Сообщение о пьесе снегурочка островского. Снегурочка (Весенняя сказка) А. Н. Островский. Краткий пересказ по действиям

«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.

Александр Николаевич Островский


Снегурочка

Весенняя сказка в четырех действиях с прологом

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.


Лица :

Весна-Красна .

Дед-Мороз .

Девушка – Снегурочка .

Леший .

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула .

Бобылиха , его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны , птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.


Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.


Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.


Леший

Конец зиме пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)


Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.


Весна-Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев,

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишенные живых, веселых красок,

Лишенные плодотворящей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, – в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые, нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе

Как жар горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием. Земля,

Покрытая пуховою порошей,

В ответ на их привет холодный кажет

Такой же блеск, такие же алмазы

С вершин дерев и гор, с полей пологих,

Из выбоин дороги прилощенной.

И в воздухе повисли те же искры,

Колеблются, не падая, мерцают.

И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

И нет тепла. Не так меня встречают

Счастливые долины юга, – там

Ковры лугов, акаций ароматы,

И теплый пар возделанных садов,

И млечное, ленивое сиянье

От матовой луны на минаретах,

На тополях и кипарисах черных.

Но я люблю полунощные страны,

Мне любо их могучую природу

Будить от сна и звать из недр земных

Родящую, таинственную силу,

Несущую беспечным берендеям

Обилье жит неприхотливых. Любо

Обогревать для радостей любви,

Для частых игр и празднеств убирать

Укромные кустарники и рощи

Шелковыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)

Товарищи: сороки-белобоки,

Веселые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы лебедушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, – вы озябли?

Хоть стыдно мне а надо признаваться

Пред птицами. Сама я виновата,

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого. Мужчина

Всегда таков: немножко воли дай,

А он и всю возьмет, уж так ведется

От древности. Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка –

Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

В нетающих лядинах возращает

Старик свое дитя. Любя Снегурку,

Жалеючи ее в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь;

А он и рад тому – знобит, морозит

Меня, Весну, и берендеев. Солнце

Ревнивое на нас сердито смотрит

И хмурится на всех, и вот причина

Жестоких зим и холодов весенних.

Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

Согреетесь! Видала я не раз,

Что пляскою отогревались люди.

Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской

Отпразднуем прилет на новоселье.


Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.


Хор птиц

Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.

Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.

А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?

В далеком 1873 году А.Н. Островский написал прекрасную пьесу, которая считается весенней сказкой славянских народов, под названием «Снегурочка». События произведения изложены в четырех действиях. Все главные герои вымышленные.

Впервые текст пьесы был напечатан в литературном журнале «Вестник Европы». В этом же году состоялась премьера пьесы на сцене Большого театра города Москвы.

Появление весенней сказки, написанной в стихотворной форме, было абсолютно случайным событием.

В 1873 году руководство Министерства культуры решило на время закрыть малый театр, чтобы провести в помещении капитальный ремонт.

Все артисты переехали в Большой театр, где должны были быть задействованы в местных постановках.

Чтобы обеспечить всех достаточным объемом работы, А.Н. Островскому поручили написать феерическую пьесу, сюжет и жанр которой бы позволял задействовать сразу несколько артистических групп, а именно:

  • драматическую;
  • балетную;
  • оперную.

Писатель охотно согласился на предложение и сразу же приступил к написанию литературного произведения.

В основу сюжета легла русская народная сказка о девочке, которая была рождена от любви Деда Мороза и Весны и получила имя Снегурочка. Музыку к сказке-феерии поручили написать тогда еще молодому и пока неизвестному в широких кругах П. Чайковскому.

Краткий пересказ по действиям

О чем пьеса Островского? В первую очередь о любви. События разворачиваются в мифическом государстве берендеев.

Весна потихоньку входит в свои владения, горы еще покрыты снегами. Вдали расположена столица царства берендеев и трон самого царя, который сделан из дерева и покрыт причудливой резьбой. Леший не любит весеннее пробуждение и уже готов спрятаться в дупло до следующего зимнего сезона.

