Цели : формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.
Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.
Ход досуга
I. Вступительная часть.
Ведущая. Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.
Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки часто просто необходимы для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.
Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя опыт традиций своих предшественников.
На посиделки собираются в установленное время. Помещение (комнату) украшают предметами старины.
II. Посиделки.
Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.
Хозяйка.
Собрались сегодня мы,
Хвори - нет и нет тоски.
Начинаем с хлеба-соли,
А букет наш - колоски.
Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Входят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.
1-я девочка.
Мы начинаем посиделки,
Несем вам хлеб и соль
На этой расписной тарелке.
2-я девочка.
Живы традиции Руси,
Какого б не было пути,
От старины нельзя нам отступать,
Традиции нам надо соблюдать.
3-я девочка.
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке,
Из наших рук вам хлеб и соль!
Ешь на здоровье, хочешь сколь!
Кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.
III. Программа «Пельмени».
Хозяйка.
Русские пельмени,
Пельмени-пельмешки.
Ешь - не хочу,
Сто штук проглочу!
Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставя перед гостями на стол.
Гости после отведывания пельменей слушают хозяйку.
Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?
Дети . О пельменях.
Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб, получилось «ушки из хлеба».
Дети. Давайте поиграем!
Хозяйка . Хорошо! А в какую игру?
Мальчик . В ушки.
Хозяйка . Итак, игра «В ушки».
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:
Мама била, била, била
И все папе доложила,
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!
Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Девочка . Если это ушки, то при чем пельмешки?
Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.
Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.
IV. Игры, забавы.
Игра «Баба-Яга».
Играющие выбирают Бабу-Ягу и двух «собак». На полу проводят черту. По одну сторону черты становится Баба-Яга с «собаками», по другую - дети. Бабу-Ягу дразнят:
Баба-Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Потом дети разбегаются, а Баба-Яга посылает «собак» их ловить. Кого «собаки» поймают, проводят к Бабе-Яге. После этого пойманные становятся «собаками» и также ловят детей. Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.
Игра «Заяц и волк».
Ведущий вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на ладонь.
Ведущий (считает).
Сидит заяц
На припечке,
Молвит слово
По-турецки:
Эванк, бонк,
Куралоне,
Этот - заяц,
Этот - волк!
При каждом слове ведущий дотрагивается своим указательным пальцем до пальцев игроков. Участник, на палец которого пришлось слово «заяц», - убегает, а другой, на палец которого пришлось слово «волк», - ловит его. Волка, не поймавшего зайца, легонько «бьют» жгутами, скрученными из платков, и прогоняют. Затем выбирают новых зайца и волка, игра начинается сначала.
Игра «Челнок».
Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другого. Все поют:
Челнок бежит,
Земля дрожит,
Шьет-пошивает,
Дале посылает.
Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.
Хозяйка.
У кого хороший вкус,
Начинаем перекус.
Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком (порезать кружочками).
Девочки.
Русская картошка,
Каждому по плошке.
На масле поджаренная,
С мяском да с кваском!
Всем по плошке -
Нет лучше картошки!
К картошке подают по кружке квасу.
Хозяйка.
Говорилки, прибаутки -
Это русские шутки.
Говорить, шутить мы будем,
Про веселье не забудем.
Выбегает Тит с ведром «смолы» (имитация).
Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?
Тит. Лодку смолить.
Дети . На что лодка?
Тит. Рыбу ловить.
Дети . На что рыба?
Тит . Ковалёчка (кузнеца) кормить.
Дети . На что ковалёчек?
Тит. Ковать тополёчек.
Дети . На что тополёчек?
Тит. Рубить лесочек.
Дети . Что в том лесочке?
Тит. Дубовая бочка.
Дети . Что в той бочке?
Тит. Маковое зерно.
Дети . А где зерно?
Тит. Куры склевали, в поле побежали.
Дети . А где поле?
Тит . Цветами заросло.
Дети. А где цветы?
Тит. Дети пощипали.
Дети . А где дети?
Тит. На войну побежали.
Дети. А где война?
Тит. Посреди двора!
