Конспект по информатике на тему интернет. Открытый урок на тему "глобальная сеть internet". Проблемы работы в Интернет с кириллическими текстами

Игры для любого ребенка являются главным источником информации об окружающем мире: они готовят к взрослой жизни, помогают адаптироваться к новым условиям существования. Сюжетно-ролевые игры в старшей группе детского дошкольного учреждения помогают изучить правила поведения, учат, как себя вести в разнообразных ситуациях, укрепляют психику ребенка.

У малыша формируется характер, представление о нравственности, основанные на полученном социальном, общественном опыте. Сюжетно-ролевые занятия – это возможность для дошкольника «примерить на себя» жизнь взрослых, куда он так стремится попасть. Проявленная таким образом активность позволяет ощутить свою внутреннюю свободу, самостоятельность, взаимодействовать с окружающими на равных условиях.

Развитие маленького человечка невозможно без разнообразных игр. В раннем возрасте малышу достаточно взять в ручки погремушку и потрясти ее. Взрослеют дети, их привлекают новые игрушки, усложняются игровые правила. Малыш стремится вовлечь в игровой процесс окружающих, сначала маму, потом других детей. Проявляется творческое начало в личности дошкольника.

В игровой деятельности появляется сюжет: ребятня начинает распределять игровые роли, договариваются о правилах. Сюжетно-ролевые игры дошкольников в старшей группе уже становятся более конкретизированными по теме: не просто «поиграть в куклы», а изобразить сюжетную сцену, например, чаепитие с гостями, где у каждого ребенка есть конкретная роль или разыграть сценку непослушания. Ребенок создает воображаемую ситуацию, которая позволяет примерить на себя любую роль, почувствовать себя главным действующим лицом.

В своих действиях дошкольник абсолютно самостоятелен: он может воображаемым ножом отрезать хлеб, маленькой палочкой, представив ее ключом, открыть замок в двери. Малыш представляет себя в больнице, в школе, в магазине, разыгрывая различные ситуации. Самовыражение ребенка проявляется особенно ярко в сюжетных игровых ситуациях.

Специалисты выделяют сюжетно-ролевые игры как отдельный творческий вид, которые характеризуются обязательным наличием сюжета, распределением ролей, при этом подчиняются определенным игровым правилам. Любой игровой процесс с сюжетом и распределенными ролями – это игровая деятельность коллектива. Здесь принимают участие несколько человек.

Значимая социализация происходит именно в совместной деятельности, когда дошкольники взаимодействуют друг с другом в соответствии с принятыми ролями. Малыш учится нормам социального, нравственного поведения, развивается коммуникативность. Непоседа учится проявлять самостоятельность, находить выход из запутанных ситуаций, идти на конструктивное общение во время конфликтов. У ребенка появляется опыт поведения в разных ситуациях.

К характерным особенностям всех сюжетно-ролевых игр старших дошкольников многие специалисты относят двойственность характера игрового процесса, которая проявляется в соединении вымышленного, воображаемого мира взрослых с реальностью действий дошкольников в игре. Например, малыш сидит на стуле, и одновременно в игровой реальности этот ребенок – водитель автобуса.

Игровые предметы заменяют в воображаемом мире предметы, которые присущи миру взрослых. Двойственность ситуации позволяет дошкольникам получать информацию и усваивать знания о неизвестных им ранее сторонах действительности. Малыш не может вылечить больного, вырвать зуб, но в игровом процессе он узнает, что делает врач, как надо вести себя в больнице, о том, что помогать людям – это хорошо.

Роль педагога в организации игрового процесса

Нередко взрослые считают, что не стоит организовывать детский досуг, достаточно подарить куклы, машинки, пазлы, конструкторы и предоставить полную самостоятельность ребенку. Не стоит забывать, что игровой процесс способствует полноценному развитию, воспитанию детей.

Брошенный на самотёк, неорганизованный досуг дошколят не будет нести никакой познавательной информации. Возможна и обратная ситуация, когда дети, оставленные без присмотра взрослых, могут в процессе игровой деятельности оскорблять друг друга, устраивать драки.

Большинство дошкольников по характеру поведения – консерваторы – они предпочитают играть и разыгрывать те сюжетные линии, в которых им знакомы все правила и условия. Если перед дошколятами ставят задачу самостоятельно выбрать, во что поиграть, то, скорее всего, это будут «дочки — матери», «больница», «магазин» или военные игры с догонялками, которые обычно предпочитают мальчики.

Постоянно повторяемые сюжеты не способствуют расширению кругозора и получению новых умений, знаний. Иногда у детей начинает вырабатываться неприятие любых изменений. Предложение изменить или дополнить сюжет вызывает резко негативную реакцию. Ребенок, предложивший что-то новое, не принимается в коллектив, его начинают игнорировать.

Невозможность изменить сюжет, разыграть новую сценку или бесконечный повтор одинаковых действий, – это следствие неумения призвать воображение и недостаток знаний. Очень рано в любом детском коллективе появляется лидер, признанный остальными малышами. Он быстро организует игровую деятельность, распределяет, кто и кого будет изображать, устанавливает правила.

Жесткие правила, диктуемые подобным лидером, не дают проявить себя другим малышам, ограничивают их развитие как самостоятельной личности. Именно воспитатель, педагог или родители должны проявить руководящую, направляющую роль в организации игрового досуга. Взрослые, с целью расширения кругозора дошкольников, организовывают новые ролевые игры, следят за развитием сюжета, ненавязчиво помогают в игровом процессе.

Нельзя просто предложить игру, в которую можно поиграть: для дошкольников важен процесс подготовки, обсуждение сюжетной линии, распределение ролей, соблюдение обговоренных заранее правил. Необходимо дать возможность каждому дошкольнику пофантазировать, предложить свой вариант развития сюжета, чтобы у малышей развивалось желание придумывать, творить.

