Народные посиделки написать анонс в садике. Сценарий праздника «Веселые посиделки» в детском саду. Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия

Цели : формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.

Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.

Ход досуга

I. Вступительная часть.

Ведущая. Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.

Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки часто просто необходимы для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.

Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя опыт традиций своих предшественников.

На посиделки собираются в установленное время. Помещение (комнату) украшают предметами старины.

II. Посиделки.

Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.

Хозяйка.

Собрались сегодня мы,

Хвори - нет и нет тоски.

Начинаем с хлеба-соли,

А букет наш - колоски.

Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Входят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

1-я девочка.

Мы начинаем посиделки,

Несем вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

2-я девочка.

Живы традиции Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

3-я девочка.

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке,

Из наших рук вам хлеб и соль!

Ешь на здоровье, хочешь сколь!

Кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.

III. Программа «Пельмени».

Хозяйка.

Русские пельмени,

Пельмени-пельмешки.

Ешь - не хочу,

Сто штук проглочу!

Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставя перед гостями на стол.

Гости после отведывания пельменей слушают хозяйку.

Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?

Дети . О пельменях.

Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб, получилось «ушки из хлеба».

Дети. Давайте поиграем!

Хозяйка . Хорошо! А в какую игру?

Мальчик . В ушки.

Хозяйка . Итак, игра «В ушки».

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:

Мама била, била, била

И все папе доложила,

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!

Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Девочка . Если это ушки, то при чем пельмешки?

Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.

Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.

IV. Игры, забавы.

Игра «Баба-Яга».

Играющие выбирают Бабу-Ягу и двух «собак». На полу проводят черту. По одну сторону черты становится Баба-Яга с «собаками», по другую - дети. Бабу-Ягу дразнят:

Баба-Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Потом дети разбегаются, а Баба-Яга посылает «собак» их ловить. Кого «собаки» поймают, проводят к Бабе-Яге. После этого пойманные становятся «собаками» и также ловят детей. Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.

Игра «Заяц и волк».

Ведущий вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на ладонь.

Ведущий (считает).

Сидит заяц

На припечке,

Молвит слово

По-турецки:

Эванк, бонк,

Куралоне,

Этот - заяц,

Этот - волк!

При каждом слове ведущий дотрагивается своим указательным пальцем до пальцев игроков. Участник, на палец которого пришлось слово «заяц», - убегает, а другой, на палец которого пришлось слово «волк», - ловит его. Волка, не поймавшего зайца, легонько «бьют» жгутами, скрученными из платков, и прогоняют. Затем выбирают новых зайца и волка, игра начинается сначала.

Игра «Челнок».

Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другого. Все поют:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьет-пошивает,

Дале посылает.

Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.

Хозяйка.

У кого хороший вкус,

Начинаем перекус.

Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком (порезать кружочками).

Девочки.

Русская картошка,

Каждому по плошке.

На масле поджаренная,

С мяском да с кваском!

Всем по плошке -

Нет лучше картошки!

К картошке подают по кружке квасу.

Хозяйка.

Говорилки, прибаутки -

Это русские шутки.

Говорить, шутить мы будем,

Про веселье не забудем.

Выбегает Тит с ведром «смолы» (имитация).

Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?

Тит. Лодку смолить.

Дети . На что лодка?

Тит. Рыбу ловить.

Дети . На что рыба?

Тит . Ковалёчка (кузнеца) кормить.

Дети . На что ковалёчек?

Тит. Ковать тополёчек.

Дети . На что тополёчек?

Тит. Рубить лесочек.

Дети . Что в том лесочке?

Тит. Дубовая бочка.

Дети . Что в той бочке?

Тит. Маковое зерно.

Дети . А где зерно?

Тит. Куры склевали, в поле побежали.

Дети . А где поле?

Тит . Цветами заросло.

Дети. А где цветы?

Тит. Дети пощипали.

Дети . А где дети?

Тит. На войну побежали.

Дети. А где война?

Тит. Посреди двора!

Хозяйка.