Хозяйка.
Кто шутку расскажет,
Тот свой ум покажет!
Мальчик.
Вот приехали два брата
Во деревню из села,
Одного зовут Ерема,
А другого звать Фома.
Вот Ерема купил лодку,
А Фома купил челнок.
У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Вот Ерема стал тонуть,
Фому за ноги тянуть,
Вот Фома пошел на дно,
А Ерема там давно.
Девочка.
Это, дети, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Дети водят хоровод.
Хозяйка.
Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Будем бойко плясать,
Каблуки ломать!
Дети становятся в круг, поют и пляшут.
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей!
Под другою - серый гусь,
Я плясать-то не боюсь!
Бабка Оля пляшет,
Платочком белым машет,
Песни новые поет,
В пляске спуска не дает!
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Я плясать пошла,
Хоть и маленькая!
Пойду плясать
По соломушке.
Раздайся, народ,
По сторонушке!
Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку
Стал он русскую плясать,
А потом вприсядку!
Топ-топ, топочок.
Приударь-ка, башмачок!
Так и этак,
Так и сяк!
Вот и этак!
Вот и так!
Ух, ух, во весь дух!
Попляши, Игнат,
Мы частушек много знаем,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких!
V. Заключительная часть.
Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и скоморохами.
Хозяйка.
До свиданья, посиделки,
Посиделкам каждый рад,
Делу - время, а потехе -
Удели счастливый час!
Девочки.
Посиделки, вечеринки,
Наши яркие картинки.
Это русские картинки,
Жизни нашей на Руси!
Скоморохи.
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке,
До свиданья, ждем еще,
Любим вас - и это все!
Посиделки окончены.
Галина Кокина
Сценарий праздника Весны «Веселые посиделки» в детском саду
Сценарий праздника Весны
«Веселые посиделки » в детском саду .
Цель : Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи :
Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
Доставить детям радость.
Взрослые :
Ведущая – Хозяйка
Кикимора
Весна – Несмеяна - девочка
Ход праздника
Дети входят в зал под русскую народную музыку «ручейком» , выстраиваются полукругом. Их встречает хозяйка.
Хозяйка : На завалинке, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души .
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир,
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок ,
Их бы надо возродить.
Хозяйка : Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик : Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
Хозяйка : У меня для каждого найдется и местечко , и словечко.
Мальчик : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка : Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю . Выходи честной народ, становись в хоровод.
ХОРОВОД «Со вьюном я хожу»
Хозяйка : Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже.
Пословицу сказал – что ягодку сорвал.
ПОСЛОВИЦЫ.
Родина любимая – что мать родимая.
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Без дела жить – только небо коптить.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
Труд кормит, а лень портит.
Сам погибай, а товарища выручай.
Землю уважай – она дает урожай.
Хозяйка : А сейчас усложним задание. Я начинаю пословицу, а вы ее заканчиваете :
Волков бояться… Шило в мешке…
Сделал дело… Без труда…
Делу время… Лес рубят…
Хозяйка : А вот еще одна пословица - Родина любимая – что мать родимая. Нет ничего краше, чем Родина наша. Каждый человек помнит те места, где родился, и даже песни об этом слагает.
ПЕСНЯ О РОДИНЕ
Хозяйка : Делу время – потехе час.
Ну-ка, девочки, скорее выходите,
По платочку каждая возьмите,
Танец свой весёлый покажите.
ХОРОВОД «РОССИЯ»
Хозяйка : А сейчас мы добрых молодцев послушаем. Вот они, какие боевые, носы вверх задрали и частушки запевали.
ЧАСТУШКИ МАЛЬЧИКОВ.
1. Проходи, честной народ, не пыли дорожка,
Добры молодцы идут, погулять немножко.
2. Шел деревней – девки спали,
Заиграл в гармошку – встали.
Встали – пробудились, окна отворились.
3. У нас речка не глубока, на дне видны камушки.
Наши девки не гуляют – записались в бабушки.
Девочки («сердятся» руки в боки).
Какие же мы бабушки?
