Nd фильтр нейтральной плотности. Какой ND-фильтр выбрать - моя золотая середина. На что обратить внимание при выборе фильтра

Нейтральный фильтр также можно называть затемняющим или ND-фильтром (Neutral Density). Если вы обожаете фотографировать с длинной выдержкой , то с нейтральным фильтром вы можете заниматься любимым делом не только ночью, но и в ясный полдень.

Затемняющий фильтр делает ровно то, что указано в названии – затемняет, то есть, уменьшает световой поток. Это может быть полезно в следующих ситуациях:

  • Вы хотите сфотографировать портрет на открытой диафрагме , чтобы сделать глубину резкости поменьше, но мешает яркий свет, заставляя вас закрывать диафрагму.
  • Вы пытаетесь днём сделать портрет со вспышкой , но в вашей камере нет FP-синхронизации , и выдержка ограничивается камерой.
  • Хотите сделать размытие движущихся объектов или красиво сфотографировать водопад, но света слишком много для длинной выдержки.
  • Избавиться от людей на оживлённой площади, чтобы сфотографировать архитектуру.

Вот, например, обычная фотография с короткой выдержкой:

Увеличиваем выдержку:

Видно, что осталась только пара, которая села на окрашенную скамейку и приклеилась, да турист с картой, которого парализовало.

Если ещё увеличить выдержку, то вообще никого не останется:

Цвет и свет на этих фотографиях разный, потому что погода стремительно менялась.

Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый – ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2+ND4=ND8.

Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше, а так же, вы вынуждены будете использовать штатив . Кстати, покупать ND2 я особого смысла не вижу, подобное затемнение вам обеспечит обычный поляризационный фильтр .

По поводу поляризационных фильтров, среди всех нейтральных особняком стоят фильтры с переменным затемнением. Дело в том, что такие фильтры состоят из двух поляризационных, как бутерброд. Причём, линейные части этих фильтров повёрнуты внутрь, то есть, обращены друг к другу. Такая конструкция предъявляет высокие требования к качеству поляризационных фильтров.

Мы уже говорили, что нет особой разницы между поляризационными фильтрами, если использовать их по одиночке, так как неравномерность поляризации на фото обычно совсем не заметна. Совсем другое дело, если вы используете фильтры последовательно, так как неравномерность поляризации одного фильтра при прохождении через второй будет выражаться в тёмных полосах на фотографии.

Именно поэтому, если вы решили купить регулируемый затемняющий фильтр, я категорически не рекомендую дешёвую китайскую продукцию, так как вместо фильтра вы получите одно расстройство.

Хорошим фильтром считается Kenko NDX, он позволяет варировать затемнение от ND2 до ND1000. Причём, муар в виде тёмных полос появляется только в самом экстремальном положении. При нормальном использовании затемнение равномерное без перекосов в цветовом балансе. Это профессиональная техника, поэтому приготовьтесь выложить кругленькую сумму.

При приближении к максимуму начинают появляться тёмные области. В данном случае повезло, потемнело только два угла, как будто фото сделано с градиентным фильтром :

Всё в Kenko NDX хорошо, мне только не понравилась коробочка. Она, конечно, красивая, но уж слишком хрупкая и неудобная. Коробка для фильтра должна быть из мягкого пластика и квадратной формы, а не вот это:

C достаточно тёмным ND-фильтром, особенно с Kenko NDX можно фотографировать небольшой ядерный взрыв и даже пятна на Солнце:

Только вам для этого понадобится объектив с фокусным расстоянием более 300мм. Я снимал на 28-300 и, конечно, для этого неплохо бы иметь камеру с разрешением, хотя бы как у Nikon D800 . Ещё не забудьте почистить матрицу , иначе за пятна на Солнце вы будете принимать пятна на вашей матрице.

Есть ещё одна хитрость. Когда вы фотографируете с затемняющим фильтром со штатива, ваша камера будет неправильно оценивать экспозицию из-за того, что свет на экспонометр будет попадать через открытый окуляр. Рекомендую закрыть его пальцем, чтобы не получить тёмное фото. На более серьёзных камерах рядом с окуляром есть рычажок, которыйй опускает шторку специально для этих целей. Обычно этот рычажок слева сверху от окуляра:

Использовать затемняющие фильтры надо с умом. Нейтральный фильтр не делает ваши фото лучше, он просто делает их другими, а сам фильтр – это просто способ достичь ваш художественный замысел.

Вот фото с нейтральным фильтром:

А вот с поляризационным:

Или так, здесь бы фильтр всё испортил:

Спасибо за внимание.

Коротко. Цель ND-фильтров – уменьшение количества света, попадающего в на матрицу, поэтому их можно назвать солнцезащитными очками вашего дрона.


