Обучение работе в системе электронных торгов. Электронные торги - как участвовать? Пошаговая инструкция, торговые площадки. Инструкции и контакты на ЭТП «Сбербанк-АСТ»

Электронные торговые площадки могут стать эффективным каналом сбыта для поставщиков. Важно выбрать соответствующую стратегию, учтя затраты, без которых при работе с электронными торговыми площадками поставщику не обойтись.

В России работает более сотни электронных торговых площадок, в том числе монобрендовые/корпоративные ЭТП, где организатором торгов является единственный заказчик (ЭТП УГМК, ЭТП Мосводоканала, ЭТП РТРС, ЭТП МТК и т. д.) и мультибрендовые/сторонние/внешние ЭТП, где закупочные процедуры могут проводить разные компании заказчики (Фабрикант, Тендер. про, B2B и т. д.).

К мультибрендовым электронным торговым площадкам также относится пять федеральных ЭТП, где с 1 января 2011 г. электронные аукционы проводят государственные заказчики, закупочная деятельность которых ранее регулировалась 94-ФЗ, а сегодня - Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказы компаний, закупочная деятельность которых регламентируется Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», можно найти на всех типах электронных торговых площадок.

Классификация затрат

Затраты поставщиков на электронных торговых площадках в целом зависят от объемов и качества проводимых на ЭТП закупочных процедур, а также условий электронных торговых площадок и организаторов торгов и включают:

Стоимость входа:

  • затраты на регистрацию/аккредитацию на ЭТП (подготовка пакета документов, получение электронной подписи и т. д.)
  • трудозатраты на подготовку предложений
  • плата за подключение (только на мультибрендовых ЭТП)

Стоимость участия:

  • абонентская плата или комиссионные вознаграждения (только на мультибрендовых ЭТП)
  • внесение обеспечения
  • трудозатраты на получение информации с ЭТП и размещение информации на ЭТП

Под стоимостью входа подразумевается совокупность ресурсов, которые поставщику необходимо вложить, чтобы начать взаимодействие с потенциальными заказчиками их продукции (товаров, работ или услуг) на тех или иных ЭТП.

Пакет документов

В стоимость входа поставщику следует включить прохождение процедуры регистрации (аккредитации) на ЭТП, в рамках которой поставщики совершают схожую для всех электронных торговых площадок последовательность действий. В частности, при регистрации нового пользователя операторы ЭТП требуют от него соответствующий пакет документов. В зависимости от политики ЭТП содержимое пакета документов может отличаться.

В качестве примера приведен перечень документов, требуемых от юридического лица (потенциального участника торгов) при регистрации на одной из торговых площадок:

  • 1) копия выписки из ЕГРЮЛ, выданная не ранее, чем за полгода
  • 2) копия учредительных документов
  • 3) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации. Если заявку на аккредитацию подает иное лицо, предоставляется действительная доверенность от генерального директора, составленная в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 186 ГК РФ
  • 4) доверенность на осуществление действий на площадке от имени участника закупки, которая действительна, составлена в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 186 ГК РФ
  • 5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя
  • 6) решение об одобрении или о совершении по результатам электронных аукционов сделок от имени участника закупки.

Электронная подпись

В стоимость входа на ЭТП поставщик также должен включить приобретение соответствующей требованиям площадки электронной подписи. Сегодня многие электронные площадки принимают любые сертификаты квалифицированной усиленной электронной подписи. Следовательно, на таких ЭТП поставщик может пользоваться одним сертификатом ЭП (если политикой компании заказчика не установлено иное правило). Есть электронные торговые площадки, которые устанавливают дополнительные требования к сертификатам ЭП. В этом случае затраты поставщика на ЭП могут вырасти кратно количеству таких площадок.

Практикум

Узнать, какие сертификаты электронной подписи принимаются, можно в процессе регистрации на ЭТП, а также обратившись в службы технической поддержки площадок, некоторые из которых работают круглосуточно.

Пользовательский интерфейс

На стоимость входа, как и на стоимость участия в электронных процедурах, влияет удобство пользования ЭТП, то есть качество пользовательского интерфейса. Пользовательский интерфейс представляет совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с ЭТП. Удобный интерфейс позволяет существенно снижать трудозатраты на получение информации с ЭТП и размещение информации на ЭТП за счет эргономизации и автоматизации рутинных операций, обычно выполняемых пользователем. Работает принцип: чем удобнее ЭТП в использовании, тем меньше времени, а значит, ресурсов, поставщик будет тратить.

Следует учитывать, что не все системы ЭТП имеют различный интерфейс. Многие из них построены на основе типовых профессиональных платформ и требуют от пользователя сходных навыков. Количество применяемых типовых профессиональных платформ ограничено и де-факто в России не превышает пяти. Одна из таких платформ (iTender) была подробно рассмотрена в предыдущем номере журнала.

Практикум

Узнать, на какой платформе разработана площадка, как правило, можно по ссылке, размещенной в нижней части вебстраницы сайта ЭТП.

Есть площадки, которые предлагают своим пользователям пройти обучение работе в своих системах, в том числе бесплатное. Тем не менее это не избавляет поставщика от затрат: время специалистов на обучение все равно расходуется.