Мы вам сейчас покажем.
ЧАСТУШКИ ДЕВОЧЕК.
1. Я девчонка боевая, боевой остануся.
Плохо будет тому парню, кому я достануся.
2. У меня на сарафане косолапы петухи.
Я сама не косолапа, косолапы женихи.
3. По деревне я пошла и Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал : «Курица обидела»
4. Как мальчишки разойдутся, никому их не унять.
А как только разоспятся, никому их не поднять.
5. На горе-то дыня, дыня, под горой арбузики.
Нижегородские ребята, точно карапузики.
Хозяйка : А сейчас, ребята, отгадайте – ка загадку.
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
Дети. Весна .
Хозяйка : Собрались мы с вами сегодня не только позабавиться,
пошутить и посмеяться, но и с Весной повстречаться .
Вот и на полянке появились первые цветочки – подснежники.
Девочка. Весна , весна красная ,
Приди, весна , с радостью, с великой милостью,
Хлебами обильными, с дождями сильными.
(раздается свист, появляется Кикимора)
Кикимора. Что за шум? Не разберу, может быть еще я сплю? Слышу музыку, веселье … Что же тут за развлечение?
Хозяйка : У нас веселые посиделки . Да, вообще-то мы Весну закликали . А ты кто такая?
Кикимора. Я – Кикимора-Шишимора! Да не пугайтесь,
Я сегодня добрая, смирная.
Я живу в лесу одна одинокая,
А мои подружки – пиявки да лягушки, очень строгие.
Заставляют по утрам умываться, причесываться. Тоска!
Хозяйка : Если хочешь, мы тебя развеселим игрой . Есть у меня одна игра, собирайся, детвора! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь.
(Кикимора играет с детьми в игру «Гори, гори ясно» !)
Кикимора. Ух, позабавили вы меня на славу!
Хозяйка : А скажи нам, Кикимора, ты не встречала в лесу Весну-красну ?
Кикимора. Как же, видела! Вы тут веселитесь , а Весна не ест , не пьет, только слезы горькие льет. Стала она жуть как упряма. Одно ей имя – Весна-Несмеяна . Хозяйка : Зови скорее Несмеяну, уж мы её развеселим .
(Кикимора ведет Весну , та плачет)
Хозяйка : Ой, ребята! Кто это пришел в гости на праздник к нам ? Молодая девушка, да какая нарядная, красивая! Только почему она все время плачет? Что всё это значит?
Весна . Ой, беда, ой, беда, в огороде лебеда.
Я царевна – Несмеяна, я реветь не перестану.
Я живу в своей избушке на полянке у опушки,
И чего не захочу – вмиг, тот час же получу.
Что сейчас мне пожелать? Стану плакать я опять!
Хозяйка : Что, Весна , ты слезы льешь? И не ешь ты, и не пьешь?
Кикимора. Есть у меня зелье волшебное, сама варю, Лешего лечу, и тебя, Весна угощу .
Весна . А из чего варишь ты зелье свое?
Кикимора. Из пиявок и хвостов,
Добавляю мухоморов, и березовых листов,
И букашки и пиявки, перемешиваю с травкой.
Довожу все до кипенья, это лучше, чем варенье!
Весна (морщится) . Зелье-то – вонючее!
Буду лучше плакать я, слезы лить горючие (плачет)
Хозяйка. Нет, Весна , так не годится.
Посмотри, идет краса-девица,
С нею парень молодец, хотят песню тебе спеть.
Песня про весну
Хозяйка : (несет ведерко Несмеяне) . Вот тебе водички свежей на чаек.
Он разбавит твой соленый ручеек.
Весна : Чаю пить я не хочу, лучше здесь я погрущу.
Мальчик : Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка : Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
ТАНЕЦ ПАРНЫЙ
Весна : Нет, я так плясать не стану, топну ножкой – и устану.
Хозяйка : Наши танцы, песни, смех – делим поровну на всех!
Не грусти, а улыбнись, вместе с Кикиморой ты повеселись .
