Шаблоны для презентации вишневый сад. История создания пьесы а. п.чехова «вишнёвый сад» подготовила преподаватель приозерского политехнического колледжа прокофьева надежда евгеньевна. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Слайд 1

Антон Павлович Чехов
Вишнёвый сад пьеса

Слайд 2

Вопрос 1
Где развертывается действие пьесы «Вишневый сад»: А) в одном из провинциальных городов России; Б) в Москве; В) в имении Любови Андреевны Раневской; Г) в имении Лопахина?

Слайд 3

Вопрос 2
Какие семейные отношения связывают Раневскую и Гаева: А) Гаев – муж Раневской; Б) Гаев – ее брат; В) Гаев – ее сосед, они друзья юности; Г) Гаев – ее сын?

Слайд 4

Вопрос 3
Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные монологи: А) Петя Трофимов; Б) Епиходов; В) Гаев; Г) Варя?

Слайд 5

Вопрос 4
В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало: А) Раневской; Б) Фирса; В) Гаева; Г) Пети Трофимова?

Слайд 6

Вопрос 5
В пьесе «Вишневый сад» был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это: А) Раневская; Б) Варя; В) Аня; Г) Дуняша?

Слайд 7

Правильные ответы:
1 - В 2 – Б 3 - В 4 - В 5 - В

Слайд 8

Цели урока: 1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы; 2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.
Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? (“белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”)

Слайд 9

Слайд 10

"Вишневый сад".
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишнёвого сада
Комедия А.П. Чехова

Слайд 11

«Вишнёвый сад» - лирическая (эмоционально выразительная) пьеса в четырёх действиях. Пьеса написана в 1903 г., впервые поставлена 17 января 1904 г. в Московском Художественном театре (МХТ). «Вишнёвый сад» - последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти.

Слайд 12

Комедия или….?
Главный действующий персонаж - вишнёвый сад. Современность требует, чтобы он не просто радовал своих хозяев пышным цветением и спелыми вишнями. Он теперь должен работать на хозяев, приносить им прибыль больше, чем раньше. А то, что герои пьесы этого не понимают, цепляясь за прошлое отношение к саду, к прошлой жизни делает их смешными, трагикомичными, а саму пьесу – фарсом (комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами). Так оценивал свое произведение сам Антон Павлович.

Слайд 13

Сюжет Действие происходит весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая, после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, Варя, её приемная дочь.

Слайд 14

Действие первое Денег у Раневской практически не осталось, а имение с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам. Любовь Андреевна сильно удивлена таким предложением: она не может представить, как можно вырубить вишневый сад и отдать свое имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам. Гаев и Варя также пытаются отыскать какие-либо выходы из сложившейся ситуации: Гаев обнадеживает всех, говоря, что он клянется, что имение не будет продано. В его планах занять немного денег у богатой ярославской тётушки, которая, впрочем, Раневскую недолюбливает.

Слайд 15

Действие второе Действие пьесы переносится на улицу. Лопахин продолжает настаивать на своем плане как на единственном верном, но его даже не слушают. В то же время в пьесе появляется и философская тематика и более полно раскрывается образ учителя Трофимова. Вступив в разговор с Раневской и Гаевым, Трофимов говорит о будущем России, о счастье, о новом человеке. Мечтательный Трофимов вступает в спор с материалистом Лопахиным, который не способен оценить его мысли, а оставшись наедине с Аней, которая одна из всех его понимает, Трофимов говорит ей, что надо быть «выше любви».

Слайд 16

Действие третье В третьем действии Гаев и Лопахин уезжают в город, где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами. Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает полной безосновательных надежд сестре, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин. Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева.

Слайд 17

Действие четвёртое Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и прислуги из имения. Они расстаются с местом, которое так много для них значило и начинают новую жизнь. Какие у них мысли и планы? План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам. Все уезжают, и только старый лакей Фирс, забытый всеми, произносит финальный монолог, после чего слышится звук стука топора по дереву.

Слайд 18

Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям; - последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения. В основе сюжета –конфликт.

Слайд 19

Конфликт(от лат. сonflictus) – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия; противоречие, столкновение между героями.