Он сидит и наблюдает, как царица Весна спускается с верхов на упряжке из гусей, лебедей и журавлей. Далее разворачиваются события пьесы в четырех действиях с описанием главных героев.

Важно! Если нет времени на прочтение всего произведения в целом, то рекомендуется читать краткое содержание.

Действие первое

Местные жители царства Берендея узнают о невиданной красоте дочери Деда Мороза и Весны-красны. Все парни пытаются свататься к красавице и не дают ей прохода, но она никого не любит. Внешний вид девушки грозный, губы сжаты, а лоб наморщен.

Все ребята, которые набивались к ней в женихи, получили отказ. Названные дедушка и бабушка красавицы, которые в пьесе именуются как Бобылиха и Бобыль, очень ругают ее, говорят, что она пренебрегает счастьем.

В сказке у девушки есть хорошая подруга – Купава, которая также является девкой на выданье. К ней сватается молодой парень по имени Мизгирь. Его отец занимает в царском посаде берендеев знатный чин и является очень богатым человеком.

Купава мечтает выйти за него замуж, и дата свадьбы уже практически согласована, но вдруг она решает познакомить своего жениха с подружкой.

Как только Мизгирь увидел необычайную красоту Снегурочки, то сразу же влюбился в нее, напрочь забыв о своей ранее любимой Купаве.

Обиженная девушка не ожидала такого поворота событий и обвиняет Снегурочку в предательстве, говорит, что та отбила у нее жениха, и проклинает ее, чтобы ей никогда не было счастья.

Мизгирь же не оставляет попыток завоевать сердце красавицы, одаривает ее дорогими подарками, но новоиспеченная любовь отказывается отвечать ему взаимностью.

Действие второе

В царстве берендеев сидит на золотом троне великий правитель Берендей. Вокруг него бегают скоморохи, которые периодически дерутся между собой на кулаках. В комнату входит боярин по имени Бермята. Он спрашивает, как обстоят дела в царстве.

Скоморохи выкрикивают, что все замечательно, но царь не уверен в этом. Отвечает боярину с большими сомнениями, мол, уже давно в царстве холода и стужа. Лето проходит слишком быстро, да и холодное очень.

Берендей считает, что властелин солнечного тепла – Ярило рассердился на людей, ведь в их сердцах пропало прежнее чувство любви друг к другу.

Нет уже больше этой доброй и сердечной тоски. Сердца жителей берендеевого государства заполнились только завистью к красивым нарядам ближнего и тщеславием.

Это сильно его беспокоит, так как никому не ведать тепла, пока в душе гуляет стужа. За это Ярило, повелитель солнца, и дальше будет мстить всем берендеям.

Царь предложил свой план действий. Берендей говорит, что завтра Ярилин день. Чтобы угодить повелителю солнечного тепла, нужно собрать всех молодых женихов и красавиц невест на поляне, а затем поженить их.

Это будет жертва любви, за которую Ярило отблагодарит всех жителей государства берендеев, прекратит мстить и одарит теплой весной, а затем и длинным летом.

Бермята в ответ на предложение царя пояснил, что это невозможно, ведь все молодые пары, проживающие в царстве, рассорились. Виной тому красавица Снегурочка.

Молодые ребята наповал влюблены в девушку, не дают ей прохода, а своих невест побросали. При этом сама красавица никого не любит.

Берендей не может поверить в рассказанное боярином и требует, чтобы его приказ исполнили незамедлительно.

В комнату приходит отрок, который предложил Купаве пожаловаться на то, что Снегурочка разбила ее любовь, очаровав Мизгиря.

Царь внимательно выслушал обиженную девушку. Боярин, который стоит рядом, предложил обязать Мизгиря жениться на обманутой им Купаве, но девушка ответила однозначным и гордым отказом. Отныне ее сердце разбито и не может испытывать к парню ничего, кроме горькой ненависти.

Берендей принимает решение судить Мизгиря по правилам народного суда. Приказывает изгнать парня из государства, чтобы тот больше никогда и никого не смог обмануть. Мизгирь защищается, предлагает царю самому пойти посмотреть, насколько красива Снегурочка.