Кто шутку расскажет,

Тот свой ум покажет!

Мальчик.

Вот приехали два брата

Во деревню из села,

Одного зовут Ерема,

А другого звать Фома.

Вот Ерема купил лодку,

А Фома купил челнок.

У Еремы лодка с дыркой,

У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть,

Фому за ноги тянуть,

Вот Фома пошел на дно,

А Ерема там давно.

Девочка.

Это, дети, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез на ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Дети водят хоровод.

Хозяйка.

Собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Будем бойко плясать,

Каблуки ломать!

Дети становятся в круг, поют и пляшут.

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою - серый гусь,

Я плясать-то не боюсь!

Бабка Оля пляшет,

Платочком белым машет,

Песни новые поет,

В пляске спуска не дает!

Эх, топни, нога,

Топни, правенькая!

Я плясать пошла,

Хоть и маленькая!

Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся, народ,

По сторонушке!

Встал наш Ваня на носок,

А потом на пятку

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку!

Топ-топ, топочок.

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак,

Так и сяк!

Вот и этак!

Вот и так!

Ух, ух, во весь дух!

Попляши, Игнат,

Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

V. Заключительная часть.

Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и скоморохами.

Хозяйка.

До свиданья, посиделки,

Посиделкам каждый рад,

Делу - время, а потехе -

Удели счастливый час!

Девочки.

Посиделки, вечеринки,

Наши яркие картинки.

Это русские картинки,

Жизни нашей на Руси!

Скоморохи.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас - и это все!

Посиделки окончены.

Галина Кокина
Сценарий праздника Весны «Веселые посиделки» в детском саду

Сценарий праздника Весны

«Веселые посиделки » в детском саду .

Цель : Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

Доставить детям радость.

Взрослые :

Ведущая – Хозяйка

Кикимора

Весна – Несмеяна - девочка

Ход праздника

Дети входят в зал под русскую народную музыку «ручейком» , выстраиваются полукругом. Их встречает хозяйка.

Хозяйка : На завалинке, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир,

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Хозяйка : Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик : Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

Хозяйка : У меня для каждого найдется и местечко , и словечко.

Мальчик : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка : Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю . Выходи честной народ, становись в хоровод.

ХОРОВОД «Со вьюном я хожу»

Хозяйка : Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже.

Пословицу сказал – что ягодку сорвал.

ПОСЛОВИЦЫ.

Родина любимая – что мать родимая.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Без дела жить – только небо коптить.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Труд кормит, а лень портит.

Сам погибай, а товарища выручай.

Землю уважай – она дает урожай.

Хозяйка : А сейчас усложним задание. Я начинаю пословицу, а вы ее заканчиваете :

Волков бояться… Шило в мешке…

Сделал дело… Без труда…

Делу время… Лес рубят…

Хозяйка : А вот еще одна пословица - Родина любимая – что мать родимая. Нет ничего краше, чем Родина наша. Каждый человек помнит те места, где родился, и даже песни об этом слагает.

ПЕСНЯ О РОДИНЕ

Хозяйка : Делу время – потехе час.

Ну-ка, девочки, скорее выходите,

По платочку каждая возьмите,

Танец свой весёлый покажите.

ХОРОВОД «РОССИЯ»

Хозяйка : А сейчас мы добрых молодцев послушаем. Вот они, какие боевые, носы вверх задрали и частушки запевали.

ЧАСТУШКИ МАЛЬЧИКОВ.

1. Проходи, честной народ, не пыли дорожка,

Добры молодцы идут, погулять немножко.

2. Шел деревней – девки спали,

Заиграл в гармошку – встали.

Встали – пробудились, окна отворились.

3. У нас речка не глубока, на дне видны камушки.

Наши девки не гуляют – записались в бабушки.

Девочки («сердятся» руки в боки).

Какие же мы бабушки?

Мы вам сейчас покажем.

ЧАСТУШКИ ДЕВОЧЕК.

1. Я девчонка боевая, боевой остануся.

Плохо будет тому парню, кому я достануся.