Трудозатраты на подготовку предложений

Сегодня электронные торговые площадки предлагают десятки возможных процедур проведения торгов, являющиеся разновидностями аукционов, конкурсов и запросов коммерческой информации. Общий принцип: чем сложнее процедура, тем выше трудозатраты на подготовку предложений, а значит, и стоимость участия в электронных торгах.

Конкурсы, запросы предложений, многоэтапные процедуры являются для поставщика наиболее затратными. Например, участие в конкурсе потребует длительной подготовительной работы на изучение критериев оценки, представленных в конкурсной документации заказчика, и подготовку конкурентных коммерческих предложений.

Запросы предложений могут быть предпочтительны для поставщиков, так как организатор торгов может выбрать поставщика, который по формальным критериям проиграл своим конкурентам. Но и здесь есть риск неоправданных затрат, если цель заказчика выбрать своего поставщика, а не извлечь максимальную выгоду от сделки.

Рамочное соглашение, предполагающее, что поставщик в течение определенного периода будет обеспечен заказом, также может потребовать от поставщика определенных усилий. Оно может содержать множество вопросов, требующих доказать квалификацию поставщика, в числе которых может быть запрос нетипичной для большинства процедур информации, например, сведения о предыдущих контрактах, финансовом состоянии и производственных мощностях.

Аукцион и запрос цен относятся к наименее трудозатратным процедурам (поставщик отправляет заявку, торгуется до определенного уровня, ждет результата торгов). В аукционе есть и существенный минус, связанный с тем, что здесь единственным критерием отбора поставщиков является цена, которая в результате торгов может значительно снизиться.

Практикум

Принимая решение об участии в аукционе, поставщикам рекомендуется критически взглянуть на начальную цену контракта и, если возможно, то проанализировать состав участников торгов. Иначе, зачем поставщику участвовать в торгах, победив в которых он может заключить заведомо невыгодную сделку.

К торгам посредством доторжек и переторжек поставщикам следует относиться осторожно. Цель таких процедур - максимальное снижение цены, желание «дожать» поставщика.

Поставщик может отстаивать свои права. Данная рекомендация может быть актуальна, например, в случае, когда для заказчика проведение конкурентных торгов является лишь формой заключения сделки и конкурсная документация готовится под конкретного поставщика. Каждый случай возможного нарушения конкуренции может стать предметом рассмотрения надзорными органами.

Обеспечение

Практика взимания с участников торгов обеспечения (обеспечение участия в торгах и обеспечение исполнения контракта) в России широко распространена. Считаем затраты: для внесения обеспечения участия в торгах поставщику нужно, во-первых, изъять некую сумму из своего оборота, а во-вторых, потратить определенное количество трудоресурсов, например, на перечисление денег или оформление банковской гарантии. Обеспечение исполнения контракта для поставщика - еще более затратная статья. Предоставление обеспечения исполнения крупного контракта замораживает часть оборотного капитала поставщика и может нанести ущерб его бизнесу.

Практикум

Участвуя в торгах с обеспечением, поставщику рекомендуется включать в стоимость контракта доходность по замороженным средствам, равную или превышающую рентабельность капитала.

Особенности работы на мультибрендовых ЭТП (коммерческий сектор)

Одним из преимуществ мультибрендовых электронных торговых площадок для поставщиков является возможность участия в закупочных процедурах большого числа заказчиков. Вместе с тем высокая стоимость входа и участия в торгах повышает риски неоправданных затрат. В большинстве случаев поставщикам придется вносить абонентскую плату. Например, согласно тарифам, представленным на одной из ЭТП, за возможность три месяца участвовать в неограниченном числе торгов одного заказчика поставщик платит 9 тыс. рублей. Для поставщиков, работающих с неограниченным числом заказчиков постоянно, абонентская плата за квартал составит 27 тыс. руб. При этом плата за подключение к данному тарифу составит около 50 тыс. рублей.

Практикум

Привлекательными для поставщиков могут стать специальные предложения ЭТП, например, возможность бесплатно поучаствовать в торгах определенных компаний.

На ЭТП поставщик может быть не только участником, но и организатором торгов. Поставщики уникальных товаров, например, произведений искусства, могут реализовать свою продукцию с помощью публичного предложения или аукциона на повышение.

Особенности работы на мультибрендовых ЭТП (госзаказ)

Участие в торгах госзаказчиков на пяти федеральных электронных торговых площадках имеет для поставщиков некоторую специфику. Преимуществом ЭТП, где торги проводят госзаказчики, может стать отсутствие абонентской платы. Речь идет о комиссионном вознаграждении в размере фиксированного процента от сделки. При этом следует учитывать, что госзаказчики, согласно закону, обязаны потребовать от каждого потенциального поставщика обеспечение участия в торгах, а затем и обеспечение исполнения договора.

Практикум

Участвуя в закупке госкомпании, поставщик должен быть уверен в своих возможностях выполнить все обязательства по потенциальному договору. В случае если договор будет заключен, а поставщик не сможет выполнить свои обязательства, то такому поставщику может грозить не только внесение в реестр недобросовестных поставщиков с невозможностью дальнейшего участия в закупках госсектора как минимум на один год, но и уголовная ответственность.

