Стандарты государственной системы стандартизации. Стандартизация продукции. Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Система стандартов ТПП России представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, применяемых территориальными ТПП, руководящими органами и подразделениями центрального аппарата ТПП России, а также предприятиями и объединениями, входящими в структуру ТПП России в целях наиболее полного и качественного выполнения своих уставных задач.

Основными задачами формирования системы являются:

– обеспечение взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между всеми сторонами–участниками работ, относящихся к уставной деятельности ТПП России;

– установление оптимальных требований к важнейшим составляющим процессов различного вида работ (услуг), выполняемых торгово-промышленными палатами, а также их результатам в интересах заказчиков и государства в целом;

– унификация требований к составу и формам представления документов, отражающих результаты экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров;

– установление требований по обеспечению единства, достоверности и воспроизводимости измерений, осуществляемых в процессе экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров;

– формирование нормативной базы системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

– формирование эффективной системы информации (баз данных и знаний) для оперативного предоставления членам ТПП России информации, необходимой для обеспечения предпринимательской деятельности, а также распространения среди населения, субъектов хозяйственной деятельности, органов государственного управления информации о целях, методах и формах работы ТПП России;

– содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации.

Правовой базой стандартизации ТПП России является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников предпринимательской деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг.

Система предусматривает разработку нормативных документов ТПП России с учетом принципов, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами и стандартами промышленно развитых зарубежных стран.

В нормативных документах ТПП России своевременно проводится замена устаревших положений и требований путем периодического обновления стандартов для обеспечения их соответствия современным достижениям и передовому опыту. В настоящее время в ТПП РФ действует свыше 200 СТО ТПП, их перечень ежегодно пополняется.

В настоящее время в ТПП РФ реализуется проект «Дайджест СТО ТПП РФ» . Формат дайджеста удобен для ознакомления с основными новостями стандартизации ТПП России. Цель создания данного информационного продукта - ознакомление экспертов торгово-промышленных палат, их экспертных организаций с фондом стандартов системы стандартизации «ТПП Эксперт» Торгово-промышленной палаты России. Дайджест содержит информацию об авторах, объеме, области применения и содержании стандартов. Весь информационный материал объединен в тематические группы в соответствии со структурой системы стандартизации «ТПП Эксперт».

Система стандартизации и ее цели

Стандартизация включает в себя деятельность в сфере установки правил производства и характеристик продукции для того, чтобы добровольно и многократно использовать их.

Замечание 1

Система стандартизации сконцентрирована на том, чтобы достичь эффективности в области обращения и выпуска продукции с целью роста конкурентоспособности. Концепцию развития национальной системы стандартизации нашей страны разработал национальный орган РФ по стандартизации.

Разработка данной концепции характеризуется требованием актуализации предыдущей редакции концепции национальной системы стандартизации нашей страны на период до 2010 года.

Актуализацию концепции проводили через осмысление и фиксацию новых задач и целей, которые были сформированы национальной системой стандартизации в сфере:

  • потребностей в интенсификации экономического развития государства,
  • технико-технологической модернизации,
  • совершенствования качественной составляющей жизни общества,
  • охраны окружающей среды,
  • формирования процессов интеграции,
  • образования Таможенного союза,
  • расширения деятельности внешнеэкономического характера и активации процессов, которые концентрируют вступление Российской Федерации в ВТО.

Основные цели системы стандартизации:

  • содействовать социальному и экономическому развитию государства,
  • содействовать интеграции государства в международную экономику и мировые системы стандартизации в качестве равноправного партнера,
  • улучшать качество жизни общества,
  • обеспечивать оборону государства и его безопасность,
  • осуществить техническое перевооружение в промышленности,
  • повысить качество продукции, оказания услуг и выполнения работ с целью роста конкурентоспособности товаров отечественного производства.

Принципы системы стандартизации

В соответствии с принципами стандартизации и использования документов стандартизация должна осуществляться добровольно. Обязательное применение документов в области стандартизации предусмотрено по отношению к объектам, которые обеспечивают комплексную системную стандартизацию, преемственную деятельность в области стандартизации.