2. У меня на сарафане косолапы петухи.

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

3. По деревне я пошла и Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал : «Курица обидела»

4. Как мальчишки разойдутся, никому их не унять.

А как только разоспятся, никому их не поднять.

5. На горе-то дыня, дыня, под горой арбузики.

Нижегородские ребята, точно карапузики.

Хозяйка : А сейчас, ребята, отгадайте – ка загадку.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Дети. Весна .

Хозяйка : Собрались мы с вами сегодня не только позабавиться,

пошутить и посмеяться, но и с Весной повстречаться .

Вот и на полянке появились первые цветочки – подснежники.

Девочка. Весна , весна красная ,

Приди, весна , с радостью, с великой милостью,

Хлебами обильными, с дождями сильными.

(раздается свист, появляется Кикимора)

Кикимора. Что за шум? Не разберу, может быть еще я сплю? Слышу музыку, веселье … Что же тут за развлечение?

Хозяйка : У нас веселые посиделки . Да, вообще-то мы Весну закликали . А ты кто такая?

Кикимора. Я – Кикимора-Шишимора! Да не пугайтесь,

Я сегодня добрая, смирная.

Я живу в лесу одна одинокая,

А мои подружки – пиявки да лягушки, очень строгие.

Заставляют по утрам умываться, причесываться. Тоска!

Хозяйка : Если хочешь, мы тебя развеселим игрой . Есть у меня одна игра, собирайся, детвора! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь.

(Кикимора играет с детьми в игру «Гори, гори ясно» !)

Кикимора. Ух, позабавили вы меня на славу!

Хозяйка : А скажи нам, Кикимора, ты не встречала в лесу Весну-красну ?

Кикимора. Как же, видела! Вы тут веселитесь , а Весна не ест , не пьет, только слезы горькие льет. Стала она жуть как упряма. Одно ей имя – Весна-Несмеяна . Хозяйка : Зови скорее Несмеяну, уж мы её развеселим .

(Кикимора ведет Весну , та плачет)

Хозяйка : Ой, ребята! Кто это пришел в гости на праздник к нам ? Молодая девушка, да какая нарядная, красивая! Только почему она все время плачет? Что всё это значит?

Весна . Ой, беда, ой, беда, в огороде лебеда.

Я царевна – Несмеяна, я реветь не перестану.

Я живу в своей избушке на полянке у опушки,

И чего не захочу – вмиг, тот час же получу.

Что сейчас мне пожелать? Стану плакать я опять!

Хозяйка : Что, Весна , ты слезы льешь? И не ешь ты, и не пьешь?

Кикимора. Есть у меня зелье волшебное, сама варю, Лешего лечу, и тебя, Весна угощу .

Весна . А из чего варишь ты зелье свое?

Кикимора. Из пиявок и хвостов,

Добавляю мухоморов, и березовых листов,

И букашки и пиявки, перемешиваю с травкой.

Довожу все до кипенья, это лучше, чем варенье!

Весна (морщится) . Зелье-то – вонючее!

Буду лучше плакать я, слезы лить горючие (плачет)

Хозяйка. Нет, Весна , так не годится.

Посмотри, идет краса-девица,

С нею парень молодец, хотят песню тебе спеть.

Песня про весну

Хозяйка : (несет ведерко Несмеяне) . Вот тебе водички свежей на чаек.

Он разбавит твой соленый ручеек.

Весна : Чаю пить я не хочу, лучше здесь я погрущу.

Мальчик : Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка : Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.

ТАНЕЦ ПАРНЫЙ

Весна : Нет, я так плясать не стану, топну ножкой – и устану.

Хозяйка : Наши танцы, песни, смех – делим поровну на всех!

Не грусти, а улыбнись, вместе с Кикиморой ты повеселись .

ТАНЕЦ КИКИМОРЫ с девочками

Кикимора. Огонек веселья блеснул в твоих глазах!

Слез как не бывало, и улыбка на устах!