ТАНЕЦ КИКИМОРЫ с девочками
Кикимора. Огонек веселья блеснул в твоих глазах!
Слез как не бывало, и улыбка на устах!
Значит, мне здесь больше делать нечего, пойду лягушек и пиявок своих навещу. (Кикимора уходит)
Хозяйка : Ну что, ребята, возьмем Весну с собой играть ?
А для начала, Весна , отгадай загадку.
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы!
Весна : Березка!
Хозяйка : А знаешь, ли ты какое-нибудь стихотворение о березке?
Весна : Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Хозяйка : Спасибо тебе, Весна , за хорошие стихи. Наши ребята тоже много знают стихов о весне , сейчас они тебе их прочитают.
СТИХИ О ВЕСНЕ
Хозяйка : Мы на празднике светлом о березке споем. Где песня льется, там весело живется .
ХОРОВОД «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЕМ»
Весна : Пора нам первых вестников весны звать .
Хозяйка : Сейчас многие птицы возвращаются в свои родные места, скоро и ласточки прилетят. Споем песню про них.
Песня «Ласточка»
Весна : Ну, как, хорошо повеселились ? Исстари ведется на Руси печь пироги и гостей угощать. Вот и я хочу вас пирожками угостить. (показывает корзину с пирожками) . Гляньте сюда – вот их сколько! Пирожками вас угощаю, всем здоровья желаю (отдает корзину хозяйке) .
Хозяйка : Ну вот, ребята, как замечательно мы провели время. Давайте скажем весне спасибо ! Будьте здоровы, будьте счастливы, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.
Вечеринки с родителями помогают детям, родителям и педагогам хорошо узнать друг друга, сблизить детей и взрослых и успешно сотрудничать друг с другом.
Цель таких мероприятий – укрепление семейных отношений, общение со сверстниками своего ребёнка и другими родителями. Обмен опыта между
друг другом.
В детских садах проходят тематические недели, которые позволяют «погрузиться» в ту или иную тему более глубоко. Например, на национальной недели можно организовать настоящие русские посиделки. На них родители предоставляют русскую кухню, беседуют о русской культуре, вспоминают русские пословицы и поговорки. Также исполняют русские песни и частушки.
Сценарий развлечения «Русские посиделки» .
Задачи мероприятия:
- Формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа.
- Учить развивать познавательный интерес к истории Родины.
- Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми и родителями поговорок, частушек, русских народных песен, изготовление блюд к столу.
Действующие лица: Скоморох, Русская девица.
В зал входят Скоморох и Русская девица.
Девица: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!
Скоморох: Рады видеть вас у себя в гостях! Здесь для вас, для гостей дорогих – вечеринка, по обычаю по старинному «посиделками» называется.
Девица: Пригласили мы вас, красны девицы и добры молодцы, чтобы рассказать об обычаях старинных, поговорить, о русских забавах. В старые времена был на Руси обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках, чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть да себя показать. После работы парни и девушки водили хороводы, играли в весёлые народные игры, пели песни, рассказывали небылицы. Веселились от души.
Скоморох: Вот вам предлагаем сегодня повеселится от души.
Ну, гармошка, заиграй – ка,
Веселее заиграй – ка,
Ты играй и не ломайся,
Для гостей ты постарайся!
Позабудем мы усталость,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!
Девица: Гости наши, выходите, с нами вместе попляшите! Ребята, приглашайте мам и пап на весёлую пляску!
Дети и родители исполняют пляску под русскую народную песню «Калинка» .
Девица: Русские люди не только играют и пляшут, они очень любят петь. А песни какие на Руси – распевные, протяжные, ведь русская душа широка, как раздольные песни и поля…
Исполнение русской народной песни по выбору.
Скоморох: Сидели люди после трудовой работы за столами, песни пели, а хозяйки потчевали гостей.
Девица предлагает родителям представить свои блюда. Родители по очереди представляют блюда, угощают присутствующих.
Девица: Угощайтесь, гости дорогие, а мы вас повеселим – споём весёлую песню!
Девица и Скоморох исполняют русскую народную песню по выбору.
