Выставка изразцов. Выставка "от образца до изразца". Представляет выставку «От образца до изразца»

10 сентября в Измайлово, в Мостовой башне открылась выставка "Райский сад в русском искусстве XVII -начала XX века" , которая отправляет нас в век царя Алексея «Тишайшего» и к поискам рая. Экспозиция выставки не ограничивается залом Мостовой башни, а вырывается на весь остров, где органично включает в себя и саму башню и великолепного представителя русского узорочья - Покровский собор, из убранства которого на нас до сих пор взирают «павлиньи ока» райских птиц.

Мостовая башня. Построена по указу царя Алексея Михайловича. В XVII в. в нижнем ярусе размещались стрелецкие караульни, в верхнем - палата, часы и колокольня.


При царе Алексее Михайловиче в 1667 году речка Робка (ныне — Серебрянка) была перегорожена плотинами, образовав Серебряно-Виноградный пруд, который окружил Измайловский остров с царской усадьбой. Центром усадьбы служил Государев двор (строился в 1664—1690 гг.). Вокруг него располагались птичник, сад, где выращивались диковинные растения и многие другие хозяйственные постройки.
Ядром экспозиции являются царские врата, которые сделаны в царских мастерских, где сплелись древние традиции русской деревообработки и западная традиция.

Царские врата. Мастерская Оружейной палаты.
Происходят из церкви Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках.

Россия, Москва. Вторая половина XVII века. Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение.


Данная резьба носит названия флемской. У названия есть две версии происхождения: первая - от немецкого flämisch - фламандский, и вторая от немецкого flamme - пламя. В этой виртуозной барочной резьбе преобладали растительные мотивы, в данном случае мотив - виноградной лозы, которая имеет огромное количество библейских символов. Здесь переплелась символика рая, Евхаристии, Церкви, Богородицы. Записывание символики западных традиций оказалось близко русским заказчиком, в первую очередь царю и его окружению.

Деталь Царских врат. Реставрационная вставка.


На вратах видны реставрационные вставки, сделанные из липы, по той же технологии и покрытые левкасом. На этих вставках отсутствует красный полимент (грунт под золочение) и само золочение.

Деталь Царских врат. Виден красный полимент.


Русское искусство XVII века - одно из самых ярких воплощений образа райского сада. Это связано, с одной стороны, с восстановление и укреплением Российского государства после Смутного времени, с другой, - с ожиданием конца света в связи с 1666 годом от Рождества Христова. Интерес к «райской тематике проявился не только в чтении и написании текстов, связанных «с концом времен», но и в создании земных «Икон» Рая.

Общий вид зала.


Обратите внимание на белокаменные столбы и резьбу на них. Как она перекликается с флемской резьбой по дереву Царских врат.

Колонна резная. Основание. Происходит из Симонова монастыря. Россия, Москва. 1677 - 1683-е. Белый камень; теска, резьба.


Мы говорим «белый камень», но ведь белый - это его природный цвет, который использовался только в нарышкинском стиле. А эти столбы тонировались, фон - красным или лазоревым, а выступающие части золотились.

Колонна резная. Происходит из церкви Святителя Николая Чудотворца «Большой Крест».
Россия, Москва. 1680 - 1689-е. Белый камень; теска, резьба.


К сожалению, колонн с сохранившимся золочением, на выставке нет, но, если присмотреться, можно увидеть следы красочного покрытия.
Одной из сверкающих граней русского искусства стали поливные изразцы. Впервые производство ценинных изразцов было начато по приказу патриарха Никона в Валдайском Иверском монастыре, позже была создана мастерская в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре. После осуждения патриарха многие мастера были взяты в Оружейную палату. Ценина - керамическое изделие покрытое эмалью.

Панно изразцовое рельефное полихромное «Птица с плодами».
Из декора колокольни церкви Святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках. Россия, Москва. 1689 г. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


До середины XVII века в России знали только муравленые (зеленые) или терракотовые (красные) печные изразцы. Но после включения в состав государства западных белорусских земель, мастера знающие секреты цветных полив (красок), приглашаются патриархом для украшения храмов. Вместе с мастерами приходят не только технологии, но и символы и образы западного искусства: рог изобилия, листья лавра и аканта.

Рог изобилия.

Наличник изразцовый рельефный полихромный. Происходит из церкви Святой великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Россия, Москва. 1686 -1687. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


В наличнике используется образ листьев лавра. Возможно, он был переработан из западноевропейской гравюры.
А этот изразец представляет нам рисунок листьев аканта.

Изразец облицовочный рельефный полихромный. Происходит из церкви Мучеников Адриана и Наталии, что в Мещанской слобод. Россия, Москва, 1688. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Рассказывая о поливных изразцах невозможно обойти самого известно мастера-цинника Степана Иванова Полубеса. Его мастерство было настолько велико, что он один из немногих мог создавать большие изразцовые пласты. Чем больше пласт, тем больше возможностей для его деформации и повреждения. Весь процесс контролировался на глаз по цвету пламени, каждый изразец обжигался 5-6 раз и имел немалую стоимость.

