Ответственность рабочих за нарушение требований безопасности труда. Частные случаи квалификации действий как нарушение охраны труда. Порядок применения дисциплинарных взысканий

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 138, 140, 143 и 30), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед законом за невыполнение ими дисциплины труда. Одна из статей правил обязывает рабочих и служащих независимо от их должности соблюдать требования по охране труда и противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, пользоваться средствами индивидуальной защиты. На основе этих Типовых или отраслевых правил внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требование которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия может применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на срок до 1 года, увольнение. Налагать дисциплинарное взыскание может только должностное лицо на подчиненного ему работника.

Административная ответственность выражается в форме различных административных взысканий: предупреждения, общественного порицания, штрафа и др. Предупреждение и штраф налагаются не в порядке прямой подчиненности или вышестоящими хозяйственными органами, а должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны труда, или административными комиссиями при районах городских исполнительных комитетах по представлению этих лиц.

Штраф за нарушение норм и правил охраны труда может налагаться только на лиц административно-управленческого персонала, причем не только в тех случаях, когда нарушение может создать возможность повреждения здоровья человека, но и когда нарушаются другие права трудящихся по охране труда (например, за некачественное расследование несчастного случая).

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда представлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия, может быть увеличен до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность выражается в наказании лиц, допустивших нарушения правил охраны труда, которые повлекли за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия. Степень этого наказания устанавливается рядом статей Уголовного Кодекса РФ например, по ст. 140 УК РФ нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

По статье 138 УК РСФФСР незаконное увольнение работника с работы, неисполнение решения суда о восстановление его на работе, задержка выплаты заработной платы, а равно иное существенное нарушение Законодательства РФ о труде, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности наказывается исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо без такового.

По статье 143 УКРФ нарушение прав техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливается законодательством РФ и республик в составе РФ (статья 20 Основ законодательства РФ об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства РФ об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства РФ).

Основные причины несчастных случаев на производстве

Технические причины.

1. Конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· конструктивные недостатки производственного оборудования (аппаратов, приборов, установок), транспортных средств, автомобильного транспорта, транспортно-технического оборудования, приспособлений и инструментов, оградительных и предохранительных устройств или их конструктивные недостатки, отсутствие жестких каркасов на тракторах;

· отсутствие или несовершенство устройств сигнализации, автоматического защитного отключения и тормозных устройств, несовершенство органов управления, устройство для защитного заземления, средств установки, съема, подачи заготовок и перемещения обрабатываемого материала;

· ограждение зоны обработки не было сблокировано с пуском оборудования и др.

2. Неисправность машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов:

· нарушения конструкций машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов или их узлов и деталей, происшедшее в процессе эксплуатации. Например, вследствие нарушения планово-предупредительного ремонта автомобильного транспорта, грузоподъемного оборудования, транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, блокировочных устройств;

· разладка или износ устройств управления;

· неисправность изоляции электропроводки;

· разрушение или поломка деталей оборудования, инструмента, предохранительных и оградительных устройств и т.д.

3. Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и их элементов: неудовлетворительное (неисправное, несоответствующее санитарным и строительным нормам и правилам) техническое состояние зданий, сооружений и их элементов - обрушение элементов производственных зданий: крыш, стен, потолков, полов, лестничных клеток, проходов и проездов; крепей выработок горных пород, а также оползни и обвалы различных пород.

4. Несовершенство технологических процессов. К этой причине относится:

· недостаточный учет требований системы безопасности труда при разработке прогрессивных технологических процессов

· недостаточная механизация тяжелых и опасных операций (погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ)

· отсутствие подъемно-транспортных средств для перемещения тяжелых деталей при установке их на оборудование или ремонте и монтаже оборудования

· несоответствие средств механизации, предусмотренных действующей нормативной документацией (правила, стандарты, нормы и т.д.), при установке для обработки и съеме деталей с оборудования, заливке агрессивных жидкостей и т.д.

Организационные причины .

  1. Нарушение технологических процессов. К этой причине относятся:

· отсутствие необходимой технической документации

· нарушение работающими технологических процессов, предусмотренных технологическими картами, правилами и нормами по охране труда (нарушение правил эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением, нарушение санитарных правил хранения, транспортировки и применения ядохимикатов)

· несоблюдение установленных нормативными документами требований безопасности к технологическим процессам

· применение материалов, приспособлений и инструментов, не предусмотренных технологическими документами (картами, паспортами и т.д.).