Любая сюжетная игра предусматривает наличие игровых атрибутов: для больницы потребуются белые халаты, шапочки, для магазина – весы, касса. С организацией игровой деятельности могут помочь взрослые, при этом немного усложняя игровые правила и добавляя новые условия. Например, при игре в «дочки — матери» можно обыграть появление еще одного ребенка в семье.

В домашних условиях родители также могут устраивать совместные сюжетные игры с ребенком: поиграть в больницу, в школу, в кафе. Взрослые оказывают определяющее влияние на детей, их поведение, соблюдение норм морали, умение договариваться, общаться.

«Семья»

Одной из самых популярных является сюжетно-ролевая игра «семья» для детей в старшей группе. Каждый ребенок часто представляет себя на месте мамы или папы. Дошкольнику нравится разыгрывать различные семейные сценки, при этом часто меняясь ролями.

  • воспроизвести бытовую жизнь семьи, научиться создавать самостоятельно обстановку для данного сюжета с использованием игрушек и других вещей;
  • формирование чувства ценности семейных отношений, взаимопомощи, любви;
  • вовлечение в трудовую деятельность по дому через игровой процесс;
  • создать понимание, что такое семейный бюджет, совместное ведение хозяйства.

Подготовка:

  • предложить дошкольникам вспомнить, как отмечают праздники дома, например, день рождения члена семьи;
  • обсудить, чем заняты родители дома, как семья проводит свободное время, как дома наводят порядок, готовят еду, встречают гостей;
  • выбрать тему.
  • каждому малышу обязательно надо выделить самостоятельную роль в игровом сюжете.

Предметы: куклы, игрушечная мебель и посуда, машинка, фартук, косынка. Разнообразные предметы, которые понадобятся в процессе.

Сюжет. День рождения бабушки. Ждем гостей. Генеральная уборка. Дочка капризничает. Прогулка на машине на природу. Ребенок заболел.

Действия. Например, при выборе сюжета «День рождения» потребуется много действующих лиц. Одни малыши готовят праздничный обед, другие покупают подарки. Необходимо сервировать красиво стол, навести дома порядок, подготовить торжественные поздравления. Взрослые наблюдают, как общаются члены семьи, как помогают друг другу, подсказывают правильное поведение дошкольникам.

В процесс вводятся и элементы трудовой деятельности: необходимо постирать белье и погладить его, починить телевизор или утюг. Для реалистичности разыгрывают бытовые сценки: лопнула труба, перегорела лампочка, планирование совместного бюджета.

«В кафе»

Дошкольники должны уже знать правила поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра «в кафе» малышам поможет понять, как надо правильно себя вести в общественных местах.

Цель – знакомство с общественными местами, работой и обязанностями официанта, повара, директора кафе, формирование культуры поведения.

Предметы: мебель, посуда для кафе, куклы, фартуки для официантов, колпак для повара, деньги, банковские карточки.

Сюжет: после прогулки зайти в кафе с друзьями.

Действия: дети заходят в кафе, занимают столики, делают заказ. Официанты приносят заказ, обслуживают клиентов. Дети благодарят официанта и повара за работу, рассчитываются.

Дошколята могут меняться ролями: те, кто были клиентами, в следующий раз станут официантами и будут угощать гостей кафе. В игровом процессе малыши должны понять, что некрасиво громко кричать, размахивать руками, бегать между столиками. Непоседы должны научиться себя хорошо вести.

«Библиотека»

В настоящее время мало кто из детей знает о работе библиотекарей, о том, зачем нужны сами библиотеки. Дошкольники привыкают с раннего детства пользоваться компьютером, не уделяя внимания книгам. Сюжетно-ролевая игра «библиотека» для дошкольников в старшей группе открывает важность, ценность книг.

Цель – воспитание бережного отношения к литературе, к книгам, увеличение словарного запаса, расширение кругозора. Дать понятие о работе библиотекаря, воспитание уважения к профессии. Научить находить нужную книгу в библиотеке, уметь пользоваться каталогом.

Предметы: книжные полки, столы, книги, раскраски, наборы открыток.

Подготовка и сюжет. Дошколята вспоминают, что такое библиотека, кто там работает, что он делает, как можно взять книгу в библиотеке? Выбираются несколько малышей на роль библиотекарей, остальные – читатели, посетители библиотеки.

Действия. У каждого библиотекаря есть несколько книг, журналов. Читатели подходят и просят показать книги. Когда ребенок выбрал книгу, библиотекарь спрашивает, почему именно эту книгу выбрал читатель? Оформление формуляра читателя. Библиотекарь дает книги настоящим любителям чтения, а чтобы доказать это, малыш — читатель рассказывает стихотворение.

Библиотекарь предлагает посмотреть в читальном зале журналы, наборы открыток. После завершения игры дошколята делятся мнениями, какие книги они видели, какие им понравились. Оценивают работу библиотекарей.

«Поликлиника»

К сожалению, все малыши сталкиваются в своей жизни с заболеваниями, как следствие, с врачами. Сюжетно-ролевая игра «поликлиника» знакомит непосед с работой врачей.

Цель – познакомить дошкольников с профессией врача, воспитать чувство сострадания, доброты к больным. Малыши учатся проявлять внимательность, чуткость.

Предметы: игрушечные наборы для врачей, белые халаты и шапочки, одноразовые маски, бахилы. Градусник, шприцы для уколов, бинты, ножницы. Бумага для рецептов.

Подготовка, сюжет. Для сюжета выбираются действия разных врачей. Например, прием у педиатра, у зубного врача, окулиста. К разновидностям сюжета можно отнести: взятие анализов, проведение прививок.