Панно рельефное полихромное «Евангелист Иоанн». Мастер - Степан Иванов (Полубес).
Происходит из церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Россия, Москва. Конец XVII века. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Иоанн Богослов не случайно появился на этой выставке, именно он нас знакомит с раем будущим, горним Иерусалимом и дополняет образ рая-сада городом, построенным из золота и драгоценных камней.
На этом пласте виден технологический брак, но из-за своей дороговизны изразцы с таким дефектом не считались бракованными. Чтобы вы смогли представить стоимость, приведем пример. За три тысячи изразцов, пошедших на украшение Покровского собора в Измайлово, мастерам было заплачено 250 рублей. Три рубля стоила маленькая деревенька (3-4 двора),

Изразец рельефный полихромный «Херувим». Мастер - Степан Иванов (Полубес).
Происходит из церкви Священномученика Ермолая на Большой Садовой. Россия, Москва. 1682 г. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Таких изразцов было много произведено для Ново-Иерусалимского монастыря, возможно, что он приехал оттуда вместе с мастерами после опалы патриарха Никона. А на выставке вы сможете этот изразец рассмотреть подробнее и увидеть, какие еще опасности подстерегали такие большие изделия.

Изразцы рельефные полихромные. Из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного, что на Арбате. Россия, Москва. Начало 1680-х. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.


Эти изразцы особенно дороги работникам музея, так как похожие украшают Мостовую башню, где проходит выставка.

Изразцовые украшения Мостовой башни.


Обойдя башню, вы сможете увидеть, что с помощью одной формы и разных цветов, мастера добивались огромного разнообразия изразцов. Так же на изразцах часто изображалась райская птица «папагай», которую привозили в дар западноевропейские послы. Считалось, что этой птице вредно воздействие воды, так как живет она в раю, где не бывает дождя. А потому боялись, что вода может смыть прекрасный цвет оперения.
После петровских реформ, мечта о рае царя Алексея Михайловича, никуда не пропала. Она ушла в народную традицию, где христианские представления переплелись с народными глубинными верованиями. И райские птицы сплелись с древними оберегающими орнаментами, русалками и другими сказочными персонажами.

Лев. Доска карнизная. Алексей Борисович Воронин (?). Россия, Нижегорродская губерния. Вторая половина XIX века. Дерево; резьба.

Русалка. Доска карнизная лобовая. «Мастер дома Акимовой». Россия, Нижегородская губерния, Балахнинский уезд, 1860-е. Дерево; резьба.


Вот в такой кладезь сокровищ превратилась Мостовая башня, служившая входом в земной рай царя Алексея Михайловича, а теперь охраняющая представления о рае наших предков, да и нас самих. Вспомним же и мы грешные о Горнем Иерусалиме.

Выражаем огромную благодарность пресс-службе Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника за предоставленную возможность посетить выставку и Зуйкову Валерию Викторовичу начальнику методического отдела объединенного музея-заповедника, за прекрасную экскурсию по экспозиции.

Так же, вы можете воспользоваться новой сулугой музея "фотосессия в исторических костюмах" .
Для удобства участников костюмированной фотосессии в Мостовой башне определена комната для переодевания. Установлена продолжительность 1 сеанса фотосъемки - 20 минут, с учетом времени на переодевание.
Цена услуги: 1 чел - 200 руб, 2 чел - 300 руб, 3 чел - 500 руб, 4 чел и больше (при наличии костюмов) - 600 руб.

Адрес: городок им. Баумана, д.2, стр. 14. Проезд: от ст. м. «Партизанская», тролл. 22 до ост. «Главная аллея». Карта .
Время работы: вторник - пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00-19.00 (в летний период), 10.00-18.00 (в зимний период)
Понедельник - выходной день.
Цена билета: взрослый - 50 руб, льготный - 30 руб.
Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный .

Глава 7. Выставка "Московский изразец" в Измайлово

Выставка "Московский изразец" имеет свою предысторию. В 1930-х гг. московские изразцы были широко представлены на созданной П.Д. Барановским в музее Коломенское выставке "Техника и искусство строительного дела в Московском государстве XVI-XVII вв.". В 1980 г. в музее в Сытном дворе была открыта выставка "Московская архитектурная керамика". Последняя, созданная в 1996 г. экспозиция "Московский изразец" до 2007 г. оставалась единственной в Москве экспозицией, представлявшей во всей полноте историю московского изразцового производства. Таким образом, обращение к этой теме является для музея традиционным.

Уникальная коллекция строительной керамики, которой обладает Московский государственный объединённый музей-заповедник, по праву считается одной из лучших в России. Она насчитывает около 14 000 предметов и представляет все разнообразие строительных керамических изделий: кирпичи, черепица, трубы, голосники, напольные и настенные плитки, но самую значительную ее часть составляют изразцы.

На выставке будет показана многовековая история московского изразца с момента зарождения до наших дней, а также продемонстрирован технический и художественный уровень искусства московских мастеров, подчеркнута "рукотворность" изразцового искусства.

Проведение выставки в Измайлово не случайно. Именно здесь находятся Покровский собор и Мостовая башня - выдающиеся памятники XVII века с изразцовым убранством. Представленные на выставке работы современных художников-керамистов, специалистов в области реставрации фасадной керамики позволяют затронуть также тему сохранения дошедшего до наших дней изразцового декора Москвы.

Балетмейстеры – хореографы XX века (Россия). Косьян Голейзовский (1892–1970 г.)

Свои первые постановки он осуществил на сценах небольших частных театров, которых в то время появилось много - в "Интимном театре", а потом до самой революции - в "Летучей мыши", Мамонтовском театре миниатюр...

