Социальный конфликт. Проектирование механизмов А7. В перечне социальных групп лишним являются

  • Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу по договору.
    Когда работа была оплачена,
    между сотрудниками возник спор о том, как распределить деньги. По мнению
    К. , руководитель группы распределил деньги несправедливо. Но К. решил
    промолчать. Можно ли рассматривать этот конфликт как социальный? Свой
    ответ агрументируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте?
    В чем недостаток этого способа? Назовите другие способы.
  • Конфликт является межличностным, так как в нем участвуют только 2 человека. способ поведения называется приспособление. его недостатки в том, что человек не подает виду, что его что-то не устраивает и молча таит в себе обиду, стараясь не портить отношения с другой стороной конфликта. можно сказать, что человек становится двуличным. так же недостатком является то, что человек не пытается даже выразить свою точку зрения.
    другие способы: Избегание, Компромисс, Соперничество, Сотрудничество
  • Люди помогите, скоро экзамены и нужно готовится и ничего не успеваю. Буду рад даже парочки билетам,.

    1. Общество, его признаки.
    2. Рынок, его функции.
    Билет 2
    1. Сферы общества.
    2. Конкуренция. Олигополия и монополия.
    Билет 3
    1. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные нагрузки.
    2. Предпринимательская деятельность.
    Билет 4
    1. Глобальные проблемы человечества.
    2. Роль государства в экономике и способы его воздействия.
    1. Типология общества.
    2. Государственный бюджет; способы борьбы с дефицитом.
    Билет 6
    1. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.
    2. Что такое труд, работа.
    Билет 7
    1. Социальный прогресс и социальный регресс.
    2. Социальная структура.
    Билет 8
    1. Потребности человека.
    2. Социальная стратификация.
    Билет 9
    1. Социализация.
    2. Нации и народности.
    Билет 10
    1. Воспитание.
    2. Межнациональные отношения в современном обществе.
    Билет 11
    1. Общение: виды и формы.
    2. Конфликты в обществе и их виды.
    Билет 12
    1. Экономика и её структура.
    2. Способы протекания и предотвращения конфликтов.
    Билет 13
    1. Ресурсы и их характеристика.
    2. Семья.
    Билет 14
    1. Товар и деньги. Функции денег.
    2. Производство. Факторы производства.
    Билет 15
    1. Рыночная экономика.
    2. Богатые (общая характеристика).
    3. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин магазина уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки доказывающие, что продавец магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.
    Билет 16
    1. Мировое сообщество. Глобализация.
    2. Что такое собственность? Формы собственности.
    3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?
    Билет 17
    1. Налоги. Виды налогов.
    2. Предложение. Величина предложения. Закон предложения.
    3. М. Е. Салтыков- Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков… Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку – и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развёл огонь и напёк … разной провизии». Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой формы деятельности и как они отражены в тексте?
    Билет 18
    1. Инфляция. Виды инфляции. Последствия инфляции.
    2.. Реформа и революция – два вида социального прогресса.
    3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - небо коптить», - говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Как вы сами относитесь к труду. Приведите пословицы, подтверждающие ваше отношение к труду.
    Билет 19.
    1. Маркетинг. Функции маркетинга.
    2. Бедные (общая характеристика).
    3. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 году получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?
    Билет 20
    1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса.
    2. Причины безработицы и их последствия.
    3. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Чем характеризуется данное общество?