Скоморох: Делу – время, потехе – час. Кто хочет поиграть?
Скоморох помогает присутствующим разделиться на две команды, каждой команде выбрать известную сказку и показывать её при помощи жестов. Команды по очереди выполняют задание.
Девица: А какие же посиделки без чая самоварного, горячего, бодрящего!
Скоморох:
Рады всех мы пригласить,
Чаем вволю напоить!
Наливайте чаёк,
Не стесняйтесь.
А пока чаёк все пьём,
Мы пословицы прочтём.
Дети и родители рассказывают пословицы о труде, отдыхе, самоваре.
Скоморох:
Кто сказал – частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!
Девица:
Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки распеваем.
Сейчас частушки пропоём,
Потом ещё чайку попьём!
Воспитатели:
Игнатова Татьяна Александровна;
Клишкина Надежда Борисовна;
МА ДОУ детский сад №186 города Тюмени
Программные задачи:
Познавательное развитие: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа; знакомить с предметами обихода (печью, самоваром).
Речевое развитие: Закреплять знание детьми пословиц о труде, частушек о быте, о доме.
Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с дымковской игрушкой; учить украшать дымковскими узорами игрушки, вылепленные из глины; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту изделий народного промысла – дымковской игрушки.
Физическое развитие: Знакомить с народными играми.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Оборудование: макет русской печки, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер русской избы; образцы дымковских игрушек, проектор, две корзины, шишки, презентация «Обычаи и традиции русского народа», презентация «Дымковские игрушки».
Раздаточный материал: Дымковские игрушки, вылепленные из глины, окрашенные белой гуашью (заготовки); кисточки, гуашь разных цветов, салфетки, подставки, баночки с водой.
Место проведения мероприятия: групповая комната и музыкальный зал
Ход мероприятия:
Группа оформлена в народном стиле, в виде горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят родители, хозяйки их встречают.
Хозяйка 1: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Хозяйка 2: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!
Хозяйка 1: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяйка 2:
На завалинках, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Хозяйка 1:
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку)
Хозяйка 2: Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Хозяйка 1: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.
Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Вот такой трудолюбивый русский народ! (показ слайда «Русская изба»)
Хозяйка 2: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? Сейчас мы все вместе их вспомним. Я начну, а вы закончите.
Пословицы и поговорки о труде.
- Поскорей подрастай, да к работе… (поспевай).
- Без труда не вынешь и рыбку… (из пруда).
- Кто любит трудиться, тому без дела… (не сидится).
- Долог день до вечера, коли делать … (нечего).
- Что посеешь, то и … (пожнешь).
- Была бы охота, будет и … (работа).
- Мала пчела, да и та… (работает).
- Терпенье и труд,… (все перетрут).
- Труд человека кормит,… (а лень портит).
- Землю красит солнце, а… (человека труд).
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош,… (кто на дело гож).
- Умелые руки… (не знают скуки).
- Не всякий хлеб сеет, да всяк… (его ест).
- Кончил дело,… (гуляй смело).
- Любишь с горочки кататься,… (люби и саночки возить).
- Дело мастера… (боится).
Хозяйка 1: А что за веселье без задорных частушек! Где частушка поётся, там весело живётся! А вы ребята, знаете частушки?
Эй, девчонки – хохотушки,
Не пора ли спеть частушки?
Хозяйка 2:
А мальчишки тоже встанут,
От девчонок не отстанут!
Дети исполняют частушки
Мальчики:
Дуйте ветры, дуйте,
Буйные кружитесь,
По деревне мы идём
Все остановитесь.
А вы кто такие, чьи?
Откуда появились?
У нас нет таких девчонок,
Чтобы в вас влюбились.
Мальчики: Ну!
Девочки: Да! Вот такие вот дела!
Мальчики:
Заиграй-ка, балалайка,
Начинай гулянье.
Пропоём мы вам частушки
Для всего собранья!
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа
Косолапы женихи.
Мальчики: Ну!
Мальчики:
Запрягайте кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Повезу свою подружку
Всем соседям на показ!