Графические произведения А.М. Кассандра

Первоначально проведение выставки планировалось на 1908 год, но затем несколько раз откладывалось, отчасти по причине первой мировой войны. Число стран-участниц превысило двадцать; единственным исключение была Германия...

Импрессионизм во французской культуре XIX века

После «Салона отверженных» Мане становится центральной фигурой всей прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. К нему присоединяются такие художники, как Базиль, Писсарро, Сезанн, Клод Моне, Ренуар, Дега и Берта Моризо...

Конспект книги Станиславского "Моя жизнь в искусстве"

Знаменательная встреча летом 1897 года К.С. Станиславского, принявшего театральный псевдоним в январе 1885 года в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией, с В.И...

Концептуальные и художественные основы русского абстрактного искусства на примере творчества В. Кандинского

В 1886 году Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета...

Музеи города Лабинска и их культурно-просветительская деятельность

Временная выставка мобилизует посетителей, заставляя их прийти в музей. Сегодня сократилось количество туристов, но увеличилось количество жителей города, которые приходят в музей...

Музыкально-шумовое оформление спектакля "Алые паруса" в мюзикл-театре "Монотон"

Театр "Монотон" был основан в 1986 году. В мюзикле все средства выразительности актера, а именно: вокал, танец, сценическое движение, декламация, игра на музыкальных инструментах - существуют на равных...Сюрреализм в творчестве Рене Магритта

В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнингена состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания. Ушел из жизни один из художников-магов XX столетия...

25 марта 2016 года в музейном комплексе «Конный двор» состоялось торжественное открытие межрегиональной выставки «Образцы печные, рельефные и расписные».


Это первая в Сергиевом Посаде выставка, посвящённая изразцам. В выставочном зале Восточного корпуса в этот день собралось немало людей, интересующихся этим видом искусства. За 95-летнюю историю музея была собрана большая коллекция архитектурных и печных изразцов, в том числе самые ранние находки – изразцы XV в., украшавшие Духовскую церковь, редчайшие рельефные терракотовые и муравленые (зеленые) изразцы XVII в., изготовленные в Троице-Сергиевом монастыре, редкие архитектурные изразцы, украшавшие храмы Троицкой обители, Москвы, подмосковных усадеб. Есть изразцы с сюжетными композициями, в том числе посвященные военной теме, а также яркие расписные, украшенные цветочными букетами и гирляндами, созданные на знаменитых предприятиях М. С. Кузнецова. Наряду с древними есть изразцы современные, изготовленные в наши дни для реставрации памятников архитектуры Троице-Сергиевой Лавры и Москвы, выполненные в керамической мастерской Лавры.


Заместитель генерального директора Сергиево-Посадского
историко-художественного музея-заповедника,
кандидат исторических наук Светлана Викторовна Николаева

Из собственных фондов Сергиево-Посадский музей отобрал 300 экспонатов. Экспозицию дополнили другие музеи и институт археологии, с которыми музейщики проводили совместные раскопки. Представлены предметы из МДА и Троице-Сергиевой Лавры. Откликнулись на приглашение Сергиево-Посадского музея-заповедника коллеги из Московского музея Коломенское, который славится своей коллекцией изразцов. Представлены предметы из фондов областных музеев - музейного комплекса Новый Иерусалим, в котором в прежние века был создан центр производства изразцов. Привезена коллекция из Зарайского музея, относящаяся к усадебным собраниям. Участвует в выставке своими экспонатами Александровский художественный музей. А керамическая мастерская Лавры согласилась показать, как делаются изразцы. Не остались в стороне и частные коллекционеры.


Виталий Владимирович Щербаков,
старший научный сотрудник археологического отдела музея,
хранитель выставки

«Подготовительный этап был достаточно большой - несколько месяцев, - объяснил Виталий Владимирович Щербаков , старший научный сотрудник археологического отдела, хранитель выставки, - возможно, в будущем будет издана книга и в нее войдут все отснятые материалы по этой теме. На выставке мы хотели показать многообразие изразцов от самых древних до наших дней на примере изразцов усадьбы князей Голицыных, сохранившейся в Сергиевом Посаде на Вифанской улице. Это единственная сохранившаяся усадьба в Подмосковье, построенная еще в 1823 году. На выставке представлены уникальные изразцы с изображениями святых собственноручной работы мастера Яна Флегнера, шведа, который попал к нам в плен во время Северной войны. Он стал работать в Ново-Иерусалимском монастыре и одним из первых создал расписные изразцы в России. С его именем связаны и красные изразцы и эмблематы. Оказывается, к первым комиксам можно также отнести изразцы XVIII века. Это открытие сделали ученые, разглядев нарисованную надпись из летящих букв на уровне рта у маленького человечка на одном из изразцов. Именно так и рисуют современные комиксы».