Особенности работы на мультибрендовых ЭТП

Относительно низкие стоимость входа на ЭТП и стоимость участия в электронных закупочных процедурах заказчиков является одним из существенных преимуществ монобрендовых/корпоративных ЭТП. В частности, на данном типе торговых площадок поставщики не вносят абонентскую плату или комиссионные вознаграждения. К недостаткам монобрендовых площадок можно отнести возможность получения только одного клиента, который, впрочем, может стать для поставщика ключевым.

Практикум

Задав в поисковой строке интернет-браузера сочетание «электронная торговая площадка/ЭТП + название интересующей компании-заказчика», например, «ЭТП Мосводоканала» можно найти сайт соответствующей ЭТП. Если, конечно, у данного заказчика электронная площадка имеется.

Стратегия поставщика

Получив представление о ресурсах, которые потребуются поставщику для взаимодействия с потенциальными заказчиками на электронных торговых площадках (мультибрендовые и монобрендовые ЭТП), можно приступать к формированию пула ЭТП.

Примерный план формирования ЭТП-пула включает следующие шаги:

  • 1. Предварительный отбор ЭТП
  • 2. Регистрация на ЭТП (аккредитация)
  • 3. Изучение пользовательского интерфейса
  • 4. Участие в нескольких торгах или запросах коммерческой информации
  • 5. Анализ эффективности ЭТП

На предварительный отбор существенное влияние может оказать наличие на ЭТП интересующих поставщика заказчиков. Оценивать потенциального покупателя, организующего свои торги в электронной форме, следует комплексно. Для этого рекомендуется изучить историю данного заказчика, проанализировав результаты состоявшихся по его инициативе торгов, движение победителей в интересующей товарной группе, применяемые закупочные процедуры, практику изъятия обеспечения участия в торгах и обеспечения исполнения договоров. Кроме того, желательно ознакомиться с положением о закупках заказчика, его планом закупок, историей судебных разбирательств, где истцом или ответчиком выступал тот или иной заказчик. Все это поможет поставщику ответить на вопросы о перспективах дальнейшего сотрудничества.

Практикум

Если в числе постоянных победителей торгов на ЭТП числятся три поставщика, которые побеждают поочередно, то поставщику стоит задуматься, сможет ли он конкурировать с ними на равных и стать четвертым. Если в числе победителей, как правило, единственный поставщик, то шансы очевидно минимальны. Когда же круг поставщиков широк, поучаствовать в торгах можно, но в цене сильно не падать.

Анализ эффективности работы поставщика на ЭТП проводится с учетом следующих показателей:

  • продано
  • уровень падения цены
  • затрачено
  • стоимость одного клиента
  • приобретенные постоянные клиенты

Таким образом, поставщик сможет составить пул электронных торговых площадок, которые станут для него наиболее эффективными каналами продаж, то есть не только компенсируют поставщику затраты на участие в торгах, но и позволят достичь высоких коммерческих результатов.

Вместо заключения

Конечно, поставщик может рассчитывать на удачу при работе с электронными торговыми площадками, и все-таки, желая получить гарантированный результат, целесообразнее провести соответствующую подготовку, изучая условия ЭТП, оценивая объемы и качество проводимых торгов, выявляя интересных клиентов, учитывая позиции поставщиков-конкурентов, проводя комплексную оценку эффективности.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 65% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 20 июля 2019 года). Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ. (Примечание: настоящая статья актуализирована 20.07.2019 г.).

1. Понятие электронного аукциона

Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:

Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.

2. Площадки для проведения электронных аукционов

Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.

3. В каких случаях проводится электронный аукцион?

Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:

  • в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) “О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)”) Примечание: настоящий Перечень представляет собой таблицу, в которой указаны коды по ОКПД2 и наименования товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью ЭА. Помимо этого указан ряд исключений из этого списка;
  • либо в дополнительный перечень на уровне субъекта РФ (ч.2 ст. 59 44-ФЗ).

Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).

4. Аккредитация участников электронного аукциона

Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст. 61 44-ФЗ перестал действовать с 01.01.2019 г. Теперь новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. Это гораздо удобнее и быстрее, чем отдельная аккредитация на каждой взятой площадке. А вот аккредитация на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» осуществляется отдельно.

Участники, у которых до 01.01.2019 г. была пройдена аккредитация на «государственных» ЭТП, смогут принимать участие в закупках в электронной форме без регистрации в ЕИС до 31.12.2019 г. Такие участники могут пройти регистрацию в ЕИС в любое время в течение 2019 года.

Операторы ЭТП не позднее рабочего дня , следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.

Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).

Важное дополнение! С 1 июля 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно данным изменениям операторы электронных площадок должны вести новые реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке в новом порядке, вступившем в силу с 1 января 2019 г., то есть после регистрации участника закупки в ЕИС. При этом для участия в закупках с дополнительными требованиями в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ участники должны такую информацию направлять операторам ЭП для дальнейшего её включения в реестр. А вот сделать это могут лишь те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС, т.е. получили аккредитацию на ЭП по новым правилам.

5. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.

5.1 Действия Заказчика при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе

На этом этапе Заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.

Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона

На данном этапе Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.

Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона

На этом этапе Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов. В течении суток может появится свыше 10 000 протоколов по всем регионам РФ. Обычно их агрегируют такие сервисы, как CRMBG.SU .

Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона

На данном этапе Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.

Итак, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

5.2 Действия участника при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Получение электронной подписи

Для участия в электронных аукционах, а также прохождения регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то заказать ее на выгодных условиях вы можете .

Этап №2 — Регистрация в ЕИС и аккредитация на электронных площадках

Без регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.

Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.

Этап №2.1 — Открытие специального счета для внесения обеспечения заявок

Для того, чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе вам также понадобится специальный счет, на который зачисляются деньги для обеспечения заявок. Также с этого счета оператором площадки будут списываться денежные средства за победу в аукционе, если вас признают победителем. Что такое спецсчет и для чего он нужен, подробно написано . С условиями открытия и обслуживания спецсчета можно ознакомиться .

Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе

На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров в нашей онлайн школе «Азбука тендеров» есть отдельный учебный модуль, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее узнать о нашей школе вы можете .

Этап №4 — Анализ аукционной документации

На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.

Этап №5 — Внесение денежных средств на специальный счет в банке / предоставление банковской гарантии

Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на специальный счет в банке, либо предоставление банковской гарантии (Важно: Возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки появилась у участников закупки с 01.07.2019 г.). Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе.

Примечание:

  • если НМЦК ЭА до 20 млн. руб., то размер составляет от 0,5% до 1% НМЦК;
  • если НМЦК ЭА более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 5% НМЦК;
  • если закупка осуществляется среди учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 2% НМЦК.

Этап №6 — Подготовка и отправка заявки

На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их квалифицированной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки.

В течение одного часа с момента получения от банка информации оператор электронной площадки направляет в банк сведения об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст.45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки.

Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора обязан заблокировать денежные средства на спецсчете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Если на счете участника отсутствует необходимая сумма для блокирования, заявка возвращается участнику.

В случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст. 45 44-ФЗ, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется .


Этап №7 — Непосредственное участие в электронном аукционе

Если после рассмотрения Заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям Заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой статье.

Этап №8 — Заключение контракта с Заказчиком по итогам электронного аукциона

В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта ( или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный Заказчиком, и направляет Заказчику через оператора электронной площадки, подписанные квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с Заказчиком описан .

Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.

6. Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.

7. Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

11. Требования к участникам электронного аукциона

Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.

Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете .

12. Заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.

Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 3.1, 4 статьи 66 44-ФЗ.

Итак, согласно части 3 статьи 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (Примечание: Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. То есть вам нет необходимости прикреплять на электронной площадке отдельный файл с таким согласием);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);

Важно: Если Заказчиком в извещении и документации не установлены запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со статьей 14 44-ФЗ участник закупки может и не указывать в своей заявке наименование страны происхождения товара.

б) конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) . Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Важно: Если Заказчиком в документации об электронном аукционе указан товарный знак, и вы готовы поставить Заказчику именно этот товар, то в первой части заявки достаточно будет указать просто согласие на поставку данного товара. Указывать конкретные показатели товара не нужно. Если же товарный знак не указан или вы планируете поставить товар с иным товарным знаком, то указание конкретных показателей в этом случае обязательно.

Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения Заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для Заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).

Для того, чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно .

Согласно ч. 3.1 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (Примечание: такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), почтовый адрес участника аукциона, контактные данные, ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Однако я также рекомендую прикладывать эту декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА (Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ (в случае, если участник ЭА заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. (Примечание: При отсутствии в заявке на участие в ЭА документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Также дополнительно приложите такую декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки).

Важно:

  • Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или ч. 3.1 и ч. 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
  • Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
  • Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
  • В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-6 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ);
  • Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки;
  • Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника ЭА дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются Заказчику оператором ЭП с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Случаи возврата заявки участнику оператором электронной площадки:

1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч.6 ст. 24.1 44-ФЗ (Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);

2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны (Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);

3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (Примечание: срок регистрации участника на сайте ЕИС истекает менее чем через 3-и месяца);

5) наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии что данное требование установлено Заказчиком;

6) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99) в соответствии с ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ (при осуществлении закупки, в отношении участников которой Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ).

13. Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.

Итак, в ЭА могут участвовать зарегистрированные в ЕИС, аккредитованные на площадке и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.

Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день (Примечание: Днем проведения ЭА является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации проводится через 4-ре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном ЭА.).

Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.

Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении. Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК. При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

Требования к ценовым предложениям участников аукциона:

1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

  • равное ранее поданному им же предложению;
  • большее чем ранее поданное предложение;
  • равное нулю;

2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона (Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).

В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно, вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.

Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта . Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.

В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.

В протоколе проведения ЭА указываются:

  • адрес электронной площадки;
  • дата, время начала и окончания такого аукциона;
  • НМЦК;
  • все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет Заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы Заказчику на рассмотрение.

При проведении ЭА в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации оператор электронной площадки также направляет Заказчику предусмотренные ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ первые части заявок таких участников.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.

Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:

14. Сколько длится электронный аукцион?

Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

15. Как узнать участников электронного аукциона?

Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете .

16. Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся

Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.