  1. Нарушение правил дорожного движения. Сюда относят:

· нарушение правил дорожного движения водителями всех видов транспорта и пешеходами (работающими)

· превышение скорости

· нарушение правил обгона

· выезд на полосу встречного движения

· нарушение правил проезда перекрестков, железнодорожных переездов

· правил движения задним ходом и при трогании с места и др

· нарушение правил перевозки людей; отсутствие средств информации (знаков, разметки и др.).

  1. Неудовлетворительная организация работ. К этой причине следует относить:

· нарушение администрацией правил и норм безопасной организации работ из-за отсутствия или недостаточного технического надзора и контроля за соблюдением безопасности труда при ведении случайных, разовых, ремонтных, монтажно-демонтажных работ, недостатков в организации групповой работы (невыделение специального работника для обеспечения безопасности группы работающих на одном рабочем месте), выполнение работ с повышенной опасностью без наряда-допуска, определяющего порядок и меры безопасного их проведения

· нарушение режимов труда и отдыха со стороны администрации

· неправильное принятие решений администрацией (допуск без медицинского освидетельствования)

· нарушение правил техники безопасности при обслуживании животных, котлов, теплогенерирующих установок и т.д.

· неудовлетворительное содержание рабочих мест, территории, проездов, проходов (недостаточная освещенность, повышенная загазованность, задымленность, шум, вибрация)

· захламленность и загроможденность рабочих мест, проходов, проездов

· неудовлетворительная организация и содержание наплавных сооружений и мостиков на акватории

· погрузочно-разгрузочных площадок, причалов, железнодорожных и транспортных дорог

· неудобное расположение основного и вспомогательного оборудования и др. К этой группе следует также относить падение работающих на скользкой или неровной поверхности полов, тротуаров, проходов, мостиков.

  1. Неприменение средств индивидуальной защиты. К этой группе относятся:

· неисправность, несоответствие или отсутствие спецобуви, спецодежды (например, повреждение рук, проколы концами проволоки стальных канатов из-за отсутствия или плохого состояния рукавиц) и других средств индивидуальной защиты - очков, щитков, масок и др. (например, травмы глаз осколками абразива, стружкой при заточке инструмента без защитных очков, облучение глаз ультрафиолетовыми лучами при выполнении электросварочных работ без применения специальных защитных очков)

· ожоги кислотой (вследствие отсутствия защитной одежды и т.д.)

· некачественный уход за средствами индивидуальной защиты (несвоевременная смена фильтров, респираторов).

  1. Недостатки в обучении и инструктировании работающих по безопасным приемам труда. Сюда необходимо относить:

· отсутствие или недостаточный инструктаж (вводный, на рабочем месте, повторный, периодический и др.), т.е. неполный, поверхностный, не охватывающий все темы или операции выполняемой работы, а также отсутствие или недостаточное курсовое и специальное обучение (по установленному списку), направленное на повышение безопасности работающих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы

· обучение по специальности, не имеющих отношение к выполняемой работе.

  1. Использование работающих не по специальности:

· к этой причине должны относиться: использование работающих не в соответствии с их основной профессией, специальностью или квалификацией, а также неправильная расстановка рабочей силы, несоответствующая квалификация.

  1. Нарушение трудовой дисциплины. К этой причине следует относить:

· изготовление каких-либо предметов в личных целях без разрешения администрации: спортивные игры на территории предприятия: хищение материалов, инструментов и других предметов

· алкогольное опьянение

· хулиганские действия.

Личностные причины.

Сюда следует относить: неосторожность или невнимательность (из-за воздействия внешних факторов, усталости, психических или эмоциональных переживаний). Ошибочные действия

14.Учет и расследование несчастных случаев. Порядок оформления акта Н-1.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. Обязанность своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве возложена на работодателя (ч.1 ст.147 КЗоТ). Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Положением, утв. пост. Правительства РФ от 3 июня 1995 г., которое распространяется на организации всех форм собственности. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента, когда он произошел. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления заявления. Расследование групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти субъекта РФ и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. При гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти. Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора, расследуются с учетом заключений этих органов по расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными случаями.