Я сижу на бочке,
Румяные щёчки.
Говорят, что навелась,
А я такая родилась!
Мальчики: Ну!
Девочки: Да? Вот такие вот дела!
Разрешите в этом доме,
Разрешите поплясать.
Я не буду сильно стукать,
Только буду припевать.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половице лопнут.
Плясать пойду,
Отходите дале!
Неужели вы меня
Раньше не видали.
Ох, кончаю петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
Хозяйка 2: В избе самое главное – печка (показ слайда «Русская печь в избе»). В ней и каша кипит, и хлебы пекутся-подрумяниваются, и тепло от неё, и поспать-подремать на ней можно, поэтому и песни о печи поются и хороводы пляшутся. Давайте и мы встанем в широкий хоровод.
Народная хороводная игра «Кто у нас хороший?» (музыкальное сопровождение).
Хозяйка 1: Повеселились от души, пора и стол накрывать. А кто знает, что самое главное на столе должно стоять? Самовар!
А вы знаете ребята, что раньше самовар разжигали сначала еловыми или сосновыми шишками, а потом уже дрова подкидывали. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем самовар разжечь, но сначала нам нужно насобирать шишек.
Игра «Кто быстрее насобирает шишек».
Хозяйка 2: Пока самовар закипает, мы с вами за работу возьмемся. В старину на Руси и забавы разные были и игрушки необычные.
Презентация «Дымковские игрушки».
На берегу реки Вятки стоит село Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие нарядные игрушки. Да игрушки не простые – они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая, мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь. От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.
А игрушки выходят просто загляденье! (рассматривают игрушки на столе)
- Олень – золотые рожки! На груди полосы и дорожки.
- Дымковский индюк хорош – лучше в мире не найдешь!
Красный, синий, золотой, вот какой весь расписной!
- Конь домчит до карусели! На коня вскочил Емеля.
Улыбнулся, засвистал, засвистал и поскакал!
- По двору петух шагает. Курочек он охраняет.
- Дымковская барышня ходит не спеша.
Ею все любуются: «Ах, как хороша!»
Вот какие яркие, весёлые игрушки делают дымковские мастера! И мы сегодня с вами тоже будем мастерами – будем расписывать дымковскими узорами вот эти замечательные игрушки (рассматривают заготовки).
Какие элементы росписи использовали мастера? (круги, полоски, точки). Вы знаете, что в этих элементах есть секрет? Круг – означает солнце; волнистые линии – воду, а ромбик (пересечение прямых линий) – землю.
А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушек? (малиновый, красный, жёлтый, зелёный и т.д.)
Выберите каждый себе игрушку и проходите в нашу мастерскую!
Роспись заготовок дымковских игрушек (продуктивная деятельность).
Хозяйка 1: А сейчас мы с вами отправимся на весёлую ярмарку! Удивим всех нашими игрушками и повеселимся!
Отправляемся на ярмарку. Демонстрируем свои расписанные игрушки, нахваливаем их.
(фотография 5,6)
1. Наши руки крендельком
Щеки будто яблоки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
3. Петушок, петушок,
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
4. Мы игрушки знатные
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Хозяйка 2:
Ох, и расплясались! Ох, и разгулялись!
Молодо – зелено, погулять велено.
Хозяйка 1:
Молодёжь с вечера не укладёшь,
А с утра не поднимешь.
Хозяйка 2:
В небе, будто от побелки,
Засветился млечный путь.
Отшумели посиделки,
Где пришлось нам отдохнуть.
Хозяйка 1:
Прощаясь с вами, мы желаем
В мире жить, всем дружить,
Родным краем дорожить,
А на праздниках весёлых
Петь, плясать и не тужить!
Хозяйка 2:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями
Все: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Список литературы:
1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 176с.
2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 207с.
3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.
4.Фотографии из архива воспитателей: Клишкиной Н.Б.Игнатовой Т.А.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Татьяна Родичева
Тема : Фольклорное развлечение «Русские посиделки »
Цель : Приобщать детей к традициям русского народа , совершенствуя их художественно – речевые способности посредством участия в совместных играх с другими детьми и родителями.