Существует несколько принципов системы стандартизации, в частности она призвана:

  • обеспечить соответствие общих характеристик, принципов и правил, которые установлены в документации национальной системы стандартизации к сегодняшнему уровню развития техники, технологии и науки,
  • обеспечить соответствие передового отечественного и иностранного опыта,
  • содействовать открытости в разработке документации национальной системы стандартизации,
  • обеспечивать участие в разработке определённой информации для всех заинтересованных лиц,
  • достичь согласия в области разработки национальных стандартов,
  • установить в документах по стандартизации требований, которые способны обеспечить возможность контролировать объекты,
  • унифицировать разработку и ведение, актуализацию и утверждение, отмену и изменение, публикацию и использование документов в области стандартизации,
  • обеспечить документы по стандартизации техническим регламентом, который действует на территории Российской Федерации,
  • обеспечить непротиворечивое соответствие национальных стандартов друг другу,
  • сформировать доступную информацию о документах в области стандартизации при учете ограничений, которые установлены нормативными правовыми актами РФ.

Документы системы стандартизации включают в себя: документы национальной системы стандартизации, Общероссийский классификатор, стандарты предприятий, включая ТЭУ (технические условия), различные виды документации по стандартизации, устанавливающие обязательные требования по отношению к объектам стандартизации.

Система стандартизации Российской Федерации

Система стандартизации в нашей стране включает в себя совокупность организационных, правовых, технических и экономических мероприятий, которые осуществляются под контролем национального органа стандартизации и концентрируются на формировании и использовании нормативных документов в сфере стандартизации.

Система стандартизации в нашей стране призвана защитить потребителей государства.

Определение 1

Стандартизация в целом представляет собой деятельность по установке правил и характеристик для добровольного использования. Система стандартизации существует для того, чтобы повышать уровень безопасности здоровья и жизни граждан, защищать имущество физических лиц, обеспечивать экологическую безопасность, безопасность жизни растений и животных, а также содействовать требованиям технических регламентов.

С помощью системы стандартизации повышается конкурентоспособность, более рационально используются ресурсы, обеспечивается техническая и информационная совместимость, обеспечивается научно-технический прогресс.

В нашей стране сформирована государственная система стандартизации. С помощью неё объединяется и упорядочивается работа по стандартизации в масштабе всего государства, по всем уровням производства и управления на всех уровнях государственных стандартов.

Принято различать также государственную или национальную стандартизацию, международную стандартизацию.

Государственная стандартизация включает форму развития и проведения стандартизации, которая осуществляется под четким руководством органов государства в соответствии с единым государственным планом стандартизации.

Что касается международной стандартизации, то ее проводят с помощью специальной организации определенных государств или группы стран для обеспечения взаимной торговли, технических, научных и культурных связей.

Система стандартизации включает в себя различные категории и виды стандартов. В соответствии с областью действия принято различать стандарты: международные, региональные, государственные стандарты РФ, стандарты отраслей, стандарты предприятий или организаций.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.

Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции являются:

  • · Термины и определения;
  • · Условные обозначения и сокращения;
  • · Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);
  • · Требования к основным показателям уровня качества (полезности);
  • · Требования к основным показателям уровня экономичности;
  • · Требования к комплектности продукции;
  • · Требования к методам и средствам хранения и транспортировки;
  • · Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;
  • · Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);
  • · Требования к правилам и средствам приемки продукции;
  • · Требования к маркировке продукции;
  • · Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

  • · международная стандартизация;
  • · региональная стандартизация;
  • · национальная стандартизация - в одном конкретном государстве;
  • · административно-территориальная стандартизация.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Виды стандартов:

  • · государственные стандарты;
  • · международные стандарты;
  • · отраслевой стандарт;
  • · стандарты предприятий;
  • · стандарты общественных объединений (научно-технические общества)
  • · (стандарты на новые продукции и услуги);

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Показателями стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.

В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:

  • - государственные стандарты России (ГОСТ);
  • - отраслевые стандарты (ОСТ);
  • - стандарты научно-технических и инженерных объединений;
  • - технические условия (ТУ);
  • - стандарты предприятий.

Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:

  • - требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;
  • - требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
  • - метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
  • - положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
  • - это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
  • - эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
  • - изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.

Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.

Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

Система стандартизации - совокупность правил выполнения работ по стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.

Из определения очевидно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъекта и объекта. В роли субъектов выступают участники работ по стандартизации, ключевыми из которых являются органы и службы стандартизации, а в качестве объектов - документы в области стандартизации (ДС) как носители правил процедур ее осуществления.

Одним из важнейших положений ФЗ о техническом регулировании (1.1) является установление единой системы документации по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и применения), сводов правил, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и т.д. (см. подр. 1.2).

На 1 января 2012 г. фонд документов национальной системы стандартизации включал более 25 ООО документов.

Более точно: ГОСТ - 18200; ГОСТ Р - 5956 документов; правил и рекомендаций - 1004.

Ключевыми документами являются стандарты комплекса "Стандартизация в Российской Федерации". В его составе (на 01.01.13) 16 национальных стандартов (ГОСТ Р), в том числе основополагающий стандарт ГОСТ Р. 0-2004 (2.6), определяющий основные положения системы стандартизации в стране.

В крупных странах Европы по объему он примерно такой же: в Германии - 27 179, Великобритании - 22 589, Франции - 26 544 ед. Но фонд НД, действующих в России, не ограничен только национальными стандартами. Надо учесть упомянутые выше нормы федеральных органов исполнительной власти (СанПиНы. СНиПы и пр.)

В перспективе (можно предположить, после 2020 г.) действующая система стандартизации окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в се организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда TP национальные стандарты станут документами сугубо добровольного применения.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации - "некоммерческому партнерству".

В промышленно развитых странах - членах ЕС, прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов - BSI; Немецкий институт стандартов - DIN; Французская ассоциация по стандартизации- AFNOR. Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BS1 сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR- более 3 тыс., DIN - около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором).

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Конституция РФ (п. "р" ст. 71) относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Поскольку ведение стандартов является функцией государства, то ФЗ о техническом регулировании (ст. 14) установлено, что Правительство РФ определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа. Уполномоченный орган должен быть федеральным органом исполнительной власти, который действует от имени национального органа. Постановлением Правительства (1.5) установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции национального органа но стандартизации.

Национальный орган по стандартизации осуществляет весь комплекс работ по стандартизации, начиная от разработки национальных стандартов и заканчивая их опубликованием и распространением. Национальный орган по стандартизации участвует в разработке международных и региональных стандартов и представляет Российскую Федерацию 1! международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Госстандарта входят:

  • - Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Москва);
  • - Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Санкт-Петербург);
  • - Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Ростов-на-Дону);
  • - Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Нижний Новгород);
  • - Уральское межрегиональное территориальное управление (месторасположения центрального аппарата территориального органа - г. Екатеринбург);
  • - Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г. Новосибирск);
  • - Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа - г.Хабаровск).

МТУ осуществляют технадзор как в сфере технического регулирования, так и в сфере обеспечения единства измерений.

В сфере технического регулирования МТУ осуществляют надзор за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований национальных стандартов.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Росстандарта и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Росстандарта, например, относятся ВНИИ по нормализации в машиностроении (ФГУП" ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных и методических основ национальной системы стандартизации, унификации и агрегатирования в машиностроении; ВНИИ сертификации (ФГУП ВНИИС) - головной институт в области разработки теоретических и методических основ технического регулирования и подтверждения соответствия продукции и услуг и пр.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Основная функция ТК - разработка стандартов. В настоящее время зарегистрировано 354 ТК.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении "круглого стола" участников разработки проекта стандарта, в представлении на паритетных началах мнений производителей, потребителей, общественных организаций. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Согласно ФЗ о техническом регулировании членами ТК могут быть юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" и пр.). ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 "Оценка имущества" действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 "Общие принципы и терминология"; ПК 2 "Оценка недвижимого имущества"; ПК 3 "Оценка движимого имущества"; ПК 4 "Оценка действующего предприятия"; ПК 5 "Оценка нематериальных благ".

Приказом Госстандарта (от 13.08.2010 № 3019) создан новый ТК - "Защита нрав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг". Ведение секретариата ТК поручено Российскому институту потребительских.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.