Развитие туризма в Ленинградской области

Во многих странах, являющихся популярных среди туристов, на ложится большая ответственность.

Именно министерство осуществляет контроль деятельности всех фирм, так или иначе связанных с организацией туризма, и обеспечивает данную отрасль законодательной базой. В России эти функции выполняет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. К его полномочиям можно отнести: внесение проектов федеральных законов в Правительство РФ, принятие решений, необходимых для развития различных видов спорта в стране, координирует процесс реализации проектов, связанных с развитием туризма в стране.

Кроме того, именно Министерство занимается распределением средств, направленных на развитие туристического сектора экономики, между регионами. В процессе распределения средств учитываются интересы не конкретных фирм, а регионов в целом. Кроме того важной задачей Министерства является контроль деятельности организаций, которые ведут свою деятельность в сфере туризма.

Всю деятельность Министерства туризма можно разделить на две сферы: внутреннюю и внешнюю. К внутренней деятельности в первую очередь относится регулирование и контроль деятельности туристических фирм и других компаний, связанных с туристическим потоком в страну. Особенно это актуально для тех стран, где доходы от туристов составляют значительную часть бюджета. Для этих стран крайне важно создать благоприятные условия для гостей, в частности максимально упростить процесс сбора документов, необходимых для въезда в страну, улучшить качество международных пассажирских перевозок, а также обеспечить приезжих инфраструктурой.

Для многих туристов наличие гостиниц определенного класса является более важным фактором, нежели природные красоты или исторические достопримечательности. Кроме того необходимо создание хорошей репутации, которая привлекала бы большое число туристов со всего мира. К внешней деятельности можно отнести заключение разного рода договоров, которые позволяют увеличить активность туристов за счет упрощения процедур, связанных с оформлением необходимых документов.

Министерство туризма играет роль своеобразного регулятора, стимулируя или, наоборот, замедляя рост туристического потока в страну. Разумеется, невозможно привлечь туристов в страну, где не создано элементарных условий для приезжих. Именно поэтому туристическая сфера напрямую связана со строительной и транспортной отраслями. Только полноценное развитие во всех направлениях может позволить значительно повысить число иностранцев, желающих посетить определенную страну. Однако важно отметить, что туристами не обязательно являются иностранцы.

Во многих странах активно развивается внутренний туризм, предполагающий отдых в собственной стране, а не за рубежом. Многие вполне справедливо считают, что если в их страну едут отдыхать люди со всего мира, то нет смысла на время отпуска куда-то уезжать. Подобный подход позволяет не только сохранить время и деньги, но и лучше узнать собственную страну. Нередко в европейских странах министерство туризма занимается развитием именно этого вида туризма. Для государства выгода в данном случае очевидна: деньги тратятся внутри страны, пополняя местный бюджет. Нередко даже строятся гостиницы, направленные на привлечение местных туристов. Таким образом, туристический бизнес продолжает развиваться, а государственные органы, так или иначе связанные с туризмом, приобретают все большее значение.

Структура туризма состоит из звеньев, уровней и связей. Звеньями являются отделы и другие подразделения, это могут быть и отдельные специалисты.

Все они управляют компанией или ее частями. Менеджеры тоже относятся сюда, так как они связывают и координируют несколько звеньев. Все связи между ними осуществляются по горизонтали. Звенья объединяются в уровни в зависимости от решаемых задач. У разных уровней разные ступени в иерархии, поэтому нижестоящие подчиняются вышестоящим. Руководители всех уровней не только руководят нижестоящими, но и сами выполняют какие-нибудь функции.

Структура туризма может быть линейной, когда у каждого исполнителя только один руководитель. Распоряжения отдаются сверху вниз по цепочке, при этом не допускается перескакивание отдельных звеньев. Функциональная структура более гибкая, поэтому применяется гораздо чаще. Начиная со среднего уровня, специалисты объединяются для выполнения конкретной узконаправленной задачи. Вторая структура применяется чаще как крупными предприятиями туризма, так и предприятиями мелкими.

Структура туризма включает в себя организаторов, которые разрабатывают продукт, продвигают его на рынке и реализовывают, организаций, размещающих туристов, предприятий питания, транспорта, бюро экскурсий, производственных предприятий, торговых, учебных и научных. Формирование продукта предусматривает согласование сроков перевозок, проживания, проведения экскурсий, посещения выставок, организации питания, и так далее. Время, цели, стоимость и качество всех услуг систематизируются и увязываются между собой в единый продукт. Затем туристическими операторами размещается реклама во всех доступных средствах массовой информации, проводятся выставки с рекламными целями для ознакомления как можно большего количества населения с продуктом. Они издают каталоги, выпускают брошюры, участвуют в ярмарках.

Для структуры туризма туроператоры являются одним из важнейших звеньев. Реализуют продукт они либо сами, либо через посредников, которые называются туристическими агентами. Туроператоры заключают множество контрактов с компаниями по перевозкам, гостиничными комплексами, экскурсоводами, предприятиями питания, культурно-развлекательными центрами, и многими другими участниками процесса туризма. Они могут арендовать самолеты, поезда, автобусы, гостиницы и теплоходы для получения значительных скидок. Клиентам они предоставляют в таком случае гораздо более дешевые продукты. Это способствует увеличению конкурентоспособности.