Берендей соглашается на это предложение. Как только он увидел девушку, то сразу же убедился в ее необыкновенной красоте. В этот момент правитель обещает девушке найти для нее красивейшего жениха.

На предложенное царем красавица отвечает отказом, мотивируя это тем, что до сих пор ей неведомо чувство любви.

Жена Бермяты по имени Елена вклинивается в разговор и говорит, что она знает, кто им поможет.

Это пастушок Лель. Только этот парнишка способен растопить холодное и неприступное сердце девушки.

По заданию властелина пастух приглашает Снегурочку всю ночь плести венки из полевых трав, убеждая красавицу, что от этого ее сердце познает истинную любовь.

В то же время Мизгирь не оставляет попыток заполучить девушку себе в невесты.

Действие третье

В берендеевом государстве наступил вечер, и молодежь бросилась водить хороводы. Лель начал петь свои прекрасные песни, которые невероятно понравились царю Берендею. В знак благодарности государь приказывает парню выбрать себе любую невесту, которая одарит его взамен жарким поцелуем.

У Снегурочки загорелись глаза от счастья, и она просит Леля, чтобы тот остановил свой выбор на ней, но парень отворачивается от девушки, выбирая Купаву.

Мизгирь бросается к Снегурочке и клянется ей в своей искренней любви, но девушка пугается его излишней страсти и решительности.

Мизгирь не прекращает своих действий и пытается добиться красавицу силой.

Ей на помощь приходит Леший, который магическим образом создает призрак Снегурочки и уводит безумца прочь.

В то же время Лель продолжает петь своим прекрасным голосом, сводя с ума Елену, боярскую жену, и саму Купаву.

Действие четвертое

Лель заводит со Снегурочкой искренний разговор, в котором рекомендует ей научиться настоящей любви у Купавы. Девушка в слезах бежит к своей матери – Весне и просит научить ее любви.

Мать предостерегает девушку, но все же дает ей венок, приговаривая, что теперь она влюбится в первого встречного. Этим парнем оказывается Мизгирь, которого распирает гордость, что он все же заполучил желаемую любовь.

Жених не хочет ничего даже слышать о страхе девушки перед лучами Ярила и зовет ее с собой на Красную гору, где все жители берендеевского государства собрались встречать солнце.

Как только солнечный круг показывается на горизонте, так сразу же тело Снегурочки начинает таять и превращаться в озеро.

Девушка понимает, что сейчас она умирает, но несмотря на это, все же благословляет свою любовь, так как именно в этот момент смогла испытать настоящие теплые чувства.

Мизгирь не выносит происходящего, плачет и тоскует по любимой. К нему приходит осознание, что боги вот таким способом посмеялись над ним.

Он больше не хочет жить без своей невесты, взаимности которой так долго добивался.

Парень разбегается и бросается с горы прямо в озеро. Государь Берендей уверяет, что жертвы со стороны Снегурочки и Берендея только лишь задобрят Ярило. Он больше не будет мстить и одарит всех жителей царства лучами своего тепла.

Важно! Несмотря на трагическое завершение пьесы, заключающейся в смерти главной героини, а также ее возлюбленного, оригинал произведения читается легко и непринужденно.

Полезное видео

Подведем итоги

В произведении Островского Снегурочка, главная героиня, как и другие персонажи, является отражением тех непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые бывают в реальной жизни.

Многие литературные критики считают, что данная пьеса не просто сказка-феерия, но и наполнена глубоким драматическим смыслом, так как писатель уделил большое внимание вопросу безответной любви и последствиям, к которым она способна привести.

Вконтакте

  1. Как «весенняя сказка» Островского связана с известными вам преданиями и обрядами?
  2. Пьеса «Снегурочка» имеет подзаголо-вок «весенняя сказка». В ней участвуют герои, которые знакомы нам по многим сказкам, легендам и преданиям. Среди них — Снегурочка, ее родители, Весна и Мороз, Леший, известная по народным сказкам Елена Прекрасная. Проводы Мас-леницы — встреча весны, связанные с этим песни, пляски, игры. Это все элемен-ты русских народных обрядов. Так, песня Леля «Туча со громом сговаривалась…» знакома многим с детства.

