Основные геометрические фигуры на посуде. Проект "геометрические узоры и орнаменты на посуде". Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную

Проект

Кто придумал посуду?

  • Каждый день в быту мы многократно используем различную посуду, но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела и как использовалась. Посуда появилась очень давно, ее история уходит в древние века.


Как появилась посуда у древнего человека?

    Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.


  • И только в эпоху неолита - в последнюю эпоху каменного века(приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.


  • Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.



    Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.



    Древнейшая керамическая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.



    Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.


  • Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.


Из какого материала сделана эта посуда?

  • Деревянная посуда


Металлическая посуда

  • Металлическая посуда


Фарфоровая посуда

  • Фарфоровая посуда


Глиняная посуда

  • Глиняная посуда


  • Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Думал для чего она нужна и как ее украшать.


Что такое сервиз?

  • СЕРВИ́З – это франц. прибор столовой или чайной, кофейной посуды.



Тема проекта: Узоры и орнаменты на посуде. Цель проекта:. - Познакомиться с использованием в декоративном украшении различных геометрических узоров; -Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом; -Создать самим образцы посуды со своим узором; -Учить пользоваться дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями, интернетом.








Посуда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли Интернет-ресурсы. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид, стильный и очень привлекательный. Посуда с геометрическими узорами выглядит очень красиво! Мы создали альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены фотографии наиболее понравившихся нам узоров, которые мы видели в различных местах и исчерпали из различных источников.







обязательное условие для успешного развития ребенка и его социальной адаптации. Хорошо ориентируясь в быту, он будет чувствовать уверенность в себе, испытывать интерес к повседневным делам, к ведению домашнего хозяйства.

Хорошо помогают освоить тему «посуда» раскраски; для малышей это самое доступное средство после игрушечных кухонных принадлежностей.

Поэтому в том случае, если еще не куплена игрушечная посуда, раскраска для детей становится основным средством изучения непознанного еще ими мира – мира кухни. Если же игрушечная посудка уже имеется в наличии, можно сопоставлять ее предметы с картинками, развивая тем самым умение устанавливать пространственные связи.

Помогают малышам наполнять цветом посвященные теме «посуда» раскраски картинки, на которых представленные предметы уже окрашены. Это делает их более узнаваемыми и позволяет определиться с выбором нужного цвета. Но при желании, ребенок вполне может использовать свою собственную палитру, создавая такие варианты расцветок, какие кажутся ему более привлекательными. Если имеется игрушечная посудка, ребенок может использовать ее в качестве образца для раскрашивания.

Можно использовать раскраску и для других целей. Например, если распечатать некоторые предметы посуды на цветных листах, то получатся замечательные шаблоны для создания аппликаций – достаточно вырезать их и приклеить на основной фон, создав интересную композицию. Можно использовать и распечатки на белых листах бумаги, переводя их на цветные листы через копирку или при помощи кальки.

Раскраска столовый прибор

Еще один интересный вариант работы с раскраской – заполнение контуров изображенных на листах предметов крупой, цветным песком или кусочками цветной бумаги. Контуры посуды достаточно широкие, а сами предметы крупные. Это и позволяет использовать их для освоения крупопосыпания или мозаики.

Можно создать из цветных , работая с которыми, малыш лучше запомнит названия различных предметов кухонной утвари. Детям нравится работа с таким дидактическим материалом. Они охотно группируют изображения согласно определенному признаку и с удовольствием играют в игры наподобие «назови предмет».

С древних времен люди пытались сделать вокруг себя мир прекрасней. Поэтому они украшали всё, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся геометрических фигур, отрезков, точек. Постепенно в орнаменты стали вплетаться растительные элементы, символически приближенные к геометрическим.

на посуде

Орнаменты - это рисунки, в которых одна (основная) часть повторяется. Обычно узоры на посуде имеют которые либо опоясывают кувшины, бокалы, вазы, либо проходят по кругу края тарелок, блюдец, подносов, мисок, кастрюль и другой кухонной утвари.

Однако сегодня искусство украшения посуды шагнуло далеко вперёд. Художники, и сервизы, уже не хотят ограничиваться только геометрическими орнаментами. Такой приём, как барельефы, при украшении посуды используется вместе с узорами в полосе. Таким образом, становится понятно, что узоры на посуде выполняются не только красками.

Сюжетная роспись посуды

Всем известны кофейные сервизы «Пастушка», расписанные сюжетными картинками романтического свидания вельможи и молоденькой пастушки - каждый предмет разрисован отлично от других, иллюстрируя один из сюжетов встречи. Узоры на посуде «Пастушка» в виде геометрического орнамента можно увидеть лишь по краям чашечек и блюдец. Этот способ росписи используется сегодня многими фирмами, знаменитыми современными брендами, изготавливающими посуду.

Составление проекта во втором классе

Сегодня в учебной программе часто используют такой метод обучения, как составление проектов. Например, второклассникам на уроке математике предлагается такой проект: «Узоры на посуде и орнаменты: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».

Сначала ученик должен дать определение словам «узор», «орнамент», «геометрические фигуры», «барельеф». Затем поясняется, какими могут быть орнаменты.

Излагая материал далее, дети выделяют узоры из сочетаний точек и сплошных, зигзагообразных либо извилистых линий. Описывая те или иные узоры на посуде, фотографии которых предоставляются в проекте, ребёнок отмечает, выполнены они красками или имеют вид барельефа.

Мастер-класс в проекте

Можно также включить в проект мастер-класс по украшению посуды геометрическим орнаментом. Для этого потребуется фотоаппарат и дидактический материал: бумажный круг, имитирующий тарелку, и разноцветные геометрические фигуры: кружочки, треугольники, ромбы, квадратики.

1 фото должно запечатлеть весь материал, приготовленный для работы.

2 фото - первый шаг, например, наклеивание на тарелку ромбиков на одинаковом расстоянии друг от друга.

3 фото - второй шаг, например, расположение между ромбами кружков.

4 фото - третий шаг, во время которого производится распределение между кружочками треугольников.

5 фото может быть итоговым, на котором запечатлен окончательный продукт - готовая украшенная тарелка.

Так как узоры на посуде могут быть и в виде сплошных линий (прямых, волнообразных или зигзагов), то уместно использовать и этот метод росписи в мастер-классе.

Под каждым фото в мастер-классе нужно делать исчерпывающее описание произведенного действия.