Национальная политика туризма регламентируется во всех странах туристскими администрациями национальными. Они сотрудничают с государственными органами управления, как на уровне правительств, так и на местных уровнях. В Испании эта структура входит в Министерство экономики. В Соединенных Штатах она отсутствует совсем, но это исключение. Во Франции данная структура подчиняется Министерству транспорта и общественных работ. Этот орган призван разрабатывать планы по развитию туризма, проводить маркетинг продукта национального, создавать представительства за рубежом для продвижения продукта.

Депутат Госдумы заявил, что готов инициировать соответствующий законопроект

Депутат от фракции ЛДПР Роман Худяков 26 января в своем интервью телеканалу «Мир24» высказал идею о необходимости создания в России министерства туризма. Несмотря на то что он говорил об этом в сослагательном наклонении - «мы можем быть одними из инициаторов разработки данного законопроекта», тема вызвала большой резонанс в СМИ, причем о законопроекте по созданию нового органа власти заговорили как о чем-то уже реальном, если не сказать – неизбежном.

Сама по себе тема не нова: участники рынка периодически высказываются за создание обособленного Министерства туризма. Как правило, это происходит при очередных перестановках в структурах власти, а в последний раз об этом заговорили в момент передачи Ростуризма в подчинение Минкульта. Сейчас тема стала актуальна на фоне как всего происходящего на рынке, так и законотворческих процессов, протекающих во властных структурах.

Стоит отметить, что Роман Худяков заговорил о создании министерства исключительно в контексте развития внутреннего туризма: «Министерство обеспечит специфический подход к туристическому направлению. Скажу честно: нужно отдельное структурное подразделение, которое бы непосредственно занималось именно нашими курортами», заявил депутат.

Сейчас внутренний туризм действительно находится в тренде спроса – на него переключаются многие туроператоры и агенты. Однако насколько рынку действительно нужно Министерство туризма? Мнение экспертов на этот счет не однозначное: с одной стороны, оно ничего глобально не изменит, но с другой – это вопрос может быть экономически обоснованным.

Георгий Мохов , заместитель министра культуры Московской области:

«На сегодняшний день и так есть министерство, в ведении которого находятся вопросы туризма – все, что нужно, уже создано и достаточно стройно организовано. Конечно, если структуры вывести в отдельное министерство, то статус туристической отрасли заметно вырастет, хотя, по сути, от этого ничего не изменится в плане работы.

Но если еще в 2013 году я был против выделения отдельного министерства туризма, то сейчас я скорее поддерживаю эту идею ввиду того, как сильно изменились экономические условия, в которых существует туристическая отрасль. Возможно, создание отдельного министерства стало бы серьезным шагом к изменению отношения государственной машины к туризму как к самостоятельной экономической сфере».

Илья Уманский , генеральный директор туроператора «Алеан»:

«Сейчас модно поднимать тему внутреннего туризма, хотя в действительности справедливее было бы говорить о развитии и въездного, и выездного туризма. Желание получить свое министерство связано с тем, что отрасль постоянно передавали от одной структуры к другой, и потому все, конечно же, хотят определенности и стабильности. Но, по большему счету, не так важно то, какой организации подконтрольна отрасль, сколько то, кто именно стоит у руля. Если это человек, который понимает специфику рынка, может лоббировать его интересы и знает, что и для кого он делает, то неважно, является ли он министром туризма или руководителем федерального агентства».

А что думаете вы? Примите участие в опросе.

Экономический потенциал для развития туризма практически неограничен, однако он требует значительных капиталовложений и затрат.

Из-за международной конкуренции затраты на развитие индустрии туризма растут как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах, где туризм рассматривается как одна из форм регионального развития. В этих условиях в государствах создаются различные организационные структуры управления туристской сферой услуг.

Рассмотрим организацию управления туризмом в некоторых государствах.

Российская Федерация. В январе 1992г. указом Президента России образовано Министерство физической культуры и туризма, в составе которого создан Департамент по делам туризма, на который возлагалось руководство и управление программами развития внутреннего и иностранного туризма. Для разработки государственной программы в апреле 1992 г. образована Временная межведомственная комиссия по вопросам иностранного и внутреннего туризма Российской Федерации. В 1998г. создан Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму, выполнявший функции национальной туристской администрации Российской Федерации. В 1999г. он преобразован в Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, одно из структурных подразделений которого занимается проблемами развития туризма.

На базе бывшего Государственного комитета по иностранному туризму СССР образовано Внешнеэкономическое акционерное общество «Интурист», в состав которого входят фирмы «Интуртранс», «Интурсервис», «Интурреклама» и совместные предприятия «Инфа-отель»: гостиницы «Савой», «Славянская» (с США), «Олимпийская» (с Германией), «Холдинг». Одновременно образованы совместные представительства «Интуриста» в Берлине, Лондоне, Сиднее, Люксембурге, Австрии, Канаде и др.

