Торговый сбор фнс. Что такое торговый сбор и кто его оплачивает. Порядок исчисления и уплаты торгового сбора

Советы московским бухгалтерам, которым первым в России не повезло.

Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» устанавливает ставки налога, льготы и сроки уплаты. В нем также указано кто собирает, обрабатывает, проверяет и передает в ФНС информацию об объектах обложения.

В 2018 году торговый сбор действует только в Москве. Предприниматели обязаны рассчитывать и уплачивать этот налог ежеквартально.

Если ваш бизнес попал под торговый сбор, то вам нужно встать на учет в налоговую. Для этого нужно подать туда уведомление по форме ТС‑1. В документе укажите вид деятельности и характеристики точки.

Постановление Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП утверждает порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений о торговых объектах. Оно уточняет, как определить площадь торгового зала для расчета налога.

В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2015 году установили трехлетний мораторий на введение торгового сбора. Не исключено, что его продлят до 2019 года.

С 1.01.2018 установлена новая ставка торгового сбора в Москве для нестационарных торговых объектов в Центральном административном округе города. Теперь она составляет 40 500, а не 81 000 рублей, как раньше. Для стационарных она осталась прежней.

В этой статье мы сможем рассмотреть интересные ситуации, которые помогут ответить пусть и не на все, но на многие, самые актуальные вопросы, возникающие у плательщиков торгового сбора.

Зачет суммы переплаты в счет недоплаты

У ИП по торговому сбору есть переплата в одной ИФНС, а в другой недоплата.

Вопрос: можно сделать зачет суммы переплаты в счет недоплаты из одной ИФНС в другую?

В соответствии с п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, с использованием объектов движимого и недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

В соответствии с Письмом ФНС России от 26.06.2015 № ГД‑4-3/11229@ (в ред. Письма ФНС России от 15.09.2015 № ГД‑4-3/16205) уплата сумм торгового сбора осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе, по месту нахождения объекта недвижимого имущества - с указанием реквизитов получателя платежа и кода ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности.

В случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
Таким образом, торговый сбор уплачивается в ту налоговую инспекцию, где состоит на учете первый объект. Это значит, что необходимо снять с учета ошибочно поставленный объект и встать на учет в ту налоговую инспекцию, где состоит на учете первый объект.

При этом возврат переплаты производится только после ее зачета в счет погашения задолженности по налогу, пеням или штрафам того же вида. Такой зачет ИФНС проведет сама, без заявления налогоплательщика. На расчетный счет вернется сумма, оставшаяся после зачета.

Законодательством не предусмотрено процедуры зачета переплаты торгового сбора из одной инспекции в другую. Поэтому придется уплатить недоимку в одной инспекции и написать заявление на возврат переплаты в другую.

Сроки уведомления о снятии с учета

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов или иных сведений, влечет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Сбор устанавливают в отношении деятельности на объектах торговли.

Постановка на учет, снятие с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган либо на основании информации, представленной уполномоченным органом в налоговый орган. В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Датой снятия с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора является дата прекращения вида деятельности, указанной в уведомлении.

Поэтому на плательщика торгового сбора возлагается обязанность по представлению соответствующего уведомления в налоговый орган в случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта торговли. При этом какой-либо срок на исполнение данной обязанности НК РФ не установлен.
Поскольку определенный срок на исполнение обязанности по представлению соответствующего уведомления в налоговый орган в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли не установлен, то невозможно определить, в каком случае плательщик сбора подлежит привлечению к ответственности за непредставление уведомления, так как не ясно, с какой даты считать подобного плательщика нарушившим НК РФ.

В п. 7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Следовательно, можно сделать вывод, что организация не может быть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, в случае если она не представляет в налоговый орган уведомление после прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли.

Документальное подтверждение отсутствия торговли

У организации есть магазин, но в июле, августе и сентябре торговли не будет. В четвертом же квартале планируется ее возобновить. Нужно ли платить торговый сбор в третьем квартале? Какими документами можно подтвердить отсутствие торговой деятельности на объекте торговли в течение третьего квартала?

Сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором, начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Уплата торгового сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта торговли плательщик сбора представляет уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации в качестве плательщика сбора является дата прекращения деятельности, указанной в уведомлении.
При снятии с учета организации в качестве плательщика торгового сбора такому плательщику сбора в течение пяти дней со дня снятия с учета выдается уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по форме № 1-5-Учет. В случае, если такое уведомление не подано, организация продолжает считаться плательщиком торгового сбора. Неуплата торгового сбора такими организациями будет считаться нарушением законодательства о налогах и сборах.

На основании изложенного в рассматриваемой ситуации торговый сбор уплачивать не нужно, если организация представила в налоговый орган уведомление о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора с указанием даты прекращения торговой деятельности.

Платить ли сбор, если торговли нет

Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. ОКВЭД, указанный при регистрации, не влияет на торговый сбор. Если в госреестре содержится торговля как основной или дополнительный вид деятельности, а фактически организация занимается другим, сбор платить не придется.

Шоу-рум и торговый сбор

У организации в Москве в Гостином дворе есть шоу-рум. Нужно будет ли ей платить торговый сбор, если в помещении установить торговый эквайринг?

Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее - Закон № 62) освобождение от уплаты торгового сбора действует в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. м, при одновременном соблюдении следующих условий:

Основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или ИП, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;

Площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% общей площади объекта, используемого для осуществления деятельности, указанной выше.

В свою очередь, Минфин РФ в Письме от 11.02.2013 № 03-11-06/3/3381 указал, что выставочный зал (шоу-рум) относится к объектам стационарной торговой сети. Такового же мнения придерживаются и суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 24.10.2013 № А25-347/2013 и Волго-Вятского от 15.07.2013 № А79-8172/2012 округов).

Эквайринг - это способ оплаты товаров и услуг с помощью платежных карт. При этом торговый эквайринг - это когда клиент выбирает товар и предоставляет карту продавцу для расчета. Продавец считывает карту с помощью необходимого оборудования, после чего покупатель подтверждает сделку путем ввода PIN-кода от карты.

Поскольку в помещении, где выставлены предоставленные демонстрационные образцы товаров (щоу-рум), будет установлен торговый эквайринг, а также проходить по нему оплата (будут заключаться договоры купли-продажи с покупателями), то в этом случае необходимо заплатить торговый сбор.