Ход развлечения:
Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, лавки.
Ведущая :
На завалинках в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались на посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить :
Скучно жить без посиделок ,
Их бы надо возродить!
Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал
Ведущая :
Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые!
Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться…
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть здесь светлая светлица-
Русская горница .
Есть и печка и труба
Это русская … .(Изба) Чтоб на посиделки
В русскую избу попасть
Надо ворота найти
Да под ними парами пройти…
Игра «Золотые ворота» (с родителями) под запись р. н. м. «К нам гости пришли» :
Ай, лю - ли, ай лю - ли.
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше –
Получилась красота.
Получились непростые –
Золотые ворота.
Кто пару найдет,
Тот в ворота пройдет!
Все рассаживаются на места
Ведущая :
Вот уж в избу мы вошли
Что ж тут видим?
Что нашли?
Горница здесь небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Игра «Отгадай что есть в избе…» :
1. Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская… (печь) 2. Кашу варит всем дружок,
Круглобокий. (чугунок) .
3. В печку слазить очень рад,
А зовут его. (ухват) . 4. Стоит у стола длинная кошка
У нее четыре ножки.
Сидит на ней вся семья
Это (скамья)
5. У нее доска и палка-
Это бабушкина. (прялка) . 6. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра (коромысло) .
7. Встану я рано, пойду я к Ивану,
К долгому носу, к толстой голове.
Он висит, болтается,
Всяк ему поклоняется… (рукомойник)
Ведущая :
Осмотрели избу мы…
Эй, хозяева, где вы?
Под р. н. м. «Полянка» на середину зала выходит «семья»
Отец :
Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окошко глядеть!
Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!
Мать :
Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!
По обычаю, по - старинному - посиделками называется .
Старший сын :
Пожалуйте, гости дорогие!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому правду, кому песенку…
Старшая дочь :
Мы давно гостей уж поджидаем,
Без вас речей не начинаем
Для каждого найдется
Глоток водицы из колодца
Младший сын :
Гости на порог – хозяину радость. Милости просим.
Подарки есть на всякий вкус :
А по старинному русскому обычаю , дорогих гостей угощают хлебом-солью.
За хлебом да за солью всякая шутка хороша!
Младшая дочь :
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать.
И на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать!
Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет» (авт. Т. Морозова)
Дети рассаживаются на места
Ведущая :
Ай- да, во славном посаде Тихвинском,
Да в саду – то «Россияночка» ,
На посиделки русские народные
Молодой князь со боярами пожаловал
Под р. н. м. «Из – под дуба…» выходит мальчик с костюме князя и два мальчика в костюмах бояр :
Князь :
Я Русич, и горжусь я этим,
Землёй своей родной горжусь,
Горжусь делами предков славных,
Тобой горжусь - родная Русь! Быть Русским - значит соблюдать
От предков данный нам завет :
По Совести и Правде жить,
За каждый шаг держать ответ.
Ведущая :
Верно князь слово молвит. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.
1Мальчик в костюме боярина :
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
2 мальчик в костюме боярина :
Ох! Ребята, что за диво,
Как чудесно и красиво!
На телеге проезжали
И сундук вдруг потеряли.
Эй! Заглянем в сундучок,
И узнаем, что есть что…
Игра «Русский сундучок » (с родителями)
Под р. н. п. «Шел козел по лесу…» участники игры берут в сундуке «грамотки» с загадками, читают задание и находят необходимые предметы, разложенные на столе.
1. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)
2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)
3. В полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Рубель)
4. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка) .
5. Говорит дорожка - два вышитых конца :
«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня испачкаешь меня»(Рушник)
6. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся (Лапти)
7. Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито, решето)
10. Днем - обручем, ночью - змеей. (Пояс)
Все рассаживаются на места
Ведущая :
А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.
Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.
Как музыка начнет играть,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как закончит музыка играть,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно ли задание? Начинаем соревнование!