На Сергиево-Посадской земле изразцы впервые встречаются на территории Троице-Сергиевой Лавры – на фасаде Духовской церкви (XV век) и алтарном поясе Введенского храма (XVI век), а также элементы красно-глиняного декора. Изразцы есть на церкви Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637 гг.) – муравленые (зеленые) с растительным орнаментом, двуглавыми орлами, воинами и пушками. Древние изразцовые панно из Пскова на выставку представлены ЦАКом МДА. В зале представлены полихромные муравленые изразцы московского производства (1670-1680 гг.), которые являются единственным вещественным доказательством существования царского путевого дворца в селе Слотино, стоявшего на дороге в Александровскую слободу, где тоже изготовлялись похожие образцы. Из полихромных рельефных изразцов в конце XYII века были сложены печи Троицкой обители. В монастыре находится одна из самых древних печей начала XVIII века с изображением медальонов с росписью в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Похожая печь сохранилась и в Александрове. Уникальные печи XVIII века с расписными изразцами находится в Митрополичьих покоях и Царских чертогах Лавры. Фасадные изразцы с этих памятников культуры также представлены на выставке. Кроме образцов Троице-Сергиевой Лавры на выставке экспонируются работы московских мастеров, хранящиеся в музее-заповеднике в Коломенском. Они находились на памятниках Москвы и Костромы. Украшением выставки является наличник с декором из церкви Параскевы Пятницы, стоящей в Охотном ряду в Москве (1687 г.). Изразцы усадебных печей представлены экспонатами, хранящимися в Зарайском музее. Это многоцветные изразцы из несохранившейся усадьбы Гончаровых (с. Ильицыно Зарайского уезда), а также более простые, характерные для многих домовых печей из усадьбы князей Голицыных в Сергиевом Посаде.


Профессор Леонид Андреевич Беляев

В настоящее время интерес к этому ремеслу возрождается. Доктор исторических наук, главный редактор журнала «Российская археология», руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции института археологии, профессор Леонид Андреевич Беляев очень высоко оценил представленную на выставке экспозицию:

Честно говоря, таких изразцов нет нигде в мире. Мы не просто переняли это ремесло у других народов и у себя в России произвели. Мы это придумали и воплотили сами. Изразец – наша национальная гордость. На эту выставку мы привезли материалы, которые дал Новый Иерусалим. Этот монастырь сейчас восстанавливается, и в процессе реставрации мы обрели огромное количество экспонатов. Мы и сами не представляли себе, до какой степени нам будет интересно. Наши специалисты на протяжении шести лет работают все 12 месяцев в году и даже 24 часа в сутки, оставаясь вместе со строителями, архитекторами и всеми другими на объектах. Сотрудники научной экспедиции не уходят в отпуск на зимние месяцы, как это принято в археологии, а продолжают работать, изучая лабораторию, в которой рождался русский изразец. И результатов добились фантастических! Мы представляем здесь только маленькую часть этих находок. И они позволяют сделать вывод, что наш русский изразец жил очень долго – всю вторую половину XVI века в разных местах страны – в Казани, в Свияжске, в Ярославле, в Сибири… Он жил в XIX и XX веках до Врубеля. Очень много свидетельств об этом в Новом Иерусалиме. Он и сейчас не умер. Нам интересны его истоки. Троице-Сергиева Лавра – тоже очень важное место в изучении изразца. В Лавре есть терракотовые плиты, они, может быть, и более интересные, чем изразец XVII-XVIII веков. Их изучают пристально, специально, очень серьезно. Терракотовые плиты – самая ранняя стадия изразца, это даже не совсем еще изразец. Эти плиты дают понять, что именно Лавра стоит у истоков этого древнего ремесла, ставшего искусством.

Не меньшее открытие сделала и Ольга Николаевна Глазунова – сотрудник экспедиции в Новом Иерусалиме. Занимаясь изразцами, она глубже стала понимать церковную историю:

В этой коллекции есть очень интересные изразцы, которые дают возможность лучше понять церковную историю. Это, в первую очередь, два изразца с изображением человека и рака на кувшинке. Есть изразец с символом праздника Пасхи и с изображением престольного праздника. Такие вещи стояли в монастыре. В них есть очень глубокий смысл – это понимаешь, когда начинаешь их изучать.

Несколько лет назад вместе с Виталием Щербаковым Ольга Николаевна Глазунова занималась изучением изразцов, которые были изготовлены в Лавре и использовались как подушечки для изголовья при захоронении умерших священников. Была в Сергиевой обители такая традиция. Обычно под голову священнослужителям клали кирпич, но в Лавре стали изготавливать специальные изразцы. И для этого из Нового Иерусалима были приглашены мастера, потому что при Патриархе Никоне в Новом Иерусалиме этим ремеслом уже занимались. Этот факт выяснили специалисты во время подготовки этой выставки. Чтобы наладить производство, в Новом Иерусалиме собрали мастеров из разных мест – из Москвы, из Литвы, с севера Европы, с юга Европы, из Троице-Сергиевой Лавры. Огромное количество мастеров варилось в этом котле, и они смогли создать непохожее ни на что новое явление – русский изразец.

«Выставка очень хорошая, подобной выставки еще не было, - говорит Ольга Николаевна. - Но я бы еще добавила предметы, которые представляют технологию изготовления изразца. Есть современные технологии. Я бы показала старые технологии. Они у нас тоже есть: и плошки для варки поливы, и разделители изразцов, штампы изразцовые, чтобы наглядно показать своеобразную производственную историю изразца. Она с годами менялась. Если сравнивать одинаковые по употреблению вещи XVII и XVIII веков, то видишь, что они сделаны по-разному. В XVII веке были так называемые разжигатели пламени горна – большие глиняные горшки с дырочками, которые в XVIII веке заменили на колпачки. Эти вещи помогают представить, как видоизменялось производство».