  • 1. Учёные-обществоводы определяют общество как 1)весь мир в многообразии его форм; 2)совокупность природных и социальных сил: 3)оьособившуюся от природы часть мира; 4)естественные условия существования человека. 2. Какое утверждение характеризует общество в широком смысле слова? Общество- это 1)объединение людей по интересам; 2)определенная территория, на которой живут люди; 3)совокупность всех форм взаимосвязей и взаимодействия людей; 4)группа людей, объединившихся для совместной деятельности. 3. К какой сфере общества в первую очередь относится проведение очередных выборов депутатов парламента? 1)экономической 2)политической 3)социальной 4) духовной 4. После просмотра телесериала по роману писателя-классика в книжных магазинах резко выросли продажи книг этого писателя. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни отразилась в данном факте? 1)духовной и политической; 2)экономической и социальной; 3)политической и социальной; 4)духовной и экономической. 5. В рыночной экономике, в отличие от командной 1)свободно продаются и покупаются ресурсы производства; 2)устанавливаются твердый курс официальной валюты; 3)ведущие позиции занимает государственная собственность; 4)складываются хозяйственные пропорции.
  • 35. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
    36. Личность. Свобода и ответственность личности.
    37. Истина и заблуждение. Критерии истины.
    38. Познание и творчество.
    39. Роль образования в жизни общества. Система образования в РФ.
    40. Принципы и нормы морали.
    41. Мировые религии.
    42. Искусство и его роль в жизни общества. Виды искусств.
    43. Экономика как наука и хозяйство.
    44. Типы экономических систем.
    45. Спрос. Фактор спроса. Предложение. Фактор предложения.
    46. Издержки, выручка, прибыль.
    47. Акции. Облигации. Фондовый рынок.
    48. Функции государства в экономике. Налоги.
    49. ВВП. Экономические циклы.
    50. Деньги. Банковская система. Россия в мировой экономике.
    51. Социальные отношения. Социальная мобильность.
    52. Социальный статус. Социальные роли в семье и коллективе.
    53. Социальный конфликт. Социальный контроль.
    54. Политическая система и ее структура.
    55. Демократия. Правовое государство.
    56. Правовые отношения. Юридическая ответственность.
    57. Понятие гражданства РФ. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.
    58. Гражданское право и гражданские правоотношения.
    59. Уголовное право.
    60. Правовое государство, понятие и признаки.
  • Здравствуйте!
    35. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
    Человек всегда стремился к тому, чтобы постичь смысл собственной жизни и этот поиск – индивидуальный процесс для каждого. Это связано с тем, что человек способен комплексно осмыслять окружающий мир и рано или поздно он приходит и к осмыслению главного элемента этого мира – к самому себе. И парадоксально, что настолько глобальный вопрос не имеет и никогда не будет иметь однозначного ответа. В философии есть два подхода к вопросу цели человеческой жизни. Первый заключается в моральных установлениях земного существования человека. Второй – это ценности, которые нельзя напрямую связать с земным бытием. Каждой исторической эпохе присуще определенное мировоззрение на счет цели жизни человека. Аристотель утверждал, что каждый человек стремится к счастью, но делает это разными способами и находит счастье в разных вещах. Гегель и Кант видели цель жизни в саморазвитии и самопознании. А Фромм говорил о том, что смысл человеческой жизни олицетворяет собой принцип «обладания». Поиски смысла человеческой жизни всегда играют важную роль в разных сферах жизни – они отображены во многих видах искусства и духовных учениях. Целый комплекс наук изучает разные стороны человека. В основном, человек изучается в четырех основных измерениях – социальном, космическом, биологическом и психическом. На изучение человека ориентированы такие науки, как биология и генетика, психология и социальная биология, социология и философия.
  • Дана следующая модель: - конфликт, порожденный соревнованием групп за реальные блага и выигрыш. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие нет? 1) борьба наций за территорию 2) баскетбольный поединок 3) классовая борьба 4) гражданская война 5) этнический конфликт 6) столкновение покупателя с продавцом 7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги 8) драка двух выпивших мужчин 9) дуэль Обоснуйте свой выбор.
  • Думаю так:

    Подходят: 1) борьба наций за территорию4) гражданская война 5) этнический конфликт6) столкновение покупателя с продавцом 7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги

    Неподходят: 2) баскетбольный поединок 3) классовая борьба 7) демонстрация с требованием обманутых вкладчиков вернуть им деньги 9) дуэль8) драка двух выпивших мужчин

  • Ситуация:
    Возможное решение:
    ?(помогите) ситуация: 14-летний Степан решил устроиться подрабатывать на почту, чтобы накопить деньги на велосипед. Но мама и папа на это согласия не дали
    Возможное решение:
    ?(помогите)
    ситуация:
    возможное решение:
    ?(помогите)
    сИТУАЦИЯ:
    Возможные решения:
    ?(помогите)
    Ситуация:
    Возможные ситуации:
    ?(помогите)
  • Саше уже есть 10 лет поэтому он сам может принимать решения какую выбрать фамилию.

    Степан не сможет устроиться на работу, так как с 14 лет можно работать только при согласии родителей

    Марину должны назначить в детский дом где он сможет сделать выбор, при это данные люди не должны быть судимы и лишены родительских прав

    Максим имеет права видеться с бабушкой так как человек близки, он должен решить эту проблему обговорить с родителями

    Алису выростила мама теперь она должна помогать маме, либо попросить присматривать за ней

  • Часть 1.