ND фильтр обеспечивает снижение количества света, который попадает на матрицу, обеспечивая более длительную экспозицию. Уменьшение количества света может быть необходимо в нескольких случаях. Например при съемке в горах, где много снега, либо при съемке на песчаных пляжах. В таких ситуациях минимальной выдержки камеры может не хватить, чтобы обеспечить необходимую экспозицию. Кроме того, ND фильтры могут быть использованы, чтобы подчеркнуть движение (например, капель водопада) или придать изображению более мягкий сюрреалистический вид или даже убрать динамические объекты с пейзажа. Использование фильтра для коптера поможет настроить необходимую экспозицию при съемке рек, водопадов и других «движущихся картинок».

ND фильтр - это не просто лист затемненного стекла, размещаемого перед объективом камеры. Качественный светофильтр должен снижать уровень света, при этом не оказывать влияния на контраст, провоцировать появление бликов и самое важное влиять на резкость и детализацию. Поэтому выбор производителя фильтров крайне важен. Недорогие наборы фильтров, производимые небольшими компаниями могут не отвечать всем требованиям и одновременно со снижением количества света «дополнять» изображение лишними бликами и переотражениями. Поэтому важно выбрать хорошо зарекомендовавшего себя производителя.

Эффект, которого можно достичь с помощью ND фильтра, практически невозможно воссоздать при обработке снимка.

Но куда большее значение ND фильтры имеют для съемки видео. Все дело в том, что современные камеры позволяют снимать с очень короткой выдержкой, которая полезна для съемки четких фото, но наоборот не подходит для съемки видео. При съемке с короткой выдержкой видеоряд может получиться слишком резким и «дерганым». Камеры некоторых коптеров позволяют ограничить количество света при помощи лепестковой диафрагмы (например или камеры DJI Zenmuse X4s или X5/7 c полноценными объективами), но даже это не всегда помогает. Закрывать диафрагму до бесконечности нельзя, т.к. это может провоцировать снижение детализации и деградацию изображения, а также влияет на глубину резкости, что может быть неприемлемо для какой-либо конкретной задачи (особенно это касается длиннофокусных объективов для камер Zenmuse). Поэтому для увеличения выдержки логично и просто использовать именно ND фильтры. Таким образом мы имеем возможность снимать видео на требуемой для получения «киношности» выдержке в районе 1/100-1/120, при этом не закрывая диафрагму больше необходимого и не рискуя получить размытое изображение.

Нейтральные фильтры различаются по силе затемнения. Чем выше плотность фильтра, тем меньше света он пропускает в кадр.

ND фильтры помогут сделать эффектные фотографии воды – бушующая горная река мгновенно превращается в молочную пену. И сделать подобный снимок


При этом владелец коптера может сделать такой снимок даже в солнечную погоду.

Показатель f-stop – это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка. А если простыми словами, то чем больше число «F-stop», тем меньше света попадет в объектив. Это позволит Вам лучше контролировать экспозицию изображения или видеоматериала, которые Вы пытаетесь захватить в полете.

Чтобы узнать, как различные модели фильтров ND соотносятся с уровнем «F-stop», см. таблицу ниже.


Кроме ND фильтров существует множество фильтров для вашего дрона, и все они дадут разные результаты:


CPL/PL - это фильтры имеющие поляризационный слой и позволяющие убрать блики и отражения от отражающих свет поверхностей, воды, стекла и т.п. (кроме металла). Кроме того, такие фильтры способны усилить цвет неба и листвы, но нужно помнить, что работают они только под определенным углом.

Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Если солнце находится сзади коптера или наоборот светит в объектив, то действие фильта будет практически не заметно или не заметно совсем. Кроме того, любой поляризационный фильтр имеет некоторый процент затемнения, это также стоит учитывать при съемках на закате или восходе для контроля выдержки и чувствительности.


Градиентные фильтры - это фильтры, имеющие плавное затемнение от одной стороны к другой. Такой фильтр можно считать разновидностью ND фильтра, но обеспечивающей плавный переход от затемненной части к полностью прозрачной. Такой фильтр можно использовать, чтобы затемнить небо, сохранив при этом яркость на земле. Например такое может пригодиться при полете над лесом в ясный день. Нижняя более светлая часть даст проработку деталей деревьев, а верхняя часть будет затемнена.

Серия это отличное решение для съемки пейзажей. Используя обычный ND фильтр, Вы можете правильно выставить параметры съемки только для неба или только для земли, с градиентным фильтром Вы можете получить наиболее широкий динамический диапазон.

ПОМНИТЕ: использование конкретно фильтра может частично отражать ваш стиль как оператора или фотографа. Поэтому выбирайте тот, который вам подходит.

Если подытожить, то простые в использовании быстросъемные фильтры, могут помочь Вам получить качественные и красивые кадры и минимизировать количество последующей обработки в редакторе. Нейтральные фильтры не только не помешают любителям аэрофотосъемки и видеооператорам, но и помогут поднять качество материала на более высокий уровень.

