-го поколения;
— сверхзвуковой крейсерский полёт в бесфорсажном режиме;
— сверхманевренность;
— РЛС с АФАР;
современный комплекс вооружения.

Плюс интеграция бортовых систем отдельных самолётов в общую сеть компьютерного управления войсками (АСУ).

Критерии сравнения понятны. Теперь давайте воспользуемся ими и (для тех, кто ценит свое время) составим простую таблицу сравнения российского, американского и китайского истребителей пятого поколения по всем указанными выше признакам. Щелкните по голубой панели для просмотра таблицы.

Таблица сравнения

http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/armii_mira/sravnenie_vvs_rossii_i_ssha/3-1-0-872

И вместо заключения

F-22 уже снят с производства, а J-20 и F-35 не доделаны и ещё далёки от совершенства. Как впрочем и российский ПАК ФА.

В настоящее время завершен первый этап испытаний Т50 и этой весной при 100% загрузке топливом и масса-габаритными макетами вооружений 4-ый борт взлетел с 310 метровой полосы, достиг максимальной скорости 2610 км/ч и крейсерской скорости в 2135 км/ч, при этом еще оставался потенциал по разгону, а так же забрался на 24300 метров (выше не разрешили).

Сейчас Т-50 проходит Государственные испытания. А в Башкирии начинается выпуск авиационных двигателей нового поколения (Изд.-129 ), которыми будут оснащать многоцелевой истребитель Т-50 на втором этапе. Изделие-129 — это двигатель с увеличенной мощностью и поворотным управлением реактивного сопла. Так что борьба за рынок и небо v5.0 только начинается …

Российский истребитель 6-го поколения

Каким будет истребитель 6-го поколения РФ?

Россия проектирует истребитель 6-го поколения. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель генерального директора концерна КРЭТ Владимир Михеев.

По словам Михеева, речь идет о 2-х версиях машины: пилотируемой и беспилотной. Кто конкретно создаёт новый истребитель, не сообщается. Скорее всего - ОКБ Сухого и/или компания МиГ.

ТТХ российского истребителя 6-го поколения

Вооружение российского истребителя 6-го поколения

Время истребителя шестого поколения уже пришло

Появление российского истребителя 6-го поколения не за горами. В ОАК утверждают, что прототип самолета совершит первый полет в 2023-2025. А полная его готовность может быть достигнута в 2030.

Противоракетная оборона будущего

Российская противоракетная оборона будущего

Продолжаются работы по созданию системы ПРО С-500. В этом новом поколении российских ракетно-зенитных комплексов предполагается применить раздельное выполнение задач по уничтожению баллистических и аэродинамических ракет. С-500 в отличие от С-400, которая рассчитана на противовоздушную оборону, создается как система противоракетной обороны, в том числе она сможет бороться с гиперзвуковыми средствами, которые активно развивают США. Система воздушно-космической обороны С-500, которую обещают сконструировать в 2015 году, должна будет сбивать объекты, летящие на высоте свыше 185 км и на удалении более 3,5 тыс. км от пусковой установки.

На настоящий момент уже завершен эскизный проект и проводится техническое проектирование. Главным предназначением данного комплекса является поражение новейших образцов оружия воздушного нападения, разрабатываемого в мире на сегодняшний день. Предполагается, что система будет способна решать задачи не только в стационарном варианте: она будет выдвигаться в зону боевых действий, наиболее актуальную в конкретное время. Эскадренные миноносцы (эсминцы), которые Россия должна начать производить в 2016 году, будут также оснащать корабельным вариантом противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры

Боевые лазеры России

Россия начала заниматься разработками в области тактического лазерного оружия раньше США и имеет в своем арсенале опытные образцы высокоточных боевых химических лазеров. Первая подобная установка была испытана нами еще в 1972 году. Уже тогда отечественная мобильная «лазерная пушка» была способна успешно поражать воздушные цели. По мнению некоторых экспертов: «С тех пор возможности России в данной области значительно возросли, и США приходится нас догонять». Сейчас на эти работы выделяется значительно больше средств, что, несомненно, приведет к дальнейшим успехам.