Должен ли ИП уплачивать торговый сбор, если он осуществляет торговую деятельность, но при этом применяет патентную систему налогообложения (ПСН) и уплачивает единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)?

ИП, применяющие ПСН, а также ИП и организации, применяющие ЕСХН, не являются плательщиками торгового сбора и не должны подавать соответствующие уведомления в налоговые органы.

ПСН применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

От уплаты торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются ИП, применяющие ПСН, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Торговый сбор: пошив игрушек

ИП на УСН занимается пошивом мягких игрушек на заказ. Также предприниматель продает изготовленные им мягкие игрушки своим покупателям. Как быть в этом случае и нужно ли платить торговый сбор?

На территории города Москвы плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели при одновременном выполнении следующих условий:

1) они осуществляют виды торговли, отнесенные к торговой деятельности;

2) такая торговая деятельность осуществляется ими на объектах осуществления торговли, перечисленных в п. 4 ст. 413 НК РФ. Наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, так как объектом обложения сбором признается именно «использование такого объекта для осуществления торговли», то есть сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник объекта торговли. То есть плательщиками сбора могут быть также и арендаторы;

3) в отношении таких организаций и индивидуальных предпринимателей не применяются льготы.

По разъяснениям ФНС России, данным в Письме от 05.08.2015 № ГД‑4-3/13688@, в отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли, торговый сбор не может быть установлен.

Таким образом, деятельность ИП по реализации собственной продукции подлежит обложению торговым сбором в случае использования объекта торговли (здания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный объект). Если для реализации собственной продукции ИП не использует торговые объекты, то торговый сбор платить не нужно.

Торговый сбор - серьезный вызов для многих московских предпринимателей. Некоторым пришлось повысить цены, уменьшить площади или даже закрыть дело. Чтобы выдержать нагрузку, снижайте операционные расходы, планируйте закупки, контролируйте финансы.

Торговый сбор - самый новый сбор в налоговой системе России. Он введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ - этим законом в часть вторую Налогового кодекса включена глава 33 "Торговый сбор".

Торговый сбор относится к местным налогам, то есть он регулируется как НК РФ, так и нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

Торговый сбор обязательно должен быть введен нормативным документом на местном уровне - и если такой документ принят, то сбор становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения. В муниципальных законах могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Пока сбор установлен только Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2017 году торговый сбор не введен.

Плательщики торгового сбора

Плательщики сбора - организации и ИП, которые занимаются торговой деятельностью, в отношении которой установлен сбор. Это могут быть:

  1. торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок);
  2. торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  3. торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  4. торговля со склада.

К торговой деятельности также приравнивается организация розничных рынков.

Важно, что для применения торгового сбора не имеет значения, чем конкретно торгует компания или ИП.

Не уплачивают торговый сбор:

  • ИП на патентной системе налогообложения;
  • налогоплательщики на ЕСХН.

Постановка на учет в качестве плательщика сбора

Чтобы уплачивать торговый сбор, организациям и ИП нужно встать на учет в качестве плательщиков. Для этого в налоговый орган нужно подать уведомление, указав в нем вид предпринимательской деятельности, объект торговли, а также характеристики, необходимые для определения суммы сбора (количество объектов, площадь). Уведомление надо отправить в налоговую в течение 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. После этого, тоже в течение 5 дней, налоговый орган обязан поставить плательщика на учет и выдать ему свидетельство.

Место постановки на учет:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в остальных случаях.

В дальнейшем, если какие-либо характеристики торгового объекта изменились, об этом также нужно сообщить в налоговую в течение 5 дней. Снятие с учета также производится после направления плательщиком уведомления.

Форма уведомления и порядок заполнения установлены Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.

Объекты налогообложения

Объект обложения торговым сбором (согласно статье 412 НК РФ) - это использование объекта движимого или недвижимого имущества для видов торговли, в отношении которых установлен этот сбор.

Использоваться объект может хотя бы один раз в квартал - и в этом случае возникает обязанность по уплате сбора. Датой возникновения объекта обложения будет дата начала использования этого имущества, а датой прекращения взимания сбора - дата прекращения использования такого имущества.

Объектами обложения торговым сбором могут быть: здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков.

Налоговый период

Ставки торгового сбора

Ставки сбора устанавливаются на муниципальном уровне (или в городах федерального значения). Они должны быть выражены в рублях за квартал в расчете на каждый объект или на его площадь.

Важно! Налоговый кодекс запрещает устанавливать ставки торгового сбора выше суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента, выданного на три месяца. Здесь речь идет о розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

В случаях торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 метров по каждому объекту, а также по торговле со склада, ставка сбора не может превышать деленную на 50 расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца.

Ставка сбора по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади рынка. Эта ставка ежегодно умножается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,237).

На муниципальном уровне могут применяться дифференцированные ставки сбора. Ставка сбора может быть даже снижена до нуля.

Льготы по торговому сбору

Торговый сбор относится к местным налогам, поэтому все льготы по нему устанавливаются на муниципальном уровне (или законами городов федерального значения).

Порядок исчисления и уплаты сбора

Сумма торгового сбора исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Уплатить его необходимо до 25-го числа каждого следующего квартала.

Если плательщик сбора не встал на обязательный учет, и налоговый орган это выявил, то он сам рассчитает сумму сбора и пришлет требование о его уплате.

Торговый сбор в Москве

Торговый сбор в Москве введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. Срок ввода сбора - 1 июля 2015 года. В законе установлены также ставки сбора и льготы по нему.

Ставки торгового сбора в Москве:

Вид торговой деятельности

Физический показатель

Ставка торгового сбора (рублей за квартал)

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:

1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

Развозная и разносная розничная торговля

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в:

Объект осуществления торговли

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы;

2) свыше 50 кв. метров, расположенные в:

1 кв. метр площади торгового зала

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

Организация розничных рынков

1 кв. метр площади розничного рынка

Льготы по торговому сбору в Москве:

От уплаты сбора освобождены:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • использование объектов для:
    • розничной торговли с использованием торговых автоматов;
    • торговли на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
    • торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети на территории розничных рынков;
    • разносной розничной торговли в зданиях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А.