При акционерном обществе Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) образованы коммерческий центр «Турснаб», универсальная биржа туристско-курортных услуг и товаров «Измайлово». В ней участвуют акционерное общество «ЦСТЭ-Интур», ассоциация международного делового сотрудничества «Интерпрофкурорт», ВАО «Интурист», акционерное общество «Спутник» и другие коммерческие туристские организации и промышленные предприятия, обеспечивающие отдых. В Якутии на базе Совета по туризму и экскурсиям создана Внешнеэкономическая ассоциация «Якутинтур».

Отдельные функции Государственного комитета СССР по иностранному туризму перешли к внешнеэкономическому акционерному обществу по иностранному туризму «Интурист-холдинг-компания». Видимо, в переходный период к рыночным отношениям внешнеэкономическое акционерное общество «Интурист» останется туристской национальной организацией в Российской Федерации. Министерством по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации осуществляется государственное руководство туризмом в области ценообразования, стандартизации услуг, сертификации.

На базе Центральной детской экскурсионно-туристской станции Министерство образования России учредило Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий (ЭЦКЭ), который преобразован в Международный центр.

Его основные задачи:

a разработка программ и методики изучения учащимися истории и современной жизни народов России, народных традиций;

a подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам краеведения, археологии, геологии, экологии, этнографии, экскурсий, а также руководства кружками, клубами, обществами по данной тематике;

a издание методической и справочной литературы, других материалов по вопросам краеведения, природоохранной деятельности, этнографии и фольклора, экскурсий;

a осуществление экспериментальной работы по совершенствованию деятельности школьных музеев;

a создание банка информационных данных о работе объединений (кружков, обществ, клубов) по краеведческой тематике, народному творчеству, историческим и заповедным экскурсионным объектам России;

a организация федеральных и региональных, городских, районных и школьных народных праздников, олимпиад, фестивалей, фольклорных конкурсов, творческих выставок учащихся;

a осуществление лекционной и концертно-театральной деятельности среди школьников и педагогических работников;

a открытие экскурсионных баз в городах России, центрах народного искусства, памятных местах исторических событий, особых природных зонах, национальных и международных парках, пунктах для приема групп учащихся, педагогов, студентов, родителей с детьми.

Для реализации этих задач Центр создает экспериментальные площадки в школах, других общеобразовательных учреждениях России.

В январе 1992г. туристские предприятия, входившие в Московский городской совет по туризму и экскурсиям (туристские комплексы - Центральный дом туриста, «Салют», «Альфа», туристские гостиничные объединения «Клязьменское водохранилище», туристские гостиницы «Дружба», «Звенигород», мотель-кемпинг «Голицыне», московское городское производственное объединение «Турист», включающее Туристское бюро по обслуживанию москвичей и Туристское бюро по обслуживанию туристов в Москве, киноконцертный зал «Измайлово», Московский городской центральный туристский клуб, Интурбюро, автобазу «Турист», учебно-курсовой комбинат, трест «Мостурстрой», предприятие материально-технического снабжения), объединились в московский концерн по туризму и экскурсиям «Мостуризм».

Согласно распоряжению мэра Москвы от 28 августа 1998г. создан Комитет по туризму правительства Москвы. Он является отраслевым органом городской администрации и входит в систему органов исполнительной власти г. Москвы, подчиняется правительству Москвы. Основной вид его деятельности - развитие Москвы как крупного туристского центра международного и внутреннего туризма.

В 1993г. образована Национальная туристская ассоциация Российской Федерации (НТА), Основные цели ее деятельности - содействие развитию туризма, совершенствование деятельности всех организаций России, связанных с туризмом и путешествиями, развитие деловых контактов и сотрудничества между членами ассоциации, координация деятельности на туристском рынке.

Национальная туристская ассоциация - это общественное объединение, действующее на принципах равноправия, независимости, законности, добровольности, самоуправления и гласности (ст.1.1. Устава).

Ассоциация действует на территории Москвы и Санкт-Петербурга, а также других регионов России.

Основные задачи Ассоциации:

a изучение конъюнктуры рынка российского туристского продукта;

a содействие в подготовке специалистов для работы в туристской индустрии, организация стажировок и использование других форм повышения квалификации;

a оказание в различных формах содействия государственным органам и другим заинтересованным организациям по вопросам туризма;

a сбор и анализ информации по туризму;

Ассоциация состоит из индивидуальных и коллективных членов. Индивидуальными членами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, признающие и выполняющие требования Устава Ассоциации; коллективными членами Ассоциации - трудовые коллективы, предприятия, организации, учреждения, объединения граждан, в том числе иностранных, связанные в своей деятельности с туризмом.

Национальная туристская ассоциация России совместно с международной ассоциацией по туризму АСТУР организует и проводит заседания бизнес-клуба, работа которого способствует деятельности фирм, организаций и предприятий в сфере малого и среднего бизнеса, а также решению вопросов единого туристского пространства в рамках СНГ. НТА издает ежемесячный бюллетень «Туристский вестник».

Детский и школьный туризм организуется Центром по краеведению Российской Федерации. Молодежный туризм осуществляется акционерным обществом «Спутник», в состав которого входят фирмы «Спутник-автоматизация», «Спутник-Имс», «Спорт», клуб «Приключения», агентство «Автотур», кооператив «Отель», и Фонд содействия детскому туризму.