Для тех кто задумался о покупке, мы сделали подборку фильтров по моделям фильтры для

ND фильтр (или нейтрально-серый фильтр) – это солнечные очки для объектива. Правда, в отличие от солнечных очков, ND-фильтр не придает фотографии никакого оттенка. Поскольку естественная цветопередача важна для фотографа, нейтрально-серые фильтры уменьшают количество поступающего в света, не изменяя его цвет и природу.

Эффект от ND-фильтра может быть значительным. Некоторые фильтры блокируют почти весь свет, поступающий в объектив, позволяя получить результат, недоступный обычными способами. Другие блокируют только часть света, придавая сюжету особую выразительность. Нейтрально-серые фильтры могут то, что пока недоступно в компьютерной обработке. Они защищают фотографию от потери деталей еще при съемке, что освобождает фотографа от необходимости восстанавливать утерянные детали.

Существуют четыре основных вида ND-фильтров, и именно о них мы поговорим в этой статье. Речь пойдет о стандартных, вариативных, градиентных и реверсных градиентных фильтрах. Все они используются в разных условиях съемки и производят разный эффект.

Стандартный нейтрально-серый фильтр

Стандартный ND-фильтр пропускает равномерное количество света по всей своей поверхности. Такие фильтры бывают округлой, а также квадратной и прямоугольной формы (вставляются в специальные держатели). Поскольку нейтральные фильтры имеют равномерную яркость по всей поверхности, круглая форма наиболее популярна благодаря простоте использования.

ND-фильтры бывают разной плотности (по количеству пропускаемого света). Плотность фильтра измеряется в шагах экспозиции (стопах). Один шаг экспозиции уменьшает объем света вдвое. На ободке фильтра его плотность указана в следующем виде: 0.3 EV или 1 stop или x2. Чем больше эта цифра, тем темнее фильтр, и тем сильнее нужно компенсировать экспозицию, а именно, удлинять выдержку, повышать светочувствительность или открывать диафрагму, чтобы добиться правильных параметров. Чаще всего изменяется именно выдержка: ее делают длинной, чтобы размыть движение в кадре.

Обозначения на фильтре могут быть разными, но смысл у них один: x2 (иногда 2x) – означает, что выдержку нужно увеличить вдвое (например, 1/30 вместо 1/60), 4x означает, что выдержку нужно увеличить в четыре раза (1/15 вместо 1/60) и т.д. Это напрямую влияет на количество шагов экспозиции, необходимых для компенсации уменьшенного объема света. Показатель « .3» обозначает оптическую плотность фильтра и по мере ее увеличения на «.3», объем света уменьшается на один шаг экспозиции.

Стандартные ND-фильтры можно использовать в разных условиях съемки. Например, водопад на ярком солнце можно снять с выдержкой не длиннее 1/30. Этого не хватит для эффекта «шелковой» воды. А если использовать ND-фильтр, который увеличит экспозицию на 3 стопа, выдержка станет 1/4, и этого хватит, чтобы размыть воду. Бывает и так, что при ярком солнечном свете нужна открытая , но выдержка уже максимально короткая, и диафрагму приходится закрывать, иначе кадр будет пересвечен. Но если прикрепить к объективу ND-фильтр, экспозиция увеличится на 2 стопа, что позволит сильнее открыть диафрагму. Наконец, нейтрально-серый фильтр также используют для того, чтобы размыть все движущиеся объекты (об этом будет рассказано в разделе о вариативных фильтрах).

Вариативный ND-фильтр

Вариативный нейтрально-серый фильтр – это гибкий вариант стандартного ND-фильтра. Преимущество такого фильтра в том, что он охватывает целый диапазон различных плотностей, до 7-ми стопов. Недостатком является его высокая цена.

Вариативный ND-фильтр может быть только круглым. Он состоит из двух присоединенных друг к другу фильтров, при прокручивании которых меняется объем поступающего на света. Круглая форма фильтра создает некоторые препятствия – например, на широкоугольных объективах может наблюдаться сильное виньетирование, а на объективах «рыбий глаз» такие фильтры не используют, поскольку нужна плоская поверхность линзы.

Основное преимущество вариативного ND-фильтра – это возможность подобрать любое значение для нужного объема света. Ниже показаны примеры фотографий, снятых при наличии ND-фильтра Singh-Ray с диапазоном от 2 1/3 до 8 стопов затемнения. Давайте рассмотрим практический пример:

Первый кадр снят при максимально длинной выдержке без фильтра. Параметры съемки: f/13, ISO 100 и допустимая выдержка при них — 1/25.