Чего ждать от нового торгового сбора? Сколько и за что придется платить предпринимателям? Как снизить налоговые издержки?

С 1 июля 2015 года вступает в силу глава 33 Налогового кодекса РФ, а вместе с ней на предпринимателей ложится новое бремя по уплате торгового сбора. Торговый сбор попал в Налоговый кодекс РФ в конце прошлого года, и у бизнесменов было время морально подготовиться к этому удару.

Кто и за что будет платить?

Платить торговый сбор должны будут все организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели (ИП), которые используют недвижимость или передвижные торговые павильоны для торговли. В муниципальных образованиях могут быть льготы для некоторых видов предпринимательской деятельности, вплоть до освобождения от уплаты сбора. Например, Закон города Москвы «О торговом сборе» освобождает от уплаты сбора торговлю через вендинговые автоматы, торговлю на ярмарках выходного дня, на розничных рынках (но не сами рынки), разносную торговлю в автономных, бюджетных и казенных учреждениях. Также не будет платить сбор Почта России и автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Федеральный закон также освобождает от уплаты сбора индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги по патенту, и сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.

Объект сбора, согласно закону, «использование объекта движимого или недвижимого имущества (объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности». Простым предпринимателям из этого набора слов мало что понятно, поэтому посмотрим еще определение понятия «объект осуществления торговли» и виды торговли, в отношении которой установлен сбор.

Сбор – с каждого торгового ларька?

Итак, объект сбора – это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговля. Деятельность по организации розничных рынков тоже облагается сбором: объектом являются собственно розничные рынки, сбор уплачивается управляющей компанией.

Виды торговли, в отношении которой устанавливается сбор:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Такой перечень позволяет предположить, что все предприниматели, торгующие в каком-либо помещении (ларьке, палатке, магазине) или со склада, обязаны уплачивать сбор. Возникает вопрос с интернет-магазинами: они тоже должны платить торговый сбор ? Вероятно, если торговля ведется с использованием арендованных складских помещений, то должны. Если же торговые помещения находятся не в аренде, а в собственности, то получается, что предприниматель платит дважды: налог на имущество организаций и торговый сбор.

Малый бизнес уже окрестил этот налог «налогом на аренду » и вовсю подумывает о том, как обойти Налоговый кодекс. Потому что если заплатить все, что положено по закону, то жить бизнесу будет не на что.

Ставки торгового сбора в Москве

Ставки торгового сбора определяются представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ставки определяются законами этих субъектов Федерации.

Закон города Москвы «О торговом сборе» варьирует ставки торгового сбора в зависимости от удаленности района от центра города. Так, самая высокая ставка для торговых точек без торговых залов – 81 000 рублей за квартал (3 месяца) – в Центральном административном округе. Глубокие и ближние «замкадыши» (Зеленоград и Новая Москва, Митино и Бутово, и другие) заплатят 28 350 рублей. Остальные «москвичи» заплатят 40 500 рублей, столько же «стоит» разносная и развозная торговля. Арендаторы в торговых залах должны будут заплатить за помещения до 50 кв.м в ЦАО 60 000 рублей за квартал, «замкадыши» - 21 000 рублей, остальные «москвичи» 30 000 рублей. За помещения свыше 50 кв.м ставка зависит от площади торгового помещения, естественно, это выйдет дороже, чем места до 50 кв.м. Для розничных рынков ставка составляет 50 рублей за квадратный метр.

Все эти немалые суммы (от 7 тысяч рублей в месяц) предприниматели должны будут выложить наряду с другими налогами, выплатами, арендной платой и прочими издержками. Торговый сбор не зависит от размера прибыли. Особенно негативно это сказывается на тех торговых точках, прибыльность которых обусловлена сезонностью.

Бюрократические нюансы

Помимо того, что выкладывать лишние деньги непонятно за что в принципе неприятно, придется еще и пройти бюрократические процедуры. Так, плательщики сбора должны встать на учет в налоговых органах в качестве таковых. Это надо сделать в течение 5 дней после заключения договора аренды. Для тех, у кого такой договор уже действует, обязанность встать на учет возникает со дня вступления в силу закона, то есть с 1 июля 2015 года. Причем о любом изменении торгового помещения надо будет также уведомлять налоговую в течение 5 дней. 5 дней есть у налоговой для постановки на учет плательщика торгового сбора и направления ему свидетельства. Если речь идет об использовании недвижимости для торговли, то уведомление направляется в ИФНС по месту нахождения недвижимости. Если используется движимое имущество, то уведомление направляется по месту нахождения организации или по месту жительства ИП.

Предприниматели сами должны рассчитать размер сбора и уплатить его до 25-го числа месяца, следующего после окончания квартала. То есть налоговая не пришлет квитанцию, но проконтролирует уплату торгового сбора, если предприниматель ошибется или не заплатит. В этом случае он все-таки получит от налоговой требование об уплате сбора. В целом контроль возложен на органы местного самоуправления, которые должны обо всем уведомлять налоговую.

Каких последствий ждать?

История разработки законопроекта, которым вводился торговый сбор, умалчивает о том, какие благие цели должно достигать это нововведение. Положения о торговом сборе были введены в законопроект № 527250-6 депутатскими поправками ко второму чтению. Поэтому в первоначальной пояснительной записке о нем нет ни слова. Также мы не знаем мнения Правительства РФ по поводу введения нового сбора. Имеющийся отзыв Правительства РФ не упоминает этот сбор, так как его не было в первоначальном проекте. Очевидно, Правительство РФ одобрило новый источник доходов бюджета.

Можно ожидать роста цен в розничной торговле, так как предпринимателям придется компенсировать новые расходы. Даже если по факту им удастся уменьшить налоги на сумму сбора (а это можно сделать только по результатам года), то торговцы могут повышать цены просто от страха, что на них повесили новый сбор.

Хорошая новость есть для тех, у кого совпадает место нахождения организации (место жительства ИП) и место уплаты торгового сбора. Организации и ИП, находящиеся на «упрощенке» смогут уменьшить единый налог на сумму торгового сбора. Также может быть уменьшен налог на прибыль организаций.