    А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

    1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую

    А2. Социальное неравенство проявляется в:

    1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении

    3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода

    А3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:

    1) совместная деятельность 2) общие политические взгляды

    3) общий быт 4) общая цель

    А4. Принадлежность к семье Ф. предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:

    1) экономическую 2) социального контроля

    3) эмоционально-психологическую 4) социально-статусную

    А5. Найдите и укажите социальную группу,«выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.

    1) латыши 2) католики 3) эстонцы 4) литовцы

    А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

    1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4)молодежь

    А7. В перечне социальных групп лишним являются:

    1) сословия 2) касты 3) классы 4) партии.

    А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

    1) политический; 3)профессиональный;

    2) социально-классовый; 4) территориальный.

    А8. К достигаемому статусу человека не относится:

    1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.

    А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

    1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

    А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

    1) военнослужащего срочной службы;

    2) депутата городской думы;

    3) учащегося средней общеобразовательной школы.

    4) потребителя услуг мобильной связи.

    А11. Сословное деление общества отражает

    1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации

    3) характер экономических связей 4) особенность политической системы.

    А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:

    1) выпускник профессионального колледжа; 3) футбольный болельщик;

    2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий - контрактник

    А13. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

    1) Москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы

    А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

    А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

    Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

    А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

    А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

    Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А16. Верны ли следующие суждения о семье?

    А . Семья регулирует поведение членов семьи.

    Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Там еще задания во вложениях

  • 1. Продавец в коммерческом банке!

    5. 4, 3, 1, 2, 5

    1. Патриархальная, нуклеарная

    2. Демографическая революция

    3. Самоопределение

    4. Домохозяйка, воспитание детей, любимая

  • В государстве С. , оказавшемся в кризисной ситуации, правительство в целях экономии средств решило резко сократить финансирование исследований в области обществознания, сократить соответствующие кафедры в высших учебных заведениях. Объяснялось это тем, что обществознание не приносит немедленной прибыли или эта прибыль слишком не значительна, чтобы государство в условиях кризиса могло позволить себе вкладывать деньги в его развитие.

    Как данное решение может повлиять на развитие страны? Спрогназируйте последствия такого решения?

  • Сначала никто не заметит отсутствие обществоведов. Но т. к не кому будет анализировать политику и состояние экономики в государстве, политики начнут неверно решать проблемы и не смогут учесть то как отразится кризис на все слои населения. Ведь главная цель обществоведов - это анализирование проблемы и выявления оптимального решения.

  • Напишииите)
    Задача №1
    Гражданка Иванова 5 февраля приобрела в магазине «Т» холодильник марки «Лада». Через два месяца он вышел из строя, морозильная камера перестала морозить. Продавец обвинил гражданку Иванову в нарушении правил эксплуатации и отказался производить гарантийный ремонт. Правомерны ли действия продавца? Ответ обоснуйте. Какие действия в этой ситуации должна предпринять Иванова?
    Задача №5
    Гражданин Николаев заключил со строительной фирмой договор на строительство дачного дома. После того как половина работ была выполнена, Николаев решил достроить дом своими силами. Претензий к качеству работы, выполненной строителями, не было. Имеет ли потребитель право на расторжение договора в этой ситуации? Ответ обоснуйте. Каковы должны быть действия потребителя?
    Задача №8
    Купив внуку творожный сырок, гражданка Перцова обнаружила, что на упаковке отмечен только срок годности и нет даты изготовления. Продавец утверждал, что сырок свежий, и поэтому отказывался вернуть деньги. Имеет ли гражданка Перцова право на возврат денег? Ответ обоснуйте. Каковы могут быть действия потребителя?
  • 1. Должны сделать ремонт, если отказываются делать проводить экспертизу и на суд.

    2. Договор заключён на строительство дома, а не его части и мало кого волнует то что он передумал. Если бригада согласна т. е если обе стороны не против то он может расторгнуть

    3. Срок даты изготовления должен быть, тем более это молочный продукт, продавец обязана вернуть деньги. не возвращает идете и пишите заявление в роспотребнадзор и пускай разбираются.