Значит, мне здесь больше делать нечего, пойду лягушек и пиявок своих навещу. (Кикимора уходит)

Хозяйка : Ну что, ребята, возьмем Весну с собой играть ?

А для начала, Весна , отгадай загадку.

В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы!

Весна : Березка!

Хозяйка : А знаешь, ли ты какое-нибудь стихотворение о березке?

Весна : Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Хозяйка : Спасибо тебе, Весна , за хорошие стихи. Наши ребята тоже много знают стихов о весне , сейчас они тебе их прочитают.

СТИХИ О ВЕСНЕ

Хозяйка : Мы на празднике светлом о березке споем. Где песня льется, там весело живется .

ХОРОВОД «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЕМ»

Весна : Пора нам первых вестников весны звать .

Хозяйка : Сейчас многие птицы возвращаются в свои родные места, скоро и ласточки прилетят. Споем песню про них.

Песня «Ласточка»

Весна : Ну, как, хорошо повеселились ? Исстари ведется на Руси печь пироги и гостей угощать. Вот и я хочу вас пирожками угостить. (показывает корзину с пирожками) . Гляньте сюда – вот их сколько! Пирожками вас угощаю, всем здоровья желаю (отдает корзину хозяйке) .

Хозяйка : Ну вот, ребята, как замечательно мы провели время. Давайте скажем весне спасибо ! Будьте здоровы, будьте счастливы, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.

Вечеринки с родителями помогают детям, родителям и педагогам хорошо узнать друг друга, сблизить детей и взрослых и успешно сотрудничать друг с другом.

Цель таких мероприятий – укрепление семейных отношений, общение со сверстниками своего ребёнка и другими родителями. Обмен опыта между

друг другом.

В детских садах проходят тематические недели, которые позволяют «погрузиться» в ту или иную тему более глубоко. Например, на национальной недели можно организовать настоящие русские посиделки. На них родители предоставляют русскую кухню, беседуют о русской культуре, вспоминают русские пословицы и поговорки. Также исполняют русские песни и частушки.

Сценарий развлечения «Русские посиделки» .

Задачи мероприятия:

  1. Формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа.
  2. Учить развивать познавательный интерес к истории Родины.
  3. Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре.

Предварительная работа:

Разучивание с детьми и родителями поговорок, частушек, русских народных песен, изготовление блюд к столу.

Действующие лица: Скоморох, Русская девица.

В зал входят Скоморох и Русская девица.

Девица: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Скоморох: Рады видеть вас у себя в гостях! Здесь для вас, для гостей дорогих – вечеринка, по обычаю по старинному «посиделками» называется.

Девица: Пригласили мы вас, красны девицы и добры молодцы, чтобы рассказать об обычаях старинных, поговорить, о русских забавах. В старые времена был на Руси обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках, чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть да себя показать. После работы парни и девушки водили хороводы, играли в весёлые народные игры, пели песни, рассказывали небылицы. Веселились от души.

Скоморох: Вот вам предлагаем сегодня повеселится от души.

Ну, гармошка, заиграй – ка,
Веселее заиграй – ка,
Ты играй и не ломайся,
Для гостей ты постарайся!

Позабудем мы усталость,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!

Девица: Гости наши, выходите, с нами вместе попляшите! Ребята, приглашайте мам и пап на весёлую пляску!

Дети и родители исполняют пляску под русскую народную песню «Калинка» .

Девица: Русские люди не только играют и пляшут, они очень любят петь. А песни какие на Руси – распевные, протяжные, ведь русская душа широка, как раздольные песни и поля…

Исполнение русской народной песни по выбору.

Скоморох: Сидели люди после трудовой работы за столами, песни пели, а хозяйки потчевали гостей.

Девица предлагает родителям представить свои блюда. Родители по очереди представляют блюда, угощают присутствующих.

Девица: Угощайтесь, гости дорогие, а мы вас повеселим – споём весёлую песню!

Девица и Скоморох исполняют русскую народную песню по выбору.

Скоморох: Делу – время, потехе – час. Кто хочет поиграть?