Слайд 20

Особенности конфликта пьесы В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.) Так сколько же планов (точек зрения) у этого образа? С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят. – Что же значит для героев пьесы этот сад? (Сад – это имение, символ барства, прошлое хозяев – для Гаева, Раневских; выгодная покупка, дачи - для Лопахина; символ красоты, Родины - для автора.)

Слайд 21

Имение
Покупка
Дачи
Прошлое
Настоящее
Будущее
Символ красоты
Символ родины

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 11 классе при работе над пьесой А.Чехова "Вишневый сад". В РАБОТЕ СОДЕРЖИТСЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАМЫСЛЕ ПИСАТЕЛЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, О ЖАНРОВОМ СВОЕОБРАЗИИ ПЬСЫ, А ТАКЖЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ. РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ПРОБЛЕМАТИКЕ КОМЕДИИ, ДАЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖАМ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.П. Чехов «Вишневый сад» Prezentacii.com

История создания пьесы Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию». Март 1903 г. – начало работы над комедией. Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой. 17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского Художественного театра

Из письма Станиславскому: «В голове она уже у меня готова. Называется «Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях…»

Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс. А. П.Чехов К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. Одна из причин – «драматический» сюжет, взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.

Повторим теорию Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIIIXXI вв, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Комедия - (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») - жанр, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Различают комедию положений (источник смешного – события и обстоятельства) и комедию характеров (источник смешного – внутренняя суть характеров, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исходу. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа

Пьеса в оценке критиков К.Станиславский: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия… я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь». М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей ». М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и разумеется, – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю»

Смысл названия пьесы Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишн ё вый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость:«В и шневый сад» это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишн ё вый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого. К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» . В и шневый сад Вишн ё вый сад

Афиша Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 года. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

Что такое конфликт? Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. В центре действия – вопрос о продаже вишневого сада, ярко выраженного конфликта нет.

Проблематика пьесы – оскудение дворянства Куда же несешься ты, Русь?

Кто хозяева вишнёвого сада? Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая. А.М.Горький Любовь Андреевна Раневская Гаев – брат Раневской

Кто он, новый хозяин вишнёвого сада? "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов". «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен». «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…» Ермолай Лопахин

«Вся Россия наш сад.» «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» «Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом.» «Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…» Петя Трофимов

Аня: Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Петя: Здравствуй, новая жизнь!.. « Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час… Начинается новая жизнь, мама!»

« Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.»

Как представлен образ вишнёвого сада? Будущее Прошлое Символ красоты Дачи Настоящее Символ Родины Имение Продажа

Любопытная страничка Московский Художественный театр основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года - Московский Художественный театр. С 1920 года - Московский Художественный академический театр (МХАТ). С 1932 года - МХАТ СССР им. М. Горького. В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоящее время их официальные наименования: Московский Художественный академический театр имени М. Горького (МХАТ имени М. Горького). Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).



О б р а з н а я с и с т е м а Выход Своеобразие пьес Чехова, как и всех остальных его произведений в том, что структурные их компоненты разделить нельзя. Каждое слово, каждый элемент несут максимально значимую нагрузку. Спаянность элементов пьесы становится основой её идеи. Основные мотивы С ю ж е т
















В I действии события не выходят за рамками комнаты, которая «до сих пор называется детскою».Ощущение замкнутого пространства достигается упоминанием о закрытых окнах. Автор подчёркивает несвободу героев, их зависимость от прошлого. Это находит отражение и в «одах» Гаева столетнему «шкапу», и восторгах Любови Андреевны при виде детской. Темы разговоров героев связаны с прошлым. О главном- о продаже сада они говорят мимоходом.


В I I действии на сцене поле(безграничное пространство). Символичными становятся образы давно заброшенной часовенки и камней, которые когда- то были могильными плитами. С ними в пьесу входит не только мотив смерти, но и преодоления прошлого, воспоминаний. Образ иного, рельного пространства включён обозначением на горизонте большого города. Этот город чужд героям, они его боятся, но рарушительное воздействие города на вишневый садд неизбежно- нельзя убежать от действительности.


В I I I действии мы вновь оказываемся в доме, в гостиной, где происходит абсолютно абсурдное действо- бал. Но абсолютно точно - нет ниодного счастливого человека в этом пространстве и в это время. Непонимание, разобщённость героев достигают своего апогея.