  • Примените знания семейного законодательства для решения жизненных ситуаций. Ситуация:
    Мама 12-летнего Саши второй раз вышла замуж и поменяла фамилию сына на фамилию нового мужа. Но Саша не согласен принять новую фамилию
    Возможное решение:
    ?(помогите) Добавлено 2 года назад ситуация: 14-летний Степан решил устроиться подрабатывать на почту, чтобы накопить деньги на велосипед. Но мама и папа на это согласия не дали
    Возможное решение:
    ?(помогите)
    ситуация:
    у 11-летней Марины родители погибли в автокатастрофе. Девочку решили удочерить соседи погибшей семьи. Однако Марина была против
    возможное решение:
    ?(помогите)
    сИТУАЦИЯ:
    7-летний Максим был привязан к своей бабушке. но после ссоры родителей с бабушкой ему запретили с ней общаться. Бабушка очень переживала, что не видет внука.
    Возможные решения:
    ?(помогите)
    Ситуация:
    Мама Алисы растила ее одна. Когда Алисе исполнилось25, мама заболела, стала инвалидом и обратилась к дочери за помощью. Но алиса отказалась помочь ей так как она замужем не работает живет на содержание мужа и у нее нет времени и своих денег
    Возможные ситуации:
    ?(помогите)
  • Саша, так как ему уже 12, имеет право высказать свое мнение, и к его мнению будут обязаны прислушаться
    2. Смотря какая работа, на некоторые вроде без разрешения родителей допускаются, тем более ему 14, но не уверена
    3. Мнение Марины, в этом случае, учитываться не будет, здесь все решат документы, на удочерение
    4. Так как Максиму, нет еще 12, он не сможет отстоять свое мнение в суде
    5. Это чисто на моральном уровне, тут ни кто заставить не сможет, ведь мама не платила алименты, а значит и не сможет взыскать с дочери

  • В научной литературе существует множество определений понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.)
    Об этом спорят
    Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разногласий.

    Приведем мнения нескольких современных российских ученых.
    А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».
    Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ
    ными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».
    Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».
    Что же объединяет эти мнения?
    Как правило, одна сторона обладает некими материальными и нематериальными (прежде всего властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние.
    Можно сказать, что социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.
    В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По сути дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они решались цивилизованно.
    В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По
    ясним, что к последним относят конфликты, проистекающие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения, образования; при всей своей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.
    Изменения общественных отношений в современной России сопровождаются расширением сферы проявления конфликтов, поскольку в них вовлечены не только большие социальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этносами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, конфессиональные, миграционные и другие проблемы. Большинство современных исследователей считают, что в социальных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недостаточно четко проявились. Первый - конфликт наемных работников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социальной обеспеченности и всех прав в области социальной политики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в условиях рынка. Другой - конфликт между бедным большинством страны и богатым меньшинством, сопутствующий ускоренному процессу социального расслоения.
    На развитие социального конфликта влияют многие условия. К их числу относят намерения участников конфликта (добиться компромисса или полностью устранить соперника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.
    Все социальные конфликты проходят три стадии: пред- конфликтную, непосредственно конфликтную и послеконф- ликтную.
    Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-

    титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотрудников). Непосредственно конфликтная стадия - это совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администрация - кандидаты на увольнение).
    Наиболее открытой формой выражения социальных конфликтов могут быть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.
    Формами выражения протеста могут быть митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы акций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рассчитывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использован для организации кампании гражданского неповиновения. (Какие исторические примеры подобных акций вам известны?)
    Для успешного разрешения социального конфликта необходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой ситуации в будущем).
    Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта состоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.
    Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методы разрешения конфликта.

    Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возможность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Метод использования посредничества выражается в следующем: противоборствующие стороны прибегают к услуге посредников (общественных организаций, частных лиц и т. п.).
    Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точно определить его причины; выявить объективно существующие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем самым стать участниками переговоров, чтобы гласно и доказательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюдной заинтересованности сторон в преодолении противоречий, взаимного признания интересов каждой из них совместный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.
    ШШОсновные понятия: социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта.
    ШИТермины: соперничество, стадии социального конфликта.
    Проверьте себя
    1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес». Назовите основные формы социальных взаимодействий. Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как формы социального взаимодействия. 5) Что является общей причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные стадии социального конфликта? 7) К каким последствиям приводят социальные конфликты? 8) Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
    Подумайте, обсудите, сделайте В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо
    щью которых частный интерес приобретал вид интереса общего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. Приведите несколько примеров из истории. Подумайте, какие социальные интересы могут быть у: а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) учащихся класса. Работники предприятия, представленные инициативной группой, официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашения задолженности по заработной плате, то персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в ссору с начальником.
    Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить? Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудниками возник спор о том, как распределить деньги. По мнению К., руководитель группы распределил деньги несправедливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируйте. Как называется такой способ поведения в конфликте? В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.
    Поработайте с источником
    Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.).
    Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...
    Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от вообража
    емого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.
    Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/" Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 145 - 146.
    ИЛ Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? 2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