Так 2013 году по заказу министерство обороны РФ продолжились работы по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Разработкой лазеров занимаеться концерн ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева и компания «Химпромавтоматика».

ТАНТК имени Бериева возобновил работы по модернизации летающей лаборатории А-60 (на базе транспортника Ил-76), которя использовалась для отработки новых лазерных технологий. Летающая лаборатория базируется на аэродроме под Таганрогом.

Для продвижения и развития лазерных технологий Россия построит самый мощный в мире лазер. Суперлазер в Сарове будет занимать площадь примерно в два футбольных поля, а в самой высокой точке достигать размеров 10-этажного дома. Установка будет иметь 192 лазерных канала и огромную энергию лазерного импульса, у американского и французского она около двух мегаджоулей, у российского примерно в 1.5-2 раза больше.

Суперлазер позволит создать в веществе огромные плотности и температуры, близкие тем, что протекают на звездах, например, на Солнце. В перспективе речь может идти о получении энергии термоядерного синтеза на новом принципе — лазерном термояде. Это будет конкурент строящейся сейчас во Франции установке ИТЭР, в основе которой система токамак. Кроме того, суперлазер будет в лабораторных условиях моделировать процессы, которые наблюдались при испытаниях термоядерного оружия. Стоимость строительства оценивается примерно в 1,16 миллиарда евро.

Перспективная бронетехника

Перспективная бронетехника России

В 2014-ом году Минобороны России намерено начать закупки перспективных основных боевых танков на базе единой платформы тяжелой бронетехники «Армата». По сообщению «Интерфакс», об этом заявил Юрий Борисов, заместитель министра обороны России. По словам замминистра, сначала будет размещен заказ на поставку опытно-промышленной партии из 16-ти новых танков.

На основе опытной партии боевых машин планируется проведение подконтрольной войсковой эксплуатации. О других подробностях касательно закупки перспективных боевых машин замминистра не уточнил. Создание первого прототипа танка на базе платформы «Армата», согласно действующему графику, должно состояться уже в 2013-ом году, а поставку новых боевых машин в войска планируется начать с 2015-го года.

Утверждение технического проекта «Армата» Министерством обороны РФ состоялось 23-го марта 2012-го года. Как заявил начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, генерал-майор Александр Шевченко, проект полностью соответствует всем существующим требованиям военного ведомства. Разработка перспективного танка поручена «Уралвагонзаводу».

Еще один проспект российского ОПК — «Терминатор» («Объект 199″). Это боевая машина поддержки танков, предназначенная для уничтожения живой силы, бронетехники, воздушных целей, а также различных укреплений и укрытий.

«Терминатор» может создаваться как на базе танка Т-72, так и на базе Т-90. Штатное вооружение состоит из двух 30-миллиметровых пушек, пулемета Калашникова, ПТУР «Атака» с лазерным наведением и двух гранатометов АГС-17. Возможности БМПТ позволяют вести огонь высокой плотности по четырем целям одновременно. В первый же день салона IDEX-2013 в Абу-Даби модернизированный танк Т-90С и «Терминатор» попали в топ-десятку.

Высокоточное оружие

Высокоточное оружие России

ВВС России получат ракеты для нанесения ударов по наземным и надводным целям с наведением по ГЛОНАСС.

В июле на полигоне ГЛИЦ им. В.П.Чкалова в Ахтубинске пройдут испытания ракет С-24 и С-25, оснащенных специальными комплектами с ГСН и накладками на рули управления. Комплекты наведения ГЛОНАСС начнут массово поступать на авиабазы уже в 2014 году, то есть российская фронтовая и вертолетная авиация целиком перейдет на высокоточное оружие».