Однако помимо налогов на прибыль или доходы предприниматели уплачивают еще множество других обязательных платежей. Например, ИП самостоятельно уплачивает страховые и пенсионные взносы, платит за ЭКЛЗ для контрольно-кассовых машин, аренду за помещение и несет другие расходы, связанные с бизнесом. Малый бизнес, занимающийся торговлей, - это, как правило, именно ИП. В этой ситуации многие предприниматели уже собираются объединять свои торговые площади, чтобы уменьшить расходы в части торгового сбора. То есть малый бизнес уже ожидает увеличения налоговой и административной нагрузки, несмотря на заверения в том, что торговый сбор не приведет к увеличению налоговых издержек. Да иначе зачем бы государство вводило новый сбор, если бы от этого не увеличились государственные доходы. Конечно, в условиях дефицита бюджета государству нужны доходы. Но эти доходы получаются за счет малого бизнеса. С одной стороны, государство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, а с другой, вводит новые налоги и сборы для предпринимателей практически на ровном месте. Это демонстрирует непоследовательность государственной экономической политики.

Е.А. Шаронова, экономист

Торговый сбор и уменьшение налога: две вещи совместимые?

Как учесть торговый сбор при разных режимах налогообложения

ВНИМАНИЕ

В этом году торговый сбор установлен только для тех, кто ведет торговлю в Москве.

Как мы помним, было обещано, что добросовестные налогоплательщики уж точно не почувствуют увеличения налоговой нагрузки от введения торгового сбора. Поскольку сумма уплаченного сбора будет идти в зачет других налогов - налога на прибыль, налога при УСНО, НДФЛсайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ; сайт РИА Новости .

О том, кому готовиться к уплате сбора, а кому - нет, каков объект обложения, как и когда платить сбор, какие документы и в какую инспекцию сдавать плательщикам торгового сбора, читайте: ; ;

На первый взгляд, получается, что так оно и есть. Ведь запрет на уменьшение налогов на сбор предусмотрен только для тех организаций и ИП, которые сами не встали на учет как плательщики торгового сбор апп. 1, 2 ст. 416 , п. 10 ст. 286 , п. 8 ст. 346.21 , п. 5 ст. 225 НК РФ . То есть поступили недобросовестно, не подав в налоговую инспекцию уведомление и тем самым попытавшись уклониться от уплаты сбора. Причем этот запрет сохранится и после принудительной постановки на учет и взыскания налоговиками сбора на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москв ып. 1 ст. 416 , п. 3 ст. 417 , п. 2 ст. 418 НК РФ ; ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ; Письмо ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) (далее - Письмо № ГД-4-3/11229@) .

А те, кто встал на учет, пусть даже и с опозданием (подал уведомление в ИФНС несвоевременно), вроде как без проблем уменьшают налоги на уплаченный торговый сборПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) .

Если вы зарегистрировались в качестве плательщика торгового сбора по ошибке, то вам нужно подать в ИФНС заявление о снятии с учета. Никаких санкций со стороны налоговиков не последует. Подать заявление можно в произвольной форме, указав в нем наименование организации (ф. и. о. предпринимателя), ИНН и причины его подачи. К этому заявлению нужно приложить копию ошибочно поданного уведомления о постановке на учет. После этого ИФНС снимет вас с учета той же датой, которой поставила вас на учет в качестве плательщика торгового сбора. При этом начисленные налоговиками суммы сбора будут сторнированы в информационной системе налоговой инспекци иПисьмо ФНС от 20.08.2015 № ГД-4-3/14721@ .

Посмотрим, что же получилось на самом деле. Но сначала напомним порядок уплаты сбора, так как от этого зависит его учет при налогообложении.

Когда и куда уплачивать торговый сбор

Торговый сбор нужно уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2 ст. 417 , ст. 414 НК РФ . То есть сбор за III квартал 2015 г. надо перечислить не позднее 26.10.2015 (25 октября выходной день - воскресень е)п. 6 ст. 6.1 НК РФ .

Как разъяснила ФНС, порядок заполнения платежного поручения на уплату сбора будет разный в зависимости от того, где организация/ИП состоят на учете как плательщик торгового сбор аПисьма ФНС № ГД-4-3/11229@ (пп. 1.1 , 3.1) , от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ :

  • <если> организация/ИП встали на учет в качестве плательщика торгового сбора в Москве по месту нахождения недвижимого объекта торговли, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа и код по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора. То есть реквизиты той ИФНС г. Москвы, куда подали уведомление;
  • <если> организация/ИП ведут торговлю через объекты нестационарной торговой сети (например, через торговые палатки, павильоны, киоски, автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, тележки, лотки и др.п. 1.7.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП ; п. 4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП ) и состоят на учете в качестве плательщика торгового сбора по своему месту нахождения/месту жительства, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа по месту учета, а код по ОКТМО - по месту ведения торговой деятельности.

ВНИМАНИЕ

Торговый сбор уплачивается по КБК 182 1 05 05010 02 1000 110 в бюджет Москв ыприложение № 3 к Приказу ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1004@ .

Что получается у тех, кто состоит на учете в другом регионе, например в Московской области, а торгует в Москве? Как плательщики торгового сбора, они будут состоять на учете в своей ИФНС другого региона, например Московской област иПисьмо ФНС от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ . В связи с этим в платежках на уплату торгового сбора они должны указывать реквизиты своей ИФНС (например, в Московской области), а код ОКТМО - того района Москвы, где установлен нестационарный объект торговли (торговая палатка, автолавка и т. п.).

Как организации на ОСНО уменьшают налог на сбор

Порядок должен быть тако йп. 10 ст. 286 НК РФ .

Уменьшить на торговый сбор можно не всю сумму авансового платежа/налога на прибыль, исчисленного по итогам отчетного/налогового периода, а только ту часть, которая поступает по ставке 18% в региональный бюджет, то есть в бюджет Москвы. Так что 2% в федеральный бюджет надо уплатить полность юп. 1 ст. 284 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог на сбор можно только в том случае, если и сбор, и «прибыльные» платежи уплачиваются в бюджет Москвы.

Если организация состоит на учете в ИФНС в другом регионе, а ведет торговлю в Москве через объекты нестационарной торговой сети, по местонахождению которых не созданы обособленные подразделения, тогда налог на прибыль она уплачивает в бюджет другого региона, а не Москвы. Соответственно, и уменьшить налог другого региона на торговый сбор она никак не может. И если у вас такая ситуация, дальше этот раздел можно не читать.