Хранитель фонда «Изразцы» музея «Коломенское»
Светлана Измаиловна Баранова

Хранитель фонда «Изразцы» музея «Коломенское», доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теологии МГУ Светлана Измаиловна Баранова – одна из тех специалистов-коллег, которые помогали подготовить выставку, предоставив свои материалы:

Археологическая экспедиция, которая работает на территории Ново-Иерусалимского монастыря, не выставляет пока своей коллекции, но она щедро показывает вам свои находки в этом зале. Мы в своем музее даже сняли со стен экспозиции наличники и привезли их вам. Это подлинный и отреставрированный наличник с барабана церкви святой Параскевы Пятницы, которая стояла в Охотном ряду. На этом месте, где стояла церковь, сейчас находится Государственная Дума. Москва много утратила в 1928 году, не только эту церковь, исчез и дворец Василия Васильевича Голицына. В напоминание о прошлом остались долговечные изразцы. Интерес к ним растет во всем мире. Мы раньше никуда не выезжали. А в последнее время побывали со своей коллекцией в Лувре, и этот музей отобрал для себя изразцы. Мы собираемся ехать в Дюссельдорф, где будет специальная выставка, посвященная русскому изразцу. Мы участвуем в трудных, многосложных проектах и рады любому приглашению.

Светлана Измайловна, чем важна для Вас эта выставка? Что бы Вам хотелось сказать людям, которые придут взглянуть на ее экспонаты?

Важность этой выставки в том, что на этой небольшой площади изразец представлен в самых разных ракурсах. Есть изразцы в археологической грубой склейке, которая наглядно показывает, в каком состоянии предмет был найден. Представлены крупные архитектурные объекты, показывающие историю создания изразцового декора. Мы видим и новоделы – попытку обращения современных мастеров к традициям прошлого. Хотелось бы, чтобы выставка побудила желание собирать изразцы. Этот процесс очень доступный. Мы иногда изразец просто попираем ногами. А теперь уже видно, что и он исчезает. Поэтому важно изменить сейчас к нему отношение. Выставка делает это. Благодаря своим качествам - долговечности глазури, крепости черепка, умению русских мастеров делать эти выдающиеся произведения, которые переживают столетия - он дошел до нас со всем своим блеском, со всем своим орнаментом и по-прежнему радует. Поэтому я прошу всех: собирайте изразцы, приносите в музеи, пополняйте наши фонды. Особенно, если известно, где найден этот кусочек. Для нас очень важна привязка к месту. Очень долго изразец воспринимался как что-то слишком простое по сравнению, например, с фарфором, хрусталем. Их часто находили на земле, под плугом даже. В моей жизни был такой случай. Гуляя однажды по городу Ярославлю, который славен своими изразцовыми декорами, я в темноте под фонарем увидела белеющий кусок. Подняла. Оказалось, что это сюжетный изразец, на котором сохранилась надпись: «Сие нам на пользу». Очевидная польза таких исследовательских выставок в том, что они дают представление об изразце как о непременной части русской жизни и почти заставляют нас собирать их, хранить и изучать.

О чем может рассказать печной изразец специалисту своим внешним видом? И может ли изразец вписаться в нашу современную жизнь, стать популярным в XXI веке?

Изразец внимательному взгляду может рассказать о многом. Через изразец мы можем реконструировать дом, мы можем точно сказать, какие печи были в нем. По этим печкам мы можем судить о состоянии этого дома, о состоятельности владельца, его вкусах, о его возможностях и вообще об истории. Мы можем рассказать о том, как менялись эти печи. Они разбирались, на них существовала своя мода. Иногда маленькая кучка черепков, которая на первый взгляд кажется мусором, может оказаться свидетелем печной истории и расскажет всю историю дома, даже когда этот дом уже перестал существовать. Не зря в последнее время вновь появилась мода на керамические печи. И русский изразец стал востребованным. Вновь декорируются дома особыми вставками, керамическими панно. Наши мастерские, особенно в северных регионах, где печь нужна для отопления, просто завалены заказами. Несмотря на то, что это удовольствие дорогое, люди идут на это, они видят красоту изразцовой печи и ее комфортность.

- В чем заключается комфортность изразцовой печи?

Во-первых, она гигиенична, ее можно вымыть. Во-вторых, безопасна. Сквозь ее поры не проходит дым и кирпичи не темнеют. В-третьих, эстетична. О ее красоте нечего и говорить! Мастерские сейчас делают печные наборы, и печи потом выстраивают по габаритам этого изразцового набора. Конечно, все заказы индивидуальные, авторские, оригинальные. Часто заказчики просят уничтожить формы, по которым делались его изразцы, чтобы не было повторов, чтобы не оказалось, что у соседа такая же печка, как у него. Требования эти к мастерам и раньше были, во все века…

Доктор исторических наук, главный редактор журнала «Российская археология», руководитель Ново-Иерусалимской экспедиции института археологии, профессор Леонид Андреевич Беляев обобщил все сказанное на презентации:

Пожалуй, главным элементом материальной культуры московского государства являлся изразец. Нами это не до конца осознано. Но если мы возьмем русскую культуру XIX века, допетровскую эпоху, то все русское в то время воспринималось с некоторым подозрением, как какое-то неправильное, заскорузлое, убогое, не отвечающее европейскому стандарту того времени. Когда стали определять свой национальный путь, то на первый план вышел изразец, как элемент национальной культуры. Он вошел в палату Романовых, в теремной дворец. В таком виде он дошел до модерна, правда, в небольшом количестве и сохранился до советских времен. Далеко не в каждом российском музее вы увидите эти уникальные экспонаты. Причем, они найдены экспедицией, взяты из погребений, из земельных слоев. На этой выставке наряду с оригиналами есть и копии. И это тоже очень важная вещь. После обрушения Воскресенского собора в Новом Иерусалиме изразцы восстанавливали. Обученные европейские мастера делали русские копии. Это фактически была первая реставрация в России и одновременно это традиция. Изразец всегда актуален. Мы должны помнить, что понимание древнерусской жизни в России нового времени началось с изразцов. В Европе Россию представлял изразец, который соответствовал в то время уровню культуры многих континентов.