  1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЭА подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66).
  2. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 67).
  3. В случае, если в течение 10 минут после начала проведения ЭА ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68).
  4. В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об ЭА, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69).
  5. В случае, если второй участник (при уклонении победителя ЭА от заключения контракта с Заказчиком) не предоставил Заказчику в установленный срок подписанных проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч.15 ст. 83.2).

17. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. (Примечание: При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке Заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта ).

В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, Заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный усиленной электронной подписью контракт.

С момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком контракта, он считается заключенным.

Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил наглядную схему.

Случаи признания победителя электронного аукциона уклонившемся от заключения контракта:

  1. если победитель в установленные ст. 83.2 44-ФЗ сроки не направил Заказчику подписанный проект контракта;
  2. если победитель не направил Заказчику протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  3. если победитель не исполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:

  • обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК > 15 млн. руб.); обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, предусмотренную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (если НМЦК < 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете .

В завершении статьи предлагаю вам посмотреть еще одно весьма полезное видео, в котором рассказано, почему не стоит подавать заявку на участие в ЭА в самый последний момент.

На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.

До встречи в новых статьях!


Что такое электронные торги, аукционы, тендеры? С чего начать, какую площадку выбрать? Как проходят государственные электронные торги, и как получить контракт? В этой статье – ответы на эти и другие важные вопросы для начинающих свой путь в электронных торгах.

Читайте ответы на распространенные вопросы участников торгов:

1. Что такое электронные торги?

Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках в Интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги. Например, электронные аукционы на право получения госзаказа проходят на пяти федеральных площадках: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер» и ЭТП ММВБ «Госзакупки». В форме электронных торгов также могут проводить свои закупки заказчики, которые работают по 223-ФЗ.

2. Чем торгуют на ЭТП?

На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать (и, соответственно, покупать) товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.

Для государственных заказчиков существует утвержденный правительством перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых для федеральных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения открытого электронного аукциона.

Для отдельных видов юридических лиц (субъектов 223-ФЗ: госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, общества с государственным участием) Правительство также утвердило перечень товаров, закупаемых в электронной форме. Такие электронные торги (не обязательно в форме аукциона) также проводятся на электронной торговой площадке.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только на открытых электронных аукционах. Причем, это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального. Таким образом, если вы хотите заключить госконтракт, нужно выходить на федеральные ЭТП («Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки») и торговаться на аукционах.

Крупные коммерческие заказчики (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.) также давно перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом».

Законом также предусмотрена реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества — без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Онлайн-курс « ». Начните выигрывать в электронных торгах.

4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?

Став участником электронных аукционов, вы открываете для себя новые рынки сбыта, в т.ч. региональные (находясь в Москве, вы можете осуществить продажу заказчику, находящемуся в любом другом городе на территории России) и получаете доступ к широкой базе предложений по интересующим вас позициям.

Вы взаимодействуете с участниками торгов без посредников, и таким образом экономите время и деньги.

Благодаря современным IT-технологиям, вы оперативно получаете уведомления о появлении новых лотов, а значит, не пропустите интересных предложений.

Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных аукционах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.

5. Какие типы электронных аукционов встречаются?

Аукционы:

  • Открытый электронный аукцион : все процедуры проводятся полностью на электронной торговой площадке. Участники в процессе торгов подают ценовые предложения. Побеждает участник, предложивший лучшую цену.
  • Аукцион на понижение (иногда его называют «редукцион»): заказчиком объявляется объем необходимых услуг и начальная максимальная цена, участники подают предложения и обязуются оказать весь объем услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену. Аукцион на понижение является единственной формой проведения электронных торгов по государственным заказам.
  • Аукцион на повышение : побеждает участник, предложивший наивысшую цену. Такие аукционы объявляются, например, при сдаче в аренду помещений, при распродажах имущества.

Что кроме аукциона?

Не стоит забывать, что в электронном виде можно провести практически любую закупку, не только аукцион. Это могут быть:

  • электронный конкурс;
  • электронный запрос предложений;
  • электронный запрос котировок и так далее.

Правила для таких процедур оговариваются регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество способов закупок.

Выбирайте то, что вам больше подходит!

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая Информационная система с 2016 года?

С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте (часто используют сокращение ООС).

В то время ООС был единственным официальным источником для представления информации о размещении заказов, до 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после этой даты — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система.

Состав информации в ЕИС комментирует эксперт по торгам Роман Чибисов:

С 1 октября 2012 года в своей отдельной секции zakupki.gov.ru/223 информацию о своих закупках также должны были публиковать отдельные виды юридических лиц — субъекты 223 Федерального Закона. Среди них госкомпании, госкорпорации, унитарные предприятия, естественные монополии и компании с государственным участием. Информацию о закупаемых ими товарах/работах/услугах также можно найти на Общероссийском официальном сайте.

7. Как получить ?

Сертификат ЭП для участия в электронных торгах можно получить в Удостоверяющем центре СКБ Контур. Задать любые вопросы о получении сертификата ЭП можно по бесплатному телефону 8-800-5000-508.

Получить или продлить сертификат электронной подписи в Удостоверяющем центре СКБ Контур.