Прежде чем предложить подобный сюжет, педагог проводит предварительную подготовку. Рассказывает о работе разных врачей, может организовать посещение поликлиники или пригласить медицинского работника в группу. Дошколята делятся на врачей и группу больных. Кто-то может взять роль медсестры.

Действия. Больной пришел в поликлинику, надевает бахилы, берет в регистратуре карточку и направление на прием к врачу. Врач осматривает больного. Спрашивает, какие есть жалобы, внимательно слушает. Проверяет давление, осматривает горло, уши. Назначает курс лечения. Медсестра делает перевязки, уколы, меняет старые повязки.

«Больница»

Нередко игра в поликлинику переходит в сюжетно-ролевую игру «больница».

Цель – воспитание уважения к работе врачей, медицинских сестер, санитаров, других медработников. Формируется и укрепляется чуткость, внимательность, сострадание, желание помочь. Создается понимание важности работы врача.

Предметы: халаты, шапки, фонендоскоп, шприцы, ножницы, бинты, вата, таблетки, тонометр.

Сюжет, подготовка. Больной лежит в больнице, проходит курс лечения. Воспитатель спрашивает, что делают врачи в больницах, знакомит малышей с правилами лечения, обязанностями врачей, медсестер. Рассказывает о режиме дня для больного, правилах его посещения. Выслушиваются все предложения, и обсуждается развитие сюжета и роли.

Действия. Больной приехал в приемный покой больницы. Медсестра берет документы, оформляет его и ведет в палату. Приходит врач, проводит осмотр. Слушает жалобы, измеряет давление и температуру, назначает курс лечения. Медсестра дает таблетки, делает уколы, перевязки. Санитарка следит за порядком и чистотой. Больного навещают знакомые, родственники.

«Школа»

Дошкольники с большим нетерпением ждут, когда пойдут в школу. Подготовиться к этому им поможет сюжетно-ролевая дидактическая игра «школа» в старшей группе.

Цель – дать малышам представление о школе, подготовить к правилам поведения, принятым в учебных заведениях. Приучить к вежливому обращению, привить уважение к труду учителя, любовь к школе.

Предметы: тетради, ручки, книги, карандаши, пеналы, портфели. Мебель для занятий.

Прежде чем приступить к самой игре, воспитатель предлагает непоседам придумать несколько сюжетных линий. Например, учитель проводит урок или директор пришел с проверкой на урок. Дошколята знакомятся с правилами, которые надо соблюдать. Ребятам объясняют, что на уроках нельзя кричать, вскакивать с места, перебивать учителя или других учеников. Задания надо выполнять аккуратно, старательно. Внимательно слушать учителя.

Воспитатель организовывает просмотр фильма о школе, вместе изучают книги, учат песни о школе. Совместно с дошколятами готовится учебный класс, школьные принадлежности. Делаются пеналы из коробочек. Готовятся тетради, учебники, классный журнал. Чтобы писать на доске и стирать надписи, на подставку у доски выкладывают мел, тряпочку.

Действия. В класс входит учитель, ученики приветствуют педагога. Учитель объясняет задание, ученики решают задачи, отвечают на вопросы. Учитель может попросить посчитать до 10 или назвать буквы, написать их на доске. Учитель проверяет тетради, ставит оценки за ответы. Ученики должны сидеть за партой. Если ребенок хочет ответить, он должен поднять руку. Учитель хвалит ученика, ставит оценку за правильный ответ.

Игровые занятия можно сделать по подобию школьных уроков. Первый урок – математика. Учитель просит назвать цифры, решить нетрудную задачу на сложение или вычитание. Второй урок – физкультура, чтобы малыши могли побегать, попрыгать. Третий урок – рисование. Предложить нарисовать школу или лето. После второго урока отвести непосед в школьную столовую.

На занятия может зайти директор школы, который делает заметки в тетради. После уроков директор просит зайти учителя к себе и дает ему задания. После окончания урока раздается звонок, ученики должны дождаться сообщения учителя, что урок окончен. На перемене учащиеся не должны бегать.

Для подобной сюжетной игры с множеством событий и участников, обязательно составляется конспект занятий, где детально прописываются все правила. Стремление дошколят играть в школу должно поддерживаться, поощряться.

«Ателье»

Дошколята должны иметь информацию о разных видах трудовой деятельности, уважать, ценить чужой труд, понимать, что создание любой вещи требует много сил, времени и труда. Сюжетно-ролевая игра «ателье» знакомит дошкольников с работой портных, закройщиц, модельеров.

Цель – научить ценить труд, предоставить знание о работе в ателье, привить уважение к людям трудовой профессии.

Предметы: выкройки, сантиметровая лента, отрезы материи, лекала, мел, куклы.

Для участия в игровом процессе можно привлечь и мальчиков, которые могут проверять швейные машинки, ремонтировать их, доставлять заказы клиентам ателье. Воспитатель знакомит дошкольников с работой ателье. Рассказывает, чем занимаются портные, что делают закройщики, как снимают мерки.

Действия. Клиент приходит в ателье. Вместе с портным выбирает фасон, цвет материала, оформляет заказ. Портной снимает мерки, делает выкройки, шьет изделие. Примерка в ателье, подгонка по фигуре. Клиент получает готовый заказ и оплачивает его.

«Почта»

Сюжетно-ролевая игра «почта» позволяет познакомиться с тем, как организована работа в почтовых отделениях связи, прививает уважение к труду почтальона и других почтовых работников.

Цель – увеличить словарный запас, выучить и понимать значение новых слов: посылка, бандероль, заказное письмо. Развить умение выслушивать, быть вежливыми, умение работать в коллективе.

Предметы: конверты, марки, коробки для посылок, журналы, газеты. В отделе посылок – весы, почтовые штампы. Сумка почтальона.