Старший научный сотрудник отдела
истории и культуры Сергиево-Посадского края
Нина Викторовна Холодкова

Довольны ли вы первым днем работы выставки? Этот вопрос мы задали одному из создателей выставки Нине Викторовне Холодковой – старшему научному сотруднику отдела истории и культуры Сергиево-Посадского края:

Мы рады, что все откликнулись на наше приглашение. Отзывы гостей положительные. Интерес у зрителей неподдельный. Мало кто раньше обращал внимание на изразцы. А они такие разные, столько сюжетов. Даже взять птичек – ни одна не повторяется, и такие все трогательные и индивидуальные! Благодаря работе нескольких поколений музейных сотрудников мы имеем коллекцию, которую смогли сегодня представить на обозрение не только специалистов, но и тех, кто любит красоту.

Среда, четверг, суббота, воскресенье - с 10.00 до 17.45

Пятница - с 10.00 до 16.45

2-я среда каждого месяца - с 11.00 до 19.45

Выходные дни : понедельник, вторник и последняя пятница месяца.


Сад ценинного искусства. Изразцы XVI - начала XIX века

Изготовление изразцов, которое пришло в Россию из Восточной Европы в XVI веке (называли его «ценинным делом»), — процесс трудоемкий. Одним резчиком здесь не обойтись — нужны еще гончары с каменщиками, умеющие обжигать кирпич. Тем не менее изразцы в России полюбились, ими стали украшать фасады и интерьеры церквей, а с Петровской эпохи и печи. Сначала, в XVI веке, это были муравленые изразцы (покрытые зеленой глазурью — «муравой»), а затем резчики дали волю своей фантазии — здесь и орнаменты, и цветочные гирлянды с птицами, и батальные сцены. Для выставки подобрано 44 экспоната — вроде бы не так много, но они дают полное представление о развитии «ценинного дела» в России с момента зарождения до расцвета в следующем столетии при патриархе Никоне и до поставленного уже «на конвейер» мануфактурного производства в начале XIX века. Все образцы в экспозиции — из собрания музея, а также из частных коллекций. К выставке вышел еще и каталог с подробной историей «ценинного дела» и представленных образцов, большая часть которых имеет точное происхождение.

Искусство и город: граффити в эпоху Интернета

Граффити, зародившиеся в 1970-е как часть уличной субкультуры, в последнее время все чаще становятся темой выставок не только в галерейных, но и в музейных пространствах. Выставка под названием «Искусство и город: граффити в эпоху Интернета» в московской галерее «Электромузей в Ростокино» посвящена тому, как эволюционировали граффити в эпоху «цифры», перестав быть не только чисто уличным творчеством, но и анонимным. Теперь они равноправные участники современного искусства, со всеми его плюсами и минусами. Вот как видит сегодняшнюю ситуацию с граффити куратор выставки художник Игорь Поносов: «Новые технологии становятся настолько доступными, что наравне с баллончиком начинают использоваться и граффити-художниками. Предпринимаются попытки создания произведений посредством роботов, дронов и других спецсредств. В конечном счете современные граффити трансформируются в практики, все более похожие на хакерство». Так ли это на самом деле? Свои выводы можно сделать, посетив выставку, где, помимо свежих работ, подготовленных специально к проекту, для сравнения показаны фотографии и видеосъемка самых знаковых граффити разных лет.


Моряк, художник, человек. Владимир Голицын


Владимир Голицын (1902-1943) — художник, создавший свой, неповторимый стиль, соединяющий лаконизм агитационного плаката и традиции народных промыслов. Учился он у таких разных, но замечательных мастеров, как бубнововалетовец Петр Кончаловский и Константин Юон, посещал курсы Вхутемаса. Голицын много работал на заказ, главным образом для Центрального кустарного музея Москвы, основанного в начале ХХ века благодаря меценату Сергею Морозову и просуществовавшего до 1930-х. Деревянные шкатулки Голицына с росписью получили даже золотую медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. На выставке можно увидеть практически все наследие Голицына, которое хранится как в ВМДПНИ, правопреемнике Кустарного музея, так и в других собраниях. Помимо прикладных работ, это иллюстрации к детским книгам и журналам, зарисовки из экспедиций на Кольский полуостров и на Новую Землю, семейный архив, предметы, предоставленные внуком художника Иваном Илларионовичем Голицыным, а также документы о многочисленных арестах Владимира Голицына из-за его дворянского происхождения.

В мае нынешнего года в Свияжске под Казанью открылась выставка «Путь израза». Ново-Иерусалимскую экспозицию подготовили археологи из Нового Иерусалима, сотрудники камеральной лаборатории института археологии РАН, которую возглавляет Ольга Глазунова .

К вашему вниманию материалы любезно предоставленные организаторами выставки

«Изразец – слово исконно русское. Произошло оно от древнего «образец» (именно так называли до конца XVII в. керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях). Поскольку для декоративного убранства зданий изготовляли сотни и тысячи одинаковых керамических украшений, то слово «образец» приобрело со временем новый смысл: «модель», «лекало», то есть вещь, по размеру и подобию которой следует создавать все остальные.