Порядок оформления акта по форме Н-1

Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на 1 рабочий день и более, потерю им трудоспособности не менее чем на 1 рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном случае на производстве по установленной форме Н-1 в 2 экземплярах - на русском языке или на языке республики в составе России с переводом на русский язык. При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай произошел с работником другой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, 2 из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий же экземпляр акта и других материалов расследования остается в организации, где произошел несчастный случай.

В акте, составляемом по результатам расследования несчастного случая по установленной форме Н-1, должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда. Акт по форме Н-1 должен быть оформлен и подписан членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью организации. Один экземпляр акта выдается пострадавшему (его доверенному лицу) или родственникам погибшего по их требованию не позднее 3 дней после окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с материалами расследования в течение 45 лет в организации по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая. При ликвидации организации, хранящиеся у нее акты по форме Н-1, подлежат передаче на хранение в государственную инспекцию труда по субъекту РФ. Каждый акт по форме Н-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной Минтрудом РФ. Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ от проведения его расследования и составления акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием такого акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решения государственного инспектора по охране труда. Контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев осуществляется инспекции труда. Несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, временно находящимися в командировке на территории государств СНГ, либо гражданами России, пребывающими в государствах СНГ по трудовому или иному договору (контракту), расследуются в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами стороны по месту пребывания в командировке (по месту заключения договора).

КоАП РФ Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда зависят от многих факторов: последствий для здоровья работников, степени вины нарушителя, повторяемости нарушений и др. Об этом пойдет речь в нашем материале.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение требований охраны труда (ОТ) настигает работников и (или) работодателей при нарушении ими своих обязанностей, связанных с вопросами ОТ.

Важно! Обязанности работодателя по ОТ перечислены в ст. 212 ТК РФ, а работников - в ст. 214 ТК РФ.

Виды такой ответственности предусмотрены в трудовом законодательстве (ст. 419 ТК РФ):

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Дисциплинарная ответственность налагается работодателем на своих работников, если они не соблюдают установленные требования ОТ. В зависимости от тяжести проступка и его обстоятельств работодатель вправе объявить нарушителю замечание или выговор, а в отдельных случаях уволить (ст. 192 ТК РФ).

Как наказать за дисциплинарный проступок, узнаете из материала .

Наступление материальной ответственности возможно в том случае, если в результате нарушений работником требований ОТ нанесен прямой действительный ущерб имуществу компании (ст. 400 ТК РФ).

Нюансы оформления «материальных» вопросов в компании - в публикации .

Гражданско-правовая ответственность может наступить для должностного лица, не исполнившего обязанности в отношении своего работника, вследствие чего последнему был причинен моральный вред. В этом случае компенсация вреда уплачивается деньгами в согласованных размерах или в сумме, определенной судом (ст. 151 ТК РФ).

Об оставшихся двух видах ответственности, предусмотренных законодательством для нарушителей норм ОТ, расскажем в следующих разделах.

КоАП о размерах штрафов

Нарушители требований ОТ могут столкнуться с наказаниями, предусмотренными ст. 5.27 или 19.5 КоАП.

Важно! Ст. 5.27 КоАП предусматривает наказания заотступление от установленных норм или игнорирование трудового законодательства, в том числе по вопросам ОТ. Нарушителей − должностных лиц и ИП - ждет штраф от 1 000 до 5 000 руб., а юридическому лицу придется уплатить от 30 000 до 50 000 руб.

Но это еще не все. Если наказанное ранее лицо снова было поймано на аналогичных проступках, ему уже не удастся отделаться вышеуказанными суммами. Повторное наказание обернется коммерсантам дороже: от 10 000 до 20 000 руб. для ИП, а юридическому лицу придется расстаться с более крупной суммой - от 50 000 до 70 000 руб.

Важно! Невыполнение в срок законного предписания представителя надзорных органов по вопросам соблюдения трудового законодательства (в том числе по вопросам соблюдения требований ОТ) грозит наказанием по ст. 19.5 КоАП (п. 23):

  • 30 000 - 50 000. руб. для должностных лиц и ИП;
  • 100 000 - 200 000 руб. для юридических лиц.

Помимо указанных денежных сумм, руководитель или иное должностное лицо, допустившее указанное нарушение, может потерять и свою должность - п. 23 ст. 19. 5 КоАП предусматривает возможность его дисквалификации на срок от 1 до 3 лет.