Скоморох помогает присутствующим разделиться на две команды, каждой команде выбрать известную сказку и показывать её при помощи жестов. Команды по очереди выполняют задание.

Девица: А какие же посиделки без чая самоварного, горячего, бодрящего!

Скоморох:

Рады всех мы пригласить,
Чаем вволю напоить!
Наливайте чаёк,
Не стесняйтесь.

А пока чаёк все пьём,
Мы пословицы прочтём.

Дети и родители рассказывают пословицы о труде, отдыхе, самоваре.

Скоморох:

Кто сказал – частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!

Девица:

Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки распеваем.
Сейчас частушки пропоём,
Потом ещё чайку попьём!

Воспитатели:

Игнатова Татьяна Александровна;

Клишкина Надежда Борисовна;

МА ДОУ детский сад №186 города Тюмени

Программные задачи:

Познавательное развитие: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа; знакомить с предметами обихода (печью, самоваром).

Речевое развитие: Закреплять знание детьми пословиц о труде, частушек о быте, о доме.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с дымковской игрушкой; учить украшать дымковскими узорами игрушки, вылепленные из глины; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту изделий народного промысла – дымковской игрушки.

Физическое развитие: Знакомить с народными играми.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оборудование: макет русской печки, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер русской избы; образцы дымковских игрушек, проектор, две корзины, шишки, презентация «Обычаи и традиции русского народа», презентация «Дымковские игрушки».

Раздаточный материал: Дымковские игрушки, вылепленные из глины, окрашенные белой гуашью (заготовки); кисточки, гуашь разных цветов, салфетки, подставки, баночки с водой.

Место проведения мероприятия: групповая комната и музыкальный зал

Ход мероприятия:

Группа оформлена в народном стиле, в виде горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят родители, хозяйки их встречают.

Хозяйка 1: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка 2: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Хозяйка 1: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяйка 2:

На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Хозяйка 1:

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку)

Хозяйка 2: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяйка 1: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Вот такой трудолюбивый русский народ! (показ слайда «Русская изба»)

Хозяйка 2: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? Сейчас мы все вместе их вспомним. Я начну, а вы закончите.

Пословицы и поговорки о труде.

  • Поскорей подрастай, да к работе… (поспевай).
  • Без труда не вынешь и рыбку… (из пруда).
  • Кто любит трудиться, тому без дела… (не сидится).
  • Долог день до вечера, коли делать … (нечего).
  • Что посеешь, то и … (пожнешь).
  • Была бы охота, будет и … (работа).
  • Мала пчела, да и та… (работает).
  • Терпенье и труд,… (все перетрут).
  • Труд человека кормит,… (а лень портит).
  • Землю красит солнце, а… (человека труд).
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош,… (кто на дело гож).
  • Умелые руки… (не знают скуки).
  • Не всякий хлеб сеет, да всяк… (его ест).
  • Кончил дело,… (гуляй смело).
  • Любишь с горочки кататься,… (люби и саночки возить).
  • Дело мастера… (боится).

Хозяйка 1: А что за веселье без задорных частушек! Где частушка поётся, там весело живётся! А вы ребята, знаете частушки?

Эй, девчонки – хохотушки,

Не пора ли спеть частушки?

Хозяйка 2:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут!

Дети исполняют частушки

Мальчики:

Дуйте ветры, дуйте,

Буйные кружитесь,

По деревне мы идём

Все остановитесь.

А вы кто такие, чьи?

Откуда появились?

У нас нет таких девчонок,

Чтобы в вас влюбились.

Мальчики: Ну!

Девочки: Да! Вот такие вот дела!

Мальчики:

Заиграй-ка, балалайка,

Начинай гулянье.

Пропоём мы вам частушки

Для всего собранья!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Мальчики: Ну!

Мальчики:

Запрягайте кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ!

Я сижу на бочке,

Румяные щёчки.

Говорят, что навелась,

А я такая родилась!

Мальчики: Ну!