Социальный туризм организуется Российской ассоциацией социального туризма совместно с Российским акционерным обществом по иностранному туризму «Росинтур», Российским коммерческим банком развития туризма, акционерным обществом «Прогресс», коммерческим управлением «Росснаб», малым предприятием «Ярославна», обществом с ограниченной ответственностью «Стентор». Самодеятельный туризм объединяет Туристско-спортивный союз, преобразованный в, Международный спортивно-туристический союз, а также акционерное общество «ЦСТЭ-Интур» и международную туристскую ассоциацию АСТУР, которые образованы на базе бывшего Центрального совета по туризму и экскурсиям профсоюзов. В рамках Добровольных спортивных обществ профсоюзов России действует внешнеэкономическое объединение «Профспорттур».

Кроме того, различные географические общества объединяет Международная ассоциация путешественников, которая проводит экспедиции как внутри России, так и за рубежом.

НТА выступила одним из инициаторов принятия Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995г. №1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации», ставшего важным этапом в развитии усилий туристской общественности по оказанию содействия в проведении государственной политики в сфере туризма.

В рамках реализации Указа Президента была разработана концепция принципиально нового вида туризма, получившая название «Посады Руси». Суть концепции - достичь максимального погружения в историко-культурную среду, поселить туристов в гостиницы, находящиеся непосредственно в историческом объекте: кремль, палаты, монастыри, крепости и др.

НТА была одним из основных разработчиков Федерального закона «Об основах туристской деятельности», принятого Государственной Думой 4 октября 1996 г. Ассоциация делает ежегодный доклад «О состоянии и проблемах развития туризма в России», в котором получают обоснование экстренные меры по развитию национального туризма, среди которых можно выделить следующие: формирование протекционистской налоговой политики, стимулирующей деятельность российских и иностранных туристских фирм, направленной на приток валютных поступлений в страну за счет приема в России иностранных туристов; создание благоприятных условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Международное сотрудничество НТА предусматривает организацию работы с ПАТА и Международной гостиничной ассоциацией. Проводятся встречи по обмену опытом работы со Всемирной ассоциацией туристических агентств в Москве и в Берлине в рамках работы Международной туристской биржи.

Осуществление сотрудничества с организациями и ассоциациями стран СНГ и Балтии ведется через совместную деятельность с международной ассоциацией по туризму АСТУР.

В соответствии с политикой либерализации, проводимой Россией и другими странами СНГ, образовалось значительное число туристских агентств, фирм, предоставляющих туристские услуги для путешествий за рубеж в большинстве случаев на бартерной основе. Так, только в Белоруссии образовано более 200 организаций, осуществляющих продажу зарубежных туристских маршрутов.

Подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с туристско-экскурсионными организациями Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана, предусматривающее разработку маршрута «Великий шелковый путь» и создание Международной ассоциации туризма для координации общих действий и открытия совместных туристских представительств в Китае, Турции, Иране и Афганистане.

Таджикистан одним из первых в среднеазиатском регионе перешел на новую форму управления туристскими услугами. На смену республиканскому Совету по туризму и экскурсиям пришло производственно-коммерческое акционерное общество «Таджик-Сайех». Акционерное общество открывает сеть специализированных предприятий и фирменных магазинов по реализации собственной продукции и товаров. Акции планируется продавать трудовым коллективам предприятий и организаций, отдельным физическим лицам.

Прибалтийские государства в 1991г. объединили сферу туристских услуг в единую Балтийскую ассоциацию по туризму и путешествиям. В 1992г. страны Балтии подписали протокол о создании единого визового пространства. Любой гражданин трех прибалтийских стран, а также гражданин иностранного государства, имеющий визу одной из балтийских стран, может перемещаться по территории Прибалтики без дополнительных разрешений. Одновременно для этих лиц устраняются таможенные тарифы.

Австрийская Республика. Развитая в туристском отношении страна не имеет правительственного органа, занимающегося проблемами туризма и путешествий. С целью координации деятельности различных организаций и ведомств, занятых в сфере туристских услуг, в 1946г. была создана Национальная служба туризма. В известном смысле правительство влияет на развитие туризма и туристских услуг посредством деятельности различных министерств. Так, Министерство торговли (по вопросам развития материальной базы), Министерство транспорта (по вопросам транспортных услуг и др.) участвуют в формировании туристской сферы услуг. Основным хозяйственным предприятием, участвующим в сфере туристских услуг, является «Туропа».

Бельгия. Основная организация страны - Генеральный комиссариат по туризму, образованный в 1939г. Он работает в качестве органа Министерства связи. С 1977г. Генеральный комиссариат был подразделен на три службы: центральная служба, которая в основном ответственна за организацию туризма за границей, и две комиссии по туризму, одна для граждан, говорящих по-французски, другая - по-фламандски. Обе комиссии имеют одинаковые полномочия, и их деятельность связана с организацией туризма внутри страны с применением правил, касающиеся сектора размещения, туристских агентств и т.д., финансовым вмешательством государства, развитием социального туризма и сотрудничеством с компетентными министерствами в вопросах планирования и создания материальной базы туристских услуг.