Данная сюжетная игра характеризуется большим количеством участников. Тут есть роли почтальона, оператора почты, шофера, заведующей, клиентов. Дошкольники могут отправлять посылки и бандероли, получать заказные письма, оформлять подписку на газеты. Шофер привозит и разгружает посылки. Почтальон разносит почту, пенсии, газеты. Оператор оформляет почтовые переводы, сортирует письма, продает газеты. Заведующая почтой контролирует всю работу, проверяет, как все работают. Делает заказы на поставку свежей прессы для реализации, выдает зарплату работникам.

Действия. Клиенты посылают посылки, задают вопросы. Сотрудник почты быстро взвешивает, выписывает квитанцию, ставит печать и клеит марки на бандероль. Люди пишут письма, приходят на почту, кидают в почтовый ящик. Почтальон с сумкой разносит газеты и письма.

Для родителей

Не стоит после целого дня в детском саду усаживать ребенка за компьютер. Лучше сыграйте с ним, используя бытовые семейные сюжеты. Так улучшаются внутрисемейные отношения, устанавливается особенная близость родных людей.

Картотека сюжетно -
ролевых игр в средней
группе

«Семья»
Задачи: Закреплять представления детей о семье , об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Ресурсное обеспечение: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик»,
А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»:
«Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова
«Большая стирка».
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец.
Разыгрываются сюжеты:
«Утро в семье»
«Обед в семье»
«Стройка»
«Папа – хороший хозяин»
«У нас в семье – младенец»
«Вечер в семье»
«Мама укладывает детей спать»
«Выходной день в семье»
«В семье заболел ребенок»
«Помогаем маме стирать белье»
«Большая уборка дома»
«К нам пришли гости»
«Переезд на новую квартиру»
«Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
Игровые действия:
Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать.
Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать.
Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается.

Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать.
Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками ; даёт советы.
Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями.
Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается.
Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.
«Детский сад»
Задачи: Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
Ресурсное обеспечение: Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты.
Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни.
Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек. Экскурсия в прачечную. Организация труда детей - стирка кукольного белья, платочков.
Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный руководитель, няня, повар, прачка.
Разыгрываются сюжеты:
«Утренний прием»
«Наши занятия»
«Зарядка в детском саду»
«Работа няни - завтрак»
«Работа няни - уборка группы»
«На прогулке»
«На музыкальном занятии»
«На физкультурном занятии»
«Осмотр врача»
«Обед в д/саду»

«Работа повара в детском саду»
«Работа в прачечной детского сада»
Игровые действия:
Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми, проводит занятия.
Физ.рук проводит утреннюю зарядку, физкультуру.
Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду…
Муз. руководитель проводит муз. занятие.
Врач осматривает детей, слушает, делает назначения.
Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни.
Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Прачка стирает белье, сушит, гладит, аккуратно складывает, выдает чистое няне.
«Поликлиника»
Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц, шпатель.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному , доброту, отзывчивость, культуру общения.
Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины.
Ресурсное обеспечение: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (градусник, шприц, шпатель) бинт, зелёнка, вата, горчичники, карточки пациентов, витамины.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В.
Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А.
Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома
«Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
Игровые роли: Врач, медсестра, больной.
Разыгрывают сюжеты:
«На приеме у врача»,
«Вызов врача домой»
«Поранили пальчик»
«Болит горлышко»
«Ставим укольчик»
«Делаем прививку»
Игровые действия:
Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники, смазывает ранки, забинтовывает.
Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

«Я – водитель»
Задачи: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Воспитывать культуру поведения в транспорте.
Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права.
Ресурсное обеспечение: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора
ГИБДД, документы водителя (права).
Предварительная работа: Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера. Познакомить с простыми жестами регулирования:
«остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Д/и
«Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину». Чтение: В. Сутеев
«Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э.
Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков
«Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».
Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД).
Разыгрываются сюжеты:
«Строим автобус»
«Учимся водить автобус»
«Автобус везет пассажиров»
«Ремонт машин»
«Заправляю машину»
«Мойка машин»
«Грузовая машина везет мебель в новый дом»
«Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)»
«Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
«Везу пассажиров на вокзал»
«Я поеду в гараж»
«Едем в детский сад»
«Катаемся по городу»
«Едем в гости»
«Поездка на дачу»
Игровые действия:
Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд, заботиться о пассажирах, помогает положить багаж.
Водитель грузовой машины нагружает и выгружать грузы.
Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.
Кондуктор продает билеты, проверяет проездные билеты , следит за порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти.
Пассажиры садятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках, уступают

места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке
– собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр.
Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга – вытирает.
Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги.
Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.
«Парикмахерская»
Задачи: Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с
«клиентами»
Словарные слова: мастер, фен, фартук, пелеринка, бритва, маникюр.
Ресурсное обеспечение: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, уборщицы, заколки, резиночки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок, бритва, машинка для стрижки волос, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпочки для пыли, для пола, лак для ногтей, пилочка, баночки от крем.
Предварительная работа: Беседа «Зачем нужны парикмахерские». Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую.
Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. Дидактическая игры
«Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен». Рассмотреть предметы для бритья. Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.).
Изготовление альбома «Модели причесок».
Игровые роли: Парикмахеры – дамский мастер и мужской мастер, мастер по маникюру, уборщица, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети.
Разыгрываются сюжеты:
«Мама ведет дочку в парикмахерскую»
«Папа ведет сына в парикмахерскую»
«Сделаем куклам красивые прически»
«Едем на автобусе в парикмахерскую»
«Делаем прически к празднику»
«Приведем себя в порядок»
«В мужском зале»
«Покупка товаров для парикмахерской»
«Приглашаем парикмахера в детский сад»
Игровые действия:
Парикмахер женского зала надевает на клиента пелеринку, красит волосы, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки,

накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за волосами.
Парикмахер мужского зала бреет, моет голову, сушит волосы феном делает стрижки , причесывает клиентов, придет форму бороде, усам, предлагает посмотреть в зеркало, освежает одеколоном.
Мастер по маникюру подпиливает ногти,окрашивает их лаком, накладывает крем на руки.
Клиенты вежливо здороваются, ожидающие очереди – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе; просят сделать стрижку, маникюр; советуются, платят деньги, благодарят за услуги.
Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца.
«Магазин – Супермаркет»
Задачи: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно- действенное мышление, коммуникативные навыки.
Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
Словарные слова: витрина,кассир, кондитерская.
Ресурсное обеспечение: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Продуктовый магазин»: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных, коробки из под чая, сока, напитков, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов и т.п.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер.
Разыгрываются сюжеты:
«Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)»
«Овощной магазин (отдел)»
«Мясной, колбасный магазин (отдел)»
«Рыбный магазин (отдел)»
«Молочный магазин (отдел)»
«Продуктовый магазин»
«Магазин музыкальных инструментов»
«Книжный магазин»
Игровые действия:
Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.

Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, оплачивают покупку в кассе, получают чек.
Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу.
Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар.
«Зоопарк»
Задачи: Обогатить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании. Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.
Словарные слова: ветеринар, экскурсовод, вольер (клетка).
Ресурсное обеспачение: Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий), грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка.
Предварительная работа: Рассказ о посещение зоопарка. Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Беседа «Правила поведения в зоопарке».
Отгадывание загадок о животных, Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица».
Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Дидактические игры:
«Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера».
Игровые роли: Директор зоопарка, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители), врач
(ветеринар), кассир, строитель, посетители.
Разыгрываются сюжеты:
«Строим клетки для зверей»
«К нам едет зоопарк»
«Экскурсия по зоопарку»
«Мы едем в зоопарк»
«Покупка продуктов для животных»
«Кормление животных»
«Уборка вольеров (клеток)»
«Лечение животных»
Игровые действия:
Директор зоопарка руководит работой зоопарка.
Экскурсовод проводит экскурсии, рассказывает о животных, чем питаются, где они живут, их внешнем виде, как надо обращаться с животными, говорит о мерах безопасности как ухаживать за ними.
Рабочие зоопарка (служители ) получает продукты питания для животных, готовят

специальные корма для животных, кормят их, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них.
Врач (ветеринар) проводит осмотр животного, измеряет температуру, делает прививки, лечит обитателей зоопарка, ставит уколы, дает витамины.
Кассир продаёт билеты на посещение зоопарка и на экскурсии.
Строитель строит вольер для животного.
Посетители покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, рассматривают животных.
«Моряки-рыбаки»
Задачи: Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана , рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: Кок, якорь, штурвал.
Ресурсное обеспечение: крупныйстроительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс- воротники, спасательный круг, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы, деньги.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках. Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях. Беседа
«Кто работает на корабле». Рисование и лепка рыбок.
Игровые роли: Капитан, рыбаки, врач, повар (кок), водитель.
Разыгрываются сюжеты:
«Строим корабль»
«Моряки плывут на корабле по морю»
«Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»
«Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»
«Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»
«Моряки выходят на берег и идут в парикмахерскую»
«Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»
«Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк»
«Моряки вернулись с плавания и отправились в магазин»
Игровые действия:
Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу.
Моряки-рыбаки выполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики.
Врач осматривает моряков перед плаванием, разрешает отправиться в море, лечит заболевших на корабле.
Повар (кок) готовит еду, кормит моряков.
Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

«Почта»
Задачи: Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Развивать воображение, мышление, речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить пользу окружающим.
Словарная работа: печать, посылка, почтальон, сортировщик, приемщик.
Ресурсное обеспечение: столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок, детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь», деньги, кошельки, печать, машина.
Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции , отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в
Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан
«Почтовая история». Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Коллекционирование открыток, журналов, календариков. Дидактические игры «Отправь письмо»,
«Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев.
Игровые роли: Почтальон, сортировщик, приемщик, шофер, посетители.
Разыгрываются сюжеты:
«Пришло письмо, открытка»
« Почтовый голубь принес письмо»
«Отправить поздравительную открытку»
«Покупка журнала на почте»
«Отправить посылку своей бабушке»
«Посылка от сказочного героя»
«Шофер везет почту»
Игровые действия:
Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик.
Посетитель отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки.
Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы.
Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).
Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.


Самым важным периодом в жизни ребёнка является дошкольное детство. Ведь в это время происходит становление его личности. У малышей формируется характер и вырабатываются навыки правильного поведения.

Именно в ребёнок приобретает основные знания об окружающей жизни, а вместе с тем формируется отношение к людям, окружающим его, их поступкам и поведению. Кроме этого, игра способна снять любые негативные переживания.

Что даёт игра ребёнку?

Всем работающим в детских садах очень хорошо известно о том значении, которое имеет игра при формировании личности детей, получении ими различных навыков, умений и знаний, развитии Всё это будет необходимо в период школьного обучения.

Сборник сюжетно-ролевых специально подготовленный взрослыми при разработке ФГОС, помогает воспитателям раскрыть дополнительные таланты у детей. Это и творческий потенциал, и владение элементами театральной игры. При помощи игровых методик очень просто предупредить и развитие негативных качеств у ребёнка, таких как замкнутость, лень.

Сюжетно-ролевая игра - основа социального развития ребёнка

Всё это происходит в игре, так как она для детей - основной вид деятельности. Чем ребёнок становится старше, тем большую ценность она приобретает, особенно если направляется педагогом.

Благодаря происходит становление форм поведения. Через неё формируется умение устанавливать взаимоотношения в детском коллективе, находить подходящих партнёров и выбирать необходимые средства для того, чтобы реализовать задуманное.