8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

Во-первых, надо определиться, какие именно заказы вас интересуют, государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, и где будут проводиться электронные аукционы. Государственные заказчики размещают электронные аукционы на пяти федеральных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.

Во-вторых, для того чтобы стать участником электронных аукционов, организация должна приобрести подходящий сертификат электронной подписи , принимаемый на нужной электронной торговой площадке (ЭТП), и пройти на этой ЭТП аккредитацию. Участником торгов может стать не только юр.лицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила — те же.

В-третьих, нужно найти на площадке интересующий вас аукцион, изучить документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования - можно подавать заявку на участие.

Онлайн-курс « ». Начните выигрывать в электронных торгах.

9. У меня есть ЭЦП и Рутокен. Что делать дальше?

Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо найти аукцион на общероссийском официальном сайте, узнать, где будут проходить торги (площадка указана в извещении), пройти аккредитацию на этой электронной площадке, перечислить средства для обеспечения заявки и подать заявку на участие.

Процедуры аккредитации и перечисления обеспечения займут какое-то время (по приблизительным оценкам, в совокупности не менее семи рабочих дней). Поэтому рекомендуем заранее пройти аккредитацию на тех площадках, где потенциально Заказчики могут разместить интересные вам аукционы.

Если вы приобрели ЭЦП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.

10. Какую электронную торговую площадку выбрать?

Это зависит от ваших целей. Если вы хотите получить госзаказ, необходимо аккредитоваться на федеральных ЭТП: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки».

Если вы хотите стать поставщиком крупных коммерческих заказчиков (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.), то следует выбирать площадки, где проходят данные торги (это, например, B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом» и др.)

Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества предприятий-банкротов, то вам нужны площадки, аккредитованные на проведение торгов по реализации имущества предприятий-банкротов. Среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Юрий Майский, ведущий вебинара , комментирует, где искать контрактную информацию.

11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые им предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

  • Получение сертификата электронной подписи для госторгов в удостоверяющем центре.
  • Получение . Для этого на сайте электронной торговой площадки необходимо заполнить аккредитационную форму и заявление на открытие счета, а также приложить ряд документов. После этого нужно в течение пяти дней получить подтверждение аккредитации от площадки.
  • Подготовка к торгам. Организация выбирает аукцион, перечисляет на счет площадки сумму в размере обеспечения заявки и подает заявку на участие.
  • Торги. Далее следует процедура торгов, в рамках которой участники подают ценовые предложения. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену, а также чья заявка полностью соответствует требованиям заказчика.
  • . Компания, ставшая победителем, обязана заключить контракт. Контракт заключают в электронном виде на ЭТП. Сначала проект контракта своей ЭП подписывает победитель аукциона, затем контракт своей ЭП подписывает заказчик. После этого контракт считается заключенным. Осталось его исполнить!
  • 124 574 просмотра

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Тенденция современных закупок такова, что большая часть тендеров проводится в электронном виде. Даже в секторе государственных закупок намечен перевод бумажных процедур в электронный формат. Поэтому не за горами то время, когда абсолютно все госзакупки будут осуществляться посредством электронных процедур. Как вы понимаете, такие электронные процедуры проводятся на специализированных площадках в сети интернет, о которых и пойдет речь в сегодняшней статье. Из настоящей статьи вы узнаете: что такое электронные торговые площадки, какие виды площадок существуют в России и какие преимущества они дают заказчикам и поставщикам.

1. Что такое электронная торговая площадка?

По уже сложившейся традиции начну статью с определения.

Электронная торговая площадка (ЭТП) — это сайт в сети интернет, на котором проводятся (закупки). Электронная площадка сочетает в себе комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика (покупателя) и поставщика (продавца). Такое взаимодействие осуществляется посредством электронного документооборота.

По сути, в настоящее время, электронной торговой площадкой можно назвать любой интернет-ресурс, с помощью которого заключаются сделки купли-продажи между покупателями и продавцами.

Заказчики (покупатели) являются организаторами торгов, тем самым оптимизируя свои затраты на приобретение товаров, работ или услуг, а поставщики (продавцы) размещают информацию о своих товарах или услугах.

Посредником между заказчиком (покупателем) и поставщиком (продавцом) является оператор электронной площадки (владелец интернет-ресурса).

Для того, чтобы работать на ЭТП покупатель и продавец в обязательном порядке должны иметь . О том, как её получить подробно написано в . А также для работы на площадке нужна регистрация и на ней, в противном случае можно будет только просматривать информацию, размещенную в открытой части площадки.

Посетитель площадки, прошедший процедуру аккредитации, становится либо заказчиком (организатором торговых процедур), либо участником торгов (поставщиком).

2. Виды электронных торговых площадок

Различают несколько видов электронных площадок.

Во-первых , это федеральные (бюджетные) торговые площадки или, как их ещё называют — площадки B2G (business-to-government). Это площадки, в которых заказчиками являются предприятия и государственные учреждения. Такие площадки используются для организации государственных закупок.

Во-вторых , это коммерческие электронные площадки, т.е. площадки B2B (business-to-business). На этих площадках заказчиками являются коммерческие организации.

Есть электронные площадки, которые создаются и поддерживаются покупателями (buyer-driven). Для того чтобы оптимизировать свой процесс закупок, одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения большого количества фирм-поставщиков.