В провинциях созданы туристские федерации и местные туристские управления при магистратах городов и центрах провинций. Эти местные туристские федерации и туристские управления объединяются в Высший совет по туризму и Высший совет по социальному туризму.

Венгрия. Начало венгерского туризма относится ко времени Австро-Венгерской монархии. С 1990г. Союз любителей природы объединяет товарищества по туризму Венгрии и проводит работу по развитию туризма. Во внешнеэкономических связях выступает акционерное общество Министерства торговли «Ибус».

Великобритания. Организационное руководство в области туризма осуществляет Британская туристская ассоциация, входящая в Министерство торговли. В систему Ассоциации включены туристские службы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В 1970г. Ассоциация была реорганизована в Британскую туристскую службу, которая находится под юрисдикцией Министерства торговли. Туристская служба осуществляет совещательные и консультативные функции. Их выполняют комитеты, в которых представлены правительственные департаменты торговли, промышленности, национальные учреждения и лица, имеющие опыт работы и практики в вопросах развития туристской сферы услуг.

В 1945г. в Великобритании была организована туристская фирма Томаса Кука. Также хозяйственную деятельность осуществляет ряд других туристских фирм, таких, как «Фреимз», «Энтерпрайз холидейз», «Съикуест холидейз», «Балкан холидейз» и др.

Французская Республика. Вопросами туризма в соответствии с Конституцией занимается Министерство по делам молодежи, спорта и отдыха. Оно было создано в 1978г. В Министерстве ответственность за разработку и проведение туристской политики возложена на Директорат по туризму, в составе которого действуют Служба туристских предприятий и социального туризма, Служба развития туризма и Служба изучения и исследований туристской сферы услуг. В качестве специального органа в области туризма и туристских услуг с 1980г. действует Государственный секретариат по туризму, включенный в систему учреждений Министерства туризма, окружающей среды и спорта. Среди функций Государственного секретариата по туризму - координация и руководство деятельностью государственных учреждений и общественных организаций в области охраны природы и окружающей среды. Он согласовывает и направляет деятельность заинтересованных органов и ведомств в области туризма и сферы услуг, представляет страну в международных туристских организациях. Функции в туристской сфере услуг осуществляет и ряд периферийных органов: региональные комитеты и региональные делегаты от туристских организаций. Их деятельность осуществляется в департаментах ассоциациями туризма 96 стран. Крупнейшими туристскими фирмами и бюро путешествий признаны «Туринг клуб де Франс», «Транстур» и др. В настоящее время центральным органом страны по формированию туристской сферы услуг является Министерство туризма, окружающей среды и спорта.

Италия. В качестве правительственного органа в области туризма действует Министерство туризма и развлечений, учрежденное в 1959г. Министерство осуществляет государственную политику в области туризма во взаимоотношениях как с другими государствами, так и ведомствами и частными лицами. Начиная с 1972г. ответственность Министерства в значительной степени передана местным властям. Объединение ЕТ осуществляет рекламу туризма за границей. Наиболее известные туристские предприятия Италии - ЧИТ, «Транс Италия» и др.

Нидерланды. В стране вопросами туризма ведает отдел туризма Министерства экономики, который руководит работой Нидерландского национального управления по туризму.

Дания. В 1967г. было создано Датское управление по туризму, заменившее Национальную туристскую ассоциацию. Члены Управления представляют туристские организации, торговлю, промышленность, культурные агентства и частный сектор. Управление находится под юрисдикцией Министерства торговли страны.

Федеративная Республика Германия. В стране вопросами туризма занимаются Федеральное министерство экономики и экономические министерства земель. При Федеральном министерстве в 1977г. создан Консультативный совет по туризму, состоящий из представителей земель, местных ассоциаций, потребительских союзов и предприятий бизнеса. Совет подотчетен министру экономики и в его обязанности входит вносить предложения по вопросам туристской политики и оказывать помощь в подготовке квалифицированных кадров.

Португалия. С 1974г. Государственный секретариат по туризму - часть Министерства торговли и туризма. В 1976г. была создана Национальная туристская корпорация, среди обязанностей которой - управление гостиницами и турагентствами, а также государственными инвестициями в туристский сектор экономики и торговли, государственным предприятием «Енатур». В ведении корпорации находится Национальный институт подготовки специалистов по туризму и гостиничному делу.

Испания. В 1977г. при Министерстве информации и туризма создан Государственный секретариат по туризму, который впоследствии включен в Министерство торговли и туризма. Государственный секретариат по туризму состоит из трех главных директоров (по туристским предприятиям и туристской деятельности, развитию туризма и общим услугам), технической службы и службы международных связей. Испанский институт по туризму, Испанская туристская администрация, Официальная туристская школа и другие организации работают под руководством Секретариата. В его систему включены и местные государственные туристские общества. Объединяет усилия различных органов и ведомств в области туризма межведомственный орган - Координационный совет по туризму.

В Испании с ее благоприятными природными условиями и относительными льготами для иностранных туристов не случайно размещена штаб-квартира Всемирной туристской организации.