Для второго кадра уже использован фильтр, выдержка увеличилась до 1/5 при минимальном затемнении.
Заметили белую полоску на переднем плане? Это размытый след от машины. Он размыт гораздо сильнее, чем машина на первой фотографии. Экспозиция уменьшилась на 2 1/3 шага. Теперь увеличим значение ND-фильтра почти до максимума, и посмотрим, что получилось:

Кадр снят при выдержке в 3 секунды, и машин на переднем плане уже не видно. Наконец, повернем фильтр до максимума, и выдержка станет 10 секунд. Обратите внимание на дым из трубы, он совсем размыт.

Градиентный ND-фильтр

Градиентный нейтрально-серый фильтр подходит для нескольких ситуаций. Принцип его работы состоит в мягком переходе от светлой области кадра к темной. Количество стопов в верхней части фильтра может составлять от 1-го до 4 стопов, а переход между темной и светлой областью фильтра может быть как жестким (четкая граница), так и мягким (более размытая граница). Фильтры могут быть круглыми, квадратными и прямоугольными. Они также бывают разных размеров (для больших объективов).

Чаще всего градиентный ND-фильтр используется для того, чтобы притемнить светлую часть кадра, например, небо. Человеческий глаз способен воспринимать 14 EV (шагов экспозиции) света, поэтому небо и земля могут казаться одинаково освещенными. Однако современные камеры способны передать только 8-9 EV света, поэтому, когда небо светлое, а передний план – темный, нужно использовать фильтр, чтобы сравнять небо и землю по экспозиции.

Вот две фотографии одного пляжа. Я выставил экспозицию по лому на переднем плане. Заметили яркое пятно на месте солнца? Его трудно не заметить. Оно портит снимок. А также обратите внимание на (ниже под фотографией), которая показывает, что в тенях провалов нет, чего я и добивался.

Тем не менее, света оказались пересвеченными, о чем говорит белый треугольник в правой части графика. Чтобы сравнять экспозиции переднего и заднего планов, я использовал градиентный серый фильтр плотности 2x и разместил его так, чтобы мягкий переход между прозрачной и серой его частями заканчивался там, где начинается передний план на снимке.

А вот соответствующая гистограмма.

С помощью градиентного ND-фильтра мне удалось сдвинуть информацию о светах влево. Появился небольшой провал в тенях (на силуэтах людей), но информации для редактирования фотографии в графическом редакторе теперь гораздо больше. Экспозицию нужно замерять по переднему плану до установки фильтра и выбрать фильтр такой плотности, которая сможет компенсировать засветы на заднем плане. Иначе камера примет во внимание область кадра, закрытую фильтром, и у вас получится пересвеченная фотография.

Реверсный градиентный ND-фильтр

Наконец, еще один вариант ND-фильтра – это реверсный градиентный фильтр. Он используется для специфических целей, однако, если проявить смекалку, можно найти еще больше областей его применения. Чаще всего этот фильтр используют для съемки закатов и восходов, чтобы блокировать интенсивный свет по линии горизонта и проявить передний план. От самой темной части фильтра посередине до его верхнего края плотность постепенно снижается примерно на один шаг экспозиции, чтобы проявить небо в верхней части фотографии. Перед использованием фильтра лучше замерить экспозицию по переднему плану.

У этих фотографий почти одинаковая экспозиция (фотография справа темнее фотографии слева где-то на 1/3 стопа), что видно по гистограммам. Как видно по гистограмме слева – благодаря фильтру хорошо сохранились детали в светах.

Заключение

ND-фильтры бывают разных видов и используются в разных условиях съемки. С их помощью можно расширить динамический диапазон камеры, а не жертвовать светами или тенями. Вне зависимости от типа, ND-фильтр пригодится любому фотографу в его работе.

Нейтрально-серые фильтры блокируют поступающий на матрицу фотоаппарата световой поток и защищают кадры от пересвета. Степень понижения уровня освещенности зависит от плотности компонента. При этом не искажается цветопередача. Обозначаются как ND.

Нейтральные серые фильтры используют:

  • для снижения глубины резкости при слишком ярком освещении;
  • для придания эффекта размытия при движении объектов;
  • для добавления длины выдержки без потери качества снимка.

Как выбрать подходящий нейтрально-серый фильтр для фотокамеры

При выборе нужно учитывать плотность. Она отражается в маркировке и указывает, во сколько раз уменьшится количество цвета, прошедшего через светофильтр.

Необходимо учитывать диаметр элемента, измеряемый в миллиметрах. Значение должно быть аналогичным размеру объектива фотокамеры. Аксессуар крепится с помощью фиксаторов и имеет круглую резьбу для монтажа прямо перед линзой объектива.

Дополнительное просветляющее покрытие уменьшает эффект удвоенной картинки и засветки. Чернение крепежей и оправы стекла нивелируют эффект виньетирования.

Предпочтительней к выбору модели нейтрально-серых фильтров известных фирм: Polaroid, Hoya, Fujimi, Kenko, JJC и др.