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе с целями развития у детей необходимых социальных навыков даёт возможность для овладевания бытовыми навыками, выбора правильных линий поведения при общении с различными людьми. Проще сказать, за счёт игр, представленных в картотеке, происходит приобщение ребёнка к жизни в обществе.

Что собой представляет этот методический материал?

Очень большую помощь воспитателю для правильной организации детской деятельности оказывает картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Этот материал очень удобно использовать в работе, ведь на каждой из предлагаемых карточек представлен не только сюжет предлагаемой игры, но и полная атрибутика к ней.

Они могут быть как односторонними, так и двухсторонними, поэтому для придания им долговечности достаточно просто каждую наклеить на картон или заламинировать. Картотека представлена 17 красочно оформленными карточками, каждая из которых представляет собой определённую отрасль жизни с возможными сюжетами для проигрывания.

Например, дом и семья или парикмахерская, магазин, зоопарк. К каждой игре представлено полное описание: какие задачи и цели поставлены, роли для проигрывания ситуаций, предварительная работа, необходимый материал, который должен сопутствовать предлагаемому сюжету, действия.

Для чего нужна сюжетно-ролевая игра?

Все игры, построенные на ролевом проигрывании определённых сюжетов, имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Ведь через них очень просто сформировать у дошкольников как социальные, так и моральные чувства. Но при моделировании взаимоотношений следует основной упор делать на те, которые несут в себе доброту и человечность.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе с целями привить детям отзывчивость, милосердие и уважительное отношение к людям является большим подспорьем для воспитателей, особенно тех, которые только начинают свою деятельность. Да и для родителей она будет очень полезна.

Такие игры интересны и девочкам, и мальчикам, так как воздействуют на их эмоциональную сферу. Благодаря им происходит развитие не только игровых, но и реальных отношений, обучение подчинению определённым правилам, согласованию действий и соподчинению. Формируется умение выражать любовь, уважение и заботу, а также соответствовать необходимым правилам поведения.

Самовыражение и самоутверждение ребёнка через ролевые игры

Самым податливым для любого воздействия является дошкольный возраст, ведь критическое отношение ко всему, что происходит вокруг, ещё не сформировалось, зато степень восприятия всего происходящего очень высокая.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе по ФГОС призвана дать ребёнку возможность к самоутверждению и самовыражению через принятие на себя в игровой форме определённой роли и проявление творческого подхода к ней. За счёт этого происходит общее развитие и созревание ребёнка.

Как при помощи игр сформировать у детей положительные эмоции?

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе исполняет также очень большую роль при формировании у дошкольников положительных моральных и нравственных качеств, взаимоотношений между собой и эмоций. Все качества, которые были сформированы в быту, во время ролевой игры становятся более прочными.

Положительные чувства при правильном подходе воспитателя стимулируются и совместной подготовкой к занятию, когда выбирается место для него, готовятся необходимые атрибуты и распределяются роли.

Благодаря развитию эмоциональности у ребёнка появляется возможность регулировать поведение и учиться избегать поступков, которые он мог бы совершить, поддавшись мимолётным желаниям или случайным обстоятельствам. Помимо этого, педагог по эмоциям ребёнка может определить состояние его внутреннего мира.

При помощи каких приёмов можно руководить детьми в игре?

Использование на занятиях такого необходимого материала, как картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы, даёт воспитателям возможность руководить действиями детей, направлять их деятельность. Для этого существует несколько основных приёмов:

  • совместное обсуждение сюжета игры и помощи в выборе правильных линий поведения для каждого из участников;
  • правильный подбор игрового коллектива с учётом сочетания активных и пассивных детей;
  • применение очерёдности в тех ролях, которые пользуются наибольшей популярностью.

Специальная картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы даёт возможность воспитателям направлять игру, не нарушая её сюжета и сохраняя при этом творческий характер деятельности дошкольников. Педагог может принять ролевое участие или помочь разъяснениями и советами по ходу действия.

Регулировать игровые взаимоотношения можно также при использовании многоперсонажного сюжета, например, не один, а два повара, или при определении правил поведения кукольным персонажем, введённым в игру.

Благодаря разработчикам ФГОС и появилась такая картотека. Старшая группа с сюжетно-ролевыми играми, оформленными в виде отдельных карточек, не будет испытывать проблем при выборе тем. Ведь в картотеке представлено большое их разнообразие.

Что нужно для правильной организации таких игр?

Чтобы все ролевые игры по определённому сюжету давали необходимый эффект, в группе должна быть организована предметно-развивающая среда с учётом потребностей детей как в самоутверждении, так и в творчестве. Она разнообразна, изменчива, динамична и представляет собой большое поле для деятельности.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе предполагает отказ от стационарных игровых зон, всегда существовавших в детских садах, так как они сковывают инициативу детей предложением готовых сюжетов. Весь дидактический материал и атрибуты нужно поместить в яркие лотки из дерева или пластика, снабжённые специальными обозначениями, например книга для «библиотеки» или красный крест для «аптеки» и «больницы».

Причём благодаря фантазии детей и такому методическому материалу, как сборник сюжетно-ролевых игр для старшей группы детского сада, атрибуты могут совмещаться между собой, ведь в больнице есть и столовая, и читальный зал. Поэтому такое размещение предметно-развивающей среды очень удобно. Оно даёт возможность дошкольникам выбрать нужные предметы или добавить недостающие по ходу игры.

Роль атрибутов в играх

Предметно-развивающая среда предполагает наличие в достаточном количестве необходимой атрибутики. Ведь с помощью неё возможно наиболее полное вживание детей в выбранные образы. Какое заведение общественного питания может обойтись без посуды и продуктов, а библиотека без книг? Всё это лучше всего изготовить самостоятельно.

Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе по ФГОС предлагает игры на любые тематики, но все они станут намного интереснее для дошкольников, если воспитатель проявит творчество в изготовлении необходимых атрибутов.

К примеру, для такой сюжетно-ролевой игры, как «посещение кафетерия», очень просто кусочки тортика сделать из губок для мытья посуды, конфеты - из кусочков пластилина, завёрнутых в оставшиеся фантики. К каждому сюжету можно сделать необходимые красочные атрибуты совместно с детьми, главное - проявить фантазию.

Общие правила для проведения сюжетно-ролевых игр

Но только предметно-развивающей среды для проведения таких занятий недостаточно. Картотека с сюжетно-ролевыми играми для старшей группы предполагает и подготовительную работу. Перед началом игры проводится тематическая экскурсия, преследующая цель познакомить ребёнка подробнее с деятельностью того заведения, на тему которого будет проводиться занятие.

После экскурсии необходима и беседа, во время которой обобщаются полученные знания. Кроме этого, можно поиграть в мини-игры, которые наметят план будущей ролевой игры, почитать стихи и рассказы, соответствующие теме, подготовить необходимые атрибуты.

А по ходу действия задачей педагога будет следить за тем, чтобы сюжет развивался правильно, по желанию детей вводить дополнительные роли, советовать новые повороты событий, сглаживать возникающие конфликты. Воспитатель также может принять участие в игре, выбрав себе какую-либо роль.

Чем полезна картотека в организации детской деятельности?

Сборник-картотека сюжетно-ролевых игр необходим не только молодым воспитателям. Имеющие большой опыт педагоги тоже с удовольствием пользуются им в своей деятельности. Признание и популярность картотека получила не только разнообразием тематик и простотой использования, но и тем, что даёт детям возможность без напряжения в игровой форме получить необходимые житейские знания и опыт.

В процессе игры у дошкольников есть возможность, начав её с простого, предложенного разработчиками сюжета, переходить к более сложным, самостоятельно придумывать дальнейшее развитие действия, что очень хорошо стимулирует творческий потенциал и речевую активность. Через такую деятельность ребенок учится сотрудничеству с другими детьми.

Памятка воспитателю при методическом планировании ролевой игры

Применяя в своей деятельности такие игры, педагоги должны помнить и о задачах по формированию в них различных умений детей. Сборник сюжетно-ролевых игр для старшей группы дошкольного учреждения предлагает делать упор на следующие задачи:

  1. Развивать в детях такие качества, как умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, радость от сотрудничества и эмоциональное восприятие во время него, способность к образному мышлению и воображению.
  2. Учить дошкольников разворачивать сюжет игры в речевом плане, объяснять свой замысел, понимать других людей, придумывать многотемные сюжеты и события, изменять замысел соответственно предложениям других участников.
  3. Активизировать воображение детей.

Следует помнить и о том, что картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе предполагает появление новых игр, предложенных детьми, так как благодаря увеличивающемуся общению с окружающим миром и телевидению их творческие фантазии возрастают.

Участвуя в играх с бытовыми сюжетами, дети осваивают систему взаимоотношений в семье, учатся выполнять свои домашние обязанности, овладевают навыками самообслуживания.

Идем на прогулку

Цель : учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.

Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.

Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.

После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.

Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.

Дочки-матери

Цель : побуждать детей воспроизводить семейные отношения и творчески их интерпретировать; знакомить с широким спектром домашних обязанностей; раскрывать нравственный смысл поступков взрослых; воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.

К участию в игре привлекаются и мальчики, и девочки. Обычно они выполняют роли родителей или бабушек, дедушек и других взрослых родственников. Роль детей отводится куклам.

Сначала все вместе должны воссоздать домашнюю обстановку: расставить мебель, разложить вещи. Также детям нужно договориться, кто какие роли будет выполнять. Воспитатель может лишь наблюдать за этим процессом и помогать решить конфликтные ситуации. Лучше всего не пускать игру на самотек, а предлагать детям «прожить» конкретные ситуации:

  • «Собираем детей в садик»;
  • «Выходной день»;
  • «Большая уборка»;
  • «Ремонтируем табурет»;
  • «За обеденным столом» и т.д.

Ход игры должен предполагать не только общение между детьми, но и содержать элементы труда. Перед игрой можно прочитать детям рассказ на семейную бытовую тему, а потом обсудить его и предложить продемонстрировать правильную модель поведения в описанной ситуации через игру.

В гостях у Мойдодыра

Цель : формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.

В начале игры воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу принесли посылку от Мойдодыра. Если нужно, можно рассказать о том, кто это такой, показать мультфильм или прочитать одноименную книгу и рассмотреть ее иллюстрации.

Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.

Встречаем гостей

Цель : научить детей готовиться к приему гостей, делать уборку, правильно сервировать стол; развивать навыки сотрудничества; прививать потребность постоянно поддерживать чистоту.

Воспитатель предупреждает детей, что к ним сегодня придут в гости ребята из другой группы. Поэтому нужно хорошо подготовиться к их приему.

Есть два варианта проведения игры:

  • дети делятся на группы, и каждая выполняет отдельное задание (убрать, накрыть стол, продумать, чем занять гостей);
  • дети действуют коллективно, и все задания выполняются поочередно.

После подготовки дети принимают гостей.

К этому типу игр еще относятся такие «У меня есть младший брат», «Маленькие питомцы», «Собираем урожай ».

Сюжетно-ролевые игры на производственные темы

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе по ФГОС с целями включает сценарии на производственные темы. Даная группа игр направлена на ознакомление детей с профессиями, особенностями трудовой деятельности, основными производственными процессами.

Утро в детском саду

Цель : познакомить детей с обязанностями сотрудников детского сада; ; воспитывать уважение к труду, желание оказывать посильную помощь.

