Рассказ дошкольникам о гжельской росписи. Гжель. История промысла. Продуктивная деятельность: Аппликация

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для старшей группы детского сада.

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.


Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Воспитатель:

Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.

Как хороша - эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали?

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.

Отгадайте загадку:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Расскажу вам сказку.

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

О каком промысле эта сказка?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Каким узором украшают мастера свои изделия?

Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.


Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.


Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.


Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.

Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.


Статуэтка украшенная классической гжелью

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!


Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.


Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась и в интерьере

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.


Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.


При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.


До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.


Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:



Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной
  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).


Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.


Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля
В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.


Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

Гжель - это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» - привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика - в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса - технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель - это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора - идеально гладкая, а фон - белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели - лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.

Конспект занятия по изобразительной деятельностис детьми
старшей логопедической группы

Волшебная гжель

Белякова Ирина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга

Пояснительная записка:

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Мною разработана серия занятий и игр, объединенных общим сюжетом «Волшебная гжель».

В средней группе дети получают первоначальные представления о народном промысле Гжели, учатся видеть самобытность и красоту изделий. Рассматривают на выставке различные изделия народных промыслов, учатся находить среди них предметы - гжели.

В старшей группе дети знакомятся с гжельской росписью, с историей возникновения народных промыслов Гжели.

В подготовительной к школе группе детей учим различать гжель по особенностям росписи, цвета красок, знакомим с технологиями изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего, приобщаем к посильному участию в создании образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

Так реализуется связь с другими видами деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, художественно-речевой (театрализованные утренники, праздники и развлечения).

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип психологической комфортности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Задачи:

Образовательные:

Дать понятие декоративно-прикладного искусства.

Продолжить знакомить с народным промыслом Гжели:

ü учить видеть самобытность и красоту изделий,

ü учить выполнять узор из растительных элементов по краям каймы, составлять узор на различных формах

ü развивать чувство цвета, ритма.

Коррекционные:

Развитие мелкой моторики.

Развитие творческого воображения.

Развитие речевой активности.

Развитие внимания.

Воспитательные:

Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту окружающих предметов

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность

Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.

Предварительная работа:

Знакомство с промыслом Гжели

Рассматривание книг, открыток, альбомов, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Материал и оборудование:

Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящейся к гжельской и другим промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Игра «Собери посуду» (осколки гжельской разбитой посуды). Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, салфетки, вода, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

1. Вводная часть.

В: Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!

2. Основная часть «Волшебная гжель»:

В: Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми!

Ответы детей: Гжельская роспись

В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.

В: Небесно-голубое чудо - волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.

Гжель - это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов: белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия - ГЖЕЛЬЮ.

В: Кто расписывает такими узорами?

Дети : Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?

Дети: в поселке Гжель.

В: Вспомните, из чего делают такую посуду?

Дети: Из глины

В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети : Может, если ее уронишь или сильно ударишь.

В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Дети складывают разрезные картинки.

В: Как называется посуда, которую вы сложили?

Дети : Гжельская

В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)

АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!

С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!

Край фарфорового чуда, а кругом него леса

Синеглазая посуда, как весною небеса!

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Как можно охарактеризовать эту посуду?

Дети: Нарядная, красивая, праздничная.

В: Что делает эту посуду такой?

Дети: роспись

В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)

Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?

Дети: ответы

В : Правильно, молодцы!

Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник - надуть живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник -другая согнута, как носик

Вот фарфоровые чашки - приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки

Вот фарфоровые блюдца - кружатся, рисуя руками круг

Только стукни - разобьются

Вот серебряные ложки - потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес - сделать большой круг.

В : А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.

Морфологическая дорожка:

1 карточка - белая глина

2карточка - цвет росписи

3карточка - элементы росписи

4карточка - предметы промысла

Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре - мы посуду перемыли!

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали!

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила, все ли необходимые цвета у вас есть?

Д: нет голубой краски.

В: Что мы будем делать? Конечно, смешаем на палитре белую и синюю краски. Отмечаем, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Лист(заготовку) можно вращать для более удобного положения. Показать несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цвет). Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Дети самостоятельно работают. В процессе работы индивидуально оказывается помощь.

3. Заключительная часть. Итог занятия.

В: Молодцы ребята! Вы очень старались, ваша посуда получилась очень красивая, роспись, как у настоящих гжельских мастеров!

Я предлагаю организовать выставку ваших замечательных работ, чтобы ими могли полюбоваться другие ребята и ваши родители!

You have no rights to post comments

Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет «ГЖЕЛЬ» фломастером поэтапно с фото


Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, руководитель изостудии МДОУ ЦРР д.с. №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинской области

Назначение:
Создание учебных работ
Материалы:
Бумага А3 белая, фломастеры, восковой мелок, кисти, вода.
Цели:
Знакомство с голубой гжелью
Задачи:
Обучение способам рисования гжельских узоров
Воспитание патриотизма
Развитие любознательности, фантазии и воображения

Предварительная работа:
1 - Знакомство с Гжелью (презентация, рассказ о промысле)
2 - Просмотр презентации
Птицы:




Пейзажи:





Голубая гжель прекрасно смотрится в любых материалах. Это вышивка на ткани, на валенках, вышивка лентами, роспись по дереву, аппликация, витраж, изразец, квилинг.
Вариации на тему Гжели:









Литературное приложение:
Стихи про гжель
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Светлана Ледкова
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.

Практическая работа:
Гжель - русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи. Знакомимся с элементами гжельской росписи. Это сеточка, капелька, мазок с тенью, различные бордюры. Рисуем их кистью, а затем берем в руки фломастеры.


1 – кувшин


Обводим кувшин по контуру через копировальную бумагу (для старшей группы) . Воспитанники подготовительной группы обводят картонную заготовку самостоятельно.


Дорисовываем линии разграничения. Отделяем носик, крышку, донышко и ручку от туловища.


Узором «сеточка» декорируем дно и крышку. Рисуем узоры на ручке и носике



Начинам рисовать туловище птицы. Рисуем голову, хохолок, клюв, лапки.




Добавляем два овала. Это будущие крылья. Рисуем хвостик.


Усиливаем хвост дополнительными перьями. Украшаем крылья узором «сеточка».


На концах крыльев рисуем перья. Продолжая хохолок, рисуем над птицей декоративный цветок.




Детские работы:
(подготовительная группа)
На некоторых кувшинах изображена не птичка, а рыбка. Нарисовать сказочную рыбку еще проще, чем птицу.







2 – сырная доска



На сырной доске птички рисуются немного проще. Крылья у них сложены. Главное украшение – это большой хвост. Отверстие, на котором висит дощечка, становится центом сказочного цветка. Края сырной доски дети декорируют по-своему, используя знакомые элементы росписи. Фон оттеняем восковыми мелками. Рисуем легко, держим мелки плашмя.
Детские работы:
(старшая группа)




3- гжельский пейзаж



Для получения эффекта мазка кистью, мы будем применять частичное размывание рисунка. Фломастер слегка «потечет», но четкий край останется.


Рисуем теремок
Рисуем основной прямоугольник. Затем добавляем к нему пристрой. Надстраиваем остроугольные и тупоугольные крыши терема.




Декорируем крыши, прорисовываем балюстраду, горизонтальными полосками изображаем бревна.



На пригорке размещаем небольшую избушку. Рисуем крышу с трубой.
Добавляем облака, деревья и кустарники



Размываем рисунок.


Детские работы:
(подготовительная группа)