    Заведующая домом престарелых в Приморье подозревается в присвоении 1,8 млн рублей личных средств ее подопечных

    ФОТО: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

    Мы с Максимом Балюком идем по Барабанной улице в Восточном административном округе. В доме № 4 снимает помещение акционерное общество, являющееся дочерней структурой госкорпорации «Ростех». Но на данный момент там никто не работает.

    В октябре прошлого года меня приняли в штат начальником планово-экономического отдела, - рассказывает Максим. - Зарплата около 45 тысяч рублей. По трудовому договору она выплачивалась два раза в месяц: 15-го и 31-го числа.

    Но в начале года руководство стало задерживать выплаты. За январь деньги перечислили только 16 марта. А вот с февраля зарплату я вовсе не получал. С февраля по май - мне задолжали 213 тысяч 408 рублей. Это подтверждается выпиской с зарплатной банковской карты.

    Все 38 сотрудников предприятия жаловались руководству, но оно объясняло, что заказов мало. И вообще - скорее всего, предприятие будет ликвидироваться. Но при этом никто из работников уведомления об увольнении и ликвидации предприятия не получал. А общая задолженность всем сотрудникам только за один месяц составляет более двух миллионов руб лей. А за шесть месяцев получается уже двенадцать миллионов.

    Практически все сотрудники 3 июня написали на имя руководства заявления, ссылаясь на статью 142 Трудового кодекса, что они прекращают работать до полной выплаты зарплаты.

    А вот гендиректор КБПМ Василий Слободжанов и исполнительный директор Эдуард Янушенко уволились. Почему - неизвестно. Но простые работники не торопятся, потому что понимают, что потом уже сложно будет получить честно заработанные деньги с предприятия. Так что помещение конструкторского бюро сейчас пустует.

    Балюк написал претензию в «Ростех», но еще не получил ответа.

    В данном случае в действиях руководства предприятия, несомненно, усматриваются признаки состава преступления статьи 145.1 Уголовного кодекса России «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», - прокомментировал «ВМ» адвокат коллегии «Лига защиты» Дмитрий Стариков. - Уголовная ответственность наступает, если зарплата не выплачивается более двух месяцев. Наказание по ней серьезное - штраф от ста до пятисот тысяч рублей, либо до трех лет исправительных работ, либо до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности до трех лет.

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Степан Суздальцев, руководитель пресс-службы ГК «Ростех»:

    У Конструкторского бюро полупроводникового машиностроения действительно имеется ряд проблем, связанных с задержкой выплат сотрудникам.

    Мы получили жалобу сотрудников «Конструкторского бюро полупроводниковых материалов». Государственная корпорация в лице холдинга «Росэлектроника» сейчас занимается изучением обстоятельств, при которых предприятие было доведено до такого сложного финансового положения.

    Но в любом случае задолженность по зарплатам в ближайшее время будет погашена.

    Татьяна Максименко, старший прокурор прокуратуры г. Москвы:

    В действиях руководства и владельцев фирмы усматриваются нарушения.

    Работникам в срочном порядке необходимо обратиться с заявлениями в территориальную прокуратуру или прокуратуру Восточного административного округа. Письменно нужно изложить всю информацию о проблеме, приложить подтверждающие невыплату заработной платы документы.

    Прокуратурой проводится много проверок по аналогичным заявлениям, и практически все они решаются в пользу заявителей. Со слов Балюка, здесь действительно нарушение закона.

    СПРАВКА

    Если вам не выплачивают зарплату несколько месяцев, то лучше всего обращаться:

    1. В прокуратуру по местонахождению предприятия.

    К заявлению, в котором нужно описать подробно проблему, необходимо приложить трудовой договор, выписку с зарплатной карты, подтверждающую невыплату зарплаты. Также необходимо приложить копию претензии руководству с требованием выплатить деньги.