Девочки: Да? Вот такие вот дела!

Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно стукать,

Только буду припевать.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половице лопнут.

Плясать пойду,

Отходите дале!

Неужели вы меня

Раньше не видали.

Ох, кончаю петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра

Коли делать нечего.

Хозяйка 2: В избе самое главное – печка (показ слайда «Русская печь в избе»). В ней и каша кипит, и хлебы пекутся-подрумяниваются, и тепло от неё, и поспать-подремать на ней можно, поэтому и песни о печи поются и хороводы пляшутся. Давайте и мы встанем в широкий хоровод.

Народная хороводная игра «Кто у нас хороший?» (музыкальное сопровождение).

Хозяйка 1: Повеселились от души, пора и стол накрывать. А кто знает, что самое главное на столе должно стоять? Самовар!

А вы знаете ребята, что раньше самовар разжигали сначала еловыми или сосновыми шишками, а потом уже дрова подкидывали. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем самовар разжечь, но сначала нам нужно насобирать шишек.

Игра «Кто быстрее насобирает шишек».

Хозяйка 2: Пока самовар закипает, мы с вами за работу возьмемся. В старину на Руси и забавы разные были и игрушки необычные.

Презентация «Дымковские игрушки».

На берегу реки Вятки стоит село Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие нарядные игрушки. Да игрушки не простые – они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая, мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь. От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

А игрушки выходят просто загляденье! (рассматривают игрушки на столе)

  • Олень – золотые рожки! На груди полосы и дорожки.
  • Дымковский индюк хорош – лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой, вот какой весь расписной!

  • Конь домчит до карусели! На коня вскочил Емеля.

Улыбнулся, засвистал, засвистал и поскакал!

  • По двору петух шагает. Курочек он охраняет.
  • Дымковская барышня ходит не спеша.

Ею все любуются: «Ах, как хороша!»

Вот какие яркие, весёлые игрушки делают дымковские мастера! И мы сегодня с вами тоже будем мастерами – будем расписывать дымковскими узорами вот эти замечательные игрушки (рассматривают заготовки).

Какие элементы росписи использовали мастера? (круги, полоски, точки). Вы знаете, что в этих элементах есть секрет? Круг – означает солнце; волнистые линии – воду, а ромбик (пересечение прямых линий) – землю.

А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушек? (малиновый, красный, жёлтый, зелёный и т.д.)

Выберите каждый себе игрушку и проходите в нашу мастерскую!

Роспись заготовок дымковских игрушек (продуктивная деятельность).

Хозяйка 1: А сейчас мы с вами отправимся на весёлую ярмарку! Удивим всех нашими игрушками и повеселимся!

Отправляемся на ярмарку. Демонстрируем свои расписанные игрушки, нахваливаем их.

(фотография 5,6)

1. Наши руки крендельком

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

3. Петушок, петушок,

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

4. Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Хозяйка 2:

Ох, и расплясались! Ох, и разгулялись!

Молодо – зелено, погулять велено.

Хозяйка 1:

Молодёжь с вечера не укладёшь,

А с утра не поднимешь.

Хозяйка 2:

В небе, будто от побелки,

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки,

Где пришлось нам отдохнуть.

Хозяйка 1:

Прощаясь с вами, мы желаем

В мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожить,

А на праздниках весёлых

Петь, плясать и не тужить!

Хозяйка 2:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями

Все: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Список литературы:

1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 176с.

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 207с.

3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.

4.Фотографии из архива воспитателей: Клишкиной Н.Б.Игнатовой Т.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Татьяна Родичева

Тема : Фольклорное развлечение «Русские посиделки »

Цель : Приобщать детей к традициям русского народа , совершенствуя их художественно – речевые способности посредством участия в совместных играх с другими детьми и родителями.

Ход развлечения:

Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, лавки.

Ведущая :

На завалинках в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирались на посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить :

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить!

Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал

Ведущая :

Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые!

Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться…

Здесь не погреб, не чулан

Не растет за ним тюльпан

Есть здесь светлая светлица-

Русская горница .

Есть и печка и труба

Это русская … .(Изба) Чтоб на посиделки

В русскую избу попасть

Надо ворота найти

Да под ними парами пройти…

Игра «Золотые ворота» (с родителями) под запись р. н. м. «К нам гости пришли» :

Ай, лю - ли, ай лю - ли.

Наши руки мы сплели,

Мы их подняли повыше –

Получилась красота.

Получились непростые –

Золотые ворота.

Кто пару найдет,

Тот в ворота пройдет!

Все рассаживаются на места

Ведущая :

Вот уж в избу мы вошли

Что ж тут видим?

Что нашли?

Горница здесь небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Игра «Отгадай что есть в избе…» :

1. Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская… (печь) 2. Кашу варит всем дружок,

Круглобокий. (чугунок) .

3. В печку слазить очень рад,

А зовут его. (ухват) . 4. Стоит у стола длинная кошка

У нее четыре ножки.

Сидит на ней вся семья

Это (скамья)

5. У нее доска и палка-

Это бабушкина. (прялка) . 6. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло) .

7. Встану я рано, пойду я к Ивану,

К долгому носу, к толстой голове.

Он висит, болтается,

Всяк ему поклоняется… (рукомойник)

Ведущая :

Осмотрели избу мы…

Эй, хозяева, где вы?

Под р. н. м. «Полянка» на середину зала выходит «семья»

Отец :

Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окошко глядеть!

Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!

Мать :

Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.

Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!

По обычаю, по - старинному - посиделками называется .

Старший сын :

Пожалуйте, гости дорогие!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Кому сказку, кому правду, кому песенку…

Старшая дочь :

Мы давно гостей уж поджидаем,

Без вас речей не начинаем

Для каждого найдется

Глоток водицы из колодца

Младший сын :

Гости на порог – хозяину радость. Милости просим.

Подарки есть на всякий вкус :

А по старинному русскому обычаю , дорогих гостей угощают хлебом-солью.

За хлебом да за солью всякая шутка хороша!

Младшая дочь :

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать.

И на этих посиделках

Мы хотели бы сплясать!

Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет» (авт. Т. Морозова)

Дети рассаживаются на места

Ведущая :

Ай- да, во славном посаде Тихвинском,

Да в саду – то «Россияночка» ,

На посиделки русские народные

Молодой князь со боярами пожаловал

Под р. н. м. «Из – под дуба…» выходит мальчик с костюме князя и два мальчика в костюмах бояр :

Князь :

Я Русич, и горжусь я этим,

Землёй своей родной горжусь,

Горжусь делами предков славных,

Тобой горжусь - родная Русь! Быть Русским - значит соблюдать

От предков данный нам завет :

По Совести и Правде жить,

За каждый шаг держать ответ.

Ведущая :

Верно князь слово молвит. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.

1Мальчик в костюме боярина :

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

2 мальчик в костюме боярина :

Ох! Ребята, что за диво,

Как чудесно и красиво!

На телеге проезжали

И сундук вдруг потеряли.

Эй! Заглянем в сундучок,

И узнаем, что есть что…

Игра «Русский сундучок » (с родителями)

Под р. н. п. «Шел козел по лесу…» участники игры берут в сундуке «грамотки» с загадками, читают задание и находят необходимые предметы, разложенные на столе.

1. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)

2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)

3. В полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед,

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Рубель)

4. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка) .

5. Говорит дорожка - два вышитых конца :

«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня испачкаешь меня»(Рушник)

6. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся (Лапти)

7. Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча)

8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

9. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито, решето)

10. Днем - обручем, ночью - змеей. (Пояс)

Все рассаживаются на места

Ведущая :

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.

Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.

Как музыка начнет играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как закончит музыка играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование!

Игра : "Смотай клубочек"

Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.

Ведущая :

А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?

Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.

И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.

Игра - эстафета «Растопи печку»

Мальчики и их родители встают в две колонны.