С-24 и С-25 — стали высокоточными

Неуправляемые ракеты (НУР) С-24 и С-25 остаются основным оружием штурмовой и бомбардировочной авиации России, однако НУР бьют по площадям, а в современных условиях это дорогое и неэффективное удовольствие. Головки самонаведения по ГЛОНАСС переведут С-24 и С-25 в класс высокоточного оружия, способного поражать малоразмерные цели с точностью до 1 м.

Робототехника

Боевая Робототехника России

Приоритеты в создании перспективных видов вооружения и военной техники фактически определены. Упор сделан на создание максимально роботизированных боевых систем, в которых человеку отводится безопасная функция оператора.

По робототехнике намечен целый ряд программ: создание силовых доспехов, известных как экзоскелеты, разработка подводных роботов самого различного назначения, проектирование серии беспилотных летательных аппаратов. В робототехнические новации вписывается активизация работ по сетевым технологиям военного назначения. Планируется создать технологии беспроводной передачи электроэнергии. Опытами в этом направлении занимался еще Никола Тесла сто лет назад. Новые технологии позволят реализовать его идеи в промышленном масштабе.

Российскими специалистами относительно недавно (2011-2012 год) был создан робот SАR-400. Ростом он 163 см и представляет собой торс с двумя «руками»-манипуляторами, которые оснащены специальными сенсорами, позволяющими оператору чувствовать предмет, к которому прикасается железная рука.

SAR-400 может выполнять множество функций — от полетов в Космос до проведения дистанционно хирургических операций. А в военном деле ему вообще цены нет. Он может быть и сапером, и разведчиком, и ремонтником. По своим тактико-техническим характеристикам и рабочим возможностям андроид SAR-400 или превосходит (например по сжатию кисти) или не уступает всем зарубежным аналогам, в том числе, американским. Планируется, что в течение двух ближайших лет робот SAR-400 отправится на борт Международной космической станции (МКС), а позже будет использоваться в будущих миссиях на Луне и Марсе.

Принципиально новое стрелковое оружие

Новое российское стрелковое оружие

Ижевские оружейники приступили к разработке стрелкового автоматического вооружения нового поколения, принципиально отличающегося от самой популярной в мире системы Калашникова. Речь идет о новой платформе, которая позволит конкурировать с самими современными аналогами стрелкового оружия в мире и обеспечит силовые ведомства принципиально новыми системами вооружения, полностью соответствующими программе перевооружения российской армии до 2020 года.

Стрелковое оружие будущего будет модульного типа, что позволяет упростить производство и последующую модернизацию. При этом чаще будет использоваться схема, при которой ударный механизм и магазин оружия расположены в прикладе позади спускового крючка. Для разработки принципиально новых систем стрелкового оружия будут также использоваться боеприпасы с новым баллистическим решением - у них будет повышенная кучность, большая эффективная дальность, более высокая пробивающая способность.

Перед оружейниками стоит задача создать новую систему «с нуля», не опираясь на устаревшие принципы. Для достижения этой цели «Ижмаш» будет привлекать новые технологии. Тем не менее, от работ по модернизации автоматов Калашникова 200-й серии «Ижмаш» отказываться не будет, поскольку поставками АК-200 уже заинтересовались российские спецслужбы.

Гиперзвуковое оружие России

Циркон — наступает гиперзвуковая эпоха

В Великобритании паника — русские создали гиперзвуковую ракету Циркон.

«Эта ракета угрожает всему западному миру, она изменит баланс сил. Эта ракета может одним ударом пустить ко дну два самых крупных авианосца Британии стоимостью 6000000000 фунтов. Её радиус 1000 км и скорость 8 Махов. Сбить ракету на такой скорости не способна ни одна ПРО».

Плюс Циркон уникален тем, что его можно запустить как с земли, так и с моря или из под воды. Скорость Циркона просто поражает. Неудачный американский аналог имеет скорость почти на 40% ниже.