    2. В суд, где надо оформить исковое заявление о вынесении судебного приказа.

    Образец искового заявления можно посмотреть на информационных стендах в помещении мирового судьи.

    Прилагать к исковому заявлению необходимо те же самые документы, что и в прокуратуру. Это надежный способ, только более длительный.

    Но если и после судебного решения руководство не будет выплачивать зарплату, то его можно привлечь к ответственности за неисполнение судебного решения.

    В суд поступило исковое заявление от заведующей детским садом с просьбой признать незаконной забастовкой невыход всех воспитателей (6чел) на работу по

    причине трехмесячной задержки з/п. Невыплата з/п была связана с тем, что на расчетном счете нет денег, так как в детском саду все еще продолжается косметический ремонт. В заявлении указывалось, что, хотя работники неоднократно устно и предупреждали администрацию о прекращении работы, письменных требований они не выдвигали, каких-либо примирительных действий не предпринимали
    является ли данный спор коллективным? Какое решение должен вынести суд?

    какая из перечисленных ситуаций относится к сфере действия гражданского права 1)безбилетного пассажира высадили из автобуса 2)издательство выплатило А14 Десятиклассник выполняет проектную работу по обществознанию: проводит

    микроисследование о музыкальных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом
    списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания, и запишите
    цифры, под которыми они указаны.
    1) наблюдение за поведением одноклассников
    2) описание внешнего вида одноклассников
    3) установление общих черт поведения
    4) анкетирование одноклассников
    5) выдвижение и обоснование гипотезы
    6) формулирование выводов

    А15 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
    «Способностями называют индивидуальные особенности человека, позволяющие ему
    успешно заниматься определённого рода ________(А). Формирование способностей
    происходит на основе ________(Б) – врождённых особенностей нервной системы.
    Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, ________(В),
    коммуникативные. Возможно деление способностей на ________(Г) и специальные.
    Существует возможность ________(Д) одних способностей за счёт других. Высокий уровень
    развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или
    иной сфере деятельности, называется ________(Е».
    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано
    только один раз.
    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
    Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения
    пропусков.
    Cписок терминов:
    1) потребности
    2) духовные
    3) общие
    4) компенсация
    5) деятельность
    6) задатки
    7) одарённость
    8) организаторские
    9) труд

    А1 Выделите законодательные органы РФ:

    1) Правительство РФ; 2) Совет Федерации;

    3) Президент РФ; 4) Государственная Дума.

    А2 Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов осуществляется:

    1) Президентом РФ; 2) Советом Федерации;

    3) Правительством РФ; 4) Государственной Думой.

    А3 Соедините понятия с их содержанием.

    1) государство

    а) независимость от внешних обстоятельств, самостоятельность, определяемость лишь внутренними законами

    2) автономия

    б) общество экономически независимых граждан, обладающих личной свободой, охраняемых государством и правом, активно участвующих в жизни общества и воздействующих на государство с помощью созданных ими общественных структур

    3) гражданское

    общество.

    в) особая форма организации общества, построенная по принципу управления

    А4 Выделите признаки правового государства.

    1) верховенство закона;

    2) экономическая самостоятельность граждан, основанная на частной собственности;

    3) принцип разделения властей;

    4) невмешательство государства в частную жизнь граждан.

    А5 Выделите органы исполнительной власти РФ:

    1) Верховный суд; 2) Президент РФ;

    3) Государственная Дума; 4) Правительство РФ.

    А6 Определите полномочия Государственной Думы:

    1) утверждение Указа о введении чрезвычайного положения; 2) объявление амнистии;

    3) назначение на должность председателя Центрального банка; 4) решение вопроса о доверии правительству.

    А7 Электорат – это:

    а) все, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах;

    в) небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

    А8 Выделите признаки неправового государства:

    1) господство одной партии;

    2) выборные государственные органы;

    3) регламентация жизни граждан;

    4) защита прав и свобод граждан.

    А 9.Политические отношения есть отношения людей по поводу:

    1) обмена и распределения продуктов производства; 2) власти в обществе;

    3) потребления материальных благ; 4) производства духовных ценностей.

    А 10. Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для:

    1) мажоритарной избирательной системы; 2) пропорциональной избирательной системы;

    3) прямого делегирования депутатов; 4) смешанной избирательной системы.

    А11.Верны ли следующие суждения об избирательных системах:

    А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

    Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

    1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.