Изразец – явление общероссийское. Огромная территория, на которой он встречается, совпадает, по сути, с картой России. Между тем, на этой «изразцовой карте» остается множество белых пятен. Они требуют изучения, ответа на множество вопросов, в том числе – об истоках, сложении и особенностях местных художественных и технологических традиций.

Впервые в рамках выставки на основе богатого материала из нескольких собраний появляется возможность наглядно сопоставить изразцы Татарстана, Нижнего Новгорода и Москвы. Введение в российскую культуру этих материалов, которые относятся к разряду интереснейших проявлений в области национального искусства, значительно расширит представление о глубинных исторических корнях, связывающих и взаимно обогащающих народы Центральной России и Поволжья. Это особенно актуально сегодня, когда обострился интерес к детальному восстановлению картины активного и длительного взаимодействия культур, выявлению исторического опыта их совместного развития. Этим же определяется значительный масштаб общего проекта.

Устроители полагают, что избранная форма выставки-исследования, наиболее точно и полно способна отразить художественное и культурно-историческое родство народов, наследие которых станет предметом демонстрации.

Изразцы будут впервые представлены не только как художественные объекты, но и как важные исторические источники, раскрывающие контекст событий прошлого, внимание будет впервые сконцентрировано на их «прочтении», сопоставлении и выявлении своеобразия.

«Пресс-релиз

Приглашаем Вас принять участие в торжественном открытии выставки «Путь изразца. Москва. Новый Иерусалим. Нижний Новгород. Казань. Свияжск. XVI-XIX вв.», которое состоится 30 мая сего года в 11 час. в выставочном зале Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск». В 12 час. начнется круглый стол с участием ведущих специалистов Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, посвященный истории изразцового искусства.

Изразец – явление общероссийское. Огромная территория, на которой он встречается, совпадает, по сути, с картой России. Между тем, на этой «изразцовой карте» остаются белые пятна. Они требуют изучения, ответа на множество вопросов, в том числе – об истоках, сложении и особенностях местных художественных и технологических традиций.

Впервые в рамках выставки появляется возможность наглядно сопоставить изразцы Татарстана, Нижнего Новгорода и Москвы из нескольких музейных и частных собраний. Введение в российскую культуру этих материалов, которые относятся к разряду интереснейших проявлений в области национального искусства, значительно расширит представление о глубинных исторических корнях, связывающих и взаимно обогащающих народы Центральной России и Поволжья. Это особенно актуально сегодня, когда обострился интерес к детальному восстановлению картины активного и длительного взаимодействия культур, выявлению исторического опыта их совместного развития. Этим же определяется значительный масштаб общего проекта.

Изразцы впервые представлены не только как художественные объекты, но и как важные исторические источники, раскрывающие контекст событий прошлого. Внимание будет впервые сконцентрировано на их «прочтении», сопоставлении и выявлении своеобразия.

Необходимость обращения к московскому изразцу диктуется тем, что Москва имела прямое отношение к поставкам, копированию и переработке изразцового декора на местах. Именно с появлением широкого производства изразцов в Москве их миграция приобрела массированный характер в разных направлениях. Изразец начал свое победное шествие и по Северо-Восточной Евразии, вскоре достигнув Казани, Свияжска. Кроме того, некоторые представленные на выставке изразцы, демонстрируют и иные пути проникновения в Поволжье.

Картина развития, приведшая к созданию производственно-художественной школы изразцов района Казань-Свияжск, представлена на выставке впервые. До сих пор не предпринималось попыток объединить изделия вышеназванных центров в рамках одной выставки. В этой картине ясно проявлено как прямое воздействие европейской и московской культуры, так и процесс адаптации их к местным условиям, превращения изразца в неотъемлемую и своеобразную часть культуры Поволжья.

Устроители полагают, что избранная форма выставки-исследования, способна наиболее точно и полно отразить художественное и культурно-историческое родство народов, наследие которых станет предметом демонстрации.

Адрес: выставочный зал Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск», 422540, Республика Татарстан, с. Свияжск, ул. Успенская, 22.»

Огромная Волга с её обширным бассейном (среди рек которого особенно заметна Кама, устье которой совсем недалеко от Свияжска) в течение тысячелетий вскормила не один народ и оставила на своих берегах бессчетное множество «археологических культур». С X века она, подобно прочной цепи, соединяет воедино этно-географические районы, которым суждено, слившись воедино, стать основой позднесредневековых государств и ядром Российской империи. Эти два района – финно-угро-славянское междуречье Оки и Волги, тот «золотой треугольник», та «древнерусская Месопотамия», центром которой суждено стать Москве, и Среднее Поволжье с его булгарским, а затем ордынским государством, трансформирующимся в Казанское ханство и современный Татарстан. Вокруг них и между ними – огромные, сравнимые с субконтинентами зоны, на которых, невидимо пока для историка, идет работа культурного взаимодействия, спонтанного (а позже и сознательного) взаимного обучения соседей и обращения друг к другу в поисках мастеров и секретов их мастерства – тогдашних носителей ноу-хау .