При полете Циркона на максимальной скорости его головная часть раскаляется, образуя облако плазмы. Это затрудняет работу радаров и превращает ракету в невидимку. Отсюда Циркон получил на Западе имя — Ужас в плазме.

Также супостаты отмечают, что русские всегда занижают ТТХ своих изделий. Так что после поступления Циркона на вооружение, НАТО ждёт неприятный сюрприз.

Скорость 8 Махов и радиус 1000 км – не предел

Для полета Цирконов на гиперзвуковых скоростях создано специальное горючее – Децилин-М с применением наночастиц алюминия. Это увеличивает энергоемкость и плотность топлива почти на 20%.

По мнению экспертов, скорость Цирконов на новом топливе достигнет 12 Махов, а дальность полета превысит 1500 километров. По словам замминистра МО генерала Дмитрия Булгакова, это же топливо будет использовано при создании двигателей для новых стратегических гиперзвуковых крылатых ракет, что позволит им превысить скорость в 5 Махов.

То есть и 8 Махов – не предел. Еще в августе 2011 года генеральный директор корпорации Тактическое ракетное вооружение Борис Обносов заявлял, что корпорация приступает к разработке гиперзвуковых ракет, способных развивать скорость 12-13 Махов! Так что, как и в случае с занижением ТТХ Калибров, скоростью в 8 Махов дело точно не ограничится.

15 апреля 2017 новая российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Циркон разогналась до скорости 8 Махов (8500 км/час), сообщает ТАСС со ссылкой на источник в ОПК РФ.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает восьми Махов (число, учитывающее зависимость величины скорости звука от высоты полета)», — сказал собеседник агентства.

По его словам, для запуска этих ракет могут использоваться универсальные пусковые установки 3С14. Сейчас корабельный комплекс запускает ракеты «Калибр» и «Оникс».

Чем опасен Циркон для штатов

Дальность действия российских противокорабельных крылатых ракет Циркон заставит авианосные ударные группы ВМС США держаться в тысячах километров от нашего побережья. Что сделает удары их палубной авиации по нашим наземным объектам или мало эффективными или вообще невозможными.

Логика тут простая. Основная ударная сила любого современного авианосца США - это палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 СуперХорнет. Их боевой радиус — 400 морских миль. Чтобы F/A-18 оказались в состоянии хотя бы угрожать ракетно-бомбовыми ударами по целям на нашем берегу, они должны взлетать с палубы за 740 километров от объектов будущего удара. При этом объявленная дальность действия Циркона — 1000 км и защиты от него у них нет.

На вооружение Циркон должен быть принят в 2018, заменяя на боевом посту ПКР Гранит. Таким образом, ни один корабль супостатов отныне не будет чувствовать себя в безопасности, ибо существующие на сегодняшний день у Запада противоракеты физически не могут противостоять российской ракете Циркон.

Авианосец Шторм, БДК Прибой и эсминец Лидер

Перспективный российский авианосец Шторм, БДК Прибой и эсминец Лидер

В ОПК было озвучено строительство 8 новых универсальных десантный кораблей проекта Прибой, разработанного Невским ПКБ.

Перспективные БДК, будут обладать водоизмещением порядка 14 тысяч тонн и авиационной группой из восьми вертолетов Ка-27 и . Их строительство планируется начать в 2016.

На вооружении новейших БДК будут стоять зенитный ракетно-артиллерийские комплексы Панцирь-М. Прибой сможет перевозить до 500 десантников и до 40-60 единиц техники. Длина корабля составит 165 метров, ширина - 25 метров.

АПЛ 5-го поколения

Какими будут АПЛ 5-го поколения

Концепция создания атомоходов 5-го поколения подразумевает внедрение роботизированных комплексов, композитных технологий и новых типов крылатых ракет.