Швейцария. В стране Туристская служба - центральный департамент Министерства транспорта, связи и энергии. Туристская служба ответственна за проведение законодательства о туризме, координацию вопросов внутри федеральной администрации и ее частных секторов. Одновременно туристская служба выполняет обязанности секретариата на заседаниях Консультативной туристской комиссии, которая была создана Федеральным Советом в 1973г.

Специальным органом в области туризма является Национальная туристическая служба, которая имеет кооперативный характер. В ее компетенцию входят координация деятельности фирм и туристских агентств, а также осуществление работ по рекламе и информации о туризме в стране и за границей. Организацию в области туризма осуществляют и местные кантональные службы туризма.

Финляндия. Вопросами туризма занимается Финское туристское управление, которым руководит Министерство торговли и промышленности. Представителями государства в этой сфере признаны члены Финского туристского управления, Министерства иностранных дел, Министерства финансов и Министерства транспорта.

Греция. В 1950г. создана Национальная туристская организация, которая ответственна перед Советом Министров в рамках Президиума Совета. В систему организации входят две компании: «Ксения» и «Дженераль турист энтерпрайс».

Турция. В 1963г. создано Министерство туризма и информации. В результате реорганизации, проведенной в 1976г., департаменты Министерства были преобразованы с целью включения в них Генеральных директоров исследования и производства, оценки, туристского планирования, международных связей, подготовки специалистов в области туризма, а также департамента выполнения туристских проектов в районе Анталья. Туристский акционерный банк республики выделяет кредиты на туристские мероприятия.

Чешская Республика. Общее руководство деятельностью в области туризма осуществляет Совет Министров Республики. Он определяет направления развития туризма и его материальную базу, координирует деятельность всех государственных органов и организаций в этой области. К органам специальной компетенции относится Министерство торговли, в составе которого имеется Правительственный комитет по туризму - специализированный консультативный орган. Он имеет туристские комиссии в областях и провинциях республики.

Словацкая Республика. В 1969г. Словацкий центральный комитет физкультуры в Братиславе открыл Бюро путешествий «Словакотурист». При Союзе молодежи было также создано Бюро путешествий - одна из крупнейших молодежных туристских организаций в Европе. Кроме традиционных форм туристских поездок Бюро широко организует чартерные полеты, поездки на специальных поездах дружбы и др.

Автомобильный клуб Словакии и Бюро путешествий «Автотурист» оказывают туристские услуги главным образом мототуристам.

Япония. Департамент туризма работает в рамках Секретариата Министерства транспорта. Он отвечает за административные функции, связанные с развитием, совершенствованием и координацией туристской сферы услуг. Департамент туризма ответствен за осуществление содействия и проведение контроля за деятельностью различных полуофициальных и частных туристских организаций, к которым можно отнести Национальную туристскую организацию и Туристскую ассоциацию Японии.

В странах Западного полушария организация туризма имеет свои особенности, связанные с объективной необходимостью развития внутреннего туризма. Так, вСоединенных Штатах Америки в 1961г. создана Туристская служба Соединенных Штатов (ЮСТС) - агентство Министерства торговли, которое является национальной правительственной организацией. В результате признания Конгрессом Соединенных Штатов необходимости предпринять усилия в развитии сферы услуг внутреннего туризма ЮСТС получила в 1978г. мандат на развитие внутреннего туризма в пределах страны. Богатая туристская база и наличие множества национальных парков способствуют развитию туристской сферы услуг. В своей деятельности Служба туризма оказывает содействие представителям различных заинтересованных государств и частных организаций посредством служб Консультативного комитета по туризму при президенте страны.

Связь между официальными и частными туристскими службами обеспечивается компанией «Дискавер Америка трэвл организейшн». Она представляет общие интересы основных предприятий туристской сферы услуг. Среди ее членов - отдельные лица более чем из 1000 организаций, фирм и агентств, отдельные штаты и правительственные учреждения.

Большую роль в развитии туризма в США играют местные турагентства, объединенные в неправительственные организации: Американское общество туристических агентств (American Society of Travel Agents) и Ассоциацию американской индустрии туризма (Travel Industry Association of America). Эти организации проводят исследовательскую, рекламно-информационную работу, издают всевозможные справочники и брошюры по данной проблематике, лоббируют в Конгрессе и правительстве вопросы, решение которых способствовало бы привлечению туристов и развитию необходимой инфраструктуры и т. п. Действует также множество туристских концернов. Крупнейшие из них: «Америкэн экспресс», «Маупин тур», «Холидей инз», «Аэропейз», «Дисней Уорд», «Дайнэрз клаб» и др.

В Канаде функции в области туризма возложены на Федеральную службу туризма, которая включена в систему правительственных органов по торговле. Канадское правительственное управление по туризму - часть Федерального департамента промышленности, торговли и коммерции Министерства. Ответственность за федеральную туристскую политику в стране и за рубежом возложена на министра по промышленности, торговле и коммерции. Управление по туризму ответственно в первую очередь за проведение туристской политики.

В Мексиканских Соединенных Штатах в 1974г. образован Государственный секретариат по туризму как федеральный орган, ответственный за проведение национальной туристской политики, организацию, координацию, контроль и содействие туристской деятельности на национальном уровне.