Есть площадки, которые наоборот создаются и поддерживаются крупными поставщиками (supplier-driven или seller-driven). Такие компании заинтересованы в расширении каналов сбыта своей продукции.

И, наконец, есть площадки, которые создаются и поддерживаются третьей стороной — посредником между продавцами и покупателями (third-party-driven), Эта категория площадок является наиболее многочисленной. Такой вид площадок в свою очередь подразделяется на отраслевые и многоотраслевые. Отраслевые создаются для одного определенного предприятия, например для Газпрома или РЖД. Многоотраслевые площадки наоборот не ограничиваются номенклатурой только одного предприятия.

В-третьих , это площадки электронной торговли между частными лицами C2C (consumer-to-consumer). Ярким примером таких площадок является электронный аукцион — ebay.com. На таких площадках одни частные лица могут продавать товары другим частным лицам.

В-четвертых , это системы розничной электронной торговли, где продавцом является компания, а покупателями — преимущественно частные лица B2C (business-to-consumer). Чаще всего это интернет магазины, такие как ozon.ru, amazon.com и другие, которые продают большой ассортимент потребительских товаров.

В-пятых , это ЭТП по продаже имущества должников (банкротов). Такие площадки предназначены для автоматизации процедуры проведения торгов при продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и приказа Минэкономразвития № 495 от 23 июля 2015 г.

Федеральные торговые площадки электронных торгов

Перечень федеральных торговых площадок был определен Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры и на них заказчиками могут выступать только бюджетные организации (государственные и муниципальные заказчики), действующие в рамках контрактной системы (Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”). Все федеральные площадки имеют бесплатный доступ.

В настоящее время проведение госзакупок осуществляется на 5-ти Федеральных электронных торговых площадках (ФЭТП) это:

1. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (Сбербанк-АСТ)

Это дочерняя структура «Сбербанка России». На сегодняшний день — самая популярная электронная торговая площадка в России. Площадка начала работу 1 июля 2009 г. На электронной площадке проводятся государственные и корпоративные закупки, а также продажа имущества предприятий-банкротов.

Сайт площадки — www.sberbank-ast.ru .

2. АО «Единая Электронная Торговая Площадка»

Крупнейший оператор электронных торгов для государственных заказчиков и коммерческих предприятий. АО «ЕЭТП» было образовано в 2009 году. Учредителями компании являются: Правительство города Москвы (52 %), Банк Москвы (48 %). Основные клиенты в госсекторе — такие субъекты РФ, как Москва, Санкт-Петербург, республика Башкортостан, а также ряд крупных ведомств — Минобороны, Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям и другие.

Сайт площадки — www.roseltorg.ru .

3. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Система Электронных Торгов)

Площадка появилась в 2005 г. и первоначально обслуживала организации Республики Татарстан, но впоследствии расширила область своего действия.

Сайт площадки — www.zakazrf.ru .

4. ООО «РТС — тендер» (РТС – Тендер)

Площадка была образована в 2010 году. В октябре 2015 года на электронной площадке РТС-тендер была открыта секция по имущественным торгам, а в декабре 2015 года – по закупкам согласно закону №223-ФЗ и коммерческим закупкам.

Сайт площадки — www.rts-tender.ru .

5. ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (ЭТП «ММВБ-ИТ»)

Площадка была образована в начале октября 2010 г. Находится под управлением ММВБ, оператор — ЗАО «ММВБ-Информационные технологии». Клиенты — Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Нижегородская область и другие. На площадке также проходят имущественные торги и закупки по 223-ФЗ.

Сайт площадки — www.etp-micex.ru .

Коммерческие торговые площадки электронных торгов

Помимо 5-ти вышеперечисленных Федеральных торговых площадок существует достаточно большое количество коммерческих ЭТП.

На коммерческих площадках в роли заказчика может выступать любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Каждая коммерческая электронная торговая площадка (ЭТП), также как и федеральная (бюджетная) имеет свой адрес в сети интернет (свой сайт).

Одним из отличий коммерческих ЭТП от федеральных является то, что подключение (участие) к этим площадкам платное. Однако имеется возможность бесплатного участия в закупках у некоторых заказчиков, либо стоимость такого участия (подключения) символическая.

Коммерческие электронные торговые площадки разделяются на независимые (общедоступные) и частные (корпоративные) площадки, принадлежащие конкретным организациям.

Корпоративные торговые площадки ориентированы на крупных заказчиков с большими объемами закупок и широким номенклатурным перечнем товаров и услуг. Такие площадки позволяют не только использовать электронные аукционы, но и обеспечивают планирование закупок, сбор и анализ потребностей в товарно-материальных ценностях (ТМЦ), проведение конкурсов и аукционов, квалификационный отбор поставщиков, отчетность и анализ закупочной деятельности.

Общедоступные площадки имеют другое назначение. Они формируют информационное пространство для эффективного взаимодействия поставщиков и заказчиков в рамках конкретной отрасли. Основное преимущество таких площадок - широкая клиентская база за счет грамотного позиционирования и продвижения, постоянно расширяющийся каталог продукции и большое количество участников. В результате работы на таких площадках достаточно легко получить выгодные предложения и условия поставки.