О предполагаемых ТТХ атомных подлодок 5-го поколения известно крайне мало. По данным, которые иногда отрывочно вбрасываются в СМИ прорисовывается следующий образ будущих АПЛ:

Шифр: Хаски
Разработчик: петербургское конструкторское бюро машиностроения Малахит
Тип: многоцелевые
Платформа: единая, базовая
Версия 1: лодка-охотник (противолодочная субмарина)
Версия 2: носитель крылатых ракет (убийца авианосцев, поражения береговых и надводных целей)
Корпус: высокопрочная сталь
Использование резиновых покрытий: Нет
Использование композитных материалов: Да
Использование унифицированных модульных платформ: Да
Использование роботизированных комплексов: Да
Рули глубины: композитный материал
Рули направления: композитный материал
Гребные винты и линии валов: композитный материал
Малошумность: Да
Малозаметность: Да
Уменьшение размеров: Да
Маскировка от гидролокаторов: Да
Мощности средства связи: повышенная
Интеграция вооружений: Да
Автоматизированные средства разведки-оповещения: Да
Сетецентричность: Да
Вооружение: гиперзвуковые КР Циркон (5-13 Махов) и/или КРБД Калибр
Экипаж: 30 человек

КБ Малахит является признанным брендом советского и российского атомного подводного флота. Бюро разработало такие АПЛ, как Анчар (проект 661, самая быстрая АПЛ), Лира (проект 705), Щука-Б (проект 971) и Ясень (проект 885).

Гиперзвуковые КР Циркон (3М22) разрабатываются корпорацией Тактическое ракетное вооружение, как замена тяжелых противокорабельных комплексов Гранит. В феврале 2016 года они вышли на летно-конструкторские испытания. Должны войти в состав вооружения обновленных атомных крейсеров проекта 1144 Орлан и новейших эсминцев Лидер.

Строительство первой АПЛ 5-го поколения планируется начать в 2017-2018 году. 5-е поколение должно прийти на смену подлодкам проекта 949АМ Антей и многоцелевым субмаринам проектов 971, 945 и 671РТМ.

Мегатонные подводные дроны

Асимметричный ответ России. Мы создаем мегатонные подводные дроны

Россия в два раз больше США. На сегодня треть всего населения США проживает в трёх гигантских мегаполисах. Там производится более половины всего американского ВВП. Зоны этих мегаполисов относительно невелики (около 400 тыс. кв. км) и находятся в основном на побережье. Отсюда, по большей части, и пляшут все ответные асимметричные меры.

Россия создает беспилотную субмарину с мощным ядерным боезарядом для уничтожения баз американских подлодок и других важных объектов на побережье США, пишет Washington Times со ссылкой на источники в Пентагоне. В военном ведомстве США разработка получила кодовое название Kanyon.

По данным американских военных, это будет ударная подводная лодка без экипажа, вооруженная термоядерной боевой частью мощностью «в десятки мегатонн», способная быстро и скрытно перемещаться на большие расстояния.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подтвердил, что в эфире российского телевидения случайно были показаны данные о засекреченной системе «Статус-6», передает «Интерфакс». 9 ноября в эфир «Первого канала» и НТВ вышли сюжеты о совещании с участием президента Путина по вопросам оборонной тематики.

Статус-6 — это тот самый подводный дрон о котором писала Washington Times.

18 марта 2016 года представители «Объединенной судостроительной компании» комментируя сообщения об «Статус-6″ подтвердили разработку «беспилотного подводного робота».

Из вики: Статус-6 - российская океанская многоцелевая система вооружения, предназначенная для поражения баз ВМФ США и важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны. Тот самый асимметричный ответ.

Моделирование в программе NukeMap Алекса Верестейна показывает, что размер зоны поражения от 100 мегатонного взрыва ЯБЧ Статус-6 будет примерно 1700 км на 300 км.

Вторым по силе поражающим фактором является создание искусственного мегацунами с высотой волны 300-500 метров с заходом волны на материк при условии равнинной местности до 500 км