Мы предлагаем коллегам вместе рассмотреть судьбы мощных культурных импульсов в Поволжье, отчетливо отраженных в памятниках искусства уникального приволжского города XVI-XIX веков, Свияжска, и в постоянно растущем собрании его музея. Особенную роль при этом выполняет известный медиатор современности – изразец. Хорошо известный на всём Ближнем Востоке с раннего средневековья (и даже ещё глубже, вплоть до «ворот Иштар»), он приходит в Среднее Поволжье гораздо позже, чем можно было бы ожидать. Приходит из Московии, куда, в свою очередь, будет «доставлен» (пути доставки – еще один аспект современных исследовательских разработок) также не с Востока, а из Западной Европы, сначала из Италии, затем через германоязычные области и Речь Посполитую. Тут есть о чем поговорить – ведь сам по себе печной изразец (а в собственно архитектурных формах он в Поволжье пока не обозначился) не мог укорениться на новом месте, он был частью большой и сложной конструкции – печи; значит, до этого или вместе с изразцом проникает и новая форма конструкции, а следовательно – новая форма быта и экономики в целом.»

В первую очередь хочется обратить внимание на массивные архитектурные изразцы, части декора Воскресенского собора и других монастырских построек. Изразцовый декор Нового Иерусалима абсолютно уникален. В середине XVII в. в России был создан совершенный изразцовый комплекс, основанный на ордерной системе и содержащий тысячи оригинальных форм.



Потрясающий изразцовый фриз «Павлинье око», многорядный раппорт которого состоял из 17-ти изразцов, не считая обрамления, был в дальнейшем неоднократно воспроизведен на церковных постройках Москвы и других городов. Однако нигде больше не смогли повторить фантастический кобальт фона Ново-Иерусалимского фриза. Отличительной особенностью оригинального фриза является также разновысотность рельефа отдельных элементов, которая рождает живую игру цвета и света на поверхности изразца. На выставке представлен один из изразцов нижнего ряда. Каждый изразец фриза имел свое буквенное обозначение, указывающее на его место в общей структуре раппорта. На нижней полосе данного изразца – это буква «Я».

Гладкую белую поверхность стен собора украшают раскинувшие крылья серафимы – выражение сил небесных.

В самых разных частях декора использован мотив изобильных плодов.

Чрезвычайно распространены морды львов. В символике Воскресения Господня им отведена особая роль.

Из разнообразных оформлений порталов на выставке представлен только один элемент оконного наличника.

Помимо изготовления архитектурных изразцов процветало и производство печных. К наиболее ранним относятся широкорамочные изразцы московской школы: со львом и с барсами, охраняющими древо жизни. В правом нижнем углу изразца с барсами можно разглядеть знак мастера, напоминающий прописную букву «т».

Одновременно с этим белорусские мастера изготавливают для покоев патриарха свою муравленую (покрытую зеленой поливой) печь. Низ ее покоится на карнизе, украшенном крестом и двумя хищниками в геральдических позах. Верх украшают львы с пышной гривой. Верхнее зеркало состоит из лицевых изразцов с плетеным растительным орнаментом, истоки которого следует искать в изобразительных мотивах турецкого искусства. Нижнее зеркало представлено одним из самых распространенных рисунков того времени – изображением букета в вазе, заключенном в восьмиугольную рамку. В мастерских Нового Иерусалима такие изразцы изготавливались в нескольких вариантах: без поливы, муравленые, как для этой печи, и полихромные. Причем полихромные покупались и использовались не только для печей, но и для украшения стен в качестве цветных вставок, как это было сделано в Иосифо-Волоцком монастыре.

Еще одна небольшая изящная печь середины XVII в. была изготовлена западными мастерами, возможно литовцами. На выставке представлена крайняя правая часть многофигурного фриза с изображением охоты на оленя и валик с маской.

С течением времени изысканные мелко-фигурные квадратные изразцы сменились более крупными прямоугольными. Стали преобладать растительные мотивы. Упор делался на изощренный рисунок соединенных рамок. На стенде представлена реконструкция такой печи из дворца царевны Татьяны Михайловны (комплекс Ново-Иерусалимского монастыря). Более сложной стала структура самой печи. Углы конструкции теперь выделяются с помощью специальных закругленных элементов. Пояс собран из фигур различных животных и птиц, техника рисунка которых напоминает уже фигуры западноевропейского Ренессанса.

С началом XVIII в. связан следующий этап в истории изразцового производства Нового Иерусалима. Сюда привозят пленных шведов Яна Флегнера и Кристиана и указанием наладить изразцовое производство на голландский манер. Результатом их деятельности стала совершенно уникальная коллекция изразцов-эмблематов. Основой рисунка послужила книга «Эмблемы и символы», по приказу Петра I переведенная на русский язык и изданная в России. Символизму еще только предстоит стать целой эпохой в русской культуре, а в мастерских Нового Иерусалима уже изготавливаются рельефные изразцы с изображением сюжетов из этой книги. Надуманные сентенции трудно угадать в рисунке. Поэтому к изображению добавляют номер, соответствующий номеру сюжета в книге. Примерно в это же время для Мраморного дворца изготавливают печь с символикой праздника Пасхи – престольного праздника Нового Иерусалима. Все лицевые изразцы имеют одинаковый рисунок, но отличаются цветом фона. Встречаются изразцы с белым, голубым и синим фоном. Карнизы этой печи украшены символами военной победы.

Мастерские Нового Иерусалима продолжают свою деятельность и во второй половине XVIII и на протяжении всего XIX в., но столь серьезного влияния на изразцовое производство России, как вначале, они уже больше не имеют».