О том, когда организация обязана зарегистрировать ОП, читайте:

Если же организация ведет торговлю через объект недвижимости, тогда по его местонахождению у нее образуется ОП и она уплачивает в бюджет Москвы авансовые платежи/налог, исходя из доли прибыли, приходящейся на это ОПп. 2 ст. 11 , подп. 3 п. 2 ст. 23 , п. 1 ст. 83 , п. 2 ст. 288 НК РФ . Вот в этом случае на торговый сбор она может уменьшить московский налог.

Авансовый платеж/налог можно уменьшить только на те суммы сбора, которые перечислены до даты уплаты авансового платежа/налога на прибыль. А это означает, чтоп. 1 ст. 287 , пп. 3, 4 ст. 289 , п. 2 ст. 417 НК РФ ; Письмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@ (п. 1) (далее - Письмо № ГД-4-3/14174@) :

  • авансовый платеж по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора за III квартал, если он уплачен не позднее 28.10.2015;
  • налог на прибыль за 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного и за III, и за IV кварталы, при условии что сборы уплачены не позднее 28.03.2016;
  • если торговый сбор за IV квартал 2015 г. уплачен после срока уплаты налога за год (после 28.03.2016), то на него можно будет уменьшить исчисленный авансовый платеж за I квартал 2016 г. С этим согласилась и ФНСПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Так что часть торгового сбора за предыдущий год не потеряется, ее можно учесть в следующем году.

В бюджет Москвы нужно уплатить разницу между суммой «прибыльного» авансового платежа/налога и суммой сбора. Если окажется, что сумма авансового платежа за 9 месяцев 2015 г. будет равна сумме уплаченного сбора за III квартал 2015 г., тогда в бюджет ничего платить не придется.

Как разъяснила налоговая служба, торговый сбор при расчете налога на прибыль учитывается в пределах исчисленного авансового платежа/налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Например, если за III квартал сбор уплачен в размере 40 500 руб., а исчисленный авансовый платеж за 9 месяцев 2015 г. составил 35 000 руб., тогда на оставшуюся сумму сбора за III квартал (5500 руб.) плюс еще на сбор за IV квартал (40 500 руб.) можно будет уменьшить налог за 2015 г. (но опять-таки в пределах суммы налога).

Если же по году будет получен убыток, тогда понятно, что уменьшать вам будет нечего. А вот торговый сбор в бюджет вы уплатите.

Поскольку действующая форма декларации по налогу на прибыль не содержит специальных строк для учета торгового сбора, ФНС предлагает отражать суммы сбора в строках, предназначенных для указания сумм налога, уплаченного за пределами РФ и засчитываемого в уплату регионального налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 2) :

  • <если> у организации нет обособленных подразделений - в строках 240 и 260 листа 02;
  • <если> у организации есть ОП, по которым сдается отдельное приложение, - в строке 090 приложения № 5 к листу 02;
  • <если> организация входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) - в строке 090 приложения № 6 к листу 02.

Как вы понимаете, если организация уплатила за пределами РФ налог, который она вправе зачесть, то в одной строке декларации будет указана одна общая сумма, включающая в себя и этот налог, и торговый сбор. И если эта сумма будет больше авансового платежа/налога, подлежащего уплате в бюджет Москвы, то, как поясняет ФНС, в этом случае организация сама должна выбрать, на что она будет уменьшать платеж/налог: на какую-то одну сумму или на две сразу - тогда в какой пропорци иприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ . При этом ФНС на цифровых примерах показала, как в «прибыльной» декларации нужно уменьшать авансовый платеж/налог на уплаченный торговый сбор организациям, расположенным в Москве и имеющим/не имеющим ОП, а также организациям, входящим в КГНприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ .

Как упрощенцы уменьшают налог на сбор

Порядок учета торгового сбора у упрощенцев будет разный в зависимости от выбранного объекта налогообложения.

Учет сбора при объекте «доходы»

Упрощенцы с объектом «доходы» на торговый сбор уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО в таком порядк еп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог при УСНО на торговый сбор можно, только если и сбор, и «упрощенный» налог уплачиваются в бюджет Москвы. А это возможно, только когда организация/ИП и как налогоплательщик, и как плательщик торгового сбора состоят на учете в инспекциях Москвы, пусть даже и в разных. Если же организация/ИП состоят на учете в другом регионе, например в Московской области, а торговую деятельность ведут в Москве, тогда они лишены возможности уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор. Ведь в этом случае сбор уплачивается в Москву, а авансовый платеж/налог при УСНО - по месту нахождения организации/месту жительства ИП - в бюджет другого региона, например Московской област ип. 6 ст. 346.21 НК РФ . Что уже и подтвердили Минфин и ФНСПисьма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-09/40621 ; ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14230 .

Также не сможет уменьшить «упрощенный» налог на сбор и организация, если ее обособленное подразделение состоит на учете в Москве, а головное подразделение - в ИФНС другого региона, например Московской области. Ведь в этом случае сбор и налог будут перечисляться в разные бюджеты.

Авансовый платеж/налог при УСНО, исчисленный за отчетный/налоговый период, можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого отчетного/налогового периода. А это означает, что на торговый сбор, уплаченный за III квартал, например, 23.10.2015, можно уменьшить налог при УСНО за 2015 г. А на сбор за IV квартал, уплаченный, например, 22.01.2016, уменьшается авансовый платеж за I квартал 2016 г.

В гл. 26 НК сказано, что упрощенцы «в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1» ст. 346.21 НК, могут уменьшать авансовый платеж/налог на торговый сборп. 8 ст. 346.21 НК РФ . А как известно, «доходные» упрощенцы указанные платежи уменьшают на страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на выплаченные работникам пособиям по болезни и др. Причем для упрощенцев-работодателей есть ограничение: они не могут уменьшить на взносы и пособия больше чем 50% «упрощенного» налога. В связи с этим возникает вопрос: учитывается ли торговый сбор в этом ограничении или нет?

К радости налогоплательщиков Минфин и ФНС разъяснили, что при уменьшении «упрощенного» налога на торговый сбор 50%-е ограничение не применяется. Оно действует только на суммы, поименованные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, то есть на взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на больничные и др.Письма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 (вопрос 9) ;

Таким образом, упрощенцы с объектом «доходы» уменьшают авансовый платеж/налог так.