По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик» , а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.

Ведущая :

Долог день до вечера, коли делать нечего.

А как с работой управились,

Так и отдохнуть можно…

Расступись, честной народ, отдохни немножко,

К нам Потешница идет, поразвлечь немножко .

Под р. н. м. «Как под яблонькой» » выходит Девочка - Потешница :

Сидят в теремах-светлицах

Небылицы в лицах,

Щелкают орешка, да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас!

Исполняются шутливые диалоги :

1мальчик :

Ой, ребята, а я что видел!

1мальчик :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота!

1 девочка :

Лошадь ела кашу, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

2 мальчик :

Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.

А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!

2 девочка :

Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.

Петух заржал, на забор забежал!

Девочка – Потешница :

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули,

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Ведущая :

Делу – время, потехе – час.

Кто будет играть со мной сейчас?

Созывайте всех гостей,

Да вставайте в круг скорей.

Мы трудились долгие недели

Покатаемся теперь на карусели.

Дети приглашают родителей и катаются на карусели (р. н. м. «Карусель» )

Ведущая :

Рас два, три, четыре, пять,

Будем дружно мы играть.

Вы кружок не разбивайте,

Веничек передавайте.

Будем передавать веник.

На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает.

Игра "Веник"

Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.

Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку.

Загадки :

1. Мы собрали хоровод.

Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок

Добрый русский наш ---Пастуший рожок

2. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят! ---Трещотки

3. Три струны, ее узнай-ка,

Заиграла --- Балалайка.

4. Без нее деревни скучно,

Вместе с ней поют частушки.

Пляшет Маша и Антошка

Под веселую --- Гармошку.

5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. --- Дудка

6. Тук, тук, тук все услышали мы стук,

Потерпи немножко, заиграем --- Ложка!

Ведущая :

А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

1 ребенок

Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари! 2 ребенок : При царе, да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан,

Бубен в руки взяли,

Музыку сыграли!

3 ребенок :

Ложки, бубны – молодцы!

Еще лучше – бубенцы!

Бубенцов трель хороша

Эх, веселись, моя душа!

Игра на дет муз инструментах : оркестр детей и оркестр родителей

(В. Герчик «Песенка друзей» /исправленная/)

Все садятся на места

Ведущая :

Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!

Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками) :

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Грамоту вы открывайте,

Скороговорочку читайте,

Да складно быстро повторяйте. Скороговорки :

1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!

2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.

3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

5. Пекарь Петр пек пирог.

6. Ткет ткач ткани на платки Тане.

Дети и родители по очереди повторяют скороговорки по три раза, соревнуясь.

Ведущая :

Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.

Но одними играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ радушием да угощением знатным.

Не зря в народе говориться : хлеб да каша – пища наша.

А ну – ка, хозяюшки, выходите, да каши чугунок нам скорей наварите.

Исполняется танец «Варись, варись, кашка» (сл. Н. кузьминых, муз. Е. Шанин)

Ведущая :

Мы и пели, и плясали,

Вместе весело играли.

Только князь вдруг к нам идет

Грамоту с собой несет Ребенок в костюме князя вручает грамоту

Ведущая :

Песни, пляски от души

Были очень хороши.

Я ж издал такой указ :

Чтоб порадовать всех нас

И запомнить посиделки ,

Изготовить всем поделки :

Нужно тот час взять матрешку

Расписать ее немножко!

Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»

(п. «Русские матрешки » )

Ведущая :

Издавна люди на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.

1 ребенок :

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит. 2 ребенок : Ай, качи, качи, качи,

Глянь баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися одни бараночки!

Ведущая :

А я для вас как – раз баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.

Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство. За веселье знатное. За посиделки русские .

Приглашаем всех : и князя с боярами,

И семью дружную русскую ,

И людей тихвинских посадских,

И гостей чинов и званий разных

Милости просим к столу

Отведать душистого чая.

Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой, раскланиваются, уходят из зала

и проходят в группу для чаепития.