  3. Какие приметы Весны и Мороза живут с само-го начала в облике Снегурочки?
  4. В облике Снегурочки много черт, свя-занных с ее отцом — Морозом. Имя — от зимнего снега, от зимы и мороза ее кра-сота, которая очаровательна, но холодна. Мы представляем ее прекрасные светлые волосы, ее нежное личико, которое укра-шало, но не радовало жизнь берендеев. Только в конце, перед смертью, лицо Сне-гурочки озарилось счастливой улыбкой.

    От матери Весны — стремление к счас-тью, попытка стать как все, испытать то, что ей пережить не удавалось, — любовь.

  5. Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? От чего она предостерегала доч-ку, надевая венок из цветов на ее голову?
  6. Весна хотела своей дочке счастья и для этого стремилась поселить ее среди счаст-ливого и мирного народа — берендеев. Она говорит не столько Снегурочке, сколько ее суровому отцу: «На свете все живое должно любить».

    Весна стремилась спасти Снегурочку от одиночества.

  7. Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Что он предпринял, чтобы сделать безопасной жизнь Снегурочки среди лю-дей?
  8. Мороз видел, что его дочка Снегурочка отличается от берендеев, и боялся, что она погибнет среди людей. Но Весна говорила, что ей одной в лесу будет плохо, и тогда Дед Мороз решил, что у бобылей она будет жить в большей безопасности. На это со-гласилась и Весна.

  9. Попробуйте описать характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков.
  10. Снегурочка была очень красивой и с го-дами расцветала. Но характер ее оставал-ся таким же, каким был в детстве. Об этом верно говорит Купава, что Снегурочка со-хранила детское тщеславие и не стала серьезнее, не приобрела способности пере-живать глубокие чувства. Она осталась веселым и беспечным ребенком.

  11. Почему встреча с Мизгирем была так радостна для Снегурочки?
  12. Встреча с Мизгирем разбудила ее серд-це. Она увидела, что Мизгирь не просто восхищается ее красотой, но любит силь-но и отважно.

  13. Как в последние минуты перед появлением Ярилы проявляют себя Снегурочка и Мизгирь? Что отличает любовь Снегурочки от страсти Мизгиря?
  14. Берендеи поняли, что в Снегурочке на-конец появилось теплое чувство к друго-му человеку. Они увидели, что холодная как снег красавица готова полюбить Миз-гиря. Но сердце у нее изо льда. И как только она полюбила, сердце ее согрелось и растаяло. Снегурочка гибнет: она не со-здана для горячих чувств. И все же для нее эта гибель радостна — она пережила чувство привязанности к другому челове-ку. Ее любовь красива и бескорыстна. Лю-бовь Мизгиря не в силах изменить саму Снегурочку. Материал с сайта

  15. Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушила праздника берендеев?
  16. Согласны ли вы со словами царя: «Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут».
  17. Мы помним, что перед нами — не исто-рия жизни живых людей, а «весенняя сказка». А сказка должна завершаться счастливо, в ней всегда побеждают добрые силы. В царстве Берендея царят ровные и доброжелательные отношения между людьми. И даже яркая страсть у них при-носит радость, а не разрушает ничьей жизни. Такие радостные отношения свя-зали Купаву и Леля. Мизгирь же сначала выбрал своей невестой Купаву, потом страстно добивался любви Снегурочки, которая могла погибнуть, ответив на его чувство. В результате Снегурочка счаст-лива погибнуть ради того, чтобы стать та-кой, как все. Мизгирь не в силах спасти ее. Понимая это, он расстается со своей жизнью. Холодный нрав Снегурочки и яркая страсть Мизгиря ведут к тому, что исчезают из жизни берендеев, потому что им в ней нет места. И пьеса завершается общим радостным хором берендеев, сла-вящих Солнце.