В Эквадоре Национальный директорат по туризму подчинен Министерству промышленности, торговли и интеграции. Он отвечает за вопросы планирования, рекламы и развития туризма, а также руководства и контроля за этим развитием. Формулирование генеральной политики Директората находится в ведении министра промышленности, торговли и интеграции, возглавляющего Межминистерский комитет по туризму.

В Доминиканской Республике Национальный директорат по туризму создан в 1965г. Его функции охватывают вопросы координации и контроля всех видов туристской деятельности как в государственном, так и в частном секторе национального хозяйства страны. Директорат назначает членов Национальной туристской комиссии - своего совещательного органа; руководитель Директората является председателем Корпорации гостиничного и туристского развития.

В Коста-Рике в 1955г. образован Институт по туризму - автономная государственная организация; это юридическое лицо, располагающее своими собственными ресурсами. Его правление обладает независимыми полномочиями при принятии решений в отношении управления Институтом.

В Бразилии в 1966г. была создана Бразильская туристская корпорация как государственное предприятие с административной и финансовой автономией. Она подчинена Министерству промышленности и торговли. Министр возглавляет Национальный совет по туризму, в функции которого входят формирование, координация и руководство туристской политикой в стране. Одновременно Корпорация осуществляет координацию туристского маркетинга.

В Республике Гана под руководством Министерства торговли работает Управление по туризму, созданное в 1960г. В 1977г. на Управление были возложены новые задачи, относящиеся к вопросам регулирования секторов размещения, питания и развития туристской инфраструктуры. Управление состоит из 12 членов, представляющих различные министерства, деятельность которых связана с туризмом. В качестве вспомогательной организации создана Ассоциация туристских агентств Ганы.

В Республике Мали Туристская комиссия сформирована в 1975г. как государственная служба в рамках Министерства информации, ответственного за туризм. Развитием иностранного туризма в республике занимаются различные государственные органы. Организационную основу составляет Министерство развития индустрии и туризма, образованное в 1978г. В компетенцию Министерства входят вопросы управления, организации и контроля иностранного туризма в стране. Все отделы и управления (департаменты), занимающиеся вопросами туризма или связанные с ним, включены в состав Министерства. На него возлагаются обязанности контроля за валютой, которую иностранные туристы привозят в страну. В систему Министерства входит Комиссариат по туризму, главные задачи которого - развитие туризма средствами рекламы, подготовка проектов законов и осуществление постоянного контроля над туристскими учреждениями.

Малийское общество по эксплуатации туристских ресурсов занимается активизацией туристской деятельности в республике и за ее пределами, в том числе осуществлением строительства и эксплуатации гостиничного хозяйства и созданием агентств и бюро путешествий. В непосредственное подчинение Общества входит отдел управления гостиницами. Для создания гостиничной базы принята программа туристского развития туризма в Мали. Среди функций Общества - управление туристским агентством и автомобильной компанией, которые организуют индивидуальные и групповые поездки иностранных туристов. Агентство образовано на долевых началах совместно с другими предприятиями и учреждениями. В состав Общества входит также отдел управления магазинами по продаже сувениров, которые преимущественно находятся в международном аэропорту. В них продаются в основном предметы народного промысла (статуэтки, чучела птиц и животных), пользующиеся большим спросом среди зарубежных гостей. В структуре Общества действует управление «Служба ретрансляционных станций городов Мали», задача которого - осуществление непосредственного или через международные гостиничные службы управления туристическими ретрансляционными станциями городов Мали и Томбукту.

В структуру Министерства развития индустрии и туризма включено Малийское управление по туризму, на которое возложена подготовка переводчиков для иностранных туристов и рекламы. Развитие туризма в республике осуществляется в рамках национальной системы организации и управления туризмом.

В Республике Танзании туристскую политику и координацию проектов развития туристских комплексов осуществляет Министерство естественных ресурсов и туризма. Одновременно в стране в 1969г. возникла Туристская корпорация Танзании. Она ответственна за развитие туризма и создана для представления рекомендаций правительству в отношении мер и политики, которые должны быть приняты в целях участия в туристской индустрии и обеспечения ее роста. Корпорация - государственный орган Министерства торговли и промышленности.

В Республике Камерун в 1975г. создана Генеральная делегация по туризму в качестве органа центральной администрации, ответственного за подготовку и проведение туристской политики правительства, улучшение материальной базы туризма и сохранение национальных парков.

В Народной Республике Конго с 1964г. функционирует Конголезское агентство туризма, основные цели которого - организация туризма в республике, развитие и координация всей деятельности в области туризма, охрана и поощрение развития национального искусства и фольклора. Главный орган агентства - Административный совет туризма. Первые акты о создании туристской базы в стране касались организации туристских заповедников, охраны ландшафтов и природы.

В 1980г. вопросы туризма были сосредоточены в Министерстве туризма и окружающей среды. В структуру Министерства входят Кабинет министров, Главное управление туризма, Главное управление по окружающей среде.

Главное управление туризма возглавляется директором, назначаемым Советом Министров республики. В состав Управления входят отделы размещения и инвестиций, развития туризма, гостиничного хозяйства, исследований и планирования в области туризма, размещения и инвестиций, административное и финансовое управление.