Организации/ИП-работодатели сначала из исчисленного авансового платежа/налога вычитают суммы страховых взносов в ПФР, ФОМС, ФСС, выплаченных работникам больничных и другие, но не более чем 50% от суммы налога. А потом из оставшейся суммы авансового платежа/налога вычитают сумму уплаченного торгового сбора (вплоть до нуля).

А вот предприниматели, работающие без наемных работников, уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО на уплаченные за себя страховые взносы без каких-либо ограничени йп. 3.1 ст. 346.21 НК РФ . Так что они из исчисленного авансового платежа/налога вычитают всю сумму взносов и всю сумму торгового сбора.

Но если уплаченная в течение года сумма сбора окажется больше суммы налога, исчисленного за этот год, то оставшуюся часть сбора в другом году учесть уже не получитс яп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Не обошлось и без ложки дегтя. Если упрощенец, помимо торговой, ведет и другие виды деятельности, то, по мнению контролирующих органов, ему нужно вести раздельный учет и рассчитывать авансовый платеж/налог при УСНО именно от торговой деятельности. Ведь на сумму торгового сбора можно уменьшить сумму налога, исчисленного при УСНО, только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. И если раньше сотрудники Минфина неофициально высказывались, что на торговый сбор можно уменьшить налог при УСНО, исчисленный по всем видам деятельности упрощенца (см. , ), то впоследствии финансовое ведомство выпустило разъяснения о том, что раздельный учет необходим и на сбор уменьшается налог, исчисленный именно по торговой деятельност и , . И ФНС довела эти разъяснения до инспекций на местах для применения в работ еПисьмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233 .

Но сказав «а», контролирующие органы не сказали «б». Ведь тогда между торговой деятельностью и иными ее видами нужно делить и страховые взносы, и выплаченные пособия по работникам, занятым в разных видах деятельности. Иначе налог будет уменьшен некорректно. Причем о том, как вести этот раздельный учет, Минфин и ФНС умолчали. Если работников нельзя отнести к конкретному виду деятельности, вероятно, сумму уплаченных взносов и выплаченных пособий, приходящихся на торговую деятельность, нужно делить пропорционально доходу от торговой деятельности в общей сумме доходов упрощенца. Об этом мы уже спросили специалиста Минфина, и как только нам ответят, мы вам сообщим.

Учет сбора при объекте «доходы минус расходы»

Минфин и ФНС считают, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» сумму уплаченного торгового сбора должны учитывать в расходах на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (как суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сбора х)Письма Минфина от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 , от 27.03.2015 № 03-11-11/16902 ; ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-3/14386@ . То есть сам налог/авансовый платеж уменьшить на торговый сбор нельзя.

И хотя на первый взгляд это и кажется несправедливым, в позиции контролирующих органов есть плюсы для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы»:

;
  • нет необходимости вести раздельный учет и определять прибыль именно от торговой деятельности;
  • если будет получен убыток, то сбор все равно будет учтен в расходах и тем самым увеличит сумму убытка, которую можно перенести на будущее.
  • Как предприниматели на ОСНО уменьшают НДФЛ на сбор

    Предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учитывают торговый сбор такп. 5 ст. 225 НК РФ :

    • исчисленный по итогам года НДФЛ по ставке 13% можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в этом году;
    • уменьшить НДФЛ на торговый сбор можно только в том случае, если ИП состоит на учете в ИФНС в Москве (по своему месту жительства) и ведет торговую деятельность в Москве. Если же ИП состоит на учете в ИФНС в другом регионе, например в Московской области (по своему месту жительства), а торговую деятельность ведет в Москве (неважно, через объект недвижимости или через объекты нестационарной торговой сети), то он не может уменьшить НДФЛ на уплаченный сбор;
    • нет требования об уменьшении на торговый сбор НДФЛ, исчисленного именно с торговой деятельности. Так что если ИП занимается несколькими видами деятельности, то вести раздельный учет ему не придется;
    • сумма вычитаемого из НДФЛ торгового сбора не может быть больше суммы самого налога. Если по итогам года сумма сбора окажется больше НДФЛ, исчисленного за этот год, то на следующий год сумма сбора не переносится. А если по итогам года ИП получит убыток, то и вычесть сбор ему будет не из чего.

    В отличие от других плательщиков торгового сбора в плане отвлечения денег на уплату сбора ИП находится в невыгодном положении. Ведь он в течение года поквартально должен платить сбор, а уменьшить на него НДФЛ он сможет только в следующем году, когда подаст декларацию 3-НДФЛ за прошедший год.

    В то время как упрощенцы и организации на ОСНО могут учитывать торговый сбор поквартально - уменьшать на уплаченный торговый сбор авансовые платежи, исчисляемые по итогам отчетных периодов.

    Как видим, налоговая нагрузка из-за введения торгового сбора у кого-то увеличится.

    Что же касается недобросовестных плательщиков сбора, которые до сих пор не встали на учет, то их, как заверяет глава Департамента экономической политики и развития г. Москвы, будут выявлять, скрыться им не удастся.

    Кстати, на днях налоговая служба рассказала, как инспекторы будут наказывать тех, кто торговую деятельность на территории Москвы ведет, но не встал на учет в ИФНС в качестве плательщика торгового сбора (не представил уведомление) или сделал это несвоевременн оПисьмо ФНС от 18.08.2015 № СА-4-7/14504@ :

    • <если> организация или ИП подадут уведомление о постановке на учет с опозданием, то их оштрафуют как за несвоевременное представление сведений, необходимых для налогового контроля. А такая ответственность есть и в НК (налоговая), и в КоАП (административная). В связи с этим могут оштрафовать и саму организацию на 200 руб.п. 1 ст. 126 НК РФ , и ее руководителя и главбуха на 300- 500 руб.ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ А вот предпринимателя инспекция может оштрафовать только по НК. Ведь ИП к административной ответственности за некоторые налоговые нарушения привлекаться не могу тпримечание к ст. 15.3 КоАП РФ . Так что предприниматель отделается лишь 200 руб.;
    • <если> организация или ИП так и не подадут уведомление, а будут вести торговую деятельность без постановки на учет, тогда наказание более суровое - штраф в размере 10% от доходов, полученных за период ведения торговой деятельности без представления уведомления, но не менее 40 000 руб.п. 2 ст. 416 , п. 2 ст. 116 НК РФ Но такой штраф возможен, только если у налоговиков будут доказательства ведения деятельности. А как ранее разъясняла ФНС, таким доказательством может являться акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который они получат от Департамента экономической политики и развития г. Москв ыПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 7.1) .