Точное количество коммерческих площадок определить достаточно сложно. В открытых источниках встречается информация о том, что таких площадок на территории России около 5-6 тысяч. Однако самыми популярными из этих 5-6 тысяч площадок являются порядка 100 ЭТП.

Ассоциация электронных торговых площадок

Наиболее популярные коммерческие электронные площадки входят в «Ассоциацию электронных торговых площадок» (АЭТП).

В данную Ассоциацию входят:

  • Федеральные ЭТП;
  • Группы площадок;
  • Коммерческие торгово-закупочные системы;
  • ЭТП по реализации имущества;
  • Международные торговые системы.

Для того чтобы ознакомиться с полным перечнем таких площадок вам необходимо зайти на сайт данной ассоциации - //www.aetp.ru/etp/list .

3. Основные площадки электронных торгов

Как вы уже успели понять, площадок для проведения торгов очень и очень много. Каждая такая площадка имеет свою специфику работы, порядок аккредитации, тарифные планы и т.д. Поэтому каждый заказчик и поставщик сам вправе выбирать на какой площадке ему работать. Соответственно и набор таких площадок у каждого может быть свой.

Наиболее популярными Федеральными площадками являются:

  • ЗАО Сбербанк-АСТ (более 39% всех госзакупок в электронной форме проводится на этой площадке);
  • РТС-Тендер (более 26% госзакупок);
  • АО “ЕЭТП” (более 25% госзакупок).

Из коммерческих торговых площадок самыми популярными являются:

Центр электронных торгов B2b-center

Это система электронных торговых площадок, созданная в 2002 г. АО «Центр развития экономики» для осуществления корпоративных продаж и закупок.

Центр электронных торгов B2B-Center позволяет проводить 43 вида торговых процедур, как на закупку, так и на продажу товаров и услуг. Система объединяет закупки различных отраслей экономики: энергетики, нефтехимии, металлургии, автомобильной промышленности и многих других отраслей.

Преимуществами системы B2B-Center являются: стабильная и надежная работа, большое количество заказчиков, удобный и понятный интерфейс, настройка автоматической рассылки тендеров.

Сайт площадки — //www.b2b-center.ru/

Торговый портал “Фабрикант”

На этой площадке производят электронные закупки крупнейшие российские и зарубежные компании. На площадке представлен широкий спектр тарифных планов, как для участников, так и для организаторов торгов. Некоторые тарифные планы не требуют аккредитации на площадке.

Сайт площадки — //www.fabrikant.ru/

Отраслевая и межрегиональная электронная торговая площадка “Аукционный Конкурсный Дом”

Это компания, оказывающая широкий спектр юридических, консалтинговых и правовых услуг в области торгов и является одним из лидеров в Российской Федерации по количеству проведенных аукционов по закупкам товаров, работ и услуг.

Основные виды деятельности:

  • организация и проведение торгов в форме аукционов и конкурсов разного уровня сложности и ответственности (проведение торгов в электронной форме, конкурсов по подбору инвесторов, аукционов по реализации имущества и т.д.);
  • осуществление функций официальной отраслевой электронной торговой площадки Государственной корпорации Росатом.

Сайт площадки — //www.a-k-d.ru/

4. Функции электронных площадок

Электронные площадки выполняют следующие важные функции:

  • размещение информации о закупках;
  • поиск информации о проводимых закупках по различным критериям;
  • поиск информации об организациях, работающих на ЭТП;
  • просмотр документации о закупке;
  • личный счет для обеспечения заявок на участие в торговых процедурах;
  • управление денежными средствами на счете;
  • проведение электронных закупочных процедур (аукционов, конкурсов, запросов предложений и т.д.);
  • подача запросов, подписание договоров;
  • анализ различных показателей деятельности организаций;
  • защита информации (использование электронной подписи).

Давайте теперь с вами рассмотрим, в чем же заключаются преимущества работы на ЭТП для заказчиков и поставщиков.

Преимущества для заказчиков:

  1. Экономия рабочего времени, т.к. проведение электронных процедур значительно проще нежели проведение бумажных;
  2. Сокращение расходов на организацию и проведение закупок;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок в связи со снижением влияния человеческого фактора;
  4. Честная конкуренция, исключающая работу недобросовестных сотрудников со «своими» поставщиками.

Преимущества для поставщиков:

  1. Быстрый и удобный поиск информации о проведении новых закупок;
  2. Расширение рынка сбыта своих товаров, работ или услуг;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок;
  4. Здоровая конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  5. Сокращение затрат времени и средств на подготовку и подачу заявки;
  6. Возможность участия в торгах из любой точки мира (при наличии компьютера и доступа в интернет).

6. Выводы

И так, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод. На рынке России существует достаточно большое количество тендерных площадок под любые цели и задачи. Электронные площадки для тендеров способствуют упрощению работы, как для заказчиков, так и для поставщиков. Заказчики могут минимизировать свои издержки на проведение закупочных процедур и найти поставщика с наиболее выгодными условиями. Увеличивается прозрачность и открытость процесса закупки, минимизируются коррупционные риски.

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео об электронных торговых площадках:

На этом все. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.