Основными функциями Главного управления являются:

a разработка проектов по вопросам общей политики в области туризма в республике в соответствии с директивами и рекомендациями правительства;

a контроль за работой публичных учреждений и увеселительных предприятий;

a учет всех потенциальных туристских ресурсов, которыми располагает республика, и разработка мероприятий по охране национального богатства;

a координация и планирование подготовки квалифицированных кадров специалистов для работы в туристской индустрии;

a выработка заключений по вопросам о целесообразности открытия новых туристских учреждений или предприятий, а также их размещении на территории страны;

a изучение и разработка проектов законодательных актов по вопросам туристской политики;

a содействие развитию и поощрению туризма как в национальном, так и в международном масштабах.

В Алжирской Народной Демократической Республике в 1963г. создано Министерство туризма. Официальная структура туризма в 1979г. была изменена путем реорганизации национальных корпораций, занятых вопросами туристского развития, и создания государственных предприятий в целях обеспечения лучшей координации и контроля за развитием основных отраслей туризма. В 1976г. образована Национальная туристическая гостиничная корпорация, на которую возложена ответственность за управление и маркетинг всего туризма в государственном секторе. В тот же год было создано Алжирское национальное управление туристских работ, которое стало заниматься всеми вопросами инфраструктуры и строительных работ, связанных с развитием туристского сектора.

В Ливийской Арабской Джамахирии в 1973г. организовано Главное управление по туризму и ярмаркам - правительственное агентство, ответственное перед министром торговли республики.

В Республике Кипр с 1969г. существует Кипрская туристская организация (КТО), которая выделилась из состава Министерства торговли и промышленности. КТО управляется Советом директоров, состоящим из гражданских служащих и представителей частного сектора. Министр торговли и промышленности осуществляет контроль за деятельностью организации.

В Хашимитском Королевстве Иордании в 1968г. как корпоративный орган создан отдел по туризму Министерства туризма и античности. Его Совет директоров функционирует под председательством министра туризма и античности. Отдел руководит работой корпорации гостиниц и домов отдыха.

В Республике Бангладеш в 1972г. в качестве правительственного учреждения по туризму возникла Парджаханская корпорация, находящаяся под юрисдикцией Министерства внутренней и внешней торговли.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Туристическое бюро

Формы собственности

Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и их рыночные функции от этого не меняются.

Несмотря на то, что многие фирмы, особенно функционирующие на слабо развитых рынках туристических услуг, одновременно выполняют обе функции, т.е. бывают агенты, берущиеся за организацию путешествия, и туроператоры, в том или ином объеме самостоятельно реализующие розничную продажу, следует различать эти две группы хозяйствующих субъектов, поскольку агент розничной продажи является розничным продавцом, а туроператор производителем туристического продукта.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности бюро классифицируются на занимающиеся туризмом: внутренним, международным, выездами и приездами, обслуживанием в пути.

Наиболее распространенная модель бюро это:

· малые (до 6 человек),

· организует собственные заграничные поездки в определенную страну или местность,

· посредничает в продаже предложений больших бюро путешествий,

· организует собственные выезды внутри страны,

· посредничает в продаже туристических пакетов внутреннего туризма иных бюро или владельцев гостиничной базы,

· посредничает в продаже автобусных билетов международного сообщения,

· посредничает в продаже билетов на различные спортивные, культурные, увеселительные и т.п. мероприятия,

· от имени клиента занимается оформлением паспортно-визовых формальностей,

· осуществляет страхование.

Тема 2.2. Управление туризмом в Республике Беларусь

Проблемами туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. в республике сложилась и постоянно действует и совершенствуется своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.

Деятельность Министерства спорта и туризма РБ

Главная роль принадлежит министерству спорта и туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь является центральным органом управления и подчиняется совету министров Республики Беларусь. На министерство возлагается ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В своей деятельности министерство руководствуется законодательством Республики Беларусь.



Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.

К числу основных задач относятся решение проблем, связанных с осуществлением единой политики государства в области туризма, разработки концепций, направленных на совершенствование этой сферы, контроль за организацией кадровой политики, осуществлением научно-исследовательской деятельности и инноваций в сфере туруслуг.

Министерству предоставлено право издавать постановления, приказы и инструкции, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами; оно имеет право представлять республику на международной арене, подписывать договора и соглашения в области туризма.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Качан Олег Леонидович.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра по должности, а также других работников министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается советом министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи - создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.

Шульга Чеслав Казимирович – заместитель министра спорта и туризма, курирующий вопросы туризма.

Унитарное предприятие «Национальное агентство по туризму Республики Беларусь» было создано министерством спорта и туризма в сентябре 2001 года и призвано обеспечивать сервисное обслуживание участников туристического рынка. Сегодня в команде агентства работает 36 человек, оно представлено главным офисом в Минске и 5 филиалами в областных центрах.

Совместно с бюро Юнеско в Москве национальное агентство по туризму поддерживает информационный проект «Молодежный культурно-познавательный туризм в Беларуси».

Агентство выступает партнером в совместном проекте Tempus ib-jep-23015-2002 «создание центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов туристической индустрии Республики Беларусь».