Игра : "Смотай клубочек"
Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.
Ведущая :
А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.
И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.
Игра - эстафета «Растопи печку»
Мальчики и их родители встают в две колонны.
По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик» , а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.
Ведущая :
Долог день до вечера, коли делать нечего.
А как с работой управились,
Так и отдохнуть можно…
Расступись, честной народ, отдохни немножко,
К нам Потешница идет, поразвлечь немножко .
Под р. н. м. «Как под яблонькой» » выходит Девочка - Потешница :
Сидят в теремах-светлицах
Небылицы в лицах,
Щелкают орешка, да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас!
Исполняются шутливые диалоги :
1мальчик :
Ой, ребята, а я что видел!
1мальчик :
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота!
1 девочка :
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
2 мальчик :
Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.
А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!
2 девочка :
Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.
Петух заржал, на забор забежал!
Девочка – Потешница :
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули,
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Ведущая :
Делу – время, потехе – час.
Кто будет играть со мной сейчас?
Созывайте всех гостей,
Да вставайте в круг скорей.
Мы трудились долгие недели
Покатаемся теперь на карусели.
Дети приглашают родителей и катаются на карусели (р. н. м. «Карусель» )
Ведущая :
Рас два, три, четыре, пять,
Будем дружно мы играть.
Вы кружок не разбивайте,
Веничек передавайте.
Будем передавать веник.
На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает.
Игра "Веник"
Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.
Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку.
Загадки :
1. Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок
Добрый русский наш ---Пастуший рожок
2. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят! ---Трещотки
3. Три струны, ее узнай-ка,
Заиграла --- Балалайка.
4. Без нее деревни скучно,
Вместе с ней поют частушки.
Пляшет Маша и Антошка
Под веселую --- Гармошку.
5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. --- Дудка
6. Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем --- Ложка!
Ведущая :
А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.
1 ребенок
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари! 2 ребенок : При царе, да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан,
Бубен в руки взяли,
Музыку сыграли!
3 ребенок :
Ложки, бубны – молодцы!
Еще лучше – бубенцы!
Бубенцов трель хороша
Эх, веселись, моя душа!
Игра на дет муз инструментах : оркестр детей и оркестр родителей
(В. Герчик «Песенка друзей» /исправленная/)
Все садятся на места
Ведущая :
Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!
Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками) :
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Грамоту вы открывайте,
Скороговорочку читайте,
Да складно быстро повторяйте. Скороговорки :
1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!
2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.
3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
5. Пекарь Петр пек пирог.
6. Ткет ткач ткани на платки Тане.
Дети и родители по очереди повторяют скороговорки по три раза, соревнуясь.
Ведущая :
Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.
Но одними играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ радушием да угощением знатным.
Не зря в народе говориться : хлеб да каша – пища наша.
А ну – ка, хозяюшки, выходите, да каши чугунок нам скорей наварите.
Исполняется танец «Варись, варись, кашка» (сл. Н. кузьминых, муз. Е. Шанин)
Ведущая :
Мы и пели, и плясали,
Вместе весело играли.
Только князь вдруг к нам идет
Грамоту с собой несет Ребенок в костюме князя вручает грамоту
Ведущая :
Песни, пляски от души
Были очень хороши.
Я ж издал такой указ :
Чтоб порадовать всех нас
И запомнить посиделки ,
Изготовить всем поделки :
Нужно тот час взять матрешку
Расписать ее немножко!
Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»
(п. «Русские матрешки » )
Ведущая :
Издавна люди на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.
1 ребенок :
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. 2 ребенок : Ай, качи, качи, качи,
Глянь баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися одни бараночки!
Ведущая :
А я для вас как – раз баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.
Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство. За веселье знатное. За посиделки русские .
Приглашаем всех : и князя с боярами,
И семью дружную русскую ,
И людей тихвинских посадских,
И гостей чинов и званий разных
Милости просим к столу
Отведать душистого чая.
Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой, раскланиваются, уходят из зала
и проходят в группу для чаепития.