Указанная статья предусматривает персональные размеры наказаний в отдельных сферах деятельности: невыполнение предписаний в сфере безопасности гидротехнических сооружений, при использовании атомной энергии или предписаний пожарной службы. Для повторных наказаний за аналогичные нарушения также предусмотрены более серьезные размеры штрафов.

О налоговых штрафных санкциях читайте в материалах нашего сайта:

Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ

Последствия нарушений требований ОТ могут грозить наступлением самого серьезного из указанных в первом разделе видов ответственности - уголовной.

Важно! Уголовное наказание за нарушение требований ОТ предусмотрено ст. 143 УК РФ.

Указанной статьей предусмотрено только одно материальное наказание для лиц, на которых возложены обязанности по их соблюдению: штраф до 400 000 руб. или в размере дохода осужденного за период до 18 мес. Оно наступает вследствие нарушений правил ОТ, в результате которых здоровью работника нанесен серьезный вред здоровью.

При таких последствиях для трудоспособности и здоровья работника возможны не только материальные, но и иные, не менее серьезные формы наказания. Они могут предусматривать:

  • обязательные работы (от 180 до 240 час.);
  • исправительные работы (до 2 лет);
  • принудительные работы (до 1 года);
  • лишение свободы (до 1 года) с лишением права занимать определенные должности (или без такового).

Если при нарушении требований ОТ по неосторожности допущена смерть человека, сроки уголовной ответственности возрастают:

  • принудительные работы (до 4 лет);
  • лишение свободы (до 4 лет) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (или без такового).

Если число пострадавших равно двум или превышает его, сроки наказания следующие:

  • принудительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы (до 5 лет) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (или без такового).

Об иных видах уголовной ответственности узнайте из материала .

Итоги

Нарушение требований ОТ может повлечь различные виды ответственности: дисциплинарную, административную и иные (включая уголовную).

Размеры наказания за проступки в сфере ОТ возрастают при выявлении повторных нарушений.

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1- настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Все вышеуказанное

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

    постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

    актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

    приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

    свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

    должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

    свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

    трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    дополнительным соглашением к указанному договору;

    приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

    трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

    договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

    картами аттестации рабочего места по условиям труда;

    заключительным актом;

    списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Вывод

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

Право всех и каждого в России на работу в благоприятных условиях труда, которые будут отвечать правилам безопасности и гигиены, закреплено в Конституции.

Нарушение правил охраны труда: обязанность и ответственность

России развивает конституционные положения и возлагает обязанность по обеспечению безопасного трудового процесса, условия которого будут соответствовать нормативным требованиям государства, непосредственно на работодателя. Данный факт закреплен в статье 22. Одновременно государство гарантирует, что будет защищать права граждан. Данный процесс производится посредством контроля (надзора) и дисциплинарной и гражданско-правовой (419 ст. ТК РФ), а также административной и уголовной.

Ст. 143 УК РФ: нарушение правил охраны труда

В данной правовой норме установлены виды (исчерпывающий список) ответственности за нарушение установленных обязательных требований ОТ, совершенное должностным лицом, на которого были возложены обязанности (должностные) по их выполнению. Как правило, это индивидуальные предприниматели, действующие без образования юрлица, руководитель предприятия либо его заместители, а также должностные лица.

Согласно тексту статьи под требованиями ОТ следует понимать государственные нормативы, которые содержатся в федеральных законах и иных НПА России, а также ее субъектов. Санкции отличаются в зависимости от характера последствий, которые наступили в результате данного преступного деяния.

Причинения тяжкого вреда

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности здоровью человека причинен вред, квалифицируемый как тяжкий, подразумевает одну из следующих санкций:

  • штраф до 400 тыс. руб. или в размере, равном заработной плате (либо иному доходу осужденного) за период до 1,5 года;
  • от 180 до 240 часов обязательных работ;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • до 1 года принудительных работ;
  • до 1 года лишения свободы; дополнительно осужденного могут лишить права занимать какую-либо определенную должность, либо заниматься конкретным видом деятельности на период до года.

Что грозит в случае смертельного исхода?

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности погиб человек подразумевает:

  • до 4 лет принудительных работ;
  • лишение свободы сроком до 4 лет, дополнительно лишение права вести определенную деятельность либо занимать конкретную должность до 3 лет.

Если по неосторожности лица, на которого были возложены обязанности (должностные) по соблюдению правил ОТ, погибли два и более человек, то указанные выше сроки увеличиваются на год, то есть до 5 и 4 лет соответственно.