Для этой игры необходимо провести предварительную подготовку. Детям предлагается в течение нескольких дней понаблюдать за действиями персонала во время утреннего приема воспитанников, завтрака или каких-либо других событий, предназначенных для последующего воспроизведения.

Игра начинается с беседы о том, люди каких профессий работают в их детском саде. Можно кратко обсудить обязанности каждого из них. После этого следует провести распределение ролей, . Посетителями детского сада будут игрушки и куклы.

Для начала детям ставятся конкретные задания: смоделировать встречу воспитателем детей, приготовить завтрак и всех накормить, провести утреннюю гимнастику и т.д. Ведущий следит за взаимоотношениями между детьми, учит их вежливо общаться друг с другом, знакомит с устоявшимися формулировками приветствия, озвучивания команд.

Магазин

Цель : познакомить с особенностями профессиональной деятельности работников магазина; развивать диалогическую речь; формировать навыки согласовывать свои действия с другими сверстниками; воспитывать аккуратность, общительность, вежливость.

На подготовительном этапе рекомендуется совершить экскурсию в магазин и понаблюдать за разгрузкой товара, расстановкой его на полках, продажей и покупкой. Можно предложить ребятам рассказать о том, как они с родителями совершают покупки в магазине. Если у кого-то родители работают в магазине, нужно расспросить об их профессиональных обязанностях.

  • выбрать и купить нужный товар;
  • получить консультацию у менеджера;
  • правильно упаковать покупки;
  • вернуть некачественный товар.

Игру можно проводить несколько раз, предлагая детям посещать разные товарные отделы.

Больница

Цель : вызвать интерес к профессиям врача, медсестры; расширить знания детей об обязанностях медперсонала; развивать умения совершать опрос; воспитывать сопереживание, стремление заботиться о других, оказывать помощь.

Проведению игры может предшествовать посещение медицинского кабинета, слушание рассказов на соответствующую тему. Дети расскажут о своем опыте обращения к врачу.

Все участники игры распределяются по ролям и обсуждают их обязанности: доктор (проводить осмотр, выслушивает жалобы и назначает лечение), медсестра (оказывает первую помощь, проводит процедуры), пациенты (изображают симптомы болезни). Нужно не забывать об использовании спецодежды.

Можно разыгрывать такие сюжеты:

  • на осмотре у доктора;
  • заболело горло;
  • порезал палец;
  • идем на прививку и т.д.

В ходе игры следует обращать внимание детей на выражение сочувствия пациентам, проявление заботы о них.

Тематика подобных сюжетно-ролевых игр обширна. Детям очень нравятся игры «Школа», «Стройка», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Пиццерия», «Полиция», «Пожарники», «Космонавты» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры на общественные темы

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе включает сюжеты, в которых разыгрываются различные ситуации в общественных местах, компании друзей. Привлекая детей к играм этой группы можно сформировать у них навыки общественного поведения, коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

Зоопарк

Цель : учить правилам поведения в зоопарке; расширить знания о животных, их предпочтениях в пище и повадках; развивать словарный запас (названия животных); воспитывать любовь к животным.

Воспитатель объявляет детям, что они пойдут на экскурсию в зоопарк и выясняет, что они знают об этом месте. Далее ведущий знакомит ребят с порядком покупки билетов и предъявления их на входе. После объяснений такая ситуация разыгрывается детьми.

Основная часть игры — это знакомство с правилами поведения в зоопарке и беседы о животных, которых они там встретят. Особенно нужно обратить внимание детей на соблюдение техники безопасности при общении с хищниками.

День рожденья у Машеньки

Цель : познакомить детей с правила приема гостей; расширить знания о том, как нужно дарить и принимать подарки; учить сервировать праздничный стол; формировать коммуникативные навыки; воспитывать вежливость, внимательное отношение к товарищам.

Сюжет игры заключается в том, что Машенька собирается отмечать свой День рождения и приглашает всех ребят к себе в гости. Данную игру можно разделить на несколько частей:

  • собираемся в гости;
  • подбираем поздравления;
  • принимаем подарки;
  • угощаем гостей;
  • развлечения на Дне рождения.

В конце игры можно опросить детей, что им больше всего понравилось на празднике.

Улица

Цель : разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.

Проведению игры предшествует большая подготовительная работа. В течение нескольких прогулок воспитатель знакомит детей с общим видом улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями).

Поскольку уличное движение очень сложное, с большим количеством участников и правил, рекомендуется такую игру проводить в виде рассказа с иллюстрированием. После распределения ролей воспитатель начинает описывать «жизнь» улицы, а дети ее инсценируют. Таким образом получится объединить разрозненные события в единый сюжет.

Реплики могут быть следующими:

Сережа подошел к светофору. На светофоре загорелся красный свет. Что нужно сделать мальчику? Правильно, подождать. Мимо него проезжают машины.

Теперь загорелся зеленый свет светофора. Что делает Сережа? (Переходит) Как это правильно нужно сделать? (По пешеходному переходу).

Дети не просто отвечают на вопросы воспитателя, но и осуществляют озвученные действия. Лучше в этой игре выбирать два-три главных героя, которые должны выполнить конкретное задание: добраться в школу, проехать до больницы и т.д. Остальные исполняют роль массовки.

Также можно предложить детям такие игры «Идем в кафе», «Мы спортсмены», «Библиотека», «Цирк» .

Принимая участие в сюжетно-ролевых играх, дети расширяют свои знания об общественных отношениях, формируют навыки взаимодействия, учатся находить выходы в различных ситуациях. Благодаря такой игровой деятельности для ребят создается эффективная социальная обстановка, содействующая развитию личности каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями и творческими склонностями.

Текст: Марина Гладко, Фото: Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург из статьи .