    С 1 июля 2015 года в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ вводится торговый сбор для малого бизнеса.

    Торговый сбор является обязательным платежом, который необходимо ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

    Плательщиками торгового сбора являются занимающиеся торговлей организации и индивидуальные предприниматели, применяющие как общий, так и упрощенный режим налогообложения.

    ИП на патентной системе, а также налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, от уплаты торгового сбора освобождаются (п. 2 ст. 411 НК РФ).

    Статья 413 НК РФ определяет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор:

    • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
    • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
    • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
    • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

    Также к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

    В подпункте 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ дается следующее определение торговли:

    Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

    Под объектом обложения торговым сбором понимается:

    • здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
    • объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.

    Если объект осуществления торговли использовался хотя бы один раз в квартал, согласно п. 1 ст. 412 НК РФ этого будет достаточно для признания торговца плательщиком торгового сбора.

    Периодом обложения сбором признается квартал.

    Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Власти этих городов будут вправе, в частности (п. 6 ст. 415 НК РФ):

    • установить различные ставки для разных районов города и для разных объектов торговли;
    • снижать ставку сбора вплоть до нуля.

    При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

    Эти значения могут зависеть от нескольких различных показателей, а именно:

    • от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
    • от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
    • от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

    Статьей 2 установлены следующие ставки торгового сбора:

    N
    п/п
    Вид торговой деятельности Физический показатель Ставка торгового сбора (рублей за квартал)
    1. Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:
    районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 81000
    2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 28350
    3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 40500
    2. Развозная и разносная розничная торговля Объект осуществления торговли 40500
    3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:
    1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в: Объект осуществления торговли
    60000
    21000
    в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы; 30000
    2) свыше 50 кв. метров, расположенные в: 1 кв. метр площади торгового зала
    а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
    б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
    в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
    4. Организация розничных рынков 1 кв. метр площади розничного рынка 50

    Статьей 3 устанавливаются льготы по торговому сбору:

    1. Освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:

    1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

    2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

    3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

    4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

    2. Освобождаются от уплаты торгового сбора:

    1) организации федеральной почтовой связи;

    2) автономные, бюджетные и казенные учреждения.

    Кроме того, не облагается торговым сбором торговля со склада, а также торговля организациями, оказывающими бытовые услуги населению (сопутствующая торговля.)

    Согласно пункту 1 статьи 416 НК РФ, если организация или индивидуальный предприниматель подпадают под уплату сбора, то им необходимо самостоятельно встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора. Для этого нужно представить специальное уведомление о постановке на учет.

    В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
    Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

    Ведение торговли без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. А за это пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей. Также для должностных лиц возможен и административный штраф от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

    Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

    Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

    • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
    • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

    Уплата сбора производится не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.

    Организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

    Организации на общей системе налогообложения вправе уменьшить налог на прибыль (авансовые платежи) на торговый сбор, который фактически уплачен с начала налогового периода до даты уплаты налога. Но при условии, что налог на прибыль уплачивается в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 10 ст. 286 НК РФ).

    ЕНВД по тем видам деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор, применять нельзя.

    Стоимость патента по различным видам деятельности можно посмотреть .

    Заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю. Подпорин 9.06.15 ответил на некоторые спорные вопросы о торговом сборе.

    1. Если товар отпускается со склада, находящегося в Московской области, продавец не должен платить торговый сбор

    Вопрос:
    Нужно ли платить торговый сбор в следующей ситуации. Компания занимается оптовой торговлей в г. Москве. Образцы товара представлены в выставочном зале. Деньги принимаются в офисе компании или поступают на ее расчетный счет. Там же (в офисе) выписываются документы (ТОРГ-12 и счета-фактуры). Отпуск (отгрузка) товара производится со склада, расположенного в Московской области.

    Ответ:
    Напомню, что плательщиками торгового сбора признаются организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 411 НК РФ).

    Согласно пункту 2 статьи 413 НК РФ к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, относится, в частности, торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

    Пунктом 7 статьи 416 НК РФ установлено, что постановка на учет организации в качестве налогоплательщика торгового сбора происходит, в том числе, по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

    В связи с тем, что оптовая торговля осуществляется путем отпуска товаров покупателям со склада, находящегося в Московской области, а на этой территории законодательство о торговом сборе не принято, организация не обязана уплачивать торговый сбор.

    2. Торговый сбор нужно платить до момента снятия организации с учета в качестве плательщика этого сбора

    Вопрос:
    Организация зарегистрировалась как плательщик торгового сбора в первом квартале (подала уведомление). В первом и втором кварталах были продажи. В третьем квартале продаж не будет. Нужно ли платить торговый сбор за третий квартал? Когда и как уведомить налоговый орган о том, что в третьем квартале продаж не будет?

    Ответ:
    В случае прекращения деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора должен представить соответствующее уведомление в налоговый орган. Об этом сказано в пункте 4 статьи 416 НК РФ.

    Датой снятия организации или ИП с учета в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения вида деятельности, указанная в уведомлении.

    Таким образом, если организация не снялась с налогового учета как плательщик торгового сбора, она не освобождается от уплаты этого сбора.

    3. Торговый сбор перечисляется за тот квартал, в котором использовался объект осуществления торговли, а не когда поступила оплата за товар

    Вопрос:
    Организация является плательщиком торгового сбора. Во втором квартале была единственная торговая операция - отгрузка большой партии товара. Покупатель оплатит эту партию товара в третьем квартале, и больше торговых операций в третьем квартале не будет. За какой квартал надо заплатить торговый сбор?

    Ответ:
    Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

    В данном случае объект осуществления торговли использовался во втором квартале. Значит, торговый сбор нужно заплатить за второй квартал.

    При этом следует иметь в виду, что в случае неподачи уведомления о снятия с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ), налогоплательщик должен будет заплатить торговый сбор и за третий квартал.