Что является объектом преступления?

Рассматриваемая нами статья 143 (нарушение правил охраны труда) УК РФ содержит указание на два объекта посягательства (непосредственных): основной и дополнительный. Под первым подразумеваются такие общественные отношения, которые обеспечивают соблюдение правил ОТ, в их число входит и техника безопасности. Дополнительный объект данной нормы - это жизнь и/или здоровье людей. При этом потерпевшими могут быть не только сотрудники предприятия, но и другие лица, чья деятельность на постоянной или временной основе так или иначе связана с компанией.

Объективная сторона: характеристика

Объективная сторона рассматриваемого преступного деяния (нарушение правил охраны труда) обладает тремя обязательными признаками, а именно:

  1. Деяние (бездействие или действие), связанное с нарушением правил ОТ, в том числе и техники безопасности.
  2. Последствие: смерть сотрудника или вред его здоровью, определенный как тяжкий.
  3. Присутствие между деянием и наступившими неблагоприятными последствиями причинно-следственной связи.

По конструкции состав данного преступления материальный и имеет определенную специфику. Преступное деяние считается оконченным в момент причинения здоровью потерпевшего вреда, определяемого как тяжкий. В каждом конкретном случае в обязательном порядке организуется судебно-медицинская экспертиза. В случаях когда нарушение правил ОТ не тянет за собой наступления последствий, указанных выше, то состав покушения не образуется, в связи с тем что оно не относится к предмету уголовно-правового регулирования.

Субъект и субъективная сторона

Уголовно-правовая норма, устанавливающая за нарушение правил охраны труда ответственность, имеет специальный субъект. Таковым является лицо, на которое в организации возложили обязанности (должностные) по соблюдению в организации (на производстве, на участке) техники безопасности (ТБ) и других правил ОТ или контролю за их выполнением.

Что касается субъективной стороны, то она определяется как неосторожное отношение в виде легкомыслия или небрежности виновного лица. Если в процессе расследования будет доказано иное, то есть наличие умысла на наступление тяжких последствий для потерпевшего или его смерти, то речь уже будет идти об уголовной ответственности за преступление, направленное против здоровья и/или жизни человека.

Таким образом, нарушение правил охраны труда (УК РФ, 143-я ст.) имеет один квалифицирующий признак - наличие связи причинно-следственного характера между деянием и последствием. Говоря иначе, смерть или вред здоровью (только тяжкий) должны быть результатом нарушения правил ОТ.

Отграничение от ст. 285, 293 УК РФ

Согласитесь, нарушение правил охраны труда достаточно близко по смыслу к нормам ст. 285, 293 уголовного законодательства, регламентирующим злоупотребление своими должностными полномочиями и халатность соответственно. На практике подобные ситуации случаются довольно часто, и нужно грамотно отделить одно от другого. Анализ и разграничение проводят, основываясь на трудовых обязанностях, которые были возложены на то или иное должностное лицо. В преступлении по ст. 143 субъект, как уже было сказано, - это человек, на которого была непосредственно возложена обязанность обеспечить безопасность труда, соблюдение правил ОТ и который их проигнорировал либо исполнил недобросовестно.

В случае со ст. 293 все обстоит несколько иначе. Субъектом будет являться тот, кто в соответствии со своим служебным положением обязан был обладать информацией о том, как обстоят на производстве или в организации по обеспечению безопасности труда, и принять соответствующие меры во избежание несчастного случая.

Практика судов

Практика по делам о привлечении к ответственности за нарушение правил охраны труда (УК РФ) отражена в Постановлении ВС РФ № 1 от 24.04.1991 г. Остановимся на некоторых разъяснениях.

Согласно положениям постановления наступление ответственности за указанное преступление не зависит от формы собственности предприятия. Субъект специальный, но при это могут быть не только граждане России, но и лица без гражданства, а также иностранцы. Если деяние, а именно нарушение норм и правил ОТ, совершено работником, не являющимся лицом, указанным в норме 143 УК, но его действие или бездействие повлекло наступление последствий, то содеянное рассматривается как преступление, совершенное против личности.

При назначении наказания судьи обязаны учитывать виды нарушений правил охраны труда, которые имели место, их характер, тяжесть последствий, настувших в результате их совершения, а также иные обстоятельства в соответствии с Уголовным кодексом. принимая их во внимание, следует обсудить вопрос о назначении не только основного наказания, но и дополнительного.