    4. При уменьшении единого «упрощенного» налога на сумму торгового сбора 50-ти процентное ограничение не применяется

    Вопрос:
    Правильно ли мы понимаем, что единый налог при применении УСН можно уменьшить на сумму торгового сбора только в том квартале, в котором уплачен торговый сбор? Действует ли 50-ти процентное ограничение при уменьшении налога по УСН (объект «доходы») на сумму уплаченного торгового сбора?

    Ответ:
    Первый вопрос Вы понимаете правильно. При применении УСН с объектом «доходы» сумма налога (авансового платежа), исчисленная за налоговый (отчетный) период по объекту налогообложения от деятельности, по которой платится торговый сбор, уменьшается на сумму торгового сбора, уплаченного в этом периоде. Об этом сказано в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ. При том 50-ти процентное ограничение, предусмотренное пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ, не действует.

    Но обратите внимание, что уменьшить на сумму уплаченного торгового сбора можно не всю сумму налога, исчисленного в целом по налогоплательщику, а только ту сумму налога, которая начислена по виду предпринимательской деятельности, облагаемой торговым сбором.

    5. Единый налог по УСН нельзя уменьшить на сумму торгового сбора, если компания не состоит на учете в качестве плательщика этого сбора

    Вопрос:
    Ввиду неясности в определении объекта обложения торговым сбором, организация приняла решение добровольно уплачивать торговый сбор с арендуемого офиса. Можно ли уменьшить единый налог при применении УСН на добровольно уплачиваемый торговый сбор?

    Ответ:
    В случае осуществления вида предпринимательской деятельности, облагаемого торговым сбором на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога при УСН на сумму фактически уплаченного торгового сбора. Это положение закреплено в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ.

    Однако в этой же норме сказано, что сумма налога не уменьшается, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика этого сбора.

    6. Интернет-торговля не подпадает под действие главы 33 «Торговый сбор» НК РФ

    Вопрос:
    Организация арендует офисное помещение, в котором сотрудники принимают заказы, поступившие по сети интернет и по телефону. Заказанные товары со склада организации доставляются покупателям сторонней транспортной компанией. Обязана ли организация уплачивать торговый сбор? Что является объектом обложения торговым сбором - офис или склад? Непосредственно со склада торговля не ведется.

    Ответ:
    Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). При этом к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

    Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;

    Торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

    Торговля через объекты нестационарной торговой сети;

    Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

    Под объектом осуществления торговли понимается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, используемые для ведения деятельности, с которой уплачивается торговый сбор.

    Поскольку при интернет-торговле указанные объекты не используются, торговый сбор по данному виду торговли платить не нужно.

    7. Куда перечислять торговый сбор, если компания зарегистрирована в одной ИФНС, а склад, с которого отпускаются товары, расположен на территории другой ИФНС

    Вопрос:
    Организация на УСН (объект «доходы минус расходы») зарегистрирована на территории ИФНС № 24 по г. Москве. Торговля осуществляется путем отпуска товаров со склада через обособленное подразделение на территории Новомосковского округа г. Москвы (51 налоговая). Куда подать уведомление об уплате торгового сбора, куда перечислять торговый сбор и каким образом уменьшить налог по УСН на торговый сбор? Общая площадь склада 800 кв. метров. Как определить сумму торгового сбора?

    Ответ:
    Постановка на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора осуществляется по месту нахождения объекта недвижимого имущества, используемого в деятельности, по которой уплачивается указанный сбор (п. 7 ст. 416 НК РФ). Следовательно, в приведенном примере компания должна встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговой инспекции № 51. Сумма торгового сбора зачисляется в бюджет г. Москвы.

    Уменьшение суммы налога при УСН осуществляется по месту регистрации налогоплательщика в налоговом органе, т.е. по месту подачи налоговой декларации по налогу при УСН. При этом уменьшить налог можно только по тому виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.

    Что касается ставок торгового сбора, то они устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 415 НК РФ). Ставка торгового сбора по торговле путем отпуска товаров со склада определяется в расчете на 1 кв. метр площади торгового зала. При этом она не может превышать расчетную сумму налога при патентной системе налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Об этом сказано в пункте 3 статьи 415 НК РФ.

    8. Законами о введении торгового сбора на той или иной территории могут устанавливаться льготные ставки сбора

    Вопрос:
    Компания на УСН (объект «доходы минус расходы») оказывает услуги по заправке картриджей, а также продает картриджи. Работают два человека. Компания арендует в жилом доме помещение площадью 20 кв. метров (в 7 кв. метрах осуществляется заправка картриджей), остальное помещение - офис (там же стоят стеллажи с картриджами). Обороты небольшие. Компания платит минимальный налог за год 1% от суммы (примерно 20 000 руб.) Денег на уплату торгового сбора (23 500 руб. в квартал) нет. Предусмотрены ли льготы по уплате торгового сбора в такой ситуации?

    Ответ:
    Законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщиков сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена до нуля (п. 6 ст. 415 НК РФ).

    В связи с этим по вопросу оптимизации налоговой нагрузки по торговому сбору следует обращаться в законодательные органы указанных субъектов РФ.

    9. Встать на учет как плательщик торгового сбора по месту нахождения офиса можно в том случае, если это помещение используется для отпуска товаров покупателям

    Вопрос:
    Организация оптовой и розничной торговли зарегистрирована в ЕГРЮЛ по месту аренды офиса. Склада (в собственности или по договору аренды) у компании нет. Должна ли организация подать уведомление об уплате торгового сбора, указав в качестве объекта обложения торговым сбором арендованный офис?

    Ответ:
    Обратимся к определениям, которые даны в пункте 4 статьи 413 НК РФ. Под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

    При этом к объектам стационарной и нестационарной торговой сети относятся задания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых налогоплательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

    Поэтому организация может подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора с объекта стационарной торговой сети (офиса), только если помещение офиса используется непосредственно для отпуска товаров покупателям.

    10. Если нет объекта осуществления торговли, платить торговый сбор не надо

    Вопрос:
    Должна ли торговая организация, у которой нет никакого помещения, кроме места нахождения единоличного исполнительного органа (указано в ЕГРЮЛ), платить торговый сбор?

    Ответ:
    В данном случае отсутствует объект обложения торговым сбором (объект движимого или недвижимого имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор). В связи с этим организация не должна платить торговый сбор.